Санкционные войны и их последствия
Савицкая К.С.1, Абросимова А.С.1
1 Выборгский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Скачать PDF | Загрузок: 6 | Цитирований: 10
Статья в журнале
Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 6, Номер 3 (Июль-Сентябрь 2016)
Цитировать:
Савицкая К.С., Абросимова А.С. Санкционные войны и их последствия // Экономические отношения. – 2016. – Том 6. – № 3. – С. 49-53. – doi: 10.18334/eo.6.3.37370.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=29970147
Цитирований: 10 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Исследовательская работа посвящена проблеме развития экономики России и Евразийского экономического союза, обусловленной введением антироссийских санкций. Авторы анализируют таможенную статистику для оценки влияния экономических санкций на основные показатели внешней торговли. На основе проведенного анализа авторы приводят варианты поддержание принципов общего рынка в ЕАЭС.
Ключевые слова: экспорт, ввп, импортозамещение, санкции, ЕАЭС, единый рынок
Введение
С учетом сложившейся на сегодняшний день нестабильной экономико-политической ситуацией на мировой арене вопрос обеспечения устойчивой экономической безопасности государства приобретает чрезвычайную важность. Особенно остро этот вопрос затрагивает интересы Российской Федерации.
Основная цель нашего исследования состоит в исследовании основных проблем, обусловленных введением антироссийских санкций, для развития экономики России и Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС).
Для достижения этой цели нужно определить следующие задачи:
– оценить влияние экономических санкций на развитие ЕАЭС;
– определить тенденции изменения показателей внешней торговли в современных условиях;
– выявить основные проблемы, возникшие в результате применения экономических санкций;
– проанализировать возможности сохранения и развития единства рынка ЕАЭС.
Россия, как негласный лидер ЕАЭС, в первую очередь ощущает на себе изменения, происходящие в экономическом и политическом мире, которые по инерции будут отражаться на экономиках стран-участниц ЕАЭС – Белоруссии, Казахстане, Киргизии и Армении.
На момент вступления в силу Договора о ЕАЭС суммарный ВВП стран-участниц составил 85 % ВВП всех стран СНГ, промышленный потенциал оценивался в 600 млрд долл. Совокупный объем ВВП ЕАЭС составляет 4,5 % мирового ВВП. [1]
Участие в интеграционном объединении способно принести взаимную выгоду всем его участникам, а именно:
— стабильное увеличение ВВП;
— благодаря снятию взаимных ограничений в торговле снизятся цены на ряд товаров;
— повышение производительности труда будет способствовать увеличению уровня заработной платы;
— повышение производительности также будет способствовать увеличению спроса на товары и как следствие увеличению объемов рынка товаров;
— развитие экономики повлечет за собой увеличение уровня благосостояния населения.
Внедрение странами Европы и США санкций вынудило Россию принять меры противодействия. В такой ситуации было бы естественным присоединение наших партнеров по ЕАЭС к ответным санкциям. Однако страны-участницы ЕАЭС не только не присоединились к антисанкциям, а решили на них заработать.
На сегодняшний день санкции подрывают основную цель Евразийского экономического союза – создание единого рынка.
В структуре экспорта России (1991-2014 гг.) преобладают топливные и сырьевые ресурсы, на их долю приходилось более 70 %. [2]
Для того чтобы оценить влияние экономических санкций на основные показатели внешней торговли, следует обратиться к данным таможенной статистики.
По оперативным данным объем внешней торговли товарами государств – членов ЕАЭС с третьими странами за январь – март 2016 года составил 106,7 млрд долларов США, в том числе экспорт – 66,7 млрд долларов, импорт – 40 млрд долларов. По сравнению с аналогичным периодом 2015 года объем внешней торговли сократился на 27,2 %, или на 39,8 млрд долларов. Объем экспорта товаров снизился на 32,6 %, или на 32,3 млрд долларов, импорт уменьшился на 15,7 %, или на 7,5 млрд долларов. Сальдо внешней торговли товарами сложилось положительное в размере 26,7 млрд долларов. В январе – марте 2015 года его величина составляла 51,5 млрд долларов. [3]
На фоне общего снижения товаропотоков с Евросоюзом, динамика взаимоотношений России со странами Северной Африки и Азии выглядит позитивно. Происходит переориентация товаропотоков со стран Европы на Азиатско-Тихоокеанский регион.
После введения антироссийских санкций многие аналитики начали писать о том, что сложившаяся ситуация окажет благотворное влияние на экономику России и ЕАЭС путем направления, имеющихся ресурсов на развитие импортозамещающих производств. [4]
Россия не имеет необходимого количества ресурсов для осуществления всех своих планов в области импортозамещения. Выходом может стать перепрофилирование существующих производств.
ЕАЭС далеко не идеален – внутри него экспортные пошлины определяются самостоятельно каждой страной, нет единого органа ветеринарного и фитосанитарного надзора и т. д. Положение, при котором в рамках ЕАЭС действует российский запрет на импорт продовольствия из некоторых стран, не может в долгосрочной перспективе соответствовать принципам общего рынка, декларированным в ЕАЭС.
Заключение
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что в дальнейшем возможны следующие варианты поддержания принципов общего рынка в ЕАЭС:
1) торговая политика становится согласованной за счет присоединения Армении, Белоруссии и Казахстана к российским контрсанкциям;
2) торговая политика становится согласованной за счет отмены Россией эмбарго на поставку продовольствия из США, Европейского союза, Канады, Австралии и Норвегии. Однако в данном случае под угрозу попадает авторитет России на мировой арене;
3) российское эмбарго сохраняется, однако в этом случае говорить про ЕАЭС как интеграционном объединении можно будет весьма условно;
4) совместный поиск Россией и западными партнерами выхода из экономического кризиса.
В ближайшие пару лет неопределенности страны-члены ЕАЭС вероятно займут выжидающую позицию, однако в скором времени в результате противостояния России и стран Запада определится расстановка сил на мировой арене.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что ЕАЭС имеет большие перспективы для развития экономических, политических социально-общественных сфер жизни стран-участников. Однако в первую очередь союз может стать новым полюсом глобальной экономики, который будет представлять интересы всего постсоветского пространства на мировой арене. Главную роль в успешном функционировании интеграционного объединения будет играть Россия, а именно способность нашей страны найти выход из сложившегося кризисного положения.
Источники:
2. Попов В.В., Цыпин А.П. Количественная оценка влияния изменения структуры экспортно-импортных товаропотоков на основные макроэкономические показатели России // Экономика и предпринимательство. 2015. № 9-2. С. 314-319.
3. Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/tradestat/analytics/Documents/express/Mar2016.pdf (дата обращения 24.11.2016)
4. Дробот Е.В. Особенности внешнеэкономической деятельности Российской Федерации в условиях санкционной политики // Российское предпринимательство. 2016. Том 17. № 16. С. 1879–1902.
Бисултанова А.А. Российская банковская система в условиях сохранения санкций // Экономика, предпринимательство и право. — 2015. — Том 5. — № 4. — с. 209-214. — doi: 10.18334/epp.5.4.2108
6. Влазнева С.А., Мишина Н.А. Продовольственная безопасность России в период санкций // Продовольственная политика и безопасность. — 2015. — Том 2. — № 3. — с. 153-166. — doi: 10.18334/ppib.2.3.1911
7. Дюсенбаев С.С. Выживаемость нефтегазовых компаний РФ в условиях действия экономических санкций // Российское предпринимательство. — 2015. — Том 16. — № 20. — с. 3545-3552. — doi: 10.18334/rp.16.20.1991
8. Ровных Е.А. Роль информационного пространства в стимулировании инновационной деятельности РФ в условиях экономических санкций // Креативная экономика. — 2015. — Том 9. — № 5. — с. 565-576. — doi: 10.18334/ce.9.5.269
9. Дробот Е.В., Костылева С.О. Совершенствование администрирования таможенных доходов таможенными органами Российской Федерации // Экономические отношения. — 2015. — Том 5. — № 2. — doi: 10.18334/eo.5.2.37324
10. Крафт Й. Глобализация и развитие инновационной системы национальной экономики // Вопросы инновационной экономики. — 2015. — Том 5. — № 3. — с. 79-94. — doi: 10.18334/inec.5.3.588
11. Малышев Е.А. Модель взаимодействия государства и бизнеса в условиях экономического кризиса // Государственно-частное партнерство. — 2015. — Том 1. — № 1. — с. 19-26. — doi: 10.18334/ppp.1.1.24
12. Панюкова В.В. Оценка основных показателей развития торговли. Итоги 2014 года // Торгово-экономический журнал. — 2015. — Том 2. — № 1. — с. 7-18. — doi: 10.18334/tezh.2.1.232
13. Вартанова М.Л. Продовольственная безопасность страны и пути выхода из мирового продовольственного кризиса. М.: БИБЛИО-ГЛОБУС, 2016. — 220 c. — doi: 10.18334/9785906830944
Страница обновлена: 15.07.2024 в 03:28:00