Экономическая безопасность государства: понятие и угрозы цифровизации
Золаев Э.А.1
1 Русско-азиатский союз промышленников и предпринимателей, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 62 | Цитирований: 14
Статья в журнале
Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 5, Номер 2 (Апрель-июнь 2022)
Цитировать:
Золаев Э.А. Экономическая безопасность государства: понятие и угрозы цифровизации // Экономическая безопасность. – 2022. – Том 5. – № 2. – С. 571-582. – doi: 10.18334/ecsec.5.2.114826.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48777066
Цитирований: 14 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
В статье проводится исследование понятия экономической безопасности государства, и входящих в него элементов. Формулируется авторское определение экономической безопасности государства, а также приводятся новейшие угрозы экономической безопасности. Обосновывается необходимость рассмотрения экономической безопасности в рамках процессуального подхода, соответствующего сущности изменяющихся экономических систем.
Автор проводит исследование угроз экономической безопасности государства сделав акцент на новейших из них, связанных с цифровизацией и цифровыми технологиями. На основании чего, приводится анализ различных кластеров угроз, обусловленных технологическим прогрессом.
Ключевые слова: экономическая безопасность, финансовая безопасность, цифровизация, национальная безопасность, угрозы цифровизации, криптовалюты
JEL-классификация: F52, H56, H12, O31
Введение. Современный мир переживает четвертую промышленную революцию, и цифровые технологии трансформируют экономику мира. Развитие науки, техники и искусственного интеллекта (ИИ) действительно меняет жизнь многих людей как в развивающихся, так и в развитых странах. В последние годы цифровизация стала ключевым экономическим фактором, ускоряющим экономический рост, повышающим производительность труда во всех секторах и способствующим созданию рабочих мест. Вследствие этого технологическое развитие государства, оказывая существенное влияние на развитие экономики, становится одним из главных условий обеспечения его экономической безопасности.
Экономическая безопасность является одним из важнейших инструментов обеспечения национальной безопасности в современном мире. Это сложная и многофакторная система, обеспечивающая эффективное функционирование структурных элементов других звеньев национальной безопасности [13, c. 266] (Grigoreva, Garifova, 2015, р. 266). В эпоху глобализации и интеграции взаимосвязь между экономикой и национальной безопасностью становится все более значимой. Исторически в качестве важнейшей составляющей национальной безопасности рассматривались военная мощь и наращивание вооружения, однако представления об основных элементах обеспечения национальной безопасности изменились после окончания холодной войны. Ни одно суверенное государство не может долго игнорировать вопросы обеспечения экономической безопасности. Сильная экономика – один из важнейших компонентов выживания и сохранения идентичности любого суверенного государства в сложном мире жесткой конкуренции [14, c. 8] (Ronis Sheila, 2011, р. 8).
Безопасность является одной из самых существенных проблем в международной геополитической системе. Это динамическая концепция, которая менялась в разные периоды времени и по-разному трактовалась различными исследователями и политиками. Для более глубокого и подробного понимания процесса влияния различных факторов на экономическую безопасность необходимо более детально проанализировать, что представляет собой сама экономическая безопасность государства.
Цель исследования – проанализировать экономическую безопасность государства в контексте угроз цифровизации.
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические аспекты экономической безопасности государства;
- проанализировать угрозы экономической безопасности, связанные с цифровизацией.
Объект исследования – экономическая безопасность государства.
Предмет исследования – экономическая безопасность государства в контексте угроз цифровизации.
О понятии экономической безопасности государства. Существует множество подходов к разъяснению понятия экономической безопасности в целом и экономической безопасности государства в частности. При этом в Российской Федерации до 2017 года отсутствовало легальное определение понятия «экономическая безопасность» [11, c. 2] (Pustynnikova, Titova, 2019, р. 2).
Так, в соответствии с Указом Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» экономическая безопасность была определена как «состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечивается экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации».
При этом в экономической науке данному вопросу уже давно уделяется немалое внимание. Например, В.К. Сенчагов определяет экономическую безопасность как «состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов» [12, c. 5] (Kholcheva, Kisova, 2019, р. 5). В.Л. Тамбовцев представляет рассматриваемый феномен как совокупность свойств состояния, однако ряд авторов в противовес ему полагают, что экономическая безопасность является «определенным состоянием экономики и не может быть совокупностью условий и факторов» [3, c. 286] (Gutman, Lapygin, Prilepskiy, 1996, р. 286).
И.А. Холчева и А.Е. Кисова трактуют экономическую безопасность как «состояние экономической системы, которое характеризуется не только стабильностью и устойчивостью к возможным внутренним и внешним угрозам, но и способностью самостоятельно определять формы и пути своего развития для защиты национальных интересов и стимулирования развития экономики» [12, c. 11] (Kholcheva, Kisova, 2019, р. 11).
Некоторые ученые [1, c. 38; 2, c. 9] (Arkhipov, 1994, р. 38; Bukhvald, 2015, р. 9), в свою очередь, определяют экономическую безопасность как способность поддерживать либо обеспечивать нормальные условия жизни, подразумевая при этом определенное состояние или характеристику.
По нашему мнению, рассматривать экономическую безопасность как состояние не представляется возможным, поскольку находиться в статике в условиях динамично развивающейся мировой экономики и процессов она не может. Безусловно, в этом контексте необходимо говорить об экономической безопасности как о процессе, направленном на постоянное, непрерывное поддержание, укрепление, а главное – развитие экономической безопасности и составляющих ее элементов.
Кроме того, перед тем как сформулировать определение экономической безопасности государства, необходимо выявить, на какие именно области направлен этот процесс.
Так, если речь идет об экономической безопасности, логично утверждать, что прежде всего мы говорим о самой экономике. Этот процесс ни в коем случае не должен негативно влиять на экономику и способствовать ее рецессии. Наоборот, обеспечение экономической безопасности предполагает процесс поддержания и развития экономической системы, в которой измеримым количественным критерием может быть положительная динамика показателей экономического роста.
Однако экономический рост, сопровождающийся, как правило, увеличением внешней торговли, интеграцией в международное разделение труда и притоком прямых иностранных инвестиций, может предполагать снижение самостоятельности государства ввиду его «возрастающей зависимости от многих внешних факторов» [10] (Lev, Leshchenko, 2021). Следовательно, даже при растущей и усиливающейся экономике будет наблюдаться «явная угроза национальной безопасности» [4] (Karavaeva, Bykovskaya, Bukhvald et al., 2021). Это говорит о том, что обеспечение экономической безопасности, направленное на развитие экономики и экономического роста, невозможно без сохранения и укрепления суверенитета государства.
Еще одним, не менее важным аспектом, на который направлено обеспечение экономической безопасности, является сохранение устойчивости к внешним и внутренним угрозам, усиливающимся в условиях возрастания геополитической нестабильности.
Происходит нарастание угрозы, обусловленной исчерпанием экспортно-сырьевой модели экономического развития [1], вследствие чего в рамках обеспечения экономической безопасности государства необходимо предпринимать шаги для диверсификации структуры экспорта и ее совершенствования, перехода от преимущественно сырьевого экспорта к экспорту высокотехнологичных товаров с высокой добавленной стоимостью, более глубокой интеграции в цепочки международного разделения труда, а также развития международных экономических отношений с целью расширения географической структуры экспорта.
Также к угрозам можно отнести недостаточно эффективное государственное управление, низкую инновационную активность, высокий уровень теневой экономики и преступности в сфере предпринимательской деятельности [7] (Kireeva et al., 2020), нецелевое использование и хищение бюджетных средств, а также связанную с ними легализацию доходов, которая, по справедливому замечанию О. Н. Корчагина, способна создавать предпосылки для возникновения не только экономических угроз, но и угроз политического и криминогенного характера [8, c. 103] (Korchagin, 2017, р. 103).
Наконец, самой важной областью, ради которой, по большому счету, должна обеспечиваться экономическая безопасность, является социально-экономическая сфера, так как государство развивает экономику, укрепляет суверенитет и создает защиту от внешних и внутренних угроз с целью улучшения условий и повышения качества жизни своего населения. Следовательно, когда речь идет, например, о повышении устойчивости к внешним и внутренним угрозам, но происходит оно за счет ухудшения «условий и снижения качества жизни населения» [5] (Karavaeva, Kazantsev, Kolomiets et al., 2020), нельзя говорить о том, что государство в должной мере обеспечивает свою экономическую безопасность.
Подводя итог, можно резюмировать, что обеспечение экономической безопасности предполагает четыре составляющих, а именно:
1) обеспечение экономического роста;
2) укрепление суверенитета;
3) сохранение устойчивости к внешним и внутренним угрозам;
4) повышение условий и качества жизни населения.
Однако необходимо повторить, что повышение экономического роста не должно ни в коем случае понижать суверенитет государства, а сохранение устойчивости к внешним и внутренним угрозам не должно обеспечиваться за счет ухудшения условий и снижения качества жизни населения.
Таким образом, экономическую безопасность государства можно определить как процесс поддержания и развития экономики, направленный на обеспечение экономического роста при укреплении суверенитета, а также сохранение устойчивости к внешним и внутренним угрозам при повышении условий и качества жизни населения.
Процессуальный подход к определению понятия экономической безопасности свидетельствует о необходимости постоянного обеспечения безопасности экономической системы, развития и совершенствования, входящих в нее элементов.
Новые угрозы экономической безопасности. Одной из ключевых задач обеспечения экономической безопасности, которая актуализировалась в условиях нестационарных процессов современного мира, выступает задача прогнозирования угроз и вызовов. В то же время одним из ключевых глобальных вызовов обществу является цифровая трансформация, протекающая практически во всех сферах жизнедеятельности. Коммерческий сектор испытывает на себе тотальное проникновение цифровизации во все отрасли экономики. Технологии имплементируются в качестве цифровых активов, в форме новых бизнес-моделей, в виде промышленного «Интернета вещей» и др. Таким образом, в составе экономики государства выделяется отдельная ее самостоятельная ветвь – цифровая экономика, поскольку цифровизация начинает играть значительную роль в государственном развитии (показатели внутренних затрат на развитие цифровой экономики в процентах к ВВП, включая прогноз до 2024 года, представлены на рисунке 1).
Рисунок 1. Внутренние затраты на развитие цифровой экономики в 2018–2024 гг., %
Источник: составлено автором.
Вопросы развития цифровой экономики становятся для государства приоритетным направлением обеспечения его экономической безопасности. Исследование экономической безопасности неразрывно связано с вопросами определения имеющихся вызовов и выявления потенциальных угроз экономической системе и безопасности государства. Ввиду этого необходимо конкретизировать и выделить те «угрозы экономической безопасности, которые напрямую связаны с цифровизацией» [6] (Karavaeva, Lev, 2019).
В связи с многоплановостью цифровизации, затрагивающей большинство сфер жизни общества, можно определить максимально широкий перечень угроз, которые могут возникнуть при развитии цифровой экономики и цифрового государства. Прежде всего следует выделить основные кластеры угроз, объединенные однотипными характеристиками или направлениями воздействия, а именно:
- финансово-экономические угрозы;
- угрозы в сфере информационной безопасности;
- политические угрозы;
- социальные угрозы.
Главной угрозой для ускоренной интеграции цифровых технологий в общественную деятельность и развития цифровой экономики является зависимость процесса цифровизации российской экономики от зарубежных технологий. Абсолютное большинство организаций – как коммерческих, так и государственных – используют в своей работе технологические и программные продукты иностранного происхождения. В связи с этим крайне важно подчеркнуть необходимость создания отечественной производственной базы, направленной на внедрение российского программного обеспечения и технологий, поскольку обратная ситуация приведет к усилению зависимости от иностранных корпораций, а также будет создавать угрозу неправомерного доступа к информации, шпионажа и пр. Также существенным минусом использования иностранных программ и технологий выступает такой фактор, как связанные с этим значительные инвестиции в экономику иностранных государств в виде платы за использование соответствующих технологий, без развития отечественной информационно-технологической отрасли, при этом отставание в развитии технологий будет только нарастать.
В рамках распространения цифровизации существенному изменению подверглась мировая финансовая сфера, что обусловлено существенным увеличением объемов финансового сектора, а также появлением новых финансовых инструментов. Процесс цифровизации идет быстрее, чем происходит создание механизмов его государственного регулирования, и возникновение новых цифровых финансовых потоков создает существенные угрозы финансовой и экономической безопасности в государстве [9] (Lev, Kolpakova, 2020).
Отдельной угрозой финансовой и экономической безопасности государства является появление частных нерегулируемых криптовалют, позволяющих совершать анонимные транзакции, а также стирающих любые национальные границы в рамках переводов между адресатами. Отсутствие действующего контроля и мониторинга, в том числе и само отсутствие такой возможности в силу технологически встроенных характеристик некоторых анонимных криптовалют, создает серьезную угрозу, имеющую множество негативных последствий для финансовой стабильности, что обуславливает необходимость развития механизмов, способных, с одной стороны, обеспечить защищенность граждан, использующих криптовалюты в личных целях, и с другой стороны, экономику государства от существующих угроз.
Угрозы в сфере информационной безопасности возрастают пропорционально проникновению цифровых технологий в жизнь общества. Переход большинства рабочих процессов коммерческих организаций, государственных органов и отдельных граждан в цифровую плоскость создает условия для появления большого количества баз данных и персональной информации в цифровом виде. Подобная ситуация способствует переходу преступности в цифровую сферу: правонарушителями создаются новые схемы и методы незаконного завладения информацией и денежными средствами, что становится возможным из-за уязвимости технологий либо несовершенства обеспечения цифровой безопасности.
Существенно возросли и политические риски развития цифровизации, обусловленные, прежде всего, изменением в способах коммуникации между членами общества и скорости передачи информации, что оказывает существенную угрозу экономической безопасности государства. Распространение интернета, появление мессенджеров и цифровых платформ для обмена информацией обусловили существенные изменения в формах и скорости донесения информации. Более того, возможность доносить информацию публично до миллионов людей получил каждый, и, что не менее важно, появилась возможность делать это анонимно. Манипулирование информацией и распространение ложных новостей и данных стало инструментом для достижения различного рода политических целей, например, таких как организация массовых беспорядков, дискредитация как отдельных личностей, так и политических групп и власти в целом. На международном уровне этими средствами дискредитируются целые страны, а под заведомо ложными информационными предлогами оправдываются кампании, имеющие существенные последствия для многих суверенных государств.
Наконец, среди социальных угроз стоит выделить упоминавшиеся ранее угрозы, связанные с развитием технологий и влекущие за собой рост безработицы, обусловленной невостребованностью некоторых профессий и видов деятельности. Переход на новые этапы экономического и технологического развития всегда сопровождался снижением числа занятых, но в то же время обусловливал необходимость в новых квалифицированных кадрах. Однако отсутствие у части населения компетенций в области работы с цифровыми технологиями может препятствовать найму этих людей на вакантные рабочие места. Итогом может стать рост социальной напряженности, а низкая занятость населения будет вести к росту теневого сектора и преступности, что может негативно сказаться на всей экономике и на государстве в целом.
Заключение
Экономическую безопасность государства можно определить как процесс поддержания и развития экономики, направленный на обеспечение экономического роста при укреплении суверенитета, а также сохранение устойчивости к внешним и внутренним угрозам при повышении условий и качества жизни населения.
Процессуальный подход к определению понятия экономической безопасности позволяет отразить в нем необходимость в постоянном обеспечении безопасности экономической системы, развитии и совершенствовании входящих в нее элементов.
Исходя из сформулированного определения можно установить, что обеспечение экономической безопасности предполагает четыре составляющие, а именно:
1) обеспечение экономического роста;
2) укрепление суверенитета;
3) сохранение устойчивости к внешним и внутренним угрозам;
4) повышение условий и качества жизни населения.
Одним из главных глобальных вызовов обществу является цифровая трансформация, протекающая практически во всех сферах жизнедеятельности. Вопросы развития цифровой экономики становятся для государства приоритетным направлением обеспечения его экономической безопасности. Исследование экономической безопасности неразрывно связано с вопросами определения имеющихся вызовов и выявления потенциальных угроз экономической системе и безопасности государства. В связи с этим были конкретизированы и выделены те угрозы экономической безопасности, которые напрямую связаны с цифровизацией.
В связи с многоплановостью цифровизации, затрагивающей большинство сфер жизни общества, можно определить максимально широкий перечень угроз, которые могут возникнуть при развитии цифровой экономики и цифрового государства. Прежде всего, нами были выделены и раскрыты основные кластеры угроз, объединенные однотипными характеристиками или направлениями воздействия, а именно:
- финансово-экономические угрозы;
- угрозы в сфере информационной безопасности;
- политические угрозы;
- социальные угрозы.
Однако невзирая на опасности, риски и негативные последствия для отдельных групп населения, развитие цифровизации становится неизбежным процессом, который является, безусловно, полезным для общества.
[1] См.: Ст. 12 Указа Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // СПС «КонсультантПлюс».
Источники:
2. Бухвальд Е.М. Экономическая безопасность и финансово-бюджетные аспекты стратегирования планирования развития российских регионов // Экономическая безопасность России и стратегии развития ее регионов в современных условиях: Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. Волгоград, 2015. – c. 9-11.
3. Гутман Г.В., Лапыгин Ю.Н., Прилепский А.И. Экономическая безопасность региона: теория и практика. / Монография. - М.: Наука, 1996.
4. Караваева И. В., Быковская Ю. В., Бухвальд Е.М. и др. Экспертная оценка проекта федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023-2024 годов // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2021. – № 11(119). – c. 138-163. – doi: 10.36871/ek.up.p.r.2021.11.01.019.
5. Караваева И.В., Казанцев С.В., Коломиец А.Г. и др. Основные тенденции развития экономики России на очередной трехлетний период: анализ, риски, прогноз // Экономическая безопасность. – 2020. – № 4. – c. 415-442. – doi: 10.18334/ecsec.3.4.111031.
6. Караваева И.В., Лев М.Ю. Аномалии цен в условиях цифровизации российского рынка как фактор риска экономической безопасности // Финансовый бизнес. – 2019. – № 4(201). – c. 7-20.
7. Киреева Е.Ю. и др. Антикоррупционная стратегия и безопасность. / Коллективная монография. - М.: Изд-во Триумф, 2020. – 252 c.
8. Корчагин О.Н. Современный криминологический взгляд на социально-экономические последствия легализации доходов, полученных преступным путем // Российское государствоведение. – 2017. – № 2. – c. 94-103.
9. Лев М.Ю., Колпакова И.А. Бюджетные факторы реализации государственных программ и национальных проектов в системе экономической и социальной безопасности России // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 5. – c. 1521-1534. – doi: 10.18334/epp.10.5.110264.
10. Лев М.Ю., Лещенко Ю.Г. Обеспечение экономической безопасности России в международных финансово-экономических организациях в процессе интеграции // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 3. – c. 669-688. – doi: 10.18334/epp.11.3.111630.
11. Пустынникова Е.В., Титова Н.С. Современные подходы обеспечения экономической безопасности государства в сфере внешнеэкономической деятельности // Экономический журнал. – 2019. – № 3(33). – c. 25.
12. Холчева И.А., Кисова А.Е. Основные подходы к исследованию понятий «экономическая безопасность» и «экономическая безопасность государства» // Электронный научный журнал. – 2019. – № 5(29). – c. 96.
13. Grigoreva E., Garifova L. The economic security of the state: the institutional aspect // Procedia Economics and Finance. – 2015. – p. 266-273. – doi: 10.1016/S2212-5671(15)00658-9.
14. Ronis Sheila R. Economic Security Neglected Dimension of National Security. - Washington, D.C.: Institute for National Strategic Studies National Defense University, 2011.
Страница обновлена: 07.08.2024 в 16:17:00