Ключевые принципы раскрытия трудового потенциала человека в эпоху VUCA-мира

Мажкенов С.А.1
1 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 9, Номер 5 (Май 2022)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48567226
Цитирований: 5 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
Важность и ценность развития трудового потенциала широко освещена и раскрыта в значительном количестве официальных документах РФ, выступлениях Президента РФ В.В.Путина, в трудах отечественных ученых и исследователей. В условиях современной России эти вопросы являются ключевыми при решении текущих и перспективных задач управления и развития экономики страны, обеспечения ее национальной безопасности, основные направления которой сформулированы в Указе Президента России от 02.07.2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». В контексте развития отдельных положений этой Стратегии автором предлагаются базовые принципы раскрытия трудового потенциала человека в условиях динамической изменчивости и неопределенности современного мира (VUCA-мир), описание которых дается в виде аббревиатуры VICA: Vocation (призвание, предназначение), Integrity (целостность, единение), Consciousness (осознанность) и Asking (вопрошание, спрашивание). В качестве эффективных навыков реализации VICA-принципов приводятся результаты недавних исследований, определивших 7 базовых навыков продуктивной жизни в новом VUCA-мире, которые успешно согласуются с предложенными принципами.

Ключевые слова: Стратегия национальной безопасности, SPOD-мир, VUCA-мир, VICA-принципы, промышленная революция, призвание, предназначение, целостность, осознанность, вопрошание, трансформация трудовых отношений, трудовой потенциал

JEL-классификация: E24, J24, O15



Введение

Указом Президента Российской Федерации утверждена «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации» [1], которая одним из важнейших национальных интересов и стратегическим приоритетом на современном этапе развития страны определяет развитие человеческого потенциала, которое лежит в основе благополучия и устойчивого развития российской экономики, ее экономической безопасности.

В Стратегии указано, что развитие человеческого потенциала обеспечивается за счет выявления и развития способностей и талантов у детей и молодежи, повышения качества общего образования, профессиональной подготовки и переподготовки на протяжении всей жизни в соответствии с потребностями рынка труда [1].

Необходимость выработки Стратегии вызвана тем, что сегодня человеческая цивилизация переживает 4-ю промышленную революцию, особенностями которой являются [2–6] (Shvab, 2018; Lalu, 2016; Zokhar, 2017; Mazhkenov, Aliev, 2020):

1. Глобализация экономики, знаний и технологий.

2. Цифровизация всех сфер жизни.

3. Автоматизация и роботизация в промышленности и экономике.

4. Ускорение технологических и социальных изменений.

5. Трансформация трудовых отношений.

Эта революция провела четкую границу между старым и новым тысячелетием, для описания которых сегодня используются аббревиатуры SPOD- и VUCA-мира [7, 8] (Pinigin, 2022; Bennet, Lemuan, 2014).

Так, да конца последней четверти ХХ века окружающий мир человека можно было описать в терминах SPOD-мира: Steady – устойчивый, Predictable – предсказуемый, Ordinary – простой, Definity – определенный. Старшее поколение помнит один из ключевых критериев социального признания человека этой эпохи – стабильная работа на одном предприятии в течение всей жизни.

С конца ХХ века мир вступил в новую эпоху, которая описывается уже в терминах VUCA-мира [1], концепцию которой сформулировал полковник Стефан Гаррос для описания особенностей нового мира, которое он привел на примере управления войсками в условиях быстро меняющейся боевой обстановки [7] (Pinigin, 2022). В общем смысле концепция VUCA-мира представляет собой:

· Volatility (изменчивость, нестабильность) – высокая скорость изменения обстановки на полях боевых действий благодаря наличию современных систем вооружения и средств их доставки.

· Uncertainty (неопределенность) – невозможность учета большого количества факторов, часть их которых существенным образом может повлиять на боевую обстановку.

· Complexity (сложность) – необходимость эффективного и оперативного управления огромным количеством боевых подразделений различного назначения.

· Ambiguity (двусмысленность) – высокий риск принятия неверных решений из-за несвоевременного получения информации, ее недостоверности или неоднозначности.

Сегодня термин VUCA-мир фактически отражает новую реальность и поэтому уверенно распространился на бизнес-сферу и частную жизнь.

Стремительное развитие технологий, ведущее к изменению профессиональных обязанностей и требований к навыкам, – создает то, что газета New York Times в статье «Век приспособления» «назвала «идеальным штормом», не позволяющим никому, независимо от занимаемой должности и уровня квалификации, стоять на месте» [9] (Berger, 2014).

В контексте мореплавания жизнь в эпоху SPOD-мира можно проиллюстрировать на примере каботажных судов, движение которых осуществляется в прибрежной зоне по ориентирам, расположенным на берегу. Жизнь в эпоху VUCA-мира можно описать на примере морских или океанских судов, где навигация осуществляется на основе морских карт и судовых приборов (компас, эхолот и др.), которые позволяют им оторваться от береговых ориентиров и уверенно идти через моря и океаны к заданному пункту назначения.

Иначе говоря, для успешного мореплавания в первом случае корабли ищут точку опоры во внешней среде, а во втором – внутри себя.

Цель настоящей работы – поиск и обнаружение базовых принципов жизни человека и продуктивного осуществления им своей трудовой деятельности, которые бы позволили ему занять достойное место, сделали бы его жизнь осознанной, целеустремленной, наполненной смыслом, где работа становится местом проявления его таланта.

1. VICA-принципы

Одним из глобальных изменений, ознаменовавшее вступление человечества в новое тысячелетие, стал принципиально новый подход к пониманию смысла трудовой деятельности. Сегодня оказалось, что 4-я промышленная революция оставляет человеку только сложные «задачи, которые потребуют от него творческого подхода», основанного «на реализации своего призвания» [3].

Жизнь настоятельно требует, чтобы человек четко определил представление о смысле своей жизни, где «работа становится лишь проявлением этого смысла» [3].

Поэтому для успешного осуществления человеком трудовой деятельности в VUCA-мире чрезвычайно важно определить базовые принципы его эффективной деятельности. Значение и ценность принципов состоят в том, что они фокусируют внимание человека на конкретных правилах, следуя которым он достигает своих целей в условиях неопределенности. К таким принципам, сформулированным в форме VICA-принципов [2], можно отнести следующие: Vocation – призвание, предназначение, Integrityцелостность, единение, Consciousness осознанность и Asking – вопрошание, спрашивание.

Сущность принципов состоит в следующем:

Vocation (призвание, предназначение) – сегодня в условиях неопределенности и сложности VUCA-мира эффективная деятельность людей и организаций возможна только при смещении поиска точки опоры (по сути, поиск собственной главной ценности) с внешнего мира на внутренний. Известный немецкий психолог ХХ века Фредерик Перлз такой переход от ожидания внешней поддержки к обретению внутренней называл зрелостью.

Согласно теории систем, фундаментальным свойством любой системы является наличие у каждой системы своего функционального назначения [12] (Kachala, 2017). Максимальная продуктивность и эффективность любой системы достигается только в процессе реализации ей своего функционального назначения. Человек тоже является системой и, следовательно, имеет свое функциональное назначение, которое мы называем призванием, предназначением или смыслом жизни. В рамках иерархии потребностей А. Маслоу реализация человеком своего предназначения является высшей потребностью, которую он назвал потребностью в самоактуализации [13] (Maslou, 2019).

Очевидно, что максимальное раскрытие потенциала любого человека возможно только в процессе реализации его истинного призвания, предназначения.

Integrity (целостность, единение) – этот принцип направлен на решение 2 групп интеграционных задач: внутренних и внешних.

Внутренняя интеграция направлена на гармоничное объединение всех потребностей человека (на всех уровнях иерархии) в контексте реализации человеком своего предназначения, что формирует его как целостную личность.

Внешняя интеграция связана с согласованием ценностей и целей человека с ценностями, целями и задачами организации, что является основой осознанной вовлеченности человека в трудовую деятельность организации.

Consciousness (осознанность) – объективное восприятие человеком окружающей действительности и своего состояния для принятия эффективных решений.

В рамках теории систем такой всесторонний подход к восприятию объекта или явления (рассмотрение объекта на разных масштабных уровнях, с разных позиций и во всем многообразии связей) относится к системному мышлению [14] (O'Konnor, Makdermott, 2013).

Для этих целей в середине 50-х годов ХХ века советский ученый-изобретатель Г.С. Альшуллер, используя системный подход, создал специальную теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ), которая включает 40 универсальных приемов для решения задач любого класса [15] (Altshuller, 1986).

Один из ключевых инструментов ТРИЗ – это системный оператор, суть которого состоит в целостном восприятии любой системы как на разных масштабных уровнях, так и в динамике ее развития.

Системный оператор представляет собой матрицу 3х3 (рис. 1), в центральной ячейке которой находится исследуемый объект (система).

Изучение системы только в пределах одной (центральной) ячейки существенно ограничивает наши знания в понимании свойств системы. Для того чтобы лучше понять свойства системы, ее сущность, необходимо исследовать в настоящем все элементы, входящие в систему (подсистема), и среду, в которой она функционирует (надсистема).

Хотя объем наших знаний после этого исследования существенно возрастает, но он все-таки недостаточен, так как не содержит информации о поведении системы (включая ее элементы и надсистему) во времени.

Исследование особенностей поведения системы (в прошлом и будущем) позволяет понять динамику внутреннего развития системы и ее элементов, а также динамику ее взаимоотношений с надсистемой.

Надсистема системы в прошлом
Надсистема системы в настоящем
Надсистема системы в будущем
Система
в прошлом
Система
в настоящем
Система
в будущем
ПОДСИСТЕМА элементы системы в прошлом
ПОДСИСТЕМА элементы системы в настоящем
ПОДСИСТЕМА элементы системы в будущем

Рисунок 1. Системный оператор

Источник: составлено автором по данным [15] (Altshuller, 1986).

Идея системного оператора очень хорошо согласуется с современным квантовым подходом постижения человека – адекватное понимание сущности любого объекта возможно только при исследовании не только самого объекта, но и контекста его возникновения и существования [5] (Zokhar, 2017).

Asking (вопрошание, спрашивание) – универсальный инструмент выявления сущностей объектов или явлений, их свойств и возможностей для успешного решения проблем и задач.

Вопросы являются главным инструментом развития человека в познании мира, раскрытия его тайн и поиска истины. Историк, лауреат Пулитцеровской премии Д. Фишер считал вопросы мыслительными машинами, «которые превращают любопытство в контролируемое, целенаправленное изучение методом управляемого спрашивания» [9] (Berger, 2014). Правильное понимание и применение «мыслительных машин»:

1. Позволяет структурировать знания человека.

2. Увеличивает объем и качество знаний, открывает новые возможности для дальнейшего развития, создает конкурентное преимущество.

Один из ключевых факторов успеха многих выпускников частной школы Монтессори (среди них Джимми Уэйлс, основатель Википедии; Джефф Безос, создатель Amazon, Сергей Брин и Ларри Пейдж, сооснователи Google и многие другие) заключается в их навыке постоянно задавать вопросы, который прививается ученикам этой школы с детства [9] (Berger, 2014).

3. Получение ответов на правильные вопросы делает человека счастливым, формирует ощущение связи и гармонии с миром.

Традиционная классификация делит вопросы на три группы: по содержанию, форме и функциям.

Наиболее важная – первая группа вопросов, направленная на поиск смыслов, фактов, причин поведения природных и искусственных систем [16] (Makarov, 2013). В таблице 1 приведен перечень вопросов и описание предметной области, на которой сфокусирован вопрос.

Таблица 1

Вопросы и их смысловое содержание

Кто это? Что это?
О чем это?
О сущности
О назначении или целевой функции объекта, системы
Почему?
О причине
Источник, причина движения объекта или возникновения новых событий
Зачем? К чему?
Для чего? Куда?
О цели
Ожидаемый результат, который стремится достигнуть объект
Какой? Какая? Какое?
О свойствах, состояниях
О возможностях и ограничениях объекта
Как? Каким образом?
О способе
Об алгоритме действий объекта
Где?
О месте
О месте нахождения объекта
Когда? Как долго?
О времени
О времени и продолжительности объекта и его действия
Сколько?
О количестве
Об объеме или количестве объекта

Источник: составлено автором по данным [16] (Makarov, 2013).

Правильная постановка вопросов (табл. 1) вкупе с системным оператором (рис. 1) формирует системное мышление, которое ориентировано на объективное, целостное и динамичное восприятие системы и всех ее элементов, связей системы с надсистемой, позволяет собрать всю необходимую информацию об особенностях системы и исключить существенные ошибки в процессе изучения поведения системы.

Такое сочетание является источником формирования как критического, так и творческого мышления человека, позволяет найти ответы на все ключевые аспекты функционирования любой системы, а также, при необходимости, обеспечивает определенный уровень контроля, управления и прогнозирования поведения любой системы, включая человека.

2. Базовые навыки успешной трудовой деятельности в VUCA-мире и их связь с VICA-принципами

Наступление VUCA-мира фактически означает, что у многих людей «зона комфорта» сегодня резко сократилась и они оказались за ее границами. VICA-принципы дают людям возможность правильного выстраивания собственной стратегии успешной жизни в новых сложных условиях.

В качестве эффективных инструментов продвижения VICA-принципов приведем 7 базовых навыков, необходимых человеку для успешной жизни в новом сложном мире согласно [3] (табл. 2).

Таблица 2

Базовые навыки успешной трудовой деятельности в ХХI веке и их связь с VICA-принципами

Базовый навык
Сущность навыка
Соответствие VICA-принципу
Навык 1. Концентрация и управление вниманием
Навык необходим человеку, чтобы справляться с информационной перегрузкой, управлять сложной техникой, объективно оценивать окружающую обстановку
Consciousness (осознанность)
Навык 2. Эмоциональная грамотность
Навык понимания своих эмоций, эмпатия, сочувствие помогают сохранить человеку себя и обеспечивают его продуктивное взаимодействие его с другими
Consciousness (осознанность)
Навык 3. Цифровая грамотность
Этот навык становится неотъемлемой потребностью человека для успешной работы в новой цифровой среде, включая дополненную и виртуальную реальности
Consciousness (осознанность)
Навык 4. Творчество, креативность
Автоматизация рутинной деятельности человека высвобождает его ресурсы для творческой нестандартной работы, создания новых уникальных продуктов и решений
Vocation (призвание, предназначение)
Навык 5. Экологическое мышление
Навык понимания связности и целостности мира, его гармоничного развития и влияния деятельности человека на окружающую среду
Integrity (целостность, единение)
Навык 6. Кросскультурность
Глобализация происходящих в мире процессов стирает границы между странами и различными культурными средами, что делает крайне востребованным навык кросскультурного общения и коммуникаций
Integrity (целостность, единение);
Consciousness (осознанность)
Навык 7. Способность к (само)обучению
Высокая скорость возникновения новой информации и ее быстрое устаревание не позволяет существующей системе образования быстро реагировать на эти изменения, что делает навык самообразования человека крайне эффективным инструментом его адаптации к меняющимся условиям
Asking (вопрошание, спрашивание)

Источник: составлено автором по данным [3].

Важнейшей составляющей успеха человека в новом VUCA-мире эксперты исследования считают, что «образование должно быть ориентировано не только на передачу знаний и развитие навыков, но и на всестороннюю поддержку становления человека как полноценного автора своей жизни» [3].

Это значит, что в VUCA-мире проблема поиска и реализации своего предназначения становится главнейшей задачей каждого человека, которая позволяет ему найти свое уникальное место в мире.

Заключение

Сегодня, чтобы адекватно противостоять современным вызовам VUCA-мира и занять достойное место в мире будущего, человек должен найти и реализовать свое призвание, свое предназначение в жизни.

Обнаружение и реализация человеком своего предназначения делает его жизнь осознанной, целеустремленной, наполненной смыслом, где работа становится местом его силы и радости.

Предложенные VICA-принципы фокусируют внимание человека на ключевых принципах и навыках эффективной организации жизни в VUCA-мире, которые обеспечивают максимальное раскрытие его потенциала, направленного на реализацию его призвания.

[1] Сейчас в бизнес-литературе появилось новый акроним BANI. По мнению его автора Джеймса Кашио [10, 11], он более точно описывает новые реалии, в которые вступил мир в период пандемии COVID-19. BANI означает: B – Brittle (хрупкий), A – Anxious (тревожный), N – Nonlinear (нелинейный), I – Incomprehensible (непонятный / непостижимый). Автор данной книги не видит значимого отличия между акронимами BANI и VUCA.

[2] Аббревиатура VICA введена для различения от аббревиатуры VUCA, но в тоже время для демонстрации связи с этим понятием. В принципе, в аббревиатуре VICA литеру « -I- » можно заменить на « -U- », которая будет означать «Union», что переводится как «союз, объединение, единение» и, по сути, имеет тот же смысл что и « -I- ».


Источники:

1. Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: www.kremlin.ru/acts/bank/47046 (дата обращения: 23.04.2022).
2. Шваб К. Четвертая промышленная революция. - М.: Издательство «Эксмо», 2018. – 288 c.
3. Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире. Отчет об исследованиях 2014-2017 гг.
4. Лалу Ф. Открывая организации будущего. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. – 432 c.
5. Зохар Д. Квантовый лидер: Революция в мышлении и практике бизнеса. - М.: ООО Книжное издательство «София», 2017. – 352 c.
6. Мажкенов С.А., Алиев А.Т. Новая парадигма развития потенциала сотрудников на примере организаций бирюзового уровня (методика ИМАГО) // Лидерство и менеджмент. – 2020. – № 4. – c. 543-566. – doi: 10.18334/lim.7.4.110937.
7. Пинигин Е. VUCA мир. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pravdaonline.ru/samorazvitie/vuca-mir/ (дата обращения: 23.04.2022).
8. Беннет Н., Лемуан Д.Д. VUCA: с чем это едят и какая от этого польза? // Harvard Business Review. – 2014.
9. Бергер У. Красивый вопрос. Как неординарные вопросы приводят к гениальным идеям. - Поппури, 2014. – 320 c.
10. Cascio J. Facing the Age of Chaos. Medium.com. [Электронный ресурс]. URL: https://medium.com/@cascio/facing-the-age-of-chaos-b00687b1f51d (дата обращения: 23.04.2022).
11. Mithun Sridharan BANI: A new framework to make sense of a chaotic world? 29.07.2019. [Электронный ресурс]. URL: https://thinkinsights.net/leadership/bani/ (дата обращения: 23.04.2022).
12. Качала В. В. Общая теория систем и системный анализ. / Учебник для вузов. - М.: Горячая линия – Телеком, 2017. – 432 c.
13. Маслоу А. Мотивация и личность. / 3-е изд. - СПб.: Питер, 2019. – 400 c.
14. О\'Коннор Д., Макдермотт И. Искусство системного мышления. Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем. - М.: Альпина Паблишер, 2013. – 300 c.
15. Альтшуллер Г. С. Найти идею. Введение в ТРИЗ – теорию решения изобретательских задач. - «Альпина Диджитал», 1986. – 402 c.
16. Макаров А.И. Искусство задавать вопросы. Интерактивная лекция. 13.04.2013 г. [Электронный ресурс]. URL: www.youtube.com›watch?v=6tRVhzpi0mc (дата обращения: 23.04.2022).

Страница обновлена: 28.10.2024 в 21:43:06