Ключевые принципы раскрытия трудового потенциала человека в эпоху VUCA-мира

Мажкенов С.А.1
1 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономика труда
Том 9, Номер 5 (Май 2022)

Цитировать:
Мажкенов С.А. Ключевые принципы раскрытия трудового потенциала человека в эпоху VUCA-мира // Экономика труда. – 2022. – Том 9. – № 5. – С. 945-954. – doi: 10.18334/et.9.5.114684.

Аннотация:
Важность и ценность развития трудового потенциала широко освещена и раскрыта в значительном количестве официальных документах РФ, выступлениях Президента РФ В.В.Путина, в трудах отечественных ученых и исследователей. В условиях современной России эти вопросы являются ключевыми при решении текущих и перспективных задач управления и развития экономики страны, обеспечения ее национальной безопасности, основные направления которой сформулированы в Указе Президента России от 02.07.2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». В контексте развития отдельных положений этой Стратегии автором предлагаются базовые принципы раскрытия трудового потенциала человека в условиях динамической изменчивости и неопределенности современного мира (VUCA-мир), описание которых дается в виде аббревиатуры VICA: Vocation (призвание, предназначение), Integrity (целостность, единение), Consciousness (осознанность) и Asking (вопрошание, спрашивание). В качестве эффективных навыков реализации VICA-принципов приводятся результаты недавних исследований, определивших 7 базовых навыков продуктивной жизни в новом VUCA-мире, которые успешно согласуются с предложенными принципами.

Ключевые слова: Стратегия национальной безопасности, SPOD-мир, VUCA-мир, VICA-принципы, промышленная революция, призвание, предназначение, целостность, осознанность, вопрошание, трансформация трудовых отношений, трудовой потенциал

JEL-классификация: E24, J24, O15



Введение

Указом Президента Российской Федерации утверждена «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации» [1], которая одним из важнейших национальных интересов и стратегическим приоритетом на современном этапе развития страны определяет развитие человеческого потенциала, которое лежит в основе благополучия и устойчивого развития российской экономики, ее экономической безопасности.

В Стратегии указано, что развития человеческого потенциала обеспечивается за счет выявления и развития способностей и талантов у детей и молодежи, повышения качества общего образования, профессиональной подготовки и переподготовки на протяжении всей жизни в соответствии с потребностями рынка труда [1].

Необходимость выработки Стратегии вызвана тем, что сегодня человеческая цивилизация переживает 4 промышленную революцию, особенностями которой являются [2-6]:

1. Глобализация экономики, знаний и технологий

  • Цифровизация всех сфер жизни
  • 3. Автоматизация и роботизация в промышленности и экономике

    4. Ускорение технологических и социальных изменений

    5. Трансформация трудовых отношений

    Эта революция провела четкую границу между старым и новым тысячелетием, для описания которых сегодня используются аббревиатуры SPOD- и VUCA-мира [7, 8].

    Так, да конца последней четверти 20 века, окружающий мир человека можно было описать в терминах SPOD-мира: Steady - устойчивый, Predictable - предсказуемый, Ordinary - простой, Definity - определенный. Старшее поколение помнит один из ключевых критериев социального признания человека этой эпохи – стабильная работа на одном предприятии в течение всей жизни.

    С конца 20 века мир вступил в новую эпоху, которая описывается уже в терминах VUCA-мира [1], концепцию которой сформулировал полковник Стефан Гаррос, для описания особенностей нового мира, которое он привел на примере управления войсками в условиях быстро меняющейся боевой обстановки [7]. В общем смысле, концепция VUCA-мира представляет собой:

    · Volatility (изменчивость, нестабильность) – высокая скорость изменения обстановки на полях боевых действий благодаря наличию современных систем вооружения и средств их доставки.

    · Uncertainty (неопределенность) – невозможность учета большого количества факторов, часть их которых существенным образом может повлиять на боевую обстановку.

    · Complexity (сложность) – необходимость эффективного и оперативного управления огромным количеством боевых подразделений различного назначения.

    · Ambiguity (двусмысленность) – высокий риск принятия неверных решений из-за несвоевременного получения информации, ее недостоверности или неоднозначности.

    Сегодня термин VUCA-мир фактически отражает новую реальность и поэтому уверенно распространился на бизнес-сферу и частную жизнь.

    Стремительное развитие технологий, ведущее к изменению профессиональных обязанностей и требований к навыкам, – создают то, что газета New York Times в статье «Век приспособления» «назвала «идеальным штормом», не позволяющим никому, независимо от занимаемой должности и уровня квалификации, стоять на месте» [9].

    В контексте мореплавания жизнь в эпоху SPOD-мира можно проиллюстрировать на примере каботажных судов, движение которых осуществляется в прибрежной зоне по ориентирам, расположенным на берегу. Жизнь в эпоху VUCA-мира можно описать на примере морских или океанских судов, где навигация осуществляется на основе морских карт и судовых приборов (компас, эхолот и др.), которые позволяют им оторваться от береговых ориентиров и уверенно идти через моря и океаны к заданному пункту назначения.

    Иначе говоря, для успешного мореплавания в первом случае корабли ищут точку опоры во внешней среде, а во втором – внутри себя.

    Цель настоящей работы – поиск и обнаружение базовых принципов жизни человека и продуктивного осуществления им своей трудовой деятельности, которые бы позволили бы ему занять достойное место, сделали бы его жизнь осознанной, целеустремленной, наполненной смыслом, где работа становится местом проявления его таланта.

    1. VICA-принципы

    Одно из глобальных изменений, ознаменовавшее вступление человечества в новое тысячелетие, стал принципиально новый подход к пониманию смысла трудовой деятельности. Сегодня оказалось, что 4 промышленная революция оставляет человеку только сложные «задачи, которые потребуют от него творческого подхода», основанного «на реализации своего призвания» [3].

    Жизнь настоятельно требует, чтобы человек четко определил представление о смысле своей жизни, где «работа становится лишь проявлением этого смысла» [3].

    Поэтому для успешного осуществления человеком трудовой деятельности в VUCA-мире чрезвычайно важно определить базовые принципы его эффективной деятельности. Значение и ценность принципов состоит в том, что они фокусируют внимание человека на конкретных правилах, следуя которым он достигает своих целей в условиях неопределенности. К таким принципам, сформулированным в форме VICA-принципов [2], можно отнести следующие: Vocation - призвание, предназначение, Integrity - целостность, единение, Consciousness осознанность и Asking - вопрошание, спрашивание.

    Сущность принципов состоит в следующем:

    Vocation (призвание, предназначение) – сегодня в условиях неопределенности и сложности VUCA-мира эффективная деятельность людей и организаций возможна только при смещении поиска точки опоры (по сути, поиск собственной главной ценности) с внешнего мира на внутренний. Известный немецкий психолог 20 века Фредерик Перлз такой переход от ожидания внешней поддержки к обретению внутренней называл зрелостью.

    Согласно теории систем фундаментальным свойством любой системы является наличие у каждой системы своего функционального назначения [12]. Максимальная продуктивность и эффективность любой системы достигается только в процессе реализации ей своего функционального назначения. Человек тоже является системой и, следовательно, имеет свое функциональное назначение, которое мы называем призванием, предназначением или смыслом жизни. В рамках иерархии потребностей А.Маслоу реализация человеком своего предназначения является высшей потребностью, которую он назвал потребностью в самоактуализации [13].

    Очевидно, что максимальное раскрытие потенциала любого человек возможно только в процессе реализации его истинного призвания, предназначения.

    Integrity (целостность, единение) – этот принцип направлен на решение 2 групп интеграционных задач: внутренних и внешних.

    Внутренняя интеграция направлена на гармоничное объединение всех потребностей человека (на всех уровнях иерархии) в контексте реализации человеком своего предназначения, что формирует его как целостную личность.

    Внешняя интеграция связана с согласованием ценностей и целей человека с ценностями, целями и задачами организации, что является основой осознанной вовлеченности человека в трудовую деятельность организации.

    Consciousness (осознанность) – объективное восприятие человеком окружающей действительности и своего состояния для принятия эффективных решений.

    В рамках теории систем такой всесторонний подход к восприятию объекта или явления (рассмотрение объекта на разных масштабных уровнях, с разных позиций и во всем многообразии связей) относится к системному мышлению [14].

    Для этих целей в середине 50-х годов ХХ века, советский ученый-изобретатель Г.С. Альшуллер, используя системный подход, создал специальную теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ), которая включает 40 универсальных приемов для решения задач любого класса [15].

    Один из ключевых инструментов ТРИЗ – это системный оператор, суть которого состоит в целостном восприятии любой системы как на разных масштабных уровнях, так и в динамике ее развития.

    Системный оператор представляет собой матрицу 3х3 (рис. 1), в центральной ячейке которой находится исследуемый объект (система).

    Изучение системы только в пределах одной (центральной) ячейки существенно ограничивает наши знания в понимании свойств системы. Для того чтобы лучше понять свойства системы, ее сущность, необходимо исследовать в настоящем все элементы, входящие в систему (подсистема) и среду, в которой она функционирует (надсистема).

    Хотя объем наших знаний после этого исследования существенно возрастает, но он все-таки недостаточен, т.к. не содержит информации о поведении системы (включая ее элементы и надсистему) во времени.

    Исследование особенностей поведения системы (в прошлом и будущем) позволяет понять динамику внутреннего развития системы и ее элементов, а также динамику ее взаимоотношений с надсистемой.

    Надсистема системы в прошлом
    Надсистема системы в настоящем
    Надсистема системы в будущем
    Система
    в прошлом
    Система
    в настоящем
    Система
    в будущем
    ПОДСИСТЕМА элементы системы в прошлом
    ПОДСИСТЕМА элементы системы в настоящем
    ПОДСИСТЕМА элементы системы в будущем

    Рис. 1. Системный оператор

    Источник: по данным [15]

    Идея системного оператора очень хорошо согласуется с современным квантовым подходом постижения человека – адекватное понимание сущности любого объекта возможно только при исследовании не только самого объекта, но и контекста его возникновения и существования [5].

    Asking (вопрошание, спрашивание) – универсальный инструмент выявления сущностей объектов или явлений, их свойств и возможностей для успешного решения проблем и задач.

    Вопросы являются главным инструментом развития человека в познании мира, раскрытия его тайн и поиска истины. Историк, лауреат Пулитцеровской премии Д. Фишер считал вопросы мыслительными машинами, «которые превращают любопытство в контролируемое, целенаправленное изучение методом управляемого спрашивания» [9]. Правильное понимание и применение «мыслительных машин»:

    1. Позволяет структурировать знания человека.

    2. Увеличивает объем и качество знаний, открывает новые возможности для дальнейшего развития, создает конкурентное преимущество.

    Один из ключевых факторов успеха многих выпускников частной школы Монтессори (среди них Джимми Уэйлс, основатель Википедии; Джефф Безос, создатель Amazon, Сергей Брин и Ларри Пейдж, сооснователи Google и многие другие) заключается в их навыке постоянно задавать вопросы, который прививается ученикам этой школы с детства [9].

    3. Получение ответов на правильные вопросы делает человека счастливым, формирует ощущение связи и гармонии с миром.

    Традиционная классификация делит вопросы на три группы: по содержанию, форме и функциям.

    Наиболее важная – первая группа вопросов, направленная на поиск смыслов, фактов, причин поведения природных и искусственных систем [16]. В таблице 1 приведен перечень вопросов и описание предметной области, на которую сфокусирован вопрос.

    Таблица 1. Вопросы и их смысловое содержание [16]

    Кто это? Что это?
    О чем это?
    О сущности
    О назначении или целевой функции объекта, системы
    Почему?
    О причине
    Источник, причина движения объекта или возникновения новых событий
    Зачем? К чему?
    Для чего? Куда?
    О цели
    Ожидаемый результат, который стремится достигнуть объект
    Какой? Какая? Какое?
    О свойствах, состояниях
    О возможностях и ограничениях объекта
    Как? Каким образом?
    О способе
    Об алгоритме действий объекта
    Где?
    О месте
    О месте нахождения объекта
    Когда? Как долго?
    О времени
    О времени и продолжительности объекта и его действия
    Сколько?
    О количестве
    Об объеме или количестве объекта

    Источник: составлено автором по данным [16]

    Правильная постановка вопросов (табл. 1) вкупе с системным оператором (рис. 1) формирует системное мышление, которое ориентировано на объективное, целостное и динамичное восприятие системы и всех ее элементов, связей системы с надсистемой, позволяет собрать всю необходимую информацию об особенностях системы и исключить существенные ошибки в процессе изучения поведения системы.

    Такое сочетание является источником формирования как критического, так и творческого мышления человека, позволяет найти ответы на все ключевые аспекты функционирования любой системы, а также, при необходимости, обеспечивает определенный уровень контроля, управления и прогнозирования поведения любой системы, включая человека.

    2. Базовые навыки успешной трудовой деятельности в VUCA-мире и их связь с VICA-принципами

    Наступление VUCA-мира фактически означает, что у многих людей «зона комфорта» сегодня резко сократилась и они оказались за ее границами. VICA-принципы дают людям возможность правильного выстраивания собственной стратегии успешной жизни в новых сложных условиях.

    В качестве эффективных инструментов продвижения VICA-принципов приведем 7 базовых навыков, необходимых человеку для успешной жизни в новом сложном мире согласно [3] (табл. 2).

    Таблица 2. Базовые навыки успешной трудовой деятельности в 21 веке [3] и их связь с VICA-принципами

    Базовый навык
    Сущность навыка
    Соответствие VICA-принципу
    Навык 1. Концентрация и управление вниманием
    Навык необходим человеку, чтобы справляться с информационной перегрузкой, управлять сложной техникой, объективно оценивать окружающую обстановку.
    Consciousness (осознанность)
    Навык 2. Эмоциональная грамотность
    Навык понимания своих эмоций, эмпатия, сочувствие помогают сохранить человеку себя и обеспечивают его продуктивное взаимодействие его с другими.
    Consciousness (осознанность)
    Навык 3. Цифровая грамотность
    Этот навык становится неотъемлемой потребностью человека для успешной работы в новой цифровой среде, включая дополненную и виртуальную реальности.
    Consciousness (осознанность)
    Навык 4. Творчество, креативность
    Автоматизация рутинной деятельности человека высвобождает его ресурсы для творческой нестандартной работы, создания новых уникальных продуктов и решений.
    Vocation (призвание, предназначение)
    Навык 5. Экологическое мышление
    Навык понимания связности и целостности мира, его гармоничного развития и влияния деятельности человека на окружающую среду.
    Integrity (целостность, единение)
    Навык 6. Кросскультурность
    Глобализация происходящих в мире процессов стирает границы между странами и различными культурными средами, что делает крайне востребованным навык кросскультурного общения и коммуникаций.
    Integrity (целостность, единение);
    Consciousness (осознанность)
    Навык 7. Способность к (само)обучению
    Высокая скорость возникновения новой информации и ее быстрое устаревание не позволяет существующей системе образования быстро реагировать на эти изменения, что делает навык самообразования человека крайне эффективным инструментом его адаптации к меняющимся условиям.
    Asking (вопрошание, спрашивание)

    Источник: составлено автором по данным [3]

    Важнейшей составляющей успеха человека в новом VUCA-мире эксперты исследования считают, что «образование должно быть ориентировано не только на передачу знаний и развитие навыков, но и на всестороннюю поддержку становления человека как полноценного автора своей жизни» [3].

    Это значит, что в VUCA-мире проблема поиска и реализации своего предназначения становится главнейшей задачей каждого человека, которая позволяет ему найти свое уникальное место в мире.

    Заключение

    Сегодня, чтобы адекватно противостоять современным вызовам VUCA-мира и занять достойное место в мире будущего человек должен найти и реализовать свое призвание, свое предназначение в жизни.

    Обнаружение и реализация человеком своего предназначения делает его жизнь осознанной, целеустремленной, наполненной смыслом, где работа становится местом его силы и радости.

    Предложенные VICA-принципы фокусируют внимание человека на ключевых принципах и навыках эффективной организации жизни в VUCA-мире, которые обеспечивают максимальное раскрытие его потенциала, направленного на реализацию его призвания.

    [1] Сейчас в бизнес-литературе появилось новый акроним BANI. По мнению его автора Джеймса Кашио [10, 11], он более точно описывает новые реалии, в которые вступил мир в период пандемии COVID-19. BANI означает: B – Brittle (хрупкий), A – Anxious (тревожный), N – Nonlinear (нелинейный), I – Incomprehensible (непонятный / непостижимый). Автор данной книги не видит значимого отличия между акронимами BANI и VUCA.

    [2] Аббревиатура VICA введена для различения от аббревиатуры VUCA, но в тоже время для демонстрации связи с этим понятием. В принципе, в аббревиатуре VICA литеру « -I- » можно заменить на « -U- », которая будет означать «Union», что переводится как «союз, объединение, единение» и, по сути, имеет тот же смысл что и « -I- ».


    Источники:

    1. Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: www.kremlin.ru/acts/bank/47046 (дата обращения: 23.04.2022).
    2. Шваб К. Четвертая промышленная революция. - М.: Издательство «Эксмо», 2018. – 288 c.
    3. Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире. Отчет об исследованиях 2014-2017 гг.
    4. Лалу Ф. Открывая организации будущего. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. – 432 c.
    5. Зохар Д. Квантовый лидер: Революция в мышлении и практике бизнеса. - М.: ООО Книжное издательство «София», 2017. – 352 c.
    6. Мажкенов С.А., Алиев А.Т. Новая парадигма развития потенциала сотрудников на примере организаций бирюзового уровня (методика ИМАГО) // Лидерство и менеджмент. – 2020. – № 4. – c. 543-566. – doi: 10.18334/lim.7.4.110937.
    7. Пинигин Е. VUCA мир. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pravdaonline.ru/samorazvitie/vuca-mir/ (дата обращения: 23.04.2022).
    8. Беннет Н., Лемуан Д.Д. VUCA: с чем это едят и какая от этого польза? // Harvard Business Review. – 2014.
    9. Бергер У. Красивый вопрос. Как неординарные вопросы приводят к гениальным идеям. - Поппури, 2014. – 320 c.
    10. Cascio J. Facing the Age of Chaos. Medium.com. [Электронный ресурс]. URL: https://medium.com/@cascio/facing-the-age-of-chaos-b00687b1f51d (дата обращения: 23.04.2022).
    11. Mithun Sridharan BANI: A new framework to make sense of a chaotic world? 29.07.2019. [Электронный ресурс]. URL: https://thinkinsights.net/leadership/bani/ (дата обращения: 23.04.2022).
    12. Качала В. В. Общая теория систем и системный анализ. / Учебник для вузов. - М.: Горячая линия – Телеком, 2017. – 432 c.
    13. Маслоу А. Мотивация и личность. / 3-е изд. - СПб.: Питер, 2019. – 400 c.
    14. О\'Коннор Д., Макдермотт И. Искусство системного мышления. Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем. - М.: Альпина Паблишер, 2013. – 300 c.
    15. Альтшуллер Г. С. Найти идею. Введение в ТРИЗ – теорию решения изобретательских задач. - «Альпина Диджитал», 1986. – 402 c.
    16. Макаров А.И. Искусство задавать вопросы. Интерактивная лекция. 13.04.2013 г. [Электронный ресурс]. URL: www.youtube.com›watch?v=6tRVhzpi0mc (дата обращения: 23.04.2022).

    Страница обновлена: 27.05.2022 в 13:05:52