Состояние и тенденции развития российских вузов
Скачать PDF | Загрузок: 8 | Цитирований: 7
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 1 (61), Январь 2012
Цитировать:
Жуков С.В. Состояние и тенденции развития российских вузов // Креативная экономика. – 2012. – Том 6. – № 1. – С. 80-83.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17310485
Цитирований: 7 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Рассмотрено состояние, основные характеристики и тенденции развития российских вузов. Анализ выявил основные тенденции: позитивные (рост спроса на образование, появление платных услуг) и негативные (снижение качества образования, уровень расходов на финансирование вузов, несоответствие уровня подготовки выпускника требованиям работодателя).
Ключевые слова: финансирование, образование, выпускники, высшие учебные заведения, развитие, тенденции
Одним из приоритетных направлений развития России является построение системы образования, обеспечивающей интеллектуальную основу экономики знаний, Эффективность системы образования во многом определяется деятельностью российских вузов, с которой связывается конкурентоспособность в сфере науки и техники, в области подготовки квалифицированных кадров. В этой связи анализ состояния и тенденций развития вузов представляет несомненный научно-практический интерес.
Что имеем мы сегодня
Рассмотрим важнейшие направления развития вузов за последние два десятилетия, выделяя основные тенденции и характеристики.
I. Стабильное увеличение спроса на высшее образование.
На начало 1985/86 учебного года число студентов вузов составило около 3 млн человек, на 10000 человек населения приходилось 206 студентов. В последующие годы наблюдалось снижение количества студентов. Начиная с 1994/95 учебного года число студентов начало расти и на начало 2010/11 учебного года увеличилось почти в 3 раза и составило около 8 млн человек (почти 600 студентов на 10000 человек).
В качестве основных причин быстрого роста спроса на высшее образование в середине 1990-х гг. можно выделить:
1) индивидуалистический ответ населения на экономические реформы: абсолютное большинство предпочло инвестировать средства в свое развитие, поскольку другие возможности инвестирования были крайне ограничены;
2) в условиях растущего расслоения общества население, включая молодежь, на первое место среди ценностей ставит материальный достаток, который связывается, в том числе, с уровнем образования;
3) возможность получить отсрочку от службы в армии;
4) желание сделать карьеру. В 1992 году образование как фактор, определяющий материальное неравенство в РФ, стоял на 6 месте, а в 2001 г. – на 2-м [1].
II. Несоответствие подготовленных выпускников требованиям работодателей вследствие отсутствия должного взаимодействия между системой образования и рынком труда.
Несмотря на то, что высшие учебные заведения предлагают широкий перечень образовательных программ и услуг, значительный объем потребностей коммерческих организаций в квалифицированных кадрах остается неудовлетворенным. Это вызвано рядом причин:
1.Выпускники высшей школы не востребованы на рынке труда. В частности, лишь менее 40% обладателей вузовских дипломов работают по специальности (в странах Европы этот показатель вдвое выше) [2].
2. Выпускники часто не умеют применять полученные знания на практике, а российские вузы не успевают адаптировать свои программы под нужды бизнеса. Это может проявляться в неспособности использовать знания для решения практических задач, в отсутствии представлений о нормах поведения в бизнес-среде. Например, в компании «Магнит» результаты социологического исследования показали, что основной разрыв между подготовкой выпускника и требованиями компании к молодому специалисту лежит в сфере компетенций, а не в сфере знаний.
3. Отсутствие у выпускников необходимых личностных качеств: нацеленности на профессиональное развитие и карьерный рост, способности организовать производственный процесс, низкая мотивация и др.
4. Недостаток у выпускников специальных знаний, отчасти вызванный необходимостью подработки не по специальности в период обучения [3], вследствие чего требуется дополнительная подготовка специалистов до уровня требований конкретной организации.
5. Существенный дисбаланс между требованиями, предъявляемыми к соискателям рабочих мест со стороны работодателей, и качеством подготовки выпускников российской профессиональной школы [4].
6 Ориентация вузов на социальные, а не на экономические потребности общества с начала 1990-х гг. в связи с появлением устойчивого индивидуального платежеспособного спроса на получение высшего образования и снижение платежеспособного экономического спроса со стороны коммерческих организаций.
III. Возникновение сферы платного образования.
В условиях перехода к рынку мощным регулятором развития образования стали служить потребности отдельных лиц, коммерческих организаций, общества в целом. На формирование спроса на платные образовательные услуги повлиял и тот факт, что при переходе на рыночные отношения стало необходимым получать бизнес-образование, и сформировавшийся состоятельный контингент готов был оплачивать обучение собственных детей. То есть возник платежеспособный спрос на услуги высшего образования. В 1995 г. в общей численности студентов государственных вузов доля платного контингента составляла около 9%. В 2001 г. платный прием в государственные вузы впервые превысил бюджетный [5]. В 2010 г. бюджетное финансирование составило примерно 50% от общего объема.
Рыночная трансформация системы образования проявилась и в становлении негосударственного сектора в начале 90-х годов, импульсом возникновения которого послужили новые возможности в определении содержания образования, организации учебного процесса, обеспечении адекватной оплаты труда преподавателям и сотрудникам, реализации предпринимательских подходов в образовании.
IV. Снижение качества высшего образования.
Кадровый потенциал системы образования определяется численностью, квалификацией и структурой преподавательского персонала, а также численностью учащихся.
О снижении качества подготовки косвенно свидетельствует динамика численности научно-педагогического состава: в период (с 1985/1986 по 2008/ 2009 уч. год.), за который произошел рост числа студентов более чем в 2,5 раза, а основной штат вузов вырос в 2 раза [5].
Высокий уровень загрузки преподавателя затрудняет общение со студенческой аудиторией, периодическое обновление содержания курсов; проведение научных исследований. В настоящее время вуз обладает низкой привлекательностью для молодых преподавателей вследствие недостаточного уровня оплаты труда. Это затрудняет преемственность научных школ, снижает качество подготовки специалистов.
Исправить сложившуюся ситуацию возможно путем уменьшения доли аудиторной нагрузки преподавателя. В настоящее время аудиторная нагрузка, предусмотренная российским государственным образовательным стандартом, в 3–4 раза превышает аналогичный показатель в вузах Европы. Освободившееся время можно эффективно использовать для научных и прикладных исследований, программ переподготовки и повышения квалификации взрослого населения.
V. Изменения в финансировании сферы высшего образования.
Доля государства в финансировании вузов ранее всегда уступала показателям развитых стран, что фактически устанавливало более низкие темпы развития России. Лишь в последнее время правительство прилагает заметные усилия по увеличению доли расходов на высшее образование (в частности в 2011 г. выше 2010 г. на 28% и на 50% 2008-го.), РФ реально по доле расходов на образование достигает уровня западных государств.
Вывод
Таким образом, анализ основных направлений российского образования выявил основные тенденции: позитивные (рост спроса на образование, появление платных услуг) и негативные, связанные с несовершенством экономико-правового поля деятельности (некоторое снижение качества образования, недофинансирование, несоответствие уровня подготовки выпускника требованиям работодателя). Использование возможностей и преодоление проблем требуют разработки новых методов управления, финансирования вузов, которые повысят качество образования, создадут условия для экономического роста.
Источники:
2. Лукичев Г. Болонский процесс формирует новую модель образования [Текст] // Поиск, 2004. – № 22.
3. Выпускник для работодателя. Социологическое исследование отношения работодателей из бизнеса к выпускникам российских вузов [Текст]. – М.: Эксперт, 2004.
4. Банденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании [Текст] // Высшее образование в России, 2004. – №11.
5. Российский статистический ежегодник. 2009: Стат. сб. [Текст]. – М.: Росстат, 2009.
6. Human Development Report 2007/2008 // www.unrussia.ru.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 11:49:58