Организационно-экономическая модель развития системы управления отходами на региональном уровне
Ковальчук А.П.1, Милорадов К.А.1
1 Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 15
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 16, Номер 3 (Март 2022)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48218618
Аннотация:
В статье анализируются направления совершенствования деятельности по утилизации твердых коммунальных отходов в России. Проведен анализ финансовых результатов операционной деятельности региональных экологических операторов, на основе которого сформулированы предложения по совершенствованию экономических инструментов регулирования сферы управления отходами на региональном уровне.
Ключевые слова: проблемы управления отходами, региональные операторы, система обращения с твердыми коммунальными отходами, методы государственной поддержки, механизмы «зеленого» финансирования, государственно-частное партнерство
Финансирование:
Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта РФФИ, проект 20-010-00038 «Разработка инновационных основ переработки отходов в процессе развития «зелёной» экономики».
JEL-классификация: Q53,Q01, L32
Введение
Переработка и утилизация отходов, возникающих в результате жизнедеятельности людей и функционирования производственных предприятий, представляет собой важную экологическую проблему, для решения которой необходимо использовать организационно-экономические механизмы.
Хотя доля твердых коммунальных отходов (ТКО) или твердых бытовых отходов (ТБО) является сравнительно небольшой в общем объеме отходов, эти отходы образуются в непосредственной близости от мест проживания людей, поэтому утилизация таких отходов в крупных городах является актуальной задачей. Накопление отходов без их переработки приводит к появлению мусорных свалок и представляет собой угрозу экологической безопасности. Это особенно актуально для большинства российских регионов.
Основной целью данного исследования является разработка предложений по совершенствованию организационно-экономических механизмов развития предприятий по обращению с твердыми коммунальными отходами на региональном уровне на основе экономических данных о деятельности этих предприятий (на примере Московской области).
В соответствии с поставленной целью научная новизна данного исследования будет выражаться в моделировании управления процессами обращения с твердыми бытовыми отходами в региональных условиях, основанного на формировании экономического инструментария, ориентированного на развитие тарифного регулирования и современных методов финансирования инвестиций в данной области.
Обзор литературы
Проблемам переработки отходов, обращению с отходами посвящено ряд публикаций. В частности, система управления отходами в Европейском союзе рассмотрена в аналитическом обзоре Никуличева Ю.В. [3, с. 10-35]. Анализ современного состояния сферы управления отходами и практики обращения с отходами в регионах Российской Федерации представлен в монографии Шевчук А.В. [7, с. 334-396].
Научная разработка и обоснование проектов строительства мусоросжигательных заводов в России с целью энергетической утилизации твердых коммунальных отходов представлены в работе Потравный И.М. [6, с. 214-220].
В качестве экономических инструментов поддержки реализации таких проектов предлагается рассматривать расширение форм их финансирования в части предоставления из средств федерального бюджета субсидий в виде имущественного взноса, компенсацию процентных ставок по кредитам, возмещение расходов на создание объектов обработки и утилизации отходов, экологический сбор, применение «зеленого» тарифа на поставку электроэнергии из отходов.
К числу проблем в области обращения с отходами в регионах России относятся: несовершенство нормативно-правового обеспечения этой деятельности, недостаточная эффективность государственного управления, контроля и надзора в этой сфере. Основополагающий законодательный акт в области обращения с отходами производства и потребления Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» (1998 год) требует существенной корректировки и дополнения. В частности, он содержит неполный и нераскрытый понятийный аппарат, существуют разночтения в терминологии с Базельской конвенцией о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением. В Законе отсутствует описание порядка применения наилучших существующих технологий в области обращения с отходами, методология управление потоками отходов, требующих специального регулирования, не прописан механизм перехода собственности на отходы и др. Существующая законодательная база не позволяет стимулировать физических и юридических лиц, занятых в сфере обращения с отходами, а также принимать адекватные меры к лицам, наносящим ущерб окружающей среде несанкционированным размещением отходов.
В 2019 году стартовала в России мусорная реформа, которая призвана сократить объем отходов на полигонах и увеличить долю переработки мусора. Реформа реализуется в рамках Национального проекта «Экология», который включает в себя 11 федеральных проектов. На данный момент в России насчитывается до 240 мусороперерабатывающих заводов, 50 мусоросортировочных комплексов и 10 мусоросжигательных заводов. К 2024 году в России намерены построить 210 комплексов по обработке и утилизации твердых коммунальных отходов, что поможет решить проблему мусорных полигонов и наладить переработку 60% всего объема мусора [7].
В настоящее время в Российской Федерации реализуется федеральный проект «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» в составе национального проекта «Экология» в целях создания эффективной системы обращения с отходами.
Данные Росприроднадзора свидетельствуют о том, что в некоторых регионах РФ (см. таблицу 1) происходит накопление твердых коммунальных отходов: величина отходов на конец года превышает величину отходов на начало года.
Таблица 1
Накопление и утилизация ТКО в регионах РФ
в 2020 году, тыс. тонн
Субъект РФ
|
Наличие на
начало периода
|
Образование
ТКО за период
|
Накоплено на конец
периода
|
Москва
|
-
|
5022663
|
147517
|
Московская
область
|
24900
|
6854319
|
45507
|
Краснодарский
край
|
5421600
|
1435587
|
5927321
|
Амурская
область
|
8152265
|
445322
|
11497656
|
Вологодская
область
|
68
|
348226
|
33683
|
Российская
Федерация
|
8152265
|
48462031
|
11497657
|
В Российской Федерации на федеральном уровне с 2019 года действует публично-правовая компания «Российский экологический оператор» для формирования системы обращения с твердыми коммунальными отходами.
На уровне регионов Российской Федерации действуют региональные экологические операторы, от работы которых во многом зависит экологическое благополучие. Поэтому представляет интерес экономическая эффективность деятельности региональных экологических операторов. В таблице 2 приведены финансовые показатели региональных экологических операторов в Московской области.
Таблица 2
Региональные экологические операторы в Московской области
№
|
Название
организации
|
Зоны
деятельности
|
Выручка, млн.
руб.
|
Чистая прибыль
(убыток), млн. руб.
|
1
|
ООО «Экопромсервис»»
|
Алексинская зона
|
997,9
|
18,5
|
2
|
ООО "Эколайн-Воскресенск"
|
Воскресенская зона
|
2736,2
|
71,9
|
3
|
ООО «Каширский региональный оператор»
|
Каширская зона
|
2866,6
|
-222,1
|
4
|
ООО "Хартия"
|
Ногинская зона
|
11126,7
|
307,5
|
5
|
ООО "Рузский региональный
оператор"
|
Рузская зона
|
4458,4
|
-194,6
|
6
|
ООО "Сергиево-Посадский
региональный оператор"
|
Сергиево-Посадская зона
|
4963
|
-138,5
|
7
|
ООО «Мск-Нт»*
|
Чеховская зона
|
6439,3
|
8,4
|
Анализируя данные в таблице 2, можно сделать вывод о том, что основная деятельность части из перечисленных региональных экологических операторов в 2020 году не являлась прибыльной, финансовое положение большинства из них является неустойчивым.
Сегодня реализация актуальных задач национального проекта «Экология», в частности развитие современной инфраструктуры по обращению с ТКО, усложняется по ряду объективных причин. Во-первых, с каждым годом увеличивается количество отходов, что связано с ростом потребительского спроса и снижением срока эксплуатации многих потребительских товаров. Во-вторых, высока стоимость затрат предприятий, выполняющих весь необходимый цикл бизнес-процессов. В-третьих, как уже было отмечено, это трудное финансовое положение региональных операторов из-за низкой рентабельности основной деятельности и проблем с финансированием. Ситуация усложняется тем, что компании, отвечающие за вывоз и утилизацию мусора, не могут получить денег ни с населения, ни с организаций. Сегодня основной проблемой на региональном уровне в данной области является проблема неплатежей [8]. На конец 2021 года собираемость платежей составила 85,7% [9]. И поэтому у региональных операторов возникает большая дебиторская задолженность, сопоставимая с затратами на строительство современного сортировочного комплекса. Взыскание долгов за вывоз мусора затруднено тем, что операторам не предоставляют персональные данные должников и требовать их они не могут из-за несовершенства законодательства [10]. Кроме того, применяемая в регионах тарифная политика в части установления нормативов накопления ТКО и тарифов на услуги региональных операторов вызывают сомнение в корректности соответствующих расчетов. В результате разброс тарифов за вывоз мусора только в Московской области составляет 800,5-930,1 руб./куб. м. При этом в других регионах России он может существенно отличаться, например, в Калужской области, составляет 448,70 руб./ куб. м. [11]. Разброс в размере тарифов в первую очередь связан с отсутствием методологии формирования тарифа. В-четвертых, несовершенство механизмов привлечения частных инвестиций в строительство комплексов по обработке и утилизации твердых коммунальных отходов. В перспективе инвестиции в новые технологии в данной области становятся все более выгодные из-за высокого спроса на переработанные материалы как вторичное сырье.
Таким образом, основным направлением решения актуальных проблем обращения с ТКО в нашей стране является совершенствование методов государственного регулирования, включая меры экономического стимулирования.
На основании вышеизложенного, учитывая актуальные финансовые проблемы региональных операторов, авторы предлагают уделить большее внимание совершенствованию национальной системы обращения с ТКО на региональном уровне. Повышение эффективности ее работы возможно обеспечить посредством соответствующих инвестиционных, организационно-технических решений, методов государственной поддержки и форм отраслевого взаимодействия (см. рис. 1).
Рис. 1. Направления совершенствования системы обращения с твердыми коммунальными отходами
Источник: составлено авторами
На федеральном уровне, где имеются большие объемы финансовых и других ресурсов, принимаются законодательные решения по регулированию сферы обращения с отходами, организуются каналы финансирования «зеленых» проектов, разрабатываются инновационные технологии переработки отходов. Проблемы, вызванные накоплением отходов, оказывают влияние на экологическую обстановку на региональном уровне, где в рамках экономических возможностей действуют предприятия - региональные экологические операторы. На эффективность операционной составляющей региональных экологических операторов влияют величины тарифов на вывоз и утилизацию отходов.
Экономическая эффективность деятельности предприятий в сфере управления отходами имеет инвестиционную и операционную составляющие. Инвестиционная составляющая включает способы финансирования проектов в сфере управления отходами. На рис. 2 показаны предлагаемые авторами организационно-экономическая модель развития системы управления отходами на региональном уровне.
Рис. 2. Организационно-экономическая модель развития системы управления отходами на региональном уровне
Источник: составлено авторами
В данной модели авторы предлагают использовать современные методы долгосрочного финансирования капитальных затрат, связанных со строительством заводов по переработке отходов и реализацией «зеленых» технологий в промышленном масштабе, а также адресной поддержке малых предприятий-стартапов, занимающихся научными разработками и внедрением инноваций.
Необходимо также уделить внимание совершенствованию тарифного регулирования деятельности региональных экологических операторов с целью создания сбалансированной системы тарифов с четкой ориентацией на региональные особенности. При этом важным направлением в области тарифной политики является совершенствование методов определения нормативов тарифов на вывоз твердых бытовых отходов. Для решения данной задачи, прежде всего, необходим поиск оптимального уровня тарифа с учетом уровня реальных затрат на сбор, вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов в каждом конкретном регионе.
Заключение
Изучив экономические результаты деятельности предприятий по переработке твердых коммунальных отходов (региональных операторов), авторы сформулировали и предложили организационно-экономическую модель, направленную на совершенствование финансово-экономических подходов к деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
Проведенные исследования позволяют сделать вывод о том, что направления совершенствования системы обращения с твердыми коммунальными отходами должны учитывать интересы всех ее участников, риски, затраты и выгоды, что требует разработки не только производственно-технологических решений, но и соответствующих организационно-экономических механизмов. Основным приоритетом для усовершенствующих нововведений должна стать более продуманная государственная поддержка субъектов предпринимательской деятельности, основанная на внедрении современных механизмов «зеленого» финансирования на основе государственно-частного партнерства, а также поддержка предприятий-стартапов, разрабатывающих и внедряющих новые технологические решения в сфере обращения с отходами.
Источники:
2. Ковальчук А.П., Милорадов К.А. Организация бизнес-процессов в сфере переработки и утилизации твердых коммунальных отходов: эколого-экономический аспект // Горизонты экономики. – 2021. – № 3(62). – c. 108-113.
3. Никуличев Ю.В. Управление отходами. Опыт Европейского союза. / Аналитический обзор. - М.: ИНИОН РАН, 2017. – 55 c.
4. Порфирьев Б.Н. Повышение эффективности обращения с отходами производства и потребления // Проблемы прогнозирования. – 2020. – № 1(178). – c. 123-125.
5. Потравный И.М., Яшалова Н.Н., Гассий В.В., Чавез Ф.К.Й. Проектный подход в управлении экологически ориентированным развитием экономики региона // Экономика региона. – 2019. – № 3. – c. 806-821. – doi: 10.17059/2019-3-14 .
6. Потравный И.М., Баах Дорис Экономические инструменты реализации проектов энергетической утилизации твердых коммунальных отходов // Современные проблемы управления проектами в инвестиционно-строительной сфере и природопользовании: Материалы XI международной научно-практической конференции посвященной 25-летнему юбилею кафедры и 114-летию РЭУ им. Г. В. Плеханова. Москва, 2021. – c. 214-220.
7. Шевчук А.В. Управление отходами в современной России. - М.: Белый Ветер, 2021. – 560 c.
8. Информационный портал газеты «Ведомости». [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2019/11/10/815856-musornih-operatorov (дата обращения: 10.02.2022).
9. Информационный портал «Риа Новости». [Электронный ресурс]. URL: https://realty.ria.ru/20181022/1531161306.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop (дата обращения: 26.01.2022).
10. Информационно-правовой портал «Гарант». [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/article/1471040 (дата обращения: 26.01.2022).
11. Информационный портал газеты «РБК». [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/newspaper/2020/09/18/5f61ea029a79476135af2322 (дата обращения: 10.02.2022).
12. Информационный портал об обращении с ТКО в России. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vivoz-musora.site/tarify (дата обращения: 10.02.2022).
13. Информационный портал Росприроднадзора. [Электронный ресурс]. URL: https://rpn.gov.ru/upload/iblock/950/3. 2ТП (отходы) - Раздел 2 ТКО - По федеральным округам и Субъектам РФ на сайт - корр.xlsx (дата обращения: 26.01.2022).
14. Информационный портал «Российский экологический оператор». Reo.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://reo.ru/about (дата обращения: 26.01.2022).
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:47:46