Organizational and economic model of the waste management system development at the regional level
Kovalchuk A.P.1, Miloradov K.A.1
1 Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Russia
Download PDF | Downloads: 36
Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 16, Number 3 (March 2022)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=48218618
Abstract:
The article analyzes the directions of improving the activities for the disposal of municipal solid waste in Russia. The analysis of the financial results of the main activities of regional environmental operators was carried out. Proposals to improve economic instruments for regulating the waste management sphere at the regional level were formulated.
Keywords: waste management problems, regional operators, solid municipal waste management system, state support methods, green financing mechanisms, public-private partnership
Funding:
Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта РФФИ, проект 20-010-00038 «Разработка инновационных основ переработки отходов в процессе развития «зелёной» экономики».
JEL-classification: Q53,Q01, L32
Введение
Переработка и утилизация отходов, возникающих в результате жизнедеятельности людей и функционирования производственных предприятий, представляет собой важную экологическую проблему, для решения которой необходимо использовать организационно-экономические механизмы.
Хотя доля твердых коммунальных отходов (ТКО) или твердых бытовых отходов (ТБО) является сравнительно небольшой в общем объеме отходов, эти отходы образуются в непосредственной близости от мест проживания людей, поэтому утилизация таких отходов в крупных городах является актуальной задачей. Накопление отходов без их переработки приводит к появлению мусорных свалок и представляет собой угрозу экологической безопасности. Это особенно актуально для большинства российских регионов.
Основной целью данного исследования является разработка предложений по совершенствованию организационно-экономических механизмов развития предприятий по обращению с твердыми коммунальными отходами на региональном уровне на основе экономических данных о деятельности этих предприятий (на примере Московской области).
В соответствии с поставленной целью научная новизна данного исследования будет выражаться в моделировании управления процессами обращения с твердыми бытовыми отходами в региональных условиях, основанного на формировании экономического инструментария, ориентированного на развитие тарифного регулирования и современных методов финансирования инвестиций в данной области.
Обзор литературы
Проблемам переработки отходов, обращению с отходами посвящено ряд публикаций. В частности, система управления отходами в Европейском союзе рассмотрена в аналитическом обзоре Никуличева Ю.В. [3, с. 10-35]. Анализ современного состояния сферы управления отходами и практики обращения с отходами в регионах Российской Федерации представлен в монографии Шевчук А.В. [7, с. 334-396].
Научная разработка и обоснование проектов строительства мусоросжигательных заводов в России с целью энергетической утилизации твердых коммунальных отходов представлены в работе Потравный И.М. [6, с. 214-220].
В качестве экономических инструментов поддержки реализации таких проектов предлагается рассматривать расширение форм их финансирования в части предоставления из средств федерального бюджета субсидий в виде имущественного взноса, компенсацию процентных ставок по кредитам, возмещение расходов на создание объектов обработки и утилизации отходов, экологический сбор, применение «зеленого» тарифа на поставку электроэнергии из отходов.
К числу проблем в области обращения с отходами в регионах России относятся: несовершенство нормативно-правового обеспечения этой деятельности, недостаточная эффективность государственного управления, контроля и надзора в этой сфере. Основополагающий законодательный акт в области обращения с отходами производства и потребления Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» (1998 год) требует существенной корректировки и дополнения. В частности, он содержит неполный и нераскрытый понятийный аппарат, существуют разночтения в терминологии с Базельской конвенцией о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением. В Законе отсутствует описание порядка применения наилучших существующих технологий в области обращения с отходами, методология управление потоками отходов, требующих специального регулирования, не прописан механизм перехода собственности на отходы и др. Существующая законодательная база не позволяет стимулировать физических и юридических лиц, занятых в сфере обращения с отходами, а также принимать адекватные меры к лицам, наносящим ущерб окружающей среде несанкционированным размещением отходов.
В 2019 году стартовала в России мусорная реформа, которая призвана сократить объем отходов на полигонах и увеличить долю переработки мусора. Реформа реализуется в рамках Национального проекта «Экология», который включает в себя 11 федеральных проектов. На данный момент в России насчитывается до 240 мусороперерабатывающих заводов, 50 мусоросортировочных комплексов и 10 мусоросжигательных заводов. К 2024 году в России намерены построить 210 комплексов по обработке и утилизации твердых коммунальных отходов, что поможет решить проблему мусорных полигонов и наладить переработку 60% всего объема мусора [7].
В настоящее время в Российской Федерации реализуется федеральный проект «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» в составе национального проекта «Экология» в целях создания эффективной системы обращения с отходами.
Данные Росприроднадзора свидетельствуют о том, что в некоторых регионах РФ (см. таблицу 1) происходит накопление твердых коммунальных отходов: величина отходов на конец года превышает величину отходов на начало года.
Таблица 1
Накопление и утилизация ТКО в регионах РФ
в 2020 году, тыс. тонн
Субъект РФ
|
Наличие на
начало периода
|
Образование
ТКО за период
|
Накоплено на конец
периода
|
Москва
|
-
|
5022663
|
147517
|
Московская
область
|
24900
|
6854319
|
45507
|
Краснодарский
край
|
5421600
|
1435587
|
5927321
|
Амурская
область
|
8152265
|
445322
|
11497656
|
Вологодская
область
|
68
|
348226
|
33683
|
Российская
Федерация
|
8152265
|
48462031
|
11497657
|
В Российской Федерации на федеральном уровне с 2019 года действует публично-правовая компания «Российский экологический оператор» для формирования системы обращения с твердыми коммунальными отходами.
На уровне регионов Российской Федерации действуют региональные экологические операторы, от работы которых во многом зависит экологическое благополучие. Поэтому представляет интерес экономическая эффективность деятельности региональных экологических операторов. В таблице 2 приведены финансовые показатели региональных экологических операторов в Московской области.
Таблица 2
Региональные экологические операторы в Московской области
№
|
Название
организации
|
Зоны
деятельности
|
Выручка, млн.
руб.
|
Чистая прибыль
(убыток), млн. руб.
|
1
|
ООО «Экопромсервис»»
|
Алексинская зона
|
997,9
|
18,5
|
2
|
ООО "Эколайн-Воскресенск"
|
Воскресенская зона
|
2736,2
|
71,9
|
3
|
ООО «Каширский региональный оператор»
|
Каширская зона
|
2866,6
|
-222,1
|
4
|
ООО "Хартия"
|
Ногинская зона
|
11126,7
|
307,5
|
5
|
ООО "Рузский региональный
оператор"
|
Рузская зона
|
4458,4
|
-194,6
|
6
|
ООО "Сергиево-Посадский
региональный оператор"
|
Сергиево-Посадская зона
|
4963
|
-138,5
|
7
|
ООО «Мск-Нт»*
|
Чеховская зона
|
6439,3
|
8,4
|
Анализируя данные в таблице 2, можно сделать вывод о том, что основная деятельность части из перечисленных региональных экологических операторов в 2020 году не являлась прибыльной, финансовое положение большинства из них является неустойчивым.
Сегодня реализация актуальных задач национального проекта «Экология», в частности развитие современной инфраструктуры по обращению с ТКО, усложняется по ряду объективных причин. Во-первых, с каждым годом увеличивается количество отходов, что связано с ростом потребительского спроса и снижением срока эксплуатации многих потребительских товаров. Во-вторых, высока стоимость затрат предприятий, выполняющих весь необходимый цикл бизнес-процессов. В-третьих, как уже было отмечено, это трудное финансовое положение региональных операторов из-за низкой рентабельности основной деятельности и проблем с финансированием. Ситуация усложняется тем, что компании, отвечающие за вывоз и утилизацию мусора, не могут получить денег ни с населения, ни с организаций. Сегодня основной проблемой на региональном уровне в данной области является проблема неплатежей [8]. На конец 2021 года собираемость платежей составила 85,7% [9]. И поэтому у региональных операторов возникает большая дебиторская задолженность, сопоставимая с затратами на строительство современного сортировочного комплекса. Взыскание долгов за вывоз мусора затруднено тем, что операторам не предоставляют персональные данные должников и требовать их они не могут из-за несовершенства законодательства [10]. Кроме того, применяемая в регионах тарифная политика в части установления нормативов накопления ТКО и тарифов на услуги региональных операторов вызывают сомнение в корректности соответствующих расчетов. В результате разброс тарифов за вывоз мусора только в Московской области составляет 800,5-930,1 руб./куб. м. При этом в других регионах России он может существенно отличаться, например, в Калужской области, составляет 448,70 руб./ куб. м. [11]. Разброс в размере тарифов в первую очередь связан с отсутствием методологии формирования тарифа. В-четвертых, несовершенство механизмов привлечения частных инвестиций в строительство комплексов по обработке и утилизации твердых коммунальных отходов. В перспективе инвестиции в новые технологии в данной области становятся все более выгодные из-за высокого спроса на переработанные материалы как вторичное сырье.
Таким образом, основным направлением решения актуальных проблем обращения с ТКО в нашей стране является совершенствование методов государственного регулирования, включая меры экономического стимулирования.
На основании вышеизложенного, учитывая актуальные финансовые проблемы региональных операторов, авторы предлагают уделить большее внимание совершенствованию национальной системы обращения с ТКО на региональном уровне. Повышение эффективности ее работы возможно обеспечить посредством соответствующих инвестиционных, организационно-технических решений, методов государственной поддержки и форм отраслевого взаимодействия (см. рис. 1).
Рис. 1. Направления совершенствования системы обращения с твердыми коммунальными отходами
Источник: составлено авторами
На федеральном уровне, где имеются большие объемы финансовых и других ресурсов, принимаются законодательные решения по регулированию сферы обращения с отходами, организуются каналы финансирования «зеленых» проектов, разрабатываются инновационные технологии переработки отходов. Проблемы, вызванные накоплением отходов, оказывают влияние на экологическую обстановку на региональном уровне, где в рамках экономических возможностей действуют предприятия - региональные экологические операторы. На эффективность операционной составляющей региональных экологических операторов влияют величины тарифов на вывоз и утилизацию отходов.
Экономическая эффективность деятельности предприятий в сфере управления отходами имеет инвестиционную и операционную составляющие. Инвестиционная составляющая включает способы финансирования проектов в сфере управления отходами. На рис. 2 показаны предлагаемые авторами организационно-экономическая модель развития системы управления отходами на региональном уровне.
Рис. 2. Организационно-экономическая модель развития системы управления отходами на региональном уровне
Источник: составлено авторами
В данной модели авторы предлагают использовать современные методы долгосрочного финансирования капитальных затрат, связанных со строительством заводов по переработке отходов и реализацией «зеленых» технологий в промышленном масштабе, а также адресной поддержке малых предприятий-стартапов, занимающихся научными разработками и внедрением инноваций.
Необходимо также уделить внимание совершенствованию тарифного регулирования деятельности региональных экологических операторов с целью создания сбалансированной системы тарифов с четкой ориентацией на региональные особенности. При этом важным направлением в области тарифной политики является совершенствование методов определения нормативов тарифов на вывоз твердых бытовых отходов. Для решения данной задачи, прежде всего, необходим поиск оптимального уровня тарифа с учетом уровня реальных затрат на сбор, вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов в каждом конкретном регионе.
Заключение
Изучив экономические результаты деятельности предприятий по переработке твердых коммунальных отходов (региональных операторов), авторы сформулировали и предложили организационно-экономическую модель, направленную на совершенствование финансово-экономических подходов к деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
Проведенные исследования позволяют сделать вывод о том, что направления совершенствования системы обращения с твердыми коммунальными отходами должны учитывать интересы всех ее участников, риски, затраты и выгоды, что требует разработки не только производственно-технологических решений, но и соответствующих организационно-экономических механизмов. Основным приоритетом для усовершенствующих нововведений должна стать более продуманная государственная поддержка субъектов предпринимательской деятельности, основанная на внедрении современных механизмов «зеленого» финансирования на основе государственно-частного партнерства, а также поддержка предприятий-стартапов, разрабатывающих и внедряющих новые технологические решения в сфере обращения с отходами.
References:
Apulu O.G., Potravnyy I.M., Vega A.Yu. (2021). Ekologo-ekonomicheskoe obosnovanie vybora tekhnologiy rekultivatsii zagryaznennyh neftyu zemel [Ecological and economic justification of the choice of technologies for recultivation of oil-contaminated lands] Moscow: Ekonomika. (in Russian).
Kovalchuk A.P., Miloradov K.A. (2021). Organizatsiya biznes-protsessov v sfere pererabotki i utilizatsii tverdyh kommunalnyh otkhodov: ekologo-ekonomicheskiy aspekt [Organization of business processes in the field of processing and disposal of solid municipal waste: ecological and economic aspect]. Horizons of the economy (Gorizonty ekonomiki). (3(62)). 108-113. (in Russian).
Nikulichev Yu.V. (2017). Upravlenie otkhodami. Opyt Evropeyskogo soyuza [Waste management. The experience of the European Union] M.: INION RAN. (in Russian).
Porfirev B.N. (2020). Povyshenie effektivnosti obrashcheniya s otkhodami proizvodstva i potrebleniya [Improving the efficiency of production and consumption waste management]. Problems of forecasting. (1(178)). 123-125. (in Russian).
Potravnyy I.M., Baakh Doris (2021). Ekonomicheskie instrumenty realizatsii proektov energeticheskoy utilizatsii tverdyh kommunalnyh otkhodov [Economic instruments for the implementation of projects for the energy utilization of solid municipal waste] Modern problems of project management in the investment and construction sector and environmental management. 214-220. (in Russian).
Potravnyy I.M., Yashalova N.N., Gassiy V.V., Chavez F.K.Y. (2019). Proektnyy podkhod v upravlenii ekologicheski orientirovannym razvitiem ekonomiki regiona [The project approach for managing the environmentally oriented development of the regional economy]. Economy of the region. 15 (3). 806-821. (in Russian). doi: 10.17059/2019-3-14 .
Shevchuk A.V. (2021). Upravlenie otkhodami v sovremennoy Rossii [Waste management in modern Russia] M.: Belyy Veter. (in Russian).
Страница обновлена: 25.05.2025 в 04:29:57