Организационно-экономический механизм реализации проектов переработки отходов для развития экономики замкнутого цикла

Ковальчук А.П.1, Милорадов К.А.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Россия, Москва

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 16, Номер 7 (Июль 2022)

Цитировать:
Ковальчук А.П., Милорадов К.А. Организационно-экономический механизм реализации проектов переработки отходов для развития экономики замкнутого цикла // Креативная экономика. – 2022. – Том 16. – № 7. – С. 2757-2768. – doi: 10.18334/ce.16.7.114944.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49231921
Цитирований: 1 по состоянию на 31.03.2023

Аннотация:
В статье разработан организационно-экономический механизм реализации инвестиционных проектов в сфере циркулярной экономики на основе комплекса мер государственной поддержки в сфере «зеленой» экономики и стимулирования развития системы переработки и утилизации отходов в России. По результатам анализа сформулированы предложения по совершенствованию методов проектного финансирования развития циркулярной экономики.

Ключевые слова: управление отходами, циркулярная экономика, экологические операторы, твердые коммунальные отходы, механизмы «зеленого» финансирования, проектный подход развития циркулярной экономики

Финансирование:
Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта РФФИ, проект 20-010-00038 «Разработка инновационных основ переработки отходов в процессе развития «зелёной» экономики».

JEL-классификация: jel M11, Q63, Q55



Введение

Развитие рыночной экономики в последние десятилетия демонстрирует обострение проблем, связанных с ростом потребления современного общества, что связано с исчерпанием природных ресурсов. В этих условиях становится необходим переход на природоохранные модели экономического развития, к числу которых относится концепция циркулярной экономики, которая является неотъемлемой частью развития «зеленой» экономики.

Увеличение доли перерабатываемых отходов является актуальной задачей развития российской экономики. Стимулирование обеспечения экологической безопасности хозяйственного развития требует применения эколого-экономических, а не только экономических критериев принятия хозяйственных решений и формирования механизмов принятия эколого-экономических решений. Развитие технологий и производственных мощностей по переработке твердых коммунальных отходов требует масштабной государственной поддержки.

Основной целью данного исследования является разработка организационно-экономического механизма реализации инвестиционных проектов в сфере циркулярной экономики на основе комплекса мер государственной поддержки и стимулирования развития системы переработки и утилизации отходов в России. Для этого обосновывается необходимость развития методов проектного управления в части оценки затрат и выгод от реализации экологически ориентированных проектов.

Обзор литературы

Теоретическим основанием для концепции циркулярной экономики послужили идеи первоначально сформировавшихся в различных областях современной науки: промышленной экологии [3, с.94-102] (D. Frosch, N. Gallopoulos, E. Graedel), теории промышленных экосистем [5, с.793-797] (L. W. Jelinski,), теории чистого производства [9, с.185-187] (R. Stevenson, J. W. Evans), теории экологической эффективности [4, с. 1687-1700] (G. Huppes, M. Ishikawa).

Различные стратегии перехода к циркулярной экономике в Европейском союзе рассмотрены в аналитическом отчете [10] (E. Mazur‑Wierzbicka). Развитию устойчивой экономики на основе циркулярной модели как механизма преодоления кризиса посвящена работа [7, С. 99-102] (О.Е. Рязанова). Анализу влияния факторов развития экоинноваций на переход к модели циркулярной экономики в России выполнен в работе [8, c. 430-447] (С.В.Ратнер). Получили развитие методы моделирования взаимодействия природных и экономических систем в сфере «зеленой» экономики [6] (Потравный И.М., Зоидов К.Х.). Исследованию циркулярной экономики в концепции устойчивого развития посвящена монография [1, с.259 ] (Е. В. Бурденко, Е. В. Быкасова, С. В. Мудрова).

Концептуальные основы развития циркулярной экономики состоят в том, чтобы сформировать соответствующие производственные системы, в которых бы происходило продление жизненного цикла продукции. На практике это возможно на основе реализации следующих циклов:

1) повторное использование,

2) повторное производство (использованная полезная продукция служит сырьем для новых видов производств) или восстановление,

3) переработка (до разложения на исходные материалы),

4) утилизация.

Переход к модели циркулярной экономики связано с получением экологических, экономических и социальных эффектов. К экономическим эффектам можно отнести сокращение стоимости исходного сырья и энергии, создание новых рынков «зеленой» продукции, сокращение затрат на утилизацию отходов, создание новых рабочих мест в этой сфере деятельности и смежных отраслях.

Основная часть

По мере увеличения доли перерабатываемых отходов экономические процессы производства и потребления приобретают вид замкнутого цикла, как показано на рис. 1.

Рис. 1. Использование переработанных отходов в экономике замкнутого цикла

Источник: составлено авторами

Экономику замкнутого цикла характеризуют следующие принципы и задачи: возобновление ресурсов, переработка вторичного сырья, переход от ископаемого топлива к использованию возобновляемых источников энергии, безотходность производства и др. На рис 2 представлены возможные способы использования экологически чистых («зеленых») технологий переработки ТКО в системе замкнутого цикла.

В сфере энергетики продукты переработки отходов используются в качестве топлива для получения тепловой и электрической энергии. В сфере строительства из переработанных отходов получают строительные материалы, обладающие улучшенными свойствами с точки зрения долговечности и экологичности.

Рис. 2. Направления использования технологий переработки ТКО в

экономике замкнутого цикла

Источник: составлено авторами

На официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования приведены сведения об образовании и утилизации отходов производства и потребления в Российской Федерации за 2019-2021 годы.

Таблица 1

Сведения об образовании и утилизации отходов производства и потребления в Российской Федерации


2019 г.
2020 г.
2021 г.
Образование отходов за отчетный год, тонн
7 750 877 313
6 955 716 994
8 448 642 555
Утилизировано отходов, тонн
3 857 286 601
3 406 325 585
3 920 105 041
Доля утилизированных отходов, %
49,77
48,97
46,40
Источник: составлено авторами на основе данных Федеральной службы по надзору в сфере природопользования [11]

Информационный портал - Федеральная служба по надзору в сфере природопользования. Информация об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления. Режим доступа: https://rpn.gov.ru/open-service/analytic-data/statistic-reports/production-consumption-waste/ (дата обращения 06.06.2022)

В России ежегодно наблюдается увеличение объем утилизированных отходов. Более 90 % мусора отправляют на полигон и только около 7 % перерабатывают во вторичные продукты [15]. Основной причиной отрицательной динамики развития системы обращения с ТКО является недостаток мощностей действующей инфраструктуры. При этом можно отметить высокую стоимость затрат региональных операторов, выполняющих весь необходимый цикл бизнес-процессов. По оценкам, для нормального функционирования системы обращения с ТКО в России необходимо построить 900 промышленных объектов по переработке отходов. [13].

По данным Счетной палаты РФ, без государственной финансовой поддержки срок окупаемости инвестиционных проектов в сфере обращения с ТКО составляет 15-18 лет, тогда как инвестиционно-привлекательный срок для бизнеса – не более 10 лет [14].

В настоящее время, согласно отечественному законодательству, реализуются различные формы и методы экономического стимулирования «зелёного» бизнеса, возможные к применению в развитии циркулярной экономики. Согласно ст. 67 Налогового кодекса РФ предприятиям, задействованным в строительстве, реконструкции сооружений и устройств по переработке ТКО предоставляются инвестиционные налоговые кредиты. Также предоставляются государственные гарантии по кредитам или облигационным займам, привлекаемым юридическими лицами в целях решения неотложных задач по обеспечению устойчивости экономического развития. В рамках проекта «Фабрика проектного финансирования» направляются субсидии на инвестиции в приоритетные для страны направления, одной из которых является внедрение современных технологий для снижения негативного воздействия на окружающую среду.

Развитию циркулярной экономики в России препятствует ряд барьеров, которые можно разделить на следующие группы: нормативно-правовые, организационно-административные, финансово-экономические, технологические и информационно-аналитические. Основные причины - недостаточное финансирование, низкая рентабельность инвестиций и длительные сроки окупаемости проектов по строительству объектов инфраструктуры. Предлагается рассмотреть следующие направления для стимулирования проектной деятельности для развития экономики замкнутого цикла (рис. 3).

Рис. 3. Организационно-экономический механизм реализации инвестиционных проектов в экономике замкнутого цикла

Источник: составлено авторами

Развитие инфраструктуры в области управления отходами и использования вторичных минеральных ресурсов представляется труднореализуемым без совершенствования форм и методов государственной поддержки.

Сложившаяся за годы практика финансирования капиталовложений способствовала тому, что показатели доходности предприятий по обращению ТКО остаются низкими при высоких инвестиционных рисках и длительных сроках окупаемости. Как следствие предприятий по-прежнему отличает низкая доля заимствований извне посредством рыночного механизма, выпуска акций и зеленых облигаций.

Для этих целей возможно привлечение «зеленых» облигаций. Именно такой объем заимствований планируется привлечь и распределить на инфраструктурные проекты. В настоящее время Российским экологическим оператором (РЭО), курирующем мусорную реформу рассматриваются 13 проектов на предмет их соответствия критериям отбора. Финансирование за счет «зеленых» облигаций, смогут получить только проекты сортировки и переработки отходов с рентабельностью выше 20% [13].

Для оценки эффективности инвестиционных проектов предлагается использовать следующий подход:

где Ем – экономический эффект от реализации проекта, Пi — поступления в конце года; Зi – эксплуатационные затраты, Ззел – эффект от повторного использования продуктов переработки ТБО, обьем капиталовложений; д — годовая ставка дисконтирования, n — длительность проекта в годах.

Главным преимуществом данного подхода является то, что при сравнительном анализе различных альтернативных проектов определяется целесообразность их финансирования на основе оценки их эффективности с учетом дополнительных поступлений от повторного использования продуктов переработки. На эффективность проектов влияют различные факторы, не только стоимостные. К каждому отходу применяются свои технологии переработки, позволяющие получить положительный экологический результат, финансовую выгоду. Целесообразность определяется путём вычисления разницы стоимости нового и вторичного сырья. Если затраты на переработку, выше чем изготовление с нуля, оно подлежит ликвидации. Помимо этого эффект также заключается в отсутствии необходимости использования месторождений полезных ископаемых, снижении влияния на экосистему.

Заключение

Проекты развития производственных мощностей по переработке твердых коммунальных отходов являются достаточно масштабными и требуют использования сложных схем финансирования. Основными источниками поддержки и финансирования циркулярных проектов могут быть государственные структуры, банки, фонды, инвестиционные компании, венчурный и частный акционерный капитал, а также «зеленые облигации». При этом значимость каждого из источников финансирования будет меняться в зависимости от особенностей проекта, его стоимости и окупаемости.

При оценке проектов развития производственных мощностей по переработке твердых коммунальных отходов необходимо исходить из эколого-экономических, а не только экономических критериев принятия хозяйственных решений. Предложенная расчетная схема оценки эффективности позволяет учесть особенности проектов переработки отходов и повторного использования продуктов переработки, а также экологические ограничения. Кроме того, необходимо гарантированное обеспечение предприятий заказом на производимую продукцию, тем самым стимулировать сбыт вторсырья.


Источники:

1. Бурденко Е. В. Теория, история и практика циркулярной экономики в концепции устойчивого развития. / Е. В. Быкасова, С. В. Мудрова [и др.]. - Москва : Ай Пи Ар Медиа, 2021. – 259 c.
2. Graedel T. E. On the concept of industrial ecology // Annual Review of Energy. – 1996. – № 21. – p. 69-98.
3. Frosch D., Gallopoulos N. Strategies for manufacturing // Scientific American. – 1989. – № 261(3). – p. 94-102.
4. Huppes G., Ishikawa M. Eco-efficiency guiding micro-level actions towards sustainability: ten basic steps for analysis // Ecology Economics. – 2009. – № 68. – p. 1687-1700.
5. Jelinski L.W., Graedel T.E., Laudise R.A., McCall D.W, Patel C.K.N. Industrial ecology: concepts and approaches // Proceedings of Natural Academy of Science. – 1992. – № 89. – p. 793-797.
6. Потравный И.М., Зоидов К.Х. Моделирование эколого-экономических процессов на основе применения функции негативного воздействия на окружающую среду // Экология. Экономика. Информатика: XL конференция "Математическое моделирование в проблемах рационального природопользования". 2012. – c. 424-429.
7. Рязанова О. Е., Кузнецова Д. С. Циркулярная экономика как механизм преодоления экономического кризиса 2020 // Теоретическая экономика. – 2021. – № 5(77). – c. 99-102.
8. Ратнер С.В. Факторы развития циркулярной экономики // Финансовая аналитика: проблемы и решения. – 2020. – № 04. – c. 430-447.
9. Stevenson R., Evans J.W. Editorial to: cutting across interests: cleaner production, the unified force of sustainable development // Journal of Cleaner Production. – 2004. – № 12. – p. 185-187.
10. Mazur-Wierzbicka E. Circular economy: advancement of European Union countries // Environmental Sciences Europe. – 2021. – № 33(1).
11. Информационный портал - Федеральная служба по надзору в сфере природопользования. Информация об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления. [Электронный ресурс]. URL: https://rpn.gov.ru/open-service/analytic-data/statistic-reports/production-consumption-waste/ (дата обращения: 06.06.2022).
12. Годовой отчет Greenpeace, Экономика разомкнутого цикла: исследование возможности вторичной переработки пластмасс в России. [Электронный ресурс]. URL: https://greenpeace.ru/wp-content/uploads/2021/04 Экономика-разомкнутого-цикла.pdf/ (дата обращения: 25.05.2022).
13. Информационный портал - РБК ведущий мультимедийный холдинг России. Мусорная госкомпания определила получателей денег от «зеленых» облигаций. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/business/11/05/2022/6273c2ad9a794703d4ce2c5e (дата обращения: 25.05.2022).
14. Информационный портал - Счетная палата Российской Федерации. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ выполнения мероприятий, обеспечивающих экологическую безопасность Российской Федерации, в части ликвидации объектов накопленного вреда и формирования комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами». [Электронный ресурс]. URL: https://ach.gov.ru/upload/iblock/41b/ 41b02dc50697e6fc57ec2f389a8b68f0.pdf (дата обращения: 28.05.2022).
15. Информационный портал - Компания EY, Отчет за 2021г., Обращение с твердыми коммунальными отходами: опыт России и отдельных зарубежных стран. [Электронный ресурс]. URL: https://assets.ey.com/content/dam/ey-sites/ey-com/ru_ru/topics/climate-change/ey-solid-waste-management-in-russia-report-2021.pdf (дата обращения: 06.06.2022).

Страница обновлена: 15.07.2024 в 09:10:28