Организационно-экономические аспекты управления отходами отрасли растениеводства в регионе

Кузнецова Н.А.1, Козлова О.А.1
1 Омский государственный аграрный университет имени П.А.Столыпина, Россия, Омск

Статья в журнале

Экономика и социум: современные модели развития (РИНЦ)
опубликовать статью

Том 12, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2022)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=52305217
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В современном мире особое внимание уделяется охране окружающей среды, охране здоровья человека и продовольственной безопасности. Увеличение объемов производства продукции влечет за собой образование больших объемов отходов производства. Поэтому в последнее время проблема отходов является одной из ключевых проблем. Отходы становятся не только источником загрязнения окружающей среды, но и влияют на уровень и качество жизни населения. Вместе с тем, большинство видов отходов обладают такими свойствами, которые дают возможность их дальнейшего использования, что и определяет интерес к ним как к материальному ресурсу, а их возвращение в производственный процесс приобретает важное экологическое, экономическое и социальное значение. При этом методы ведения хозяйственной деятельности должны способствовать воспроизводству природного потенциала за счет сведения к минимуму количества образующихся отходов. Результаты исследования необходимы представителям государственного и муниципального управления, руководителям сельскохозяйственных предприятий с той целью, чтобы правильно ориентироваться в сложившейся обстановке, вырабатывать соответствующую экономическую политику, нацеленную на повышение эффективности аграрного сектора экономики без ущерба для возможностей будущих поколений, научным и практическим работникам, занимающимся вопросами обращения с отходами сельского хозяйства в современных условиях

Ключевые слова: сельское хозяйство, отрасль растениеводства, отходы, управление, сокращение, переработка



Введение. Экономика России на современном этапе характеризуется крайне высоким уровнем потребления материально-сырьевых ресурсов и образования отходов [12]. Это вызвано сырьевой направленностью производства, а также уровнем технологического развития [2]. Актуальность выбранной темы обусловлена отсутстви­ем научно-обоснованной системы управления процессами обращения с отходами, в том числе и с отходами сельского хозяйства. Согласно статистическим данным, за 2021 год в сельском хозяйстве Российской Федерации образовалось 46,9 млн. тонн отходов, из которых 97,6% приходится на навоз и его отдельные разновидности. Доля отходов растениеводства в общем объеме отходов сельского хозяйства составляет только 3%, но в натуральных единицах измерения это не так уж и мало – 1,13 млн. тонн [3].

Изучение результатов исследований зарубежных и отечественных авторов в области обращения с отходами производства позволило определить, что повышенный интерес к данной проблеме определяется тремя взаимосвязанными аспектами: экологическим, экономическим и социальным. Одним из важнейших элементов в решении этих задач является переход к циркулярной экономике, принципы которой основываются на возобновлении ресурсов, переработке отходов производства и переходе от природных ресурсов к использованию возобновляемых источников энергии [20].

Отдельные аспекты в области управления отходами нашли отражение в работах Девяткина В.В., Ларионова В.Г., Мирного А.Н., Ощепковой А.В. Папенова К.В., Падалко О.В., Павленкова М.Н., Петрукова О.П., Тяглова С.Г., Тугова А.Н., Хильченко Н.В., Шубовой А.Я., Пахомовой Н. В., Рихтер К. К., Ветровой М.А. и др. [16, 17, 18].

Проблеме управления вторичными ресурсами посвящены научные труды известных отечественных и зарубежных ученых таких как: О.Ф. Балацкий, З.С. Бройде, Э.В. Гирусов, В.П. Кухар, А. В. Назаренко, Б. Н. Щеткин, Н. К. Шапочка и Т. Н. Шевченко и др.

Целью исследования является обоснование организационно-экономических подходов к системе управления отходами растениеводства в рамках развития циркулярной экономики.

Основная часть. Развитие отрасли растениеводства влечет за собой наращивание валовых сборов сельскохозяйственной продукции, что в свою очередь ведет к образованию большого количества отходов, образующихся в результате производственного процесса [6]. Решение данной проблемы на осуществляется на уровне предприятия, и заключается в размещении растительных отходов на полигонах коммунальных отходов, либо запахивании их в почву, что указывает на ограниченность в использовании инструментов и средств [10].

Задача формирования рациональной и эффективной системы управления отходами отрасли растениеводства, учитывающей социально-экономические региональные особенности, на практике сталкивается с рядом организационных и институциональных ограничений. Практическая реализация указанной задачи, с одной стороны, требует модернизации инфраструктуры и, следовательно, существенных объемов финансирования, с другой стороны, сельхозтоваропроизводители «задавлены» высокими ценами на ресурсы и энергию [10], что требует поиска новых возможностей получения более дешевых источников.

Для решения проблем обращения с отходами производства в Евросоюзе принято более 20 директив, которые формируют эффективную институциональную среду управ­ления отходами [11]. В странах Евросоюза система управления отходами характеризуется переориентацией производственных процессов на принципы сокращения, повторного использования и переработки. [8, 9] и ориентированы на «иерархию отходов», предложенную Адом Лансинком в 1979 г. и представленную в Рамочной директиве по отходам. Рамочная директива ЕС 2008/98/EC «Об отходах» преследует две ключевые цели: предотвращение и уменьшение негативных воздействий, вызываемых образованием и удалением отходов, и повышение эффективности использования ресурсов [1]. Предотвращение, минимизация образования отходов и их повторное использование являются наиболее предпочтительными вариантами, за которыми следует переработка (включая компостирование), затем рекуперация энергии, а уничтожение отходов через свалки должно быть самым последним средством (рис. 1).

Рисунок 1 – Лестница Лансинка по управлению отходами

Источник: Составлено автором по [1]

В соответствии с «лестницей Лансинка» стратегию по обращению с отходами следует выстраивать с учетом приоритетов в области охраны окружающей среды, ресурсо- и энергосбережения.

В связи с тем, что не во всех отраслях сельского хозяйства имеется возможность предотвращения образования отходов и не все виды продукции подлежат повторному использованию, такие продукты следует перерабатывать для получения сырья (рециклинг) [5]. Ключевое значение в практике рециклинга приобретает переработка биоразлагаемых отходов, для получения вторичных ресурсов путем компостирования, пеллетирования, силосования, гранулирования или измельчения. [11]. Та часть продукции и отходов, которая не пригодная для переработки должна быть использована для получения энергии путем сжигания. И только в крайнем случае, когда не возможно применить все перечисленные методы, отходы должны быть уничтожены или захоронены на полигоне после предварительной очистки и обезвреживания.

Можно отметить, что в результате развития систем управления отходами в ЕС сложился правовой и экономический инструмен­тарий обращения с отходами. В развитых странах отходы расцениваются как стратегический ресурс для получения тепла, энергии и других ценных материалов. Так, в Японии доля переработки отходов с получением полезных продуктов близка к 100%.

Однако с точки зрения формирования процессов обра­щения с отходами, в том числе и с отходами сельского хозяйства, Россия находится на позициях отстающих.

Таким образом, изучая зарубежную практику, появляется возможность использования передовых инструментов и механизмов развития циркулярной экономики, адаптированных к российским условиям с учетом существующего правового поля и имеющегося опыта сельхозтоваропроизводителей.

Среди звеньев системы управления отходами в России Федеральным законом РФ «Об отходах производства и потребления» выделяется «…утилизация отходов, под которой понимается использование отходов для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация)…» (рис. 2) [4]. Необходимо отметить, что цели и задачи российской системы управ­ления в сфере обращения с отходами соответствуют ниж­нему уровню европейской иерархии управления отходами [13].

Рисунок 2 – Система управления отходами в России

Источник: Составлено автором по [8]

В Омской области практика применения упомянутых направлений государственной политики в области обращения с отходами в основном ориентирована на формирование условий для уничтожения отходов (строительство мусоросжигающих заводов, мусоросортировочных комплексов) либо складирования и захоронения отходов (создание новых «мусорных» полигонов, приведение в соответствие новым требованиям порядка функционирования уже существующих). Подобные технологии, как правило, не способствуют сохранению ресурсов и энергии, а, наоборот, приводят к их омертвлению [16].

На рисунке 3 наглядно видно, что в Омской области направление работы с отходами растениеводства, ориентированно на утилизацию и захоронение, лишь 15% образующихся отходов подвержено рециклингу. [19].

Рисунок 3 – Обращение с отходами отрасли растениеводства в Омской области, 2021 г.

Источник: Составлено автором

Высокий уровень утилизации и захоронения отходов говорит о том, что для региональной экономики отхо­ды воспринимаются как мусор, не выгодный для создания экономических эффектов.

Следует отметить, что конкретного понятия «система управления отходами» не установлено ни в одном законе Российской Федерации, что делает затруднительным понимание сущности, так как не имеется точного представления, что должно быть включено в данную сферу. В законодательстве по целому ряду понятий (управление отходами, повторное использование отходов, рециклинг и т. д.) существует разнообразная трактовка. Это позволяет товаропроизводителям произвольно трактовать нормы и уходить от ответственности при их нарушении [11].

Система управления отходами растениеводства должна состоять из двух подсистем:

1) управляющей, в которой в качестве субъекта выступают органы государственного, регионального и муниципального управления, осуществляющие мониторинг и контроль образования отходов от производства продукции растениеводства.

2) управляемой, представляющей собой объект управления. В качестве объекта управляемой системы выступают субъекты экономической системы, деятельность которых связана с образованием и переработкой отходов отрасли растениеводства. К ним относятся:

– организации, занимающиеся хозяйственной деятельностью, в результате которой образуются отходы;

– организации, осуществляющие разработку нового продукта, техники и технологии его производства, материалов из которых он будет производиться.

– производители продукта;

– потребители конечного продукта.

Деятельность данных субъектов должна способствовать формированию спроса и предложения на:

– продукты, переработка которых технически возможна, экологически допустима и экономически целесообразна;

– вторичные ресурсы;

– продукты, произведенные с использованием вторичных ресурсов.

Отсутствие согласованности интересов субъектов и объектов управления, участвующих в процессе обращения с отходами, снижает результатив­ность и эффективность их работы.

Таким образом, система управления отходами растениеводства должна способствовать выработке управленческих решений, обеспечивающих, с одной стороны, реализацию интересов сельхозтоваропроизводителей на районном уровне, а с другой стороны – нацеленных на реализацию государственных программ в масштабах страны [7].

Заключение. Таким образом, в концепции управления отходами отрасли растениеводства должен ставиться вопрос не только о возможности восстановления ресурсов из отходов, которые бы включались в производство определенных продуктов, но и вопрос о качественно разработанных нормативных правовых актов федерального и региональных уровней. Сегодня инфраструктура переработки растениеводческих отходов на местном уровне не развита [10], максимум, что находится в пределах возможностей подавляющего большинства сельхозтоваропроизводителей, это вывозить отходы на разрешенные мусорные полигоны или запахивать их в землю. Не понятен и механизм финансирования, необходимого для перехода к более высоким уровням переработки отходов на местах, не разрешены вопросы получения субсидий на эту работу [15]. Остается еще много вопросов относительно того, как сельскохозяйственные организации должны обращаться с отходами, чтобы приносить экологическую, экономическую, и социальную пользу при производстве продукции.


Источники:

1. Директива Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 2008/98/ЕС от 19 ноября 2008 г. «Об отходах и отмене ряда Директив». [Электронный ресурс]. URL: https://wecoop.eu/wp-content/uploads/2020/04/Директива-Европейского-Парламента-и-Совета-Европейского-Союза-200898EC.pdf (дата обращения: 04.12.2022).
2. Распоряжение Правительства РФ от 25 января 2018 г. № 84-р «Об утверждении Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_289114/549eef11ae953dc6e4261b88ed6d14f776df3203/ (дата обращения: 06.12.2022).
3. Стратегия развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года. [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/y8PMkQGZLfbY7jhn6QMruaKoferAowzJ.pdf (дата обращения: 06.12.2022).
4. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» от 29 декабря 2014 года №458-ФЗ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172948/ (дата обращения: 05.12.2022).
5. Development of all packaging waste generated, recovered and recycled, EU, 2007—2017. [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/eurostat/ statistics-explained/index.php/Packaging_waste_statistics (дата обращения: 05.12.2022).
6. Kuznetsova N. A., Kozlova O. A., Zinich L. V. Development trends of a waste processing system as a factor of improving the efficiency of agricultural enterprises // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science: Omsk City, Western Siberia, 04–05 июля 2020 года. Omsk City, Western Siberia. Омск, 2020. – p. 012230.
7. Баутин В.М., Мычка С.Ю. Направления развития системы переработки отходов промышленно-производственных подсистем АПК // Территория науки. – 2015. – № 6. – c. 91- 95.
8. Вегнер-Козлова Е.О. Организационно-экономические аспекты управления отходами на примере Свердловской области // Вестник Академии знаний. – 2021. – № 47(6). – c. 66-71.
9. Гребенкин А. В., Вегнер-Козлова Е. О. Возможности и риски цифровизации для циркулярной экономики // Цифровая трансформация промышленности: тенденции, управление, стратегии: Материалы I международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2019. – c. 153-161.
10. Качанова Л. С. Организационно-экономические аспекты управления технологическими процессами производства и применения органических удобрений // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2016. – № 10(343). – c. 123-133.
11. Кичигин О. Э., Горский В. А. Анализ российского и европейского опыта в решении проблем обращения с твердыми коммунальными отходами на региональном уровне // Бизнес. Образование. Право. – 2021. – № 1 (54). – c. 37–43.
12. Козлова О. А. Механизм развития сельских территорий с учетом региональной специфики // Московский экономический журнал. – 2020. – № 6. – c. 33.
13. Кузнецова Н. А. Государственное регулирование деятельности по обеспечению безопасного обращения с отходами производства и потребления // Актуальные вопросы современной экономики. – 2021. – № 12. – c. 335-340.
14. Кузнецова Н. А., Зинич Л. В. Вторичная переработка отходов как фактор устойчивого развития сельскохозяйственных предприятий // Фундаментальные исследования. – 2021. – № 11. – c. 120-124.
15. Никуличев Ю.В. Управление отходами. Опыт Европейского союза. Аналитический обзор. / РАН. ИНИОН. Центр науч.-информ. исслед. глоб. и регионал. пробл. отд. проб. европ. безопасности. - Москва, 2017. – 55 c.
16. Ларионов В.Г., Павленков М.Н., Воронин П.М. Организация и управление твердыми коммунальными отходами города в рамках экологического менеджмента. / монография. - Москва : Дашков и К, 2018. – 366 c.
17. Падалко О. В. Управление отходами: Западная Европа и Россия. [Электронный ресурс]. URL: http://www.sov-europe.ru/images/pdf/2002/1-2002/padalko1-2002.pdf (дата обращения: 05.12.2022).
18. Пахомова Н. В., Рихтер К. К., Ветрова М. А. Переход к циркулярной экономике и замкнутым цепям поставок как фактор устойчивого развития // Вестник СПбГУ. Экономика. – 2017. – № 2. – c. 244–268. – doi: 10.21638/11701/spbu05.2017.203.
19. Путинцева Н. А., Чекалин В. С. Обзор мер по организации управления отходами в России как фактора повышения ее энергоэффективности // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2018. – № 4(112). – c. 68–74.
20. Утилизация и переработка сельскохозяйственных отходов и техники. [Электронный ресурс]. URL: https://vim.ru/science/scientific-directions/177/ (дата обращения: 06.12.2022).

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:59:09