Youth in the Russian labour market

Leushkina V.V.1, Zinich A.V.1
1 Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина, Russia

Journal paper

Russian Journal of Labour Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 9, Number 3 (March 2022)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=48224418
Cited: 7 by 07.12.2023

Abstract:
Graduates disorientation in the labour market is the main problem in Russia. Youth employment and the youth segment regulation is significant both for the future of the country, as well as for educational institutions and society as a whole. The article presents the main problems arising in the young people employment. Employment and unemployment rates among graduates from 2015 to 2019 with higher and secondary vocational education were examined. The authors present data on the unemployment rate in urban and rural areas with variation by year of graduation. The relationship of the main job with the profession obtained by graduates who have received higher and secondary specialized education is analyzed. The most unpopular professions for graduates with 1-3 years of practical experience are indicated.

Keywords: unemployment rate, graduates employment, key job, profession, qualifications, unpopular training programs, labour market, Russia

Funding:
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-29-07366

JEL-classification: J64, J13, J21, J24



Введение. Проблема молодежной занятости актуальна для всех стран мира и во все времена, т.к. молодёжь является важной социальной группой, положение на рынке труда которой оказывает влияние на будущее национальной экономики [3].

Вкладываемые денежные средства государством в систему образования затрагивает вопрос эффективности их вложения, которую можно оценить на основе анализа трудоустройства выпускников на Российском рынке труда [6].

Недостаток многолетних статистических и аналитических данных в России о трудоустройстве выпускников вузов и учреждений среднего профессионального образования не дает возможность в полной мере оценить всю возникшую ситуацию на «молодежном рынке труда» [2].

Занятость молодежи в условиях рынка труда зависит от общемировой и государственной экономической ситуации. Так в советское время было гарантированное трудоустройство выпускников за счет их адресного распределения. Казалось бы, есть точная гарантия, что ты трудоустроен, но распределяли выпускников на долгий промежуток времени в отдаленные точки страны и с низкой заработной платой, что не удовлетворяло амбиции молодого специалиста [8].

При переходе на рыночную экономику данная практика была утеряна, и новоиспеченный выпускник стал сталкиваться с рядом проблем, которые сформировались на рынке труда.

Основная часть. Основными проблемами при трудоустройстве молодежи в РФ являются:

− несоответствие объемов выпусков образовательных организаций в разрезе специальностей реальному спросу на работников соответствующих специальностей со стороны работодателей;

− отсутствие опыта работы по получаемой профессии;

− несоответствие условий труда и ожидаемого размера заработной платы;

− несоответствие уровней подготовки и квалификации выпускников требованиям рабочих мест [2,9].

В результате возникающих проблем молодые специалисты становятся не востребованными в условиях рынка, среди данного контингента возникает неполная занятость или безработица. Сложившие условия провоцируют потерю у молодых специалистов, полученных в процессе учебы навыков, в последующем неудовлетворенности собой, что приводит к социальному отторжению, а как следствии «молодежной бедности» [5].

В настоящее время встает проблема, что наличие образования не дает молодежи в условиях сформировавшего рынка полной гарантии трудоустройства, как это было в СССР [1].

Анализ трудоустройства выпускников с высшим и средним профессиональным образованием на рынке труда в России представлен на рисунке 1 [4, 10].

Составлено автором на основе данных Федеральной службы государственной статистики. Информационно-аналитические материалы [сайт]. – 2021. – URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13265 (дата обращения 15.12.2021). – Текст: электронный.

Рисунок 1 - Уровень трудоустройства выпускников 2010-2019 гг. по годам выпуска, %

Динамика трудоустройства выпускников за 10 лет варьирует от 70,6% до 94,8 %. Наиболее кризисными годами являются 2019 г. и 2014 г., в данные годы смогли трудоустроиться лишь 70,6% и 76,8% выпускников имеющих высшие и средним профессиональное образование. Снижение данных показателей связано с историческими аспектами данных периодов.

Так существенные изменения уровня трудоустройства выпускников, произошедшие, в 2015 году в основном связаны, с кризисной ситуацией в России, которая произошла в 2014 года, что повлияло на сферу занятости населения страны. Уже в начале 2015 года начинается рост безработицы и достигает пикового значения 12,2% среди выпускников, закончивших образование в текущем году. Так же в этот период времени в наибольшем объеме выпустились бакалавры, которых работодатели категорически не воспринимали и с наименьшим желанием брали на работу, называя их «недоучками» (рис.1).

в России 2019-2020 гг. связаны с началом развития новой короновирусной инфекции – COVID-19 и ухода страны на изоляцию (отдаленный режим работы), которая спровоцировала высокий уровень безработицы, побивший многолетние рекорды [1]. Уязвимым звеном в данной ситуации оказалась молодёжь в частности выпускники высших и средне профессиональных заведений, закончивших их в 2019 году, уровень безработицы данной категории составил 15,7%. Новое поколение выпускников оказались просто не востребованными в условиях сложившейся экономической ситуации (рис.1).

По сведениям Международной организации труда (МОТ), только в 2020 году без работы остались 114 миллионов человек, среди людей в возрасте от 15 до 24 лет она составила 8,7 процента в среднем по миру, в то время как среди людей постарше работу потеряли 3,7 процента [1, 2].

Следует отметить, что с 2015 года по 2019 год отмечается увеличение категории молодых граждан, относящих себя к поколению «ни-ни». Так в 2017 г, 2018 г. и 2019 г. процент молодых выпускников данных годов выпуска, которые не трудоустраивались и не искали работу составил 9,3%, 12,3% и 13,7% соответственно. Данные значения указывают о положительной тенденции развития в России молодежи NLFET ("Ни в рабочей силе, ни в образовании или профессиональной подготовке") (рис.1,2).

Наивысший уровень безработицы среди выпускников высшего образования (ВО) отмечается у выпускников 2019 года – 13,8% и 2018 года выпуска – 8,3%. Аналогичная тенденция прослеживается и у выпускников СПО (среднего профессионального образования), как по программе подготовки квалифицированных рабочих (служащих) (2018 г. выпуска – 12,6%; 2019 г. выпуска – 18,2%) так и по программе подготовки специалистов среднего звена (2018 г. выпуска – 13,8%; 2019 г. выпуска – 17,7%) (рис.2).

Составлено автором на основе данных Федеральной службы государственной статистики. Информационно-аналитические материалы [сайт]. – 2021. – URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13265 (дата обращения 15.12.2021). – Текст: электронный.

Рисунок 2 - Уровень безработицы выпускников образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования 2015–2019 гг. выпуска.

За период с 2015 года по 2019 год значение данного показателя на селе у выпускников с высшим образованием варьировало от 7,6% (2015 г. выпуска и 2017 г. выпуска) до 16,7% (2019 г. выпуска). Наиболее не востребованными оказались выпускники, со средним профессиональным образованием обучающиеся по программе подготовки квалифицированных рабочих (служащих) с варьированием по годам выпуска от 9,4% (2017 г. выпуска) до 19,8% (2019 г. выпуска) [4, 10] (рис.3).

Составлено автором на основе данных Федеральной службы государственной статистики. Информационно-аналитические материалы [сайт]. – 2021. – URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13265 (дата обращения 15.12.2021). – Текст: электронный.

Рисунок 3 - Уровень безработицы выпускников образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования 2015–2019 гг. выпуска проживающих в сельской местности.

Превалирующей категорией безработных в городе являются выпускники 2018 и 2019 годов выпуска имеющие средне специальное образование (рис.4).

Составлено автором на основе данных Федеральной службы государственной статистики. Информационно-аналитические материалы [сайт]. – 2021. – URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13265 (дата обращения 15.12.2021). – Текст: электронный.

Рисунок 4 - Уровень безработицы выпускников образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования 2015–2019 гг. выпуска проживающих в городе.

Так уровень безработицы среди выпускников в сельской местности значительно выше, чем в городе, превышение с варьированием по годам выпуска составило:

- от 1,4 п.п. (2017 год выпуска) до 4,4 п.п. (2015 год выпуска) у выпускников с высшим образованием;

- от 0,8 п.п. (2017 год выпуска) до 5,2 п.п. (2016 год выпуска) у выпускников СПО обучающихся по программе подготовки специалистов среднего звена;

- от -1,6 п.п. (2017 год выпуска) до 5,7 п.п. (2016 год выпуска) выпускников СПО обучающихся по программе подготовки квалифицированных рабочих (служащих).

На основании данных Росстата, общероссийской база вакансий «Работа в России» и результатов исследования Сбербанка, представленная динамика (рис.5) заработной платы выпускников по году выпуска в момент наблюдения (2020 г.) варьирует от 22,1 тыс. рублей до 31,4 тыс. руб. [2, 7, 10].

Составлено автором на основе данных Федеральной службы государственной статистики, общероссийской база вакансий «Работа в России» и результатов исследования Сбербанка

Рисунок 5 - Динамика заработной платы выпускников в зависимости от года выпуска (окончания) учебного заведения, тыс. руб.

На графике видно, что заработная плата возрастает с продолжительностью нахождения на рынке труда: чем позже выпустились индивиды, тем более высокую заработную плату они получают. Это связано с тем, что на начальном этапе карьеры, как правило, знания, полученные в образовательном учреждении, дополняются ещё одним необходимым элементом человеческого капитала — опытом работы, что приводит к приросту заработной платы.

При анализе связи основной работы с полученной профессией (специальностью) у выпускников, получивших высшее образование (всех сфер деятельности) (рис.6) отмечается, что 29-31% выпускников высших учебных заведений, или каждый третий, не работают по специальности.

Составлено автором на основе данных Федеральной службы государственной статистики. Информационно-аналитические материалы [сайт]. – 2021. – URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13265 (дата обращения 15.12.2021). – Текст: электронный.

Рисунок 6 - Связь основной работы с полученной профессией (специальностью) у выпускников, получивших высшее образование (по годам выпуска).

Наиболее не востребованной профессией (специальностью) у выпускников со стажем работы 1-3 года является по направлению подготовки «Сельское и рыбное хозяйство» [9]. В период с 2016 года по 2017 год не могли трудоустроиться чаще всего специалисты по естественным и социальным наукам, сферы обслуживания, технологии продовольственных продуктов и потребительских товаров, с 2018-2019 гг. работники сферы «Науки о земле», с 2019-2020 гг. выпускники сферы машиностроения, промышленной экологии и биотехнологии, политических наук и регионоведение (табл.1).

Таблица 1 – Не работающие по профессии (специальности) в условиях Российского рынка (работники со стажем 1-3 года работы, имеющие высшее образование)

Профессия (специальность)
Аналитический год
2016
2017
2018
2019
2020
Сельское и рыбное хозяйство





Специальности естественных наук





Специальности по социальным наукам





Сфера обслуживания





Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров





Науки о Земле





Машиностроение





Промышленная экология и биотехнологии





Политические науки и регионоведение





Составлено автором на основе данных Федеральной службы государственной статистики. Информационно-аналитические материалы [сайт]. – 2021. – URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13265 (дата обращения 15.12.2021). – Текст: электронный.

Анализируя данные с 2016-2020 гг. по выпускникам с 2013 года выпуска по 2019 года выпуска, отмечено, что не работают по полученной специальности практически половина выпускников колледжей и техникумов (рис. 7).

Составлено автором на основе данных Федеральной службы государственной статистики. Информационно-аналитические материалы [сайт]. – 2021. – URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13265 (дата обращения 15.12.2021). – Текст: электронный.

Рисунок 7 - Связь основной работы с полученной профессией (специальностью) у выпускников, получивших среднее профессиональное образование (по годам выпуска).

Наиболее не востребованными, в условиях Российского рынка являются работники со стажем работы от 1-3 лет:

- с 2016 г. по 2020 год - имеющие профессию в сфере сельского и рыбного хозяйства;

- в период с 2017-2019 гг. в области информатики и вычислительной техники;

- с 2018-2020 гг. в сфере машиностроения, техники и технологии строительства, юриспруденции, прикладной геологии, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия (таб. 2).

Наименее не востребованными направлениями подготовки в последнее время являются: фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии, история и археология, техносферная безопасность и природообустройство, технологии легкой промышленности, изобразительное и прикладные виды искусств (таб.2).

Таблица 2 – Не работающие по профессии (специальности) в условиях Российского рынка (работники со стажем 1-3 года работы, имеющие среднее профессиональное образование).

Профессия (специальность)
Аналитический год
2016
2017
2018
2019
2020
Сельское и рыбное хозяйство





Информатика и вычислительная техника





Техника и технологии строительства





Машиностроение





Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия





Юриспруденция





Геодезия и землеустройство





Воспроизводство и переработка лесных ресурсов





Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы





Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии





История и археология





Техносферная безопасность и природообустройство





Технологии легкой промышленности





Изобразительное и прикладные виды искусств





Составлено автором на основе данных Федеральной службы государственной статистики. Информационно-аналитические материалы [сайт]. – 2021. – URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13265 (дата обращения 15.12.2021). – Текст: электронный.

«Лидерство» среди не работающих по специальности прочно удерживают, уже последних пять лет, выпускники обучившие по направлению подготовки «Сельское и рыбное хозяйство», так процент дипломированных специалистов с высшим образованием не связывающих себя с данной профессией составляет 43-61%, а со среднем профессиональным образование - 52-69% (рис.8).

Составлено автором на основе данных Федеральной службы государственной статистики. Информационно-аналитические материалы [сайт]. – 2021. – URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13265 (дата обращения 15.12.2021). – Текст: электронный.

Рисунок 8 - Связь основной работы с полученной профессией (специальностью) у выпускников по направлению «Сельское и рыбное хозяйство» (по годам выпуска).

Выводы.

Данные 2010-2019 гг. о трудоустройстве выпускников высшего и среднего профессионального образования, указывают на то, что наиболее не благоприятными для них явились 2014 г. и 2019 г., которые связаны с историческими аспектами, происходящими в этот период времени на территории России. Так кризисные условия 2014 года спровоцировали в 2015 года рост безработицы до пикового значения 12,2%, а распространение новой короновирусной инфекции COVID-19 позволило повысить уровень безработицы, среди выпускников высшего образования (ВО) (2019 года выпуска) до 13,8%, а у выпускников СПО от – 17,7% до 18,2%.

Так уровень безработицы среди выпускников в сельской местности значительно выше, чем в городе, особенно получивших среднее профессиональное образование (9,4-19,8%).

Наибольшие трудности при трудоустройстве наблюдаются у выпускников имеющих диплом средне профессионального образования. Менее востребованными среди выпускников высшего образования являются выпускники программы бакалавриата. Это связано с непониманием работодателя кто такие бакалавры, они часто руководствуются стереотипом о том, что более качественная подготовка выпускника программы магистратуры. В результате этого заведомо ужесточает, объективные требования к кандидату и в меньшей мере руководствуются требованиями к конкретному рабочему месту.

В Росси в последнее время среди выпускников увеличивается категория молодежи NLFET ("Ни в рабочей силе, ни в образовании или профессиональной подготовке"). Уровень такой молодежи выпуска 2019 года был достигнут 13,7%.

Анализируя данные с 2016-2020 гг. по выпускникам с 2013 года выпуска по 2019 года выпуска, отмечается, что 29-31% выпускников высших учебных заведений, не работают по полученной специальности, а выпускников колледжей и техникумов практически половина не связывают свою трудовую деятельность с полученной профессией.

Наиболее не востребованными на рынке труда являются выпускники сферы сельского и рыбного хозяйства. Основная проблема, в связи с которой выпускники не могут трудоустроиться по полученной специальности, заключается в том, что происходит «вымирание» деревень и сельских поселений, в результате чего на рынке труда отсутствуют вакансии для трудоустройства. Важными причинами является объемы выпусков образовательных организаций в разрезе специальностей реальному спросу на них со стороны работодателей; несоответствие условий труда и размера заработной платы, предложенных работодателями, ожиданиям выпускников; несоответствие уровней подготовки и квалификации выпускников требованиям рабочих мест [2,7,9].

В результате следует уделять внимание содействию трудоустройству выпускников, а именно стимулированию работодателей к созданию стажировок или возможностей для прохождения производственной практики для обучающихся в образовательных учреждениях или уже окончивших обучение. Таким образом, студенты всех уровней образования будут иметь возможность получать практические навыки, которых часто не хватает у выпускников при приеме на работу, по мнению работодателей.


References:

Antonova G.V., Mirzabalaeva F.I., Bondarchuk A.G. (2020). Problemy trudoustroystva vypusknikov obrazovatelnyh organizatsiy v usloviyakh pandemii koronavirusa [Problems of graduates employment in the context of the coronavirus pandemic]. Russian Journal of Labor Economics. 7 (12). 1249-1268. (in Russian). doi: 10.18334/et.7.12.111230 .

Lopatina M.V., Leonova L.a., Travkin P.V. i dr. (2020). Vypuskniki srednego professionalnogo i vysshego obrazovaniya na rossiyskom rynke truda [Graduates of secondary vocational and higher education in the Russian labor market] M.: Izd. dom Vysshey shkoly ekonomiki. (in Russian).

Razumov V.I., Skosyreva N.D., Zinich A.V. i dr. (2020). Formirovanie gipotezy issledovaniya problem professionalnogo samoopredeleniya selskoy molodezhi v formate forsayt-inseyfinga [Formation of a hypothesis for researching professional selfdetermination of ruralyouth in forsight-insafing format]. World of Science, Culture and Education. (5(84)). 243-247. (in Russian). doi: 10.24411/1991-5497-2020-00948 .

Samorodova E.M. (2022). Vzaimosvyaz tsifrovizatsii obshchestvennoy zhizni, natsionalnogo chelovecheskogo kapitala i sotsialno-ekonomicheskogo blagopoluchiya: rezultaty korrelyatsionnogo analiza [Interrelation of digitalization of public life, national human capital and socio-economic well-being: results of correlation analysis]. Russian Journal of Innovation Economics. 12 (1). (in Russian). doi: 10.18334/vinec.12.1.114240.

Skosyreva N.D., Zinich A.V.. Revyakina Yu.M. i dr. (2020). Professionalnoe samoopredelenie molodezhi sravnitelnyy analiz (1990-2020 gg.) [Professional self-determination of youth (comparative analysis 1990-2020)]. World of Science, Culture and Education. (5(84)). 247-250. (in Russian). doi: 10.24411/1991-5497-2020-00949.

Stukach V.F., Zinich A.V., Astashova E.A., Leushkina V.V. i dr. (2017). Nauchnye osnovy adaptatsii molodezhi k rynku agrarnogo truda v kontekste razvitiya chelovecheskogo kapitala [The scientific basis for the adaptation of young people to the agricultural labor market in the context of human capital development]. British Journal for Social and Economic Research. 2 (6). 17-24. (in Russian). doi: https://doi.org/10.22406/bjser-17-2.6-17-24.

Страница обновлена: 05.05.2025 в 23:36:38