Постковидный мир. Влияние пандемии на рынок профессий и формирование профессиональных компетенций

Архипова С.М.1, Пулявина Н.С.1
1 Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право
Том 12, Номер 3 (Март 2022)

Цитировать:
Архипова С.М., Пулявина Н.С. Постковидный мир. Влияние пандемии на рынок профессий и формирование профессиональных компетенций // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – Том 12. – № 3. – С. 1145-1158. – doi: 10.18334/epp.12.3.114331.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48114190

Аннотация:
Пандемия COVID-19 оказалась шоком для всего мира с долгосрочными последствиями. Одним из таких последствий явились стремительные изменения в профессиональных компетенциях и навыках, которые востребованы уже сейчас и будут востребованы в ближайшем будущем. В данной статье приводится аналитический обзор многочисленных исследований за последние 3 года, посвященных тенденциям в сфере востребованных компетенций будущего. Авторы делают попытку взглянуть системно на эту проблему, проанализировав факторы влияния, а также связанные с этим процессы изменения в сфере образования, в которой акцент смещается на lifelong learning (обучение в течение всей жизни).

Ключевые слова: рынок профессий, профессиональные компетенции, hard skills, soft skills, lifelong learning, профессиональное образование, EdTech, цифровизация, digital-экономика

JEL-классификация: F01, F63, J21, J24



Введение

Актуальность темы исследования объясняется тем, что в период пандемии 2020–2021 гг. произошли кардинальные изменения на рынке профессий, изменились условия профессиональной деятельности, соответственно, требования к специалистам. В связи с переводом многих сотрудников в организациях на удаленный режим работы резко выросла потребность в специалистах, обладающих IT-навыками, для того, чтобы перенастроить управление и контроль деятельности компаний на дистанционный формат. Также возросла необходимость в повышении цифровой грамотности у специалистов, чья деятельность не была напрямую связана с IT-индустрией. Владение цифровыми технологиями стало за время пандемии базовым требованием к специалистам большинства профессий на удаленном режиме.

Важно также отметить, что для эффективной работы в таком формате необходима высокая степень организации и самоорганизации сотрудников. Многие люди, перешедшие на дистанционный формат работы, столкнулись с этой проблемой. С одной стороны, гибкий график работы, который предоставляет дистанционный формат, дает возможность сотруднику свободно распоряжаться и планировать свое рабочее и нерабочее время, с другой стороны, это требует от сотрудника высокой самодисциплины, самоорганизации и мотивации, выполнения требований к организации рабочего пространства вне офиса.

Изменился не только формат работы и требования к специалистам, но и в целом рынок профессий. Еще больше активизировалась трансформация специальностей в сторону диджитализации и уход с рынка рабочих специальностей, сфера компетенций сотрудников которых заменяется автоматизированными и роботизированными технологиями. Эти изменения не могли не отразиться на сфере профессионального образования и подготовки специалистов. Система среднего и высшего образования также вступила на путь трансформации, ставя перед собой вопросы, как переподготовить персонал, какие компетенции, навыки развивать у студентов уже сегодня.

Изучить, как изменился рынок профессий и профессионального образования, какие профессиональные навыки будут востребованы уже в ближайшем будущем, стало ключевой целью настоящего исследования.

Объектом исследования работы являются профессиональные навыки будущего. Предмет исследования − особенности и специфика подготовки специалистов востребованных специальностей в будущем.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

− рассмотреть современные тренды и тенденции в глобальной экономике и предпринимательстве;

− проанализировать влияние пандемии на рынок труда и профессионального образования;

− выявить изменения на рынке профессий, определить наиболее востребованные специальности;

− провести исследование востребованных hard- и soft-навыков;

− разработать рекомендации по развитию профессионального образования в сфере подготовки специалистов будущего.

В процессе исследования использовались следующие методы: изучение, анализ, синтез, классификация полученной информации, анализ и обобщение материалов исследования.

В современной литературе вопросы развития рынка профессий освящены в работах как зарубежных авторов: Фэйзера К. [11] (Sayamov, 2021), Оливери С. [16] (Stefano Oliveri, 2019), так и отечественных ученых: Лищук Е.Н., Капелюк С.Д. [7] (Lishchuk, Kapelyuk, 2020), Забелиной О.В., Майоровой А.В., Матвеева Е.А. [2] (Zabelina, Mayorova, Matveeva, 2020). Последние исследуют изменения требований к человеческому капиталу в условиях неопределенности внешней среды, обусловленной пандемией коронавируса. Авторы подчеркивают усиление требований работодателей к владению профессиональными компетенциями, личностным характеристикам и социальным навыкам.

Тема профессионального образования будущего представлена в исследованиях Саямова Ю.Н. [11] (Sayamov, 2021), Захлебного А.Н., Мамедова Н.М., Дзятковской Е.Н., Степанова С.А. [4] (Zakhlebnyy, Dzyatkovskiy, Grachev, 2012) и других.

Для более глубокого анализа тенденций в сфере востребованных специальностей и компетенций будущего обратимся к исследованию, которое было проведено в Российской экономическом университете имени Г.В. Плеханова в 2021 году. Как один из ведущих университетов страны, готовящих специалистов во многих отраслях, в том числе в экономике, политологии, менеджменте, маркетинге, ИТ-индустрии, РЭУ имени Г.В. Плеханова ставил перед собой задачу изучить, какие специалисты нужны работодателю сегодня, какие hard vs soft навыки необходимо формировать у студента сегодня [4] (Zakhlebnyy, Dzyatkovskiy, Grachev, 2012). Целью проведения исследования было повысить качество подготовки выпускников РЭУ с помощью совершенствования основных и дополнительных профессиональных образовательных программ, используя результаты исследования наиболее востребованных компетенций, выявленных по опросам компаний – потенциальных работодателей.

В задачи исследования входило:

− сформировать перечень наиболее востребованных компетенций выпускников, отвечающих запросам рынка труда;

− разработать методику сбора и формат предоставления данных по востребованным компетенциям (с учетом данных, полученных от исследовательского центра портала Super Job);

− разработать рекомендации по использованию результатов исследования компетенций выпускников в целях актуализации имеющихся и открытия новых образовательных программ.

В исследовании приняли участие более 300 организаций, среди которых Сбербанк, ОТП Банк, МКБ, @mail.ru Group, KPMG, BORK, EY, MSD, BCG, Unilever, Group Renauault, ВТБ, «Мираторг», IKEA, Deloitte, X5Retail Group, Яндекс, РЖД, Роскосмос и другие, 187 работодателей прошли опрос.

В результате исследовано 29 профессий, включая 6 профессиональных сфер, сформировано 223 компетенции, по каждой профессии сформулированы требования и пожелания к профессиональным навыкам, включая soft skills и hard skills. Рассмотрим каждую из сфер более подробно.

Так, в первых рядах выступает сфера математики и IT. К специалистам данной отрасли относятся бизнес-аналитик (с предположительной зарплатой для выпускника бакалавриата, не имеющего опыта работы, – 80000–100000 рублей, выпускника магистратуры – 100000–120000 рублей). Hard skills: знания методик исследования, анализа и моделирования бизнес-процессов, знания основ бюджетирования и бизнес-планирования, soft skills: навыки презентации и визуализации, умение работать в команде, лидерские навыки. Еще одной из профессий в данной сфере является программист C Sharp. Значительную долю в процентном соотношении – 82% занимают мужчины. К отличительным hard skills по данной специальности относится: знание специализированных программ программирования. Также достаточно востребованными профессиями в данной отрасли выступают разработчик iOS, специалист по информационной безопасности, графический дизайнер. Общим для вышеперечисленных специальностей является то, что эти профессии по большей части являются мужскими, кроме графического дизайнера (64% – женщины). Средний доход специалистов направления «Математика и IT» без опыта работы составляет 78 тысяч рублей. С приобретением опыта работы зарплата возрастает до 210 тысяч при опыте работы 3 года. Исследование показало, что несмотря на такую, казалось бы, технико-экономическую специальность, где ведущую роль, как правило, в требованиях работодателей занимают hard skills – 66%, также немаловажное значение предъявляется и к гибким навыки, которые занимают 34%. Общими для специальностей данного направления являются такие soft skills, как лидерские качества и умение работать в команде, стрессоустойчивость, навыки самоорганизации.

Следующая анализируемая отрасль – «Экономика и финансы». Специфика данной отрасли отражается на портрете соискателя – ими в основной массе являются женщины (70–80%). Востребованными специальностями в данной сфере являются специалист по международной финансовой отчетности (зарплата 80000–95000 рублей), экономист (50000–60000 рублей), товаровед (40000–55000 рублей). Среди востребованных компетенций в ряде hard skills выступают владение профессиональными программами, навыки подготовки аналитических отчетов, знание российских стандартов бухгалтерского учета, навыки аналитики массивов данных. К soft skills относятся умение работать с информацией, стрессоустойчивость, умение работать в команде, коммуникативные навыки. Средний доход специалистов в данной сфере без опыта работы – 53 тысячи, с опытом работы 2–3 года – от 68 тысяч до 111 тысяч рублей.

Направление «Менеджмент и маркетинг» представлено следующими востребованными специальностями: менеджер по развитию, менеджер по рекламе, маркетолог-аналитик, менеджер по продажам, менеджер по персоналу. Отличительной особенностью данной сферы является соотношение soft и hard skills навыков в сторону soft skills. Хотя так же, как и в ранее рассмотренных нами отраслях, ведущую роль занимают hard skills, доля soft skills в процентном соотношении выросла до 40%. Наиболее востребованными компетенциями в разрезе soft skills являются стрессоустойчивость, коммуникативные навыки, навыки презентации и визуализации, умение работать с информацией, навыки самоорганизации, лидерские качества, креативные навыки. Среди hard skills всего выделяют 3 навыка: это знание иностранного языка, разработка и реализация проектов, навыки планирования. Средний доход специалистов в зависимости от опыта работы варьируется от 53 тысяч рублей без опыта работы до 121 тысячи с опытом работы 3 года.

Направление «Общество и политика» включает в себя специальности: менеджер по таможенному оформлению, переводчик, юрист/юристконсульт. Тенденция к превалированию soft skills навыков в данной отрасли еще больше проявляется, хотя по-прежнему все еще уступает hard skills навыкам в соотношении 42% – soft skills, 58% – hard skills. Заработная плата немного ниже, чем в перечисленных выше отраслях, и составляет от 50 тысяч до 110 тысяч рублей в зависимости от опыта работы.

Следующее направление профессий – «Индустрия гостеприимства и ресторанного бизнеса». Несмотря на пандемию 2020–2022 гг., в течение которых данная отрасль очень пострадала, специалисты индустрии гостеприимства и ресторанного бизнеса считаются востребованными. К таким профессиям относятся инженер-технолог, менеджер по туризму, администратор гостиницы. Зарплата без опыта работы значительно ниже, чем в других отраслях без опыта работы – 40 тысяч. С опытом работы возрастает – 115 тысяч при опыте работы 3 года. Специфика данной отрасли предполагает владение hard skills – 68%, среди которых: навыки организации процесса оказания услуг в сфере гостеприимства, навыки управления персоналом, знание иностранного языка, навыки продаж, знание стандартов ресторанного бизнеса и технологий организации общественного питания. К soft skills навыкам, ранее не упоминавшимся, относится знание этикета.

Профессиональное направление «Климат и экология» представлено множеством разнообразных специальностей, многие из которых оформились как самостоятельная профессия совсем недавно. К ним относятся: инженер-эколог, климатолог, экоаналитик, фэшн-эксперт по экологической безопасности, рециклинг-технолог, метеоэнергетик, специалист по преодолению системных экологических катастроф, специалист по страхованию климатических рисков, инженер «зеленого транспорта», специалист по обслуживанию солнечных батарей. В данной отрасли не выделяется сегментация по гендерному признаку. Обязательным требованием, как и во всех представленных отраслях, является высшее образование. Специфичными для данной отрасли hard skills являются знание типовых методик расчетов социально-экономических показателей, навыки оценки эффективности проектов, знание высоких технологий, навыки аналитики, риск-менеджмент. Средний доход для специалистов без опыта работы – 51 тысяча рублей, для специалистов с опытом работы 3 года – 112 тысяч рублей.

Резюмируем и представим результаты исследования в виде таблиц. Как мы видим из таблицы 1, специалисты в сфере математики и IT занимают лидирующие позиции в списке по заработной плате без опыта работы. Завершает список индустрия гостеприимства и ресторанного бизнеса.

Таблица 1

Средний доход по сферам для специалистов без опыта


Сфера
Заработная плата (руб.)
1
Математика и IT
78 000
2
Менеджмент и маркетинг
53 000
3
Экономика и финансы
53 000
4
Климат и экология
51 000
5
Общество и политика
50 000
6
Индустрия гостеприимства, ресторанного бизнеса
40 000

Источник: составлено авторами на основе исследования [4] (Zakhlebnyy, Dzyatkovskiy, Grachev, 2012).

Выделим также наиболее оплачиваемые профессии (см. табл. 2).

В топ-10 наиболее оплачиваемых профессий вошли: разработчик IOS, программист, бизнес-аналитик, специалист по информационной безопасности, специалист МФСО, менеджер по развитию, менеджер по продажам IT-продуктов, системный администратор, юрист, менеджер по персоналу.

Таблица 2

Наиболее оплачиваемые профессии


Профессия
Заработная плата (руб.)
1
Разработчик IOS
230 000
2
Программист с#
210 000
3
Бизнес-аналитик
170 000
4
Специалист по информационной безопасности
160 000
5
Специалист МСФО
140 000
6
Менеджер по развитию
130 000
7
Менеджер по продажам IT-продуктов
130 000
8
Системный администратор
110 000
9
Юрист
110 000
10
Менеджер по персоналу
90 000

Источник: составлено авторами на основе исследования [4] (Zakhlebnyy, Dzyatkovskiy, Grachev, 2012).

Одним из интересных результатов исследования стало выявление тенденции к росту значимости и расширению многообразия soft skills навыков. Как видно из таблицы 3, большинство наиболее востребованных компетенций в разрезе всех сфер профессиональной деятельности относятся к soft skills навыкам. Основными из них являются: умение работать с информацией, стрессоустойчивость, навыки самоорганизации, презентации и визуализации, коммуникативные навыки, лидерские качества и креативные навыки.

Таблица 3

Наиболее востребованные компетенции в разрезе всех сфер исследования


%
Компетенции
Soft/hard skills
1
54%
Умение работать с информацией
Soft
2
52%
Стрессоустойчивость
Soft
3
46%
Знание иностранного языка
Hard
4
37%
Навыки самоорганизации
Soft
5
35%
Навыки презентации и визуализации
Soft
6
32%
Коммуникативные навыки
Soft
7
32%
Лидерские качества
Soft
8
26%
Креативные навыки
Soft
9
23%
Знание нормативно-правовой базы
Hard
10
20%
Навыки аналитики массивов данных
Hard

Источник: составлено авторами на основе исследования [4] (Zakhlebnyy, Dzyatkovskiy, Grachev, 2012).

По результатам проведенного исследования в РЭУ имени Г.В. Плеханова можно сделать вывод, что рынок профессий за период пандемии действительно кардинально изменился, появились новые специальности, работодатели предъявляют новые требования к навыкам молодых специалистов. Все это не могло не отразиться и на системе профессиональной подготовки и обучения.

LinkedIn в 2020 году опубликовало свой список самых востребованных профессиональных навыков (hard skills), в который вошли [13]:

● знание блокчейна;

● разработка решений в области облачных вычислений;

● бизнес-аналитика;

● искусственный интеллект;

● UX/UI-дизайн

● инфлюенс-маркетинг и партнерский маркетинг;

● продажи;

● видеопродакшн.

Что касается soft skills, то приведем данные исследования о будущем работы, опубликованного в 2020 г. World Economic Forum [16] (Stefano Oliveri, 2019).

Авторы выделяют 4 группы навыков:

‒ решение проблем. К ним относятся: аналитическое мышление и инновации, критическое мышление и анализ, креативность, оригинальность и инициативность; комплексный взгляд на задачу и выработка идей;

‒ самоменеджмент: включает в себя активное обучение и стратегии обучения, а также стрессоустойчивость и гибкость;

‒ работа с людьми: лидерство и социальное влияние;

‒ использование и развитие технологий, к которому относят использование, мониторинг, контроль, а также создание технологий и программирование.

Авторы данного исследования считают, что все специалисты вынуждены будут пройти переквалификацию к 2025 году.

Об этом же говорит еще одно исследование – мегатрендов, формирующих будущее глобального высшего образования и студенческой мобильности, проведенное в 2018 г. По его данным, 7 из 10 специалистов работают на таких позициях, где будущее их карьеры, профессии и даже отрасли/компании неопределенно [11] (Sayamov, 2021). Исследование было проведено до начала пандемии COVID-19. Пандемия только усугубила данную тенденцию и ускорила появление новых требований к знаниям и навыкам специалистов ближайшего будущего.

В то время когда общая неопределенность в мире стремительно растет, такие навыки, как гибкость, быстрая адаптация к новым условиям, умение быстро реагировать на изменяющиеся условия работы жизни, открытость к новой информации, желание и способность к постоянному обучению, приобретают первостепенное значение. Так, по мнению С. Оливери, Digital Transformation Director for Schneider Electric, ключевыми навыками уже сейчас становятся умение распознать, понять знаки приближающихся изменений (Futures literacy), предвосхищение, опережение (anticipation), системное мышление и стратегическое предвидение [14].

Данные изменения требуют принципиально новых подходов к обучению, базирующихся на концепции lifelong learning, то есть обучения в течение всей жизни. Это обусловлено скоростью происходящих изменений, которые сложно предсказать, но на которые нужно быстро реагировать. В связи с этим появляется много новых образовательных институтов, платформ и сервисов. Ограничение мобильности, связанное с пандемией, и глобальная диджитализация привели к ускоренному развитию онлайн-образования. Теперь стало возможным получить образование в желаемом вузе в любой стране, не выходя из дома.

Пандемия ускорила тенденцию необходимости перепрофилирования и развития новых навыков многими работающими людьми. Все эти факторы положительно повлияли на развитие отрасли онлайн-образования (EdTech) и стали настоящими драйверами развития.

Немаловажным фактором является время, затраченное на получение знаний и навыков. У современных специалистов нет возможности тратить годы на получение новой специальности. По оценкам исследователей, в рамках EdTech полноценную специальность в среднем можно получить за полтора года и сразу же начать монетизировать полученные знания [13].

В свете рассмотрения вопросов профессионального образования, изучения особенностей и формирования профессиональных компетенций для специалистов важно обратить внимание на ценностные ориентиры и связать это с портретом современной молодежи. На наш взгляд, здесь будет уместным обратиться к данным еще одного исследования, проведенного российской школой теории поколений. Данный параграф приводится по статье, опубликованной на официальной сайте российской школы теории поколений, считающейся в необходимых нам научных кругах наиболее популярной [7]. Согласно теории поколений, молодежь сегодня относится к поколениям Y (миллениалы) и Z (хоумлендеры). Опишем каждое из поколений более подробно.

Поколение Y – молодежь, родившаяся в период с 1984 по 2000 г. На формирование взглядов и характера данного поколения влияли такие события, как перестройка, распад СССР, войны, терроризм, а также повышение цен недвижимости на фоне безработицы. Но есть и положительные моменты, которые повлияли куда сильнее. Для поколения Y важна самореализация, это молодежь достаточно амбициозная и целеустремленная, ценностями для данного поколения является семья, личный и профессиональный рост и самореализация. Поколению Y важно постоянно совершенствоваться, развиваться, обучаться. С этого поколения вошло в обиход понятие life-learning, обучение в течение всей жизни. Во многом это обусловлено развитием информационных технологий, инструментов дистанционного обучения, онлайн-обучения. С появлением информационных технологий стал возможен гибкий график работы, работа на удаленке, что тоже очень привлекательно для поколения Y, так как они любят свободу и гибкий график работы, это как раз их вариант.

Начиная с поколения Y для молодежи стали терять свою ценность материальные блага, которые принято называть «тяжелым люксом», сюда можно отнести квартиры, дома, машины. Вместо них ценность приобретает возможность иметь высокое качество жизни и комфорт, которые выражаются в возможности путешествовать, развиваться, обучаться, иметь гибкий график работы, работать удаленно, онлайн, не привязываться к одному месту жительства, возможность жить в разных странах, городах. Если для поколения X важно было приобретение в собственность «куплено-нажито», то поколению Y важна сама возможность использовать вещь, услугу.

Примером этого может служить развитие многочисленных сервисов по предоставлению услуг каршеринга, аренды жилья. Молодежи необязательно иметь собственный автомобиль, можно перемещаться на автомобиле, взятом в аренду, то же самое касается жилья. Поколение Y дало миру огромный толчок в развитии информационно-технического прогресса, инноваций. В экономике это явление принято называть экономикой совместного потребления. Когда, например, одной машиной может пользоваться несколько человек благодаря сервисам каршеринга, которые сегодня набирают все большую популярность – это BelkaCar, МатрешCar, Deli mobile, Яндекс. Драйв и другие.

Следующее поколение, идущее за поколением Y, – это поколение Z, к ним относится молодежь, родившаяся с 2000 года по настоящий момент. Некоторые специалисты по теории поколений называют Z – поколение собственного «Я», поколение пользователей. Это люди, которые уже родились с телефонами и планшетами. Поколению Z свойственно владение всеми информационными технологиями, онлайн-общение часто выходит в приоритет живому общению. Для Z характерен научный подход во всем, их сложно убедить, так как они во всем ищут научную доказательную базу и проверяют все данные, что зачастую может привести к конфликтам.

Z-поколение также называют хоумлендерами: такая молодежь воспринимает дом – как самое комфортное и безопасное место их пребывания. Это лучшее место для работы и жизни. Также хоумлендеры выступают за экологичность и безопасность, они более осознанно подходят к своему здоровью, питанию, образу жизни, как правило, ходят в фитнес-центры, спорт-залы, следят за своим питанием, консультируются или сами обучаются на нутрициологов, разбираются и используют умные технологии для дома (робот-пылесос, умный холодильник и т.д.).

Данные особенности и специфику необходимо учитывать при разработке содержания, методов профессионального образования.

По мнению некоторых исследователей, основным мотивом обучения поколения X является обучение для себя, а представители поколений Y и Z отдают предпочтение повышению квалификации и расширению навыков в рамках своей профессии. При этом имеет место обучение с целью творческой реализации, смены профессии или диверсификации своих навыков [12].

Заключение

Многие ученые, практики, консалтинговые и исследовательские агентства пытаются предсказать, какие профессии и навыки будут востребованы в будущем. Однако, по мнению авторов, предсказать будущее крайне сложно. С другой стороны, мы сами на уровне общества отчасти влияем на формирование нашего будущего. Пандемия COVID-19 продемонстрировала, что невозможно предсказать изменения, которые могут произойти, затронув все общество и каждого индивида. Поэтому нам видится необходимым развивать те качества (soft skills), которые позволят людям быстро реагировать на изменения, а иногда их предвидеть. В этой связи направление Futures literacy, активно развиваемое ЮНЕСКО, очень перспективно. С другой стороны, базовое образование, освоение профессий и получение знаний, создаваемых до нас поколениями, также остается принципиально важным для развития человека и общества. Подводя итог, можно сказать, что стремительное развитие технологий, сопровождаемое увеличением турбулентности и неопределенности в мире, ставит перед человеком будущего все более сложные вызовы, которые требуют непрерывного гармоничного развития человека, достижения баланса между профессиональными компетенциями и личностными навыками.


Источники:

1. Беленова А.И., Аренков И.А. Трансформация потребительского поведения в условиях пандемии на рынке онлайн-образования // Креативная экономика. – 2021. – № 7. – c. 2921-2938. – doi: 10.18334/ce.15.7.112316.
2. Забелина О.В., Майорова А.В., Матвеева Е.А. Трансформация востребованности навыков и профессий в условиях цифровизации российской экономики // Экономика труда. – 2020. – № 7. – c. 589-608. – doi: 10.18334/et.7.7.110666.
3. Загидуллин Д.Р., Пулявина Н.С. Методика симуляционного обучения как основа стартапа на рынке образовательных технологий (EdTech) // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 2. – c. 477-488. – doi: 10.18334/epp.11.2.111736.
4. Захлебный А.Н., Дзятковский Е.Н., Грачев В.А. Концепция общего экологического образования в интересах устойчивого развития // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. – 2012. – c. 55-59.
5. Какие специалисты нужны работодателю сегодня? Hard vs Soft. Официальный сайт Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rea.ru/ru/Documents/Specialnosti2.pdf (дата обращения: 20.01.2022).
6. Киреева Н.С., Завьялов Д.В., Завьялова Н.Б., Сагинова О.В. Трансформация шеринговой экономики в условиях пандемии COVID-19 // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 2. – c. 213-226. – doi: 10.18334/epp.11.2.111614 .
7. Лищук Е.Н., Капелюк С.Д. Исчезнет ли профессия бухгалтер? // Экономика труда. – 2020. – № 1. – c. 55-68. – doi: 10.18334/et.7.1.41504.
8. Образование 2030. Дорожная карта. Partner-unitwin.net. [Электронный ресурс]. URL: http://partner-unitwin.net/wp-content/uploads/2021/06/%D0%A1%D0%B1%D0%BE%D1%80_%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B3.20.06-%D0%92-%D0%A0%D0%98%D0%9D%D0%A6-1.pdf (дата обращения: 10.01.2022).
9. Образование будущего: принципы и тренды. GeegBrains Форум. [Электронный ресурс]. URL: https://gb.ru/blog/obrazovanie-buduschego (дата обращения: 10.01.2022).
10. Российская школа теории поколений. [Электронный ресурс]. URL: rugenerations.su (дата обращения: 10.01.2022).
11. Саямов Ю.Н. Глобальные социальные трансформации и современный мир // Alma mater (Вестник высшей школы). – 2021. – № 2. – c. 66-71. – doi: 10.20339/AM.02-21.066 .
12. Facer K. Futures in education: Towards an ethical practice. Paper commissioned for the UNESCO Futures of Education report (forthcoming, 2021) UNESCO. Paris, France. - 2021
13. Envisioning Pathways to 2030: Megatrends shaping the future of global higher education and international student mobility. Files.eric.ed.gov. [Электронный ресурс]. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED592843.pdf (дата обращения: 07.02.2022).
14. Consultation on International Commission's Progress Update (March 2021). En.unesco.org. [Электронный ресурс]. URL: https://en.unesco.org/futuresofeducation/2021%E2%80%90consultations (дата обращения: 22.05.2021).
15. Jobs of Tomorrow. Исследование World Economic Forum. Reskillingrevolution2030.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www.reskillingrevolution2030.org/reskillingrevolution/wp-content/uploads/2020/05/WEF_Jobs_of_Tomorrow_2020.pdf (дата обращения: 07.02.2022).
16. Stefano Oliveri These 4 skills can make the world better after COVID-19. Weforum.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www.weforum.org/agenda/2020/08/the-four-skills-to-make-the-world-better-after-covid-19 (дата обращения: 07.02.2022).
17. The future of remote work. Nira.com. [Электронный ресурс]. URL: https://nira.com/future-of-remote-work (дата обращения: 07.02.2022).
18. The future of jobs report. Weforum.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www.weforum.org/reports/the-future-of-jobs-report-2020/in-full/infographics-e4e69e4de7 (дата обращения: 07.02.2022).

Страница обновлена: 26.05.2022 в 13:23:52