Трансформация требований к человеческому капиталу в условиях пандемии
Лищук Е.Н.1, Капелюк С.Д.1
1 Сибирский университет потребительской кооперации, Россия, Новосибирск
Скачать PDF | Загрузок: 5 | Цитирований: 21
Статья в журнале
Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 8, Номер 2 (Февраль 2021)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44927528
Цитирований: 21 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
В статье представлены результаты проведенного исследования изменений требований к человеческому капиталу в условиях неопределенности внешней среды, обусловленной пандемией коронавируса. С этой целью авторами статьи проанализированы 122 653 вакансии, размещенные в 2019–2020 годах на портале «Работа в России» работодателями из Новосибирской области. Авторами приведена динамика численности вакансий по наиболее востребованным профессиям, которая свидетельствует об оживлении рынка труда к концу 2020 года после негативного шока, вызванного ограничительными мерами. Установлен рост требований работодателей к таким навыкам соискателей как владение компьютером, организованность, внимательность и работоспособность. При анализе изменений требований к специалистам, вызванных пандемией, выявлено усиление требований к владению профессиональными компетенциями, личностным характеристикам и социальным навыкам.
Ключевые слова: человеческий капитал, коронавирусная пандемия, вакансии, навыки, компетенции
Финансирование:
Исследование выполнено при финансовой поддержке Правительства Новосибирской области (договор № гр-3 от 10.09.2020).
JEL-классификация: J22, J23, J24
ТЕЗИСЫ:
• Последствия влияния пандемии COVID-19 на экономику и рынок труда вызвали
активный интерес исследователей.
• Рынок труда динамично отреагировал на изменения внешней среды, о чем
свидетельствуют данные по вакансиям за 2019–2020 годы.
• В результате введения ограничительных мер весной 2020 года число вакансий
снизилось, но уже к концу 2020 года их число значительно возросло.
• Изучение содержания вакансий свидетельствует об изменении требований к
человеческому капиталу в новых условиях.
• Повышенным спросом стали пользоваться компетентные работники, владеющие
компьютерными навыками, умеющие оперативно организовать работу, проявлять
инициативу и коммуникабельность для решения задач.
|
HIGHLIGHTS:
• The consequences of the impact of the COVID-19 pandemic on the economy and
the labor market are of great interest to the researchers.
• The 2019-2020 data on vacancies confirm that the labor market reacted
dynamically to the changes in the external environment.
• As a result of the Spring 2020 restrictive measures the number of vacancies
declined, but by the end of 2020 the number had increased substantially.
• The study of job descriptions for vacancies indicates changes in the
requirements for human capital in the new conditions.
• There has been an increase in the demand for qualified job seekers who have
computer skills, are able to quickly organize their work, and show
initiative, communication and problem-solving skills.
|
Введение
Человеческий капитал выступает одним из основных факторов экономического роста стран и регионов в XXI веке. В то же время решение задач по его развитию и полноценному использованию сталкивается с целым рядом вызовов. В условиях глобальной нестабильности, обусловленной пандемией COVID-19, работодатели вынуждены оперативно реагировать на изменения внешней среды, пересматривая трудовые функции работников, и по-новому определять «горячие» навыки. Изменение требований к навыкам приводит к обесцениванию имеющегося человеческого капитала, необходимости дополнительных инвестиций в него.
Концепция человеческого капитала является одной из наиболее разработанных в экономической науке. В современных исследованиях под человеческим капиталом понимаются не только знания, навыки, компетенции работников, но и их здоровье [1] (Bleakley, 2010) и способность к внедрению инноваций [2] (Faggian, Modrego, McCann, 2019). В то же время нерешенными в науке остаются важные методологические вопросы. В большинстве работ человеческий капитал оценивается на основе количества лет обучения и продолжительности трудового стажа [3] (Consoli et al., 2016). Такой подход не учитывает ни оценку качества накопленного капитала, ни постоянные изменения требований к навыкам. Особенно ярко изменения к навыкам работников проявились во время пандемии коронавирусной инфекции СOVID-19. Однако следует учитывать, что пандемия обострила и ускорила процессы, которые начались задолго до нее: цифровизация экономики, переход многих профессий на удаленный режим работы, развитие дистанционного образования. Влияние данных процессов на накопление и развитие человеческого капитала изучено недостаточно.
Цель статьи – исследовать изменения требований работодателей к человеческому капиталу с учетом профессиональных навыков работников на материалах Новосибирской области. Новосибирская область относится к числу регионов с развитым рынком труда, при этом человеческий капитал является конкурентным преимуществом данного региона. Развитие человеческого капитала входит в число приоритетных направлений Стратегии социально-экономического развития региона на период до 2030 года.
Гипотеза исследования: ограничительные меры, принятые в период пандемии, оказали влияние на востребованность и содержание профессий через трансформацию требований, предъявляемых работодателями к соискателям.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые разработана и апробирована методика оценки предъявляемых требований к человеческому капиталу на основе анализа запросов работодателей к навыкам и компетенциям соискателей. Предложенная нами методика по сравнению с существующими методами исследования человеческого капитала позволяет оценить трансформационные изменения в спросе на компетенции соискателей в условиях неопределенности внешней среды. Наша методика позволяет получить оперативную и достоверную информацию об изменениях на рынке труда, поскольку данные по вакансиям доступны в режиме реального времени. Традиционные же исследования человеческого капитала опираются на данные статистических ведомств, которые становятся доступными с определенным временным лагом.
В качестве информационной базы исследования мы используем сплошную выборку вакансий, размещенных работодателями Новосибирской области на портале «Работа в России» в апреле и декабре 2019 и 2020 гг. Выбранные периоды позволяют провести сравнительный анализ требований работодателей до наступления пандемии и в различные периоды ее распространения.
Обзор литературы
Пандемия COVID-19 и ограничительные меры, принятые в качестве борьбы с ней, оказали масштабное влияние на экономику и общество, что естественным образом вызвало активный интерес исследователей к изучению последствий данного влияния. Отдельное внимание у ученых вызвали проблемы рынка труда как России, так и других стран. При этом в первых исследованиях, посвященных воздействию пандемии на рынок труда, в центре внимания оказалось ее влияние на такие важнейшие индикаторы рынка труда, как заработная плата и занятость [4–6] (Gimpelson, Kapeliushnikov, 2020; Drobot, 2020; Gupta et al., 2020). Данные индикаторы отражают количественные характеристики спроса на труд, в то время как изменение качественных характеристик, таких как требования работодателей к навыкам соискателей, может быть не таким заметным для статистики, но при этом по своим масштабам не менее значимым для экономики.
Исследования, выполненные на основе больших массивов данных по онлайн-вакансиям, проводились ранее в зарубежных странах, еще до наступления пандемии. В работе Д. Деминга и Л. Кан в качестве информационной базы использованы данные 45 миллионов вакансий специалистов, размещенных в 2010–2015 годах на сайтах по поиску работы в США и собранных компанией Burning Glass Technologies [7] (Deming, Kahn, 2018). Представляет интерес проведенная ими систематизация требований к навыкам соискателей. Ученые выделили 10 основных групп навыков:
· когнитивные (решение проблем, критическое мышление, аналитические и математические навыки);
· социальные (коммуникабельность, работа в команде);
· личностные (организованность, многозадачность, тайм-менеджмент);
· составления текстов;
· обслуживания клиентов;
· проектного управления;
· управленческие;
· финансовые;
· базовые компьютерные (MS Office и т.п.);
· использования профессиональных специализированных программ (например, Java, SQL, Python).
По результатам анализа авторами указанной работы выявлена значительная дифференциация требований к навыкам между организациями. Отмечено, что чем выше требования в вакансиях к образованию и опыту работы, тем выше требования к навыкам. Выявлены территориальные различия: в муниципалитетах с более высокой заработной платой требования к навыкам выше. Кроме того, учеными установлено, что требования к навыкам выше в публичных компаниях и компаниях с более высокой средней заработной платой. В качестве объяснения полученных результатов Деминг и Кан утверждают, что успешные фирмы более эффективно используют современные технологии, для которых требуются квалифицированные специалисты, что в итоге находит отражение в росте заработной платы и требований к навыкам в вакансиях.
Есть и другие примеры использования указанной базы вакансий Burning Glass Technologies для изучения требований работодателей. В статье Б. Хершбейна и Л. Кан на основе анализа вакансий, размещенных в 2007, 2010–2015 гг., установлено, что в агломерациях, испытавших более значительный спад в ходе рецессии, наблюдается рост требований к навыкам соискателей в вакансиях [8] (Hershbein, Kahn, 2018). Авторы объясняют полученный результат тем, что фирмы, подвергшиеся влиянию кризиса, были вынуждены провести реструктуризацию производства.
На основе данных по вакансиям из той же базы за 2007, 2010–2014 гг. анализ изменений требований работодателей в зависимости от ситуации на рынке труда провели А. Модестино и соавторы [9] (Modestino, Shoag, Balance, 2016). В этой работе выборку не стали ограничивать только специалистами, что в итоге увеличило число использованных вакансий до 82,5 миллионов. Как и в статье Хершбейна и Кан, выявлен рост требований к соискателям в результате рецессии. По мнению ученых, с увеличением напряженности на рынке труда и ростом числа соискателей на одну вакансию работодатели используют конкуренцию между соискателями, чтобы нанять более квалифицированных сотрудников.
Представленные примеры исследований показывают, что базы онлайн-вакансий могут дать ценную информацию для анализа требований, предъявляемых работодателями к человеческому капиталу. В этой связи целесообразным является их использование с целью изучения трансформации требований в условиях коронавирусной пандемии 2020 года.
Наиболее близкой работой, выполненной на основе массива данных по онлайн-вакансиям, размещенным на портале «Работа в России», является предыдущая работа авторов данной статьи, посвященная выявлению востребованных профессий на российском рынке труда [10] (Lishchuk, Kapelyuk, 2020). В статье был составлен топ-100 наиболее востребованных профессий, выявлены значительные региональные различия в профессиональной структуре вакансий. В то же время указанная статья была сфокусирована на профессиях, а не на требованиях, которые предъявляют работодатели.
Методика
Информационной базой исследования стала общероссийская база вакансий «Работа в России», представленная на сайте https://trudvsem.ru, которая поддерживается Федеральной службой по труду и занятости. На данном портале размещено более 1 миллиона вакансий, отражая его широкую популярность среди работодателей. Для анализа мы привлекаем все вакансии, размещенные работодателями Новосибирской области, по состоянию на следующие даты:
· 30 апреля 2019 года;
· 31 декабря 2019 года;
· 30 апреля 2020 года;
· 31 декабря 2020 года.
Вакансии активны на портале в течение 30 дней, таким образом, собранная нами база отражает массив вакансий за апрель и декабрь 2019–2020 гг. Общее число вакансий – 122 653.
Анализ данных за апрель и декабрь 2019 года позволяет получить представление о состоянии рынка труда до пандемии. Изучение данных за апрель 2020 года позволяет оценить реакцию рынка труда на установление ограничительных мер, в то время как на основе данных за декабрь 2020 года можно дать оценку функционирования рынка труда в условиях введенных ограничений. При этом для оценки последствий пандемии каждый месяц следует сравнивать с аналогичным периодом предшествующего года, поскольку спрос на отдельные профессии носит выраженный сезонный характер.
Требования к соискателям выделены на основе автоматизированной обработки данных в двух разделах вакансий: требования к кандидату и дополнительная информация по вакансии. Отдельно анализировались требования к образованию и опыту работы соискателя. Для анализа численности вакансий по отдельным профессиям учитывалось число вакантных рабочих мест, т.е. если в вакансии указано два рабочих места, то она засчитывалась как две вакансии.
Результаты
В таблице 1 представлена динамика численности вакансий в Новосибирской области по наиболее востребованным профессиям. В качестве наиболее востребованных нами выбраны профессии, вошедшие в топ-25 по числу вакантных рабочих мест хотя бы в один из периодов анализа.
Наибольшее число вакантных рабочих мест в Новосибирской области отмечено для таких профессий, как водитель автомобиля и уборщик помещений. Анализируя данные, представленные в таблице 1, следует отметить, что для отдельных профессий может иметь место сезонность спроса. По многим профессиям не отмечено значительного снижения спроса во время пандемии. В то же время по таким профессиям, как парикмахер, каменщик, бетонщик, плотник, очевидно снижение количества вакансий и, соответственно, спроса на представителей данных профессий ввиду принятых ограничительных мер.
В таблице 2 представлены требования, которые наиболее часто встречаются в вакансиях, размещенных работодателями Новосибирской области. Мы использовали аналогичный принцип отбора, определив топ-25 наиболее распространенных требований работодателей в каждом анализируемом периоде.
Наиболее распространенными требованиями, предъявляемыми работодателями Новосибирской области к соискателям, являются ответственность, дисциплинированность, коммуникабельность, работа с компьютером и умение работать в команде. Перечисленные требования вошли в пятерку лидеров рейтинга как в период пандемии, так и до нее. В то же время в апреле 2020 года отмечен рост требований к навыкам работы с компьютером, что обусловлено переходом многих организаций на удаленный режим работы.
Таблица 1
Динамика численности вакансий по наиболее востребованным профессиям в Новосибирской области
№ п/п
|
Профессии
|
Численность вакантных рабочих мест
| |||
апрель 2019
|
декабрь 2019
|
апрель 2020
|
декабрь 2020
| ||
1.
|
Водитель
автомобиля
|
1188
|
1093
|
1167
|
1532
|
2.
|
Уборщик
помещений
|
959
|
890
|
878
|
1092
|
3.
|
Овощевод
|
349
|
678
|
371
|
989
|
4.
|
Швея
|
617
|
587
|
841
|
710
|
5.
|
Повар
|
720
|
481
|
581
|
665
|
6.
|
Грузчик
|
232
|
261
|
253
|
660
|
7.
|
Специалист
|
582
|
549
|
590
|
628
|
8.
|
Подсобный
рабочий
|
813
|
402
|
479
|
614
|
9.
|
Продавец
продовольственных товаров
|
579
|
479
|
546
|
521
|
10.
|
Охранник
|
636
|
701
|
682
|
473
|
11.
|
Электрогазосварщик
|
396
|
233
|
290
|
395
|
12.
|
Дворник
|
245
|
254
|
288
|
391
|
13.
|
Менеджер
|
346
|
311
|
275
|
379
|
14.
|
Медицинская
сестра
|
303
|
274
|
302
|
314
|
15.
|
Инженер
|
253
|
276
|
567
|
298
|
16.
|
Тракторист
|
369
|
189
|
263
|
294
|
17.
|
Штукатур
|
769
|
133
|
132
|
291
|
18.
|
Слесарь
по ремонту автомобилей
|
132
|
138
|
154
|
287
|
19.
|
Кладовщик
|
125
|
112
|
170
|
275
|
20.
|
Бухгалтер
|
228
|
230
|
244
|
231
|
21.
|
Уборщик
территорий
|
202
|
174
|
200
|
230
|
22.
|
Электромонтер
по ремонту и обслуживанию электрооборудования
|
197
|
161
|
157
|
229
|
23.
|
Маляр
|
288
|
103
|
137
|
228
|
24.
|
Машинист
(кочегар) котельной
|
26
|
24
|
17
|
228
|
25.
|
Укладчик-упаковщик
|
102
|
128
|
142
|
227
|
…
|
Воспитатель
|
250
|
204
|
220
|
219
|
…
|
Каменщик
|
311
|
237
|
132
|
213
|
…
|
Бетонщик
|
278
|
230
|
84
|
207
|
…
|
Облицовщик-плиточник
|
235
|
64
|
72
|
189
|
…
|
Стропальщик
|
62
|
32
|
178
|
183
|
…
|
Токарь
|
136
|
291
|
139
|
173
|
…
|
Сборщик
деталей и изделий
|
4
|
154
|
158
|
133
|
…
|
Плотник
|
165
|
173
|
72
|
113
|
…
|
Кассир
|
115
|
138
|
167
|
110
|
…
|
Парикмахер
|
209
|
99
|
90
|
64
|
…
|
Монтер
пути
|
75
|
108
|
192
|
36
|
…
|
Проводник
пассажирского вагона
|
210
|
133
|
242
|
5
|
|
Всего
|
31 001
|
27 258
|
29 451
|
34 943
|
Примечание: профессии отсортированы по численности вакантных рабочих мест в декабре 2020 года; серым цветом выделены ячейки для профессий, входивших в указанном месяце в топ-25 вакансий региона.
Таблица 2
Наиболее распространенные требования работодателей Новосибирской области
№ п/п
|
Требования
|
Частота упоминаний в вакансиях, %
|
Отклонение 2020 года от 2019, п.п.
| |||||
2019 год
|
2020 год
| |||||||
апрель
|
декабрь
|
апрель
|
декабрь
|
апрель
|
декабрь
| |||
1.
|
Ответственность
|
69,48
|
68,43
|
66,32
|
66,82
|
-3,16
|
-1,61
| |
2.
|
Дисциплинированность
|
25,59
|
25,45
|
25,58
|
25,20
|
-0,01
|
-0,25
| |
3.
|
Коммуникабельность
|
10,14
|
10,83
|
10,83
|
9,59
|
+0,69
|
-1,24
| |
4.
|
Работа
с компьютером
|
8,91
|
8,94
|
10,36
|
8,23
|
+1,45
|
-0,71
| |
5.
|
Умение
работать в команде
|
6,75
|
7,14
|
7,03
|
7,39
|
+0,28
|
+0,25
| |
6.
|
Пунктуальность
|
4,37
|
4,36
|
4,52
|
4,20
|
+0,15
|
-0,16
| |
7.
|
Высокий
уровень квалификации
|
3,80
|
4,50
|
4,32
|
3,84
|
+0,52
|
-0,66
| |
8.
|
Обучаемость
|
3,40
|
3,39
|
3,53
|
3,84
|
+0,13
|
+0,45
| |
9.
|
Исполнительность
|
4,09
|
3,16
|
4,16
|
3,37
|
+0,07
|
+0,21
| |
10.
|
Добросовестное
исполнение обязанностей
|
2,39
|
2,65
|
1,89
|
2,63
|
-0,50
|
-0,02
| |
11.
|
Инициативность
|
2,92
|
2,87
|
3,13
|
2,46
|
+0,21
|
-0,41
| |
12.
|
Водительское
удостоверение категории B
|
2,09
|
1,83
|
2,36
|
2,43
|
+0,27
|
+0,60
| |
13.
|
Свободная
работа с компьютером
|
2,11
|
2,11
|
2,47
|
2,38
|
+0,36
|
+0,27
| |
14.
|
Знание
основ работы с компьютером
|
1,72
|
2,07
|
2,07
|
2,38
|
+0,35
|
+0,31
| |
15.
|
Целеустремленность
|
2,19
|
2,14
|
2,28
|
2,03
|
+0,09
|
-0,11
| |
16.
|
Знание
1С
|
2,70
|
2,15
|
2,07
|
1,96
|
-0,63
|
-0,19
| |
17.
|
Внимательность
|
1,64
|
1,04
|
1,86
|
1,87
|
+0,22
|
+0,83
| |
18.
|
Водительское
удостоверение категории C
|
1,89
|
1,39
|
1,88
|
1,72
|
-0,01
|
+0,33
| |
19.
|
Организованность
|
1,65
|
1,26
|
2,14
|
1,62
|
+0,49
|
+0,36
| |
20.
|
Отсутствие
вредных привычек
|
0,89
|
0,94
|
1,12
|
0,97
|
+0,23
|
+0,03
| |
21.
|
Высокая
работоспособность
|
0,62
|
0,67
|
0,81
|
0,79
|
+0,19
|
+0,12
| |
22.
|
Наличие
медицинской книжки с пройденным медицинским осмотром
|
0,83
|
0,80
|
1,12
|
0,78
|
+0,29
|
-0,02
| |
23.
|
Водительское
удостоверение категории D
|
0,89
|
0,70
|
0,96
|
0,78
|
+0,07
|
+0,08
| |
24.
|
Трудолюбие
|
1,19
|
0,71
|
1,00
|
0,71
|
-0,19
|
0
| |
25.
|
Аккуратность
|
1,08
|
0,86
|
0,73
|
0,67
|
-0,35
|
-0,19
| |
…
|
Активность
|
1,08
|
0,82
|
1,06
|
0,45
|
-0,02
|
-0,37
| |
…
|
Отсутствие
судимости
|
0,88
|
0,87
|
0,61
|
0,26
|
-0,27
|
-0,61
|
Примечание: сумма значений по столбцам больше 100, т.к. в одной вакансии может быть указано несколько требований.
К числу личностных характеристик, по которым наблюдается рост требований работодателей в период пандемии, относятся внимательность, организованность, высокая работоспособность. Рост их популярности свидетельствует о том, что эти качества соискателей с точки зрения работодателей являются более важными при удаленной работе.
В апреле 2020 года работодатели стали чаще требовать наличия медицинской книжки с уже пройденным медицинским осмотром (для профессий с обязательным медосмотром). Это требование может отражать желание работодателей избежать рисков, связанных с посещением работниками медицинских учреждений в период пандемии.
С другой стороны, работодатели стали значительно реже требовать отсутствие судимости у соискателя. Можно сделать вывод, что наличие судимости для работодателей критично при физическом нахождении соискателя на рабочем месте.
Представленные в таблице 2 требования работодателей определены на основе анализа всех вакансий, по которым невозможно выявить закономерности, проявляющиеся на уровне отдельных профессий. Для более детального анализа мы выбрали входящие в топ-25 профессии (специалист, менеджер, инженер, бухгалтер) и провели по ним анализ частоты требований работодателей. Выбор данных профессий обусловлен тем, что они требуют наличия профессионального образования и владения профессиональными компетенциями. Дополнительно мы проанализировали требования к высшему образованию и опыту работы.
По профессии специалиста не отмечено значительного роста требований к какому-либо из навыков, за исключением компьютерных (табл. 3).
Таблица 3
Наиболее распространенные требования работодателей Новосибирской области к специалистам
Требования
|
Частота упоминаний в вакансиях, %
|
Отклонение 2020 года от 2019, п.п.
| ||||
2019 год
|
2020 год
| |||||
апрель
|
декабрь
|
апрель
|
декабрь
|
апрель
|
декабрь
| |
Наличие
высшего образования
|
63,5
|
57,9
|
56,4
|
48,7
|
-7,1
|
-9,2
|
Наличие
опыта работы от 3 лет
|
15,7
|
16,1
|
13,2
|
10,0
|
-2,5
|
-6,1
|
Ответственность
|
60,6
|
59,8
|
59,9
|
52,8
|
-0,7
|
-7,0
|
Работа
с компьютером
|
31,4
|
29,9
|
32,3
|
29,4
|
+0,9
|
-0,5
|
Коммуникабельность
|
18,6
|
18,4
|
18,3
|
18,6
|
-0,3
|
+0,2
|
Дисциплинированность
|
21,5
|
21,1
|
17,9
|
13,4
|
-3,6
|
-7,7
|
Умение
работать в команде
|
6,9
|
10,0
|
10,9
|
7,1
|
+4,0
|
-2,9
|
Свободная
работа с компьютером
|
5,1
|
6,9
|
7,0
|
6,7
|
+1,9
|
-0,2
|
Знание
основ работы с компьютером
|
5,1
|
7,7
|
5,1
|
5,2
|
0
|
-2,5
|
Обучаемость
|
5,1
|
6,1
|
6,6
|
4,8
|
+1,5
|
-1,3
|
Пунктуальность
|
4,0
|
6,9
|
6,6
|
3,7
|
+2,6
|
-3,2
|
Опыт
работы с документами
|
0,8
|
6,1
|
0,7
|
0,0
|
-0,1
|
-6,1
|
При анализе динамики требований работодателей к менеджерам выявлено, что в период пандемии в несколько раз увеличилось число вакансий, требующих свободного владения компьютером. Наряду с этим работодатели чаще стали требовать наличия у соискателя инициативности при выполнении поставленных задач. В начале пандемии возросли требования к опыту работы (табл. 4).
Таблица 4
Наиболее распространенные требования работодателей Новосибирской области к менеджерам
Требования
|
Частота упоминаний в вакансиях, %
|
Отклонение 2020 года от 2019, п.п.
| ||||
2019 год
|
2020 год
| |||||
апрель
|
декабрь
|
апрель
|
декабрь
|
апрель
|
декабрь
| |
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
Наличие
высшего образования
|
50,3
|
47,9
|
50,4
|
42,0
|
+0,1
|
-5,9
|
Наличие
опыта работы от 3 лет
|
16,8
|
16,7
|
18,5
|
16,1
|
+1,7
|
-0,6
|
Ответственность
|
60,7
|
56,9
|
55,5
|
46,9
|
-5,2
|
-10,0
|
Коммуникабельность
|
37,0
|
46,5
|
39,5
|
35,7
|
+2,5
|
-10,8
|
Работа
с компьютером
|
23,1
|
22,9
|
30,3
|
27,3
|
+7,2
|
+4,4
|
Дисциплинированность
|
15,6
|
8,3
|
12,6
|
13,3
|
-3,0
|
+5,0
|
Знание
1С
|
12,7
|
13,9
|
12,6
|
9,1
|
-0,1
|
-4,8
|
Инициативность
|
4,6
|
1,4
|
10,9
|
9,1
|
+6,3
|
+7,7
|
Умение
работать в команде
|
7,5
|
5,6
|
5,9
|
7,7
|
-1,6
|
+2,1
|
Целеустремленность
|
2,8
|
3,5
|
5,9
|
6,3
|
+3,1
|
+2,8
|
Свободная
работа с компьютером
|
0,6
|
0,7
|
5,0
|
5,6
|
+4,4
|
+4,9
|
Знание
основ работы с компьютером
|
2,9
|
4,2
|
3,4
|
5,6
|
+0,5
|
+1,4
|
Обучаемость
|
5,8
|
2,8
|
2,5
|
4,2
|
-3,3
|
+1,4
|
При анализе требований к инженерам установлен рост числа упоминаний таких навыков, как коммуникабельность, умение работать в команде и пунктуальность (табл. 5).
Таблица 5
Наиболее распространенные требования работодателей Новосибирской области к инженерам
Требования
|
Частота упоминаний в вакансиях, %
|
Отклонение 2020 года от 2019, п.п.
| ||||
2019 год
|
2020 год
| |||||
апрель
|
декабрь
|
апрель
|
декабрь
|
апрель
|
декабрь
| |
Наличие
высшего образования
|
85,1
|
84,4
|
83,0
|
77,9
|
-2,1
|
-6,5
|
Наличие
опыта работы от 3 лет
|
33,0
|
35,8
|
34,4
|
31,0
|
+1,4
|
-4,8
|
Ответственность
|
57,7
|
60,4
|
62,6
|
59,7
|
+4,9
|
-0,7
|
Работа
с компьютером
|
18,6
|
21,2
|
19,4
|
21,2
|
+0,8
|
0
|
Дисциплинированность
|
17,0
|
21,7
|
19,4
|
16,4
|
+2,4
|
-5,3
|
Свободная
работа с компьютером
|
14,9
|
13,7
|
18,4
|
14,6
|
+3,5
|
+0,9
|
Коммуникабельность
|
8,2
|
9,9
|
13,1
|
13,3
|
+4,9
|
+3,4
|
Умение
работать в команде
|
4,1
|
7,5
|
10,2
|
12,4
|
+6,1
|
+4,9
|
Высокий
уровень квалификации
|
11,3
|
10,8
|
12,1
|
10,6
|
+0,8
|
-0,2
|
Инициативность
|
6,2
|
5,7
|
8,3
|
5,8
|
+2,1
|
+0,1
|
Пунктуальность
|
1,5
|
4,2
|
5,3
|
5,8
|
+3,8
|
+1,6
|
Обучаемость
|
5,7
|
7,1
|
4,9
|
4,9
|
-0,8
|
-2,2
|
Знание
AutoCAD
|
0,6
|
4,2
|
5,8
|
4,0
|
+5,2
|
-0,2
|
От соискателей на должность бухгалтера стали чаще требовать уверенного владения компьютером, знания бухгалтерских программ, коммуникабельности и высокого уровня квалификации (табл. 6).
Таблица 6
Наиболее распространенные требования работодателей Новосибирской области к бухгалтерам
Требования
|
Частота упоминаний в вакансиях, %
|
Отклонение 2020 года от 2019, п.п.
| ||||
2019 год
|
2020 год
| |||||
апрель
|
декабрь
|
апрель
|
декабрь
|
апрель
|
декабрь
| |
Наличие
высшего образования
|
46,5
|
44,4
|
43,4
|
45,7
|
-3,1
|
+1,3
|
Наличие
опыта работы от 3 лет
|
31,3
|
32,0
|
33,3
|
34,0
|
+2,0
|
+2,0
|
Ответственность
|
55,1
|
56,2
|
57,7
|
46,3
|
+2,6
|
-9,9
|
Знание
1С
|
42,4
|
36,1
|
34,9
|
39,4
|
-7,5
|
+3,3
|
Работа
с компьютером
|
22,2
|
23,7
|
28,0
|
19,1
|
+5,8
|
-4,6
|
Знание
бухгалтерских программ
|
16,7
|
15,4
|
21,7
|
19,1
|
+5,0
|
+3,7
|
Дисциплинированность
|
21,2
|
18,3
|
20,1
|
16,0
|
-1,1
|
-2,3
|
Свободная
работа с компьютером
|
3,5
|
4,7
|
5,3
|
8,5
|
+1,8
|
+3,8
|
Коммуникабельность
|
5,6
|
8,3
|
13,2
|
8,0
|
+7,6
|
-0,3
|
Обучаемость
|
8,1
|
8,9
|
7,4
|
7,4
|
-0,7
|
-1,5
|
Умение
работать в команде
|
7,1
|
10,1
|
8,5
|
6,9
|
+1,4
|
-3,2
|
Исполнительность
|
7,6
|
5,9
|
4,2
|
5,9
|
-3,4
|
0
|
Высокий
уровень квалификации
|
5,6
|
4,1
|
6,4
|
5,4
|
+0,8
|
+1,3
|
Пунктуальность
|
5,1
|
6,5
|
3,7
|
2,1
|
-1,4
|
-4,4
|
С одной стороны, рост требований к социальным навыкам, таким как коммуникабельность, в условиях работы в удаленном режиме может вызвать недоумение. С другой стороны, данная тенденция характерна для профессий, изначально не предполагающих активного взаимодействия с клиентами. Возможно, что данные навыки для работодателей важны с точки зрения оперативности решения вопросов в условиях дистанционного формата.
Следует отметить снижение в период пандемии частоты требований к наличию высшего образования, опыта работы не менее 3 лет, а также ряда личностных навыков, таких как ответственность, дисциплинированность. Однако это может означать снижение требований к формальным признакам квалификации при одновременном усилении требований к компетентности соискателей.
Заключение
Проведенный анализ 122 653 вакансий, размещенных работодателями Новосибирской области в 2019–2020 годах, позволил установить изменения в требованиях работодателей в период пандемии. Следует отметить снижение требований к формальным признакам квалификации, что может означать повышение значимости владения профессиональными компетенциями. Данные результаты свидетельствуют о необходимости адаптации соискателей на рынке труда под новые условия.
Среди основных проблем, выявленных в ходе исследования, можно выделить следующие:
1. По отдельным профессиям в период пандемии наблюдалось резкое сокращение количества вакансий, что ограничило возможности трудоустройства представителей данных профессий. В связи с этим рост безработицы обусловлен ростом структурной безработицы, которая более длительна по сравнению с фрикционной.
2. Рост требований к профессиональным компетенциям, с одной стороны, может рассматриваться как положительное явление, поскольку стимулирует работников к накоплению человеческого капитала. С другой стороны, в условиях введения ограничительных мер у работников с недостаточным уровнем квалификации могут возникнуть непреодолимые сложности в ее повышении. Это, в свою очередь, может негативно повлиять на перспективы дальнейшего трудоустройства и в итоге привести к снижению их уровня и качества жизни.
В ходе исследования разработана и апробирована методика оценки требований работодателей к человеческому капиталу на основе анализа навыков и компетенций соискателей. Данная методика потенциально имеет широкое применение в различных исследованиях, в той или иной степени затрагивающих проблемы использования человеческого капитала, в том числе в исследованиях экономического роста, территориального неравенства, дифференциации доходов и т.п.
Методика может быть применена для оценки эффективности мер поддержки лиц, пострадавших от последствий пандемии, которые предложены и реализованы Правительством РФ (Распоряжение от 15.08.2020 № 2098-р). Предложенная программа должна обеспечить организацию профессионального обучения и дополнительного профессионального образования до конца 2020 года для 110 тысяч граждан по субъектам РФ. Это можно рассматривать как дополнительные инвестиции в человеческий капитал.
Перспективным направлением представляется дальнейшая модификация разработанной методики, которая позволит оценить эффективность системы профессионального обучения на основе анализа полученных компетенций выпускниками образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования. Изучение и анализ данных, представленных в резюме соискателей, даст возможность оценить их востребованность на рынке труда с учетом трансформации требований к человеческому капиталу.
Источники:
2. Faggian A., Modrego F., McCann P. Human capital and regional development. / Handbook of Regional Growth and Development Theories. - Cheltenham, UK: Edward Elgar Publishing, 2019. – 149-171 p.
3. Consoli D., Marin G., Marzucchi A., Vona F. Do green jobs differ from non-green jobs in terms of skills and human capital? // Research Policy. – 2016. – № 5. – p. 1046-1060. – doi: 10.1016/j.respol.2016.02.007.
4. Гимпельсон В.Е., Капелюшников Р.И. Рынок труда под натиском коронавируса. - М.: НИУ ВШЭ, 2020.
5. Дробот Е.В. Влияние пандемии COVID-19 на рынок труда США // Экономика труда. – 2020. – № 7. – c. 577-588. – doi: 10.18334/et.7.7.110715.
6. Gupta S., Montenovo L., Nguyen T.D., Lozano-Rojas F., Schmutte I.M., Simon K.I., Weinberg B.A., Wing C. Effects of Social Distancing Policy on Labor Market Outcomes. NBER Working Paper. [Электронный ресурс]. URL: https://ssrn.com/abstract=3615476 (дата обращения: 26.12.2020).
7. Deming D., Kahn L.B. Skill Requirements across Firms and Labor Markets: Evidence from Job Postings for Professionals // Journal of Labor Economics. – 2018. – p. S337-S369. – doi: 10.1086/694106.
8. Hershbein B., Kahn L.B. Do Recessions Accelerate Routine-Biased Technological Change? Evidence from Vacancy Postings // American Economic Review. – 2018. – № 7. – p. 1737-1772. – doi: 10.1257/aer.20161570.
9. Modestino A.S., Shoag D., Balance J. Downskilling: changes in employer skill requirements over the business cycle // Labour Economics. – 2016. – p. 333-347. – doi: 10.1016/j.labeco.2016.05.010.
10. Лищук Е.Н., Капелюк С.Д. Анализ востребованных профессий на рынке труда: региональные особенности // Регион: Экономика и Социология. – 2020. – № 1. – c. 119-152. – doi: 10.15372/REG20200106.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:49:12