Система дополнительного профессионального образования вуза как фактор повышения конкурентоспособности молодых специалистов на рынке труда

Леднева С.А.1, Шичкин И.А.1
1 Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Россия, Москва

Статья в журнале

Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 9, Номер 1 (Январь-март 2022)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48122439
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье представлены подходы к организации и развитию системы дополнительного профессионального образования в вузах как одного из наиболее эффективных инструментов повышения конкурентоспособности выпускников. Анализируется динамика и основные тенденции молодежной занятости и безработицы в странах мира, в том числе в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19. Авторы отмечают высокий риск недоиспользования трудового потенциала молодежи и маргинализации отдельных возрастных когорт, вследствие отсутствия или дефицита востребованных на рынке труда навыков и компетенций, которые не всегда удается приобрести даже в результате освоения основной образовательной программы в вузе. Сформулированы практические рекомендации, направленные на более полное использование потенциала и возможностей системы дополнительного профессионального образования вуза, ориентированной на потребности современного рынка труда c учётом конкурентной образовательной среды.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, слушатели, студенты, образовательная программа, навыки, компетенции, рынок труда, безработица, молодые специалисты

JEL-классификация: I25, J64, J24



ВВЕДЕНИЕ

Современные масштабные трансформации, происходящие в социально-экономической сфере, стремительное проникновение цифровых технологий и автоматизация производственных процессов в организации приводят к повышению требований к профессиональным и личностным компетенциям востребованного специалиста. Можно с уверенностью констатировать наступление так называемой третьей профессиональной революции, когда глобальная конкуренция на рынке труда выдвигает на первый план высокопрофессиональных кадров, способных предложить работодателю широкий перечень профессиональных компетенций из различных областей [1] (Stepanova, 2013). Вышеуказанную категорию работников принято называть транспрофессионалами, то есть специалистами, способными посредством собственного креативного мышления и нестандартных подходов к организации трудового процесса оперативно адаптироваться к работе в различных профессиональных средах [2] (Litvinyuk, Kuzub, 2016). Данный феномен приводит к увеличению разрыва между группой высококонкурентных работников и работников, нуждающихся в социально-экономических мерах поддержки [3] (Makekadyrova, 2019).

Одной из наиболее уязвимых социально-демографических групп населения, представленных на рынке труда и относящихся в связи с этим к группе риска, является молодежь [4] (Odegov, Babynina, 2018). Молодые специалисты – выпускники высших профессиональных учреждений, впервые ищущие работу, в большинстве случаев испытывают трудности в процессе трудоустройства. В настоящее время для молодых людей поиск достойной занятости является сложной задачей, и многие вакансии зачастую не соответствуют их ожиданиям, что приводит к недоиспользованию трудового потенциала молодежи, безработице, в том числе длительной, и падению уровня жизни. Наряду с этим одной из ключевых причин молодежной безработицы является отсутствие или дефицит востребованных на рынке труда навыков и компетенций, которые не всегда удается приобрести даже в результате освоения основной образовательной программы в вузе.

Целью данной работы является анализ факторов, препятствующих трудоустройству молодежи на современном российском рынке труда. Для ее достижения были поставлены следующие задачи:

Ø определить тенденции молодежной занятости;

Ø изучить взаимосвязь между дополнительным профессиональным образованием и конкурентоспособностью молодых специалистов на современном рынке труда.

Устойчиво высокие значения безработицы, как правило, характерны именно для молодежи. До начала распространения пандемии коронавирусной инфекции, в 2019 г. в мире насчитывалось более 1,3 миллиарда молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет, в том числе было занято из них свыше половины миллиарда человек, или 40%. В том же периоде более 68 миллионов молодых людей классифицировались как безработные, поскольку не имели оплачиваемой занятости, активно искали работу и готовы были к ней приступить [5]. Наиболее высокие значения молодежной безработицы наблюдались в некоторых странах Африки, расположенных в южной части континента. Так, уровень безработицы в 2019 г. среди молодежи в Лесото, Мозамбике и Намибии оценивался в 38,5, 42,7 и 45,5% соответственно.

В середине 2020 г. в период активной фазы пандемии коронавирусной инфекции наблюдался рост молодежной безработицы до 14,6%. Государственные меры поддержки занятости населения, а также малого и среднего бизнеса, предпринимаемые в различных странах мира, способствовали сокращению численности безработных среди молодежи. Так, в Великобритании в июле – сентябре 2021 г. около 475 тыс. молодых людей в возрасте 16–24 лет имели статус безработных граждан, что на 54 тыс. меньше, чем в предыдущем квартале, и более того, на 131 тыс. меньше, чем годом ранее [6].

Молодежная безработица (среди лиц в возрасте от 16 до 24 лет) в США сократилась с 12,5% в декабре 2020 г. до 8,7% в октябре 2021 г. В сентябре 2021 г. уровень безработицы среди молодежи в странах ЕС составил 16%. Наиболее низкие значения наблюдались в Чехии (6,3%) и Германии (6,6%), а самые высокие – в Испании (30,6%), Италии (29,8%) и Швеции (25,1%) [7].

В Российской Федерации в апреле 2021 г. уровень молодежной безработицы составил 17,4%, что выше значения 2014 г. (14,1%) и почти приближается к относительно высокому ее уровню в кризисный период 2009 г. (18,7%) [8].

Наряду с проблемой безработицы значимая доля молодых людей в мире не может вырваться из ловушки бедности. По данным МОТ, в 2020 г. свыше 150 миллионов молодых людей как в развивающихся, так и в развитых странах мира проживало в условиях крайней нищеты или умеренной бедности (т.е. на ежедневный доход между $1,9 и $5,5), несмотря на то, что они имели работу и оплачиваемую занятость.

В результате анализа динамики и основных тенденций молодежной занятости и безработицы, ее последствий для мировой экономики, а также оказания влияния на нее таких факторов, как финансовый кризис, распространение пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 и цифровизация рабочих мест, можно отметить, что существует высокий риск недоиспользования трудового потенциала молодежи и маргинализации отдельных возрастных когорт [9] (Antonova, Mirzabalaeva, Bondarchuk, 2020). Стремительное обновление знаний во многих отраслях профессиональной деятельности, динамичное развитие рынка труда ставят современного выпускника вуза перед необходимостью повышать и расширять свои профессиональные компетенции уже на этапе их первичного получения в вузе.

Генеральный директор Международной организации труда (МОТ) Гай Райдер подчеркнул, что трудоустройство молодежи является одним из приоритетов деятельности МОТ. Он предложил разрабатывать специальные программы по стажировке и переподготовке молодежи, подчеркнув, что такой подход – инвестиции в будущее и верный путь к экономическому восстановлению. Г. Райдер утверждает, что приобретение актуальных навыков и компетенций, востребованных на рынке труда, является фундаментальным базисом конкурентоспособности выпускников образовательных учреждений [10]. В этой связи считаем, что одним из наиболее эффективных инструментов повышения конкурентоспособности выпускника вуза в современных условиях становится организация и развитие в вузах системы дополнительного профессионального образования (далее – ДПО).

Рассмотрим характеристику системы дополнительного профессионального образования (ДПО). Российская система ДПО относительно недавно предоставила такой группе заказчиков образовательных услуг, как студенты, возможность получать дополнительную профессию одновременно с базовым образованием [11] (Kartashova, 2015). Некоторое время назад обучение на программах ДПО было доступно только тем, кто уже имел диплом о базовом профессиональном образовании. Сейчас такую возможность получил каждый желающий, стремящийся к расширению своих профессиональных компетенций студент, начинающий строить свою будущую карьеру уже в университете [12] (Badmaeva, Novikova, Shubenkova, 2018). Это обстоятельство модифицирует имеющуюся в вузах систему ДПО в действенный инструмент решения такой важной задачи, как повышение конкурентоспособности своих выпускников.

Однако, по нашему мнению, система ДПО, ориентированная на такого заказчика, как студент, имеет свои специфичные особенности и требует их всестороннего анализа с позиции содержания, организации, реализации, кадрового, методического обеспечения, а также процесса привлечения студенческого контингента на данный вид образовательных программ.

Говоря о самом подходе к содержательной стороне студенческого ДПО, следует обратиться к трактовке самого термина «дополнительное профессиональное образование» различными специалистами. Так, ряд ученых, в том числе Безлепкин В.В., Коджаспирова Г.М., Новиков А.М., определяют ДПО как «послевузовское образование в системе повышения квалификации или получения второй специальности» [13] (Potapova, 2014).

В свою очередь, Морозова Н.А. характеризует его как непрерывный процесс активного, добровольного, творческого освоения личностью различных видов развивающей, учебной, практической деятельности, не сводя данное понятие исключительно к профессиональной переподготовке [14] (Morozova, 2002).

Отмечая отличительные особенности ДПО от базового образования, Колесникова И.А. подчеркивает важность его значения для развития человека как личности, ее жизненной успешности, реализации способностей и интересов [15] (Kolesnikova, Liliental, 2015).

В свою очередь, Зязин И.Ю. определяет дополнительное образование как «целенаправленный целостный личностно-ориентированный процесс самосовершенствования человека на протяжении всей его жизни, а также как результат овладения им социально значимым культурным опытом посредством образовательно-информационной деятельности, не входящей в поле основного профессионального образования» [16] (Dorozhkin, 2005).

Таким образом, с содержательной точки зрения приведенные дефиниции определяют первую и наиболее важную особенность студенческого ДПО. Это содействие социально-профессиональному развитию личности обучающегося. Мы полагаем, что одной из ведущих социально-психологических целей дополнительного профессионального образования должно являться содействие caмoaктуaлизaции личности человека в период его самостоятельной жизни, оказание coциaльнo-oбpaзoвaтeльнoй помощи в процессе адаптации к новым экономическим условиям и определении его нового места в производственной, социальной и культурной жизни общества, а также в выработке социального иммунитета и овладении эффективными стратегиями поведения в условиях динамично меняющегося рынка труда.

Доказательством этому могут служить результаты регулярно проводимого нами в течение периода с 2017 по 2021 г. опроса студентов РЭУ им. Г.В. Плеханова из числа слушателей таких программ ДПО, как «Эффективное управление персоналом организации» и «HR-менеджмент в государственных и коммерческих организациях». Анализируя их ответы на вопросы, направленные на выявление мотивации обучения на этих программах ДПО, стоит отметить, что наряду с утилитарным и прагматичным мотивом получения второй профессии и диплома наблюдается стремление к саморазвитию и расширению своих профессиональных компетенций за счет получения навыков в области HR-менеджмента (рис. 1, 2).

Рисунок 1. Мотивационные факторы профессиональной переподготовки студентов – слушателей программ

Источник: составлено авторами на основе результатов опроса.

Рисунок 2. Мотивационные установки студентов – слушателей программ

Источник: составлено авторами на основе результатов опроса.

При этом можно отметить, что ориентация на саморазвитие у данной группы студентов носит не обобщенную, а четко выраженную направленность на формирование так называемых soft skills – социально значимых для данного вида профессиональной деятельности личностных качеств. Это свидетельствует о понимании студентом вклада программ студенческого ДПО в его будущую конкурентоспособность. Кроме того, это соответствует реалиям социально-экономической действительности, в которой крупными корпорациями студенты часто рассматриваются как наиболее благоприятный «материал» для реализации стратегии «выращивания талантов». Наличие у того или иного студента соответствующих личностных качеств повышает его «стоимость» в глазах потенциального работодателя, делая его более конкурентоспособным. В этой связи мы рекомендуем наряду с заданиями обучающего типа предусматривать в рамках программ ДПО различного рода дискуссии, работу в проектных группах, упражнения тренингового типа, подразумевающих самоанализ и саморефлексию обучающегося.

Характеризуя особенности реализации системы студенческого ДПО, стоит отметить что к наиболее распространенным видам программ относятся профессиональная переподготовка и повышение квалификации. На рисунке 3 представлены виды программ ДПO и их различия по количеству входящих в них часов.

Рисунок 3. Виды дополнительного профессионального образования

Источник: Бурак И.Д. Функциональная организация рабочей памяти [17] (Burak, 2018).

Проанализируем специфику каждого из вышеназванных видов дополнительного обучения с позиции такого заказчика, как студент.

Повышение квалификации – вид ДПO, направленный на формирование у слушателя новых, более современных компетенций в рамках уже имеющейся у него профессии. Его целью применительно к студенческому ДПО должно являться расширение имеющихся профессиональных навыков и компетенций в процессе получаемой по базовому образованию профессии. Говоря о специфике данного вида студенческого ДПО с точки зрения содержания образования, стоит отметить их узкую специализацию и небольшие возможности, которые предоставляют эти программы для саморазвития личности студента. С точки зрения повышения конкурентоспособности речь здесь может идти о формировании «пула» дополнительных профессиональных компетенций, выделяющих выпускников данного вуза на фоне остальных конкурентов. Однако в отличие от повышения квалификации для взрослых, содержательную основу программы должны, на наш взгляд, составлять не одна, а несколько разных профессиональных проблемных полей, компетенции на которых являются не сегодняшним, а перспективным запросом работодателей. Иными словами, даже небольшая программа повышения квалификации должна включать в себя 2–3 дисциплины, часто представляющие собой мастер-классы нескольких преподавателей, освещающих проблемы будущей профессиональной деятельности с разных сторон. Дополнительным индикатором интегральной оценки эффективности прохождения программы может выступать подготовка малого нетрудоемкого проекта. Студенты в будущем смогут использовать его в качестве персонального портфолио, что также ценится работодателем на рынке труда.

В целях увеличения привлекательности программы и профессионального развития слушателей рекомендуется привлекать к образовательному процессу практиков или преподавателей из других вузов с эксклюзивными авторскими разработками, акцентирующими внимание на их достоинствах в сравнении с базовой образовательной программой [18] (Ledneva, Ivanova-Shvets, 2018). Кроме того, дополнительным конкурентным преимуществом подобных программ является неакадемический стиль подачи материала и возможность встречи с человеком, добившимся значимого успеха на выбранном студентом профессиональном поприще.

Участие в подобной программе ДПО может повысить его мотивацию обучения и по основной базовой программе обучения. В этой связи в организационном плане мы считаем наиболее полезным и интересным форматом реализации подобных программ – очные встречи преподавателя и слушателя, предоставляющие возможность эмоционального неформального общения между ними, обмена информационными и методическими материалами, наиболее актуальными для действующей практики [19] (Shubenkova, Voykina, Kuksova, 2017). При этом наилучшим каналом коммуникации для продвижения подобной программы должно являться информирование о ней и ее преимуществах со стороны авторитетных для студентов преподавателей, а также отзывы уже обучившихся на программе студентов.

Безусловно, повышение квалификации – интересный формат профессионального саморазвития и удачный вариант привлечения внимания студентов в целом к системе вузовского дополнительного образования. Однако более отвечающими целям и задачам студенческого ДПО представляются нам программы профессиональной переподготовки. Этот вид ДПO направлен на освоение обучающимися нового вида профессиональной деятельности и выработку необходимых для ее реализации на практике компетенций и навыков. Переподготовка не обеспечивает получение обучающимся нового уровня образования в соответствии c ФГОС, но она дает возможность дополнить профиль получаемого основного базового образования в вузе новыми, часто кардинально отличающимися знаниями, умениями, навыками и профессиональными компетенциями. Молодому специалисту это обеспечивает гарантии стабильной занятости даже в период возникновения у организации финансовых проблем, реструктуризации и оптимизации штатного состава персонала. Поскольку в случае возникновения для работника угрозы потери основной занятости в компании он может претендовать на другую позицию в этой же организации, но уже по своей дополнительной профессии. При этом выигрывает не только работник, но и компания, сокращая издержки на набор и отбор персонала, а также снижая кадровые риски за счет привлечения на новое рабочее место работника, уже вовлеченного в общий производственный процесс и знакомого с особенностями имеющейся в компании корпоративной культуры.

С позиции содержательного наполнения программы переподготовки необходимо учитывать специфику социально-психологических особенностей такой категории, как студент, находящийся в стадии активного формирования образа «Я» и готовящийся к выходу во взрослую профессиональную жизнь. Чаще всего за желанием получить вторую профессию скрывается страх оказаться невостребованным, неуспешным и несостоятельным, а также стремление обрести уверенность в себе и в своем будущем успехе, расширить круг профессионального общения за счет новых знакомств из числа слушателей и преподавателей программ, реализуемых на других факультетах.

При этом наиболее сложной категорией слушателей являются те, которые пришли на программу переподготовки с целью смены не отвечающего внутренним потребностям, склонностям и способностям профиля основного базового образования. Наряду с профессиональным обучением они нуждаются и в социально-психологической поддержке, одобрении, повышении своей самооценки и обретении пошатнувшейся уверенности в своей будущей профессиональной успешности. Эти слушатели особенно остро нуждаются во внимании преподавателей и тьютеров программы. Обеспечение локальной успешности на занятии для таких студентов – важный психологический прием поддержания у них мотивации к обучению и интереса к освоению новой профессии. Это обстоятельство предъявляет особые требования к педагогической компетентности привлеченного на программу кадрового состава.

Преподаватель программы ДПО обязан уметь использовать личностно-ориентированный подход к обучению, уметь дозировать уровень сложности задач, делегируемых слушателям с учетом их индивидуальных способностей, быть грамотным психологом, чутко реагирующим на психологическое состояние группы в определенный момент времени. Особую значимость они приобретают при обучении группы разновозрастных и по-разному мотивированных слушателей. Наличие в группе слушателей взрослых и уже трудоустроенных людей способствует снятию у слушателей из числа студентов возрастных страхов, психологических зажимов, снижению тревожности перед неизвестностью будущего жизненного этапа.

Процесс обучения на программах профессиональной переподготовки, как правило, растянут во времени на год-полтора, и вышеназванные педагогические компетенции – необходимое условие поддержания интереса к обучению на программе переподготовки. В этой связи считаем важным осуществлять грамотную расстановку не только дисциплин в программе, но и преподавателей.

Наиболее удачной можно считать такую расстановку, при которой психолого-педагогически компетентные и по-человечески обаятельные преподаватели закрепляются в начале, в середине и в конце программы. Это обеспечивает не только поддержание постоянного интереса к процессу обучения у слушателей-студентов, но и высокий уровень их удовлетворенности программой по итогам ее окончания.

Характеризуя процесс продвижения студенческого ДПО, следует отметить более высокий индекс доверия со стороны данной категории слушателей программы. Принимая во внимание высокий уровень развития цифровых компетенций современного молодого поколения в плане владения навыками общения, поиска и обмена информацией с помощью различных автоматизированных средств связи и интернет-ресурсов, в текущих реалиях коммерческий успех системы студенческого ДПО как инструмента конкурентоспособности выпускников вуза во многом опирается на маркетинговый инструментарий при продвижении программ и положительный «фидбэк» в социальных медиа. Из анализа результатов проведенных нами опросов порядка 150 слушателей программ ДПО «Эффективное управление персоналом организации» и «HR-менеджмент в государственных и коммерческих организациях» в РЭУ им. Г.В. Плеханова следует, что современные молодые люди в качестве основного источника информации о программе предпочитают очный рассказ преподавателей и руководителя программы о ней либо оценочные характеристики своих сверстников, сформулированные в социальных медиа (рис. 4)

Рисунок 4. Источники информации о программах студенческого ДПО по мнению студентов РЭУ им. Г.В. Плеханова

Источники: составлено авторами на основе результатов опроса.

Возможно, именно этим объясняется активное внедрение в процесс реализации ДПО различного рода дистанционных форм обучения, доказавших свою эффективность в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19. Безусловно, профессиональное сообщество не могло не отреагировать на очевидную перспективу предоставления образовательных услуг в дистанционном формате. И сегодня количество предложений обучиться на программах ДПО в сети Интернет выросло многократно. Создавая естественную конкурентную среду программам вузовского ДПО, они стимулируют переводить имеющиеся программы в формат онлайн, создавать специализированные программы с контентом, способным передаваться от преподавателя к слушателю в условиях отсутствия внешнего очного взаимодействия, приобретать доступ к IT-платформам, минимизирующим недостатки обучения без личного контакта.

Однако такие формы реализации студенческого ДПО имеют и очевидные преимущества в контексте повышения конкурентоспособности современного выпускника, так как позволяют выйти за пределы своей студенческой аудитории и привлечь на программы преподавателей, работающих в других городах и даже странах, а также студентов других вузов. Последние, в свою очередь, получают возможность трансфера знаний и опыта от преподавателей вузов более высокого уровня. На наш взгляд, в перспективе этот формат реализации и продвижения студенческого ДПО будет чрезвычайно популярным и востребованным, поскольку непосредственно способствует академической, учебной, а впоследствии и профессиональной мобильности будущего конкурентоспособного специалиста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Резюмируя вышеизложенное, целесообразно сформулировать следующие рекомендации по использованию системы студенческого ДПО для повышения уровня конкурентоспособности выпускников вуза:

Ø в условиях усиливающейся конкуренции на рынке труда молодых специалистов вузы должны создавать, развивать и эффективно использовать систему студенческого ДПО, обеспечивая им вариативность и позволяя пребывать в числе специалистов, претендующих сразу на две вакансии в организации, либо выделиться эксклюзивными профессиональными компетенциями на фоне других претендентов на то или иное рабочее место, повышая тем самым конкурентоспособность своих выпускников;

Ø в целевом и в содержательном плане программы студенческого ДПО должны при общей профессиональной направленности на развитие студента-слушателя создавать условия для расширения и углубления пула hard skills и soft skills, повышая его конкурентоспособность на рынке труда;

Ø особое внимание в процессе реализации подобных программ ДПО следует уделять их кадровому обеспечению. Привлеченные преподаватели должны не только профессионально разбираться в современной проблематике отрасли, но и, являясь самореализующейся и развивающейся личностью, обладать навыками поддержания учебной мотивации студентов и их психологической поддержки;

Ø обучение на программах ДПО должно также расширять представление слушателя о его возможностях на рынке труда и вариантах эффективного трудоустройства, позволяя студенту сформировать некое «портфолио» из выполняемых по окончании программы проектных или исследовательских работ, демонстрирующих потенциальному работодателю его конкурентное преимущество среди других претендентов на вакантное место;

Ø планируя и реализуя процесс привлечения и обучения такой категории слушателей ДПО, как студенты, следует более активно и широко использовать технологии маркетингового продвижения программ ДПО в социальных медиа и мультифункциональные решения в области платформенного обучения на удаленной основе. При этом необходимо индивидуально подходить к балансу очного и дистанционного взаимодействия преподавателя и слушателя.

В заключение следует отметить, что в настоящее время перед российскими вузами стоит задача формирования и развития конкурентоспособного выпускника, используя потенциал и возможности системы дополнительного профессионального образования, ориентированной на потребности современного рынка труда c учетом конкурентной образовательной среды. Профессиональное обучение и подготовка высококвалифицированных кадров в рамках системы дополнительного профессионального образования будет способствовать обеспечению занятости населения, минимизации молодежной безработицы и более эффективной реализации карьерных траекторий молодых специалистов.


Источники:

1. Степанова Н.Р. Аспекты взаимодействия системы высшего профессионального образования и рынка труда // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. – c. 487.
2. Литвинюк А.А., Кузуб Е.В. Оценка конкурентоспособности молодых специалистов на рынке труда: методические аспекты проблемы // Труд и социальные отношения. – 2016. – № 6. – c. 17-31.
3. Макекадырова А.С. Роль человеческого капитала в траектории экономического роста // Плехановский форум преподавателей: Практическая направленность обучения и исследований в вузе, материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 2019. – c. 109-114.
4. Одегов Ю.Г., Бабынина Л.С. Неустойчивая занятость как возможный фактор использования трудового потенциала молодежи России // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2018. – № 4(146). – c. 386-409. – doi: 10.14515/monitoring.2018.4.20.
5. Global Employment Trends for Youth 2020: Technology and the future of jobs International Labour Office. - Geneva: ILO, 2020.
6. Brigid Francis-Devine, Harriet Clark. Commons Library Research Briefing. [Электронный ресурс]. URL: https://researchbriefings.files.parliament.uk/documents/SN05871/SN05871.pdf (дата обращения: 18.12.2021).
7. Statistisches Bundesamt – The Federal Statistical Office. Destatis.de. [Электронный ресурс]. URL: https://www.destatis.de/Europa/EN/Topic/Population-Labour-Social-Issues/Labour-market/EULabourMarketCrisis.html (дата обращения: 18.12.2021).
8. Занятость и безработица в Российской Федерации в апреле 2021 года (по итогам обследования рабочей силы). Федеральная служба государственной статистики (Росстат). [Электронный ресурс]. URL: https://gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d02/94.htm (дата обращения: 18.12.2021).
9. Антонова Г.В., Мирзабалаева Ф.И., Бондарчук А.Г. Проблемы трудоустройства выпускников образовательных организаций в условиях пандемии коронавируса // Экономика труда. – 2020. – № 12. – c. 1249-1268. – doi: 10.18334/et.7.12.111230.
10. Обеспечение занятости молодежи – путь к экономическому восстановлению. Новости ООН. [Электронный ресурс]. URL: https://news.un.org/ru/story/2012/10/121035 (дата обращения: 17.12.2021).
11. Карташова Л.В. Реформирование Российской системы образования: перспективы развития подготовки управленческих кадров (зарубежный и российский опыт) // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. – 2015. – № 4(82). – c. 3-13.
12. Бадмаева С.В., Новикова Е.В., Шубенкова Е.В. Модернизация аспирантуры в новой системе высшего образования // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. – 2018. – № 1(97). – c. 13-22.
13. Потапова Е.Н. Современные принципы дополнительного образования и их теоретическое обоснование // Молодой ученый. – 2014. – № 17. – c. 532-535.
14. Морозова Н.А. Дополнительное образование: структурно-организационное, содержательное и кадровое обеспечение. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. – 138 c.
15. Колесникова И.А., Лилиенталь И.Е. Подготовка современного специалиста в системе многоуровневого профессионального образования // Социально-гуманитарный вестник Прикаспия. – 2015. – № 2(3). – c. 90-95.
16. Дорожкин Е.М. Дополнительное профессиональное образование: социально-педагогическая теория и практика. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 144 c.
17. Бурак И.Д. Функциональная организация рабочей памяти. / специальность 08.00.05 – «Экономика и управление народным хозяйством»: диссертация на соискание учёной степени кандидата экономических наук. - М., 2018. – 171 c.
18. Леднева С.А., Иванова-Швец Л.Н. Привлечение и удержание молодых специалистов в составе научно-педагогических работников вуза // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. – 2018. – № 3(99). – c. 114-122.
19. Шубенкова Е.В., Войкина Е.А., Куксова О.Д. Российский опыт реализации образовательных программ в сфере социального предпринимательства // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2017. – № 5(69). – c. 165-168.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 13:05:11