Место Китая на мировом рынке «умных городов»

Решетникова М.С.1, Васильева Г.А.1, Третьякова С.С.1
1 Российский университет дружбы народов, Россия, Москва

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 11, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2021)

Цитировать:
Решетникова М.С., Васильева Г.А., Третьякова С.С. Место Китая на мировом рынке «умных городов» // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – Том 11. – № 4. – С. 1997-2018. – doi: 10.18334/vinec.11.4.113971.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48125330
Цитирований: 2 по состоянию на 05.09.2022

Аннотация:
Статья посвящена анализу и выявлению тенденций в развитии «умных городов» Китая. В последние десятилетия все более заметной становится глобальная тенденция к внедрению технологий интернета вещей, искусственного интеллекта, блокчейна и многих других в сферу городского управления для создания единой цифровой экосистемы. Актуальность этой проблемы также проявилась во время пандемии COVID-19. В исследовании авторы провели анализ распределения «умных городов» мира, а также провели кластерное распределение умных городов в Китае. Авторы смогли определить, что китайский рынок умных городов имеет свои характерные особенности: быстрые темпы роста, а также появление «умных кластеров». В статье проведен анализ выделенных кластеров, определены их сильные и слабые стороны.

Ключевые слова: «умный город», цифровизация, Китай, умный кластер

JEL-классификация: O31, O32, O33, R13, N95



Введение

На сегодняшний день такое явление, как умный город (smart city), – глобальный тренд. По словам Робина Де Кейзера, руководителя департамента бизнес-решений и инноваций Orange Business Services, smart-технологии – это мощный тренд последних лет. Он считает, что «умнеет» вся наша жизнь: гаджеты, автомобили, квартиры, дома и даже целые города, а по мнению некоторых аналитиков, к 2025 году города будут производить около 60% мирового ВВП, то есть современный мир будет предъявлять все новые условия градостроительства, что объясняется меняющимися условиями жизни, современными проблемами мегаполисов, а также уровнем развития технологий [22] (Deloitte, 2021). На данный момент города будущего – часть нашего настоящего, именно поэтому данная тема стала чрезвычайно актуальной. Модернизация городского пространства коснулась большинства современных государств, однако следует помнить, что каждая страна по-разному подходит к внедрению этой концепции.

Актуальность этой проблемы также проявилась во время пандемии COVID-19, когда многие компоненты умного города позволили контролировать и сдерживать распространение инфекции. Все это свидетельствует о том, что в нынешних условиях цифровизация городов просто неизбежна. Поэтому число умных городов во всем мире продолжает расти, а модели их развития постоянно совершенствуются под влиянием огромного количества инновационных решений.

Однако недостаточно знать, что такое умный город. Гораздо важнее понять глобальные тенденции их развития, проанализировать опыт разных стран в этой области и спрогнозировать состояние этого рынка. Особый интерес представляют успехи Китая в быстрой цифровизации экономики и общества, а также увеличение числа умных городов в этой стране.

Обзор литературы

С развитием общества городское население Земли постоянно увеличивалось. Так, по данным отчета Департамента ООН по экономическим и социальным вопросам, в 2018 г. 55% населения мира проживает в городах, что составляет примерно 4,2 млрд городских жителей против 751 млн в 1950 г. А по прогнозным оценкам, к 2050 году данный показатель достигнет 68% [1] (UN, 2018). Это, в свою очередь, приводит к проверке городов на прочность и требует их развития и комплексной оптимизации городской инфраструктуры [11, 15] (Pakhomov, 2017).

В конце XX в. мировые сообщества начали задумываться о вреде, наносимом окружающей среде, и о том, как с ним бороться [14] (Semyachkov, 2020). Это способствовало зарождению концепции умного города, но начинала она развиваться только в экологическом направлении ввиду того, что вопросы охраны окружающей среды стали ярко выраженными и требовали незамедлительного вмешательства [7] (Drozhzhinov, Kupriyanovskiy, Namiot, Sinyagov, Kharitonov, 2017). С течением времени появлялись другие насущные проблемы и задачи, а также развивался Интернет вещей, искусственный интеллект, блокчейн, Big Data, появлялись цифровые двойники, что привело в середине 2000-х к становлению современного понятия умного города [11, 30] (Pakhomov, 2017; Trindade et al., 2017).

Так, в настоящее время Британский Институт Стандартов определяет умный город как эффективную интеграцию физических, цифровых и человеческих подсистем, созданную для того, чтобы обеспечить всеобщее устойчивое будущее и процветание для своих граждан [27] (BSI group, 2021).

Также следует понимать, что все умные города делятся на две группы. В первую группу входят города, которые когда-то были обычными, но прошли следующие стадии развития (рис. 1).

Рисунок 1. Поколения умных городов

Источник: составлено авторами по данным: Центр стратегических разработок: Приоритетные направления внедрения технологий умного города в российских городах, 2018. URL: https://www.csr.ru/upload/iblock/bdc/bdc711b002e9651fb2763d98c7f7daa6.pd (дата обращения: 27.03.2021).

Во вторую группу включают города, которые возводят с нуля сразу по стандартам умного города, но такие проекты не всегда успешно реализуются, так как они требуют огромных бюджетов, а также быстрого внедрения единой цифровой экосистемы, таким неудачным примером является недостроенный южнокорейский город Сонгдо [24] (Kuecker, Hartley, 2020).

Мировой рынок умных городов разнообразен, что усложняет его анализ, поэтому рассмотрим основные критерии оценки его современного состояния и факторы, обуславливающие его развитие.

Таблица 1

Факторы, способствующие и препятствующие развитию умных городов

Факторы, способствующие развитию умных городов
Факторы, препятствующие развитию умных городов
· высокие темпы урбанизации
· появление и развитие интернета вещей
· появление и развитие современных стандартов мобильной связи
· понижение стоимости процесса внедрения решений для концепции умных городов
· высокий уровень государственной поддержки
· многие решения концепции умного города находятся только в разработке или в стадии тестирования, то есть не готовы к повсеместному внедрению
· высокая стоимость решений концепции умного города
· недостаточное количество квалифицированных специалистов в данной сфере
Источник: разработано и составлено авторами.

Результаты

По данным аналитического отчета компании International Data Corporation (IDC), прогнозное значение мировых затрат в сфере умных городов в 2020 году составит $124 млрд по сравнению с $104 млрд в 2019 году (прирост 18,9%), а к 2023 г. ожидается рост до $189,5 млрд (рис. 2).

Рисунок 2. Мировые расходы на инициативы «умного города» (в млрд долл. США)

Источник: составлено авторами на основе [26]. New IDC Spending Guide Forecasts $124 Billion Will Be Spent on Smart Cities Initiatives in 2020 // IDC. URL: https://www.idc.com/getdoc.jsp?containerId=prUS46016320&utm_source (дата обращения: 29.03.2021).

И все эти инвестиции окупаются сполна, так как качество жизни в таких городах растет, услуги, оказываемые гражданам, становятся эффективнее и качественнее, например, в сфере здравоохранения или образования, также улучшается транспортная доступность, а все городские ресурсы используются рационально.

Если рассматривать региональное деление, то более 70% мировых инвестиций в данной сфере приходится на США (25,9%), Западную Европу (24,7%) и Китай (21,5%) (рис. 3). Причем приоритетными направлениями для вложений во всем мире являются: энергетическая сфера, инфраструктурные проекты, общественная безопасность и умный транспорт.

Рисунок 3. Инвестиции по регионам

Источник: составлено авторами на основе [26]. New IDC Spending Guide Forecasts $124 Billion Will Be Spent on Smart Cities Initiatives in 2020 // IDC. URL: https://www.idc.com/getdoc.jsp?containerId=prUS46016320&utm_source (дата обращения: 29.03.2021).

Чтобы изучить географическое распределение умных городов мира, его особенности и тенденции, обратимся к исследованию «Smart City Index 2020» Швейцарской бизнес-школы IMD совместно с Сингапурским университетом технологии и дизайна [31] (IMD, 2020). Данное исследование представляет собой рейтинг из 109 умных городов мира.

Так, в десятку лидеров входят: Сингапур, Хельсинки, Цюрих, Окленд, Осло, Копенгаген, Женева, Тайбэй, Амстердам и Нью-Йорк. Также отметим, что в данном рейтинге фигурируют 2 российских города, а именно Москва и Санкт-Петербург, занимающие 56 и 73-е места соответственно.

Для визуализации мирового распределения умных городов авторами была составлена географическая карта (рис. 4), на которой интенсивность закрашивания страны зависит от количества умных городов в ней, а цветовой индикатор самих городов отображает их качественные характеристики и отношение к одной из четырех групп по ИЧР (индекс человеческого развития). ИЧР является средним геометрическим индекса дохода, образования и продолжительности жизни, его значения варьируются от 0 до 1. Города разделены на четыре группы на основе индекса человеческого развития (ИЧР) ООН. В каждой группе ИЧР городам присваивается «рейтинговая шкала» (от AAA до D), основанная на оценке восприятия данного города по сравнению с оценками всех других городов в пределах того же самого города. Для группы 1 (наивысший квартиль ИЧР, от 0,8 и выше) – шкала AAA – AA – A – BBB– BB. Для группы 2 (второй квартиль ИЧР, от 0,7 до 0,8) – шкала A – BBB– BB – B– CCC. Для группы 3 (третий квартиль ИЧР, от 0,55 до 0,7) – шкала BB – B– CCC – CC – C. Для группы 4 (самый низкий квартиль ИЧР, ниже 0,55) – шкала CCC – CC – C – D.

Изображение выглядит как карта

Автоматически созданное описание

Легенда


Количество «умных городов» в стране

Группы «умных городов» по ИЧР
Рисунок 4. География распределения умных городов

Источник: составлено и разработано авторами на основе: Smart City Index 2020 // IMD. URL: https://www.imd.org/smart-city-observatory/home/ (дата обращения: 25.03.2021).

В результате анализа мы можем выделить два мировых лидера по количеству умных городов, а именно Китай – 12 городов (включая Гонконг и Тайбэй) и США – 10 городов. Но также прослеживается ярко выраженное различие в их качественных характеристиках. Так, большинство городов в США относятся ко второй группе, хотя есть 2 представителя первой группы – Нью-Йорк и Вашингтон. Города Китая являются представителями третьей группы, кроме Гонконга, который относится ко второй группе, и Тайбэя, который относится к первой группе. Из чего мы можем сделать вывод, что умные города США находятся на уровень выше по «качеству», чем умные города Китая.

Положительной тенденцией является то, что даже в странах Африки начинают появляться умные города, хоть пока и с более низким уровнем по сравнению с остальным миром, так как они все относятся к 4-й группе [8] (Ivanova, Karagulyan, 2021).

Еще одна интересная особенность заключается в том, что в 2020 г. в рейтинге фигурировали 7 новых городов, которых не было в 2019 г., причем большинство из них входят в первую и вторую группу. Так, такими городами являются: Мюнхен, Манчестер, Гамбург, Ньюкасл Юнайтед, Феникс, Таллин и Марсель.

Рынок умных городов Китая

Китай стал мировым лидером по инициативам умных городов, применяя в них передовые технологии мониторинга, обработку больших данных и искусственный интеллект (ИИ), чтобы упростить управление городами и общественными пространствами [12] (Reshetnikova, Lukina, 2020). Руководство страны подчеркивает важность развития умных городов, запустив национальную стратегию в данной сфере и направив государственные ресурсы на содействие их росту [33] (Yu and Xu, 2018).

Чтобы понять, как Китай смог добиться таких успехов в данной сфере, нам необходимо проследить, как данная концепция развивалась в стране. Так, успех Китая является закономерным результатом двадцатилетней политики по информатизации управления городами, которая постоянно развивалась в соответствии с целым рядом факторов [26] (U.S. China Economic and Security Commission, 2020). В города планомерно внедрялись передовые достижения национальных и мировых технологий, проводился мониторинг политик в области современной урбанизации за рубежом, а также, что не менее важно, роли технологий в поддержании партийного контроля, внутренней стабильности и социального мониторинга.

С середины 1990-х г. по 2015 г. данная концепция в Китае прошла 5 этапов (табл. 2).

Таблица 2

Хронология политики информатизации городов Китая

Год
Этап разработки
Ключевые технологии
Основной период реализации
1995
Восьмилетний план (Eight Gold Plan)
Общенациональная информационная инфраструктура
IX пятилетка (1996–2000)
1998
Цифровые города (Digital Cities)
«3S» технологии (ГИС, ГПС, ДЗЗ)
X пятилетка (2001–2005)
2006
Информационные города (Information Cities)
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
XI пятилетка (2006–2010)
2009
Умные города (Smart Cities)
Информационные технологии нового поколения (Интернет вещей, облачные вычисления, повсеместные мобильные сети и большие данные)
XII и XIII пятилетки (2011–2015; 2016–2020)
2015
Умные города нового поколения (New Smart Cities)
Интернет вещей, облачные вычисления, большие данные
XIII пятилетка (2016–2020)
Источник: составлено авторами на основе [21] Jin Jiangjun. Leading Cadre Reader for Network Security and Informatization // Beijing: Central Committee Party School Press. – 2017. – № 20.

Так, политика цифровизации городов, начавшаяся в 1990-х годах, была основана на инициативах Государственного бюро геодезии и картографии Китая, которые сосредоточились на так называемых технологиях 3S – геоинформационные системы (ГИС, GIS), глобальная позиционирующая система (ГПС, GPS) и дистанционное зондирование Земли (ДЗЗ, RS) [2] (Qianzhan Industry Research Institute, 2019). Концепция «информационных городов», начавшаяся в середине 2000-х годов, уже была сосредоточена на информатизации городов путем перевода широкого спектра государственных систем, таких как системы муниципального управления и городской инфраструктуры, в цифровой формат, включая их связь с информационными технологиями и модернизацию телекоммуникационной инфраструктуры [6] (Van Chzhen, 2021).

Следующий этап развития – оптимизация и облегчение потока данных между различными государственными информационными системами. Современная форма концепции «Новые умные города» характеризуется внедрением информационных технологий нового поколения, таких как IoT, облачные вычисления, ИИ, всепроникающие мобильные сети и системы больших данных, для повышения уровня автоматизации в городском планировании и управлении [9].

Таким образом, мы наблюдаем поступательную и постоянно совершенствующуюся политику Китая в области умных городов, направленную на становление функционального и эффективного местного управления, а также содействие быстрой урбанизации и индустриализации. Также следует отметить, что в период с 2009 г. одними из отличительных черт концепции умных городов Китая были централизация принятия решений и децентрализация их внедрений, а также подход «снизу вверх», который был быстро вытеснен стандартизированными пилотными программами «сверху вниз», исходящими от центрального правительства в 12-летнем плане, опубликованном в 2010 г. [32] (Yu and Xu, 2018).

Так, в 2012 г. Министерство жилищного строительства и развития городских и сельских районов (MOHURD – Ministry of Housing and Urban-Rural Development) утвердило первую группу из 90 пилотных проектов умных городов на кластерной основе. А в настоящее время усилия в данной сфере становятся только более амбициозными, и по состоянию на 2019 г. количество таких проектов достигло практически 750 (рис. 5), включая около 300 проектов, сертифицированных MOHURD, то есть крупнейшим государственным спонсором таких инициатив [2] (Qianzhan Industry Research Institute, 2019).

Рисунок 5. Количество пилотных проектов умного города в Китае

Источник: составлено авторами на основе [9] 2020年中国智慧城市发展研究报告 (Исследование умных городов Китая в 2020 г.). URL: https://bg.qianzhan.com/report/detail/2004281427056927.html#read (дата обращения: 29.05.2021).

Ниже на рисунке 6 представлена прогнозная динамика расходов правительства Китая на инициативы умного города, так, к 2023 г. ожидается, что данное значение достигнет $38,92 млрд.

Рисунок 6. Прогнозируемые государственные инвестиции в инициативы smart cities

Источник: составлено авторами на основе [26] Smart cities in China – statistics & facts // Statista. URL: https://www.statista.com/topics/5794/smart-city-in-china/ (дата обращения: 29.05.2021)

Значительную роль в развитии и внедрении решений smart cities в Китае сыграли иностранные и международные гиганты, такие как IBM, Cisco, Microsoft и Bosch, но на данный момент именно китайские компании доминируют на данном рынке (табл. 3).

Таблица 3

Ведущие китайские предприятия на рынке решений умного города

Технология
Ведущие компании
Интернет вещей и мобильная инфраструктура
Huawei, China Mobile, Inspur, China Unicom, Tencent, ZTE, H3C, Sugon, Alibaba Cloud, Hikvision, Dahua
Big Data
Neusoft, Tencent, Huawei, Inspur, Beiming Software, H3C, Sugon, Taiji, Digital China, Alibaba Cloud
Облачные вычисления
Sugon, Alibaba Cloud, Tencent Cloud, Huawei, UCloud, China Telecom, Amazon Web Services, Kingsoft, Microsoft Azure, Baidu Cloud
Искусственный интеллект
Alibaba, Baidu, Tencent, iFlyTek, Huawei, SenseTime, Megvii, Intellifusion, CloudWalk, Yitu, Hikvision, Dahua
Источник: составлено авторами на основе [31] Who are the Strongest Players in China’s Smart City Market? // besticity. URL: http://www.besticity.com/newsExpress/225005.html (дата обращения: 25.03.2021).

Остановимся более подробно на технологиях Интернета вещей и мобильной инфраструктуры. На сегодняшний день Китай является мировым лидером по запуску и внедрению связи 5G. Так, в 2020 г. в Китае была проведена колоссальная работа в данной сфере, что позволило ему создать крупнейшую в мире сеть 5G, на конец года насчитывалось свыше 780 станций, а к 2024 г. ожидается, что данный показатель достигнет 6,22 млн (рис. 7). Чтобы лучше понимать место Китая в мире по оснащенности 5G-технологиями, изучим рисунок 8.

Рисунок 7. Количество станций 5G в Китае в 2019–2020 гг. с прогнозами до 2024 года (в миллионах)

Источник: составлено авторами на основе [3] 5G and cloud VR research report 2020 // IResearch. URL: https://www.iresearch.com.cn/Detail/report?id=3575&isfree=0 (дата обращения: 29.06.2021).

Рисунок 8. Прогнозное количество подключений 5G по всему миру в разбивке по регионам с 2021 по 2025 год (в миллионах)

Источник: составлено авторами на основе [4] 5G in China // Statista. URL: https://www.statista.com/study/76129/5g-industry-in-china/ (дата обращения: 25.05.2021).

Такие усилия Китая в данном направлении неслучайны, ведь именно на этом поколении связи возможна работа большинства технологий и решений умного города (рис. 9). Так, в 2020 году в стране насчитывалось более тысячи проектов, основанных на использовании 5G и промышленного интернета, и свыше 32 тысяч базовых станций, обслуживающих промышленный интернет [6] (Van Chzhen, 2021).

Рисунок 9. Самые ожидаемые применения сетей 5G в Китае по состоянию на декабрь 2019 года

Источник: составлено авторами на основе [4] 5G industry analysis // IResearch. URL: https://www.iresearch.com.cn/Detail/report?id=3512&isfree=0 (дата обращения: 29.05.2021).

Стоит также отметить, что население Китая положительно восприняло технологические нововведения, о чем свидетельствует рисунок 10.

Рисунок 10. Количество пользователей 5G в Китае по основным операторам связи (в миллионах)

Источник: составлено авторами на основе [5] 5G industry analysis // IResearch. URL: https://www.iresearch.com.cn/Detail/report?id=3512&isfree=0 (дата обращения: 29.05.2021).

Конечно, все это положительно отразится на экономике страны, так как поможет получить дополнительные доходы (рис. 11).

Рисунок 11. Выручка телекоммуникационной отрасли в Китае по месяцам (в млрд юаней)

Источник: составлено авторами на основе [22] National Bureau of Statistics of China. URL: https://data.stats.gov.cn/english/easyquery.htm?cn=A01 (дата обращения: 25.05.2021).

Китай также активно экспортирует свои услуги в сфере умных городов. Некоторые компании, например Huawei и ZTE, уже открыли несколько десятков исследовательских центров в городах Центральной Америки, Европы, Африки и Ближнего Востока. Поэтому нам важно оценить вклад китайских компаний в строительство умных городов по всему миру.

Так, по данным Фонда Карнеги, в настоящее время на глобальном рынке умных городов существуют 2 главных экспортера технологий искусственного интеллекта (ИИ), которые используются во многих решениях smart cities, связанных с различными наблюдениями и мониторингом, – США и Китай (рис. 12).

Рисунок 12. Происхождение технологии наблюдения ИИ

Источник: составлено авторами на основе [29] The Global Expansion of AI Surveillance // Carnegie Endowment for International Peace. URL: https://carnegieendowment.org/2019/09/17/global-expansion-of-ai-surveillance-pub-79847 (дата обращения: 24.05.2021).

Так, мы можем наблюдать, что китайские компании продали технологии в области ИИ в гораздо более широкий круг стран, чем США, а именно в 63 страны. Это также обусловлено тем, что многие проекты были куплены развивающимися странами в кредит, например Кенией, Лаосом, Монголией, Угандой и Узбекистаном. Американское же присутствие зафиксировано в 32 странах.

Мы выделили основные категории технологий, используемых в данных проектах, их конкретные компоненты и компании, которые принимали в этом участие (табл. 4).

Таблица 4

Обзор выявленного экспорта технологий умного города

Категория технологий
Тип продукта
Вовлеченные компании
Наблюдение
IP-камеры, видеонаблюдение, видеорегистраторы, системы управления видео, камеры полиции, системы наблюдения дорожного движения, распознавание лиц, ИК-камеры, распознавание номерных знаков
Huawei, Hikvision, Dahua, Shenzhen ZNV, Megvii, Kedacom, Cloudwalk, Uniview, E-Hualu, Yitu
Сетевая инфраструктура
Магистральные сети, Wi-Fi, высокоскоростные сети, инфраструктура 3G, 4G и 5G, Сети LTE
Huawei, ZTE, H3C
Большие данные
Облачные сети, центры обработки данных, серверы
Huawei, Alibaba, Tencent, Sugon, Inspur, Sangfor, iSoftStone, ChinaSoft
Финтех
Мобильные платежные приложения, автоматизированные платежные системы
Huawei, Ping’an, Panda Electronics
Интегрированные платформы
Системы реагирования на чрезвычайные ситуации, решения «безопасного города», единые городские операционные платформы, командные центры, диспетчерские системы, центры обработки вызовов
Huawei, ZTE, Dahua, Alibaba, Kedacom, Shenzhen ZNV
Энергия
Интеллектуальная сеть, интеллектуальные счетчики, развитая инфраструктура учета (AMI)
Huawei, ZTE, CEIEC Electric
Муниципальные услуги
Умная парковка, системы управления и контроля движением, автобусная система, умные уличные фонари, умное управление отходами
Huawei, Hikvision, Dahua, Kedacom Gosuncn, E-Hualu, Panda Electronics, Founder International, Carsmart, TelChina, Shenzhen ZNV, iSoftStone
Источник: [25] Research Report on China’s Smart Cities Development // U.S. China Economic and Security Commission. URL: https://www.uscc.gov/sites/default/files/2020–04/China_Smart_Cities_Development.pdf (дата обращения: 30.06.2021).

Таким образом, мы наблюдаем, что в международных проектах участвуют десятки китайских компаний, но крупнейшими экспортерами являются Hikvision и Huawei. Также мы наблюдаем, что широкий круг стран используют китайские технологии smart cities для решения внутренних проблем городской безопасности, транспорта и муниципальных услуг, а Китай, в свою очередь, удовлетворяют этот высокий спрос.

Другой путь продвижения Китая в данной сфере связан с его активным участием в международных органах по стандартизации концепции умных городов, таких как ITU (Международный союз электросвязи), 3GPP (консорциум, разрабатывающий спецификации для мобильной телефонии) и IEEE (Институт инженеров электротехники и электроники). Посредством такого участия Китай направляет процесс установления стандартов в выгодном для своих компаний направлении.

Особенности развития умных городов Китая

В уже знакомом нам XIII пятилетнем плане экономического и социального развития (13th Five Year Plan) было выделено 19 кластеров супер-городов, на которые будет приходиться около 80% всей экономики Китая. Мы же в рамках данного исследования опишем 5 ключевых кластеров, которые включают в себя 97 городов с общим населением 539 млн человек, площадью 986 000 км2 и ВВП, равным 38,277 млн юаней [18] (OAV, 2019).

Для наглядности нами была составлена географическая карта распределения данных 5 кластеров (рис. 13) и сравнительная таблица (табл. 5).

Изображение выглядит как карта

Автоматически созданное описание


Jing-Jin-Ji City Cluster

Yangze River Delta City Cluster

Greater Bay Area City Cluster

Chengdu-Chongqing City Cluster

Middle Reaches of Yangtze River City Cluster

Уровни «умных городов» в соответствии с рейтингом деловой привлекательности CNB (China Business Network)
Рисунок 13. Пять ключевых кластеров супер-городов

Источник: составлено и разработано авторами по: [18] China’s Urban Future 2019 // German Asia-Pacific Business Association (OAV). URL: https://www.oav.de/fileadmin/user_upload/Chinas_Urban_Future_web.pdf (дата обращения: 15.05.2021).

На данной карте каждый из 5 кластеров имеет свое цветовое обозначение, а цветовой индикатор городов зависит от их уровня (с 1 по 5), выведенного в рейтинге деловой привлекательности, разработанном Китайским фондом развития (China Development Research Foundation) [33] (PwCCn, 2020).

Так, мы можем заметить, что наибольшая концентрация умных городов наблюдается в кластере Middle Reaches of Yangtze River и Yangze River Delta, но их города имеют качественные отличия, в первом преобладают города 4 и 5-го уровней, а во втором – 1 и 2-го. В результате анализа мы выявили, что Greater Bay Area кластер является безоговорочным лидером по качеству городов в нем, так, 5 из 11 его городов являются представителями 1-го уровня, а 4 города – 2-го уровня.

Правительство неслучайно планирует и продвигает кластерное развитие государства, таким образом, оно поддерживает урбанизацию в стране, темпы роста которой, в свою очередь, напрямую коррелируют с темпами экономического роста. [1] Помимо того, что жители городов с более высокими доходами потребляют больше, чем сельские жители, также кластеризация повышает производительность и инвестиционную активность за счет концентрации большого числа компаний и увеличения рынка труда.

Еще одним преимуществом является то, что интеграция в кластеры развитых центров и менее развитых провинций (как, например, в случае с Jing-Jin-Ji City Cluster и менее развитая провинция Хэбэй) помогает перераспределять ресурсы. За счет чего менее развитые города провинций, которые находятся на начальных стадиях индустриализации, продвигаются вверх по цепочке создания добавленной стоимости и отказываются от тяжелых отраслей промышленности, загрязняющих природную среду, а развитые центры также движутся вверх по цепочке и концентрируют свою деятельность на инновационных отраслях.

Правительственные приоритеты расставлены в сторону 3 основных кластеров: Jing-Jin-Ji City Cluster, Yangze River Delta City Cluster, Greater Bay Area City Cluster. Именно они по плану должны стать наиболее инновационными и конкурентноспособными на международном уровне. Подтверждение этого мы можем наблюдать и на нашей карте, так как именно в этих трех кластерах сосредотачивается большинство городов 1 и 2-го уровней.

Если говорить об открытости экономик трех основных кластеров, то именно Greater Bay Area City Cluster считается самым открытым регионом страны, здесь наблюдаются самые значительные иностранные инвестиции в процентах от ВВП, что обусловлено инвестиционной деятельностью Гонконга и Макао, при исключении которых данный показатель достигает уровня двух других кластеров. Также все 3 основных кластера имеют по несколько зон свободной торговли.

Также в каждом из трех кластеров имеются города, которые выделяются своими специфическими сильными сторонами. Например, в Yangze River Delta City Cluster Шанхай характеризуется высоким международным присутствием, так как в нем расположено множество штаб-квартир ТНК. Нанкин является главной научно-исследовательской и образовательной базой, а Ханчжоу выступает домом для таких китайских гигантов, как Alibaba и Geely.

В Greater Bay Area City Cluster город Шэньчжэнь характеризуется развитой и динамичной инновационной и предпринимательской средой, а также наличием благоприятного климата для стартап-среды, благодаря чему в нем регистрируется больше всего патентных заявок Китая, к тому же Шэньчжэнь является домом для инновационных компаний, таких как BYD, Tencent и Huawei.

В Jing-Jin-Ji City Cluster находится Пекин, помимо столичных управленческих функций, он является крупнейшей исследовательской базой Китая, так как в нем расположены лучшие университеты страны.

Таким образом, каждый из 3 кластеров имеет свои сильные и слабые стороны. Но в целом самым развитым по большинству направлений является Yangze River Delta City Cluster, за ним идет Greater Bay Area City и Jing-Jin-Ji City Cluster. Конечно, всем им предстоит дальнейшее всестороннее развитие и совершенствование, чтобы решить оставшиеся насущные вопросы и быть конкурентоспособными на мировой арене супер-кластеров [17] (China Briefing News, 2020).

Таблица 5

Сравнение 5 основных кластеров супер-городов

Показатель
Jing-Jin-Ji City Cluster
Yangze River Delta City Cluster
Greater Bay Area City Cluster
Chengdu-Chongqing City Cluster
Middle Reaches of Yangtze River City Cluster
Количество smart cities
13
26
11
16
31
Города 1-го уровня
Beijing, Tianjing
Shanghai, Hangzhou, Ningbo, Nanjing, Suzhou
Guangzhou, Shenzhen, Hong Kong, Macau, Dongguan
Chongqing, Chengdu
Wuhan, Changsha
Города 2-го уровня
Shijiazhuang
Changzhou, Jiaxing, Jinhua, Shaoxing, Taizhou, Wuxi, Nantong, Hefei
Foshan, Zhuhai, Huizhou, Zhongsha
-
Nanchang
Города 3-го уровня
Baoding, Tangshan, Langfang, Handan, Qinhuangdao, Cangzhou
Huzhou, Zhoushan, Zhenjiang, Yangzhou, Yancheng, Taizhou, Wuhu, Ma’anshan
Jiangmen, Zhaoqing
Mianyang, Nanchong
Yichang, Xiangyang, Jingzhou, Xiaogan, Zhuzhou, Hengyang, Yueyang, Jiujiang, Shangrao
Города 4-го уровня
Xingtai, Zhangjiakou, Chengde
Anqing,Chuzhou, Xuancheng
-
Leshan, Deyang, Yibian, Luzhou, Meishan, Neijaing, Suining, Ya’an
Huanggang, Huangshi, Xianning, Xiangtan, Changde, Loudi Yichun, Fuzhou, Ji’an, Jingdezhen
Города 5-го уровня
Hengshui
Tongling, Chizhou
-
Ziyang, Dazhou, Guang’an, Zigong
Jingmen, Ezhou, Tianmen, Qianjiang, Xiantao, Yiyang, Yingtan, Xinyu, Pingxiang
Население (млн чел.)
111
150
66
91
121
ВВП (млрд юаней)
6,647
12,670
9,200
3,760
6,000
Ключевые вопросы
· Загрязнение воздуха
· Плотность городов и перераспределение населения.
· Развитие провинции Хэбэй
· Транспортные сети
· Энергетическая инфраструктура
· Стареющее население
· Интеграция кластера
· Мобильность
· Загрязнение окружающей среды
· Умное производство
· Загруженность дорог
· Урбанизация
· Стихийные бедствия
· Поддержание экосистем
· Внешняя миграция
· Загрязнение
· Перевозки
Источник: составлено авторами.

Заключение

В ходе исследования мы изучили специфику умных городов, определив, как данная концепция помогает решить многие вопросы по оптимизированию городского управления и положительно влияет на экономическую составляющую государства. Анализ расположения умных городов позволил нам выделить страны-лидеры по их числу. Так, за основу исследования был взят Китай, являющийся лидером в рейтинге smart city, в работе мы детально рассмотрели его специфику развития и реформы по созданию smart-пространства, выделив как их положительные моменты, так и негативное влияние на жителей страны. Более подробно в этой статье мы сосредоточились на развитии кластера и географии распространения умных городов в Китае, а также на их сильных и слабых сторонах в каждой области.

Мировой рынок умных городов демонстрирует ежегодный рост. Но на данный момент концепция явно находится еще не на пике своего развития и еще не показала миру всю свою мощь и возможные полезные эффекты. Все это свидетельствует о том, что в современных условиях включение все большего числа городов в течение smart cities просто неизбежно.

[1] China’s City Clusters: The Plan to Develop 19 Super-regions // China Briefing News. URL: https://www.china-briefing.com/news/chinas-city-clusters-plan-to-transform-into-19-super-regions/ (дата обращения: 01.06.2021).


Источники:

1. 2018 Revision of World Urbanization Prospects. Multimedia Library - United Nations Department of Economic and Social Affairs. [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/development/desa/publications/2018-revision-of-world-urbanization-prospects.html (дата обращения: 24.03.2021).
2. 2019 Market Layout: Outlook on 2019 China Smart City Development Competitive Landscape. Qianzhan Industry Research Institute. [Электронный ресурс]. URL: https://www.qianzhan.com/analyst/detail/220/190618-4ce4b615.html (дата обращения: 01.11.2021).
3. 5G and cloud VR research report 2020. IResearch. [Электронный ресурс]. URL: https://www.iresearch.com.cn/Detail/report?id=3575&isfree=0 (дата обращения: 29.06.2021).
4. 5G in China. Statista.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.statista.com/study/76129/5g-industry-in-china (дата обращения: 25.05.2021).
5. 5G industry analysis. Iresearch.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.iresearch.com.cn/Detail/report?id=3512&isfree=0 (дата обращения: 29.05.2021).
6. Ван Чжэн Высокий стандарт. Китай создал крупнейшую в мире сеть 5G. Российская газета. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2021/03/05/kitaj-sozdal-krupnejshuiu-v-mire-set-5g.html (дата обращения: 22.05.2021).
7. Дрожжинов В.И., Куприяновский В.П., Намиот Д.Е., Синягов С.А., Харитонов А.А. Умные города: модели, инструменты, рэнкинги и стандарты // International Journal of Open Information Technologies. – 2017. – № 3. – c. 19-48.
8. Иванова С.А., Карагулян Е.А. Умный город через призму рейтингов // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 2. – c. 641-656. – doi: 10.18334/vinec.11.2.112080.
9. Исследование умных городов Китая в 2020 г. Bg.qianzhan.com. [Электронный ресурс]. URL: https://bg.qianzhan.com/report/detail/2004281427056927.html#read (дата обращения: 29.05.2021).
10. Мухаметов Д.Р. От умного города к цифровому региону: проблемы масштабирования сетей управления // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 1. – c. 141-156. – doi: 10.18334/vinec.11.1.111804.
11. Пахомов Е.В. Цифровые технологии умного города. Инженерный вестник Дона. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2017/4367 (дата обращения: 15.03.2021).
12. Решетникова М.С., Лукина Ю.Д. Политика Китая в борьбе за мировое лидерство в области искусственного интеллекта // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 4. – c. 1929-1942. – doi: 10.18334/vinec.10.4.111115.
13. Семячков К.А. Моделирование устойчивого развития территории на основе концепции умного города // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 3. – c. 1015-1034. – doi: 10.18334/vinec.11.3.113448.
14. Семячков К.А. Цифровые данные как ключевой ресурс развития умных городов // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 12. – c. 3003-3020. – doi: 10.18334/epp.10.12.111345.
15. An Introduction to the China Social Credit System. New Horizons Global Partners Logo. [Электронный ресурс]. URL: https://nhglobalpartners.com/china-social-credit-system-explained (дата обращения: 30.10.2021).
16. China’s City Clusters: The Plan to Develop 19 Super-regions. China Briefing News. [Электронный ресурс]. URL: https://www.china-briefing.com/news/chinas-city-clusters-plan-to-transform-into-19-super-regions (дата обращения: 01.06.2021).
17. China’s Mega City Clusters: Jing-Jin-Ji, Yangzte River Delta, Pearl River Delta. China Briefing News. [Электронный ресурс]. URL: https://www.china-briefing.com/news/chinas-mega-city-clusters-jing-jin-ji-yangzte-river-delta-pearl-river-delta (дата обращения: 01.06.2021).
18. China’s Urban Future 2019. German Asia-Pacific Business Association (OAV). [Электронный ресурс]. URL: https://www.oav.de/fileadmin/user_upload/Chinas_Urban_Future_web.pdf (дата обращения: 15.05.2021).
19. Forces of change: Smart cities. Deloitte. [Электронный ресурс]. URL: https://www2.deloitte.com/us/en/insights/focus/smart-city/overview.html (дата обращения: 13.11.2021).
20. Jiangjun Jin Leading Cadre Reader for Network Security and Informatization // Central Committee Party School Press. – 2017. – № 20.
21. Kuecker G.D., Hartley K. How smart cities became the urban norm: Power and knowledge in New Songdo City // Annals of the American Association of Geographers. – 2020. – № 2. – p. 516-524. – doi: 10.1080/24694452.2019.1617102.
22. National Bureau of Statistics of China. Data.stats.gov.cn. [Электронный ресурс]. URL: https://data.stats.gov.cn/english/easyquery.htm?cn=A01 (дата обращения: 25.05.2021).
23. New IDC Spending Guide Forecasts $124 Billion Will Be Spent on Smart Cities Initiatives in 2020. Idc.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.idc.com/getdoc.jsp?containerId=prUS46016320&utm_source (дата обращения: 29.03.2021).
24. PAS 180 – Smart Cities Terminology. Bsigroup.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bsigroup.com/en-GB/smart-cities/Smart-Cities-Standards-and-Publication/PAS-180-smart-cities-terminology (дата обращения: 24.03.2021).
25. Research Report on China’s Smart Cities Development. U.S. China Economic and Security Commission. [Электронный ресурс]. URL: https://www.uscc.gov/sites/default/files/2020-04/China_Smart_Cities_Development.pdf.
26. Smart cities in China - statistics & facts. Statista. [Электронный ресурс]. URL: https://www.statista.com/topics/5794/smart-city-in-china (дата обращения: 29.05.2021).
27. Smart City Index 2020. Imd. [Электронный ресурс]. URL: https://www.imd.org/smart-city-observatory/home (дата обращения: 25.03.2021).
28. Surveillance camera statistics: which cities have the most CCTV cameras?. Comparitech. [Электронный ресурс]. URL: https://www.comparitech.com/vpn-privacy/the-worlds-most-surveilled-cities (дата обращения: 15.10.2021).
29. The Global Expansion of AI Surveillance. Carnegie Endowment for International Peace. [Электронный ресурс]. URL: https://carnegieendowment.org/2019/09/17/global-expansion-of-ai-surveillance-pub-79847 (дата обращения: 24.05.2021).
30. Trindade E.P., Hinnig M.P.F., Moreira da Costa E., Marques J.S., Bastos R.C. Sustainable development of smart cities: A systematic review of the literature // Journal of Open Innovation Technology Market and Complexity. – 2017. – № 11. – doi: 10.1186/s40852-017-0063-2.
31. Who are the Strongest Players in China’s Smart City Market?. Besticity. [Электронный ресурс]. URL: http://www.besticity.com/newsExpress/225005.html (дата обращения: 25.03.2021).
32. WenxuanYu, Chengwei Xu Developing Smart Cities in China: An Empirical Analysis // International Journal of Public Administration. – 2018. – № 3. – p. 76-91. – doi: 10.4018/IJPADA.2018070106.
33. Chinese Cities of Opportunity 2020. Pwccn.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pwccn.com/en/research-and-insights/chinese-cities-of-opportunities-2020-report.pdf (дата обращения: 15.10.2021).

Страница обновлена: 07.08.2024 в 12:39:27