Исследование китайской модели «умного города» и инноваций в области применения технологий

Ван Чжихао1
1 Российский университет дружбы народов

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 1 (Январь-март 2025)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=80555455

Аннотация:
Актуальность исследования обусловлена тем фактором, что Китайская Народная Республика выступает в качестве одного из мировых лидеров по созданию и развитию умных городов, осуществляя масштабное внедрение технологических инноваций мобильной, сетевой и магистральной инфраструктуры «умных городов», технологий связи 5G, технологий Интернета вещей. В статье исследованы приоритетные направления применения технологических инноваций КНР в развитии «умных городов» и раскрыты китайские модели «умного города». По результатам исследования раскрыты этапы развития концепции китайской модели «умного города», определены глобальные тенденции формирования «умных городов» и проведен анализ наиболее распространенных технологических инноваций в данной сфере и областей их применения. Выявлены уникальные характеристики «умных городов» и кластеров Китая и осуществлено рассмотрение китайских моделей государственно-частного партнерства; управления государством «сверху вниз» и участия сообщества по принципу «снизу-вверх» в рамках создания концептуальных принципов управления «умными городами». Исследована возможность распространения китайского опыта управления «умными городами» в условиях фрагментированной глобализации на другие страны и возможность развития сотрудничества в рамках обмена опытом по применению технологических инноваций. Возможности практического применения результатов исследования заключаются в использовании обобщенного китайского опыта по развитию «умных городов», заинтересованными сторонами

Ключевые слова: The relevance of the study is due to the fact that the People's Republic of China is one of the world leaders in the creation and development of smart cities, carrying out large-scale implementation of technological innovations of mobile, network and backbone infrastructure of ‘smart cities’, 5G communication technologies, and Internet of Things technologies. The article investigates the priority directions of application of technological innovations of the PRC in the development of ‘smart cities’ and reveals the Chinese models of ‘smart city’. The results of the study reveal the stages of development of the concept of the Chinese model of ‘smart city’, identify global trends in the formation of ‘smart cities’ and analyse the most common technological innovations in this area and areas of their application. The unique characteristics of China's ‘smart cities’ and clusters are identified and the Chinese models of public-private partnership; top-down government management and bottom-up community participation in the framework of creating conceptual principles of ‘smart cities’ management are considered. The possibility of extending the Chinese experience of managing ‘smart cities’ in the context of fragmented globalisation to other countries and the possibility of developing cooperation in the framework of sharing experience in the application of technology has been investigated

JEL-классификация: O31, O32, O33



Введение. Умные города являются интересным объектом исследования, так как их создание ориентировано на использование жителями технологических решений, включающих в свой состав общегородские сети 5G, общественный Wi-Fi, Интернет вещей и интеллектуальное управление энергопотреблением, транспортной системой, общественной безопасностью, жилищно-коммунальным хозяйством, ресурсами, модернизацией городских пространств и экологической безопасностью в целях защиты среды обитания [5].

В текущих условиях Китайская Народная Республика выступает в качестве одного из мировых лидеров по созданию и развитию умных городов. Страна добилась больших успехов в поиске и внедрении технологических промышленных и цифровых инновационных решений, которые способствуют эффективному развитию городских агломераций и содействуют достижению баланса между устойчивым экологическим равновесием, экономией ограниченных ресурсов и созданием комфортной среды обитания городских агломераций. Стадия новой урбанизации городов Китайской Народной Республики, характеризуется инновационным и экологически устойчивым развитием «зеленых» и «умных» городов и становится ключевой стратегией устойчивого развития городских агломераций [19].

Позиция Китайской Народной Республики, выступающей как в качестве крупного разработчика умных городов, так и в качестве их крупнейшего экспортера делает крайне значимыми результаты исследования, нацеленного на использование обобщенного китайского опыта, раскрывающего политику Китая в сфере принятия решений по развитию «умных городов» и раскрывающего особенности функционирования технологических инноваций и области их применения - заинтересованным в эффективности процессов управления в сфере «умных городов», сторонам [9].

Умные города Китайской Народной Республики характеризуются шестью измерениями: умная экономика, умные люди, умное управление, умная мобильность, умная окружающая среда и умная жизнь. Китайские ученые Чжана Ю., Лю Ю., Чжао Дж. интерпретировали содержание трактовки понятия «умные города» как стратегически ориентированный эволюционный процесс, основанный на взаимодействии между технологиями, институтами и людьми [30].

В научной зарубежной и российской литературе раскрывают содержание трактовки понятия «умный город» с позиций широкого спектра взаимодействий взаимосвязанных экосистем информационно-коммуникационных технологий, искусственного интеллекта и интернета вещей, нацеленных на управление внутренними процессами жизнедеятельности городской агломерации для достижения современного качества жизни жителей, обеспечения эффективного и бережливого использования ресурсов, обеспечения сохранности окружающей среды и достижения устойчивого развития городской агломерации [1; 17; 25; 26].

Приоритетные направления применения технологических инноваций КНР в развитии «умных городов» связаны с энергетической сферой и инфраструктурными проектами, общественной безопасностью и автоматизированной транспортной системой.

Целью исследования выступает анализ приоритетных направлений применения технологических инноваций КНР и китайских моделей в развитии «умных городов».

Авторская гипотеза построена на предположении законодательного изменения децентрализованной политики Китая в сфере принятия решений по развитию «умных городов» органами местного управления - централизованными пилотными программами «сверху-вниз», исходящими от Центрального правительства КНР, направленными на повышение эффективности управления.

Научная новизна заключается в комплексном обобщении китайского опыта, раскрывающего политику Китая в сфере принятия решений по развитию «умных городов», особенности применения технологических инноваций и основные пути распространения компетенций КНР на другие страны.

Материалы и методы. Автор при проведении исследования использовал системный подход, который позволил комплексно, объективно провести исследование китайской модели «умного города» и инноваций в области их технологического применения. Автором применены методы системного и сравнительного анализа, метод анализа законодательно-нормативных актов, трудов научной литературы и статистических данных. Для визуализации данных использовался графический метод. Теоретическую базу исследования представляют научные публикации зарубежных и российских исследователей.

Результаты. Государственным бюро геодезии и картографии Китая на базе мониторинга политики ведущих зарубежных держав в сфере развития городских агломераций в 1990-х годах была сформирована Концепция развития «умных городов» в Китайской Народной Республике. В процессе выполнения решений IX пятилетки (1996–2000 года) в Китае был сформирован «Восьмилетний план» (Eight Gold Plan), предполагающий развитие общенациональной информационной инфраструктуры.

Первый этап характеризовался укреплением ресурсного потенциала городских агломераций, уровня их технологического и информационно-коммуникационного развития и уровня квалификационного состава рабочей силы, задействованной в управлении городской средой. При этом превалировала реализация экономических и архитектурных преобразований городских агломераций, где система управления развития городских агломераций опиралась на модель государственно-частного партнерства [29].

Второй этап концепции развития «умных городов» Цифровые города (Digital Cities) в Китайской Народной Республике обозначили решения X пятилетки (2001–2005 года), нацеленные на внедрение технологий 3S – геоинформационных систем (ГИС, GIS), позиционирующих систем (ГПС, GPS) и систем дистанционного зондирования (ДЗЗ, RS) в функционирование городских агломераций. В китайские города стали планомерно внедряться передовые достижения национальных и мировых прорывных промышленных технологий. При этом система управления развития городских агломераций опиралась на модель государственно-частного партнерства [13].

Третий этап концепции развития «умных городов» Информационные города (Information Cities) в Китайской Народной Республике обозначили решения XI пятилетки (2006–2010 года), нацеленные на внедрение информационно-коммуникационных технологий и на решение сложных процессов, связанных с преодолением препятствий в контексте первичного удовлетворения социальных потребностей жителей, нуждающихся в обеспечении создания комфортной среды обитания и связанных с вовлечением жителей городских агломераций в создание комфортной экологичной городской среды. При этом система управления развития городских агломераций опиралась на модель государственно-частного партнерства и модель участия сообщества по принципу «снизу-вверх» в рамках создания концептуальных принципов управления «умными городами» [3].

Четвёртый этап концепции развития «умных городов» Информационные технологии нового поколения (Smart Cities) в Китайской Народной Республике обозначили решения XII пятилетки (2011–2015 года), нацеленные на внедрение Интернета вещей, облачных вычислений, повсеместных мобильных сетей и больших данных, обусловивших стремительное развитие инновационных коммуникаций; на обеспечение рационального управления природными ресурсами и на организованное совместное взаимодействие территориального менеджмента городских агломераций с жителями городов для достижения социальных и культурных преобразований. При этом система управления развития городских агломераций опиралась на модель управления государством «сверху вниз» и на модель государственно-частного партнерства [15].

Пятый этап концепции развития «умных городов» Умные города нового поколения (New Smart Cities) в Китайской Народной Республике обозначили решения XIII пятилетки (2016–2020 года), нацеленные на внедрение рациональных инвестиций в развитие транспортной системы и ее инфраструктуры, коммунальной системы и ее инфраструктуры на базе систем искусственного интеллекта, Интернета вещей, облачных вычислений, повсеместных мобильных сетей и больших данных. При этом система управления развития городских агломераций опиралась на решения муниципалитетов или инициативы бизнес-структур (модель развития «умного города сверху-вниз»), где получили широкое распространение обмены опытом среди стран мирового сообщества для скорейшей трансформации коммуникативно-ориентированных городских пространств [14].

Шестой этап концепции развития «умных городов» Умные города переход к более «зеленой» экономике (New Smart greens Cities) в Китайской Народной Республике обозначили решения XIII пятилетки (2021–2025 года), нацеленные на внедрение 12 руководящих принципов низкоуглеродного развития, известных как «Руководство по зелёному и умному городскому развитию», отражающих ключевые идеи накопленного мирового опыта городского развития в рамках реализации экологической, экономической и социальной трансформации городских агломераций. При этом система управления развития городских агломераций опирается на модель управления государством «сверху вниз» и на модель государственно-частного партнерства [30].

Централизованную и децентрализованную политику Китая в сфере принятия решений по развитию «умных городов» к концу 20-х годов ХХI века, вытеснили пилотные программы «сверху-вниз», исходящие от Центрального правительства КНР, направленные на повышение эффективности местного управления и связанные с энергетической сферой и инфраструктурными проектами, общественной безопасностью и автоматизированной транспортной системой. При этом основной путь распространения китайского опыта управления «умными городами» в условиях фрагментированной глобализации на другие страны проложен через международный 3GPP консорциум и международный IEEE институт электротехники и электроники, а также через Международный союз электросвязи, на базе которых Китай разрабатывают стандарты технологических инноваций в сфере «умных городов» и определяет области их основного применения.

Обсуждение. В мировой практике оценку состояния развития умных городов проводят по группам:

1. Первая группа представлена городами, которые поочередно прошли все стадии внедрения единой цифровой экосистемы.

2. Вторая группа представлена городами, которые были возведены по стандартам умного города с нуля.

3. Третья группа представлена городами, которые еще не прошли все стадии внедрения единой цифровой экосистемы.

4. Четвертая группа представлена городами, которые только находятся на стадии внедрения единой цифровой экосистемы [10; 18].

Определим глобальные тенденции формирования «умных городов» и проведём анализ наиболее распространенных технологических инноваций в данной сфере и областей их применения, см. рис.1.

Источник: составлено автором по материалам [14]

Рис. 1. География распределения умных городов и кластеров КНР

*A, B, C, D обозначают уровень и стадию развития "умного города", AAА обозначает самый высокий уровень высшей стадии.

A - лидирующая студия первого уровня; AA - лидирующая студия второго уровня; AAA - лидирующая студия третьего уровня; B - первого уровня зрелая стадия; BB - зрелая стадия второго уровня; BBB - зрелая стадия третьего уровня; C - стадия развития первого уровня стадия развития; CC - второго уровня; CCC - стадия развития третьего уровня; D - начальная стадия.

По результатам анализа географии распределения умных городов, представленных рисунком 1 выделяются две страны, выступающие в качестве мировых лидеров по созданию и развитию умных городов: США и Китайская Народная Республика. Однако, между умными городами двух стран имеются значительные отличия, выраженные различием их качественных характеристик [20]. Подавляющее большинство из умных городов США относят ко второй группе, в то время как из умных городов Китая большинство представлено третьей группой (исключением являются Гонконг и Тайбэй, которые относят к первой группе) [25].

На карте представлены 5-ть доминирующих кластеров (Jing-Jin-Ji City Cluster; Yangze River Delta City Cluster; Greater Bay Area City Cluster; Chengdu-Chongqing City Cluster; Middle Reaches of Yangtze River City Cluster), включающих в свой состав 97 городов, которые имеют площадь 986 000 км2 и население численностью 539 млн человек. Совокупный ВВП этих умных городов, равен $5,43 трлн [19]. По результатам анализа уровней «умных городов» в соответствии с рейтингом деловой привлекательности CNB (China Business Network), представленных рисунком 1, выделяются кластерные объединения Greater Bay Area City Cluster, Yangze River Delta City Cluster и Jing-Jin-Ji City Cluster, так как именно в них сосредоточено большинство умных городов 1 и 2-го уровней А; АА; ААА и В; ВВ; ВВВ [6]. Middle Reaches of Yangtze River City Cluster кластер и Chengdu-Chongqing City Cluster кластер сосредоточили умные города 3 и 4-го уровней С; СС; ССС и D [6].

В XIII пятилетнем плане экономического и социального развития Китайской Народной Республики выделены 19 кластеров умных-городов.

Однако, на карте представлены 5-ть доминирующих кластеров (Jing-Jin-Ji City Cluster; Yangze River Delta City Cluster; Greater Bay Area City Cluster; Chengdu-Chongqing City Cluster; Middle Reaches of Yangtze River City Cluster), включающих в свой состав 97 городов, которые имеют площадь 986 000 км2 и население численностью 539 млн человек. Совокупный ВВП этих умных городов, равен $5,43 трлн [21].

Здесь следует отметить, что Министерство жилищного строительства и развития городских и сельских районов (MOHURD) сертифицировало свыше 300 проектов умных городов [23].

Правительство Китайской Народной Республики активно продвигает кластерное развитие государства в современное время и за счет этого фактора стремительно реализуется урбанизация страны и достигается концентрация производственно-хозяйствующих субъектов в одном месте, укрепляется инновационная и инвестиционная активность, увеличивается производительность труда и повышается рост экономики.

Развитые центры Китайской Народной Республики (Jing-Jin-Ji City Cluster) и ее менее развитые провинции (провинция Хэбэй) интегрируются в кластеры и происходит перераспределение финансовых, производственных, технологических и кадровых ресурсов [2].

Приоритеты Правительства Китайской Народной Республики сосредоточены в сфере обеспечения конкурентоспособности на мировом уровне, которая достигается на базе создания зон свободной торговли и инновационного развития, а также на базе привлечения иностранных инвестиций в экономику страны.

В связи с данным фактором – кластерные объединения Greater Bay Area City Cluster, Yangze River Delta City Cluster и Jing-Jin-Ji City Cluster получают наибольшую государственную поддержку и именно в них сосредоточено большинство умных городов 1 и 2-го уровней [6].

Опираясь на данные аналитических отчетов международных консалтинговых агентств, отметим что совокупный объем инвестиций, направленный на развитие «умных городов» различными мировыми регионами по итогам 2023 года, составил $189,5 млрд.

Инвестиции в развитие «умных городов» по регионам мира представлены рисунком 2.

Источник: составлено автором по материалам [24]

Рис. 2. Инвестиции в развитие «умных городов» по регионам мира

2023 год ($ млрд)

Подводя итоги анализа данных, представленных рисунком 2, следует указать что более 31,6% от общего объема инвестиций в развитие «умных городов» принадлежит различным странам мирового сообщества из Азии, Ближнего Востока, Северной и Южной Америки, Австралии и других регионов. Доля США в общем объеме инвестиций в развитие «умных городов», составляет 24,37, доля Западной Европы составляет 23,69%, при этом доля Китая в общем объеме инвестиций в развитие «умных городов», составляет 20,31%. Приоритетные направления инвестиций мировых регионов в развитие «умных городов» связаны с энергетической сферой и инфраструктурными проектами, общественной безопасностью и автоматизированной транспортной системой.

Китайская Народная Республика благодаря инвестициям в развитие «умных городов» выступает в качестве мирового лидера по запуску и внедрению связи 5G [3]. На конец 2023 года в стране насчитывалось свыше 6 млн станций на базе которых развиваются технологии Интернета вещей и мобильная инфраструктура [20].

Динамика государственных инвестиций Китайской Народной республики в развитие «умных городов» с 2015года по 2023 год, представлена рисунком 3.

Источник: составлено автором по материалам [24]

Рис. 3. Динамика государственных инвестиций Китайской Народной Республики в развитие «умных городов» ($ млрд)

Подводя итоги анализа данных, представленных рисунком 3, следует указать что за вышеуказанный период объём государственных инвестиций Китайской Народной Республики в развитие «умных городов» увеличился на $25,7 млрд (200,7%).

Изначально на китайском рынке технологических инноваций в сфере развития умных городов, ведущую роль играли транснациональные американские и европейские компании, такие как Bosch, Microsoft, Cisco, IBM и другие, однако в начале второго десятилетия ХХI века их сменили высокотехнологичные китайские компании, такие как Huawei, China Mobile, Inspur, Megvii, China Unicom, Kedacom, Tencent, Cloudwalk, ZTE, H3C, Sugon, Alibaba Cloud, Hikvision, Dahua, Uniview, E-Hualu, Yitu, China Telecom, Amazon Web Services, China Unicom и другие.

Китайская Народная Республики выступает в качестве ведущего экспортера услуг по созданию и развитию умных городов, технологий искусственного интеллекта (ИИ), решений smart cities (наблюдения и мониторинг функционирования городской среды).

Китайскими компаниями Huawei, Hikvision и ZTE было открыто около 80-ти исследовательских центров в различных городах регионов мира Африки и Ближнего Востока, Центральной Америки и Европы. Более 63 стран мирового сообщества приобретают китайские концепции «умного города» и свыше 140 умных городов мира создано при участии китайских компаний. В экспорте услуг по созданию и развитию умных городов, технологий искусственного интеллекта (ИИ), решений smart cities (наблюдения и мониторинг функционирования городской среды: решение внутренних проблем городской безопасности, транспорта и муниципальных услуг) участвуют около 80-ти китайских компаний [28]. Обзор технологических инноваций в сфере развития умного города и областей их технологического применения, представлен на рисунке 4.

Источник: составлено автором по материалам [4; 7; 8; 11; 12]

Рис. 4. Технологические инновации и области их применения

в сфере развития умных городов

Основной путь распространения китайского опыта управления «умными городами» в условиях фрагментированной глобализации на другие страны проложен через международный 3GPP консорциум и международный IEEE институт электротехники и электроники, а также через Международный союз электросвязи, на базе которых Китай разрабатывают стандарты технологических инноваций в сфере «умных городов» и определяет области их основного применения [14; 15].

Приоритетные направления применения технологических инноваций китайскими муниципальными властями в развитии «умных городов» связаны с энергетической сферой и инфраструктурными проектами, общественной безопасностью и автоматизированной транспортной системой, общественными услугами, образованием, здравоохранением и защитой окружающей среды. Целостный подход к городскому развитию, направлен на повышение качества жизни жителей и одновременное содействие устойчивому и эффективному управлению городом.

Заключение. Подводя итоги исследования следует отметить, что централизованную и децентрализованную политику Китая в сфере принятия решений по развитию «умных городов» к концу 20-х годов ХХI века, вытеснили пилотные программы «сверху-вниз», исходящие от Центрального правительства КНР, направленные на повышение эффективности местного управления. При этом основной путь распространения китайского опыта управления «умными городами» в условиях фрагментированной глобализации на другие страны проложен через международный 3GPP консорциум и международный IEEE институт электротехники и электроники, а также через Международный союз электросвязи, на базе которых Китай разрабатывают стандарты технологических инноваций в сфере «умных городов» и определяет области их основного применения. Основные технологические инновации КНР в сфере «умных городов», связаны с внедрением технологий связи 5G, технологий Интернета вещей и технологий мобильной, сетевой и магистральной инфраструктуры. Приоритетные направления применения технологических инноваций КНР в развитии «умных городов» связаны с энергетической сферой и инфраструктурными проектами, общественной безопасностью и автоматизированной транспортной системой. Возможности практического применения результатов исследования заключаются в использовании обобщенного китайского опыта, раскрывающего политику Китая в сфере принятия решений по развитию «умных городов» и особенности функционирования технологических инноваций - заинтересованным сторонам: руководителям и сотрудникам организаций, представителям государственных и корпоративных структур, учредителям и инвесторам, претендующим на достижение эффективности процессов управления в сфере «умных городов».


Источники:

1. Акимова О. Е., Волков С. К., Хрысева А.А. Концепция «умный город»: эволюция, элементы и форма реализации // Фгбоу во. – 2023. – № 7. – c. 82-94. – doi: 10.17223/19988648/52/3.
2. Ван С., Чен Д. и Лю Л. Практика и перспективы умных городов в процессе урбанизации Китая // Фурп. – 2023. – № 1 (7). – c. 49-77.
3. Ван Чжэн Высокий стандарт: Китай создал крупнейшую в мире сеть 5G. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2021/03/05/kitaj-sozdalkrupnejshuiu-v-mire-set-5g.html (дата обращения: 10.12.2024).
4. Добрягина Н. П. Использование беспилотных воздушных судов в рамках проекта «Умный город»: перспективы и новые возможности // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 4. – c. 2491-2506. – doi: 10.18334/vinec.12.4.116616.
5. Иванова С.А., Карагулян Е.А. Умный город через призму рейтингов // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 2. – c. 641-656. – doi: 10.18334/vinec.11.2.112080.
6. Исследование умных городов Китая. [Электронный ресурс]. URL: https://bg.qianzhan.com/report/detail/2004281427056927.html#read (дата обращения: 10.12.2024).
7. Кетова Н. П. Управление процессом реализации природоохранной политики умных городов // Креативная экономика. – 2023. – № 3. – c. 883-900. – doi: 10.18334/ce.17.3.117369.
8. Леонова Ж.К., Гоцко Т.В. Интеграция инициативного бюджетирования в концепцию умного города // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 5. – c. 2045-2058. – doi: 10.18334/epp.14.5.120995.
9. Ли Ино Исследование современного состояния и тенденций будущего строительства умных городов в Китае // Современная Азия: политика, экономика, общество. – 2024. – № 3. – c. 72-84. – doi: 10.48647/ICCA.2024.92.82.009.
10. Мухаметов Д. Р. Умные города «с нуля»: между эффектом Бильбао и синдромом Бразилиа // Вопросы инновационной экономики. – 2024. – № 4. – c. 1025-1040. – doi: 10.18334/vinec.14.4.121876.
11. Олевский А. Е. Анализ влияния технологий «умного дома» на рынок недвижимости и бизнес // Креативная экономика. – 2023. – № 8. – c. 2761-2776. – doi: 10.18334/ce.17.8.118647.
12. Попов Е.В., Кох И.А., Семячков К.А. Экономическое таргетирование развития умных городов // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 2. – c. 859-878. – doi: 10.18334/vinec.12.2.114933.
13. Пэн Чунби Видение и архитектура умного города Китая // Экономика и социум. – 2020. – № 11(78). – c. 1194-1199.
14. Решетникова М. С., Васильева Г. А., Третьякова С. С. Место Китая на мировом рынке «умных городов» // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 4. – c. 1997-2018. – doi: 10.18334/vinec.11.4.113971.
15. Семячков К. А. Концептуальная модель повышения жизнестойкости территории на основе идей умного города // Креативная экономика. – 2024. – № 11. – c. 2975-2992. – doi: 10.18334/ce.18.11.121885.
16. Семячков К.А. Моделирование устойчивого развития территории на основе концепции умного города // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 3. – c. 1015-1034. – doi: 10.18334/vinec.11.3.113448.
17. Грин Э. Зеленое и умное городское развитие в Китае - 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://sigmaearth.com/ru/green-and-smart-urban-development-in-china/ (дата обращения: 10.12.2024).
18. 5G in China - Statista.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.statista.com/ (дата обращения: 10.12.2024).
19. China’s City Clusters: The Plan to Develop 19 Super-regions. [Электронный ресурс]. URL: https://www.china-briefing.com/news/chinas-cityclusters-plan-to-transform-into-19-super-regions (дата обращения: 10.12.2024).
20. China’s Mega City Clusters: Jing-Jin-Ji, Yangzte River Delta, Pearl River Delta. [Электронный ресурс]. URL: https://www.china-briefing.com/news/ (дата обращения: 10.12.2024).
21. Chinese Cities of Opportunity 2020. [Электронный ресурс]. URL: https:// www.pwccn.com/en/research-and-insights/chinese-cities-of-opportunities-2020-report. pdf (дата обращения: 10.12.2024).
22. Eremia M., Toma L., Sanduleac M. The Smart Sity Concept in the 21st Century // 10-th International Conference Interdisciplinary in Engineering, Procedia Engineering. – 2017. – № 181. – p. 12-17.
23. Harrison C., Eckman B., Hamilton R., HartswickP., Kalagnanam J., Paraszczak J., Williams P. Foundations for Smarter Cities // IBM Journal of Research and Development. – 2010. – № 4. – p. 350-365.
24. National Bureau of Statistics of China. [Электронный ресурс]. URL: https://data.stats.gov.cn/english/easyquery.htm?cn=A01 (дата обращения: 10.12.2024).
25. Research Report on China’s Smart Cities Development. [Электронный ресурс]. URL: https://www.uscc.gov/sites/default/files/202004/China_Smart_Cities_Development.pdf (дата обращения: 10.12.2024).
26. Smart cities in China – statistics & facts. Statista. [Электронный ресурс]. URL: https:// www.statista.com/topics/5794/smart-city-in-china (дата обращения: 10.12.2024).
27. Wenxuan Yu, Chengwei Xu Developing Smart Cities in China: An Empirical Analysis // International Journal of Public Administration. – 2018. – № 3. – p. 76-91. – doi: 10.4018/.
28. Zhang Y., Liu Y., Zhao J. Building smart cities and developing green cities: empirical evidence from China. Sci Rep 13, 17366 (2023). [Электронный ресурс]. URL: https://www.nature.com/articles/s41598-023-44061-2 (дата обращения: 22.11.2024).

Страница обновлена: 06.04.2025 в 21:52:09