Вопросы обеспечения энергетической безопасности региона (на примере Дальнего Востока)

Демина О.В.1, Джурка Н.Г.1
1 Дальневосточное отделение Российской академии наук, Россия, Хабаровск

Статья в журнале

Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 1, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2018)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=42691375

Аннотация:
В статье рассмотрены вопросы обеспечения энергетической безопасности Дальневосточного региона. Сделанные выводы свидетельствуют, что диверсификация поставок за счет внутренних потребителей не приводит к существенному улучшению ситуации в регионе: замещение ввозимого угля ресурсом, добываемым в регионе, сопровождается незначительным ростом макропоказателей, а замещение ввозимой нефти – их снижением.

Ключевые слова: энергетическая безопасность, Дальневосточный регион, топливно-энергетические ресурсы



«Понятие «энергетическая безопасность» используется для определения ситуации бесперебойного обеспечения потребителей топливно-энергетическими ресурсами надлежащего качества по доступной цене» [1]. На региональном уровне нет единой методики для оценки энергетической безопасности, выделения факторов и проблем, определяющих ее результативный показатель.

В данном исследовании внимание концентрируется на энергетической безопасности Дальнего Востока, в экономике которого отрасли ТЭК формируют крупный экспортно-ориентированный сегмент, табл. 1. «В качестве базовой используется методика Международного энергетического агентства по определению профиля энергетической безопасности в разрезе первичных энергоресурсов» [4]. Она модифицируется за счет включения в анализ параметров, характеризующих конъюнктуру азиатских энергетических рынков.

С точки зрения обеспеченности собственными энергоресурсами ситуация на Дальнем Востоке складывается благоприятно (табл. 1). Текущий объем их производства в 5 раз превосходит потребности региона (при этом сохраняется ввоз угля и нефти из Восточной Сибири). На экспорт направляется 72 % от объема первичных энергоресурсов.

Таблица 1.

Индикаторы энергетической безопасности для Дальнего Востока, 2015 г.

Показатель
Индикатор
Нефть
Природный газ
Уголь
Внешний риск
Доля нетто-экспорта1, %
54,4
67,6
34,2
Внутренний риск
Добыча на шельфе, %
55
90

Добыча подземным способом, %


23
Устойчивость
Инфраструктура для экспорта:
- количество трубопроводов, шт.
1
0

внешняя
- количество портов, шт.
3

8

Диверсификация поставок2
0,36
0,68
0,4
Устойчивость
внутренняя
Обеспеченность запасами, лет
41,5
168,3
768,2
1 Доля нетто-импорта определяется как разность экспорта и ввоза ресурсов, отнесенная к объ­ему добычи.

2 Оценка на основе индекса Херфиндаля-Хиршмана, нормированного на 10000.

Основными потребителями дальневосточных энергоресурсов являются Япония, Китай и Республика Корея. Дальневосточные производители находятся в условиях, при которых рыночной властью обладают потребители. Одним из базовых вариантов диверсификации поставок является частичная переориентация дальневосточных ресурсов на внутренний рынок.

«На базе модели экономических взаимодействий Дальнего Востока с детализированным блоком ТЭК, описанной в работе» [2], проведены экспериментальные расчеты по оценке эффектов изменения энергетического потока в регионе. Расчеты свидетельствуют о целесообразности перехода на полное самообеспечение региона углем и нецелесообразности подобных действий в отношении нефтяных ресурсов. В результате введения ограничений по межрегиональным поставкам угля ВРП увеличится на 0,4 %1, добыча твердого топлива на 3,3 %; в результате введения ограничений по межрегиональным поставкам нефти ВРП снизится на 2,3 %, добыча нефти на 12,6 %.

По результатам оценки профиля энергетической безопасности Дальнего Востока можно заключить, что при высокой обеспеченности собственными ресурсами в регионе существуют угрозы, связанные с высокой долей экспорта энергоресурсов и недиверсифицированной территориальной структурой поставок. «Диверсификация поставок за счет внутренних потребителей не приводит к существенному улучшению ситуации: замещение ввозимого угля ресурсом, добываемым в регионе, сопровождается незначительным ростом макропоказателей, а замещение ввозимой нефти – их снижением» [3]. Для устранения обозначенных угроз требуется дальнейший анализ перспективных направлений использования энергоресурсов региона.


Источники:

1. Гафуров А.Р. Сущность категории энергетическая безопасность и её место в общей структуре безопасности. Вестник Мурманского государственного технического университета. 2010. Т. 13. № 1. С. 180.
2. Захарченко Н.Г. Моделирование экономических взаимодействий в системе «энергетика-экономика»: опыт Дальнего Востока / Н.Г. Захарченко, О.В. Демина // Пространственная экономика. 2015. № 1.
3. Логинов Е.Л., Борталевич С.И., Шкута А.А. Развитие интеллектуальных сервисов в автоматизированных информационных системах управления энергетической инфраструктуры. Институт проблем рынка РАН. Москва, 2017.
4. Jewell J. The IEA Model of Short Term Energy Security (MOSES): Primary Energy Sources and Secondary Fuels / J. Jewell // IEA Energy Papers. – Paris: OECD Publishing, 2011.

Страница обновлена: 30.10.2024 в 13:48:21