Влияния теневой экономики на экономическую безопасность страны

Исроилов Б.И.1, Ибрагимов Б.Б.2, Ахмедов З.1
1 Ташкентский государственный экономический университет
2 Ташкентский финансовый институт

Статья в журнале

Теневая экономика
Том 5, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2021)

Цитировать:
Исроилов Б.И., Ибрагимов Б.Б., Ахмедов З. Влияния теневой экономики на экономическую безопасность страны // Теневая экономика. – 2021. – Том 5. – № 4. – doi: 10.18334/tek.5.4.113690.

Аннотация:
В статье рассмотрена сущность теневой экономики и изучено исследование мировой, а также отечественной практики ее развития. Так как теневая экономика не только подрывает основы экономики и ее стабильное развитие в целом, автором рассмотрено ее влияние на экономическую безопасность страны. По результатам исследования даны предложения по ее сокращению.

Ключевые слова: теневая экономика, объём теневой экономики, причина ее возникновения, экономическая безопасность

JEL-классификация: E26, J46, O17



Введение:

Правовое регулирование процессов экономической безопасности включает систему закрепленных нормами права условий, устанавливающих порядок действий субъектов хозяйствования и экономических отношений между ними, направленных на достижение поставленных целей. По своей сути экономическая безопасность является одной из форм проявления всеобщего стремления субъектов хозяйствования к стабильности и надежности на принципах свободы, определенной соответствующими законами, в которых концентрируются интересы личности, коллектива, государства. Эти две стороны правового обеспечения экономической безопасности тесно взаимосвязаны друг с другом, так как содержание любого закона состоит в определении прав и обязанностей физических и юридических лиц на условиях принуждения, сопровождающегося особенностями, исходящими из экономических интересов государства и общества на основе принципов права.

Принципы права по обеспечению экономической безопасности отражаются в его нормах и являются основой правового обеспечения организации и деятельности субъектов хозяйствования. К принципам юридического характера, непосредственно относящимся к проблеме обеспечения экономической безопасности, можно отнести:

- общеобязательность выполнения всем населением государства норм права;

- отсутствие противоречивости в нормах права, составляющих систему по обеспечению экономической безопасности;

- соответствие объективных норм права субъективным, а также норм права правовым отношениям;

- разделение на законодательном уровне права на его виды (публичное и частное) и т.д.;

- равенство перед законом и судом всех без исключения лиц;

- ответственность и обусловленность поведения физических и юридических лиц в рамках, определенных законами;

- справедливость, выраженная в равной юридической ответственности и соразмерности допущенным правонарушениям;

- гуманность наказания, способствующего исправлению осужденных.

Цель исследования: на основе изучения материалов и статистики размеров теневой экономики определить влияние теневой экономики на экономическую безопасность страны.

Основная часть:

Хотя экономическая безопасность приобрела новое значение в мировой экономике, она неразрывно связана с такими показателями, как экономический рост, стабильность социально-экономической системы, государственные доходы, налоговая база, государственный долг и инфляция, а также безработица. Действительно, экономический рост не может быть устойчивым без динамичного развития экономик других стран. Пока экономика не будет развиваться, не будет адекватного ответа на внешние и внутренние угрозы, т.е. способность экономики выжить в сложных ситуациях останется абстрактной. Поэтому вопрос об определении уровня экономической безопасности, степени нормального экономического развития, уровня, на котором оно становится опасным, является предметом жарких споров и дискуссий среди ученых в этой области.

Поэтому система показателей для оценки уровня экономической безопасности и определения их нормативных значений важна в государственной экономической политике. В развитых странах мира, в том числе в России, показатели уровня экономической безопасности страны и их пороговые значения утверждаются на правительственном уровне.

Состояние экономической безопасности оценивается системой объективных критериев и показателей, определяющих предельные размеры функционирования экономической системы. Когда эти размеры превышаются, система теряет способность динамично развиваться, становится неконкурентоспособной на внешних и внутренних рынках, становится объектом экспансии транснациональных корпораций, национальное богатство страны разграбляется как внутри страны, так и за ее пределами, и она страдает от коррупции.

На экономическую безопасность государства в свою очередьи влияет объем теневой экономики. Теневую экономику можно характеризовать по масштабам и ее деструктивностью. Рост теневой экономики приведет к сокращению государственных доходов за счет уменьшения налоговой базы. Это, в свою очередь, приводит к снижению качества социально-экономических условий в целом.

Теневая экономика – это определенная экономическая деятельность, которая осуществляется на территории государства с целью уклонения от уплаты налогов и официально не учитывается. Поэтому ее развитие имеет негативное воздействие на социально-экономическое положение [1].

Изучение причин возникновения и развития теневой экономики в обществе началось еще с прошлого века. Потому что доля теневой экономики в производстве товаров и оказываемых услугах в этом периоде, несколько возросла.

Первоначально в 1939 году американский криминалист Э.Х.Сатерленд в своей работе "Являются ли преступления людей в белых воротничках преступлениями?" оценивал вопросы развития неформальной экономики наряду с самим крупным бизнесом [2]. Позднее американский исследователь Г.Бекера [3], российские ученые М.Николаева, Ю.Шевяков [4] тоже обратили внимание в своих исследованиях на развитие, элементы и другие аспекты неформальной экономики в обществе.

Необходимо отметит важность исследования Ф.Шнайдера который комбинированным подходом изучил аспекты теневой экономики 36 стран Евросоюза [5]. Среди ученых стран СНГ так же много споров вызывает вопрос о масштабе теневой экономики. Учеными проанализированы, дополнены и разработаны многочисленные методы и методология измерения масштабов теневой экономики [6].

Ученые в своих работах рассматривали отдельные элементыов теневой экономики и ее влияние на исследуемые объекты. Например С.Ю. Барсукова [7], Ж.Б.Тумунбаярова [8] изучали неформальную занятость, В.Ю.Буров [9] исследовал теневую экономическую деятельность в секторе малого предпринимательства, Е.О.Дмитриева, Е.В. Дробот [10]- различные аспекты теневой экономики, А.А.Мага [11], В.Ю. Буров, А.К.Худайназаров [12] проблемы определения масштабов теневой экономики на макроуровне, М.Н.Руденко [13], Д.Ю.Федотов [14] - связь коррупции и теневой экономики, А.А.Помулев15]- риски кредитования в условиях теневой деятельности, Н.Н.Ханчук [16] рассматривает теоретические аспекты теневой экономики.

Практика доказала что, существуют два взаимосвязанных частных аспекта теневой экономики:

· совершать противоправные действия с целью получения неконтролируемого личного дохода;

· скрывать от контроля все или часть доходов, полученных в результате деятельности, с целью получения дополнительного личного дохода.

Независимо от степени развития экономики, существование таких ситуаций вызывает увеличение количества негативных социально-экономических последствий в обществе.

Теневая экономика является сложным явлением характерным для всех стран мира. По данным Всемирного банка среднемировой уровень теневой экономики составляет 17,2 % ВВП, однако этот показатель отличается в разных странах. Например, самый низкий показатель выявлен в Швейцарии: он равен 8,6 %, в Китае – 10,2 %, в России – 39,0 %, а самый высокий уровень теневой экономики отмечается в Боливии – 66,4%. Масштабы теневой экономики в Узбекистане варьируются между 40-50 % по отношению к ВВП [17].

Согласно исследованию профессора австрийского университета Кеплера Ф.Шнейдера, размер теневой деятельности составляет в странах Европы в среднем 18% ВВП [18].

Столь продолжающейся объем теневой экономики представляется весьма опасным с точки зрения экономической политики в условиях глобализации. Это приведет к деградации национальных налоговых систем. Также, экономическая политика основанная на неверных показателях экономической статистики, отрицательно влияет на стабильность развития экономики. И как результате разработки международных институтов по координации экономической политики, которая является способствующим фактором функционирования современного всемирного хозяйства, также могут оказаться неэффективными.

По мнению некторых ученых теневая экономика в постсоветских странах выступает в роли важного инструмента поддержки экономического и социального равновесия. Они считают что, в условиях переходного периода с помощью теневого сектора создаются условия для выживания бизнеса и населения. По мнению В.Ю. Бурова при всех минусах теневая деятельность дает преимущества: малому бизнесу – увеличение прибыли; активному населению – возможность трудиться и получать доходы; потребителям – приобретать товары и услуги по более низким ценам [19].

По нашему мнению несмотря на перечесленных позитивных стороны любое проявление теневой экономики является опасным для полноценного развития экономики стран. Эти явления приведут к росту коррупции, резкому увиличению расслоения населения, увиличивают инфляцию, ухудшают трудовые условия и замедляют экономическое развитие в целом.

Регулируя экономическую деятельность, правительства пытаются создать систему, которая, помимо прочего, защищает людей от вреда (например, правила охраны труда и техники безопасности) и обеспечивает определенность для бизнеса (например, правовые институты), позволяя экономике процветать. Когда эти институты игнорируются, экономические отношения рискуют стать иждивенческими и вредными. Кроме того, существование теневой экономики порождает недобросовестную конкуренцию, поскольку субъекты официальной экономики сталкиваются с более высокими налоговыми ставками. В свою очередь, снижение или полное отсутствие налогообложения теневой экономической деятельности влечет за собой потерю доходов для правительства. Результаты исследования МВФ в Узбекистане показали что, доля теневой экономики долгое время держится на уровне от 30 до 50 % ВВП [20] (рис №1).

Рис. №1. Доля теневой экономики от ВВП (в %).

Наибольшее значение доли теневой экономики от ВВП наблюдалось в 2019 году и составило 52 %, наименьшее значение в 2002 году – 31 %.

Проблемы и причины развития теневой экономики изучаются как отечественными, так и зарубежными учеными и практиками. Например, в исследованиях развития теневой экономики в предпринимательской деятельности Узбекистана были выявлены следующие причины [21]:

· множественные налоги, сборы и отчисления, а также их размер.

· высокие косвенные налогиакцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины.

· высокие налоги на бизнесналоги на прибыль, имущество дивиденды.

· проблемы с банками – осуществление расчетов, платежей, качество обслуживания;

· трудности, связанные с бухгалтерской и другой отчетностью перед различными органами.

Поэтому государство в последнее время уделяет особие внимание на сокращение теневой экономики путем применени экономических рычагов. Так с 1 января 2021 года в стране снижено регулятивное и административное бремя, происходит автоматизацияи процедур и упрощение порядка соблюдения требований налогового законодательства [22]:

· доходы субъектов малого предпринимательства в сфере общественного питания, полученные от физических лиц с применением банковских карт и бесконтактных платежей, не включаются в совокупный доход в целях обязательного перехода на уплату общеустановленных налогов;

· для риэлторской деятельности ставка налога с оборота снижается с 25 до 13 процентов;

· строительным организациям разрешается осуществлять на срочной основе наем работников без заключения договора, с оплатой наличными денежными средствами, объем которых не должен превышать 10 процентов от общего объема фонда оплаты труда за отчетный период.

Как показывает мировой опыт, обеспечение надлежащего уровня финансовой безопасности на всех уровнях - это гарантия независимости государства и предупреждения наступления негативных последствий открытости национальной экономики, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества, достижения достаточного взаимодействия с международными финансовыми и экономическими институтами.

Заключение:

Сегодня как никогда большое значение приобретают прозрачность и легальность операций в национальных финансовых системах. По этой причине крайне важно создать действенные механизмы противодействия теневой экономике и коррупции, чтобы не только защитить работоспособность финансовой системы страны, но и обеспечить должное использование государственных средств в целях борьбы с последствиями кризиса связанных с последствиями COVID-19.

По результатам анализа и исследований проведённых в области причин возникновения и роста объемов теневой экономики для снижения ее доли, а также отрицательного влияния на экономическую безопасность страны считаем необходимым:

· с целью обеспечения быстрого обмена информацией и обеспечения эффективного надзора за инспекциями внедрить систему «e-Inspector»;

· расширить использование сторонних данных и больших данных (Big Data) для выявления незарегистрированных налогоплательщиков и транзакций;

· для повышения эффективности налогового контроля создать бесконтактные центры по обмену информацией между налоговыми органом, гражданами и бизнесом;

· расширить возможности центров обработки данных в налоговых и таможенных органах в получении информации о транзакциях.


Источники:

1. Капитонова Н.В., Капитонова А.А. Теневая экономика в условиях пандемии COVID-19 в России // Теневая экономика. – 2020. – № 4. – c. 193-204. – doi: 10.18334/tek.4.4.111865.
2. Сатерленд Э.Х. Являются ли преступления людей в белых воротничках преступлениями? Социология преступности. Современные буржуазные теории: Сборник статей
3. Беккер Г. Преступление и наказания: экономический подход. / Истоки. Вып.4. - М.: ГУ- ВШЭ, 2000. – 28-29 c.
4. Николаева М.И., Шевяков Ю.А. Теневая экономика:методы анализа и оценка. - М. : ЦЭМИ, 1987. – 53 c.
5. Schneider F. Restricting or Abolishing Cash: An Effective Instrument for Fighting the Shadow Economy, Crime and Terrorism?. Econ.jku.at. [Электронный ресурс]. URL: http://www.econ.jku.at/papers/2017/wp1709.pdf.
6. Popov V.V. Metody izmereniya tenevoy ekonomiki i ikh ispolzovanie v postsovetskoy Rossii. Ekonomicheskaya teoriya prestupleniy i nakazaniy. Tenevaya ekonomika v sovetskom i postsovetskom obschestvakh [Measurement methods of shadow economy and their use in post-Soviet Russia. Economic theory of crime and punishment. The shadow economy in the Soviet and post-Soviet societies]. - 2002
7. Барсукова С.Ю. Неформальная экономика. / Курс лекций. - Москва: Издательский дом Государственного университета — Высшей школы экономики, 2009. – 355 c.
8. Тумунбаярова Ж.Б., Анциферова М.Д. Неформальная занятость: причины и факторы, определяющие ее уровень // Теневая экономика. – 2018. – № 4. – c. 139-149. – doi: 10.18334/tek.2.4.40935.
9. Буров В.Ю. Совершенствование системы государственного регулирования малого предпринимательства в условиях доминирования теневой экономической деятельности // Теневая экономика. – 2019. – № 1. – c. 9-16. – doi: 10.18334/tek.3.1.39948.
10. Дмитриева Е.О., Дробот Е.В. Теневая экономика: угрозы и последствия // Теневая экономика. – 2018. – № 1. – c. 9-16. – doi: 10.18334/tek.1.1.37636.
11. Мага А.А., Николау П.Э. Анализ масштабов теневой экономики в Республике Узбекистан // Теневая экономика. – 2019. – № 2. – c. 115-126. – doi: 10.18334/tek.3.2.40936.
12. Буров В.Ю., Худайназаров А.К., Федотов Д.Ю. и др. Противодействие теневой экономике и определение её масштабов: отечественный и зарубежный опыт (теория и практика). / Монография. - Чита: ЗабГУ, 2020. – 27-31(337) c.
13. Руденко М.Н., Субботина Ю.Д., Федотова А.С. Коррупция как фактор теневой экономики: тенденции и перспективы развития (на примере Приволжского федерального округа) // Теневая экономика. – 2019. – № 1. – c. 33-47. – doi: 0.18334/tek.3.1.39950.
14. Федотов Д.Ю. Уровень коррупции в России на фоне зарубежных стран // Теневая экономика. – 2019. – № 1. – c. 17-32. – doi: 10.18334/tek.3.1.39949.
15. Помулев А.А. Выявление и оценка теневой экономической деятельности коммерческого банка // Теневая экономика. – 2020. – № 2. – c. 71-84. – doi: 10.18334/tek.4.2.110239.
16. Ханчук Н.Н. Теневая экономическая деятельность как историческая категория // Теневая экономика. – 2019. – № 3. – c. 191-202. – doi: 10.18334/tek.3.3.40937.
17. Алимов Г.А., Исроилов Б.И. Теневая экономика, коррупция, взяточничество: уголовно-правовая оценка. / Монография. - Т.: Тафаккур, 2020. – 200 c.
18. Исроилов Б.И. Усиление ответственности юридических лиц за коррупционные правонарушения // Известия Иссык-Кульского форума бухгалтеров и аудиторов стран Центральной Азии. – 2018. – № 2(21). – c. 405-407.
19. Буров В.Ю. Теневая экономика и малое предпринимательство: теоретические и методологические основы исследования. / Монография. - Чита: ЗабГУ, 2014. – 204 c.
20. He World Bank. Оценка объема теневой экономики Узбекистана. 2020
21. Буров В.Ю., Худайназаров А.К., Маматкулов И.А. Теневая экономика в Узбекистане: оценка её размера и структуры на основе выборочного опроса предприятий // Теневая экономика. – 2020. – № 1. – doi: 10.18334/tek.4.1.41511.
22. Указ Президента Республики Узбекистан от 30 октября 2020 года УП№ 6098 «Об организационных мерах по сокращению теневой экономики и повышению эффективности деятельности налоговых органов». «Собрание законодательства Республики Узбекистан», 2 ноября 2020 г., N 43, ст. 475
23. Ponomarenko A. Neuchtennye dokhody i struktura VVP [Unaccounted income and GDP]. «Bulletin of Statistics» («Voprosy statistiki»). - 1997

Страница обновлена: 14.10.2021 в 19:01:48