Формирование стратегических зон хозяйствования транспортных предприятий с использованием методологии логистики

Соловьев С.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12 (60), Декабрь 2004
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Соловьев С.Н. Формирование стратегических зон хозяйствования транспортных предприятий с использованием методологии логистики // Российское предпринимательство. – 2004. – Том 5. – № 12. – С. 12-18.

Аннотация:
Одним из возможных вариантов реагирования на проблему адаптации национальной транспортной системы к внешним экономическим условиям является расширение транспортно ориентированной хозяйственной деятельности предприятий. Данная задача может быть решена с помощью создания стратегических зон хозяйствования (СЗХ) с дополнением к существующим концепциям управления логистического подхода. Задача последнего ‑ снизить сложность подготовки общей рыночной стратегии транспортного предприятия.

Ключевые слова: логистический подход, транспортные предприятия, стратегические зоны хозяйствования



Одним из возможных вариантов реагирования на проблему адаптации национальной транспортной системы к внешним экономическим условиям является расширение транспортно ориентированной хозяйственной деятельности предприятий. Данная задача может быть решена с помощью создания стратегических зон хозяйствования (СЗХ) с дополнением к существующим концепциям управления логистического подхода. Задача последнего ‑ снизить сложность подготовки общей рыночной стратегии транспортного предприятия.

Транспортный комплекс страны развивается не только совместно с производственной сферой, но и оказывает влияние на размещение и специализацию предприятий, отражается на расселении, уровне и образе жизни ее граждан. Поэтому очень важно подробно рассмотреть ситуацию, которая складывается на рынке автотранспортных перевозок в Российской Федерации.

Для России ведущее место всегда занимал и занимает железнодорожный транспорт, автомобильный же пока не может составить ему конкуренцию. Из данных, приведенных в табл. 1., видно, что роль автотранспорта в общем грузообороте страны незначительна как по сравнению с другими видами транспорта, так и по сравнению с его эксплуатацией другими промышленно-развитыми странами. Причем динамика распределения грузооборота между различными видами транспорта в развитых странах свидетельствует об увеличении доли перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом.

Таблица 1

Удельный вес видов транспорта в общем грузообороте

Страна
Железнодорожный транспорт, %
Автомобильный
транспорт, %
Прочие виды
транспорта, %
Россия 52,3
1,1
46,6
Великобритания
1,9
18,2
79,9
Германия
18,4
61,2
20,4
Китай
34.3
13,8
51,9
США
33,1
22,9
44,0
Франция
10,0
23,9
66,1
Япония
1,2
15,0
83,8

Во времена планово-административной экономики в отличие от других отраслей автотранспорт практически не участвовал в структуре межрегионального и межотраслевого товародвижения, а так же межрегиональных перевозках пассажиров. С переходом России на рыночные рельсы развития экономики ситуация стала меняться. Постоянно возрастает привлекательность отраслевых рынков страны для иностранных предпринимателей. Не остаются в стороне и туристы. Увеличивается активность и российских предпринимателей в различных отраслях экономики, их заинтересованность в развитии международных и межрегиональных автомобильных связей.

Рост возможностей для импортеров и возрастающие требования российского потребителя означают рост конкуренции между промышленными производителями, а так же иностранными компаниями с большим опытом работы в рыночных условиях. Добиться успеха смогут те российские предприятия, которые примут на вооружение такие способы управления производством как:

‑ сокращение запасов сырья и готовой продукции;

‑ концентрацию производства на более крупных и эффективных заводах;

‑ оперативное регулирование масштабов производства в зависимости от потребительского спроса.

Применение этих методов невозможно без эффективной поддержки со стороны автотранспортных предприятий, так как возникнет необходимость регулярного обновления запасов. Именно здесь автомобильный транспорт обладает значительными преимуществами, такими как возможность доставки груза «от двери к двери» и «точно в срок». По сравнению с другими видами транспорта автомобильный транспорт характеризуется высокой скоростью, гибкостью маршрутов, независимостью от погодных условий, дешевизной, приспосабливаемостью к изменениям рыночной конъюнктуры.

Среди причин, препятствующих развитию автотранспорта, можно выделить:

а) недостаточное развитие сети современных высококачественных автомобильных дорог;

б) низкое качество дорожного покрытия.

Средняя скорость движения на дорогах России почти в 2 раза меньше, чем в промышленно-развитых странах, а срок службы автомобилей почти на треть меньше. Это повышает стоимость приобретения транспортных средств, издержки их содержания, снижает конкурентоспособность автотранспортных предприятий (АТП).

Кроме того, развитие автотранспортных перевозок в России сдерживает отсутствие эффективной общетранспортной и отраслевой политики, что обеспечит возможность свободного доступа предпринимателей на рынок, добросовестную конкуренцию, безопасность движения и защиту окружающей среды. Сегодня можно выделить следующие основные группы нерешенных проблем:

‑ отсутствие законченной системы базового законодательства;

‑ недостаточно эффективное обеспечение выполнения положений действующего законодательства;

‑ неудовлетворительную организацию управления автотранспортом.

Предприятиями, находящимися в ведении Минтранса РФ, ежегодно перевозится более 45 млрд. пассажиров и более 8 млрд. тонн грузов. Это составляет более 90% пассажирских перевозок и около 80% объема грузовых перевозок, осуществляемых транспортом всех отраслей национальной экономики. Более 90% объема перевозок грузов выполняются в негосударственном секторе, свыше 65% – предприятиями автомобильного транспорта. По форме же собственности это, в основном, акционерные общества или малые предприятия. Таким образом, можно говорить о тенденции появления на рынке автотранспортных услуг большого количества малых предприятий.

Важными факторами, стимулирующими развитие автотранспорта, является внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция. Незавершенность процесса создания новой экономической системы, постоянная корректировка хозяйственного права, высокий уровень инфляции, резкое изменение объемов и видов производимой продукции, а так же неустойчивость экономических связей формируют высокий уровень нестабильности внешней среды для АТП. Поэтому необходимо применение современных методов стратегического управления.

Изменение конкурентной ситуации на рынке автоперевозок заставляет АТП искать новые области применения своих возможностей, подталкивает предприятие к диверсификации. В условиях конкуренции АТП, осуществляющее различные виды перевозок и обслуживающее различные группы клиентов, может оказаться перед необходимостью гибкого управления целым набором различных услуг в разных сегментах рынка, предъявляющих к предприятию самые разнообразные требования. Перед АТП, как и перед другими видами предприятий, возникает необходимость оценивать возникшие перед ними проблемы, причем не только внутренние, но и внешние. Поэтому, в дополнение к существующим логистическим концепциям управления АТП, следует добавить подход, основанный на выделении стратегических зон хозяйствования (СЗХ).

Интересно, что концепция СЗХ была впервые использована в Министерстве обороны США Р. Макнамарой и Дж. Хитчем, которые разработали принцип разделенных боевых задач (военный эквивалент концепции СЗХ) оценивая их перспективы с точки зрения внешней среды. Стратегические зоны хозяйствования – это отдельный сегмент внешней среды фирмы, на который предприятие имеет (или хочет получить) выход и который является объектом для анализа с точки зрения отдельных возможностей, тенденций, опасностей, вытекающих из состояния данного окружения. Одной из задач для предприятия является оценка привлекательности набора СЗХ, его расширение и отсечение бесперспективных.

Транспортные услуги, как особый вид продукции имеют ряд особенностей:

‑ нематериальность, т.е. невозможность потребителя ощутить услугу как материальный объект;

‑ неделимость, т.е. неразрывность связи между услугой (транспортной перевозкой) и лицом, оказывающим услугу (перевозчиком);

‑ непродолжительность, т.е. услуга не может храниться и использоваться с отсрочкой, невозможность складирования продукции;

‑ неравномерность во времени, т.е. сезонность спроса на услуги.

АТП может осуществлять несколько видов деятельности, которые могут быть как связанными, так и не связанными с автотранспортными перевозками. АТП может работать в одной или нескольких СЗХ. Рассмотрим возможные виды СЗХ с учетом перечисленных выше особенностей продукции АТП.

1) Основные стратегические зоны хозяйствования, связанные непосредственно с перевозкой грузов или пассажиров. Клиентами АТП могут быть как юридические, так и физические лица.

На потребительском рынке в качестве СЗХ АТП могут выступать отдельные сегменты или сочетания сегментов рынка товаров (услуг) широкого потребления. СЗХ, связанные непосредственно с перевозкой грузов или пассажиров, можно разделить, например, по следующим критериям:

а) по региональному признаку (это связанно с особенностями требований, предъявляемых внешней средой в каждом случае):

‑ городские, пригородные, внутрирегиональные перевозки грузов (пассажиров);

‑ межрегиональные перевозки грузов (пассажиров);

‑ международные перевозки грузов (пассажиров).

б) по характеру формирования нагрузки:

‑ маршрутные (строго фиксированный маршрут, жесткий график работы, финансовые потери при нарушении обязательств);

‑ вариативные (при существовании набора минимальных обязательств существует возможность изменения параметров работы в некоторых пределах);

‑ случайные (заказы возникают случайным образом, нет долговременных обязательств, существуют возможности управления параметрами).

На рынке средств производства в качестве СЗХ АТП могут выступать перевозки продукции определенной отрасли (производства, группы предприятий отрасли). Ключевым фактором при этом может являться наличие специального вида автотранспорта, пригодного для перевозки продукции только данной отрасли. Например: перевозка горюче-смазочных материалов, перевозка нефасованных продуктов пищевой промышленности, перевозка труб большого диаметра.

Несмотря на то, что все СЗХ связаны с осуществлением перевозочного процесса, в каждом конкретном случае внешняя среда формирует свой набор требований к предприятию. Это отражается на величине и структуре издержек, связанных с адаптацией стратегического потенциала предприятия к требованиям внешней среды, может требовать отдельной стратегии предприятия в каждой зоне хозяйствования.

2) Стратегические зоны хозяйствования, сопутствующие для автотранспортных предприятий – это СЗХ, связанные с предоставлением услуг по обслуживанию автотранспорта. Например: а) организация технического обслуживания и ремонта автомобилей; б) организация контроля и диагностики технического состояния автомобилей; в) организация мойки, заправки, автостоянки.

3) Стратегические зоны хозяйствования, сопутствующие для клиентов АТП. На базе АТП могут быть организованы производства, не связанные непосредственно с автотранспортной деятельностью, но нацеленные на предоставление дополнительного спектра услуг для существующих или потенциальных клиентов СЗХ.

Целью создания таких СЗХ может быть привлечение дополнительных клиентов, укрепление имиджа фирмы, загрузка пустующих площадей и т.д. Такими видами деятельности для АТП могут быть, например: а) организация магазина запасных частей и автомобильных аксессуаров; б) установка аудио оборудования, сигнализации и тюнинга; в) организация туристического (экскурсионного) агентства при существовании междугородних (международных) маршрутов.

4) Стратегические зоны хозяйствования, не связанные с автотранспортной деятельностью. СЗХ этой группы никак не связаны с основной деятельностью АТП и могут иметь различные мотивации для их образования. В экономической литературе приводятся примеры успешной диверсификации компаний, как связанных с основными направлениями деятельности, так и обратные примеры.

Величиной, предопределяющей конкурентоспособность автотранспортных предприятий, может являться рентабельность оборота. Выручка от реализации транспортных услуг предприятия определяется в значительной мере внешней средой. АТП в малой степени может влиять на такие показатели, как спрос на продукцию или равновесная цена. С другой стороны, от организации производственной деятельности АТП в большой степени зависит эффективность использования ресурсов. С помощью внедрения концепций логистики в управлении имеются широкие возможности для оптимальной организации перевозочного процесса.


Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:55:51