Мотивационный аспект инновационной экономической системы хозяйствования
Скачать PDF | Загрузок: 7 | Цитирований: 2
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 7 (19), Июль 2008
Цитировать:
Дедов С.В., Гордиенко Н.С. Мотивационный аспект инновационной экономической системы хозяйствования // Креативная экономика. – 2008. – Том 2. – № 7. – С. 76-80.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=11394900
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Создание экономической системы нового типа, преодолевающей недостатки прежней и обеспечивающей рост эффективности хозяйствования, – довольно сложный процесс. Сложность обусловлена не только грандиозностью задач по реформированию существующей экономической системы, но и необходимостью одновременного преодоления кризисных явлений, обострившихся вследствие вступления общества в новый – инновационный тип экономической системы хозяйствования.
Ключевые слова: инновационное развитие, мотивация, новая экономика, инновационный путь развития
Создание экономической системы нового типа, преодолевающей недостатки прежней и обеспечивающей рост эффективности хозяйствования, - довольно сложный процесс. Сложность обусловлена не только грандиозностью задач по реформированию существующей экономической системы, но и необходимостью одновременного преодоления кризисных явлений, обострившихся вследствие вступления общества в новый – инновационный тип экономической системы хозяйствования.
Знания, информация и технологии, вовлеченные в производство, становятся неотъемлемыми факторами производства в инновационной экономике. А сама экономика, основанная на знаниях, становится необходимым условием экономического роста, увеличивая долю продуктов, созданных новыми технологиями, в валовом внутреннем продукте [2, с. 42].
Реальность текущей ситуации в российской экономике определяет необходимость перехода к инновационной экономике с одним существенным условием: на начальном этапе правильно определить и встроиться в новые, быстро развивающиеся технологические рынки. По большому счету все эти рынки можно отнести к двум секторам. Первый связан с повышением качества жизни. Второй сектор, очевидно, связан с иным подходом к ресурсам.
Государственное регулирование экономики в России продолжает играть более существенную роль, чем во многих других странах. Это обусловлено необходимостью дальнейшего совершенствования экономических и юридических механизмов для всех вовлеченных в развитие экономики, основанной на знаниях [3, c. 65].
Ориентация на становление современного целостного индустриального комплекса в сочетании с позиционированием инновационной российской экономики в качестве «производящей знание» предполагает ключевое место в социально-экономической политике развития человеческого потенциала российского общества. Данная постановка опирается на то общепризнанное положение, что инновационные ресурсы, их развитие – решающее звено современного воспроизводства, основанного на постиндустриальных технологиях. Поэтому «инвестиции в человека», изменение мотивационных условий его деятельности, признание за человеческим капиталом места главной составляющей национального богатства – азбука современной экономической науки.
Делая ставку на прирост интеллектуального капитала как ключевой параметр промышленной политики, следует помнить, что научное знание – органическая целостность, и его развитие – возможно лишь в рамках этой целостности.
Государство должно активно влиять на институциональную среду путем целенаправленного процесса формирования и совершенствования мотивационных условий формирования инновационной экономики. В своё время К. Маркс говорил, что более развитая страна указывает менее развитой черты её собственного будущего. Этот тезис, на наш взгляд, не утратил своего значения и сегодня [1, с. 97]. Поэтому нельзя не признавать, что весь индустриальный мир, к которому ныне принадлежит и Россия, в перспективе неизбежно повторит (с определёнными модификациями и особенностями) тот путь, который прошли развитые индустриальные страны.
Вхождение России в мировую технологическую и промышленную интеграцию находится на начальной стадии. Экспорториентированность экономики стала фактором развития наукоемких отраслей. Наукоемкая продукция в общем экспорте составляет около 2%. Чтобы перейти на высшую третью стадию по классификации экспертов Всемирного экономического форума – стадию инновационного развития, которая характеризуется существенным ростом заработной платы и высоким уровнем жизни людей необходимо на первое место вывести инновационные показатели: развитость бизнес-процессов и собственно инновации. В противном случае мы будем скатываться из года в год во всех мировых экономических рейтингах.
Инновационная модель развития уже стала совершившимся фактом для многих развитых стран - США, Японии, Западной Европы - бесспорных лидеров мирового технологического прогресса, обладающих высокой технологической культурой и монополизировавших основные «прорывные» технологии последних десятилетий и вступивших в этап постиндустриального развития, занявших прочные позиции на мировых рынках наукоемкой продукции и услуг. Для этих стран инновационная стратегия уже превратилась в главную составляющую экономической политики государства, нацеленной на развитие прогрессивных технологических укладов, применение на основе государственно-частного партнерства всего арсенала инструментов прямого и косвенного стимулирования инновационного процесса, а также формирование эффективной инфраструктуры с использованием новейших коммуникационных и информационных технологий.
Фактическое состояние отечественной экономики, определяемой развитием инновационных рыночных отношений, требует своевременного нахождения адекватных способов разрешения возникающих противоречий на рассматриваемом современном этапе. К ним, на наш взгляд, можно отнести:
- формирование научно обоснованной системы ценностей, позволяющих развивать личностную мотивацию среди всех слоев и возрастов населения;
- создание в обществе условий преемственности и развития способностей к инновационной деятельности;
- дальнейшее совершенствование законодательства в вопросах стимулирования инновационной деятельности, как с материальной стороны, так и на основе публичного признания.
Важной и определяющей при этом является роль государства, которая, по мнению Е. Александровой, сводится не к тотальному контролю, а к разработке четкой и последовательной политики в этой сфере, взаимоувязке экономических и социальных интересов, достижению единой направленности инновационного развития страны.
Переход к экономике инновационного типа - это принципиально новый курс развития для России, поэтому задачей промышленно-инновационной политики является формирование национальной инновационной системы, обеспечивающей эффективное взаимодействие в треугольнике «наука - бизнес - государство», интегрирующем научно-технические, экономические, финансовые и организационные факторы создания и тиражирования нововведений.
При этом важным будет определение порядка взаимодействия вершин указанного «треугольника» на условиях первоочередности действий.
Государство должно представлять условия для развития творческого и мотивационного потенциала в обществе с целью постоянного генерирования и внедрения инноваций на позициях приоритетности безопасности ноосферы. Оно декларирует перспективные планы инновационного развития.
Бизнесу необходимо обеспечивать материально-финансовую сторону инновационных проектов в гарантированных и разрешённых государством условиях финансово-экономической деятельности.
Наука же, саморазвиваясь и совершенствуясь, теоретически формулирует и практически разрабатывает инновации в рамках финансирования бизнес проектов на условиях, законодательно закрепленных государством.
Современный этап развития мировой экономики предполагает создание общества, основы экономического благополучия которого определяются общим уровнем инновационного развития, его участием в современных экономических отношениях. Выдвижение знания и информации в центр современных воспроизводственных процессов сопряжено с качественными изменениями взглядов в современной экономической теории на мотивационное содержание инновационного труда.
Источники:
2. Дедов С.В. Проблемы государственного регулирования российского рынка инновационных ресурсов / С.В. Дедов // Законодательство и экономика № 6, 2007. – С. 39-42.
3. Маляров О.В. Переходная экономика в условиях глобализации : роль государства / О.В. Маляров // Беларусь и Россия : императивы общественного развития. – 2002. – С. 65-77.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:09:51