Инновационные технологии как основа устойчивого развития дорожного строительства
Сайфуллина Ф.М.1, Мустафина Л.Р.1, Семенов Д.Н.1
1 Казанский государственный архитектурно-строительный университет, Россия, Казань
Скачать PDF | Загрузок: 7 | Цитирований: 13
Статья в журнале
Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 8, Номер 4 (Октябрь-Декабрь 2018)
Цитировать:
Сайфуллина Ф.М., Мустафина Л.Р., Семенов Д.Н. Инновационные технологии как основа устойчивого развития дорожного строительства // Вопросы инновационной экономики. – 2018. – Том 8. – № 4. – С. 705-714. – doi: 10.18334/vinec.8.4.39612.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=36816171
Цитирований: 13 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
На сегодняшний день проблемы определения новых стратегических целей и направлений инновационного развития, ориентированных на преодоление различных барьеров на пути к построению инновационной экономики и создание условий для развития дорожного строительства очень актуальны. Вопрос применения инноваций является одним из важных условий развития дорожной отрасли, инструментом снижения издержек отрасли и повышения потребительских свойств автомобильных дорог. Результаты исследований, изложенные в статье, применимы при принятии обоснованных решений при планировании стратегически важных вопросов хозяйствования, а также для изучения проблем функционирования предприятий дорожного строительства в современных условиях.
Ключевые слова: инновации, инновационные технологии, дорожно-строительный комплекс, дорожные покрытия
JEL-классификация: O31, O33, O32
Введение
Развитие транспортной системы страны становится в настоящее время необходимым условием реализации инновационной модели экономического роста Российской Федерации и улучшения качества жизни населения [4, 11] (Guzhov, 2013; Klescheva, 2015). На первое место выдвигаются задачи повышения скорости, удобства и безопасности движения, инженерного оборудования и обустройства, архитектурно-эстетического оформления и другие задачи, составляющие комплекс эксплуатационного содержания дорог.
Дорожное строительство как никакая другая отрасль имеет выраженный инфраструктурный характер [5, 6] (Dudin, Tolmachev, 2017; Zhukov, Ilyin, 2017). Специфика отрасли состоит в распространении результатов ее деятельности на все виды вновь создаваемых и обновляемых основных фондов и производственных мощностей, возводимых зданий, сооружений и комплексов самого различного назначения. Развитие никакой другой отрасли экономики просто невозможно без строительства дорог.
Совершенствование действующей и создание качественно новой нормативно-правой базы технического регулирования, стандартизации, сертификации и цивилизованного рынка строительных и профильных эксплуатационных услуг в Российской Федерации – актуальная задача, тесно связанная с развитием дорожно-строительного комплекса в целом и его социальной составляющей в частности [3, 17, 21] (Gimadieva, 2017; Rozhkov Zaynullina, 2016; Shagiakhmetova, Mukharramova, Kafiatullina, 2017). Сегодня, когда перед строителями стоят принципиально новые, сложные и высокотехнологичные задачи: освоение подземного пространства мегаполисов, энергетическая эффективность и ресурсосбережение [16] (Rakhmatullina, 2015), экологическая безопасность и охрана окружающей среды [10] (Klescheva, 2017), использование нанотехнологий в производстве инновационных строительных материалов [9] (Ilyina, Kurzina, 2017), проектирование «интеллектуальных» объектов, защита от терроризма, комплексная техническая и конструктивная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций, как никогда актуальными становятся вопросы, связанные с качеством всех уровней подготовки и профессиональной переподготовки кадров, которым предстоит решать задачи из области государственных приоритетов федерального уровня уже сейчас [1] (Abdukhanova, Kulkov, 2017).
Проблемы современных дорожных покрытий
В процессе эксплуатации автомобильные дороги и дорожные сооружения подвергаются многолетнему и многократному воздействию движущихся автомобилей и природно-климатических факторов [12] (Lapin, 2016). В развитых странах условием реализации инновационной модели экономического роста [2, 7] (Belay, Mukhametzyanova, 2014; Zagidullina et al., 2017) существует прямая зависимость между плотностью автомобильных дорог и национальным доходом на душу населения. Протяженность дорог в этих странах на миллион жителей в 59 раз выше, чем в странах с низкими показателями.
В настоящее время, по оценкам Росавтодора [20], общая протяжённость российской сети автодорог федерального, регионального и местного значения составляет 1 396 000 км (в том числе около 984 000 км с твёрдым покрытием). По данным на сентябрь 2016 года, стандартам качества не соответствуют 62 % региональных дорог (в 2007 году - 56 %). Как отмечают в Минтрансе [14], по федеральным трассам в ненормативном состоянии лишь треть дорог, однако надо учитывать, что доля таких трасс составляет всего около 4 %.
Так, по оценкам экспертов, потери нашей страны, обусловленные неразвитостью и низкой пропускной способностью автодорог, составляют более 3 % ВВП, что в 6 раз выше, чем в странах Евросоюза. Низкий технический уровень дорог обуславливает высокий уровень транспортной составляющей в себестоимости продукции и высокую себестоимость перевозок. Для России, где среднее расстояние перевозки грузов в 2–3 раза выше, чем во многих других странах, это губительно для экономики.
Проблемы современных дорожных покрытий [11] (Klescheva, 2015) связаны как с климатическими особенностями, так и устаревшими нормативами и технологиями ГОСТа, существующего более 75 лет. Долгое время в России при возведении дорожного полотна использовался асфальтовый бетон, изготавливаемый в соответствии со стандартом ГОСТа 9128. Существуют разные его марки, отличающиеся как по содержанию компонентов, так и по физико-механическим показателям. Однако с течением времени материалы, изготовленные по нормам нескольких десятилетий назад, уже не справляются с задачами сегодняшнего дня, поэтому требуются новые подходы для повышения коэффициента качества дорог. Также, по мнению ученых, одной из причин быстрого разрушения дорожного покрытия является старение битума, что в результате приводит к трещинам и образованию колейности на дорогах. Единственный путь повысить качество битума в России – применять модифицированный битум на основе различных добавок (полимеров, адгезионных составляющих). Однако стоимость асфальта с использованием битума, модифицированного полимером, увеличивается в среднем на 30-40 %, а это, как правило, не находит соответствующего отражения в проектах и сметной документации заказчика, который не готов идти на значительное увеличение стоимости работ.
Современное состояние дорожно-строительного комплекса РТ
Ежегодно в России ремонтируется от 8000 до 9000 км федеральных трасс и искусственных сооружений на них. По состоянию на 1 января 2017 года протяженность региональных автомобильных дорог в Татарстане составляет 13,5 тыс. км (табл. 1).
Протяженность региональных автодорог, не отвечающих нормативным требованиям, составляет 7274 км (54,2 %). При этом доля дорог, обслуживающих автомобильные потоки в режиме перегрузки, по итогам 2016 года составила почти 228 км. Ежегодно на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог из республиканского бюджета направляются значительные средства. Причем порядка 80 % всех средств идет на ремонт, содержание и только 20 % предназначаются для прокладки автомагистралей (рис. 2).
Таблица 1
Протяженность региональных дорог общего пользования в РТ
Дата |
Всего |
В том числе
| ||
С усовершенствованным
типом покрытия
|
С
переходным типом покрытия
|
Грунтовые
| ||
2012
|
13 521 км
|
10 946
|
1 690
|
884
|
2013
|
13 561 км
|
11 114
|
1 630
|
833
|
2014
|
13 380 км
|
11 027
|
1 532
|
820
|
2015
|
13 426 км
|
11 401
|
1 314
|
709
|
2016
|
13 436 км
|
11 401
|
1 335
|
696
|
2017
|
13 459 км
|
11 450
|
1 341
|
667
|
В настоящее время в республике реализуется госпрограмма «Развитие транспортной системы Республики Татарстан на 2014-2022 годы» [1] (показатели реализации представлены в табл. 2). За 2013-2016 годы расходы регионального бюджета на дорожное хозяйство превысили 90 782 млн руб. (рис. 1).
Таблица 2
Показатели реализации госпрограммы «Развитие транспортной системы Республики Татарстан на 2014-2020 годы»
Наименование индикатора, ед. измерения |
Значение показателя
| ||||
2013 год
|
2014 год
|
2015 год
| |||
Факт
|
План
|
Факт
|
План
|
Факт
| |
Доля дорог регионального значения РТ, не отвечающих
нормативных требованиям, %
|
54,3
|
54,2
|
54,2
|
54,1
|
54
|
Удельный вес населенных пунктов, имеющих дороги с твердым
покрытием до сети путей сообщения общего пользования, %
|
75,7
|
77,6
|
77,9
|
78,4
|
79,9
|
Отношение дорог с асфальтобетонным покрытием к общей
протяженности дорог общего пользования (федерального и регионального
значения), %
|
83,7
|
84,3
|
84,3
|
84,8
|
86
|
На рисунке 2 представлена структура выполненных дорожных работ по видам.
Рисунок 1. Исполнение бюджетных обязательств, млн руб.
Источник: [15].
Рисунок 2. Структура дорожных работ в РТ за 2013-2016 года
Источник: [15].
Развитие дорожного комплекса региона невозможно рассматривать изолированно от развития его элементов [8, 13] (Zaynullina, Sirazetdinov, Galyaviev, 2017; Medyanik, 2017) и различных предприятий и инфраструктур смежных отраслей [18] (Romanova, 2018). В связи с этим на сегодняшний день разрабатываются наиболее эффективные пути реализации стратегических целей инновационной деятельности [19] (Ustinova, Nizamova, Virtsev, 2017). В республике активно реализуется План совместных действий с ОАО «РОСНАНО» по стимулированию спроса на инновационную, в том числе нанотехнологическую, продукцию предприятиями дорожно-транспортного комплекса. Соглашением о сотрудничестве Республики Татарстан с ОАО «РОСНАНО» и Фондом инфраструктурных и образовательных программ на территории республики предусматривается реализация федеральных инновационных пилотных проектов «Инновационная дорога» и «Электрический транспорт». В рамках проекта «Инновационная дорога» планируются инновационное проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию ряда пилотных участков автодорог с использованием современных инновационных материалов и технологий.
Перспективы развития дорожных работ на основе инновационных технологий
Росавтодор утвердил комплекс технических мер для увеличения срока службы дорожных одежд, увеличив количество применяемых инноваций и финансирование работ по содержанию дорожной сети [20]. Если в 2012 г. применялось 212 инновационных технологий, то сегодня порядка шестисот. Инновационные технологии повышают устойчивость дороги к нагрузкам, в том числе от грузового транспорта, и к климатическим факторам. В России при строительстве автодорог требуются более сложные инженерные решения, чем во многих зарубежных странах. Большая толщина нижних слоев основания в российских проектах обеспечивает морозоустойчивость полотна: согласно национальным стандартам, общая толщина типовых дорожных одежд в России в среднем на 25 % больше, чем в Китае, и на 50 % превышает американские нормативы. Росавтодор и фонд «Сколково» заключили соглашение о сотрудничестве, предполагающее совместную работу по внедрению инноваций в дорожное строительство. В рамках сотрудничества стороны будут вести комплексную работу по поддержке перспективных инновационных проектов и содействовать их дальнейшему продвижению. Одним из направлений сотрудничества станет реализация современных образовательных программ, в том числе по внедрению в дорожную отрасль методов проектного управления. Кроме того, Росавтодор и «Сколково» смогут создавать научно-технические советы и рабочие группы, участники которых будут готовить рекомендации по внедрению передовых технологий. Ожидается, что применение инновационных технологий при ремонте дорог в России позволит экономить 14 млрд руб. ежегодно.
Заключение
Дорожно-строительный комплекс – это многоотраслевая структура, объединяющая подрядные, проектные и специализированные организации, предприятия строительной индустрии, транспортной логистики, инженерной инфраструктуры и многие другие. Система управления инновациями включает обоснование и выбор проектных решений, планирование, организацию, контроль и анализ инновационного процесса. Она охватывает все этапы: научные исследования, опытно-конструкторские разработки, экспериментальное строительство для подготовки массового внедрения, оценку полученного эффекта. Программа экспериментального строительства насчитывает ряд успешно реализованных проектов, где применение новых материалов и технологий принесло положительный эффект и которые могут применяться серийно в плановом порядке. В связи с этим целесообразность применения инновационных технологий при строительстве, реконструкции и содержании автомобильных дорог в каждом конкретном случае обосновывается с технической и экономической точки зрения.
[1] Государственная программа «Развитие транспортной системы Республики Татарстан на 2014-2022 годы», утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 20 декабря 2013 года № 1012.
Источники:
2. Белай О.С., Мухаметзянова Д.Д. Структурный аспект инновационной деятельности // Креативная экономика. – 2014. – № 12(96). – С. 23-30.
3. Гимадиева Л.Ш. Промышленное строительство Татарстана: основные тенденции // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2017. – № 129. – С. 1235-1245. – doi: 10.21515/1990-4665-129-088 .
4. Гужов В.В. Стратегические направления совершенствования инновационной политики в транспортной отрасли // Транспортное дело России. – 2013. – № 3. – С. 5-8. – url: https://elibrary.ru/item.asp?id=20173204.
5. Дудин М.Н., Толмачев О.М. Практика внедрения инновационных технологий в строительной отрасли // Вопросы инновационной экономики. – 2017. – № 4. – С. 407-416. – doi: 10.18334/vinec.7.4.38626.
6. Жуков Е.А., Ильин С.В. Модернизация дорожного хозяйства России на основе инновационных технологий // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). – 2017. – № 2(30). – С. 196-202.
7. Загидуллина Г.М., Зайнуллина Д.Р., Мавлютова А.Р., Сиразетдинова Э.Р. Реализация инновационных проектов как основа экономического развития // Российское предпринимательство. – 2017. – № 23. – С. 3725-3738. – doi: 10.18334/rp.18.23.38612.
8. Зайнуллина Д.Р., Сиразетдинов Р.М., Галявиев Б.И. Теоретические предпосылки развития инновационной политики Республики Татарстан // Российское предпринимательство. – 2017. – № 23. – С. 3739-3750. – doi: 10.18334/rp.18.23.38614.
9. Ильина Е.В., Курзина И.М. Развитие промышленности строительных материалов с учетом использования рынка информационных услуг // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – 2017. – № 9(103). – С. 28.
10. Клещева О.А. Особенности расчета эффективности инноваций с учетом затрат на охрану окружающей среды // Вопросы инновационной экономики. – 2017. – № 4. – С. 381-390. – doi: 10.18334/vinec.7.4.38622.
11. Клещева О.А. Развитие автодорожного строительства в Республике Татарстан // Вестник экономики, права и социологии. – 2015. – № 3. – С. 49-52.
12. Лапин Р.П. Оценка густоты дорожной сети // Молодой ученый. – 2016. – № 12(116). – С. 311-314.
13. Медяник Ю.В. Рынок инжиниринговых услуг в России: проблемы и перспективы развития // Российское предпринимательство. – 2017. – № 24. – С. 4221-4234. – doi: 10.18334/rp.18.24.38595.
Министерство транспорта Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mintrans.ru ( дата обращения: 04.10.2018 ).
Отчет счетной палаты Республики Татарстан о результатах аудита эффективности использования государственных средств, выделенных в 2013-2016 годы на проведение дорожных работ в Республике Татарстан. Xn--j1ahjm. [Электронный ресурс]. URL: http://xn--j1ahjm.xn--p1ai/downloads/Finkontrol/Otchet_Audit_efffektivnosti_Tatarstan_06_2017.pdf.
16. Рахматуллина Е.С. Экономическая взаимосвязь строительного и энергетического комплексов // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – 2015. – № 12(84). – С. 40.
17. Рожков В.Л., Зайнуллина Д.Р. Критический анализ перспектив инновационного развития строительной отрасли Республики Татарстан // Российское предпринимательство. – 2016. – № 21. – С. 2911-2922. – doi: 10.18334/rp.17.21.36934.
18. Романова А.И. Роль инновационных территориальных кластеров в реализации инновационной политики Республики Татарстан // Сибирская финансовая школа. – 2018. – № 2(127). – С. 94-100.
19. Устинова Л.Н., Низамова А.Ш., Вирцев М.Ю. Алгоритм прогнозирования стратегии инновационной деятельности предприятий // Экономический анализ: теория и практика. – 2017. – № 11(470). – С. 2111-2122. – doi: 10.24891/ea.16.11.2111 .
Федеральное дорожное агентство. Rosavtodor. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rosavtodor.ru ( дата обращения: 03.10.2018 ).
21. Шагиахметова Э.И., Мухаррамова Э.Р., Кафиатуллина М.А. Конкурентный анализ предприятий промышленности строительных материалов // Российское предпринимательство. – 2017. – № 14. – С. 2153-2170. – doi: 10.18334/rp.18.14.38122.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 00:36:44