Цифровизация государственных услуг в России: статистический анализ

Лищук Е.Н.1,2, Капелюк С.Д.1,3
1 Институт экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Российской академии наук
2 Сибирский государственный университет водного транспорта
3 Новосибирский государственный университет экономики и управления

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 12 (Декабрь 2024)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=80348000

Аннотация:
В работе исследуется современное состояние оказания государственных услуг в цифровом формате. Авторами представлены динамика получения населением государственных и муниципальных услуг (в том числе по возрастным группам, а также для городской и сельской местности), выделены наиболее востребованные виды таких услуг, обозначены цифровые и иные электронные барьеры в их получении. Основным методом получения информации о социальных эффектах от использования государственных услуг в электронном формате стал анализ официальных статистических данных. Ключевыми индикаторами в исследовании выступили: доля граждан, получающих государственные услуги в электронной форме из общей численности граждан, обращающихся за государственными услугами; оценка населением качества оказания электронных государственных услуг. Подчеркнута значимость цифровых платформ для оказания государственных услуг, таких как ЕЦП «Работа в России». Результаты работы могут быть использованы как для оценки социальных эффектов от использования государственных услуг, включая услуги, направленные на содействие занятости, так и для анализа эффективности их оказания государственными органами.

Ключевые слова: государственные услуги, цифровизация, цифровые навыки, цифровые барьеры, электронное правительство

Финансирование:
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-01298, URL: https://rscf.ru/project/23-28-01298/

JEL-классификация: H83, L86, O33

Источники:

1. Абдрахманова Г. [и др.] Индикаторы цифровой экономики: 2022. / Статистический сборник. - М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2023. – 332 c.
2. Былина С.Г. Региональные особенности и детерминанты использования электронных услуг сельским населением // Проблемы развития территории. – 2018. – № 5. – c. 84-98. – doi: 10.15838/ptd.2018.5.97.6.
3. Гладкова А. А., Гарифуллин В. З., Рагнедда М. Модель трех уровней цифрового неравенства: современные возможности и ограничения (на примере исследования Республики Татарстан) // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. – 2019. – № 4. – c. 41-72. – doi: 10.30547/vestnik.journ.4.2019.4172.
4. Добролюбова Е.И., Старостина А.Н. Оценка цифровизации взаимодействия государства и граждан // Статистика и Экономика. – 2021. – № 2. – c. 45-56. – doi: 10.21686/2500-3925-2021-2-45-56.
5. Жигун Л.А., Покровская Т.И. Проблемы неудовлетворенности населения государственными электронными услугами // Проблемы теории и практики управления. – 2021. – № 1. – c. 148-167. – doi: 10.46486/0234-4505-2021-1-148-167.
6. Линник О.В. [и др.]. Клиентоцентричный подход в государственном управлении: навигатор цифровой трансформации. / Монография. - М.: РАНХиГС при Президенте РФ, 2020. – 180 c.
7. Лищук Е.Н., Капелюк С.Д. Оценка качества услуг служб занятости при переходе на клиентоцентричный подход и цифровой формат // Вопросы государственного и муниципального управления. – 1999. – № 4. – c. 38-70. – doi: 10.17323/1999-5431-2023-0-4-38-70.
8. Лищук Е.Н., Капелюк С.Д. Проблемы развития цифровых навыков населения в российских регионах // Развитие социально-экономического, научно-технологического потенциала регионов как фактор укрепления позиции России в современном мире: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной Десятилетию науки и технологий в Российской Федерации, Году молодежи в Республике Хакасия, Абакан, 05–08 июля 2023 года / Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории. Абакан, 2023. – c. 121-125.
9. Лищук Е.Н., Капелюк С.Д. Цифровые навыки безработных в контексте доступности услуг по содействию занятости // Эко. – 2023. – № 5. – c. 151-168. – doi: 0.30680/ECO0131-7652-2023-5-151-168.
10. Попова С.С., Бойко С.А., Гохштанд Е.В., Недров А.А., Шевчук А.Р. Цифровизация службы занятости населения // Государственное управление. Электронный вестник. – 2021. – № 86. – c. 264-283. – doi: 10.24412/2070-1381-2021-86-264-283.
11. Русаков Д.А. Оценка социальных эффектов электронных государственных услуг // Вестник Московской международной высшей школы бизнеса МИРБИС. – 2019. – № 4. – c. 187-194. – doi: 10.25634/MIRBIS.2019.4.20.
12. Соколов О.С., Кузнецов М.Ю. Цифровые сервисы для безработных - новая форма услуг службы занятости населения (на примере платформы «Работа России») // Труд и социальные отношения. – 2023. – № 1. – c. 54-64. – doi: 10.20410/2073-7815-2023-34-1-54-64.
13. Южаков В.Н., Добролюбова Е.И., Покида А.Н., Зыбуновская Н.В. Клиентоцентричность государственного контроля: оценка граждан // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2022. – № 3. – c. 38-60. – doi: 10.17323/1999-5431-2022-0-3-38-60.
14. Южаков В.Н., Покида А.Н., Зыбуновская Н.В., Старостина А.Н. Цифровизация взаимодействия граждан и государства: оценка гражданами эффектов, рисков и перспектив // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2023. – № 2. – c. 33-73. – doi: 10.17323/1999-5431-2023-0-2-33-73.
15. Ananda J., Pawsey N., Nayeem T. Customer‐centric regulation: The case of Victorian urban water sector // Regulation and Governance. – 2022. – № 2. – p. 536-556. – doi: 10.1111/rego.12368.
16. Chan C.M., Lau Y., Pan S.L. E-government implementation: A macro analysis of Singapore’s e-government initiatives // Government Information Quarterly. – 2008. – № 2. – p. 239-255. – doi: 10.1016/j.giq.2006.04.011.
17. Ebbers W.E., Jansen M.G., Deursen A.J. Impact of the digital divide on e-government: Expanding from channel choice to channel usage // Government Information Quarterly. – 2016. – № 4. – p. 685-692. – doi: 10.1016/j.giq.2016.08.007.
18. Gummesson E. Customer centricity: reality or a wild goose chase? // European Business Review. – 2008. – № 4. – p. 315-330. – doi: 10.1108/09555340810886594.
19. Hashim N.M.H., Ann Y.H., Ansary A., Xavier J.A. Contingent effects of decision-making and customer centricity on public-sector innovation success // Journal of Nonprofit and Public Sector Marketing. – 2022. – № 1. – p. 36-70. – doi: 10.1080/10495142.2020.1761000.
20. Lember V., Brandsen T., Tõnurist P. The potential impacts of digital technologies on co-production and co-creation // Public Management Review. – 2019. – № 11. – p. 1665-1686. – doi: 10.1080/14719037.2019.1619807.
21. McDonald N. Think Paper 5: Is Citizen-centric the same as Customer-centric. - England: Birmingham, 2006. – 14 p.
22. Pieterson W., Ebbers W. The use of service channels by citizens in the Netherlands: Implications for multi-channel management // International Review of Administrative Sciences. – 2008. – № 1. – p. 95-110. – doi: 10.1177/0020852307085736.
23. Robles J. M., Torres-Albero C., Villarino G. Inequalities in digital welfare take-up: Lessons from e-government in Spain // Policy Studies. – 2022. – № 5. – p. 1096-1111. – doi: 10.1080/01442872.2021.1929916.
24. Rodríguez-Hevía L.F., Navío-Marco J., Ruíz-Gómez L.M. Citizens’ involvement in E-government in the European Union: The rising importance of the digital skills // Sustainability. – 2020. – № 17. – p. 6807. – doi: 10.3390/su12176807.
25. Trischler J., Trischler J.W. Design for experience - a public service design approach in the age of digitalization // Public Management Review. – 2022. – № 8. – p. 1251-1270. – doi: 10.1080/14719037.2021.1899272.
26. Van Velsen L., Geest T. van der, Hedde M. ter, Derks W. Requirements engineering for e-Government services: A citizen-centric approach and case study // Government Information Quarterly. – 2009. – № 3. – p. 477-486. – doi: 10.1016/j.giq.2009.02.007.

Страница обновлена: 05.09.2025 в 12:34:19

 

 

Digitalization of public services in Russia: statistical analysis

Lishchuk E.N., Kapelyuk S.D.

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 14, Number 12 (december 2024)

Citation:

Abstract:
The article examines the provision of public services in a digital format. The authors analyze the dynamics of public and municipal services, including their distribution by age groups and urban versus rural dwellers, highlight the most popular types of services, and identify digital and other digital barriers to their access. The primary method used to obtain data on the social impact of the application of public services in a digital format was the analysis of official statistics. The key indicators in the study are as follows: the share of citizens receiving public services in a digital format in the total number of applicants and public assessment of the quality of digital public services. The study emphasizes the importance of digital platforms for the provision of public services, such as \"Work in Russia\". The results of the study can be used to assess the social impact of applying public services, including employment support services, and to analyze the effectiveness of their provision by public authorities.

Keywords: public services, digitalization, digital skills, digital barriers, e-government

Funding:
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-01298, URL: https://rscf.ru/project/23-28-01298/

JEL-classification: H83, L86, O33