Цифровизация государственных услуг в России: статистический анализ
Лищук Е.Н.1,2, Капелюк С.Д.1,3
1 Институт экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Российской академии наук
2 Сибирский государственный университет водного транспорта
3 Новосибирский государственный университет экономики и управления
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 12 (Декабрь 2024)
Аннотация:
В работе исследуется современное состояние оказания государственных услуг в цифровом формате. Авторами представлены динамика получения населением государственных и муниципальных услуг (в том числе по возрастным группам, а также для городской и сельской местности), выделены наиболее востребованные виды таких услуг, обозначены цифровые и иные электронные барьеры в их получении. Основным методом получения информации о социальных эффектах от использования государственных услуг в электронном формате стал анализ официальных статистических данных. Ключевыми индикаторами в исследовании выступили: доля граждан, получающих государственные услуги в электронной форме из общей численности граждан, обращающихся за государственными услугами; оценка населением качества оказания электронных государственных услуг. Подчеркнута значимость цифровых платформ для оказания государственных услуг, таких как ЕЦП «Работа в России». Результаты работы могут быть использованы как для оценки социальных эффектов от использования государственных услуг, включая услуги, направленные на содействие занятости, так и для анализа эффективности их оказания государственными органами.
Ключевые слова: государственные услуги, цифровизация, цифровые навыки, цифровые барьеры, электронное правительство
Финансирование:
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-01298, URL: https://rscf.ru/project/23-28-01298/
JEL-классификация: H83, L86, O33
Источники:
2. Былина С.Г. Региональные особенности и детерминанты использования электронных услуг сельским населением // Проблемы развития территории. – 2018. – № 5. – c. 84-98. – doi: 10.15838/ptd.2018.5.97.6.
3. Гладкова А. А., Гарифуллин В. З., Рагнедда М. Модель трех уровней цифрового неравенства: современные возможности и ограничения (на примере исследования Республики Татарстан) // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. – 2019. – № 4. – c. 41-72. – doi: 10.30547/vestnik.journ.4.2019.4172.
4. Добролюбова Е.И., Старостина А.Н. Оценка цифровизации взаимодействия государства и граждан // Статистика и Экономика. – 2021. – № 2. – c. 45-56. – doi: 10.21686/2500-3925-2021-2-45-56.
5. Жигун Л.А., Покровская Т.И. Проблемы неудовлетворенности населения государственными электронными услугами // Проблемы теории и практики управления. – 2021. – № 1. – c. 148-167. – doi: 10.46486/0234-4505-2021-1-148-167.
6. Линник О.В. [и др.]. Клиентоцентричный подход в государственном управлении: навигатор цифровой трансформации. / Монография. - М.: РАНХиГС при Президенте РФ, 2020. – 180 c.
7. Лищук Е.Н., Капелюк С.Д. Оценка качества услуг служб занятости при переходе на клиентоцентричный подход и цифровой формат // Вопросы государственного и муниципального управления. – 1999. – № 4. – c. 38-70. – doi: 10.17323/1999-5431-2023-0-4-38-70.
8. Лищук Е.Н., Капелюк С.Д. Проблемы развития цифровых навыков населения в российских регионах // Развитие социально-экономического, научно-технологического потенциала регионов как фактор укрепления позиции России в современном мире: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной Десятилетию науки и технологий в Российской Федерации, Году молодежи в Республике Хакасия, Абакан, 05–08 июля 2023 года / Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории. Абакан, 2023. – c. 121-125.
9. Лищук Е.Н., Капелюк С.Д. Цифровые навыки безработных в контексте доступности услуг по содействию занятости // Эко. – 2023. – № 5. – c. 151-168. – doi: 0.30680/ECO0131-7652-2023-5-151-168.
10. Попова С.С., Бойко С.А., Гохштанд Е.В., Недров А.А., Шевчук А.Р. Цифровизация службы занятости населения // Государственное управление. Электронный вестник. – 2021. – № 86. – c. 264-283. – doi: 10.24412/2070-1381-2021-86-264-283.
11. Русаков Д.А. Оценка социальных эффектов электронных государственных услуг // Вестник Московской международной высшей школы бизнеса МИРБИС. – 2019. – № 4. – c. 187-194. – doi: 10.25634/MIRBIS.2019.4.20.
12. Соколов О.С., Кузнецов М.Ю. Цифровые сервисы для безработных - новая форма услуг службы занятости населения (на примере платформы «Работа России») // Труд и социальные отношения. – 2023. – № 1. – c. 54-64. – doi: 10.20410/2073-7815-2023-34-1-54-64.
13. Южаков В.Н., Добролюбова Е.И., Покида А.Н., Зыбуновская Н.В. Клиентоцентричность государственного контроля: оценка граждан // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2022. – № 3. – c. 38-60. – doi: 10.17323/1999-5431-2022-0-3-38-60.
14. Южаков В.Н., Покида А.Н., Зыбуновская Н.В., Старостина А.Н. Цифровизация взаимодействия граждан и государства: оценка гражданами эффектов, рисков и перспектив // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2023. – № 2. – c. 33-73. – doi: 10.17323/1999-5431-2023-0-2-33-73.
15. Ananda J., Pawsey N., Nayeem T. Customer‐centric regulation: The case of Victorian urban water sector // Regulation and Governance. – 2022. – № 2. – p. 536-556. – doi: 10.1111/rego.12368.
16. Chan C.M., Lau Y., Pan S.L. E-government implementation: A macro analysis of Singapore’s e-government initiatives // Government Information Quarterly. – 2008. – № 2. – p. 239-255. – doi: 10.1016/j.giq.2006.04.011.
17. Ebbers W.E., Jansen M.G., Deursen A.J. Impact of the digital divide on e-government: Expanding from channel choice to channel usage // Government Information Quarterly. – 2016. – № 4. – p. 685-692. – doi: 10.1016/j.giq.2016.08.007.
18. Gummesson E. Customer centricity: reality or a wild goose chase? // European Business Review. – 2008. – № 4. – p. 315-330. – doi: 10.1108/09555340810886594.
19. Hashim N.M.H., Ann Y.H., Ansary A., Xavier J.A. Contingent effects of decision-making and customer centricity on public-sector innovation success // Journal of Nonprofit and Public Sector Marketing. – 2022. – № 1. – p. 36-70. – doi: 10.1080/10495142.2020.1761000.
20. Lember V., Brandsen T., Tõnurist P. The potential impacts of digital technologies on co-production and co-creation // Public Management Review. – 2019. – № 11. – p. 1665-1686. – doi: 10.1080/14719037.2019.1619807.
21. McDonald N. Think Paper 5: Is Citizen-centric the same as Customer-centric. - England: Birmingham, 2006. – 14 p.
22. Pieterson W., Ebbers W. The use of service channels by citizens in the Netherlands: Implications for multi-channel management // International Review of Administrative Sciences. – 2008. – № 1. – p. 95-110. – doi: 10.1177/0020852307085736.
23. Robles J. M., Torres-Albero C., Villarino G. Inequalities in digital welfare take-up: Lessons from e-government in Spain // Policy Studies. – 2022. – № 5. – p. 1096-1111. – doi: 10.1080/01442872.2021.1929916.
24. Rodríguez-Hevía L.F., Navío-Marco J., Ruíz-Gómez L.M. Citizens’ involvement in E-government in the European Union: The rising importance of the digital skills // Sustainability. – 2020. – № 17. – p. 6807. – doi: 10.3390/su12176807.
25. Trischler J., Trischler J.W. Design for experience - a public service design approach in the age of digitalization // Public Management Review. – 2022. – № 8. – p. 1251-1270. – doi: 10.1080/14719037.2021.1899272.
26. Van Velsen L., Geest T. van der, Hedde M. ter, Derks W. Requirements engineering for e-Government services: A citizen-centric approach and case study // Government Information Quarterly. – 2009. – № 3. – p. 477-486. – doi: 10.1016/j.giq.2009.02.007.
Страница обновлена: 27.12.2024 в 12:35:24