Информационная инфраструктура управленческих процессов

Кизим А.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11 (59), Ноябрь 2004
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Известно, что значение информационных систем в процессе обеспечения жизнестойкости бизнеса неуклонно возрастает, приводя к новым концепциям в организации информационных служб. Это связано с увеличением роли электронных коммуникаций, развитием инфраструктур связи, охватывающих весь земной шар, а также с новейшими достижениями в области микроэлектроники. Благодаря высокопроизводительным и экономичным микропроцессорам информационно-вычислительные ресурсы приблизились к рабочим местам менеджеров, бухгалтеров, плановиков, администраторов, инженеров и других категорий работников.

Ключевые слова: информационная инфраструктура, управленческие процессы, рынок широкополосного доступа в Интернет, ERP-системы



Известно, что значение информационных систем в процессе обеспечения жизнестойкости бизнеса неуклонно возрастает, приводя к новым концепциям в организации информационных служб. Это связано с увеличением роли электронных коммуникаций, развитием инфраструктур связи, охватывающих весь земной шар, а также с новейшими достижениями в области микроэлектроники. Благодаря высокопроизводительным и экономичным микропроцессорам информационно-вычислительные ресурсы приблизились к рабочим местам менеджеров, бухгалтеров, плановиков, администраторов, инженеров и других категорий работников.

Корректное использование технических средств, обеспечивающих функционирование информационных технологий, позволяет существенно сократить время принятия решений и увеличивает управляемость процессов на предприятии. Сегодня крупные производственные организации работают на больших территориях, имея филиалы по всему миру. Для координации действий многочисленных подразделений и специалистов необходим эффективный механизм внутренних коммуникаций. В этой связи вопросы удаленного (дистанционного) управления и контроля становятся актуальными, их решение позволит упростить управление информационными и вычислительными системами всего делового комплекса. Одновременно с этим снижаются совокупные затраты на поддержку и обслуживание вычислительного парка, которые, как правило, превосходят сумму первоначальных вложений в технику.

По международной классификации сегодня существует два основных типа информационных сетей [1]:

1) LAN (Local Area Network) – локальные сети, имеющие замкнутую инфраструктуру до выхода на поставщиков услуг. Термин «LAN» может описывать и маленькую офисную сеть, и сеть уровня большого завода, занимающего площадь в несколько сотен гектаров.

2) WAN (Wide Area Network) – глобальная сеть, покрывающая большие географические регионы с локальными сетями и прочими телекоммуникационными сетями и устройствами. Пример WAN – сеть с коммутацией пакетов (Frame Relay), через которую могут «разговаривать» между собой различные компьютерные сети.

Корпоративной сетью называется объединение нескольких сетей, каждая из которых может быть построена на различных технических, программных и информационных принципах. Приведенные выше виды сетей относятся к закрытому типу, доступ к которым разрешен только ограниченному кругу профессиональных пользователей.

Особого внимания требует рассмотрение информационно-аналитических систем ERP (Enterprise Resources Planning – планирование ресурсов корпорации) и MRP (Manufacture Resources Planning ‑ планирование производственных ресурсов) как части программной поддержки информационной инфраструктуры организации, обеспечивающей специальные задачи управления.

Системы класса ERP ‑ это набор интегрированных приложений, позволяющих создать единую среду для автоматизации планирования, учета, контроля и анализа всех основных бизнес-операций предприятия [2].

В состав практически любой ERP-системы входит следующий набор подсистем: 1) производство; 2) снабжение и сбыт (логистика); 3) хранение; 4) техобслуживание оборудования и произведенной продукции; 5) финансы.

ERP-системы ‑ последнее достижение в эволюции автоматизированных интегрированных систем управления предприятием. Их непосредственными предшественницами были MRP-системы. Изначально работа MRP-систем сводилась к планированию материальных и финансовых ресурсов, необходимых для осуществления производственной деятельности предприятия. С развитием систем в них появлялись новые функциональные возможности. Постепенно возникло понимание того, как приспособить подобные системы для планирования и управления бизнесом всего предприятия и даже многопрофильной корпорации. Системы, реализовавшие эти идеи, получили название ERP-систем.

Системы класса MRP/ERP представляют собой интегрированные информационные системы управления. Это означает, что:

‑ непосредственно системы не связаны с производственным процессом, они не являются автоматизированными системами управления технологическими процессами, но имеют дело с моделью технологического процесса;

‑ их работа состоит в улучшении деятельности предприятия, оптимизации материальных и финансовых потоков на основе вводимой на рабочих местах необходимой информации;

‑ в одной системе охватывается планирование и управление всей деятельностью производственного предприятия, начиная от закупки сырья и заканчивая отгрузкой товара потребителю;

‑ информация вводится в систему только один раз в том подразделении, где она возникает, хранится в одном месте и многократно используется всеми заинтересованными подразделениями.

Как следствие, MRP/ERP-системы позволяют достичь согласованности работы различных подразделений, снижая при этом административные издержки и устраняя проблему интеграции данных для разных приложений. Эти системы являются инструментом повышения эффективности управления, принятия правильных стратегических и тактических решений на основе своевременной и достоверной информации, выдаваемой компьютером.

Использование MRP/ERP-систем позволяет достичь конкурентных преимуществ за счет оптимизации бизнес-процессов предприятия и снижения издержек. Эти системы создавались как раз для управления себестоимостью продукции и достижения за счет этого конкурентных выгод. С их помощью реализуются методы планирования и управления, позволяющие:

а) регулировать количество запасов, устраняя их дефицит и залеживание, и тем самым значительно снижать «омертвленные» в запасах затраты и складские издержки;

б) сокращать незавершенное производство, поскольку последнее планируется только на основе спроса, при этом производственные работы инициируются исходя из срока, к которому должен быть исполнен клиентский заказ;

в) оценивать выполнимость поступивших заказов с точки зрения имеющихся на предприятии мощностей;

г) сокращать расходы и время, затрачиваемые на изготовление продукции, за счет оптимизации бизнес-процессов;

д) отслеживать фактическую производительность каждой производственной единицы и, сравнивая ее с плановой производительностью, оперативно вносить корректировки в производственные планы;

е) в результате сокращения цикла производства и цикла выполнения заказа более гибко реагировать на спрос;

ж) улучшать обслуживание клиентов и заказчиков за счет своевременного исполнения поставок.

Реализованные в MRP/ERP-системах возможности гибкого управления себестоимостью продукции позволяют получать более высокую прибыль. Кроме того, снижение себестоимости позволяет варьировать рыночную цену продукции (как правило, в сторону понижения), что является мощным преимуществом в конкурентной борьбе. Остается заметить, что внедрение MRP/ERP-системы конкурентом ‑ это сигнал для принятия симметричного решения, поскольку автоматизированные системы управления являются действительно мощным инструментом бизнеса и средством выживания в нелегких рыночных условиях.

Внедренная MRP/ERP-система может помочь компании привлечь инвестиции. Такие системы делают бизнес компании более прозрачным, что повышает доверие к ней со стороны инвесторов. Это особенно актуально в российских условиях. Следует добавить, что существуют российские разработки MRP-систем («Галактика», «Парус», «Босс»), однако часто выбор отечественных предприятий падает на аналогичные системы западных стран. Мотивом такого решения, как правило, является желание привлечь значительные инвестиции. Обычно иностранные акционеры, инвесторы, консультанты требуют, чтобы на предприятии была установлена «знакомая» им система.

Выводя часть своего бизнеса в Интернет, компании преследуют несколько целей: от сокращения издержек до улучшения обслуживания клиентов и организации нового онлайнового канала сбыта. Существует много схем электронной коммерции как в секторе B2C (например, создание Web-витрины или Интернет-магазина), так и в секторе B2B (к примеру, организация корпоративного портала или участие в работе виртуальной торговой площадки - e-marketplaces). Однако нужно четко понимать, что использование любой из этих схем не будет эффективным, если компания заранее не позаботится о наведении порядка внутри своего бизнеса, о создании надежного бэк-офиса.

Если Интернет-решения компании плохо интегрированы с ее бизнес-процессами, эффективность таких решений становится крайне низкой. Например, компания создает Web-витрину с интерактивной формой для принятия заказов от онлайновых клиентов. Если при этом компания не может оперативно сообщить клиентам, в какой срок будет удовлетворен их заказ, то, скорее всего, она этих клиентов потеряет. И в этом случае Web-витрина компании станет просто дорогостоящей игрушкой. В качестве основы построения Интернет-решений практически всегда рассматриваются MRP/ERP-системы, обеспечивающие ресурсное планирование и интегрированное управление всеми бизнес-процессами компании.


Страница обновлена: 21.09.2024 в 08:52:08