Проблемы и перспективы информационного обеспечения инфраструктуры предпринимательской деятельности в условиях цифровизации

Ергин С.М.1, Копаенко И.В.1
1 Институт экономики и управления (структурное подразделение) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», Россия, Симферополь

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 16, Номер 1 (Январь 2022)

Цитировать:
Ергин С.М., Копаенко И.В. Проблемы и перспективы информационного обеспечения инфраструктуры предпринимательской деятельности в условиях цифровизации // Креативная экономика. – 2022. – Том 16. – № 1. – С. 77-92. – doi: 10.18334/ce.16.1.114097.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48092591
Цитирований: 5 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Рассмотрены сущность системы информационного обеспечения адекватных условий предпринимательства как важной составляющей потенциала инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности, так и ее информационной безопасности. Определены и обоснованы предпосылки и необходимость внедрения концепции инфраструктурного обеспечения в условиях цифровизации экономики. Идентифицированы и раскрыты сущность основных тенденций развития системы инфраструктурного обеспечения предпринимательских структур в условиях цифровизации экономики. Приведены данные об утечке информации из предпринимательских структур. Охарактеризованы открытая и закрытая модели инновационного бизнеса, роль цифровизации бизнес-процессов, инновационных моделей и платформ информационного обеспечения деятельности предпринимательских структур. Обосновано, что современное предпринимательство является интегрированным бизнес-процессом, основанном на инновационных началах, и видом деятельности цифровых подсистем, который осуществляются в рамках от-дельных функций предпринимательства. Предложены меры по созданию эффек-тивной системы инфраструктурного обеспечения. Выявлены характерные признаки информационного обеспечения «цифрового информационного неравенства» как ключевой проблемы формирование адекватной системы потенциала инфраструктуры предпринимательства. Предложена стратегия улучшения процесса информационного обеспечения предпринимательства как составляющая современного механизма информационной цифровизации предпринимательской сферы

Ключевые слова: инфраструктурное обеспечение предпринимательской деятельности, информационная безопасность, цифровизация экономики, информационная составляющая предпринимательства, утечка информации

JEL-классификация: L26, M21, O31



ВВЕДЕНИЕ

Безопасность и действенность современного предпринимательского сектора экономики являются весомой компонентой системы обеспечения устойчивого развития и конкурентоспособности предпринимательской сферы. Защищенность экономических интересов предпринимательских субъектов позволяет обеспечить их устойчивое функционирование и развитие, а это способствует росту экономики в стране, формирует здоровую конкурентную среду и создает условия для привлечения инвестиций.

Эффективная интеграция и унификация предпринимательских структур в национальную систему может произойти главным образом при формировании и обеспечении адекватных условий конкуренции для отдельно взятых субъектов, предпринимательских объединений, производящих продукцию (услуги) для внутреннего и внешнего рынка. Основой конкурентоспособности предпринимателей становится использование современной информационной технологии. Экономика делается в нашей стране более информационно насыщенной, вопрос качественного доступа к информационным ресурсам выходит на одно из первых мест в конкурентной борьбе. Следует в то же время отметить, что среди проблем, возникающих у предпринимателей в сфере информационной безопасности, наиболее изученными являются проблемы, связанные с защитой информации.

Современная экономическая система страны и ее регионов в целом и предпринимательского сектора многовекторна (многоукладна). Для нее характерны как постиндустриальный, так и индустриальный способ организации экономической системы, специфические модели достижения экономических целей и предпринимательской деятельности.

Наша эконмическая система не просто многополярна, но и представляет собой многомерное сетевое информационное пространство, где отношения гегемонии и привычной информационной субординации элементов адекватного функционирования предпринимательской деятельности практически не систематизированы или просто отсутствуют. В данной быстроразвивающейся системе зарождаются новые институционально-предпринимательские звенья: национальные, региональные (территориальные, местные, муниципальные) и иные сетевые составляющие информационного обеспечения инфраструктурного потенциала инновационно действующих в современных условиях цифровизации экономики предпринимателей.

Учитывая роль, которую современные системы информационного обеспечения потенциала предпринимательства (СИОПП) должны выполнять в экономической системе, одной из важнейших ее функций с позиции обеспечения экономического развития является продуцирование инноваций сферы информационного обеспечения. Это продуцирование происходит как при участии всех формальных и неформальных подсистем, так и институциональных формирований экономической системы.

Под влиянием новых информационных систем (систем виртуализации, интернет-технологий и онлайн-платформ) предпринимательская экономика в целом и система обеспечения ее эффективного функционирования постепенно «освободится» от многочисленных барьеров, дифференцируют эти системы в контексте особой пространственной пластичности, которая рассчитана на динамизм информационного обеспечения (коммуникаций) в качестве движущей силы современной предпринимательской среды, функционирующей на инновационной основе.

В современных условиях цифровизации для всех составляющих, обеспечивающих и поддерживающих подсистем предпринимательской деятельности присущи кластерность СИОПП, прямая связь между экономическими участниками предпринимательской инфраструктуры; коллективный способ реагирования; наличие институциональной среды и т.п. Цифровизация экономики и деятельности бизнес-агентов, которая активно происходит в России и ее регионах, коснулась всех сфер бизнеса. Предпринимательские субъекты должны нацелить свою деятельность на длительный успех, при этом вынуждены принимать вызовы современной системы информационной безопасности бизнес-агентов. Основным детерминантом для этого должна стать цифровая трансформация предпринимательской деятельности и ее инфраструктурного обеспечения.

Анализ последних исследований и публикаций. Некоторые тематические аспекты информационного обеспечения адекватной бизнес-деятельности исследованы в научных трудах отечественных и зарубежных ученых, в частности в публикациях В.И. Ананьина [2] (Ananin, Zimin, 2018), Л.Г. Ахтариевой [3] (Akhtarieva, 2016), В.С. Батищева [4] (Batishchev, Androsova, Stepanova, 2019), С.М. Ергина [7, 8] (Ergin, Kopaenko, 2021), А.В. Кешелава [9] (Keshelava, Samarin, 2017), С.П. Мищенко [13] (Mishchenko, 2012) и др. Проблема информационной безопасности как важнейшей составляющей потенциала формирования системы инфраструктурного обеспечения в условиях цифровизации экономики получила отражение в работах многих российских исследователей, таких как Т.Н. Литвинова [10] (Litvinova, 2016), Н.А. Морозова [14] (Morozova, Moskovtsev, Smetanin, 2019), В.П. Попков [18] (Popkov, Aminov, 2018), А.И. Сметанина [19] (Smetanina, 2016), Н.Г. Устинова [21] (Ustinova, 2019) и др. В то же время мало исследований по выявлению факторов, воздействующих на развитие информационных составляющих структур безопасности деятельности предпринимательских структур, отсутствует общепризнанная база моделирования процессов развития международной кооперации сквозь призму внутригосударственной информационной политики.

Анализ современной научной литературы показал, что существует целый ряд мнений как относительно понимания сущности и элементов инфраструктурного обеспечения, так и использования факторов цифровизации для совершенствования и развития деятельности предпринимательских структур.

Интересны идеи крымских исследователей проблем информационной безопасности (С.М. Ергин [7] (Ergin, Kopaenko, 2021), Ж. Мабиала [11] (Mabiala, Denenber, 2018) и др.), которые считают, что информационное обеспечение предпринимательской деятельности – это экономические правоотношения по созданию безопасных информационно-образующих условий жизнедеятельности бизнес-структур. По их мнению, инфраструктурное обеспечение представляет собой деятельность определенной совокупности структур и институтов различной организационно-правовой формы по формированию условий для реализации функций управления эффективной предпринимательской деятельностью.

В то же время Г.Ю. Мицык [12] (Mitsyk, 2019), Н.А. Морозова [14] (Morozova, Moskovtsev, Smetanin, 2019), Р.Б. Палякин [16] (Palyakin R.B. Kalenskaya, 2016), Г.Г. Плешаков и В.В. Кабанов [17] (Pleshakov, Kabanov, 2016) «определяют информационную безопасность как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства и исключают возможность причинения вреда из-за неполноты, несвоевременности и недостоверности информации как результата негативных последствий функционирования информационных технологий или в результате распространения законодательно запрещенной или ограниченной для распространения информации» [12, 14, 16, 17] (Mitsyk, 2019; Morozova, Moskovtsev, Smetanin, 2019; Palyakin, Kalenskaya, 2016; Pleshakov, Kabanov, 2016). В.П. Попков и Х.И. Аминов «определяют информационное обеспечение безопасной системы бизнес-деятельности как состояние защищенности информационного пространства предпринимательской среды, обеспечивающего формирование и развитие этого пространства в интересах государства, предпринимательства и личности» [18] (Popkov, Aminov, 2018).

Цель исследования заключается в идентификации спектра проблем, связанных с информационным обеспечением предпринимательской деятельности и определении перспективных путей его системного моделирования в условиях цифровизации на основе использования выходных данных системы и формирования блок-схемы модели оценки эффективности информационного обеспечения бизнес-деятельности.

Большинство предпринимательских структур малых, средних, больших размеров и форм деятельности владеют определенным инструментарием обработки и анализа информационных ресурсов, однако его применения обычно недостаточно для существенного улучшения условий их эффективного функционирования на уровне структурных подразделений.

Результаты

Информация является весомым фактором производства, процесса хозяйствования предприятий в целом, она имеет стоимостные характеристики, определяемые тем реальным доходом, который можно получить от ее использования. Справедливость классического выражения: «кто владеет информацией, тот владеет миром» – имели возможность проверить в последние годы уже сотни российских предпринимателей. Однако понимание специфики информационной безопасности как весомой составляющей экономической состоятельности (безопасности) предприятия приходит не сразу. Вопросы информационного обеспечения эффективности предпринимательской деятельности становятся все более актуальными и в аспекте цифровизации экономического пространства [5] (Dyatlov, 2018). Информационное обеспечение безопасности бизнес-сектора – важнейший элемент СИОПП. Мероприятия по ее обеспечению, с одной стороны, направлены на охрану конфиденциальной информации, с другой – включают контрмеры, которые способствуют развитию бизнеса и служат для предотвращения неприятных неожиданностей.

Информационное обеспечение безопасной предпринимательской деятельности – важная составляющая концепции корпоративной безопасности промышленников и предпринимателей и становится научно обоснованной системой взглядов на определение основных направлений, условий и порядка практического решения задач защиты бизнес-субъектов и их деятельности от противоправных действий и недобросовестной конкуренции [15].

Понятие информации в общем виде определено в законе РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [23]. Сегодня информация является коммерческим объектом, а значит, нуждается в защите. Служба по информационной безопасности направлена на защиту конфиденциальной информации и разработку мероприятий по мониторингу ситуаций информационного риска. Информацию можно продать, импортировать, фальсифицировать, украсть и пр. Информация, которой обменивается человек с помощью машины с другими людьми или с машиной, может быть важной и, следовательно, является предметом защиты. Итак, на первый план выходит необходимость и проблема обеспечения мер защиты бизнес-информации. Для защиты конфиденциальной информации в учреждениях специально создается служба безопасности, особенности функционирования которой определяются тем, что на нее возложены обязанности по организации режимов конфиденциальной информации, организации допуска к ней сотрудников и посторонних лиц; организации хранения, учета и уничтожения носителей информации, выявления каналов возможной утечки коммерческой бизнес-информации, их нейтрализации и т.д. [6] (Zubarev, 2017). Современный деловой мир, представленный главным образом финансово-информационными корпорациями, страдает от информационного грабежа. По данным мировой статистики, потеря только 20% информации ведет к разрушению 65% фирм и компаний, поэтому информационная безопасность для предпринимателя является одним из важнейших показателей его успешной деятельности [8] (Ergin, Kopaenko, 2021).

В центре проблематики информационного обеспечения в современных условиях цифровизации стоит вопрос защиты деятельности предпринимательских структур от разного рода угроз информационной безопасности. Как подтверждают М.И. Фалеев и Г.С. Черных, реализация угроз информационной безопасности является результатом действия одного из трех событий: при разглашении коммерческой информации, при утечке конфиденциальной информации и при несанкционированном доступе к защищаемой информации [22] (Faleev, Chernyh, 2014).

Утечка информации является важным источником угроз (риска) и возникает в силу ряда детерминант (рис. 1).

Рисунок 1. Утечка информации и каналы ее возникновения как фактор риска

информационного обеспечения деятельности предпринимательских структур

Источник: составлено авторами на основе [1].

С.П. Мищенко, опираясь на данные статистики, утверждает, что потеря только 20% информации вызывает разрушение 65% фирм и компаний, а ухудшение ее параметров может привести к крайне тяжелым последствиям, связанным с разрывом партнерских отношений, невыполнением условий договоров, потерей выгодных контрактов, отказом от принятых решений, которые стали неэффективными в результате разглашения конфиденциальной информации [13, с. 251] (Mishchenko, 2012, р. 251).

«Большинство предпринимательских структур связывает решение проблем информационного обеспечения с созданием современной инновационной системы информационной безопасности, которая способно обеспечить защиту от риска утечки коммерческой информации, ее несанкционированного доступа и нейтрализации факторов угроз экономической безопасности детальности» [19] (Smetanina, 2016).

Информационные процессы являются основой функционирования современного общества и «проводником», с помощью которого реализуется взаимодействие между субъектами рыночных отношений. Их открытость и достаточно высокая разветвленность порождают проблемы, конфликты, связанные с «внедрением» активных наступательных технологий в информационное пространство для того, чтобы получать преимущества в материальной и финансовой сфере [7, 8] (Ergin, Kopaenko, 2021).

Свойства информации, которые определяют уровень ее безопасности, формируются бизнес-структурами и реализуются рыночно-отраслевыми и хозяйственными ожиданиями. Необходимо отметить, что открытость общества, вовлечение в глобальные процессы большого количества людей, ресурсов и экономик целых стран сопровождается рядом негативных явлений, которые непосредственно связаны с использованием информации, информационных продуктов и услуг. К ним, по мнению А.И. Сметанина и И.А. Морозова, следует отнести [19] (Smetanina, 2016):

- многочисленные нарушения в финансово-кредитной сфере;

- несанкционированный доступ к информации;

- неправомерные изменения, искажающие содержание информации, в результате чего она теряет свою юридическую значимость и ценность;

- многочисленные явления, приводящие к значительным негативным последствиям в масштабах целой страны, которые сегодня объединяются под общим названием «информационная война».

Ко всему сказанному надо отметить, что информационные ресурсы предпринимательских структур и система информационного обеспечения деятельности предприятий и организаций являются непосредственными факторами прямого влияния на эффективность моделирования процесса принятия решений (как в составе организационных, так и среди материальных факторов) [20] (Tribunskaya, 2013). Кроме того, личностные факторные детерминанты также предусматривают взаимодействие работников сферы управления с системой информационного обеспечения и способны проводить проработку имеющихся информационных ресурсов с целью принятия эффективных хозяйственных решений.

В сложившихся условиях важным направлением функционирования СИОПП является постоянный поиск эффективных направлений улучшения деятельности предпринимательской структур на базе непрерывной обработки информационных потоков для повышения эффективности как принимаемых хозяйственных решений, так и всей деятельности предприятий (рис. 2) [20] (Tribunskaya, 2013).

Рисунок 2. Процесс функционирования СИОПП в аспекте принятия решений в условиях цифровизации

Источник: составлено авторами на основе [20] (Tribunskaya, 2013).

Для эффективной системы информационного обеспечения предпринимательства, безусловно, необходимо, чтобы на предприятии существовало информационно-аналитическое подразделение. Оно должно стать составной частью службы безопасности, в функции которой входят: защита любой информации организации, освещение обстановки внутри и за пределами предприятия, своевременное получение опережающей информации о жизненно важных для предприятия процессах и нахождение способов ее оптимального использования. Отметим, что при оценке воздействия общих и специфических параметров системы информационного обеспечения на показатели и результаты деятельности предприятия целесообразно соблюдать следующие принципы [7, 21] (Ergin, Kopaenko, 2021; Ustinova, 2019):

- информационного обеспечения предпринимательской деятельности, когда система должна содержать такие показатели, расчет которых возможен при наличии существующей информацией;

- оценки влияния показателей, когда эту оценку необходимо осуществлять с использованием результатов предпринимательской деятельности за весь период реализации внедрения СИОПП;

- комплексной оценки факторов, которая предполагает учет влияния на процесс внедрения информационных координационных центров определенного фактора, характеризующегося отдельными показателями системы;

- непрерывности, предполагающей корректировку показателей СИОПП или дополнение новых показателей оценки по мере поступления новых данных об объекте исследования.

«Система показателей должна строиться с учетом комплекса факторов, обуславливающих повышение эффективности предпринимательской деятельности. Рассматривая содержание процесса обеспечения информационной составляющей экономической состоятельности бизнес-структур, необходимо выделить следующие основные функции информационно-аналитического подразделения предприятия, надлежащее использование которых необходимо для достижения соответствующего уровня обеспечения информационной составляющей экономической безопасности предприятия» [19, 22] (Smetanina, 2016; Faleev, Chernyh, 2014):

- сбор всех видов информации, касающейся деятельности, и ее соответствующую защиту от распространения;

- анализ получаемой информации; прогнозирование трендов, по которым будет развиваться среда функционирования предприятия;

- оценка уровня экономической состоятельности (безопасности) предпринимательских структур по всем ее составляющим в целом, разработка рекомендаций по ее повышению;

- другие виды деятельности по обеспечению информационной составляющей экономической безопасности предприятия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для улучшения системы информационного обеспечения потенциала предпринимательской деятельности необходима устойчивая, высокоэффективная институциональная политика, которая предполагает формирование системы безопасности коммерческой и другой бизнес-информации. Обязательной детерминантой формирования этой системы является разработка адекватных норм и нормативов, устойчивое развитие и совершенствование основ сертификации систем защиты и упразднения информационного риска, организация и налаживание эффективной предпринимательской деятельности.

При этом перспективным должен быть процесс совершенствования системы повышения квалификации кадрового состава отделов обеспечения и сопровождения сферы информационной безопасности, урегулирование отношений в интернет-пространстве. Создание системы информационного обеспечения бизнеса и предпринимательской деятельности, которая способна обеспечить надлежащий уровень ее защищенности в условиях постоянного совершенствования возможностей технических разведок и средств ведения информационных войн и т.д., является важным условием функционирования предпринимательской деятельности.

К необходимым мерам по обеспечению информационного потенциала безопасной предпринимательской деятельности необходимо отнести:

– осуществление контроля над каналами утечки информации;

– осуществление мониторинга доступа сотрудников к корпоративным информационным ресурсам;

– хранение архива операций с документами;

– постоянный контроль использования мобильных устройств хранения информации, устройств передачи информации;

– архивирование почтовой корреспонденции;

– осуществление мониторинга на уровне файловых операций;

– контроль над деятельностью сотрудников, их доступа и использование ими только той информации, которая нужна для служебных обязанностей;

– правильный подбор кадров, применение материальных и моральных стимулов, создание благоприятного социально-психологического климата внутри организации, создание возможностей для профессионального роста, снижение текучести кадров, формирование «предпринимательского патриотизма».

Однако только своевременное и комплексное использование всех этих задач может привести к желаемому результату.


Источники:

1. Анализ рынка систем защиты от утечек конфиденциальных данных (DLP) в России. ЭКСПЕРТЫ № 1, В защите переговоров. [Электронный ресурс]. URL: https ://detsys.ru/article/analiz_rynka_system_zaschity.
2. Ананьин В.И., Зимин Цифровое предприятие: трансформация в новую реальность // Бизнес-информатика. – 2018. – № 2(44). – c. 45-54.
3. Ахтариева Л.Г. Перспективы развития инфраструктуры предпринимательства // Экономика и социум. – 2016. – № 6-1. – c. 116-119.
4. Батищев В.С., Андросова И.В., Степанова А.Р. Стратегические направления развития малого предпринимательства в России // ЦИТИ-СЭ. Экономические науки. – 2019. – № 3(20). – c. 19.
5. Дятлов С.А. Факторы формирования инфраструктуры глобальной цифровой экономики // Философия хозяйства. – 2018. – № 5. – c. 66-79.
6. Зубарев А.Е. Цифровая экономика как форма проявления закономерностей развития новой экономики // Вестник Тихоокеанского государственного университета. – 2017. – № 4 (47). – c. 177-181.
7. Ергин С.М., Копаенко И.В. Формирование системы инфраструктурного обеспечения предпринимательства // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. – 2021. – № 2(66). – c. 1-8.
8. Ергин С.М., Копаенко И.В. Обновление инфраструктурного потенциала обеспечения предпринимательской деятельности: модернизационный аспект // Цитисэ. – 2021. – № 3. – c. 343-356. – doi: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.3.27.
9. Кешелава А.В., Самарин А.В. Инфраструктура цифровой экономики // Экономические стратегии. – 2017. – № 8. – c. 120-131.
10. Литвинова Т. Модель управления факторами, сдерживающими и ускоряющими развитие инфраструктуры предпринимательства на мировых рынках // Аудит и финансовый анализ. – 2016. – № 6. – c. 332-336.
11. Мабиала Ж., Дененбер Ю.М. Проблематика и факторы обеспечения экономической безопасности региона // Kant. – 2018. – № 3(28). – c. 200-205.
12. Мицык Г.Ю. Совершенствование механизма защиты прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности // Сборник трудов конференции «Современное гражданское обязательственное право России и его применение в гражданском судопроизводстве». 2019. – c. 304-311.
13. Мищенко С. П. Информационная составляющая экономической безопасности предприятия // Вестник экономики транспорта и промышленности. – 2012. – № 39. – c. 250–253.
14. Морозова Н.А., Московцев А.Ф., Сметанин А.И. Инфраструктурное обеспечение предпринимательства в условиях цифровой экономики России // Сreative economy. – 2019. – № 13(4). – c. 656-671. – doi: 10.18334/ce.13.4.40573.
15. О Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017-2030 гг.: указ Президента РФ № 203-ФЗ: утвержден Президентом РФ 09.05.2017 г. [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/41919 (дата обращения: 15.12.2021).
16. Палякин Р.Б. Каленская Н.В. Развитие инфраструктуры предпринимательства: агентно-ориентированный подход // Казанский экономический вестник. – 2016. – № 4. – c. 88-93.
17. Плешаков Г.Г., Кабанов В.В. Теоретические аспекты развития предпринимательской деятельности // Известия ВолгГТУ. – 2016. – № 13(192). – c. 101-114.
18. Попков В.П., Аминов Х.И. Концептуальная схема и генезис развития инфраструктуры предпринимательства // Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2018. – № 1. – c. 24-30.
19. Сметанина А.И. Перспективы развития инфраструктурного обеспечения виртуального предпринимательства // Аудит и финансовый анализ. – 2016. – № 1. – c. 396-400.
20. Трибунская У. Ключевые проблемы инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности в современной России // Со-циально-экономические явления и процессы. – 2013. – № 8(054). – c. 121-125.
21. Устинова Н.Г. Цифровая экономика и предпринимательство: вопросы взаимодействия // Вестник СГСЭУ. – 2019. – № 3(77). – c. 32-37.
22. Фалеев М.И., Черных Г.С. Угрозы национальной безопасности государства в информационной сфере // Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. – 2014. – № 1(6). – c. 21–34.
23. Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о за-щите информации" от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 02.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.12.2021), Статья 5. Информация как объект правовых отношений; Статья 13. Информационные системы; Статья 16. Защита информации. КонсультантПлюс «Надежная правовая поддержка». [Электронный ресурс]. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/ (дата обращения: 29.12.2021).

Страница обновлена: 27.05.2024 в 21:12:49