Современные концепты регулирования организации подготовки кадров в цифровой экономике
Симченко Н.А.1, Анисимова Н.Ю.1
1 Институт экономики и управления (структурное подразделение) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», Россия, Симферополь
Скачать PDF | Загрузок: 6 | Цитирований: 5
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 12, Номер 2 (Февраль 2022)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48122559
Цитирований: 5 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Научная статья отражает результаты проведенного исследования в сфере развития системы подготовки кадров в условиях цифровых производственно-трудовых отношений. Отражены роль и значение непрерывного образования, дана оценка его влияния на социальный статус и благосостояние работника, рассмотрены мотивы профессионального обучения в трудовой деятельности. Изучена необходимость и пределы государственного регулирования системы дополнительного профессионального образования, обоснована необходимость формирования и внедрения государственных регуляторов организации подготовки кадров в цифровой экономике. Проведена оценка образовательного потенциала Республики Крым, рассчитана экономическая эффективность его использования при разных вариантах лимита времени на профессиональное обучение. Предложены концептуальные направления организации подготовки кадров в цифровой экономике с применением регуляторов социально-трудовой, образовательной и налоговой политики. Обоснован мультипликативный эффект бюджетных инвестиций вследствие принятия взвешенных управленческих решений исполнительных органов власти и максимального использования образовательного потенциала национального и регионального рынка труда.
Ключевые слова: подготовка кадров, непрерывное образование, цифровая трансформация, государственное управление, государственные регуляторы, образовательный потенциал, мультипликативный эффект
JEL-классификация: I26, J24, O31, M53
Введение. Постоянное самообучение и самосовершенствование становится насущной необходимостью каждого современного человека. Эта аксиома продиктована стремительной динамикой всех общественных процессов, включая ее важнейшую часть – трудовую деятельность. Цифровая трансформация экономики многократно повысила требования к компетенциям специалистов во всех отраслях, обуславливая переход от единократно полученного профессионального образования к концепции непрерывного обучения индивида в течение всей его жизни.
Высокая квалификация в системе производственно-трудовых отношений преимущественно имеет прямую корреляцию с уровнем заработной платы, благосостоянием и социальным статусом работника. Тем не менее удельный вес персонала, постоянно повышающего уровень своих знаний, умений и навыков, не превышает в его совокупной численности 10,0% [1] (Anisimova, 2021). При этом, как свидетельствуют данные Федеральной службы государственной статистики, свыше 50,0% россиян работают не по специальности; в группе людей с низким уровнем образования этот показатель составляет от 67,0 до 72,0% [2] (Alekseichuk, Strekalova, 2019).
Отсутствие мотивации к непрерывному образованию приводит работников к профессиональной деградации [3–5] (Baranov, 2020; Whitfield, Dresser, Magoffin, Wilby, 2021; Kochneva, 2021), которая отражается не только на их карьерном росте, но и на эффективности деятельности предприятий и организаций. Многие субъекты хозяйствования также заинтересованы в дополнительном обучении персонала лишь номинально, в свободное от производственного процесса время и за счет личных средств сотрудников [6, 7] (Putikhin, 2013; Loginov, 2021).
Возможности решения данного противоречия содержатся в государственных регуляторах организации подготовки кадров, научное обоснование формирования которых и стало целью данной статьи.
Материалы и методы. Вопросы государственного регулирования организации подготовки кадров находятся в центре внимания достаточно большого числа ученых. Так, М. А. Любарская, Е. Г. Бондарь и С. Н. Данилова исследуют нормативно-правовые аспекты целевой подготовки кадров для приоритетных сфер экономики, выделяя как положительные, так и отрицательные стороны участия государства в этом процессе [8] (Liubarskaia, Bondar, Danilova, 2021). Н.С. Карцева рассматривает государственный заказ на подготовку и переподготовку кадров как «средство государственного регулирования удовлетворения потребностей национальной и региональной экономики в квалифицированных кадрах» [9] (Kartseva, 2020). Автор также предлагает к внедрению разработанную ей стабилизационно-мотивационную модель размещения государственного заказа подготовки специалистов в вузах на основе функционирования Единого портала вакансий и формирования прогноза потребности в рабочих кадрах.
Современные тенденции адаптации системы дополнительного профессионального образования к социально-экономическим условиям развития общества раскрывает в своей работе С.В. Барабанова. Исследуя эволюцию государственного влияния на процесс повышения квалификации и переподготовки кадров, автор отмечает, что «государство все еще ищет оптимальные пределы вмешательства в сферу ДПО, баланс между автономией образовательной деятельности за счет средств заказчика и интересами всего общества» [10] (Barabanova, 2015).
Правовое регулирование дополнительного профессионального образования в Российской Федерации, в том числе на примере аграрного сектора экономики, исследует и Е.А. Пыжова [11] (Pyzhova, 2021). К заслуживающим внимания наработкам автора в контексте исследуемой темы можно отнести утверждение о необходимости внесения изменений в действующую нормативно-законодательную базу в части обязательности прохождения периодического повышения квалификации в сфере своей деятельности всеми работниками.
В наибольшей степени государственное влияние на процесс непрерывного профессионального образования прослеживается в подготовке высшего административного звена, о чем свидетельствуют положения Постановления Правительства РФ «О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации» [12]. Как указывает Д.А. Савчук, формат Программы подготовки управленческих кадров России позволяет оптимизировать кадровую политику предприятий, нивелировать недостатки избыточного финансирования и завуалированной коррумпированности претендентов, снизить директивность процесса обучения [13] (Savchyuk, 2015).
Обобщая результаты проведенного анализа современных исследований в сфере регулирования организации подготовки кадров, можно констатировать, что большинство ученых сходятся во мнении о необходимости участия государства не только в процессе основного, но и дополнительного профессионального образования. При этом на нормативно-правовом уровне должна быть закреплена не только необходимость непрерывности обучения, но и действенные регуляторы организации подготовки профессиональных кадров.
Результаты. Важность введения государственных регуляторов в систему непрерывной подготовки кадров подтверждается возможным мультипликативным эффектом бюджетных инвестиций, запланированных в рамках реализации национальных проектов «Производительность труда и поддержка занятости» [14], «Образование» [15], «Цифровая экономика Российской Федерации» [16]. Не менее значимы для национальной и региональной экономики и социально-экономические результаты системы дополнительного профессионального образования, задействующей ее образовательный потенциал.
Так, оценка образовательного потенциала Республики Крым, проведенная по авторской методике (Simchenko, Anisimova, 2022) с применением различных вариантов лимита времени на обучение, свидетельствует, что ежегодная чистая прибыль от его реализации может составить от 21,0 млрд руб. (вариант θ5) до 82,2 млрд руб. (вариант θ2) [17]. Варианты лимита времени на обучение при этом имеют следующие количественные значения: θ1 – менее 10 часов в неделю; θ2 – от 10 до 20 часов в неделю; θ3 – от 20 до 30 часов в неделю; θ4 – от 30 до 40 часов в неделю; θ5 – свыше 40 часов в неделю.
Максимальный уровень чистой прибыли (82,2 млрд руб.) и рентабельности (102,3%) реализации образовательного потенциала Республики Крым достижим при условиях наличия у обучающихся лимита свободного времени в среднем на уровне от 10 до 20 часов в неделю. В этом варианте объем образовательного потенциала на одного обучающегося составит 125421,0 руб.
Таблица 1
Показатели оптимального плана реализации образовательного потенциала обучающихся Республики Крым с учетом лимита времени на обучение
Показатель
|
Вариант лимита
времени на обучение
|
Откло-нение,
в % | ||||
θ1
|
θ2
|
θ3
|
θ4
|
θ5
| ||
Численность
обучающихся, чел.
| ||||||
Мастер-класс
|
60290
|
20595
|
23808
|
29843
|
29900
|
293,0
|
Краткосрочные программы повышения квалификации
|
697600
|
625922
|
541256
|
385710
|
324342
|
215,0
|
Среднесрочные программы повышения квалификации
|
195224
|
333444
|
342637
|
298255
|
254960
|
176,0
|
Долгосрочные программы повышения квалификации
(профессиональная переподготовка)
|
72716
|
139216
|
183926
|
288184
|
342870
|
472,0
|
Программы среднего профессионального образования
(колледж 9 кл.) |
63377
|
36083
|
41712
|
64550
|
72757
|
202,0
|
Программы среднего профессионального образования
(колледж 11 кл.) |
37983
|
21625
|
24999
|
34817
|
41424
|
192,0
|
Бакалавриат
|
29518
|
16806
|
19428
|
30064
|
33887
|
202,0
|
Магистратура
|
138088
|
101081
|
116851
|
162745
|
193627
|
192,0
|
Аспирантура
|
965
|
989
|
1143
|
1592
|
1993
|
207,0
|
Чистая прибыль, млн
руб.
| ||||||
Республика Крым
|
51946,3
|
82189,8
|
71784,0
|
39101,7
|
21031,8
|
391,0
|
Уровень
рентабельности, %
| ||||||
Республика Крым
|
46,5
|
102,3
|
79,2
|
31,7
|
14,9
|
687,0
|
Объем
образовательного потенциала на одного обучающегося, руб.
| ||||||
Республика Крым
|
126241,0
|
125421,0
|
125372,0
|
125475,0
|
125528,0
|
101,0
|
С целью реализации в полном объеме рассчитанного эмпирическим путем образовательного потенциала Республики Крым необходимо совокупное влияние государственных регуляторов, представленных на рисунке 1. Как видно из его схемы, они включают три концептуальных направления государственной политики: социально-трудовое, образовательное и налоговое. Их реализация будет способствовать как более эффективному использованию трудовых ресурсов региона и страны в целом, так и принятию взвешенных управленческих решений исполнительных органов власти в сфере производственно-трудовых отношений. Кроме того, обязательность выполнения предлагаемых к внедрению мероприятий всеми институциональными участниками рынка труда приведет к росту совокупного интеллектуального капитала цифровой экономики на всех уровнях управления.
Рисунок 1. Государственные регуляторы организации подготовки кадров в цифровой экономике
Источник: составлено авторами.
Под уровнями управления в данном контексте понимается не только собственно региональный, но и национальный уровень, так как мероприятия социально-трудовой, образовательной и налоговой политики являются общефедеральными и внедряемыми во всех сферах и направлениях деятельности. Формирование единой государственной информационной системы непрерывного образования будет обеспечено благодаря цифровизации, позволяющей реагировать за запросы рынка труда в реальном времени.
Заключение. Современные концепты регулирования организации подготовки кадров в цифровой экономике должны базироваться на принципах непрерывности, всеобщности, диджитализации, персональности и доступности. Их эффективное выполнение в системе цифровых производственно-трудовых отношений возможно при условии формирования и эффективного внедрения государственных регуляторов, включающих мероприятия социально-трудовой, образовательной и налоговой политики. Реализация обоснованных направлений носит как административно-регулятивный, так и социально-экономический характер, включает нормативно-правовые и организационные методы.
Мультипликативный эффект предложенных государственных регуляторов организации подготовки кадров будет достигнут при взаимодействии таких институциональных участников рынка труда, как Министерство науки и высшего образования РФ, Министерство труда и социальной защиты РФ, Министерство экономического развития РФ, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, а также Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. Не меньшую роль в формировании национальной системы непрерывного профессионального образования должны играть и региональные органы исполнительной власти, корректирующие концепты государственной политики в соответствии с социально-экономическими условиями развития субъектов Российской Федерации. В целом их деятельность позволит адаптировать современную систему подготовки кадров к условиям цифровой трансформации и повысить уровень использования общенационального образовательного капитала.
Источники:
2. Алексейчук С.Е., Стрекалова С.А. Статистика трудоустройства по специальности выпускников высших учебных заведений в России // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: сб. матер. XIV межд. науч.-практ. конф. Чебоксары, 2019. – c. 189-191.
3. Баранов Е.Г. Профессиональная деятельность как фактор деградации личности // Человеческий капитал. – 2020. – № 8(140). – c. 135-144. – doi: 10.25629/hc.2020.08.13.
4. Whitfield К.М., Dresser J.D., Magoffin R., Wilby K.J. Maintaining and maximising motivation to progress scholarly work during challenges times – Reflections from the pandemic // Currents in Pharmacy Teaching and Learning. – 2020. – № 3. – p. 193-197. – doi: 10.1016/j.cptl.2020.10.017.
5. Кочнева Д.Н. Мотивация персонала как главный фактор преодоления сопротивления обучению // Современный менеджмент: проблемы и перспективы: сб. стат. по итогам XVI межд. науч.-практ. конф. Санкт-Петербург, 2021. – c. 673-676.
6. Путихин Ю.Е. Проблемы экономической эффективности программ повышения производительности труда // Журнал правовых и экономических исследований. – 2013. – № 2. – c. 113-117.
7. Логинов Д.М. Дополнительное профессиональное образование на старте трудовой карьеры: практики, результативность, планы // Cборник трудов по проблемам дополнительного профессионального образования. – 2021. – № 40. – c. 23-32.
8. Любарская М.А., Бондарь Е.Г., Данилова С.Н. О целесообразности государственного регулирования целевой подготовки кадров для приоритетных сфер экономики // ИнноЦентр. – 2018. – № 4(21). – c. 311-318.
9. Карцева Н.С. Государственный заказ на подготовку кадров как инструмент формирования образовательного потенциала региональной экономики // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2020. – № 3(46). – c. 90-100.
10. Барабанова С.В. Правовое регулирование дополнительного образования в Российской Федерации: новые тенденции // Правовое государство: теория и практика. – 2015. – № 1(39). – c. 70-75.
11. Пыжова Е.А. Правовое регулирование дополнительного профессионального образования в России (на примере системы агропромышленного комплекса) // E-scio. – 2021. – № 11(62). – c. 549-559.
12. О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в 2018/19 - 2024/25 учебных годах и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 13.02.2019 г. № 142. Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/72174924/#block_51 (дата обращения: 20.01.2022).
13. Савчук Д.А. Социальные технологии в государственном регулировании подготовки управленческих кадров // Социология и право. – 2015. – № 4(30). – c. 59-63.
14. Паспорт Национального проекта (программы) «Производительность труда и поддержка занятости»: утвержден протоколом президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 24.12.2018 г. № 16. Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_382889 (дата обращения: 05.01.2022).
15. Паспорт Национального проекта «Образование»: утвержден протоколом президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 24.12.2018 г. № 16. Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319308 (дата обращения: 06.01.2022).
16. Паспорт Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»: утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24.12.2018 г. № 16. Гарант. [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/72190282 /#ixzz72gR8FrCt (дата обращения: 05.01.2022).
17. Симченко Н.А., Анисимова Н.Ю. Оценка развития системы трудовых отношений с применением фрактальной теории // Экономика труда. – 2022. – № 1. – doi: 10.18334/et.9.1.114114.
Страница обновлена: 28.10.2024 в 21:24:43