Агробизнес и образование: ключевые модели подготовки кадров для сельского хозяйства

Зинич Л.В.1
1 Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина

Статья в журнале

Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 11, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2024)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Статья посвящена разработке эффективных моделей подготовки специалистов для сельского хозяйства, отвечающих требованиям современного аграрного сектора в условиях технологической модернизации и внедрения инноваций. В исследовании анализируются ключевые подходы к образовательному процессу, включая интеграцию новых технологий, развитие производственного образования, а также роль сотрудничества образовательных учреждений с агробизнесом. Особое внимание уделено формированию образовательных программ, направленных на развитие практических навыков у будущих специалистов и их адаптацию к быстро меняющимся условиям рынка труда. Работа подчеркивает важность комплексного подхода, сочетающего теоретическую и практическую подготовку, для повышения эффективности аграрного образования и улучшения квалификации кадров. Результаты исследования могут быть использованы для разработки рекомендаций для образовательных учреждений, аграрных предприятий и органов власти по созданию и внедрению эффективных моделей подготовки специалистов для сельского хозяйства.

Ключевые слова: агробизнес, образование, сельское хозяйство, кадровый потенциал, рынок труда, производственное образование, образовательный хаб

JEL-классификация: I21, I23, I25, I26, I28? Q13, Q17, Q18? J21, J23, J24



Введение

Сельское хозяйство России – одна из ключевых отраслей экономики, обеспечивающая продовольственную безопасность, развитие сельских территорий и устойчивый экономический рост [1, 2]. Однако, несмотря на значительный вклад сельского хозяйства в экономику страны, отрасль сталкивается с множеством вызовов, включая необходимость модернизации, улучшения технологий, повышения конкурентоспособности и устойчивости к изменяющимся климатическим условиям. Все эти задачи требуют высокого уровня подготовки кадров, способных работать в условиях современных вызовов и использовать инновационные методы и технологии. Изучение подготовки кадров для сельского хозяйства охватывает несколько дисциплин, включая аграрную экономику, педагогику, менеджмент и социологию. Множество ученых, работающих в этих областях, исследуют различные аспекты обучения и подготовки специалистов для аграрного сектора, включая теоретическую подготовку, практическую направленность и взаимодействие между образовательными учреждениями и сельскохозяйственным бизнесом. Вопросами подготовки кадров для сельского хозяйства занимаются такие ученые, как Егоров В.Г., Лихачева Л.Б., Матвеева Е.В. [3], Мурашова Н.В., Маримакова О.Ю. [4], Кучаров Ж.О. [5], Горбатенко А.И., Никитина А.Д., Ширяева Ю.В. [6], Медведева Н.А. [7]. Несмотря на достаточное количество научных работ, современные условия требуют целостного подхода к подготовке кадров для сельского хозяйства с учётом новых вызовов и технологий, который сочетает теоретические и практические аспекты в обучении и профессиональной подготовке. В связи с чем целью исследования является разработка и обоснование эффективных моделей подготовки специалистов для сельского хозяйства, которые будут учитывать современные технологические изменения и процессы модернизации аграрного сектора. Исследование направлено на выявление ключевых факторов, влияющих на образование в аграрной сфере, и формирование рекомендаций по внедрению инновационных подходов в образовательные программы. Новизна исследования заключается в адаптации образовательных моделей к потребностям рынка труда, интеграции новых технологий и методов обучения, а также укреплению взаимодействия между образовательными учреждениями, агробизнесом и государственными структурами для подготовки высококвалифицированных кадров, способных эффективно решать вызовы современной аграрной экономики.

Основная часть

Современные вызовы в сельском хозяйстве требуют не только технического и технологического совершенствования, но и новых подходов к обучению и подготовке специалистов. Существуют несколько ключевых проблем, которые осложняют подготовку кадров для сельского хозяйства:

‒ Отток молодых специалистов из сельских районов. Молодежь, как правило, стремится уехать в крупные города, где больше возможностей для образования и трудоустройства [8]. В результате, сельское хозяйство сталкивается с дефицитом молодых кадров, особенно в сельских районах, где традиционно труднее создать привлекательные условия для жизни и работы.

‒ Низкий уровень квалификации и нехватка рабочих кадров. Сельское хозяйство испытывает нехватку квалифицированных специалистов – инженеров, агрономов, механизаторов и менеджеров. Устаревшие системы образования и недостаточный интерес молодежи к аграрным профессиям также способствуют снижению уровня подготовки кадров для отрасли.

‒ Изменение потребностей в навыках и профессиях. Современное сельское хозяйство требует не только знаний традиционных сельскохозяйственных технологий, но и умения работать с инновациями, такими как агротехнологии, роботизация, применение биотехнологий и использование цифровых решений для мониторинга и управления производством. Это требует от работников новых компетенций, которых часто не хватает в образовательных программах.

Недостаточная готовность управленцев к эффективному управлению, коммуникациям, социальной адаптации и реализации инновационных проектов свидетельствует о проблемах в высшем образовании, связанных с недостаточной ориентированностью на развитие профессиональных и инновационных компетенций, соответствующих актуальным требованиям экономики и работодателей [9, 10].

По результатам изучения мнений слушателей Государственной программа подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации произведена оценка качеств личности руководителя (рисунок 1).

Рисунок 1 – Оценка качеств личности руководителя

Источник: составлено автором.

График показывает сравнение идеального руководителя и реального руководителя: идеальные показатели включают высокие оценки в области инновационного мышления, создания ценности и управления проектами, реальные показатели демонстрируют более низкие результаты в управлении инновационными проектами и способности рисковать, но высокие оценки в навыках сотрудничества и построении систем отношений.

Неблагоприятная ситуация в области кадрового обучения также наблюдается в подготовке рабочих, специалистов среднего профессионального и высшего образования для сельского хозяйства (рисунок 2).

Рисунок 2 – Выпуск специалистов сельскохозяйственного профиля

в России в 2010-2024 гг.

Источник: составлено автором по [11].

Наблюдаются следующие основные тенденции в подготовке специалистов сельскохозяйственного профиля в России: рост числа специалистов с высокими технологическими и управленческими компетенциями, дефицит квалифицированных кадров в аграрных секторах, а также увеличение государственного внимания к аграрному образованию.

Кадровый дефицит в сельском хозяйстве выражается в старении профессиональных кадров, а также в низком уровне квалификации руководителей и специалистов, что препятствует эффективному внедрению сельскохозяйственных инноваций [12]. Это, в свою очередь, приводит к снижению экономической эффективности сельскохозяйственных организаций.

Качество квалификации работников сельского хозяйства, соответствующих современным требованиям, напрямую зависит от инвестиций в развитие человеческого капитала (рисунок 3).

Рисунок 3 – Динамика средней номинальной заработной платы по отраслям

в 2010-2024 гг.

Источник: составлено автором по [11].

Эффективность роста сельскохозяйственного сектора тесно связана с уровнем государственной поддержки в формировании человеческого капитала в этой отрасли. Однако на данный момент сельское хозяйство продолжает оставаться низкодоходной отраслью.

Кадровый потенциал, обладающий необходимыми компетенциями в условиях нарастающей цифровизации всех секторов экономики, может стать ключевым фактором повышения производительности труда и конкурентоспособности как отдельных экономических субъектов России, так и национальной экономики в целом [13, 14, 15, 16, 17, 18].

Партнёрство между бизнесом и образовательными учреждениями в сфере подготовки кадров для сельского хозяйства становится важнейшим фактором успешного развития аграрной отрасли. В условиях модернизации сельского хозяйства и внедрения инновационных технологий в агропроизводство, предприятия сталкиваются с дефицитом квалифицированных специалистов. Это требует тесного сотрудничества с учебными заведениями, чтобы подготовить специалистов, соответствующих актуальным требованиям современного агробизнеса.

Партнёрство бизнеса и образовательных учреждений в контексте подготовки кадров для сельского хозяйства может включать различные формы взаимодействия:

1. Производственное образование как ключевая модель сотрудничества.

Производственное образование заключается в теоретическом обучении студентов в сочетании с практической деятельностью на предприятиях аграрного сектора. В рамках такой модели обучающиеся проходят практику и стажировки на агропредприятиях, что позволяет им сразу после окончания учёбы быть готовыми к работе в условиях реального бизнеса.

Преимущества производственного образования для сельского хозяйства заключаются в том что:

‒ студенты получают практический опыт, работая с современным оборудованием и технологиями, что позволяет минимизировать разрыв между теорией и практикой.

‒ партнёрство с бизнесом даёт возможность образовательным учреждениям обновлять учебные программы с учётом новейших тенденций в агробизнесе, таких как агротехнологии, цифровизация, использование искусственного интеллекта и роботизация.

‒ студенты, прошедшие стажировки и практику на реальных агропредприятиях, имеют гораздо больше шансов быть трудоустроенными на этих же предприятиях после окончания обучения, что решает проблему дефицита квалифицированных кадров.

Перспективная форма подготовки кадров для аграрного сектора – производственное обучение по модели «Школа – ВУЗ – Бизнес» представляет собой интегрированную систему образования, которая направлена на подготовку специалистов в сфере агробизнеса и агротехнологий с самого раннего этапа обучения и до выхода на рынок труда. В рамках этой модели создаются агротехнологические классы – специализированные учебные группы в школьных учреждениях, которые связаны с аграрными вузами и агропредприятиями. Эта модель направлена на комплексное развитие будущих специалистов, начиная с школьного возраста, и предполагает тесное сотрудничество образовательных учреждений и бизнеса. Это сотрудничество даёт студентам и школьникам практическую подготовку, помогает им приобрести необходимые знания и навыки, а также способствует развитию агробизнеса через привлечение молодых специалистов, готовых работать в быстро меняющемся мире агрономии и технологий.

2. Модель образовательных хабов предприятий.

Другой эффективной моделью подготовки кадров для сельского хозяйства является создание корпоративных образовательных хабов на базе предприятий. В этом случае предприятия берут на себя ответственность за подготовку специалистов, обучая их по программам, ориентированным на потребности конкретных предприятий или отрасли в целом. Образовательные курсы разрабатываются с учетом потребностей конкретной компании или агробизнеса, что позволяет подготовить специалистов, которые смогут сразу же работать с используемыми в компании технологиями. Студенты или сотрудники проходят теоретическую подготовку в учебных заведениях и практикуются на базе предприятия, где могут применять свои знания на практике. Для сотрудников с разным уровнем опыта разрабатываются курсы повышения квалификации и переподготовку.

3. Модель аграрных инновационных экосистем.

Аграрные инновационные экосистемы направлены на внедрение новейших агротехнологий и создание стартапы в аграрной сфере. В таких центрах студенты могут не только учиться, но и работать над реальными проектами. Преимущество заключается в совмещении образования и внедрения новейших агротехнологий, таких как роботизация, беспилотные системы, автоматизация процессов, применение искусственного интеллекта и биотехнологий. Студенты и молодые специалисты работают в мультидисциплинарных командах, где они могут изучать не только агрономию и сельское хозяйство, но и информационные технологии, маркетинг, финансовое управление, что способствует развитию универсальных специалистов. В технопарках и аграрных кластерах университеты и научно-исследовательские институты тесно сотрудничают с агропредприятиями, создавая инновационные решения для повышения урожайности, улучшения качества продукции и эффективного управления агробизнесом.

4. Модели интерактивного онлайн-образования.

С развитием цифровых технологий и увеличением доступности интернета, дистанционное образование и онлайн-курсы становятся важной частью подготовки кадров для сельского хозяйства. Эта модель особенно актуальна для тех, кто уже работает в отрасли и хочет повысить свою квалификацию или освоить новые технологии. Возможность обучаться в удобное время позволяет сотрудникам агробизнеса сочетать учебу с работой на предприятии. Онлайн-курсы и программы разрабатываются с учетом потребностей современной аграрной отрасли и направлены на обучение новым технологиям, таким как агротехнологии, биотехнологии, цифровое сельское хозяйство и использование инновационных методов производства. Онлайн-курсы позволяют агропроизводителям и студентам продолжать обучение, не покидая свои рабочие места, что особенно важно в условиях удаленности сельских территорий от крупных образовательных центров.

Государственные программы и субсидии играют ключевую роль в стимулировании партнёрства бизнеса и образовательных учреждений. В России существует ряд федеральных и региональных программ, направленных на поддержку аграрного образования и улучшение взаимодействия с бизнесом. Программы субсидирования позволяют образовательным учреждениям и предприятиям реализовывать совместные проекты, направленные на подготовку специалистов для сельского хозяйства. Программа «Устойчивое развитие сельских территорий» включает меры по поддержке аграрных вузов, направленных на подготовку специалистов для сельского хозяйства. В рамках этих программ часто предусматривается финансовая поддержка для создания инновационных образовательных центров и лабораторий, а также для организации практики студентов на агропредприятиях.

Заключение

Подготовка кадров для сельского хозяйства является одним из ключевых факторов устойчивого развития аграрного сектора. В условиях технологических изменений и глобальных вызовов агробизнесу необходимо создавать новые модели обучения, которые позволят готовить специалистов, способных эффективно работать с инновациями и внедрять их в агропроизводственный процесс. Производственное образование, образовательные хабы предприятий, аграрные инновационные экосистемы, интерактивное онлайн-образование – все эти модели способствуют подготовке высококвалифицированных кадров, необходимых для успешного развития сельского хозяйства в современном мире.


Источники:

1. Nesterenko N., Pakhomova N., Richter K.K. Sustainable development of organic agriculture: strategies of Russia and its regions in context of the application of digital economy technologies // St Petersburg University Journal of Economic Studies. – 2020. – № 2. – p. 217-242. – doi: 10.21638/spbu05.2020.203.
2. Недорезова Е.С., Романова Ю.В. Состояние сельского хозяйства в России // Наука и образование. – 2022. – № 5(8). – c. 9-11. – doi: 10.37539/2782-3075.2022.8.5.004.
3. Егоров В.Г., Лихачева Л.Б., Матвеева Е.В. Подготовка кадров для агропромышленного комплекса в современных условиях развития сельского хозяйства // Продовольственная безопасность: научное, кадровое и информационное обеспечение: Сборник научных статей и докладов IX Международной научно-практической конференции. Воронеж, 2023. – c. 514-518.
4. Мурашова Н.В., Маримакова О.Ю. Особенности подготовки кадров для сельского хозяйства в условиях цифровой трансформации отрасли // Вестник НГИЭИ. – 2023. – № 3(142). – c. 84-93. – doi: 10.24412/2227-9407-2023-2-84-93.
5. Кучаров Ж.О. Необходимость подготовки квалифицированных кадров для развития сельского хозяйства и влияющие на это факторы // Экономика и предпринимательство. – 2020. – № 10(123). – c. 993-996. – doi: 10.34925/EIP.2020.123.10.195.
6. Горбатенко А.И., Никитина А.Д., Ширяева Ю.В. Проблемы в подготовке кадров для сельского хозяйства // Ресурсосберегающие технологии при хранении и переработке сельскохозяйственной продукции: Материалы XV Всероссийского (с международным участием) научно-практического семинара. Орёл, 2021. – c. 205-209.
7. Медведева Н.А. Анализ подготовки кадров для сельского хозяйства // Современные технологии сельскохозяйственного производства. Экономика. Бухгалтерский учет. оциально-гуманитарные науки: ХХIV международная научно-практическая конференция. Гродно, 2021. – c. 111-113.
8. Зинич Л.В., Кузнецова Н.А. Рынок труда: формирование баланса трудовых ресурсов // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2019. – № 2(36). – c. 151-157. – doi: 10.17238/issn1998-5320.2019.36.151.
9. Кузнецова Н.А., Зинич Л.В., Кондратьева О.В., Евдохина О.С. Конкурентоспособность руководителей и специалистов как вектор инновационного развития сельскохозяйственных организаций // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2021. – № 11(133). – c. 28-33. – doi: 10.26726/1812-7096-2021-11-28-33.
10. Герцева А.В. Показатели эффективности процесса подготовки руководящих кадров в условиях цифровой трансформации // Вестник Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Серия 5. Экономика. Социология. Биология. – 2021. – № 2. – c. 43-48.
11. Единая межведомственная информационно-статистическая система. Государственная статистика. [Электронный ресурс]. URL: https://www.fedstat.ru (дата обращения: 05.11.2024).
12. Субаева А.К., Мавлиева Л.М. Готовность кадров к восприятию и внедрению современной техники и технологий в сельскохозяйственное производство // Вестник Казанского государственного аграрного университета. – 2018. – № 3(50). – c. 147-150. – doi: 10.12737/article_5bcf5799dbe707.03578820.
13. Мизамбекова Ж.К., Мауина Г.А., Жансагимова А.Е. Совершенствование управления трудовыми ресурсами в сельском хозяйстве // Вестник университета Туран. – 2015. – № 2(66). – c. 61-66.
14. Зинич Л.В., Кузнецова Н.А. Современный кадровый потенциал сельскохозяйственных организаций // Продовольственная политика и безопасность. – 2023. – № 1. – c. 207-218. – doi: 10.18334/ppib.10.1.116708.
15. Гончарова М.С. Стратегия развития кадрового потенциала // Актуальные вопросы науки и практики: Сборник научных статей по материалам XIII Международной научно-практической конференции. Уфа, 2023. – c. 123-128.
16. Айрапетян Д.А., Макаров И.Н., Дробот Е.В., Казарова Д.С. Проблематика кадрового обеспечения производственного развития периферийных регионов // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 9. – c. 3513-3524. – doi: 10.18334/epp.13.9.118928.
17. Бураева Е.В. Кадровый потенциал как фактор цифровой трансформации аграрной экономики // Вестник аграрной науки. – 2023. – № 6(105). – c. 99-103. – doi: 10.17238/issn2587-666X.2023.6.99.
18. Затравина С.В., Незаметдинова Э.В. Цифровизация образования и ее влияние на кадровый потенциал регионов // Социально-экономическое развитие регионов в условиях цифровой трансформации: Международная научно-практическая конференция: сборник статей в 2-х частях. Омск, 2024. – c. 35-41.

Страница обновлена: 30.11.2024 в 17:37:28