Агробизнес и образование: ключевые модели подготовки кадров для сельского хозяйства

Зинич Л.В.1
1 Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина

Статья в журнале

Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 11, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2024)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=80089413

Аннотация:
Статья посвящена разработке эффективных моделей подготовки специалистов для сельского хозяйства, отвечающих требованиям современного аграрного сектора в условиях технологической модернизации и внедрения инноваций. В исследовании анализируются ключевые подходы к образовательному процессу, включая интеграцию новых технологий, развитие производственного образования, а также роль сотрудничества образовательных учреждений с агробизнесом. Особое внимание уделено формированию образовательных программ, направленных на развитие практических навыков у будущих специалистов и их адаптацию к быстро меняющимся условиям рынка труда. Работа подчеркивает важность комплексного подхода, сочетающего теоретическую и практическую подготовку, для повышения эффективности аграрного образования и улучшения квалификации кадров. Результаты исследования могут быть использованы для разработки рекомендаций для образовательных учреждений, аграрных предприятий и органов власти по созданию и внедрению эффективных моделей подготовки специалистов для сельского хозяйства.

Ключевые слова: агробизнес, образование, сельское хозяйство, кадровый потенциал, рынок труда, производственное образование, образовательный хаб

JEL-классификация: I21, I23, I25, I26, I28? Q13, Q17, Q18? J21, J23, J24



Введение

Сельское хозяйство России – одна из ключевых отраслей экономики, обеспечивающая продовольственную безопасность, развитие сельских территорий и устойчивый экономический рост [1, 2]. Однако, несмотря на значительный вклад сельского хозяйства в экономику страны, отрасль сталкивается с множеством вызовов, включая необходимость модернизации, улучшения технологий, повышения конкурентоспособности и устойчивости к изменяющимся климатическим условиям. Все эти задачи требуют высокого уровня подготовки кадров, способных работать в условиях современных вызовов и использовать инновационные методы и технологии. Изучение подготовки кадров для сельского хозяйства охватывает несколько дисциплин, включая аграрную экономику, педагогику, менеджмент и социологию. Множество ученых, работающих в этих областях, исследуют различные аспекты обучения и подготовки специалистов для аграрного сектора, включая теоретическую подготовку, практическую направленность и взаимодействие между образовательными учреждениями и сельскохозяйственным бизнесом. Вопросами подготовки кадров для сельского хозяйства занимаются такие ученые, как Егоров В.Г., Лихачева Л.Б., Матвеева Е.В. [3], Мурашова Н.В., Маримакова О.Ю. [4], Кучаров Ж.О. [5], Горбатенко А.И., Никитина А.Д., Ширяева Ю.В. [6], Медведева Н.А. [7]. Несмотря на достаточное количество научных работ, современные условия требуют целостного подхода к подготовке кадров для сельского хозяйства с учётом новых вызовов и технологий, который сочетает теоретические и практические аспекты в обучении и профессиональной подготовке. В связи с чем целью исследования является разработка и обоснование эффективных моделей подготовки специалистов для сельского хозяйства, которые будут учитывать современные технологические изменения и процессы модернизации аграрного сектора. Исследование направлено на выявление ключевых факторов, влияющих на образование в аграрной сфере, и формирование рекомендаций по внедрению инновационных подходов в образовательные программы. Новизна исследования заключается в адаптации образовательных моделей к потребностям рынка труда, интеграции новых технологий и методов обучения, а также укреплению взаимодействия между образовательными учреждениями, агробизнесом и государственными структурами для подготовки высококвалифицированных кадров, способных эффективно решать вызовы современной аграрной экономики.

Основная часть

Современные вызовы в сельском хозяйстве требуют не только технического и технологического совершенствования, но и новых подходов к обучению и подготовке специалистов. Существуют несколько ключевых проблем, которые осложняют подготовку кадров для сельского хозяйства:

‒ Отток молодых специалистов из сельских районов. Молодежь, как правило, стремится уехать в крупные города, где больше возможностей для образования и трудоустройства [8]. В результате, сельское хозяйство сталкивается с дефицитом молодых кадров, особенно в сельских районах, где традиционно труднее создать привлекательные условия для жизни и работы.

‒ Низкий уровень квалификации и нехватка рабочих кадров. Сельское хозяйство испытывает нехватку квалифицированных специалистов – инженеров, агрономов, механизаторов и менеджеров. Устаревшие системы образования и недостаточный интерес молодежи к аграрным профессиям также способствуют снижению уровня подготовки кадров для отрасли.

‒ Изменение потребностей в навыках и профессиях. Современное сельское хозяйство требует не только знаний традиционных сельскохозяйственных технологий, но и умения работать с инновациями, такими как агротехнологии, роботизация, применение биотехнологий и использование цифровых решений для мониторинга и управления производством. Это требует от работников новых компетенций, которых часто не хватает в образовательных программах.

Недостаточная готовность управленцев к эффективному управлению, коммуникациям, социальной адаптации и реализации инновационных проектов свидетельствует о проблемах в высшем образовании, связанных с недостаточной ориентированностью на развитие профессиональных и инновационных компетенций, соответствующих актуальным требованиям экономики и работодателей [9, 10].

По результатам изучения мнений слушателей Государственной программа подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации произведена оценка качеств личности руководителя (рисунок 1).

Рисунок 1 – Оценка качеств личности руководителя

Источник: составлено автором.

График показывает сравнение идеального руководителя и реального руководителя: идеальные показатели включают высокие оценки в области инновационного мышления, создания ценности и управления проектами, реальные показатели демонстрируют более низкие результаты в управлении инновационными проектами и способности рисковать, но высокие оценки в навыках сотрудничества и построении систем отношений.

Неблагоприятная ситуация в области кадрового обучения также наблюдается в подготовке рабочих, специалистов среднего профессионального и высшего образования для сельского хозяйства (рисунок 2).

Рисунок 2 – Выпуск специалистов сельскохозяйственного профиля

в России в 2010-2024 гг.

Источник: составлено автором по [11].

Наблюдаются следующие основные тенденции в подготовке специалистов сельскохозяйственного профиля в России: рост числа специалистов с высокими технологическими и управленческими компетенциями, дефицит квалифицированных кадров в аграрных секторах, а также увеличение государственного внимания к аграрному образованию.

Кадровый дефицит в сельском хозяйстве выражается в старении профессиональных кадров, а также в низком уровне квалификации руководителей и специалистов, что препятствует эффективному внедрению сельскохозяйственных инноваций [12]. Это, в свою очередь, приводит к снижению экономической эффективности сельскохозяйственных организаций.

Качество квалификации работников сельского хозяйства, соответствующих современным требованиям, напрямую зависит от инвестиций в развитие человеческого капитала (рисунок 3).

Рисунок 3 – Динамика средней номинальной заработной платы по отраслям

в 2010-2024 гг.

Источник: составлено автором по [11].

Эффективность роста сельскохозяйственного сектора тесно связана с уровнем государственной поддержки в формировании человеческого капитала в этой отрасли. Однако на данный момент сельское хозяйство продолжает оставаться низкодоходной отраслью.

Кадровый потенциал, обладающий необходимыми компетенциями в условиях нарастающей цифровизации всех секторов экономики, может стать ключевым фактором повышения производительности труда и конкурентоспособности как отдельных экономических субъектов России, так и национальной экономики в целом [13, 14, 15, 16, 17, 18].

Партнёрство между бизнесом и образовательными учреждениями в сфере подготовки кадров для сельского хозяйства становится важнейшим фактором успешного развития аграрной отрасли. В условиях модернизации сельского хозяйства и внедрения инновационных технологий в агропроизводство, предприятия сталкиваются с дефицитом квалифицированных специалистов. Это требует тесного сотрудничества с учебными заведениями, чтобы подготовить специалистов, соответствующих актуальным требованиям современного агробизнеса.

Партнёрство бизнеса и образовательных учреждений в контексте подготовки кадров для сельского хозяйства может включать различные формы взаимодействия:

1. Производственное образование как ключевая модель сотрудничества.

Производственное образование заключается в теоретическом обучении студентов в сочетании с практической деятельностью на предприятиях аграрного сектора. В рамках такой модели обучающиеся проходят практику и стажировки на агропредприятиях, что позволяет им сразу после окончания учёбы быть готовыми к работе в условиях реального бизнеса.

Преимущества производственного образования для сельского хозяйства заключаются в том что:

‒ студенты получают практический опыт, работая с современным оборудованием и технологиями, что позволяет минимизировать разрыв между теорией и практикой.

‒ партнёрство с бизнесом даёт возможность образовательным учреждениям обновлять учебные программы с учётом новейших тенденций в агробизнесе, таких как агротехнологии, цифровизация, использование искусственного интеллекта и роботизация.

‒ студенты, прошедшие стажировки и практику на реальных агропредприятиях, имеют гораздо больше шансов быть трудоустроенными на этих же предприятиях после окончания обучения, что решает проблему дефицита квалифицированных кадров.

Перспективная форма подготовки кадров для аграрного сектора – производственное обучение по модели «Школа – ВУЗ – Бизнес» представляет собой интегрированную систему образования, которая направлена на подготовку специалистов в сфере агробизнеса и агротехнологий с самого раннего этапа обучения и до выхода на рынок труда. В рамках этой модели создаются агротехнологические классы – специализированные учебные группы в школьных учреждениях, которые связаны с аграрными вузами и агропредприятиями. Эта модель направлена на комплексное развитие будущих специалистов, начиная с школьного возраста, и предполагает тесное сотрудничество образовательных учреждений и бизнеса. Это сотрудничество даёт студентам и школьникам практическую подготовку, помогает им приобрести необходимые знания и навыки, а также способствует развитию агробизнеса через привлечение молодых специалистов, готовых работать в быстро меняющемся мире агрономии и технологий.

2. Модель образовательных хабов предприятий.

Другой эффективной моделью подготовки кадров для сельского хозяйства является создание корпоративных образовательных хабов на базе предприятий. В этом случае предприятия берут на себя ответственность за подготовку специалистов, обучая их по программам, ориентированным на потребности конкретных предприятий или отрасли в целом. Образовательные курсы разрабатываются с учетом потребностей конкретной компании или агробизнеса, что позволяет подготовить специалистов, которые смогут сразу же работать с используемыми в компании технологиями. Студенты или сотрудники проходят теоретическую подготовку в учебных заведениях и практикуются на базе предприятия, где могут применять свои знания на практике. Для сотрудников с разным уровнем опыта разрабатываются курсы повышения квалификации и переподготовку.

3. Модель аграрных инновационных экосистем.

Аграрные инновационные экосистемы направлены на внедрение новейших агротехнологий и создание стартапы в аграрной сфере. В таких центрах студенты могут не только учиться, но и работать над реальными проектами. Преимущество заключается в совмещении образования и внедрения новейших агротехнологий, таких как роботизация, беспилотные системы, автоматизация процессов, применение искусственного интеллекта и биотехнологий. Студенты и молодые специалисты работают в мультидисциплинарных командах, где они могут изучать не только агрономию и сельское хозяйство, но и информационные технологии, маркетинг, финансовое управление, что способствует развитию универсальных специалистов. В технопарках и аграрных кластерах университеты и научно-исследовательские институты тесно сотрудничают с агропредприятиями, создавая инновационные решения для повышения урожайности, улучшения качества продукции и эффективного управления агробизнесом.

4. Модели интерактивного онлайн-образования.

С развитием цифровых технологий и увеличением доступности интернета, дистанционное образование и онлайн-курсы становятся важной частью подготовки кадров для сельского хозяйства. Эта модель особенно актуальна для тех, кто уже работает в отрасли и хочет повысить свою квалификацию или освоить новые технологии. Возможность обучаться в удобное время позволяет сотрудникам агробизнеса сочетать учебу с работой на предприятии. Онлайн-курсы и программы разрабатываются с учетом потребностей современной аграрной отрасли и направлены на обучение новым технологиям, таким как агротехнологии, биотехнологии, цифровое сельское хозяйство и использование инновационных методов производства. Онлайн-курсы позволяют агропроизводителям и студентам продолжать обучение, не покидая свои рабочие места, что особенно важно в условиях удаленности сельских территорий от крупных образовательных центров.

Государственные программы и субсидии играют ключевую роль в стимулировании партнёрства бизнеса и образовательных учреждений. В России существует ряд федеральных и региональных программ, направленных на поддержку аграрного образования и улучшение взаимодействия с бизнесом. Программы субсидирования позволяют образовательным учреждениям и предприятиям реализовывать совместные проекты, направленные на подготовку специалистов для сельского хозяйства. Программа «Устойчивое развитие сельских территорий» включает меры по поддержке аграрных вузов, направленных на подготовку специалистов для сельского хозяйства. В рамках этих программ часто предусматривается финансовая поддержка для создания инновационных образовательных центров и лабораторий, а также для организации практики студентов на агропредприятиях.

Заключение

Подготовка кадров для сельского хозяйства является одним из ключевых факторов устойчивого развития аграрного сектора. В условиях технологических изменений и глобальных вызовов агробизнесу необходимо создавать новые модели обучения, которые позволят готовить специалистов, способных эффективно работать с инновациями и внедрять их в агропроизводственный процесс. Производственное образование, образовательные хабы предприятий, аграрные инновационные экосистемы, интерактивное онлайн-образование – все эти модели способствуют подготовке высококвалифицированных кадров, необходимых для успешного развития сельского хозяйства в современном мире.


Источники:

1. Nesterenko N., Pakhomova N., Richter K.K. Sustainable development of organic agriculture: strategies of Russia and its regions in context of the application of digital economy technologies // St Petersburg University Journal of Economic Studies. – 2020. – № 2. – p. 217-242. – doi: 10.21638/spbu05.2020.203.
2. Недорезова Е.С., Романова Ю.В. Состояние сельского хозяйства в России // Наука и образование. – 2022. – № 5(8). – c. 9-11. – doi: 10.37539/2782-3075.2022.8.5.004.
3. Егоров В.Г., Лихачева Л.Б., Матвеева Е.В. Подготовка кадров для агропромышленного комплекса в современных условиях развития сельского хозяйства // Продовольственная безопасность: научное, кадровое и информационное обеспечение: Сборник научных статей и докладов IX Международной научно-практической конференции. Воронеж, 2023. – c. 514-518.
4. Мурашова Н.В., Маримакова О.Ю. Особенности подготовки кадров для сельского хозяйства в условиях цифровой трансформации отрасли // Вестник НГИЭИ. – 2023. – № 3(142). – c. 84-93. – doi: 10.24412/2227-9407-2023-2-84-93.
5. Кучаров Ж.О. Необходимость подготовки квалифицированных кадров для развития сельского хозяйства и влияющие на это факторы // Экономика и предпринимательство. – 2020. – № 10(123). – c. 993-996. – doi: 10.34925/EIP.2020.123.10.195.
6. Горбатенко А.И., Никитина А.Д., Ширяева Ю.В. Проблемы в подготовке кадров для сельского хозяйства // Ресурсосберегающие технологии при хранении и переработке сельскохозяйственной продукции: Материалы XV Всероссийского (с международным участием) научно-практического семинара. Орёл, 2021. – c. 205-209.
7. Медведева Н.А. Анализ подготовки кадров для сельского хозяйства // Современные технологии сельскохозяйственного производства. Экономика. Бухгалтерский учет. оциально-гуманитарные науки: ХХIV международная научно-практическая конференция. Гродно, 2021. – c. 111-113.
8. Зинич Л.В., Кузнецова Н.А. Рынок труда: формирование баланса трудовых ресурсов // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2019. – № 2(36). – c. 151-157. – doi: 10.17238/issn1998-5320.2019.36.151.
9. Кузнецова Н.А., Зинич Л.В., Кондратьева О.В., Евдохина О.С. Конкурентоспособность руководителей и специалистов как вектор инновационного развития сельскохозяйственных организаций // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2021. – № 11(133). – c. 28-33. – doi: 10.26726/1812-7096-2021-11-28-33.
10. Герцева А.В. Показатели эффективности процесса подготовки руководящих кадров в условиях цифровой трансформации // Вестник Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Серия 5. Экономика. Социология. Биология. – 2021. – № 2. – c. 43-48.
11. Единая межведомственная информационно-статистическая система. Государственная статистика. [Электронный ресурс]. URL: https://www.fedstat.ru (дата обращения: 05.11.2024).
12. Субаева А.К., Мавлиева Л.М. Готовность кадров к восприятию и внедрению современной техники и технологий в сельскохозяйственное производство // Вестник Казанского государственного аграрного университета. – 2018. – № 3(50). – c. 147-150. – doi: 10.12737/article_5bcf5799dbe707.03578820.
13. Мизамбекова Ж.К., Мауина Г.А., Жансагимова А.Е. Совершенствование управления трудовыми ресурсами в сельском хозяйстве // Вестник университета Туран. – 2015. – № 2(66). – c. 61-66.
14. Зинич Л.В., Кузнецова Н.А. Современный кадровый потенциал сельскохозяйственных организаций // Продовольственная политика и безопасность. – 2023. – № 1. – c. 207-218. – doi: 10.18334/ppib.10.1.116708.
15. Гончарова М.С. Стратегия развития кадрового потенциала // Актуальные вопросы науки и практики: Сборник научных статей по материалам XIII Международной научно-практической конференции. Уфа, 2023. – c. 123-128.
16. Айрапетян Д.А., Макаров И.Н., Дробот Е.В., Казарова Д.С. Проблематика кадрового обеспечения производственного развития периферийных регионов // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 9. – c. 3513-3524. – doi: 10.18334/epp.13.9.118928.
17. Бураева Е.В. Кадровый потенциал как фактор цифровой трансформации аграрной экономики // Вестник аграрной науки. – 2023. – № 6(105). – c. 99-103. – doi: 10.17238/issn2587-666X.2023.6.99.
18. Затравина С.В., Незаметдинова Э.В. Цифровизация образования и ее влияние на кадровый потенциал регионов // Социально-экономическое развитие регионов в условиях цифровой трансформации: Международная научно-практическая конференция: сборник статей в 2-х частях. Омск, 2024. – c. 35-41.

Страница обновлена: 08.09.2025 в 22:53:50

 

 

Agribusiness and education: key models for agricultural workforce development

Zinich L.V.

Journal paper

Leadership and Management (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 11, Number 4 (October-December 2024)

Citation:

Abstract:
The article examines the development of effective models for agricultural staff training that meet the requirements of the modern agricultural sector in the context of technological modernization and innovation. The article analyzes key approaches to the educational process, including the integration of new technologies, the development of industrial education, and the role of cooperation between educational institutions and agribusiness. Special attention is paid to educational programs aimed at developing practical skills of future specialists and their adaptation to rapidly changing labor market conditions. The article emphasizes the importance of an integrated approach combining theoretical and practical training to improve the effectiveness of agricultural education and develop the skills of personnel. The results of the study can be used to develop recommendations for educational institutions, agricultural companies and public authorities on the creation and implementation of effective models for agricultural staff training.

Keywords: agribusiness, education, agriculture, staff capacity, labor market, industrial education, educational hub

JEL-classification: I21, I23, I25, I26, I28? Q13, Q17, Q18? J21, J23, J24