Агробизнес и образование: ключевые модели подготовки кадров для сельского хозяйства

Зинич Л.В.

Статья в журнале

Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 11, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2024)

Цитировать:
Зинич Л.В. Агробизнес и образование: ключевые модели подготовки кадров для сельского хозяйства // Лидерство и менеджмент. – 2024. – Том 11. – № 4. – doi: 10.18334/lim.11.4.122146.



Введение

Сельское хозяйство России – одна из ключевых отраслей экономики, обеспечивающая продовольственную безопасность, развитие сельских территорий и устойчивый экономический рост [1, 2]. Однако, несмотря на значительный вклад сельского хозяйства в экономику страны, отрасль сталкивается с множеством вызовов, включая необходимость модернизации, улучшения технологий, повышения конкурентоспособности и устойчивости к изменяющимся климатическим условиям. Все эти задачи требуют высокого уровня подготовки кадров, способных работать в условиях современных вызовов и использовать инновационные методы и технологии. Изучение подготовки кадров для сельского хозяйства охватывает несколько дисциплин, включая аграрную экономику, педагогику, менеджмент и социологию. Множество ученых, работающих в этих областях, исследуют различные аспекты обучения и подготовки специалистов для аграрного сектора, включая теоретическую подготовку, практическую направленность и взаимодействие между образовательными учреждениями и сельскохозяйственным бизнесом. Вопросами подготовки кадров для сельского хозяйства занимаются такие ученые, как Егоров В.Г., Лихачева Л.Б., Матвеева Е.В. [3], Мурашова Н.В., Маримакова О.Ю. [4], Кучаров Ж.О. [5], Горбатенко А.И., Никитина А.Д., Ширяева Ю.В. [6], Медведева Н.А. [7]. Несмотря на достаточное количество научных работ, современные условия требуют целостного подхода к подготовке кадров для сельского хозяйства с учётом новых вызовов и технологий, который сочетает теоретические и практические аспекты в обучении и профессиональной подготовке. В связи с чем целью исследования является разработка и обоснование эффективных моделей подготовки специалистов для сельского хозяйства, которые будут учитывать современные технологические изменения и процессы модернизации аграрного сектора. Исследование направлено на выявление ключевых факторов, влияющих на образование в аграрной сфере, и формирование рекомендаций по внедрению инновационных подходов в образовательные программы. Новизна исследования заключается в адаптации образовательных моделей к потребностям рынка труда, интеграции новых технологий и методов обучения, а также укреплению взаимодействия между образовательными учреждениями, агробизнесом и государственными структурами для подготовки высококвалифицированных кадров, способных эффективно решать вызовы современной аграрной экономики.

Основная часть

Современные вызовы в сельском хозяйстве требуют не только технического и технологического совершенствования, но и новых подходов к обучению и подготовке специалистов. Существуют несколько ключевых проблем, которые осложняют подготовку кадров для сельского хозяйства:

‒ Отток молодых специалистов из сельских районов. Молодежь, как правило, стремится уехать в крупные города, где больше возможностей для образования и трудоустройства [8]. В результате, сельское хозяйство сталкивается с дефицитом молодых кадров, особенно в сельских районах, где традиционно труднее создать привлекательные условия для жизни и работы.

‒ Низкий уровень квалификации и нехватка рабочих кадров. Сельское хозяйство испытывает нехватку квалифицированных специалистов – инженеров, агрономов, механизаторов и менеджеров. Устаревшие системы образования и недостаточный интерес молодежи к аграрным профессиям также способствуют снижению уровня подготовки кадров для отрасли.

‒ Изменение потребностей в навыках и профессиях. Современное сельское хозяйство требует не только знаний традиционных сельскохозяйственных технологий, но и умения работать с инновациями, такими как агротехнологии, роботизация, применение биотехнологий и использование цифровых решений для мониторинга и управления производством. Это требует от работников новых компетенций, которых часто не хватает в образовательных программах.

Недостаточная готовность управленцев к эффективному управлению, коммуникациям, социальной адаптации и реализации инновационных проектов свидетельствует о проблемах в высшем образовании, связанных с недостаточной ориентированностью на развитие профессиональных и инновационных компетенций, соответствующих актуальным требованиям экономики и работодателей [9, 10].

По результатам изучения мнений слушателей Государственной программа подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации произведена оценка качеств личности руководителя (рисунок 1).

Рисунок 1 – Оценка качеств личности руководителя

Источник: составлено автором.

График показывает сравнение идеального руководителя и реального руководителя: идеальные показатели включают высокие оценки в области инновационного мышления, создания ценности и управления проектами, реальные показатели демонстрируют более низкие результаты в управлении инновационными проектами и способности рисковать, но высокие оценки в навыках сотрудничества и построении систем отношений.

Неблагоприятная ситуация в области кадрового обучения также наблюдается в подготовке рабочих, специалистов среднего профессионального и высшего образования для сельского хозяйства (рисунок 2).

Рисунок 2 – Выпуск специалистов сельскохозяйственного профиля

в России в 2010-2024 гг.

Источник: составлено автором по [11].

Наблюдаются следующие основные тенденции в подготовке специалистов сельскохозяйственного профиля в России: рост числа специалистов с высокими технологическими и управленческими компетенциями, дефицит квалифицированных кадров в аграрных секторах, а также увеличение государственного внимания к аграрному образованию.

Кадровый дефицит в сельском хозяйстве выражается в старении профессиональных кадров, а также в низком уровне квалификации руководителей и специалистов, что препятствует эффективному внедрению сельскохозяйственных инноваций [12]. Это, в свою очередь, приводит к снижению экономической эффективности сельскохозяйственных организаций.

Качество квалификации работников сельского хозяйства, соответствующих современным требованиям, напрямую зависит от инвестиций в развитие человеческого капитала (рисунок 3).

Рисунок 3 – Динамика средней номинальной заработной платы по отраслям

в 2010-2024 гг.

Источник: составлено автором по [11].

Эффективность роста сельскохозяйственного сектора тесно связана с уровнем государственной поддержки в формировании человеческого капитала в этой отрасли. Однако на данный момент сельское хозяйство продолжает оставаться низкодоходной отраслью.

Кадровый потенциал, обладающий необходимыми компетенциями в условиях нарастающей цифровизации всех секторов экономики, может стать ключевым фактором повышения производительности труда и конкурентоспособности как отдельных экономических субъектов России, так и национальной экономики в целом [13, 14, 15, 16, 17, 18].

Партнёрство между бизнесом и образовательными учреждениями в сфере подготовки кадров для сельского хозяйства становится важнейшим фактором успешного развития аграрной отрасли. В условиях модернизации сельского хозяйства и внедрения инновационных технологий в агропроизводство, предприятия сталкиваются с дефицитом квалифицированных специалистов. Это требует тесного сотрудничества с учебными заведениями, чтобы подготовить специалистов, соответствующих актуальным требованиям современного агробизнеса.

Партнёрство бизнеса и образовательных учреждений в контексте подготовки кадров для сельского хозяйства может включать различные формы взаимодействия:

1. Производственное образование как ключевая модель сотрудничества.

Производственное образование заключается в теоретическом обучении студентов в сочетании с практической деятельностью на предприятиях аграрного сектора. В рамках такой модели обучающиеся проходят практику и стажировки на агропредприятиях, что позволяет им сразу после окончания учёбы быть готовыми к работе в условиях реального бизнеса.

Преимущества производственного образования для сельского хозяйства заключаются в том что:

‒ студенты получают практический опыт, работая с современным оборудованием и технологиями, что позволяет минимизировать разрыв между теорией и практикой.

‒ партнёрство с бизнесом даёт возможность образовательным учреждениям обновлять учебные программы с учётом новейших тенденций в агробизнесе, таких как агротехнологии, цифровизация, использование искусственного интеллекта и роботизация.

‒ студенты, прошедшие стажировки и практику на реальных агропредприятиях, имеют гораздо больше шансов быть трудоустроенными на этих же предприятиях после окончания обучения, что решает проблему дефицита квалифицированных кадров.

Перспективная форма подготовки кадров для аграрного сектора – производственное обучение по модели «Школа – ВУЗ – Бизнес» представляет собой интегрированную систему образования, которая направлена на подготовку специалистов в сфере агробизнеса и агротехнологий с самого раннего этапа обучения и до выхода на рынок труда. В рамках этой модели создаются агротехнологические классы – специализированные учебные группы в школьных учреждениях, которые связаны с аграрными вузами и агропредприятиями. Эта модель направлена на комплексное развитие будущих специалистов, начиная с школьного возраста, и предполагает тесное сотрудничество образовательных учреждений и бизнеса. Это сотрудничество даёт студентам и школьникам практическую подготовку, помогает им приобрести необходимые знания и навыки, а также способствует развитию агробизнеса через привлечение молодых специалистов, готовых работать в быстро меняющемся мире агрономии и технологий.

2. Модель образовательных хабов предприятий.

Другой эффективной моделью подготовки кадров для сельского хозяйства является создание корпоративных образовательных хабов на базе предприятий. В этом случае предприятия берут на себя ответственность за подготовку специалистов, обучая их по программам, ориентированным на потребности конкретных предприятий или отрасли в целом. Образовательные курсы разрабатываются с учетом потребностей конкретной компании или агробизнеса, что позволяет подготовить специалистов, которые смогут сразу же работать с используемыми в компании технологиями. Студенты или сотрудники проходят теоретическую подготовку в учебных заведениях и практикуются на базе предприятия, где могут применять свои знания на практике. Для сотрудников с разным уровнем опыта разрабатываются курсы повышения квалификации и переподготовку.

3. Модель аграрных инновационных экосистем.

Аграрные инновационные экосистемы направлены на внедрение новейших агротехнологий и создание стартапы в аграрной сфере. В таких центрах студенты могут не только учиться, но и работать над реальными проектами. Преимущество заключается в совмещении образования и внедрения новейших агротехнологий, таких как роботизация, беспилотные системы, автоматизация процессов, применение искусственного интеллекта и биотехнологий. Студенты и молодые специалисты работают в мультидисциплинарных командах, где они могут изучать не только агрономию и сельское хозяйство, но и информационные технологии, маркетинг, финансовое управление, что способствует развитию универсальных специалистов. В технопарках и аграрных кластерах университеты и научно-исследовательские институты тесно сотрудничают с агропредприятиями, создавая инновационные решения для повышения урожайности, улучшения качества продукции и эффективного управления агробизнесом.

4. Модели интерактивного онлайн-образования.

С развитием цифровых технологий и увеличением доступности интернета, дистанционное образование и онлайн-курсы становятся важной частью подготовки кадров для сельского хозяйства. Эта модель особенно актуальна для тех, кто уже работает в отрасли и хочет повысить свою квалификацию или освоить новые технологии. Возможность обучаться в удобное время позволяет сотрудникам агробизнеса сочетать учебу с работой на предприятии. Онлайн-курсы и программы разрабатываются с учетом потребностей современной аграрной отрасли и направлены на обучение новым технологиям, таким как агротехнологии, биотехнологии, цифровое сельское хозяйство и использование инновационных методов производства. Онлайн-курсы позволяют агропроизводителям и студентам продолжать обучение, не покидая свои рабочие места, что особенно важно в условиях удаленности сельских территорий от крупных образовательных центров.

Государственные программы и субсидии играют ключевую роль в стимулировании партнёрства бизнеса и образовательных учреждений. В России существует ряд федеральных и региональных программ, направленных на поддержку аграрного образования и улучшение взаимодействия с бизнесом. Программы субсидирования позволяют образовательным учреждениям и предприятиям реализовывать совместные проекты, направленные на подготовку специалистов для сельского хозяйства. Программа «Устойчивое развитие сельских территорий» включает меры по поддержке аграрных вузов, направленных на подготовку специалистов для сельского хозяйства. В рамках этих программ часто предусматривается финансовая поддержка для создания инновационных образовательных центров и лабораторий, а также для организации практики студентов на агропредприятиях.

Заключение

Подготовка кадров для сельского хозяйства является одним из ключевых факторов устойчивого развития аграрного сектора. В условиях технологических изменений и глобальных вызовов агробизнесу необходимо создавать новые модели обучения, которые позволят готовить специалистов, способных эффективно работать с инновациями и внедрять их в агропроизводственный процесс. Производственное образование, образовательные хабы предприятий, аграрные инновационные экосистемы, интерактивное онлайн-образование – все эти модели способствуют подготовке высококвалифицированных кадров, необходимых для успешного развития сельского хозяйства в современном мире.


Страница обновлена: 20.11.2024 в 09:50:44