Развитие таможенного сотрудничества Российской Федерации и Китайской Народной Республики на основе модели стратегического развития двустороннего торгового сотрудничества
Комиссаров А.А.1
1 Российская таможенная академия, Россия, Люберцы
Скачать PDF | Загрузок: 16 | Цитирований: 5
Статья в журнале
Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 11, Номер 2 (Апрель-июнь 2021)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=46208402
Цитирований: 5 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
В ходе проведенного исследования автором была разработана модель стратегического развития экономического сотрудничества Российской Федерации с Китайской Народной Республикой, определены перспективы ее практической реализации. Сформулированы предложения по разработке программ сотрудничества на примере сотрудничества таможенных администраций РФ и КНР, перспективным инструментом которого является разработанный автором алгоритм проведения предотгрузочной инспекции.
Ключевые слова: модель стратегического развития, таможенные администрации, таможенное сотрудничество, предотгрузочная инспекция, взаимная торговля, стратегия развития экономического сотрудничества РФ и КНР
JEL-классификация: F13, F14, F15
Введение
В настоящее время экономическое сотрудничество Российской Федерации (далее – РФ) с Китайской Народной Республикой (далее – КНР) характеризуется ростом темпов взаимной торговли и наращиванием взаимодействия по широкому кругу вопросов двустороннего сотрудничества. Такое сотрудничество определяется не только взаимной экономической выгодой, но и воздействием различных внешних факторов, в числе которых эскалация торгового конфликта Соединенных Штатов Америки с Китайской Народной Республикой, постепенный отход стран от экономической глобализации к неопротекционизму, а также влияние пандемии нового коронавируса, оказывающего воздействие на развитие мировой экономики. Указанные процессы в различной степени оказывают влияние на экономическую составляющую сотрудничества РФ и КНР на современном этапе. Рассматривая КНР как стратегического партнера, РФ должна обеспечивать защиту своих национальных интересов. Одной из задач Федеральной таможенной службы России (далее – ФТС России) является обеспечение государственных интересов в сфере двусторонней торговли.
Исходя из вышеизложенного, актуальность проведенного научного исследования обусловлена необходимостью развития таможенного сотрудничества РФ и КНР в рамках стратегического развития торгового сотрудничества РФ и КНР.
В отечественной экономической науке развитию таможенного сотрудничества и внешнеторговой деятельности посвящены труды известных российских ученых и исследователей. Вопросам перспектив таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности уделял внимание Джабиев А.П. [2] (Dzhabiev, 2019), вопросам таможенного сотрудничества и обеспечения экономической безопасности были посвящены труды российского ученого Дробот Е.В. [4–6, 8, 9] (Drobot, Ivko, 2018; Drobot, 2017; Drobot, Potekhina, 2017; Drobot, Klevleeva, 2014; Drobot, Sinelnikov, 2013), исследованием применения системы управления рисков при проведении таможенного контроля занимался российский научный исследователь Клевлеева А.Р. [10] (Klevleeva, 2017), вопросам применения маркетинга таможенных услуг уделял внимание известный российский ученый Макрусев В.В. [1] (Makrusev, 2017), существенный вклад в развитие экономической науки внесли и другие научные исследователи, такие как Потехина Н.В., Репин Д.В. [7] (Repin, Samik, 2017), Рожков Ю.В. [3] (Rozhkov, 2019) и другие.
Целью научного исследования является разработка теоретических положений и практических рекомендаций по развитию таможенного сотрудничества РФ и КНР в рамках модели стратегического развития торгового сотрудничества РФ и КНР.
Научная новизна исследования заключается в обосновании предложений по разработке программ сотрудничества Российской Федерации с Китайской Народной Республикой на примере сотрудничества таможенных администраций РФ и КНР, а также в разработке модели стратегического развития торгового сотрудничества Российской Федерации и Китайской Народной Республики.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач, обоснования предложений и рекомендаций использовались методы системного анализа и синтеза, логики, сравнения, систематизации, обобщения, экономико-статистические методы анализа и обработки данных, позволяющие комплексно исследовать направления торгового сотрудничества РФ с КНР.
Одним из инструментов анализа торговых отношений РФ и КНР является определение удельного веса товарных групп в экспорте и импорте (рис. 1, 2).
Рисунок 1. Удельный вес товарных групп по экспорту РФ в КНР, 2020 год, %
Figure 1. The share of commodity groups for the export of the Russian Federation to the People’s Republic of China, 2020, %
Источник: составлено автором на основе данных таможенной статистики внешней торговли ФТС России.
Figure 2. The share of commodity groups by imports of the Russian Federation from the People’s Republic of China, 2020,%
Рисунок 2. Удельный вес товарных групп по импорту РФ из КНР, 2020 год, %
Источник: составлено автором на основе данных таможенной статистики внешней торговли ФТС России.
Исходя из данных, представленных на рисунках 1, 2, можно сделать вывод, что в экспорте РФ в КНР превалируют минеральные продукты группы 25–27 ТН ВЭД ЕАЭС в объеме 68%, а также древесина и целлюлозно-бумажные изделия в объеме 9% (44–49 группы ТН ВЭД ЕАЭС). Продукция химической промышленности и металлы занимают в экспорте РФ в КНР 3,9% и 6,2% соответственно. В импорте РФ из КНР преобладают машины, оборудование и транспортные средства (84–90 групп ТН ВЭД ЕАЭС) в объеме 59%, на текстиль, текстильные изделия и обувь приходится 11,3% всего импорта РФ из КНР, а импорт продукции химической промышленности и каучука составляет 10,7%. Таким образом, анализ удельного веса товарных групп по импорту и экспорту позволяет сделать вывод, что РФ является поставщиком энергоресурсов в КНР, в то время как КНР для РФ является поставщиком готовой продукции.
Таблица 1
Совпадающие и несовпадающие интересы РФ и КНР в двустороннем экономическом сотрудничестве
Table 1
Coinciding and non-coinciding interests of the Russian Federation and the People’s Republic of China in bilateral economic cooperation
|
|
Совпадающие
интересы
|
Несовпадающие
интересы
|
Основные сферы
внешнеэкономических интересов
|
Развитие взаимной
торговли
|
Увеличение объемов взаимной торговли |
РФ:
увеличение объемов несырьевого экспорта
|
КНР:
заинтересованность в энергоресурсах РФ
| |||
Энергетическое
сотрудничество
|
Укрепление
энергетического сотрудничества
|
| |
Транспортное сотрудничество |
Развитие российской транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке РФ |
РФ:
в целях увеличения объемов экспортируемых товаров российского производства
| |
КНР:
в целях снижения издержек (стоимостных, временных) при транзите китайских
товарных партий через территорию Российской Федерации
| |||
Приграничное и региональное сотрудничество |
Более тесное взаимодействие
между Северо-Востоком КНР я и Дальним Востоком РФ, сотрудничество в регионе
Арктики
|
КНР: создание зоны свободной торговли | |
Участие в
инициативе «Один пояс, один путь»
|
Сопряжение
китайской инициативы «Один пояс, один путь» и Евразийского экономического
союза.
|
РФ:
развитие собственного производства по маршруту «Одного пояса, одного пути»
| |
КНР:
транзит грузов по территории РФ
|
В связи с различными целями сторон наблюдаются различия во внешнеэкономических интересах по вопросам сопряжения китайской инициативы «Один пояс, один путь» и Евразийского экономического союза, взаимной торговли, транспортного сотрудничества и заинтересованности китайской стороны в создании зоны свободной торговли между КНР и РФ. Принимая во внимание товарную структуру экспорта РФ, КНР является одним из основных потребителей экспортируемых РФ энергоресурсов. РФ заинтересована в привлечении китайских инвестиций в инфраструктурные проекты, в развитии приграничного и регионального сотрудничества (сотрудничества Дальнего Востока РФ и Северо-Востока КНР, а также сотрудничества по маршруту Северного морского пути) с целью увеличения российского экспорта из региона российской Арктики.
Стратегическое развитие торгового сотрудничества – последовательная реализация национальных интересов РФ в сфере взаимной торговли с КНР в соответствии с долгосрочными приоритетами, целями и задачами социально-экономического развития РФ.
Рассмотрим более подробно инструменты таможенного сотрудничества РФ и КНР в сфере содействия развитию взаимной торговли и их оценку эффективности. В предложенной автором модели стратегического развития торгового сотрудничества отдельно выделяется сотрудничество таможенных администраций. Параметры такого сотрудничества оценить статистически не представляется возможным, однако автором предлагается методика оценки состояния и определения приоритетов развития двустороннего таможенного сотрудничества РФ с КНР на основе применения экспертно-аналитической оценки [1, с. 122] (Makrusev, 2017, р. 122) направлений и инструментов сотрудничества.
Согласно оценке экспертов из Управления таможенного сотрудничества ФТС России, автором были получены количественные данные прогнозируемого уровня двустороннего сотрудничества ФТС России и ГТУ КНР по направлениям сотрудничества (рис. 3), а также по инструментам сотрудничества (рис. 4).
Рисунок 3. Прогнозируемый уровень реализации российско-китайского таможенного сотрудничества по направлениям
Figure 3. Forecast level of implementation of Russian-Chinese Customs cooperation in the areas
Источник: составлено автором.
Рисунок 4. Прогнозируемый уровень реализации проектов и мероприятий российско-китайского таможенного сотрудничества
Figure 4. Forecast level of implementation of projects and activities of Russian-Chinese Customs cooperation
Источник: составлено автором.
Количественная характеристика полученных результатов соответствует площади фигуры, полученной на основе построения графика, где по оси абсцисс указываются направления или инструменты сотрудничества (проекты, мероприятия) с шагом, равным 1, а по оси ординат – экспертная оценка показателя уровня реализации российско-китайского таможенного сотрудничества.
Динамика эффективности такого сотрудничества считается по следующей формуле:
, (1)
где – показатель динамики эффективности российско-китайского таможенного сотрудничества,
– площадь фигуры на основе прогнозных оценок экспертов по состоянию на 2024 год,
– площадь фигуры на основе прогнозных оценок экспертов по состоянию на 2021 год.
В результате подсчета данных получаем следующие показатели:
- по направлениям сотрудничества ;
- по инструментам сотрудничества .
Таким образом, исходя из данных, полученных с помощью применения метода экспертно-аналитической оценки, эффективность российско-китайского таможенного сотрудничества по направлениям в 2024 году увеличится на 12,6% по сравнению с 2021 годом, а эффективность реализации инструментов такого сотрудничества (проектов, мероприятий) за аналогичный период также увеличится и составит 50%.
По нашему мнению, перспективным инструментом сотрудничества таможенных администраций РФ и КНР является разработка и реализация проекта предотгрузочной инспекции (далее – ПрИ) между ФТС России и ГТУ КНР в крупных логистических центрах КНР в отношении товарных поставок, отправляемых в РФ. Проанализировав опыт китайской таможенной администрации и опыт ВТамО и ВТО, автором был разработан алгоритм проведения предотгрузочной инспекции (рис. 5).
Рисунок 5. Алгоритм проведения предотгрузочной инспекции представителями ФТС России в Китае
Figure 5. Algorithm for the pre-shipment inspection by representatives of the FCS of Russia in China
Источник: составлено автором.
Работа представителей ФТС России в Китае в рамках проекта предотгрузочной инспекции будет проводиться в крупных логистических центрах, где сотрудники представительства совместными усилиями с китайской стороной будут контролировать загрузку товара и нанесение электронных пломб на товарную партию. Учитывая, что электронная пломба будет содержать в себе информацию о грузе, а также о попытках вскрытия контейнера или попытках несанкционированного доступа к товару для подмены груза, будет сокращаться время доставки груза до места назначения. Таким образом, при помощи предотгрузочной инспекции можно обеспечить не только сокращение времени, потраченного на совершение таможенных операций при прибытии товаров на территорию ЕАЭС, но главным образом обеспечить полноту уплаты таможенных платежей соразмерно с реальной таможенной стоимостью ввозимой товарной партии.
Обмен таможенной статистикой между ФТС России и ГТУ КНР позволяет определить перечень наиболее чувствительных товаров, по которым приходится наибольшее расхождение в статистических данных, а также определить товары с высоким уровнем риска. Сформированный перечень товаров необходимо отнести к товарам с высоким уровнем риска и в первую очередь к ним проводить процедуру предотгрузочной инспекции.
Стоит также отметить, что необходимо тщательным образом подходить к выбору инспекционных агентств, которые будут зарегистрированы в реестре. При выборе инспекционного агентства возрастает риск возникновения правонарушений, имеющих коррупционную составляющую. Частота проведения предотгрузочной инспекции представителями ФТС России в Китае в пункте погрузки товара с целью проверки достоверности заявленных сведений с их фактическим наличием будет напрямую зависеть от тщательности выбора инспекционных агентств.
В целях оценки эффективности применения инструмента предотгрузочной инспекции в российско-китайском таможенном сотрудничестве автором был проведен опрос группы экспертов, состоящих из представителей академических кругов, а также участников внешнеэкономической деятельности.
Результат проведенного опроса относительно влияния реализации проекта предотгрузочной инспекции на российско-китайское таможенное сотрудничество показал, что прогнозируемый уровень реализации проекта предотгрузочной инспекции оценивается в 15% в 2021 году и в 50% в 2024 году.
Измерим показатель эффективности реализации проекта предотгрузочной инспекции по следующей формуле:
(2)
где – показатель эффективности реализации проекта предотгрузочной инспекции,
– эффективность российско-китайского таможенного сотрудничества по инструментам сотрудничества, включая реализацию проекта предотгрузочной инспекции,
– эффективность российско-китайского таможенного сотрудничества по инструментам сотрудничества без реализации проекта предотгрузочной инспекции.
В результате подсчета показатели = 53,7%, = 50%. Следовательно, = 3,7%.
Таким образом, реализация проекта предотгрузочной инспекции между ФТС России и ГТУ КНР повысит эффективность российско-китайского таможенного сотрудничества за период с 2021 года по 2024 год на 3,7%.
С учетом предложенных рекомендаций по разработке программ сотрудничества дорожная карта реализации программы сотрудничества таможенных администраций РФ и КНР должна быть представлена в следующем виде (табл. 2).
Таблица 2
Дорожная карта реализации программы
Table 2
Roadmap for the implementation of the program
№
п/п |
Наименование
проекта
|
Ожидаемый
результат
|
Срок
реализации, гг.
|
Ед.
измерения |
2022
год
|
2023
год
|
2024
год
|
Ответственный
исполнитель | |||
План
|
факт
|
план
|
факт
|
план
|
факт
| ||||||
1
|
Предотгрузочная
инспекция
|
Сокращение случаев
недостоверного декларирования товаров, обеспечение полноты поступлений в
бюджет от взимания таможенных платежей
|
2022-2024
|
%
|
|
|
|
|
|
|
ФТС
России
|
Как видно из таблицы 2, необходимо определять ответственное лицо, которое будет отвечать за выполнение каждого проекта. На наш взгляд, в целях конкретизации Программы необходимо определять сроки реализации проектов. На примере проекта предотгрузочной инспекции ФТС России как ответственное лицо также должно определить сроки реализации данного проекта.
Подводя итог вышесказанному, считаем, что разработка программ сотрудничества на примере сотрудничества таможенных администраций РФ и КНР будет способствовать их более полноценной реализации на практике. Оценить реализацию программ представляется возможным с помощью применения метода экспертно-аналитической оценки. В свою очередь, успешная реализация программ сотрудничества будет служить основой для реализации стратегии развития торгового сотрудничества РФ с КНР.
Заключение
Данные ретроспективного анализа взаимной торговли РФ и КНР за последние годы свидетельствуют о положительной динамике развития торговых взаимоотношений. Страны являются естественными торговыми партнерами с развитой межотраслевой и неразвитой внутриотраслевой торговлей, определенных автором внешнеэкономических интересов РФ и КНР в двустороннем сотрудничестве (табл. 1), выявленных и систематизированных проблем такого сотрудничества (отсутствие единой стратегии реализации программ сотрудничества, дисбаланс в структуре двусторонней торговли, проблема установления цен на энергоносители), определения инструментов содействия взаимной торговле в рамках таможенного сотрудничества РФ и КНР и метода оценки эффективности инструментов сотрудничества, разработана модель стратегического развития торгового сотрудничества РФ и КНР, которая может стать основой для разработки стратегии развития торгового сотрудничества РФ с КНР.
В ходе проведенного исследования автором была разработана модель стратегического развития торгового сотрудничества РФ и КНР (рис. 6).
Рисунок 6. Модель стратегического развития торгового сотрудничества РФ и КНР
Figure 6. Model of strategic development of trade cooperation between the Russian Federation and the People’s Republic of China
Источник: составлено автором.
Ключевые элементы этой модели и перспективы ее применения определяются на основе результатов предшествующего анализа, который предполагает исследование особенностей товаропотока между РФ и КНР и базирующихся на нем внешнеэкономических интересов двух государств.
Таким образом, изменения в модели стратегического развития торгового сотрудничества РФ и КНР влекут за собой изменения в структуре и параметрах взаимной торговли, что влечет за собой необходимость решения проблем двустороннего экономического сотрудничества. После первого этапа – определения проблем двустороннего сотрудничества – происходит корректировка параметров системы: наблюдается балансирование интересов, адаптация структуры торговли и, наконец, оптимизация параметров под изменившиеся условия. По завершении второго этапа появляется возможность определить цели стратегии развития, исходя из текущего состояния системы. На данном этапе государство получает возможность спрогнозировать изменения во взаимной торговле путем корректировки параметров системы. На третьем этапе разрабатывается стратегия развития, в которой определяются основные принципы и методы ее реализации.
Источники:
2. Джабиев А.П. Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности России: возможности и перспективы качественных изменений. - М.: Креативная экономика, 2019. – 472 c.
3. Рожков Ю.В. О принципах формирования стратегии развития Федеральной таможенной службы // Экономические отношения. – 2019. – № 2. – c. 617-626. – doi: 10.18334/eo.9.2.40517 .
4. Дробот Е.В., Ивко Е.С. Международная экономическая интеграция в области таможенного дела – опыт стран постсоветского пространства // Экономические отношения. – 2018. – № 3. – c. 293-314. – doi: 10.18334/eo.8.3.39163 .
5. Дробот Е.В. Инструменты обеспечения безопасности и облегчения мировой торговли: Рамочные стандарты Всемирной таможенной организации // Экономические отношения. – 2017. – № 4. – c. 309-320. – doi: 10.18334/eo.7.4.38641 .
6. Дробот Е.В., Потехина Н.В. Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности как инструмент обеспечения экономической безопасности // Экономические отношения. – 2017. – № 3. – c. 229-246. – doi: 10.18334/eo.7.3.37803 .
7. Репин Д.В., Самик М.В. Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности как инструмент обеспечения экономической безопасности // Теневая экономика. – 2017. – № 3. – c. 127-138. – doi: 10.18334/tek.1.3.38425 .
8. Дробот Е.В., Клевлеева А.Р. Особенности международного таможенного сотрудничества // Экономические отношения. – 2014. – № 1. – c. 3-7.
9. Дробот Е.В., Синельников Е.В. Особенности международного сотрудничества России в области таможенного дела // Экономические отношения. – 2013. – № 2. – c. 63-69.
10. Клевлеева А.Р. Основы управления рисками при таможенном контроле // Экономические отношения. – 2017. – № 1. – c. 119-134. – doi: 10.18334/eo.7.1.37393 .
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:55:27