Лучшие региональные практики содействия трудоустройству населения

Иванова И.А.1, Пуляева В.Н.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Россия, Москва

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 4 (Апрель 2021)

Цитировать:
Иванова И.А., Пуляева В.Н. Лучшие региональные практики содействия трудоустройству населения // Креативная экономика. – 2021. – Том 15. – № 4. – С. 1539-1556. – doi: 10.18334/ce.15.4.111983.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=45838269
Цитирований: 6 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
В статье рассматриваются теоретические и прикладные аспекты управления занятостью населения посредством обобщения опыта отдельных регионов в этом направлении. Цель исследования состоит в обосновании необходимости изучения региональных практик управления занятостью и их специфики, способствующих наиболее эффективному оказанию социально-экономического содействия населению в трудоустройстве, что позволит определить наиболее приоритетные направления развития рынка труда. В рамках исследования было выявлены современные тенденции в решении проблем трудоустройства населения в передовых регионах. Авторами описаны лучшие практики регионов, в которых наблюдается наименьший уровень безработицы в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели авторами использовались такие научные методы, как обобщение, анализ и сравнение подходов к решению проблем трудоустройства населения в отдельных регионах. В результате исследования был сделан вывод о необходимости проведения последовательной региональной политики в управлении занятостью, направленной на стимулирование спроса и предложения на рабочую силу, проявление ответственного отношения и участия органов власти и служб занятости в решении данных вопросов, что обеспечит повышение качества жизни и его закрепления на данной территории

Ключевые слова: занятость, население, трудоустройство, регион, рынок труда

JEL-классификация: J08, J21, J48, J82



Введение

К вызовам современного общества относится выраженная неопределенность в процессах обеспечения занятости и возможности трудоустройства для представителей всех категорий населения, что характеризует состояние современного рынка труда и вызывает процессы его трансформации под влиянием различных социально-экономических изменений в обществе. Однако неизбежные коррективы, которые составляют механизм регулирования процессов занятости и безработицы, следует также рассматривать в качестве драйвера для активизации поиска решений в отношении содействия населению в трудоустройстве и оказания ему помощи в различных ситуациях.

Занятость населения как важнейший элемент рынка труда определяет функционирование всей системы производственных и социально-экономических отношений [3, с. 82] (Bizin, 2018, р. 82). Трудовая деятельность населения, выступающая источником получения доходов, является одним из ведущих факторов закрепления людей на определенной территории, а также обеспечения требуемого уровня и качества жизни. На макроуровне формирование процессов на рынке труда в масштабах страны обусловлено функционированием государственного механизма, влияние которого закреплено в направлениях государственной кадровой политики и основных государственных документах, с помощью которых регулируются социально-трудовые отношения [1, 2] (Abuzyarova, 2018; Belokhvostova, 2016). Занятость населения является важным параметром, позволяющим оценить состояние функционирования экономического механизма и его эффективность посредством реализации государственного управления. Организационно-экономические и правовые основы политики государства, которая направлена на оказание содействия в трудоустройстве, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, изложены и закреплены в Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 №1032-1 [8]. Целью государственной политики в указанной сфере является стремление обеспечить максимальное вовлечение всего населения в трудовые процессы, обусловленные необходимостью социально-экономического развития общества.

Управление занятостью населения направлено на достижение сбалансированного спроса и предложения на труд, рост в уровне доходов и качества жизни населения посредством создания требуемых условий, способствующих кадровому обеспечению предпринимательской деятельности и проявлению творческой инициативы [8, с. 82]. Однако в субъектах различного уровня имеются существенные особенности в текущем состоянии социально-экономической среды. Это обусловлено различиями в их обеспеченности всеми видами ресурсов, в том числе человеческими, а также определяется географическим положением, историческими факторами, характером демографических процессов, спецификой формирования трудового потенциала, основой которого является отраслевая структура и специализация данных субъектов. Особое значение также имеют приоритеты развития, этнокультурные традиции населения, что объективно вызывает дифференциацию в воспроизводстве трудовых ресурсов и влияет на формирование и функционирование рынка труда на данных территориях. Региональные органы власти, разрабатывая мероприятия, направленные на поддержку населения и трудоустройство на рынке труда, должны учитывать уникальные характеристики своего региона. Также в региональных программах по поддержке занятости населения, направленных на создание и сбережение рабочих мест, недопущение массовых высвобождений персонала, важно соблюдать соответствие федеральным программам [17, 18] (Samoylov, Molchanova, 2020; Sapunov, 2020).

Обобщение опыта содействия занятости населения в субъектах Российской Федерации позволило сформулировать общие проблемы, которые определяют выработку единых стратегических целей, составляющих основу программ и реализации мероприятий, способствующих их достижению, в частности к ним относятся:

- стремление к снижению напряжения на рынке труда и занятости [20, с. 57] (Sokolova, 2017, р. 57);

- содействие в трудоустройстве граждан посредством создания и обеспечения рабочих мест;

- поиск ресурсов для оперативного удовлетворения потребностей организаций человеческими ресурсами требуемого количества и качества;

- обеспечение актуальной информацией граждан и работодателей о ситуации с потребностями в рабочей силе, поступающей от служб занятости [15, с. 170] (Popov, 2017, р. 170);

- предоставление возможностей населению быть временно занятыми и оказание им социальной поддержки в процессе поиска работы;

- осуществление комплексной адаптации к трудовой деятельности лиц в возрасте от 14 до 18 лет [4, с. 92] (Ginsburg, 2015, р. 92);

- разработка мотивационного механизма для граждан, находящихся в поиске работы, в том числе оказание поддержки тем гражданам, которые стремятся к проявлению трудовой и предпринимательской инициативы [5, 6] (Dashkova, Dorokhova, Zenkova, 2020; Dmitrieva, Borisova, 2019);

- повышение конкурентоспособности молодежи на рынке труда посредством получения ими необходимых трудовых навыков, позволяющих найти работу по профилю подготовки и закрепиться на новом рабочем месте, чему в достаточно высокой степени способствует получение востребованной профессии и приобретение актуальных знаний и компетенций [12, с. 1080] (Lishchuk, Kapelyuk, 2019, р. 1080);

- реализация комплекса мероприятий по профилактике безработицы;

- оказание содействия в социальной поддержке безработным и тем гражданам, которые направляются на прохождение обучения;

- социально-трудовая адаптация на рынке труда для отдельных категорий граждан, среди которых выпускники средних профессиональных образовательных организаций, родители детей-инвалидов, матери, воспитывающие детей в возрасте до 7 лет, граждане предпенсионного возраста, демобилизованные военнослужащие и т.д. [8, с. 27].

Однако, учитывая указанную общую направленность в системе мер по содействию занятости, существует потребность в поиске и реализации управленческих решений в различных административных субъектах, что позволит учесть неоднородность в их реальной текущей ситуации с занятостью и обеспечит осуществление гибкой и эффективной политики с учетом имеющейся объективной потребности в рабочей силе и стремления к достижению устойчивой занятости и снижению безработицы.

Цель исследования состоит в обосновании необходимости изучения региональных практик управления занятостью и их специфики, способствующих наиболее эффективному оказанию социально-экономического содействия населению в трудоустройстве, что позволит определить наиболее приоритетные направления развития рынка труда. Задачи исследования сводятся к выявлению общих подходов и определению особенностей управления занятостью как важнейшей части социально-экономической политики регионов, обуславливающих получение эффективных результатов в решении вопросов трудоустройства населения, а также определению возможностей распространения их положительного опыта, его адаптации и использования в условиях различных субъектов управления. Научная новизна исследования заключается в доказательстве необходимости тесной интеграции процессов занятости с развитием соответствующей территории, ее производственным потенциалом, экономической и социальной сферой.

Методика анализа лучших практик регионов в содействии трудоустройству населения

Содействие в обеспечении занятости населения на региональном уровне реализуется посредством принятия соответствующих программ, в которых в первую очередь отражены приоритетные цели и задачи данного направления, сформированные на общефедеральном уровне. Важно подчеркнуть, что при их реализации учитываются стратегические решения и инициативы, предпринимаемые местными органами власти и службами занятости. В данных программах отражена потребность в трудоустройстве населения, проживающего непосредственно на территории региона.

Следует подчеркнуть, что в 2020 году проблема трудоустройства и профилактики безработицы встала наиболее остро в связи с пандемией и вызванным ею экономическим кризисом.

Рассмотрим наиболее результативные практики отдельных регионов, направленные на решение некоторых проблем занятости и трудоустройства, создания рабочих новых рабочих мест и стимулирования самозанятости безработных, которые могли бы быть распространены на все субъекты Российской Федерации.

Важно отметить, что в выборку регионов для изучения практик содействию занятости безработных попали регионы, в которых один из самых низких уровней безработицы или достаточно высокие темпы ее снижения за последние три года (табл. 1). Данные по уровню безработицы за 2020 год авторами также были учтены. Из таблицы 1 мы можем видеть, что только в двух регионах из выбранных шести уровень безработицы превысил значение в целом по Российской Федерации, в остальных же безработица по-прежнему оставалась на довольно низком уровне, хотя и наблюдался ее рост.

Таблица 1

Уровень безработицы населения в возрасте 15 лет и старше по субъектам Российской Федерации, %

Регион
2017
2018
2019
2020
2019/2017
2020/2019
Российская Федерация
5,2
4,8
4,6
5,8
88,46
126,09
Ямало-Ненецкий автономный округ
3,2
2,1
1,9
2,4
59,38
126,31
Республика Татарстан
3,5
3,3
3,3
3,6
94,29
109,09
Камчатский край
4,3
4,9
3,8
3,8
88,37
100
Белгородская область
3,9
3,9
3,9
4,9
100,00
125,64
Республика Башкортостан
5,6
4,9
4,4
5,9
78,57
134,09
Республика Марий Эл
6,1
5,0
4,6
6,8
75,41
147,83
Источник: составлено авторами на основании данных Росстата. https://rosstat.gov.ru/labour_force

Изучение такого уникального опыта, способствующего достижению эффективных результатов в отношении решения вопросов трудоустройства населения и снижения безработицы в регионах, позволяет обратить внимание на те практики, которые позволили добиться данным регионам высоких результатов в сфере управления занятостью. Распространение и адаптация другими регионами лучших практик содействия занятости позволят расширить траекторию положительных изменений и приведут к выравниванию ситуации на рынке труда в стране в целом. В связи с этим представим ряд региональных практик по управлению занятостью, в которых в наибольшей степени отражен системный подход, применение которого обусловило качественные и количественные изменения на рынке труда.

Ведущие региональные практики и опыт содействия занятости населения

В Ямало-Ненецком автономном округе уже несколько лет успешно реализуется проект «Капитал молодого специалиста», целью которого является постоянное трудоустройство выпускников образовательных организаций разного уровня, проживающих на Ямале. Суть проекта заключается в том, что выпускнику выдается сертификат, подтверждающий право на получение государственной поддержки в размере 30 000 рублей без учета страховых взносов во внебюджетные государственные фонды. Работодатель принимает на работу выпускника, имеющего сертификат на постоянное рабочее место, без испытательного срока. Получить сертификат «Капитал молодого специалиста» могут выпускники, которые проживают на Ямале, получили аттестаты о среднем профессиональном или высшем образовании в текущем году и уволились с военной службы, не имеют стажа работы по специальности, а также зарегистрированы на бирже труда для поиска работы или являются безработными, согласно установленному порядку [16].

Проект «Капитал молодого специалиста» рассматривается в комплексе мер, которые свидетельствуют о том, как осуществляется государственная поддержка, направленная на обеспечение трудоустройства выпускников, имеющих среднее профессиональное образование. Также в проекте предусмотрено трудоустройство выпускников образовательных организаций высшего образования по специальностям, перечень которых входит в список тех, которые востребованы на рынке труда автономного округа. Реализация данного проекта направлена и на выпускников, которые имеют специальность по рабочей профессии, востребованной на региональном рынке труда, что является одним из важных и приоритетных направлений для функционирования экономики автономного округа посредством предоставления специального сертификата. По условиям программы Центр занятости при трудоустройстве на постоянное место работы гарантирует по договору компенсировать затраты работодателя на выплату заработной платы вместе с налогами в течение первых 6 месяцев работы соискателя. При этом по итогам 2020 года по основным показателям Ямал занимает лидирующие позиции среди других субъектов РФ: уровень безработицы – самый низкий в стране – 2,4%; уровень занятости населения – 71,5% (2-е место); уровень занятости инвалидов – 33,5% (3-е место).

Наибольшая потребность в работниках, замещающих свободные рабочие места, распространяется на следующие сферы: строительство (36%), транспортировка и хранение (12%), здравоохранение и социальные услуги (8%), образование (6%), добыча полезных ископаемых (6%), государственное управление и социальное обеспечение (5%). Коэффициент напряженности (численность незанятых граждан на количество вакансий) – 0,69 единиц.

В настоящее время разработан комплекс дополнительных мер, включающий предоставление субсидий из окружного бюджета на создание постоянных рабочих мест и организацию временной занятости граждан. В соответствии с дополнительными мероприятиями, которые направлены на поддержание активного содействия развитию рынка труда, за последние полгода создано 900 временных рабочих мест, а в субъектах малого и среднего предпринимательства было организовано 200 постоянных рабочих мест. С 2021 года размер компенсационных выплат из окружного бюджета планируется увеличить тем работодателям, которые создают временные рабочие места для трудоустройства граждан, – до 50% от минимального размера оплаты труда в округе. В рамках развития самозанятости размер финансовой поддержки безработных граждан, открывших собственное дело, увеличен до 150 тысяч рублей. Это позволит повысить привлекательность предпринимательской деятельности среди безработных граждан.

Рассматривая другой опыт содействия занятости безработных, к примеру в Республике Татарстан, важно отметить, что основной дефицит кадров там наблюдается преимущественно среди рабочего персонала, а также в сфере медицины, фармацевтики и продаж. В республике создан современный «Кадровый центр», который представляет собой новую модель центров занятости населения – это один из вариантов проявления и поддержки партнерских отношений на рынке труда. К приоритетам работы центра относятся: оказание помощи женщинам из малоимущих семей, имеющим несовершеннолетних детей, с целью оказания им государственной социальной помощи на основании социального контракта и содействие в самозанятости; для людей с инвалидностью – оказание юридической консультации и помощь в решении вопросов по фактам нарушения трудового законодательства. Также реализуются программы, направленные на получение профессионального обучения гражданами, которые не имеют работы, и направленные на обеспечение опережающего профессионального обучения и переподготовку работников организаций [21].

Наряду с уже указанными региональными практиками обращает внимание опыт содействия трудоустройству, накопленный и реализуемый Центром занятости населения Камчатского края [14]. В данном случае поддержка оказывается тем гражданам, которые официально признаны безработными, получили необходимое профессиональное или дополнительное образование, для чего направлялись соответствующими органами службы занятости. Важным условиям для того, чтобы людям была оказана поддержка, является то, чтобы они обладали высокой мотивацией к предпринимательской деятельности и обосновали со своей стороны желание и интерес к ней, а также подтвердили свою готовность. С указанной целью им производится единоразовая выплата, которая осуществляется при условии государственной регистрации индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства в качестве юридического лица. Для получения финансовой поддержки в виде материальной выплаты требуется предоставить документы для государственной регистрации в размере фактических расходов, подтвержденных документами.

Чтобы получить единовременную финансовую помощь, необходимо пройти тестирование, так как для создания своего крестьянского (фермерского) хозяйства, реализуя при этом самозанятость, важно иметь знания в сфере экономики, финансов, налогообложения, юриспруденции и других отраслях знаний, а также актуальные и необходимые при осуществлении предпринимательской деятельности, профессиональные навыки, важные для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства или реализации самозанятости. По результатам прохождения диагностического тестирования выявляется уровень необходимых для работы профессиональных навыков, которые позволят будущему работнику успешно осуществлять предпринимательскую деятельность. В случае, если есть потребность в их развитии и совершенствовании, Центр занятости населения имеет право и возможности направить гражданина на приобретение необходимых знаний и обучение основам предпринимательской деятельности. Также гражданину будет оказана помощь в подготовке бизнес-плана и обеспечена поддержка для подготовки необходимых материалов, предоставляемых в специальную комиссию, которая должна принять решение по рассмотрению и утверждению бизнес-плана.

В случае вынесения комиссией положительного решения гражданину выдается заключение о том, что такая услуга может быть предоставлена. При этом выдаются необходимые рекомендации и указывается требование пройти обязательную регистрацию в налоговом органе в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства.

С теми гражданами, которые не имеют работы, но выразили свое желание заниматься предпринимательской деятельностью, заключается специальный договор, в соответствии с которым они будут обязаны осуществлять предпринимательскую деятельность не менее 12 месяцев, в этом случае Центр занятости населения должен будет оказывать им единовременную финансовую помощь в размере 88 200 рублей.

Отдельным категориям граждан, в частности: инвалидам, одиноким и (или) многодетным родителям, которые воспитывают несовершеннолетних детей, а также коренным и малочисленным народам Севера, Сибири, Дальнего Востока, женщинам, у которых есть дети в возрасте до 3 лет и они при этом не состоят в трудовых отношениях с работодателем, сумма финансовой помощи составляет 132 300 руб. Также необходимо отметить, что оказание государственной услуги, которая призвана содействовать самозанятости безработных граждан, предоставляется бесплатно [19].

В настоящее время в Белгородской области с успехом реализована и продолжает свое развитие «Программа «500/10000», которая направлена на создание в сельских территориях региона не менее 500 малых предприятий с примерной численностью занятых 10 000 человек. То есть программа предусматривает создание не менее 10 тысяч новых рабочих мест на селе. Основные задачи программы – это оказание поддержки по созданию малых предприятий, преимущественно в сфере производственной деятельности, совершенствование и развитие инфраструктуры, обеспечение социальных условий, формирование конкурентной среды, что, безусловно, будет направлено на рост занятости и доходов сельского населения области. Формирование «Программы «500/10000» обусловлено рядом объективных причин. Среди которых: высокая степень концентрации субъектов предпринимательства в городских округах и невысокая предпринимательская активность сельского населения; диспропорция в отраслевой структуре субъектов предпринимательства; отток населения из сельских поселений в крупные города Белгородской области и другие регионы России.

Программа предусматривает выделение из областного бюджета субсидий для субъектов малого и среднего предпринимательства области с целью компенсации части затрат, направленных на приобретение оборудования для организации производства товаров (работ, услуг), в соответствии с данной программой, которая осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Белгородской области от 28 декабря 2017 года № 499-пп «О финансовой поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства Белгородской области в рамках мероприятия «Программа «500/10000». На реализацию «Программы «500/10000» выделено 100,0 млн рублей из средств областного бюджета. Материальные средства распределены по годам реализации проекта следующим образом: 40,0 млн рублей (2018 г.), 40,0 млн рублей (2019 г.), 20,0 млн рублей (2020 г.). Также участники Программы могут воспользоваться кредитно-гарантийной поддержкой субъектов малого и среднего предпринимательства; подключением в приоритетном порядке к сетям инженерной инфраструктуры; государственной поддержкой крестьянским (фермерским) хозяйствам по программам развития сельского хозяйства Белгородской области.

Предпринимательская активность, ее динамика и результаты реализации Программы в 2018 году в сельских территориях муниципальных образований и городских округов области представлены 9 рейтингами. Самый активный месяц реализации Программы – июнь 2018 года (72 проекта включено в Программу, реализовано 13 проектов, создано 161 рабочее место). В 2018 году по итогам конкурсного отбора финансовая поддержка в форме субсидий за счет областного бюджета общим объемом 40,0 млн рублей позволила поддержать 13 субъектов малого предпринимательства. С целью возмещения части затрат, которые были связаны с приобретением оборудования, которое предназначалось для создания производств в сельской местности, предприниматели получили субсидии для реализации проектов в сферах производства мебели, а также полиграфии, сельского хозяйства, изготовления изделий из стекла, обработки металлических изделий и др.

В настоящее время реализация Программы и отбор бизнес-идей для воплощения в сельской местности продолжаются. Необходимо создать не менее 500 малых предприятий, которые будут функционировать в сфере промышленности, а также в сфере услуг. Численность занятых должна составлять до 10 тыс. человек, которые относятся к местному (сельскому) населению. Департамент экономического развития области включил годовой рейтинг по реализации «Программы «500/10000» в показатели оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Белгородской области.

Также в Белгородской области активно осуществляются меры, направленные на содействие трудоустройству инвалидов, которые могли бы обеспечить социализацию и сформировать в обществе толерантное отношение к гражданам с ограниченными возможностями здоровья в регионе, в проектном формате. В 2015 году был запущен проект «Разработка и внедрение механизма закрепляемости инвалидов на оборудованных рабочих местах Центрами занятости населения Белгородской области», который был успешно завершен в 2017. В 2011–2014 гг. закрепляемость инвалидов на одном месте трудоустроенными составляла 50%. Реализация проекта обеспечила повышение данного уровня до 84,5%.

Сейчас в Белгородской области реализуются три проекта, которые направлены на решение проблемы занятости инвалидов: проект «Расширяя возможности», «Законопослушный работодатель» и «Свое дело».

Обратимся к еще одной успешной практике содействия занятости, так, согласно инициативе, проявленной Министерством семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, там реализуется проект «О реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Башкортостан в 2020 году» (Постановление Правительства Республики Башкортостан от 28.07.2020 года № 2-1-Пост-518-Проект.).

Работодатели, которые являются участниками дополнительных мероприятий, должны получать субсидии из бюджета Республики Башкортостан. Предусмотрено, что основными целями, на которые они будут направлены, являются: возмещение расходов на частичную оплату труда в случае, когда будут организованы общественные работы для граждан, если они, находясь в поиске работы, обратились в центр занятости населения, а также с целью оказания поддержки граждан, которые могут быть уволены в ближайшее время.

На официальном портале по занятости населения Министерством семьи и труда Республики Башкортостан представлена концепция управления трудовыми ресурсами Республики Башкортостан на период до 2025 года [10]. Также в республике разработан и действует порядок субсидирования юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям предоставлена возможность получения субсидий из бюджета Республики Башкортостан, выделенные средства также направляются на переобучение и повышение квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет. С 2020 года программа реализуется в составе регионального проекта «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет» в составе национального проекта «Демография». Согласно положениям данного проекта, в течение 5 лет в Республике Башкортостан 1 300 женщин, находящихся в декретном отпуске, ежегодно будут получать дополнительное образование и повышать свою квалификацию. Для достижения этих целей из бюджета будет ежегодно направляться 74,1 миллионов рублей (из которых 72,6 миллиона рублей – это средства федерального бюджета, 1,5 миллиона рублей – средства республиканского бюджета). Женщины, находящиеся в декретном отпуске, могут получить направление на обучение и без участия работодателя, обратившись в Центр занятости населения по месту жительства. Профессиональное обучение женщин, которые находятся в декретном отпуске, осуществляется работодателем самостоятельно согласно потребностям производства, а также требованиям к квалификационному уровню работников исходя из специфики рабочих мест.

В Республике Марий Эл реализуется проект регионального уровня «Содействие занятости женщин – создание условий для детей в возрасте до трех лет» направления «Демография», он рассчитан на четыре года – с 2020 по 2024 г. В нем смогут принять участие 1 145 женщин: в 2020–2021 годах –199 молодых мам ежегодно, в 2022–2024 годах – по 249 мамочек каждый год. По условиям данной программы женщины смогут повысить свою квалификацию, находясь в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет. Это должно помочь молодым мамам вернуться к трудовой деятельности на прежнее рабочее место либо трудоустроиться на новое, которое подходит для совмещения работы с воспитанием ребенка. Также в республике реализуется программа «Содействие занятости населения на 2013–2025 годы» [13].

Помимо указанных шести практик, в которых представлен интересный и положительный опыт содействия занятости, интересным является тот, который наблюдается в Чувашской Республике, там для помощи и поддержки безработным предусматривается заключение с ними социального контракта в рамках реализации программы социальной адаптации, которая разрабатывается кадровым центром совместно с гражданином в зависимости от конкретного положения. Различают четыре направления поддержки: поиск работы, профессиональное обучение, бизнес и пособие. В программе содержатся мероприятия с указанием их вида, объема и порядка реализации. Граждане, у которых социальный контракт предусматривает трудоустройство, могут найти работу самостоятельно либо с помощью службы занятости и получать денежные выплаты в размере 10 134 рубля ежемесячно плюс к заработной плате до 12 месяцев. В период обучения гражданам, заключившим социальный контракт, полагаются ежемесячные выплаты в размере 10 134 руб., но не более 3 месяцев. Стоимость курса обучения на одного человека не должна превышать 30 тысяч рублей за курс обучения. С помощью социального контракта также граждане имеют возможность начать свое дело. На осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности гражданам осуществляется единовременная денежная выплата до 250 000 рублей на одного предпринимателя с условием продолжения предпринимательской деятельности не менее трех лет [11].

Таким образом, с учетом общих направлений государственной политики в области занятости и регулирования экономики в субъектах РФ разрабатывается широкий спектр программ и пилотных проектов по содействию занятости на местах в регионах и муниципальных образованиях, адаптированных к условиям их функционирования как в современных условиях, так и с учетом будущего развития. Исполнителями данных программ, как правило, выступают административные аппараты субъектов РФ и муниципальных образований, а также центры занятости населения.

Заключение

Современный подход к функционированию регионального рынка труда характеризуется стремлением к разработке управленческих решений, направленных на стабилизацию ситуации с занятостью населения, основой которой должна стать его заинтересованность и желание постоянно жить и работать там, где для этого созданы условия и обеспечивается высокий уровень жизни, социальная помощь и содействие. Стимулирование сферы предпринимательства, материальная поддержка и своевременное предоставление возможности пройти обучение, переквалификацию тем, кто в этом нуждается, совершенствование всей социально-трудовой сферы посредством поддержания конкуренции и устранение барьеров и рисков в производственно-финансовой сфере будут способствовать повышению уровня доходов и занятости на региональном рынке. Обобщение полученных результатов позволило дополнить теоретические аспекты регулирования процессов занятости, подчеркнуть актуальность реализации проектов в сфере трудоустройства на региональном рынке труда, а также должно способствовать возможности распространения и использования данного опыта в практике управления занятостью многих других управленческих субъектов.


Источники:

1. Абузярова Н. А. Экономико-правовое регулирование российского рынка труда // Журнал российского права. – 2018. – № 1 (253). – c. 128-137.
2. Белохвостова Н. В. Механизмы государственного регулирования занятости населения // Сервис в России и за рубежом. – 2016. – № 6 (67). – c. 90-100.
3. Бизин С.В. Анализ развития регионального рынка труда и проблемы занятости населения // Экономика труда. – 2018. – № 3. – c. 745-760. – doi: 10.18334/et.5.3.39415.
4. Гинсбург М.В. Реализация программ по содействию занятости молодежи в условиях центров занятости населения // Отечественный журнал социальной работы. – 2015. – № 3 (62). – c. 92-100.
5. Дашкова Е.С., Дорохова Н.В., Зенкова О.А. Исследование процессов трансформации трудовых мотивов и форм занятости населения в условиях инновационного развития экономики // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 2. – c. 653-662. – doi: 10.18334/vinec.10.2.100909.
6. Дмитриева Л.И., Борисова А.А. Ценностные ориентации при трудоустройстве: ключевые индикаторы HR-бренда // Экономика труда. – 2019. – № 4. – c. 1523-1532. – doi: 10.18334/et.6.4.41192.
7. Елсуков М.Ю., Амиров Р.Р. Государственное управление занятостью населения в условиях кризиса экономики // Управленческое консультирование. – 2018. – № 11. – c. 81- 100.
8. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 № 1032-1 (последняя редакция). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60/ (дата обращения: 25.02.2021).
9. Иванова М.А., Балаев А.И., Гурвич Е.Т. Повышение пенсионного возраста и рынок труда // Вопросы экономики. – 2017. – № 3. – c. 22-39.
10. Концепция управления трудовыми ресурсами Республики Башкортостан на период до 2025 года. [Электронный ресурс]. URL: http://www.bashzan.ru/system/docs/10231/post_354.pdf?1497525611 (дата обращения: 20.02.21).
11. КУ Чувашской Республики «Центр занятости Чувашской Республики» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики. Социальный контракт. [Электронный ресурс]. URL: http://czn.cap.ru/bezrabotnim-i-ischuschim-rabotu-grazhdanam/socialjnij-kontrakt (дата обращения: 20.02.2021).
12. Лищук Е.Н., Капелюк С.Д. Трудоустройство молодых специалистов на российском рынке труда: ключевые тенденции // Экономика труда. – 2019. – № 3. – c. 1079-1092. – doi: 10.18334/et.6.3.40871.
13. Отчёт Департамента труда и занятости населения Республики Марий Эл о ходе реализации государственной программы Республики Марий Эл «Содействие занятости населения на 2013-2025 годы» за 9 месяцев 2020 года. [Электронный ресурс]. URL: http://mari-el.gov.ru/fgszn/DocLib6/2020%20%D0%B3%D0%BE%D0%B4/202010201602.pdf (дата обращения: 20.02.2021).
14. Официальный сайт КГКУ ЦЗН г. Петропавловска-Камчатского. [Электронный ресурс]. URL: http://rabota.kamchatka.ru/ (дата обращения: 20.02.2021).
15. Попов А.В. Нерешенные проблемы сферы занятости современной России // Экономика труда. – 2017. – № 3. – c. 163-172. – doi: 10.18334/et.4.3.38242.
16. Проект «Капитал молодого специалиста». Интерактивный портал службы занятости населения Ямало-ненецкого автономного округа. [Электронный ресурс]. URL: https://rabota.yanao.ru/content/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82__%D0%BA%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BB_%D0%BC%D0%BE%D0 (дата обращения: 20.02.2021).
17. Самойлов А.В., Молчанова С.М. Неравенство в оплате труда. Сегментация рынка // Экономика труда. – 2020. – № 1. – doi: 10.18334/et.7.1.41491.
18. Сапунов А.В. Региональное управление занятостью населения (на примере Челябинской области) // Моdern Sciens. – 2020. – № 10-2 C. – c. 143-150.
19. Содействие самозанятости безработных граждан. Официальный сайт КГКУ ЦЗН г. Петропавловска-Камчатского. [Электронный ресурс]. URL: http://rabota.kamchatka.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=12:sodejstvie-samozanyatosti-bezrabotnykh-grazhdan&catid=7&Itemid=107 (дата обращения: 20.02.2021).
20. Соколова М.В. Трудовая занятость населения Владимирской области в современных социально-экономических условиях // Ученые записки. – 2017. – № 2(22). – c. 57-62.
21. Труд, занятость и социальная защита: итоги 2019 года и задачи на 2020 год. [Электронный ресурс]. URL: https://mtsz.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_2191543.pdf (дата обращения: 20.02.2021).
22. Елсуков М.Ю., Амиров Р.Р. Государственное управление занятостью населения в условиях кризиса экономики // Управленческое консультирование. – 2018. – № 11. – c. 81- 100.

Страница обновлена: 07.08.2024 в 06:45:53