Формирование стратегии позиционирования инновационных образовательных проектов
Мороз М.В.1
1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Россия, Санкт-Петербург
Скачать PDF | Загрузок: 10 | Цитирований: 3
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 4 (Апрель 2021)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=45838256
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В данном исследовании проведен обзор наиболее востребованных отечественных инновационных образовательных проектов. Выявлены российские особенности инновационной деятельности в сфере образования. Представлена законодательная база, осуществляющая регулирование инновационной деятельности в России. Выявлены ключевые принципы инновационных образовательных проектов. Сформулированы неотъемлемые элементы стратегии позиционирования для образовательного проекта, осуществляющего внедрение инноваций. Выявленные ключевые принципы способствуют четкому обозначению вектора развития инноваций в образовании и определить элементы стратегии позиционирования для аналогичных проектов рынка.
Ключевые слова: инновации, образовательные проекты, стратегия позиционирования
JEL-классификация: O31, O32, O33, I23
Введение
Система образования в каждой отдельной стране обладает специфическими особенностями и традициями [22] (Shabalina, Lavrentev, Krylov, 2020), которые, безусловно, необходимо учитывать. В последние годы, например, можно говорить о факте перехода к избытку образовательных ресурсов от их дефицита [9] (Klarin, 2020). Будучи результатом инновационного процесса, образовательный ресурс – тот самый элемент, с помощью которого можно заглянуть в будущее и узнать о тех проблемах, с которыми предстоит столкнуться, иными словами, «управлять будущим» [17, c. 16] (Klarin, 2020, р. 16). Внедрение подобных инновационных технологий не только способствует развитию познавательных навыков студентов и их творческого мышления, но и обеспечивает формирование компетенций [5, с. 56] (Drobashko, 2019, р. 56), роль которых в XXI веке велика как никогда, что подтверждается утвержденной Правительством Российской Федерации Стратегией повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 гг. [16, с. 91] (Drobashko, 2019, р. 91).
В условиях современной экономики знаний образование становится все более значимым и решающим фактором для развития инноваций и инноваторов [4] (Bodina, 2020). Многим авторам свойственно обращаться к их описанию через модельный подход, например через модель Каинефин (Cynefin), другими словами, модели сложности социальных практик [29] (Van der Merwe, Biggs, Preiser et al., 2019). Так, субъектность педагогов и обучающихся проявляется посредством феномена «личного присутствия», а также на основе активной субъектной позиции [12, с. 202] (Pervushina, 2019, р. 202) и «открытого и закрытого профессионализма» [13, с. 94] (Pozdeeva, 2019, р. 94). А закон Гудхарта ставит как никогда актуальный для сферы инновационного образования вопрос: «Каким образом можно и нужно избегать превращения индикатора, показывающего определенное состояние, в направление развития» [3, с. 43] (Bebenina, 2018, р. 43).
Первые шаги России в направлении развития инноваций и наращивания инновационного потенциала на государственном уровне нашли отражение в Стратегии развития Российской Федерации до 2020 года [1]. Актуальные направления и приоритеты развития закреплены указом Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [2] и подкрепляются распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р [1]. Декларирование подобного начинания на федеральном уровне привело к улучшению инновационной предпринимательской активности, сдвигам на уровне инфраструктуры и потребности в формировании комплексной национальной инновационной системы. Изменения наиболее обозримы через призму трех основополагающих акторов: государства, коммерческих институтов и высших учебных заведений.
Наиболее неоднозначными с точки зрения вклада в инновационное развитие из них являются высшие учебные заведения, поскольку одновременно они являются консерваторами в сфере образования и транслируют максимально традиционный подход, в то же время являясь источником высококвалифицированных специалистов, потенциальных инноваторов и их прорывных идей [6] (Itskovits, 2010). Многие из них прямо или косвенно способствуют возникновению инновационных проектов в сфере образования, столкнувшись с недостатком знаний для конкурентного участия на рынке труда.
В результате возникает множество альтернативных образовательных проектов, в той или иной мере компенсирующих недостатки классического образования. Находясь в условиях рыночной экономики, они вынуждены выигрышно проявлять себя в напряженной борьбе за внимание и лояльность потребителей. Исходя из этого, целью данного исследования является выявление элементов стратегии позиционирования, необходимых инновационному образовательному проекту для обеспечения качественной коммуникации с потребителем и эффективного отражения спектра удовлетворяемых потребностей в процессе оказания образовательной услуги. Научная новизна заключается в выявлении особенностей инноваций, внедряемых наиболее успешными образовательными проектами в России.
Постановка задачи
Для формирования общего понимания рынка инновационных образовательных проектов и их места на рынке образовательных услуг в рамках исследования проводится анализ рынка существующих инновационных образовательных проектов с целью выделить ключевые признаки, позволяющие им эффективно конкурировать и побеждать в конкурентной борьбе. Далее на основе полученных данных выявляются их стратегии позиционирования и формулируются ключевые и неотъемлемые элементы стратегии позиционирования инновационных образовательных проектов. В качестве результата выступает выявление особых специфических потребностей, которые удовлетворяют инновационные образовательные проекты.
Обзор рынка
Сфера образования претерпевает существенные структурные изменения, последние из которых перенесли динамику развития на качественно новый уровень. Отметим ряд факторов, оказавших существенное воздействие на уровень и особенности конкуренции в сфере образования:
- рыночные отношения вышли на новый уровень. Появились альтернативы традиционным институтам, методам и подходам в образовании, что привело к борьбе за право обучать;
- в 2003 г. российское образование перешло на Болонскую систему [1]. Попытка создать единое европейское образовательное пространство привела к глобализации конкуренции;
- новая парадигма развития человеческого капитала в контексте экономики знаний привела к появлению образовательных методик, устраняющих традиционные проблемы классического образования.
В рамках проведенного исследования были выявлены две основополагающие проблемы классического образования:
1) недостаток или полное отсутствие практических навыков у выпускников образовательных учреждений;
2) устаревание стандартов образования как формата, согласование и утверждение которых занимает весь жизненный цикл образовательной модели.
Потребность в качественных и востребованных на рынке знаниях, в сочетании с их быстрой изменчивостью и низкой гибкостью образовательных программ в традиционных учебных заведениях породили многообразие альтернативных подходов к обучению на разных уровнях. Первыми непрерывное увеличение показали коммерческие альтернативы традиционных институтов [15]. Тенденции в таблицах 1 и 2 показательны. В случае с общеобразовательными организациями конкуренция происходит на уровне содержания и подходов при эффективности формата образования, о чем свидетельствует положительная динамика количества и доли в общем числе общеобразовательных организаций.
Таблица 1
Количество общеобразовательных организаций в России [1], ед.
2000/01
|
2005/06
|
2010/11
|
2017/18
|
2018/19
|
2019/20
| |
Всего,
ед.
|
68804
|
63174
|
50793
|
41958
|
41349
|
40823
|
Государственные
и муниципальные организации
|
68169
|
62448
|
50128
|
41103
|
40498
|
39966
|
Частные
организации
|
635
|
726
|
665
|
855
|
851
|
857
|
В случае с высшими учебными заведениями можно отметить, что сам формат не выдерживает конкуренции, и передача знаний приобретает иные формы. Однако высшие учебные заведения оказывают существенное влияние на возникновение инновационных образовательных проектов [20].
Таблица 2
Число частных образовательных организаций высшего образования, ед.
Отчетная дата, год
|
Образовательные организации, всего
|
Образовательные организации,
государственные и муниципальные
|
Образовательные организации, частные
|
Численность студентов, всего человек
|
Профессорско-преподавательский состав,
всего человек
|
2013
|
969
|
578
|
391
|
5646671
|
319348
|
2014
|
-
|
-
|
-
|
5209019
|
299750
|
2015
|
896
|
530
|
366
|
4766479
|
279758
|
2016
|
818
|
502
|
316
|
4399487
|
260980
|
2017
|
766
|
500
|
266
|
4245885
|
245078
|
2018
|
741
|
496
|
245
|
4161672
|
236057
|
2019
|
724
|
495
|
229
|
4068327
|
229334
|
2020
|
705
|
492
|
213
|
4049333
|
223088
|
Сфера образования на протяжении последних десятилетий показывает не только динамичное развитие с точки зрения количества образовательных проектов, но и глобально расширяет свое присутствие, успешно переплетаясь с другими сферами, на стыке которых появляются инновации. Одним из примеров того, как можно реформировать традиционные институты среднего общего образования, является российский инновационный образовательный проект «Образ жизни», который создает среду для экспериментов, моделирующих профессиональную деятельность. В качестве основных ценностей проекта выступают обучение через практику, иммерсивные подходы и коммуникация как основа передачи знаний. Также в рамках реализуются различные программы, например:
- «Своя история» – бесплатный проект для школ, который обучает педагогов и школьных психологов проводить встречи с экспертами из разных областей знаний;
- профориентационные программы в формате лагерей, семинаров и лекций;
- коммерческие программы на заказ.
Стратегия позиционирования проекта: вдохновляющая среда для тех, кто хочет меняться и менять общество, площадка для проживания, обучения и работы над своими идеями [24].
Другой подход к подготовке педагогов нового образца реализован в общественной программе «Учитель для России». В ней обеспечивается сглаживание неравенства в качестве образования в разных регионах России. Программа дает возможность любому специалисту с оконченным высшим или педагогу с оконченным средним профессиональным образованием попробовать себя в роли школьного учителя. Программа создана выпускницами Санкт-Петербургского государственного университета и базируется на ценностях веры в потенциал каждого ребенка, принятия инаковости других, приверженности гуманистическим принципам в педагогике [19].
Стратегия позиционирования проекта: образовательный процесс с участием наших педагогов учит ребенка оперировать располагаемой информацией, сопоставлять, анализировать, общаться, сотрудничать, просить о помощи, когда она необходима, быть лидером в том, что успешно освоено.
Альтернативы традиционным институтам составляют онлайн-платформы, предлагающие быстрое освоение практических навыков по актуальным специальностям. Примером такого проекта является «Кодабра» – онлайн-школа программирования, видеоблогинга, моделирования и разработки для детей 10–17 лет [11]. Содержит порядка 36 курсов, по результатам каждого из которых ребенок может презентовать готовый проект. Проект исключительно коммерческий и уникален тем, что работает с учениками только в удаленном формате. Приоритетными ценностями являются проектная подготовка и погружение в специальность.
Стратегия позиционирования проекта: мы открываем для ребенка мир IT-технологий и цифрового творчества, вдохновляем на создание своих проектов.
Онлайн-платформа «Учи.ру» [2] позволяет применить индивидуальные подходы в образовании в рамках освоения школьной программы. Темп обучения зависит от способностей ученика и условий обучения, социальных и географических. Повторения и отработки адаптивны и появляются по мере необходимости. Действия ученика обрабатываются системой: при правильном решении ученика ждет награда, при неудаче – наводящие вопросы, возможность повторить упражнения и закрепить знания. Исследования, проведенные независимыми экспертами, подтверждают, что ученики, использующие платформу «Учи.ру», демонстрируют более высокие результаты по сравнению с остальными учащимися [25–27].
Стратегия позиционирования проекта: мы стремимся индивидуализировать подход к образованию, чтобы каждый мог получить результат.
Существуют и такие образовательные проекты, которые занимаются не только непосредственно образованием, но и разрабатывают средства для реализации инновационного образования. Компания BiTronics Lab является разработчиком образовательного оборудования, методических комплексов и программного обеспечения для школьников и студентов в области биологии, инженерно-биологических систем, нейротехнологий [28]. Компания создана выпускниками Московского физико-технического института. Ее уже поддержали Российская венчурная компания и Фонд содействия инновациям. Разработки нашли применение более чем в 200 образовательных организациях Казахстана и России. Проходит апробация образовательных проектов в Чехии и Испании.
Стратегия позиционирования проекта: компания стремительно развивается в направлении создания лучших в мире образовательных решений для школьников и студентов в сфере биологии, инженерно-биологических систем и нейротехнологий [28].
Ключевые принципы инновационных образовательных проектов
Проведенный обзор отечественных инновационных образовательных проектов позволяет выявить ключевые принципы, находящие отражение в лидирующих проектах. К ним можно отнести:
1) обучение перспективным технологиям (постоянно расширяющийся и обновляющийся набор объектов для изучения, регулярный мониторинг востребованности);
2) практико-ориентированное обучение (подход гибкий и комплексный, знания носят инструментальный характер, упор делается на навык, умение или иной ощутимый результат);
3) индивидуальный подход (темп обучения, подход к передаче знаний максимально подстраиваются под особенности ученика, учитывают его способности);
4) использование цифровых технологий (дополнение или замещение классических подходов к образованию, использование VR, AR и т.д.);
5) иммерсивные подходы (использование методов максимального погружения, имитации профессиональной среды).
Кроме того, не менее важным выводом является факт того, что наиболее успешные инновационные образовательные проекты [18, 19, 28] являются результатами работы выпускников ведущих университетов России и осуществляют свою деятельность при их экспертной и финансовой поддержке. То есть интеллектуальный и творческий потенциал, раскрывшийся в высшем учебном заведении, являются основополагающими механизмами, делающими человека способным к самореализации и инновациям в современном контексте [7, 8] (Karpova, 2003; Karpova, 1998).
Ключевые элементы стратегии позиционирования
Тенденции рынка образования не менее точно отражают формулировки стратегии позиционирования. В них присутствуют повторяющиеся элементы, которые схожим образом закрепляют место проектов на рынке образовательных услуг, наглядно представляют тренды развития отрасли. При рассмотрении наиболее успешных (выбор производился по результатам национальных конкурсов инновационных проектов России) инновационных образовательных проектов России были выявлены следующие элементы:
- знания
- индивидуализация подхода к образованию;
- разработка востребованных образовательных решений для школьников и студентов;
- мотивация;
- формирование вдохновляющей среды;
- работа над своими идеями, создание своих проектов;
- побуждение к цифровому творчеству, вдохновление на создание своих проектов;
- общество;
- ориентация на изменения в себе и в обществе;
- общение, сотрудничество, умение просить о помощи, когда она необходима;
- навык лидерства в том, что успешно освоено.
Примечательно, что не составляет труда структурировать поименованные в стратегиях позиционирования элементы. В целом усилия педагогов направлены на поддержание устойчивости, целостности и эффективности учебно-воспитательного процесса [10] (Nechaev, Ermakov, 2008). В то же время новые подходы к образованию способствуют вытеснению общегуманитарного знания, направленного на формирование личностного, критического подхода к знанию и жизни в целом, наполняя учебные программы формальным, перформативным, утилитарным содержанием [14] (Rozin, 2006). На основе полученных выводов, в свою очередь, можно говорить об особых специфических потребностях обучающихся, которые удовлетворяют инновационные образовательные проекты:
- в индивидуальном подходе;
- в качественном образовании;
- в реализации собственных идей, создании авторских проектов;
- в творчестве;
- в конструктивной коммуникации;
- в полезности (востребованности);
- в заслуженном лидерстве.
Заключение
В результате проведенного исследования можно говорить о том, что классические подходы в образовании не удовлетворяют полный спектр потребностей современных обучающихся. Как следствие, рынок экспериментирует с форматами и содержанием образования: появляются коммерческие альтернативы существующих образовательных институтов и совершенно новые формы. Одной из основных проблем классического образования является его академичность и невысокая мобильность, что приводит к возникновению альтернативных подходов к передаче знаний. Существующие в России конкурсы инновационных проектов на протяжении многих лет выявляли наиболее успешные и оригинальные из них. Они позволили посмотреть на рынок образовательных услуг более широко и увидеть место инновационных образовательных проектов в данной структуре. Выявленные ключевые принципы позволили четко обозначить вектор развития инноваций в образовании и перейти к выявлению элементов стратегии позиционирования каждого из рассмотренных проектов. Полученные элементы были структурированы и выявили три плоскости: компетентностную, мотивационную и гуманистическую. Таким образом, можно говорить о стремлении инновационных образовательных проектов не только повышать качество самих знаний и их подачи, но и ориентации на самореализацию и желание быть полезным обществу. Полный список потребностей, которые удовлетворяют инновационные образовательные проекты, подчеркивает актуальность soft skills, а также творческую и гуманистическую направленность инновационного образования.
[1] Образование в цифрах: 2020: краткий статистический сборник / Л. М. Гохберг, О. К. Озерова, Е. В. Саутина, Н. Б. Шугаль; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2020. – 120 с. – 200 экз. – ISBN 978-5-7598-2306-3 (в обл.).
[2] Платформа была разработана выпускниками Московского физико-технического института. Имеет офисы в Москве, Нижнем Новгороде и Ульяновске и представительства в 26 регионах.
Источники:
2. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
3. Бебенина Е.В. Использование рейтингов университетов как индикаторов состояния и направлений развития // Педагогика. – 2018. – № 7. – c. 43-51.
4. Бодина Е.А. Инновационные технологии в отечественных концепциях педагогики искусства конца хх - начала ххi вв // Педагогика искусства. – 2020. – № 1. – c. 8-14.
5. Дробашко М.В. Инновационные технологии в преподавании экономических дисциплин // Парадигма. – 2019. – № 1. – c. 53-58.
6. Ицковиц Г. Тройная спираль. Университеты – предприятия – государство. Инновации в действии. / пер. с англ. - Томск: Изд-во ТУСУР, 2010. – 238 c.
7. Карпова Ю.А. Введение в социологию инноватики. - М., 2003.
8. Карпова Ю.А. Инновации, интеллект, образование. - М., 1998.
9. Кларин М.В. Возможен ли мониторинг инновационных образовательных практик // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2020. – № 1(65). – c. 63-73.
10. Нечаев Н.Н., Ермаков В.Г. Инновационное образование как объект педагогической теории // Вестник московского государственного лингвистического университета. – 2008. – № 539. – c. 96-113.
11. Онлайн-школа «Кодабра». [Электронный ресурс]. URL: https://codabra.org/#courses (дата обращения: 18.03.2021).
12. Первушина Н.А. Семиотическая диагностика учебных принадлежностей в эпоху нейропедагогики // Праксема. Проблемы визуальной семиотики. – 2019. – № 4(22). – c. 194-205. – doi: 10.23951/2312-7899-2019-4-194-205.
13. Поздеева С.И. Совместная деятельность и открытая профессионализация педагога как концептуальные основы наставничества // Научно-педагогическое обозрение. – 2019. – № 6(28). – c. 91-96. – doi: 10.23951/2307-6127- 2019-6-91-96.
14. Розин В. Образование в обновляющемся мире // Alma mater (Вестник высшей школы). – 2006. – № 6. – c. 24-32.
15. Статистический сборник Росстата «Регионы России. Социально-экономические показатели», с 2010 г. — расчет по данным форм ФСН. Росстат, Минобрнауки России
16. Соколова Е.А., Христофорова Е.И. Конституционно-правовые основы деятельности по повышению финансовой грамотности населения // Правовое государство: теория и практика. – 2019. – № 2(56). – c. 89-94.
17. Сурикова О.В., Пашкович Т.Ф. Инновационный процесс в учреждениях образования. - Минск: Сэр-Вит, 2018. – 252 c.
18. Учи.ру. [Электронный ресурс]. URL: https://uchi.ru (дата обращения: 20.03.2021).
19. Учитель для России. Uchitel.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://uchitel.ru/about/mission-and-history (дата обращения: 15.03.2021).
20. Формирование системы инновационного образования в МГУ имени М. В. Ломоносова. Msu.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.msu.ru/innovation/innovation.html (дата обращения: 17.03.2021).
21. Частные школы России: Состояние, тенденции и перспективы развития. Ioe.hse.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://ioe.hse.ru/data/2019/08/16/1483281940/%D0%A1%D0%90%D0%9E%20(3)24%20%D1%8D%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9.pdf (дата обращения: 24.03.2021).
22. Шабалина О.Л., Лаврентьев С.Ю., Крылов Д.А. Управленческий консалтинг в сфере образования: традиции и инновации // Вестник Марийского государственного университета. – 2020. – № 3. – c. 329-337. – doi: 10.30914/2072-6783-2020-14-3-329-337.
23. Радаева Ю.В. Эдьютеймент как средство снятия языкового барьера // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2014. – № 1-1(31). – c. 157-160.
24. Экспериментальная площадка «Образ Жизни». [Электронный ресурс]. URL: https://obrazobraz.ru/about (дата обращения: 20.03.2021).
25. Экспертное заключение Департамента образования и науки Кемеровской области № 2462/06 от 28.04.2017
26. Экспертное заключение Департамента образования и науки Тюменской области №4362 от 29.06.17
27. Экспертное заключение Казанского Федерального Университета № 04-10/973 от 29.05.2017
28. BiTronicsLab. [Электронный ресурс]. URL: https://bitronicslab.com (дата обращения: 21.03.2021).
29. Van der Merwe S.E., Biggs R., Preiser R., et al. Making Sense of Complexity: Using Sense Maker as a Research Tool // System. – 2019. – № 2. – p. 25. – doi: 10.3390/systems7020025.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 13:06:08