Стратегии перепозиционирования промышленной продукции региона на внешних рынках

Филимоненко И.В.1, Лихачева Т. П.1
1 Сибирский федеральный университет, Россия, Красноярск

Статья в журнале

Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 3 (Июль-сентябрь 2023)

Цитировать:
Филимоненко И.В., Лихачева Т. П. Стратегии перепозиционирования промышленной продукции региона на внешних рынках // Экономические отношения. – 2023. – Том 13. – № 3. – С. 405-426. – doi: 10.18334/eo.13.3.118843.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54628431

Аннотация:
Исследование направлено на рассмотрение в обобщенном виде факторов и условий наращивания экспортного потенциала региона с учетом глобальных вызовов мировой экономики и внешнеэкономических рисков, в том числе связанных с санкционным давлением со стороны зарубежных стран. Информационную базу исследования составили данные портала Федеральной таможенной службы и TrendEconomy. В рамках исследования с помощью методов группировки и стратегического перепозиционирования, а также анализа данных статистики проведена количественная оценка рисков экспорта с позиции внешнего платежеспособного спроса стран-импортеров. Определены цели и критерии выбора стран для перепозиционирования, предложены альтернативные стратегии перепозиционирования, такие как импортозамещение, развитие существующих и новых рынков, что позволяет снижать риски (сокращение объемов критических поставок), связанные с экспортной деятельностью. Полученные результаты исследований будут положены в основу предложений выбора стратегий технологического развития промышленной продукции (локального, мирового, нишевого лидерства) и построения карт перепозиционирования региональных производителей в соответствии с изменяющимися условиями. Методический подход к оценке возможностей перепозиционирования региональных производителей апробирован на примере кода ТН ВЭД-90 Красноярского края.

Ключевые слова: карты перепозиционирования, критический спрос на экспорт, риски экспорта, экономические санкции

Финансирование:
Исследование выполнено в рамках гранта № КФ-877 «Разработка Концепции промышленной политики Красноярского края в условиях цифровой трансформации до 2030 года» при поддержке Красноярского краевого фонда науки.

JEL-классификация: F51, L22, R58

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Постановка проблемы

Исследование тенденций мировой торговли, стремительного изменения структуры мирового экспорта, изменения трансфера мировых товарных потоков, перемещения центров мировой торговли, обусловленное глобальными вызовами мировой экономики (последствия ковидных эпидемий; введение экономических санкций; обострение международной политической обстановки; мировой терроризм) вызывает необходимость перепозиционирования производителей промышленной продукции на основе оценки рисков экспорта с позиции внешнего платежеспособного спроса стран-импортеров [15; 16].

Такая оценка возможна при использовании в качестве критерия показателя «критического спроса на экспорт», который представляет собой часть внешнего платежеспособного спроса, обладающего возможностью его удовлетворения в ретроспективном периоде и невозможностью удовлетворения в перспективе по причине возникновения экономических санкций стран-импортеров [21].

Цель настоящего исследования заключается в разработке методического инструментария, позволяющего оценить перспективы перепозиционирования производителей промышленной продукции региона на товарных рынках, определиться со стратегией технологического лидерства, направленной на удовлетворение внутреннего инвестиционного спроса и наращивания экспортного потенциала. Научная новизна предполагает введение критерия «критический спрос на экспорт», что, на наш взгляд, позволяет дифференцировать все товарные группы экспорта промышленных предприятий по уровням рисков в зависимости от изменения отношения и участия стран-импортеров в экономических санкциях.

Методология

Теоретико-методологическая база исследования по проблематике статьи сформирована на основе трудов российских авторов [1; 3; 12; 18]. Предлагается следующий алгоритм построения карты перепозиционирования производителей Красноярского края в координатах мирового экономического пространства и времени с выделением приоритетных рынков (рисунок 1).

На начальном этапе уточняются приоритетные виды продукции для расширения экспорта с позиции возможностей снижения рисков, возникающих в результате введения рядом западных стран экономических санкций против России и невозможности осуществления поставок экспортной продукции в страны-импортеры.

В качестве показателя критического спроса на экспорт предлагается «удельная доля в объемах экспорта» по группам и видам товарной продукции у стран, объявивших санкции для России [6; 11]. Оценка критического спроса товарной продукции по уровням приоритетности и рисков позволяет определиться с теми видами товарных групп промышленной продукции, которые требуют их перепозиционирования в международном пространстве для избегания рисков.

Рисунок 1 – Алгоритм построения карты перепозиционирования производителей Красноярского края в координатах мирового экономического пространства и времени с выделением приоритетных рынков

Figure 1 – Algorithm for constructing a map of the repositioning of the Krasnoyarsk Territory's producers in the coordinates of the world economic space and time with the allocation of priority markets

Источник: составлено авторами в рамках исследования

Целью этапа является дифференциация стран-импортеров по масштабам мирового спроса на промышленную продукцию. Дифференцирование проводится в соответствии с используемым методом группировки Г.А. Азоева на основе открытых данных портала TrendEconomy [1; 23].

Целью второго этапа является определение тенденции развития спроса на импорт продукции со стороны стран мира с учетом изменения в объемах потребностей промышленных предприятий-импортеров, а также вероятности и условий сохранения партнерства с российскими производителями.

Определение изменений в объемах потребностей промышленных предприятий-импортеров для позиционирования в мировом пространстве производится по параметрам: «доля в импорте – темп прироста доли в импорте» за 2019-2020 годы. Это позволяет распределить мировых импортеров на страны с растущим и сокращающимся спросом на импорт продукции и сформировать карту мирового спроса на импорт промышленной продукции с учетом страны, формирующей платежеспособный спрос, объемов и темпов изменения спроса (объемы и темпы изменения импорта) [5; 12].

В последующем приводится дифференциация стран-импортеров по вероятности сохранения партнерства с российскими поставщиками-производителями (таблица 1).

Таблица 1 – Дифференциация стран-импортеров

Table 1 – Differentiation of importing countries

Классификационный признак
Группировка стран
1. степень участия в экономических санкциях против России
- активно участвующие в их реализации;
- установившие единичные ограничения;
- блокирующие обход санкций, но не участвующие в них.
2. объем импортируемой продукции и доля в мировом импорте
- страны-лидеры по объемам импорта;
- страны со спросом выше среднего;
- страны с объемами импорта ниже среднего;
- страны с минимальными объемами импорта.
Источник: составлено авторами в рамках исследования

На третьем этапе определяются альтернативные стратегии перепозиционирования Красноярского края на мировых рынках на основе технологических ниш и оценки вероятности переключения стран на российские аналоги (нишевое лидерство, локальное технологическое лидерство, мировое технологическое лидерство) [10; 12; 17].

В качестве инструмента обоснования выбора стратегии рассматривается матрица стратегий технологического лидерства, выстраиваемая в координатах (рисунок 2):

ось Х - доля экспорта региона в удовлетворении мировой потребности (в импорте) конкретных товаров и товарных групп (коэффициент SPR) [9; 14];

ось Y - соотношение доли промышленной продукции в экспортном портфеле региона и доли промышленной продукции в мировом экспорте – индекс RCA.

Рисунок 2 – Типология стратегий технологического лидерства

по показателям SPR и RCA

Figure 2 – Typology of technological leadership strategies

by SPR and RCA indicators

Источник: составлено авторами в рамках исследования

Коэффициент SPR (Substantial PRoduct)) отражает конкурентоспособность промышленной продукции на мировом рынке (чем выше коэффициент, тем выше конкурентоспособность) и их способность контролировать рыночные позиции.

(1)

Индекс RCA (Revealed Comparative Advantage) используется для оценки сравнительного преимущества страны при выпуске того или иного вида продукции [18]. Рассчитывается на основе формулы:

(2)

В ситуации, когда экспорт определенного товара занимает большую удельную долю в экспорте страны по сравнению с удельной долей аналогичной продукции в мировом экспорте (RCA > 1), то производство такого товара имеет сравнительное преимущество и сопряжено с относительно низкими затратами.

Таким образом, оба показателя SPR и RCA помогают оценить и обосновать возможности промышленной товарной группы для экспорта на мировые рынки. Особенно полезны в период вывода новой промышленной продукции на мировые рынки.

В случае если промышленная продукция не является конкурентоспособной на мировых рынках, ее следует рассматривать в рыночной нише и считать альтернативными стратегиями развития [3; 4; 7]:

- импортозамещение и удовлетворение внутреннего инвестиционного спроса (перепозиционирование на внутренний рынок РФ);

- расширение экспортного потенциала на существующих нишевых мировых рынках (перепозиционирование на существующих мировых рынках, расширение потенциала рыночных ниш);

- выход на новые мировые рынки сбыта (перепозиционирование на новые мировые рынки сбыта, нишевая стратегия).

Основная цель стратегии перепозиционирования на мировых товарных рынках – это сокращение критического спроса на экспорт промышленной продукции региона [2; 13]. Исходя из этого страны-импортеры могут быть сгруппированы в три группы по следующим критериям:

Критерий 1: Страна не участвует и не поддерживает экономические санкции против РФ, что сокращает риски разрыва экономических отношений, не предусмотренных договорными обязательствами, минимизирует существование критического спроса на экспорт продукции из РФ и срыв запланированных поставок импортных продуктов в Россию;

Критерий 2: В стране-импортере существует значительный или средний потенциал рынка (индекс освоения рынка не превышает 33-40 %), что обеспечивает длительность существования потребности в продукте на территории страны;

Критерий 3: Существующий темп роста рынка – положительный, свидетельствует об увеличивающейся потребности в продукте и умеренном уровне интенсивности конкуренции.

Для каждого вида экспортной промышленной продукции на мировых рынках сбыта разрабатываются альтернативные варианты сокращения критических поставок:

- базовый вариант – стратегия реализации данного вида промышленной продукции на мировых рынках сбыта. В строке «объем экспорта региона для перепозиционирования» - указан объем критического спроса и доля в общем объеме внешнего спроса на продукцию со стороны стран, поддержавших экономические санкции против РФ. В каждом альтернативном варианте данный объем экспортных поставок (критического спроса) распределяется по странам, не участвующим в экономической блокаде РФ;

- вариант 1 - импортозамещение: объем критических экспортных поставок перепозиционируется на внутренний рынок РФ;

- вариант 2 - расширение экспортного потенциала на существующих мировых рынках (среди стран-партнеров Красноярского края);

- вариант 3 - расширение экспортного потенциала на новых мировых рынках (среди стран-потенциальных партнеров Красноярского края).

Альтернативные варианты сравниваются по критериям:

- позиция стран в отношении экономических санкций против РФ;

- объемы спроса на продукцию (рейтинг стран в мировом спросе);

- положительные темпы роста спроса на ВТП на мировых рынках;

- увеличение объемов поставок и рыночных долей на существующие мировые рынки;

- объемы поставок экспортной продукции на новые мировые рынки;

- целевые рыночные доли на новых мировых рынках.

Ключевой фактор, учитываемый в стратегиях перепозиционирования – платежеспособный спрос на рынках мира.

Результаты

Формирование карт перепозиционирования производителей региона в координатах мирового экономического пространства и времени производится на примере экспортной высокотехнологичной продукции: код товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД-90) «Инструменты и аппараты оптические, фотографические, кинематографические, измерительные, контрольные, прецизионные, медицинские или хирургические; их части и принадлежности». Данное направление относится к товарам с высокой удельной долей критического спроса.

Распределение критического спроса по уровням рисков представлено на рисунке 3.

Рисунок 3 – Структура внешнего спроса Красноярского края на промышленную продукцию ТН ВЭД-90 по уровням рисков в 2020 г., %

Figure 3 – Structure of the external demand of the Krasnoyarsk Territory for industrial products of HS-90 by risk levels in 2020, %

Источник: составлено авторами на основе [23]

В таблице 2 представлены результаты группировки стран в соответствии с уровнями спроса на импорт товарной группы по коду ТН ВЭД-90.

Таблица 2 – Результаты группировки стран по уровням спроса на мировой импорт для товарной группы (код ТН ВЭД-90), 2020 г.

Table 2 – Results of grouping countries by levels of demand for world imports for the commodity group (HS-90), 2020

Группы стран
Количество стран в группе
Величина рыночной доли страны в мировом импорте, в %
Средняя рыночная доля для стран в группе, в %
Страны-лидеры по объемам импорта
2
[8,85; 17,61]
16,2
Страны с объемами импорта выше среднего
23
[0,76; 8,85)
2,36
Страны с объемами импорта ниже среднего
10
[0,39; 0,76)
0,59
Страны с минимальными объемами импорта
95
[0,0; 0,39)
0,07
Источник: составлено авторами на основе [23]

К первой группе относятся такие страны, как Китай и США; вторая группа включает европейские (Германия, Нидерланды, Франция, Великобритания и др.) и азиатские (Южная Корея, Япония и др.) страны.

На втором этапе страны-импортеры дифференцированы по двум параметрам:

1. по спросу на экспортную продукцию:

1.1 Страны с растущим спросом на товарную группу (код ВЭД-90):

- страна-лидер по объемам импорта - Китай (темп роста- 17,61%);

- страны со спросом выше среднего – Южная Корея (27,2 %), Россия (12,4 %), Сингапур (7,5 %) и некоторые другие страны;

1.2 Страны с низким и снижающимся спросом на товарную группу (код ВЭД-90):

- страны со спросом ниже среднего – Венгрия (51,0 %), Ирландия (19,2 %), Турция (7,3 %), Дания (6,8 %), Израиль (5,9 %), Швеция (4,8 %), Индонезия (2,3 %) и пр.

2. по вероятности сокращения партнерства с российскими:

2.1. Страны, поддерживающие экономическую блокаду против РФ и формирующие критический спрос на экспорт высокотехнологичной продукции Красноярского края (США; Германия; Южная Корея; Япония; Нидерланды; Франция; Великобритания; Сингапур; Италия; Канада; Бельгия; Испания; Австралия; Швейцария; Польша; Австрия; Венгрия; Швеция; Чехия; Ирландия; Дания; Индонезия; Норвегия; Румыния и пр.).

2.2. Страны, не поддерживающие экономическую блокаду против РФ (Китай; Прочие страны Азии; Гонконг; Мексика; Вьетнам; Индия; Малайзия; Бразилия; Таиланд; Турция; ОАЭ; Саудовская Аравия; Израиль и пр.).

Общие характеристики по объемам мирового спроса и объемам экспорта по промышленной продукции (код ТН ВЭД-90) Красноярского края представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Общие характеристики по объемам мирового спроса и объемам экспорта промышленной продукции (код ТН ВЭД-90) региона

Table 3 - General characteristics of the volume of world demand and the volume of exports of industrial products (HS-90) of the region

Показатели
2019
2020
Темп прироста 2020/2019, %
Импорт стран мира
Объем импорта, млн долл США
647511,04
640364,51
-1,10
Объем импорта стран, объявивших экономические санкции РФ, млн долл США
380088,98
373524,62
-1,73
Объем импорта стран, поддерживающих экономические отношения с РФ, млн долл США
267422,06
266839,89
-0,22
Доля импорта стран, объявивших экономические санкции РФ, %
58,70
58,33
-0,63
Доля импорта стран, поддерживающих экономические отношения с РФ, %
41,30
41,67
0,90
Экспорт Красноярского края
Объем экспорта Красноярского края, тыс долл США
-
1382,33
-
Объем экспорта в страны, объявившие экономические санкции РФ, тыс. долл США
-
1335,72
-
Объем экспорта в страны, поддерживающие экономические отношения с РФ, тыс. долл США
-
46,61
-
Доля экспорта в страны, объявившие экономические санкции РФ, в %
-
96,60
-
Доля экспорта в страны, поддерживающие экономические отношения с РФ, в %
-
3,40
-
Источник: составлено авторами на основе [23]

Пример карты мирового спроса на импорт промышленной продукции по товарной группе ВЭД-90 с распределением стран-импортеров по факту участия/не участия в экономических санкциях против РФ представлен на рисунках 4,5.

Рисунок 4 – Группа стран-импортеров промышленной продукции (код ТН ВЭД-90), поддержавших экономические санкции против России

Figure 4 – A group of countries importing industrial products (HS-90) that supported economic sanctions against Russia

Источник: составлено авторами по результатам исследования

Рисунок 5 – Распределение стран-импортеров промышленной продукции (код ТН ВЭД-90), не поддерживающие экономические санкции против РФ

Figure 5 – Distribution of countries importing industrial products (HS-90) that do not support economic sanctions against the Russian Federation

Источник: составлено авторами по результатам исследования

Структура мирового спроса (импорта) на промышленную продукцию (код ТН ВЭД-90) с учетом влияния санкционной политики представлена на рисунке 6.

Рисунок 6 - Структура мирового спроса (импорта) на промышленную продукцию (код ТН ВЭД-90) с учетом влияния санкционной политики в 2020 г.

Figure 6 - Structure of global demand (imports) for industrial products (HS-90), taking into account the impact of sanctions policy in 2020

Источник: составлено авторами по результатам исследования

Анализ экспорта Красноярского края за 2020 г. показал, что промышленная продукция (код ВЭД-90) экспортировалась в 23 страны мира (таблица 4). Первые 15 стран формируют критический спрос на экспортную продукцию Красноярского края, и характеризуются высокой вероятностью переключения стран-импортеров на промышленной продукции других стран-поставщиков.

Таблица 4 – Распределение экспорта промышленной продукции региона (код ТН ВЭД-90) по странам, категориям спроса и уровням рисков

Table 4 – Distribution of exports of industrial products of the region (HS-90) by country, demand categories and risk levels

Страна-импортер
Объем экспорта, тыс.долл США
Доля в экспорте, %
Категория спроса
Уровень риска
Великобритания
61,7836
0,0446
критический
сильный
США
57,0468
0,0412
критический
сильный
Германия
572,3765
0,4135
критический
сильный
Канада
0,5000
0,0004
критический
сильный
Молдавия
3,5600
0,0026
критический
сильный
Нидерланды
0,6000
0,0004
критический
сильный
Польша
6,7300
0,0049
критический
сильный
Франция
20,6235
0,0149
критический
сильный
Азербайджан
11,4084
0,0082
критический
средний
Киргизия
137,2590
0,0992
критический
средний
ОАЭ
0,0737
0,0001
критический
средний
ЮАР
180,4500
0,1304
критический
средний
Казахстан
192,2475
0,1389
критический
слабый
Турция
87,8300
0,0635
критический
слабый
Гонконг
4,9414
0,0036
критический
слабый
Гвинея
0,1094
0,0001
безопасный
Армения
0,1782
0,0001
безопасный
Беларусь
25,0882
0,0181
безопасный
Египет
2,2500
0,0016
безопасный
Монголия
0,3354
0,0002
безопасный
Чад
0,8200
0,0006
безопасный
Таджикистан
1,0076
0,0007
безопасный
Узбекистан
16,8804
0,0122
безопасный
Источник: составлено авторами на основе [22]

В рамках третьего этапа были оценены критерии выбора стратегий технологического развития:

1) сложившейся доли товарной позиции экспорта региона в совокупном объеме мирового импорта продукции (SPR):

- в 2020 г. показатель SPR по промышленной продукции (код ТН ВЭД-90) для Красноярского края составил:

SPR = 1382,33 (тыс.долл США)/ 640364,51(млн.долл США)´100% = 0,00022 (%);

- значение SPR показывает, что данный вид продукции не является конкурентоспособным на мировом рынке, но вполне может быть конкурентоспособен в рыночной нише.

2) уровня сравнительного преимущества страны при выпуске вида продукции (RCA):

- в 2020 г. показатель RCA для промышленной продукции (код ТН ВЭД-90) Красноярского края составил:

RCA= 0,59 (%)/ [650492,5 (млн.долл США)/ 16900000(млн долл США) ´100%] = 0,154;

- значение RCA показывает, что регион не обладает значимым сравнительным преимуществом при выпуске этого вида продукции.

Результаты позиционирования промышленной продукции (код ТН ВЭД-90) Красноярского края в пространстве стратегий технологического лидерства представлены на рисунке 7.

Рисунок 7 – Выбор стратегии технологического лидерства для промышленной продукции (код ТН ВЭД-90) по RCA, SPR

Figure 7 – Choosing a technology leadership strategy for industrial products (HS-90) according to RCA, SPR

Источник: составлено авторами по результатам исследования

Результаты расчета показывают, что данная группа продукции не является конкурентоспособной на мировых рынках, и регион не обладает сравнительным преимуществом при выпуске этого вида продукции. Однако, промышленная продукция (код ТН ВЭД-90) вполне может быть конкурентоспособна в рыночной нише.

Перепозиционирование исследуемого вида продукции основывается на критериях выбора стран-импортеров. Исходными данными для этого являются:

- объемы, доли и темпы прироста импорта промышленной продукции (код ТН ВЭД-90) по странам-импортерам в 2019-2020 гг.;

- объемы, доли и темпы прироста экспорта промышленной продукции (код ТН ВЭД-90) Красноярского края в страны-импортеры в 2021 г.;

- статус страны-импортера - страна, не поддерживающая экономические санкции против РФ.

Альтернативные стратегии рассматриваются в трех вариантах:

1. Стратегия перепозиционирования на импортозамещение и удовлетворение внутреннего инвестиционного спроса, в результате которой объем критического спроса на экспорт промышленной продукции (код ВЭД-90) перераспределяется со стран, поддерживающих экономическую блокаду против РФ, на удовлетворение внутреннего спроса России (частичная замена импорта) (таблица 5).

2. Стратегия перепозиционирование на существующих рынках за счет расширения экспортного потенциала региона на существующих нишевых мировых рынках. Потенциальными рынками для перепозиционирования и реализации стратегии роста являются страны: Гонконг, Турция, Казахстан, Узбекистан, характеризующиеся растущим спросом на ВТП (код ВЭД-90).

3. Стратегия перепозиционирования на новые мировые рынки сбыта (фокусирование в нише). Потенциальными рынками для перепозиционирования и реализации стратегии являются страны: Китай, Бразилия, Израиль, прочие страны Азии, характеризующиеся растущим спросом на ВТП (код ВЭД-90).

Таблица 5 – Параметры стратегии импортозамещения для Красноярского края по промышленным продуктам (код ТН ВЭД-90)

Table 5 – Parameters of the import substitution strategy for the Krasnoyarsk Territory for industrial products (HS-90)

Параметр стратегии
2019
2020
2021
Критический спрос региона, млн долл США
-
-
1,33572
Внутренний спрос РФ, удовлетворяемый за счет импорта, млн.долл США
7316,87
8132,63
-
Доля внутреннего спроса РФ, удовлетворяемая за счет стратегии импортозамещения региона, %
1,33572¸7316,87´100=
0,018
1,33572¸8132,63´100=
0,016
-
Источник: составлено авторами по результатам исследования

В результате реализации стратегии импортозамещения можно закрыть от 0,016% до 0,018% существующего спроса РФ на ВТП по коду ТН ВЭД-90.

Изменения в позиционировании промышленной продукции (код ТН ВЭД - 90) Красноярского края в результате реализации стратегии импортозамещения представлены на рисунках 8 и 9.

Рисунок 8 - Позиционирование промышленной продукции

(код ТН ВЭД - 90) региона по странам мира в 2021 г.

Figure 8 - Positioning of industrial products (HS-90) of the region by countries of the world in 2021.

Источник: составлено авторами по результатам исследования

Рисунок 9 - Позиционирование промышленной продукции (код ТН ВЭД - 90)

региона по странам мира при реализации стратегии импортозамещения

Figure 9 - Positioning of industrial products (HS-90) of the region by countries of the world in the implementation of the import substitution strategy

Источник: составлено авторами по результатам исследования

Стратегия перепозиционирование на существующих мировых рынках основывается на результатах выбора стран-партнеров в соответствии с критериями К1-К3, представленных в таблице 6. В перечень вошли страны:

- не участвующие и не поддерживающие экономические санкции против РФ, а также группа стран, которые блокируют обход санкций, но не участвуют в них (уровень критичности спроса – слабый);

- темпы роста импорта за 2019-2020 г. характеризовались положительными значениями.

Таблица 6 - Параметры стратегии «увеличение продаж существующим партнерам» региона по промышленным продуктам (код ТН ВЭД-90), в млн долл США

Table 6 - Parameters of the strategy «increasing sales to existing partners» of the region for industrial products (HS-90), in millions of US dollars

Страна- партнер
Потребность (объем импорта)
Доля экспорта региона в потребнос-ти стран-партнеров, %
Структура общей потребности стран-партнеров региона, %
Дополнительный объем продаж в страны-партнеры
Целевой объем продаж в страны-партнеры
Целевая доля региона в потребности стран-партнеров, %
Гонконг
18186,35
0,00003
0,74
0,77709
0,78203
0,00430
Турция
4738,70
0,00185
0,19
0,20248
0,29031
0,00613
Казахстан
1069,53
0,01797
0,04
0,04570
0,23795
0,02225
Узбекистан
635,3
0,00266
0,03
0,02714
0,02715
0,00427
Итого
24629,8
1,00
1,05241
1,33743
-
Источник: составлено авторами по результатам исследования

Для определения потенциальных объемов дополнительных продаж на рынки стран-партнеров использован индикатор потребности страны в промышленном продукте (аналог индикатора покупательной способности территории [8]. При принятии управленческих решений относительно потенциальных продаж поэтапно оцениваются:

- общая потребность стран-партнеров в данном продукте;

- доля каждой страны-партнера в общей потребности;

- величина критического внешнего спроса региона, за исключением части спроса, соответствующей уровню риска «слабый». Для промышленного продукта (код ТН ВЭД-90), экспортируемого Красноярским краем, величина критического спроса (не учитывающего слабые уровни рисков), составляет 1052,41 тыс.долл США;

- дополнительный объем продаж в страны-партнеры путем распределения критического внешнего спроса региона между странами-партнерами в соответствии с долями, рассчитанными на втором шаге данного алгоритма;

- целевой объем продаж для стран-партнеров на основе суммирования сложившихся и потенциальных объемов импорта;

- целевая доля региона в потребности стран-партнеров на основе соотношения целевого объема продаж в страну к потребности этой страны (объем импорта).

В результате реализации стратегии увеличения продаж существующим партнерам на существующих рынках изменяется позиционирование Красноярского края (код ТН ВЭД - 90) (рисунки 10, 11).

https://skr.sh/i/221022/q1C7h1es.png?download=1&name=%D0%A1%D0%BA%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%88%D0%BE%D1%82%2022-10-2022%2021:02:24.png

Рисунок 10 - Позиционирование промышленной продукции (код ТН ВЭД - 90) Красноярского края среди стран, не поддерживающих экономические санкции против РФ в 2021 г.

Figure 10 - Positioning of industrial products (HS-90) of the Krasnoyarsk Territory among countries that do not support economic sanctions against the Russian Federation in 2021.

https://skr.sh/i/221022/nFKZDIun.png?download=1&name=%D0%A1%D0%BA%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%88%D0%BE%D1%82%2022-10-2022%2021:10:39.pngИсточник: составлено авторами по результатам исследования

Рисунок 11 - Позиционирование промышленной продукции (код ТН ВЭД - 90) Красноярского края среди стран, не поддерживающих экономические санкции против РФ после реализации стратегии «увеличение продаж существующим партнерам»

Figure 11 - Positioning of industrial products (HS- 90) of the Krasnoyarsk Territory among countries that do not support economic sanctions against the Russian Federation after the implementation of the strategy «increasing sales to existing partners»

Источник: составлено авторами по результатам исследования

Параметры стратегии перепозиционирования на новые мировые рынки сбыта представлены в таблице 7. Рассчитываются показатели, рассмотренные ранее.

Таблица 7 - Параметры стратегии выхода на новые рынки сбыта для Красноярского края по промышленным продуктам (код ТН ВЭД-90), стоимостные величины в млн долл США

Table 7 - Parameters of the strategy for entering new sales markets for the Krasnoyarsk Territory for industrial products (HS-90), cost values in millions of US dollars

Страна- потенциальный партнер
Потребность (объем импорта) в стране
Структура общей потребности стран-потенциальных партнеров, %
Целевой объем продаж в страны
Целевая доля региона в потребности стран, %
Китай
112768,2
76,80
0,80824
0,0007167
Прочие страны Азии
25102,3
17,10
0,17992
0,0007167
Бразилия
5507,1
3,75
0,03947
0,0007167
Израиль
3458,0
2,35
0,02478
0,0007167
Итого
146835,6
100,00
1,05241
Источник: составлено авторами по результатам исследования

В результате реализации стратегии выхода на новые рынки изменяется позиционирование Красноярского края по промышленной продукции (код ТН ВЭД - 90) (рисунок 12).

https://skr.sh/i/221022/XyWZUu9X.png?download=1&name=%D0%A1%D0%BA%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%88%D0%BE%D1%82%2022-10-2022%2021:12:34.png

Рисунок 12 - Позиционирование Красноярского края по промышленной продукции (код ТН ВЭД - 90) среди стран, не поддерживающих экономические санкции против РФ после реализации стратегии выхода на новые рынки

Figure 12 - Positioning of the Krasnoyarsk Territory for industrial products (HS-90) among countries that do not support economic sanctions against the Russian Federation after the implementation of the strategy of entering new markets

Источник: составлено авторами по результатам исследования

Кроме перечисленных выше критериев выбора (К1-К3) стран-партнеров, учитывались факторы, определяющие перспективность международного рынка для экспорта:

- цены на энергоносители,

- наличие инвестиций в переработку сырья;

- преференциальные партнеры (доля партнеров по торговым соглашениям в импорте продукции)

- нетарифные ограничения импорта (санитарные меры, торговая защита: антидемпинговые и тарифные квоты и пр.);

- время и стоимость прохождения пограничного и таможенного контроля и др.

Таким образом, альтернативные варианты выбора стратегического перепозиционирования ВТП региона на мировых рынках сбыта позволяют снижать риски (сокращение объемов критических поставок), связанные с экспортной деятельностью.

Выводы

Использование предложенного методического инструментария построения карт перепозиционирования производителей Красноярского края в координатах мирового экономического пространства и времени с выделением приоритетных рынков (новые технологии материалов, технологии производства продукции) и рыночных ниш промышленной продукции позволяет осуществлять выбор стратегий технологического развития промышленности с учетом позиций региона, что является неотъемлемой частью процесса стратегического планирования поддержки региональных представителей промышленного сектора и основой для подготовки и принятия управленческих решений в соответствии с изменяющимися условиями.


Источники:

1. Азоев Г.Л., Челенков А.П. Конкурентные преимущества фирмы. - М.: ОАО «Типография «Новости», 2000. – 256 c.
2. Аносова Л. А., Кабир Л. С. Приоритеты и направления национального развития в сфере поддержки несырьевого экспорта // Экономика и управление. – 2023. – № 1. – c. 4-10. – doi: 10.35854/1998-1627-2023-1-4-10.
3. Бакуменко О. А. К вопросу о стратегировании экспортной деятельности российских регионов // Региональная экономика: теория и практика. – 2019. – № 2. – c. 250-265. – doi: 10.24891/re.17.2.250.
4. Горин Е. А., Золотарев А. А. Экспортный потенциал отечественной экономики: возможности и ограничения // Экономическая наука современной России. – 2020. – № 3. – c. 103-116. – doi: 10.33293/1609-1442-2020-3(90)-103-116.
5. Ермолаев К. А., Ерматов Ш. Э. Оценка потенциала роста экспорта высокотехнологичной продукции из России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2021. – № 5. – c. 940-967. – doi: 10.24891/ni.17.5.940.
6. Изотов Д. А. Влияние внешнеэкономической деятельности на экономический рост регионов России // Экономика региона. – 2018. – № 4. – c. 1450-1462. – doi: 10.17059/2018–4–30.
7. Калинин А. М. Экспортный потенциал российской экономики: целевые ориентиры и требования к государственной политике // Проблемы прогнозирования. – 2019. – № 4. – c. 148-158.
8. Ламбен Ж.Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. / Ж.Ж. Ламбен, Р. Чумпитас, И. Шулинг; [пер. с англ. И.И. Малкова]. - 2-е изд. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2018. – 927 c.
9. Лапинова С. А., Аникина А. И., Ошарин А. М. Анализ структур экспорта и импорта с использованием сетевых методов (на примере рынка агропромышленных товаров) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. – 2020. – № 3. – c. 421-454. – doi: 10.21638/spbu05.2020.304.
10. Методологические подходы формирования и прогнозирования новых секторов экономики сырьевых регионов. / монография / З.А. Васильева, П.М. Вчерашний, И.В. Филимоненко и др.; Сиб.фед. ун-т. - М.: ИНФРА-М, 2019. – 116 c.
11. Наговицына Э. В., Тусин Д. С. Методологические подходы оценки развития экспортной деятельности // Вестник НГИЭИ. – 2021. – № 10(125). – c. 78-92. – doi: 0.24412/2227-9407-2021-10-78-92.
12. Отмахова Ю. С., Усенко Н. И., Девяткин Д. А., Сонгкассири В. Оценка экспортного потенциала страны с учетом глобального спроса на мировом рынке продовольствия // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2019. – № 4. – c. 104-122. – doi: 10.15838/esc.2019.4.64.7.
13. Отмахова Ю. С., Усенко Н. И., Девяткин Д. А., Сонгкассири В. Оценка экспортного потенциала страны с учетом глобального спроса на мировом рынке продовольствия // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2019. – № 4. – c. 104-122. – doi: 10.15838/esc.2019.4.64.7.
14. Романова О. А., Сиротин Д. В. Металлургический комплекс среднего Урала в условиях развития индустрии 4.0: дорожная карта перепозиционирования комплекса // Проблемы прогнозирования. – 2019. – № 2. – c. 37-50.
15. Романова О. А., Сиротин Д. В. Образ желаемого будущего экономики индустриального региона: тенденции развития и методология оценки // Экономика региона. – 2017. – № 3. – c. 746-763. – doi: 10.17059/2017-3-9.
16. Суслов В. И., Ковалева Г. Д. Глобальные и национальные факторы влияния на экспорт и импорт регионов на примере Сибирского федерального округа // Экономика региона. – 2021. – № 4. – c. 1302-1317. – doi: 10.17059/ekon.reg.2021-4-18.
17. Сухарев О. С. Государственное управление импортозамещением: преодоление ограничений // Управленец. – 2023. – № 1. – c. 33-46. – doi: 10.29141/2218-5003-2023-14-1-3.
18. Васильева З.А., Филимоненко И.В. Концепция технологического развития экономики сырьевого региона на основе стремительно развивающегося сектора // Креативная экономика. – 2016. – № 12. – c. 1345-1360. – doi: 10.18334/ce.10.12.37101.
19. Balassa B. Trade Liberalization and «Revealed» Comparative Advantage // The Manchester School. – 1965. – № 33. – p. 99-123.
20. Chapcakova A., Kascakova D.R., Heckova J., Kolesarova S. Research of comparative advantages in the context of determinants of cross-border mergers and acquisitions in the european area // Montenegrin Journal of Economics. – 2021. – № 17(4). – p. 181-188.
21. Chen Z., Gang J., Qian Z. Stock returns and carry trades // North American Journal of Economics and Finance. – 2021. – № 58. – p. 101507.
22. Hadouga H. The Impact of Exports on Economic Growth in Russia: Retrospective and Perspective // Journal of Applied Economic Research. – 2023. – № 22(1). – p. 30-43. – doi: 10.15826/vestnik.2023.22.1.002.
23. Таможенная статистика внешней торговли. ФТС. [Электронный ресурс]. URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=13858&Itemid=2095 (дата обращения: 03.07.2023).
24. Мировой экспорт, импорт товаров. Открытые данные портала TrendEconomy. [Электронный ресурс]. URL: https://trendeconomy.ru/data/commodity_h2/TOTAL (дата обращения: 10.07.2023).

Страница обновлена: 25.03.2024 в 10:39:57