Позиционирование российских регионов в координатах мировой экономики
Скачать PDF | Загрузок: 6 | Цитирований: 3
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 4 (40), Апрель 2010
Цитировать:
Цветкова Г.С. Позиционирование российских регионов в координатах мировой экономики // Креативная экономика. – 2010. – Том 4. – № 4. – С. 28-33.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=13534954
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье показано позиционирование субъектов Российской Федерации в координатах международного рейтинга индекса развития человеческого потенциала. Приводятся расчеты показателей внешней торговли российских регионов, которые подтверждают существование проблемы оценки инвестиционной привлекательности отдельного российского региона как участника мирового рынка.
Ключевые слова: мировая экономика, человеческий потенциал, внешняя торговля, экономика региона, индекс развития человеческого потенциала, позиционирование региона
Естественное геополитическое преимущество Российской Федерации – самая большая территория в мире – создаёт проблемы её позиционированию на мировых рынках, поскольку инвестор хочет получить не общую социально-экономическую информацию о российской экономике, а оценку инвестиционной привлекательности и маркетингового потенциала конкретного региона. Проблема обусловлена также масштабностью экономического пространства нашей страны и неоднородностью социально-экономического развития её территорий.
Традиционными являются сравнения: на территории Тюменской области свободно могут разместиться две Франции или 35 Швейцарий. Проблема позиционирования субъектов Российской Федерации в системе координат мирового хозяйства встает достаточно остро. Насколько российские регионы являются привлекательными для иностранных инвесторов, если их оценивать как самостоятельные локальные рынки, глобальные мировые ресурсы?
Комплексные рейтинги инвестиционной привлекательности стран мира периодически публикуются ведущими зарубежными экономическими журналами Euromoney, Fortune, The Economist. Чаще всего для оценки используются параметры: тип экономической системы, макроэкономические показатели (объем ВНП, структура экономики и др.), обеспеченность природными ресурсами, состояние инфраструктуры, условия развития внешней торговли, участие государства в экономике. На основе приведенных параметров рассчитывают индекс глобальной конкурентоспособности стран: по итогам 2007 года Россия занимала 58 место в мире.
В международных сравнениях широко используется показатель ИРЧП (индекс развития человеческого потенциала). ИРЧП в качестве официального рассчитывается ООН с 1991 года, он является интегральным показателем, который обобщает множество сторон социально-экономического развития: экономику, образование, здравоохранение, уровень жизни. Российская статистика использует его для оценки социально-экономического развития регионов с 1997 года. Поскольку при расчете ИРЧП регионов России используются общие методические принципы (максимальное значение индекса стремится к единице), это позволяет провести позиционирование российских регионов в системе координат мирового рынка.
Рассмотрим в этой связи отдельные субъекты Приволжского федерального округа, граничащие с Республикой Марий Эл и лидера российских рейтингов г. Москву (табл. 1). Марий Эл в координатах мирохозяйственных связей является локальным рынком с населением чуть более 700 тыс. человек, годовым уровнем доходов на душу населения 47,8 тыс. рублей.
Таблица 1
Индексы развития человеческого потенциала российских регионов*
Анализ показывает, что даже Москва пока не входит в группу лидеров по данному показателю (ИРЧП от 0,912 до 0,969), позиционирование на уровне Кипра малоутешительно. Традиционно успешная в отечественной экономике Республика Татарстан будет иметь в международной системе координат значение показателя ИРЧП = 0,834, это не самое почетное место, примерно 48-49 позиция. Ближайшими соседями Татарстана могут являться Сейшельские Острова, Ливия, Багамские Острова, это страны которые входят в группу с достаточно высоким развитием человеческого потенциала. Сейшельские острова – карликовое государство, которое позиционируется как оффшор, имеющий высокий уровень ВВП на душу населения, что и обеспечивает его столь высокий рейтинг по ИРЧП. Багамские острова – это государство, получающее доходы в основном от туризма и банковских услуг. Туризм даёт островам свыше 60 % ВВП и позволяет занимать Багамам 50 место в рейтинге ИРЧП.
Доминиканская Республика не является образцовой экономикой, главные экспортные статьи – бананы 50%, овощи, грейпфруты и апельсины сахар, кофе, никель, золото, серебро, нефть. ВВП на душу населения в 2007 г. составлял 8400 долларов. В стране очень высокий уровень безработицы, который достигает 16%, за чертой бедности проживают 25% населения. Естественно, что позиционирование Марий Эл на уровне Доминиканской Республики, заставляет серьезно задуматься о стратегических ориентирах российского региона.
Ближайшие географические соседи Марий Эл заняли бы в рейтинге стран мира по ИРЧП средние позиции, что говорит о невысокой привлекательности этих рынков. Албания, Белиз, Парагвай – страны, которые не являются заметными фигурами мировой экономики, следовательно, говорить о хорошем позиционировании данных субъектов как привлекательных внешних рынках для иностранных инвесторов вряд ли возможно. Если обратиться к рейтингу стран мира, то по значению показателя ИРЧП позиции данных субъектов Российской Федерации окажутся на соответствующих местах: Чувашия – 80 место, Кировская область – 92 место, Марий Эл – 95 место из 180 стран мира. В качестве положительного момента отметим, что это группа стран со средним уровнем развития человеческого потенциала. Обращает на себя внимание снижение рейтинга показателя ИРЧП субъектов Российской Федерации (Чувашии, Кировской области, Марий Эл), сигнализируя о проблемах социально-экономического развитии регионов.
ИРЧП показывает, как экономика страны работает на человека, следовательно, рост экономической активности данных регионов за последние годы не сопровождался соответствующим ростом социальных показателей. Эта тенденция характерна в целом для отечественной экономики. В предкризисные годы прирост экономики России в среднем составлял 6,5% в год, однако по уровню и качеству жизни страна по-прежнему отставала от мировых лидеров. В 2007 г. Россия занимала 7-е место в мире по абсолютному объему созданного национального продукта – 2,087 млрд. долларов и находилась лишь на 59-м месте по ВНП на душу населения – 12178 долларов.
Если позиционировать российские регионы в координатах показателей внешней торговли, то увидим наличие значительного экономического потенциала, который делает их привлекательными в глазах иностранных инвесторов относительно других стран мира (табл. 2).
Таблица 2
Показатели внешней торговли в 2008 г.*
*Рассчитано автором на основе данных Федеральной службы государственной статистики: http://www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cg
Регионы в разной степени включены в мирохозяйственные связи, что обусловлено особенностями их транспортно-географического положения и природных ресурсов, уровнем развития производительных сил, структурой хозяйства. Развитие внешней торговли в России характеризуется существенным увеличением неравномерности и дифференциации, о чем свидетельствует рост вариации показателей экспорта и импорта на душу населения. В Марий Эл, например, экспорт на душу населения в 2008 г. составил 483,14 долларов, импорт – 68,7 долларов США. Ближайший сосед Татарстан показывает более высокий уровень развития экспортно-ориентированных отраслей, его экспорт на душу населения составляет 4894,63 долларов США. Степень втянутости в мирохозяйственные связи, потенциал емкости рынка отражает показатель импорта на душу населения. В целом по России в 2008 году импорт на душу населения составлял 1880,77 долларов, тогда как в Татарстане всего 759,22 доллара, а в Марий Эл только 113,98 долларов. Низкий показатель импорта на жителя региона служит, с одной стороны, сигналом невысокого платежеспособного спроса, а с другой – отражением высокой степени локализованности рынка, отдаленности от мирохозяйственных процессов. Расчеты показали, что привлекательность двух ближайших соседей Татарстана и Марий Эл с позиций мирохозяйственных связей существенно отличается.
В целом позиционирование российских регионов в координатах ИРЧП и показателей внешней торговли позволяет сделать следующий вывод: глобализация экономики диктует степень усиления социальных ориентиров в развитии российских регионов, что поможет повысить их привлекательность для иностранных инвесторов. Поэтому при разработке программ модернизации отечественной экономики необходимо сопоставление российских регионов не только с отечественными лидерами. Важен ориентир на вектор мирового экономического развития.
Источники:
2. Социальный атлас российских регионов. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://atlas.socpol.ru/about/index.shtml.
3. Доминиканская республика [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://prian.ru/article/15236.html.
4. Внешняя торговля Российской Федерации. [Элект ронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cg.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 09:18:59