Обучение персонала: формирование инструментов оценки эффективности
Шендель Т.В.1, Яркова С.А.2
1 Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева, Россия, Красноярск
2 Красноярский институт железнодорожного транспорта - филиал Иркутского государственного университета путей сообщения, Россия, Красноярск
Скачать PDF | Загрузок: 31 | Цитирований: 5
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 3 (Март 2021)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=45600393
Цитирований: 5 по состоянию на 07.08.2023
Аннотация:
Обучение персонала – одно из направлений повышения эффективности деятельности предприятий, в том числе предприятий железнодорожного транспорта. В статье представлена модель, позволяющая оценить эффективность обучения персонала. Модель реализуется поэтапно. Методом экспертных оценок для каждого этапа определены показатели эффективности обучения персонала. Охарактеризованы критерии по каждому показателю. В результате обоснованы и предложены инструменты оценки эффективности обучения персонала для предприятий железнодорожного транспорта.
Ключевые слова: предприятия железнодорожного транспорта, обучение персонала, оценка эффективности обучения, инструменты оценки эффективности обучения, модель оценки эффективности обучения, показатели эффективности обучения
JEL-классификация: J24, L92, M12
Введение
В настоящее время в условиях научно-технического прогресса обучение персонала – одно из направлений, обеспечивающих эффективное развитие предприятий. Руководители, инвестируя в обучение персонала, ориентированы на реальные изменения. Например, повышение эффективности или производительности труда персонала, формирование рабочего поведения, обеспечивающего достижение целей и задач предприятия. Как следствие, обучение – непрерывный процесс целенаправленного изменения профессионального мастерства и поведения персонала. В этой связи особую значимость приобретает оценка эффективности обучения, которой в настоящее время исследователями и практиками уделяется особое внимание.
По мнению Т.Н. Алексеевой, основные проблемы оценки эффективности обучения персонала обусловлены трудоемкостью данного процесса и невозможностью в ряде случаев использовать количественные методы. В частности, определены три группы трудностей. Во-первых, связанные с разработкой и использованием сложной системы критериев и показателей оценки эффективности. Во-вторых, с выявлением результатов собственно обучения и «очисткой» их от влияния иных внутренних и внешних факторов, воздействующих на персонал в процессе обучения и в процессе реализации его результатов в профессиональной деятельности. В-третьих, с определением экономической эффективности обучения персонала с учетом его целенаправленного влияния на стратегию развития предприятия с выделением эффективности неформального обучения и самообучения [1] (Alekseeva, 2007).
Таким образом, актуально формирование инструментов оценки эффективности обучения персонала, ориентированного на достижение целей и задач предприятия в условиях возрастания инновационных процессов.
Проблемам оценки эффективности обучения персонала посвящены исследования как отечественных, так и зарубежных ученых и практиков. Среди них научные труды Т.Н. Алексеевой [1] (Alekseeva, 2007), Е.Н. Ветлужских [3] (Vetluzhskikh, 2005), А.В. Денисовой [5] (Denisova, 2005), А.Я. Кибанова [6] (Kibanov, 2020), В.С. Киреева [17] (Udovidchenko, Kireev, 2014), Д.Л. Кирпатрика [7] (Kirkpatrik, 2008), Э.М. Короткова [9] (Korotkov, 2008), А.В. Кутузовой [10] (Krasnova, Kutuzova, 2018), Н.Н. Опариной [14], О.Ю. Сериковой [20] (Shcherbakova, Serikova, 2018), О.Л. Чулановой [18] (Chulanova, Timchenko, 2016) и других.
Цель настоящей статьи – разработать и обосновать инструменты оценки эффективности обучения персонала для предприятий железнодорожного транспорта. Научная новизна заключается в следующем:
– разработана модель оценки эффективности обучения персонала, раскрыты этапы ее реализации: достижение целей обучения; удовлетворенность работодателя и работника обучением; применение знаний и умений в профессиональной деятельности; влияние знаний и умений на показатели деятельности предприятия;
– определены и обоснованы показатели эффективности обучения персонала (выполнение плана обучения, затраты на обучение персонала, индекс лояльности работника, удовлетворенность руководителя обучением, использование полученных знаний, повышение производительности труда, процент возврата аппаратуры в гарантийный период, отказы технических средств), соответствующие этапам предложенной модели;
– раскрыты и охарактеризованы по каждому показателю критерии оценки эффективности обучения персонала.
Таким образом, авторская гипотеза состоит в том, что в современных условиях на предприятиях оценить эффективность обучения персонала возможно, если сформированы профессиональные инструменты: разработана модель, соответствующая целям и задачам предприятия, реализуемая поэтапно посредством определения показателей и критериев оценки эффективности обучения персонала.
Методология проведения работы – методы теоретического исследования (анализ и синтез информации), метод экспертных оценок.
Модель оценки эффективности обучения персонала
Согласно точке зрения А.Я. Кибанова, эффективность – это продуктивность использования ресурсов в достижении определенной цели. Эффективность обучения – это мера совпадения реально достигнутых результатов с целями образовательной программы [6, с. 646] (Kibanov, 2020, р. 646). Обучение эффективно, если результаты превосходят затраты на его проведение.
Оценка обучения и эффективность деятельности персонала должны осуществляться профессиональными инструментами как совокупностью моделей и методов для принятия эффективных управленческих решений, помогающих найти целесообразное решение проблемы и оптимальный путь развития предприятия [9, с. 240] (Korotkov, 2008, р. 240).
На сегодняшний день в теории и практике управления уделяется большое внимание вопросам оценки эффективности обучения персонала, однако универсальная модель отсутствует.
Базовая модель оценки эффективности обучения персонала – четырехуровневая модель Д. Киркпатрика, разделяющего оценку эффективности обучения на четыре уровня: реакция, обучение, поведение, результат. Далее ученый предлагает оценивать эти уровни. Таким образом, обеспечивается применение полученных навыков непосредственно на рабочем месте. Модель затратная по времени, но помогает сформулировать выводы: продолжать или закрывать обучающую программу, как улучшить ее в будущем.
Модель Д. Киркпатрика изображена на рисунке 1.
Рисунок 1. Модель оценки эффективности обучения Д. Киркпатрика
Источник: [7] (Kirkpatrik, 2008).
Основная идея модели «Таксономия Блума» Бенджамина Блума – развитие потребности в анализе, саморазвитии и ответственности обучающихся. Модель разделена на три сферы, представленные на рисунке 2.
Рисунок 2. Модель оценки эффективности обучения «Таксономия Блума»
Источник: [5] (Denisova, 2005).
Каждая из сфер основана на предпосылке о том, что категории внутри них расположены в определенном порядке по степени нарастания сложности. Такая матричная структура позволяет не только оценить эффективность обучающих программ, но и сконструировать основу для их создания.
Система эффективного обучения и ее оценка покрывают все сферы модели. Социальный эффект для обучаемого заключается в развитии знаний и интеллекта (когнитивная сфера), формировании установок и верований (эмоциональная сфера), возможности применять на практике полученные навыки (психомоторная сфера).
Следующая модель, применяемая в мировой практике, – модель Стафлебима, изображенная на рисунке 3. Данная модель изучает процесс и результаты обучения, рекомендуется для оценки эффективности длительных модульных программ обучения топ-менеджеров.
Рисунок 3. Модель оценки эффективности обучения Стафлебима
Источник: [16].
На рисунке 4 представлена модель оценки эффективности обучения Берна.
Рисунок 4. Модель оценки эффективности обучения Берна
Источник: [14].
Данная модель базируется на модели Стафлебима. Ее основные структурные компоненты – контекст, вход, реакция и результат. Отличает модель малое количество деталей и рекомендаций по использованию каждого компонента. Аналогично, данная модель применяется для оценки эффективности обучения топ-менеджеров, в особенности в условиях запуска модульных долгосрочных программ.
Сравнительный анализ моделей оценки эффективности обучения персонала Р.С. Удовидченко и В.С. Киреева позволил систематизировать достоинства и недостатки каждой [17] (Udovidchenko, Kireev, 2014), представленные в таблице 1.
Таблица 1
Преимущества и недостатки моделей оценки эффективности обучения персонала
Модель
|
Преимущества
|
Недостатки
|
Модель
Киркпатрика
|
Наличие
четырех уровней оценки, определяющих изменения: эмоционального,
когнитивного, поведенческого и ментально-результативного характера.
Возможность выбирать методы оценки программ обучения |
Отсутствие
оценки финансовых показателей.
Сложности в оценке уровня «поведение» |
Модель
Блума
|
Мышление представлено
в структурированной форме
|
В теории
смешиваются понятия разных порядков, поэтому модель сложна в использовании.
|
Модель
Стафлебима
|
Тесная
увязка с целями и задачами предприятия.
Ориентация на результат. Возможность оценить и процесс, и результат |
Размытость
и нечеткость методического описания процедур оценки и результатов обучения
|
Модель
Берна
|
Развитие
моделей Киркпатрика и Стафлебима.
Целеориентированность. Возможность собрать мнения о программе оценить результативность обучения |
Сложно
оценить «долгоиграющие» программы обучения.
Сложно оценить эффективность обучения среди высшего звена управления |
Существуют и другие модели оценки эффективности обучения: целевой подход Тайлера, модель Скривенса, прикладная теория Поля Кирнса, натуралистический подход Губа, модель Брюса Аарона, бипараметрическая оценка М. Ги и другие. Каждая модель в той или иной степени является производной от модели Д. Киркпатрика или использует ее элементы.
Таким образом, оценивать эффективность обучения персонала можно с использованием различных моделей, поскольку у каждой имеются свои достоинства и недостатки. На какой модели остановить выбор, зависит от целей руководства предприятия. В этой связи проблемой является не необходимость оценки эффективности обучения или отсутствие таковой, а выбор алгоритма и адаптация к потребностям предприятия [10] (Krasnova, Kutuzova, 2018).
Для предприятий железнодорожного транспорта обучение должно решать производственные и бизнес-задачи, поэтому модель оценки эффективности должна оказывать помощь в определении соответствия программ обучения стратегическим целям и задачам холдинга. В этой связи предлагается модель, состоящая из четырех этапов, представленная на рисунке 5.
Рисунок 5. Модель оценки эффективности обучения персонала для предприятий железнодорожного транспорта
Источник: составлено авторами.
В результате практической реализации предлагаемой модели возможно определить недостатки и отказаться от неэффективных обучающих программ, что будет способствовать построению системы обучения на предприятии с учетом его интересов.
Показатели оценки эффективности обучения персонала
Для эффективного функционирования предложенной модели необходимы частные показатели. Отметим, что показатели не могут быть определены на основе точных расчетов. Логично использовать метод экспертных оценок.
По мнению Е.Ю. Нинштиль и Т.И. Заяц, первоначально применение метода экспертных сводится к определению экспертов. Эксперты на предприятии – это его сотрудники, понимающие цели и задачи экспертизы и отвечающие требованиям: заинтересованность, компетентность, объективность [12] (Ninshtil, Zayats, 2017).
Для отбора возможных экспертов сформирована таблица 2.
Таблица 2
Критерии отбора эксперта
Критерии обора
|
Значение весового коэффициента
| ||
Уровень
образования
|
среднее
|
среднее специальное
|
высшее
|
Стаж
работы
|
от 1 до 5 лет
|
от 5 до 10 лет
|
свыше 10 лет
|
0,2
|
0,3
|
0,5
| |
Опыт
проведения экспертной оценки
|
отсутствует
|
от 1 до 5 лет
|
свыше 5 лет
|
0
|
0,4
|
0,6
| |
Ученая
степень
|
без ученой степени
|
ученая степень кандидата наук
|
ученая степень доктор наук
|
0
|
0,4
|
0,6
| |
Наличие
научных трудов за 5 лет
|
отсутствуют
|
до 5 статей
|
свыше 5 статей
|
0
|
0,4
|
0,6
| |
Участие
в экспертной комиссии
|
отсутствует
|
принимал участие 1
|
принимал участие 2 раза и более
|
0
|
0,4
|
0,6
| |
Повышение
квалификации
|
отсутствует
|
1 раз за последний год
|
2 и более раз за последний год
|
0
|
0,4
|
0,6
|
Далее, используя формулу 1, определяется сумма баллов, набранных n-м экспертом по критериям отбора:
∑Xi = , (1)
где ∑Xi – сумма баллов набранных n-м экспертом по всем критериям отбора;
aij – количество баллов, набранных определенным экспертом по определенному критерию отбора.
В результате, используя формулу 2, рассчитывается сумма баллов j-го критерия отбора по возможным экспертам:
∑Коj = , (2)
где ∑Коj – сумма баллов j-го критерия отбора по возможным экспертам.
В завершение, применяя формулу 3, определяется весовой коэффициент экспертов по всем критериям отбора:
Wi = , (3)
где Wi – весовой коэффициент экспертов по всем критериям отбора.
Результаты отбора экспертов для определения показателей эффективности обучения персонала представлены в таблице 3.
Таблица 3
Результаты отбора экспертов для определения показателей эффективности обучения персонала
Эксперт
|
Уровень
образования
|
Стаж работы
|
Опыт
проведения экспертной оценки
|
Ученая степень
|
Наличие
научных трудов за 5 лет
|
Участие в
экспертной комиссии
|
Повышение
квалификации
|
Сумма баллов j-го критерия
отбора по экспертам, ∑Коj
|
Весовой
коэффициент экспертов по всем критериям отбора, Wi
|
Начальник
производственного участка г. X
|
0,5
|
0,5
|
0,4
|
0
|
0
|
0,4
|
0,4
|
2,2
|
0,193
|
Начальник
производственного участка г. Y
|
0,5
|
0,5
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0,4
|
2,3
|
0,202
|
Начальник
производственного участка г. Z
|
0,5
|
0,3
|
0
|
0
|
0
|
0,4
|
0,4
|
1,6
|
0,140
|
Мастер
производственного участка г. X
|
0,5
|
0,3
|
0,4
|
0
|
0
|
0,4
|
0,4
|
1,5
|
0,131
|
Старший
электромеханик г. X
|
0,3
|
0,3
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0,4
|
1,0
|
0,088
|
Мастер
производственного участка г. Y
|
0,5
|
0,5
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
1,0
|
0,088
|
Специалист
по управлению персоналом г. X
|
0,5
|
0,3
|
0
|
0
|
0
|
0,6
|
0,4
|
1,8
|
0,158
|
На основании данных таблицы 3 эксперты ранжируются и определяются участники экспертной оценки. Результаты представлены на рисунке 6.
Рисунок 6. Ранжирование экспертов по весовым критериям отбора
Источник: составлено авторами.
Таким образом, в качестве экспертов для выявления показателей эффективности обучения персонала определены:
– начальник производственного участка г. Y;
– начальник производственного участка г. X;
– специалист по управлению персоналом г. X;
– начальник производственного участка г. Z;
– мастер производственного участка г. X.
Далее определяется объект экспертной оценки – показатели оценки эффективности обучения персонала.
Показатели, согласно предлагаемой модели, относятся к определенному этапу [11] (Kupriyanova, 2019), что наглядно представлено в таблице 4.
Таблица 4
Показатели эффективности обучения персонала
№
п.п |
Этапы модели оценки эффективности обучения персонала
|
Показатели эффективности обучения
|
1
|
Достижение
целей обучения
|
Выполнение плана обучения
|
Затраты на обучение персонала
| ||
2
|
Удовлетворенность
работника и работодателя обучением
|
Индекс лояльности работника
|
Удовлетворенность руководителя обучением
| ||
3
|
Применение
знаний и умений в профессиональной деятельности
|
Использование полученных знаний
|
Повышение производительности труда
| ||
4
|
Влияние
знаний и умений на показатели деятельности предприятия
|
Процент возврата аппаратуры в гарантийный
период
|
Отказы технических средств
|
Далее в таблице 5 представлена 5-балльная шкала оценки показателей.
Таблица 5
Шкала оценок
Балл
|
Описание
|
5 (высший)
|
Показатель очень важен
|
4
|
Показатель важен, но не настолько
|
3 (среднее значение)
|
Показатель важен
|
2
|
Показатель почти не важен
|
1 (низший)
|
Показатель совсем не важен
|
По завершении собеседования, опроса и наблюдения экспертами заполнены оценочные листы и указаны рекомендации. В результате определены показатели, рекомендуемые для оценки эффективности обучения персонала на предприятии. Исходная информация для обработки – числовые данные, выражающие предпочтения экспертов, приведенные в таблице 6.
Таблица 6
Результаты экспертной оценки показателей эффективности обучения персонала
№
п.п |
Название показателя, определяющего эффективность
обучения
|
Оценка организации (средний балл)
| ||
Оценка экспертной группы
|
Оценка руководителей высшего звена
|
Средняя оценка участников исследования
| ||
Достижение целей обучения
| ||||
1
|
Выполнение плана обучения
|
4,0
|
4,2
|
4,1
|
2
|
Затраты на обучение персонала
|
4,0
|
4,0
|
4,0
|
Удовлетворенность работника и работодателя обучением
| ||||
3
|
Индекс лояльности работника
|
4,8
|
4,4
|
4,6
|
4
|
Удовлетворенность руководителя
обучением персонала
|
4,5
|
4,5
|
4,5
|
Применение знаний и умений в профессиональной
деятельности
| ||||
5
|
Использование полученных знаний
|
4,3
|
4,5
|
4,8
|
6
|
Повышение производительности труда
|
4,4
|
4,4
|
4,8
|
Влияние знаний и умений на показатели деятельности
предприятия
| ||||
7
|
Процент возврата аппаратуры в
гарантийный период
|
5,0
|
5,0
|
5,0
|
8
|
Отказы технических средств
|
5,0
|
5,0
|
5,0
|
Итоговый
средний балл
|
4,5
|
4,5
|
4,6
|
Таким образом, с помощью экспертных оценок определены показатели, соотносимые с этапами модели оценки эффективности обучения персонала. Это способствует выявлению влияния обучения на профессионализм персонала и эффективность деятельности предприятия в целом.
Согласно предлагаемой модели, оценка эффективности обучения персонала состоит из четырех этапов. На первом этапе при оценке достижения целей обучения необходимо определить количественные статистические показатели, представленные в таблице 7.
Таблица 7
Показатели достижения целей обучения
Показатель
|
Описание
|
Формула
|
Критерии
|
Выполнение
плана обучения
|
Сравнение
фактического и планового количества обученных
|
Чф – фактическое количество обученного персонала, Чп – запланированное для обучения количество персонала |
0–55%
– невыполнение плана;
56–75% – частичное выполнение плана; 76–100% – выполнение плана |
Затраты
на обучение персонала
|
Определение
процента затрат на обучение от фонда оплаты труда
|
Зо – затраты на обучение, руб., ФОТ – фонд оплаты труда, руб. |
0–2%
– уровень затрат минимальный;
2–5% – уровень затрат оптимальный |
Отметим, согласно статистическим исследованиям, затраты на обучение на крупных предприятиях составляют 2–5% от их выручки или фонда заработной платы. Предлагается придерживаться рекомендуемого значения.
На втором этапе предложенной модели рекомендуется использовать методики Employee Net Promoter Score и Е.Н. Ветлужских.
Согласно методике Employee Net Promoter Score, обученному персоналу задается вопрос «Оцените по шкале от 0 до 10, насколько вероятно, что вы рекомендуете программу коллегам?». Затем с помощью открытого вопроса «Назовите причину своей оценки» выявляются причины полученных ответов.
По результатам опроса персонал делится на группы:
– промоутеры – сотрудники, оценившие обучение на 9 или 10 баллов, готовые продолжать обучение и рекомендовать программу коллегам;
– пассивные – сотрудники, оценившие обучение на 7 или 8 баллов – пассивно удовлетворенные работники, их нельзя назвать лояльными. Они редко рекомендуют программу, могут выбрать альтернативный вариант обучения;
– детракторы – сотрудники, оценившие обучение на 6 баллов и ниже. Они недовольны обучением, широко транслируют свое мнение другим. Их деструктивное поведение разрушает мотивацию сотрудников и увеличивает расходы предприятия.
Далее из процента промоутеров вычитается процент детракторов. Чем больше полученный результат, тем выше лояльность работников. В итоге определяется индекс лояльности персонала к обучению.
Оценить удовлетворенность руководителей обучением персонала поможет методика Е.Н. Ветлужских. Руководителю предлагается по 10-балльной шкале оценить критерии обучения и определить по формуле 4 общую результативность [3]:
*100% (4)
Результаты, полученные в ходе практического применения методик Employee Net Promoter Score и Е.Н. Ветлужских, необходимо соотнести со шкалами, представленными в таблице 8.
Таблица 8
Показатели удовлетворенности обучением работниками и работодателем
Показатель
|
Методика
|
Критерии
|
Индекс лояльности
|
Employee Net Promoter Score
|
0–55% – программу обучения необходимо
заменить;
56–75% – программа обучения требует корректировки; 76–100% – программа обучения соответствует целям и задачам |
Удовлетворенность руководителя обучением
персонала
|
Анкета Е.Н. Ветлужских
|
0–50% – руководитель полностью
неудовлетворен обучением персонала;
51–70% – руководитель частично удовлетворен обучением персонала; 71–100% – руководитель полностью удовлетворен обучением персонала |
Третий этап предполагает оценку применения сформированных в ходе обучения знаний и умений. Предлагается руководствоваться показателями, представленными в таблице 9.
Таблица 9
Показатели применения знаний и умений в профессиональной деятельности
Показатель
|
Описание
|
Формула
|
Критерии
|
Использование полученных знаний
|
Отношение
количества внесенных рациональных предложений к числу обученных по отдельной
программе
|
Чрп – количество рациональных предложений после обучения, Чобуч. – количество обученного персонала |
0–55% – программа обучения не
соответствует практической деятельности
56–75% – программа частично соответствует практической деятельности 76–100% – программа полностью соответствует практической деятельности |
Повышение производи-тельности труда
|
Изменение
темпа роста производи-тельности труда в сравнении с прошлым периодом, без
учета иных факторов
|
Во – выработка
в отчетном периоде,
Вб – выработка в базовом периоде, Тро – трудоемкость в отчетном периоде, Трб – трудоемкость в базовом периоде |
0–2% – увеличение несущественное
3–5% – увеличение существенное |
На четвертом этапе определяется изменение показателей деятельности предприятия. Данные показатели отражены в таблице 10.
Таблица 10
Показатели влияния знаний и умений на деятельность предприятия
Показатель
|
Описание
|
Критерии
|
Технологические
нарушения по вине работников
|
Оценивается
количество технологических нарушений по вине работников «до» и «после» обучения
|
Сохранение или увеличение количества технологических
нарушений – обучение не оказывает влияния на деятельность предприятия;
уменьшение количества технологических нарушений – обучение оказывает положительное влияние на деятельность предприятия |
Процент
возврата аппаратуры в гарантийный период
|
Оценивается
количество возврата отремонтированной аппаратуры в определенный гарантийный
срок
|
Сохранение количества возврата
аппаратуры – обучение не оказывает влияния на качество труда;
уменьшение количества возврата аппаратуры – обучение оказывает положительное влияние на качество труда |
Отказы
технических средств
|
Оценивается
количество отказов технических средств «до» и «после» обучения
|
Сохранение или рост количества случаев
отказа технических средств – обучение не оказывает влияния на деятельность
предприятия;
уменьшение количества случаев отказа технических средств – обучение оказывает положительное влияние на деятельность предприятия |
Следовательно, оценка эффективности обучения персонала с помощью системы показателей позволяет проанализировать процесс обучения и разработать рекомендации по его совершенствованию.
Заключение
По результатам исследования сформулируем краткие выводы.
1. Определена актуальность оценки эффективности обучения персонала. С одной стороны, эффективное обучение в условиях возрастания инновационных процессов способствует реализации основных направлений деятельности предприятий. С другой стороны, оценка эффективности обучения характеризуется проблемами, обусловленными ее трудоемкостью, что связывается с необходимостью формирования профессиональных инструментов.
2. В результате анализа теоретических идей на предмет оценки эффективности обучения персонала и с учетом производственных и бизнес-задач предприятий железнодорожного транспорта разработана модель, состоящая из этапов: достижение целей обучения, удовлетворенность работника и работодателя обучением, применение знаний и умений в профессиональной деятельности, влияние знаний и умений на показатели деятельности предприятия. Выделенные этапы реализуются последовательно в процессе оценки эффективности обучения персонала.
3. Методом экспертных оценок выявлены показатели и критерии эффективности обучения персонала, соотносимые с этапами модели. Достижение целей обучения характеризуется уровнем выполнения плана и затратами на обучение персонала. Удовлетворенность обучением описывается индексом лояльности работников и уровнем удовлетворенности руководителя обучением персонала. Применение знаний и умений в профессиональной деятельности подразумевает определение уровня использования полученных знаний в практической деятельности, повышение производительности труда. Влияние знаний и умений на показатели деятельности предприятия определяется количеством технологических нарушений по вине работников, допущенных случаев брака, отказа технических средств.
Таким образом, цель достигнута, получены новые знания об исследуемом процессе, выводы не претендуют на исчерпывающее решение проблемы. В частности, ход дальнейшего исследования предполагает определение показателей и критериев эффективности обучения персонала по его основным категориям с учетом анализа особенностей деятельности по профессиональным группам.
Источники:
2. Березина Е.С. и др. Формирование и развитие системы обучения персонала предприятий в современных экономических условиях. / Управление социально-экономическими системами: теория, методология, практика. - Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.), 2017. – 113-126 c.
3. Ветлужских Е.Н. Модели критериальной оценки результатов обучения // Справочник по управлению персоналом. – 2005. – № 2. – c. 10-18.
4. Данилова А.С., Яркова С.А., Пугачёва Я.А. Обучение как один из основных элементов развития персонала // Проблемы и пути развития профессионального образования: сборник статей Всероссийской научно-методической конференции. Иркутск, 2019. – c. 103-106.
5. Денисова А.В. Применение модели «Таксономия Блюма» в оценке эффективности обучения // Управление персоналом. – 2005. – № 12. – c. 28-30.
6. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации. / Учебник. - Москва: ИНФРА-М, 2020. – 695 c.
7. Киркпатрик Д.Л. Четыре ступеньки к успешному тренингу. / практическое руководство по оценке эффективности обучения. - М.: Эйч Ар Медиа, 2008. – 128 c.
8. Корепанова Д.В. Подходы к оценке эффективности обучения персонала // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. – 2015. – № 1. – c. 57-59. – doi: 10.12737/8133 .
9. Коротков Э.М. Концепции менеджмента. / Учеб. пособие. - М.: Дека, 2008. – 301 c.
10. Краснова Е. С., Кутузова А. В. Методы оценки эффективности системы обучения персонала на предприятиях в современных условиях // Молодёжь Сибири – науке России: материалы международной научно-практической конференции. Красноярск, 2018. – c. 120-123.
11. Куприянова О.О. Определение показателей оценки эффективности обучения персонала // Управление человеческими ресурсами – основа развития инновационной экономики: материалы VIII Международной научно-практической конференции. Красноярск, 2019. – c. 302-306.
12. Нинштиль Е.Ю., Заяц Т.И. Методика отбора экспертов для проведения экспертизы в организациях сферы услуг // Управление экономическими системами. – 2017. – № 2(96). – c. 25.
13. Вашко Т.А., Максименко И.А., Шендель Т.В. и др. Обучение персонала как инструмент развития человеческого потенциала в условиях цифровой трансформации. / Монография. - Красноярск: КрИЖТ ИрГУПС, 2021. – 205 c.
14. Опарина Н.Н. Эффективность обучения и развития топ-менеджеров. Pro-personal.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pro-personal.ru/article/308511-otsenka-effektivnosti-obucheniya-i-razvitiya-top-menedjerov.
15. Пермякова С.А., Шендель Т.В. Изменение системы обучения административно-управленческого персонала компании // Управление человеческими ресурсами – основа развития инновационной экономики. – 2017. – № 7. – c. 392-400.
16. Скиба Е. Оценка эффективности обучения. Дайджест по девяти основным моделям оценки. Trainings.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.trainings.ru/library/articles/?id=6328.
17. Удовидченко Р.С., Киреев В.С. Сравнительный анализ моделей оценки эффективности обучения персонала // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. – c. 632.
18. Чуланова О.Л., Тимченко Я.А. Корпоративное обучение персонала и методы его оценки: подходы, инструментарий, проблемы и пути их преодоления // Интернет-журнал НАУКОВЕДЕНИЕ. – 2016. – № 1(32). – c. 13. – doi: 10.15862/13EVN116 .
19. Шарова О.Л. Конкурсы мастерства в профессиональной школе: [О системе подготовки кадров для ОАО «Российские Железные Дороги»] // Профессиональное образование. Столица. – 2012. – № 10. – c. 48.
20. Щербакова А.В., Серикова О.Ю. К вопросу об оценке эффективности обучения персонала // Современная экономика и общество глазами молодых исследователей: сборник статей участников Международной научно-практической конференции V Уральского вернисажа науки и бизнеса: в 3 томах. Челябинск, 2018. – c. 305-309.
21. Якимова Л.Д., Гераль К.А. Совершенствование программ обучения в условиях внедрения профессиональных стандартов // Актуальные проблемы социально-экономического развития России: сборник по материалам IX Международной научно-практической конференции. Красноярск, 2019. – c. 323-335.
22. Яркова С.А., Пугачева Я.А. Методы оценки системы развития персонала в организации // Наукоемкие исследования как основа инновационного развития общества: сборник статей Международной научно-практической конференции. Самара, 2019. – c. 209-213.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 13:05:43