О проблемах удержания талантливых молодых специалистов в региональных научных центрах и вузах России
Литвинюк А.А.1, Карачонь П.2
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Россия, Москва
2 Институт исследований в области образования взрослых и управления знаниями
Скачать PDF | Загрузок: 10 | Цитирований: 7
Статья в журнале
Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 7, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2020)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44447347
Цитирований: 7 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
В рамках статьи приводятся научные результаты исследования, позволяющие, путём использования авторской теории мотивационного комплекса и сделанных на ее базе методических разработок, определить основные причины внутренней и внешней миграции талантливой российской молодёжи из регионов в крупные отечественные и зарубежные научные центры и университеты. На основе полученных результатов предложены меры, которые позволят мотивировать талантливых молодых специалистов отказываться от миграции в другие регионы, что позволит избежать их научной деградации и активировать процесс выравнивания уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. В основном эти предложения касаются повышения уровня материального стимулирования в региональных академических организациях и введение института постдокторантуры позволяющего получить синергетический эффект от профессионального сотрудничества опытных и молодых специалистов
Ключевые слова: мотивационный профиль, высшая школа, наука, молодые специалисты, региональная молодёжная политика
Финансирование:
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-010-00168\\\\\\\\20
JEL-классификация: I23, J24, O15
Введение
Процесс омоложения научных кадров в современной России имеет два важных аспекта, которые до сих пор не решены в нашей стране как в плане комплексных научных исследований, так и на практическом уровне при регулировании ключевых аспектов государственной молодежной политики.
Во-первых, это удержание по-настоящему талантливой молодежи на академическом рынке труда. Во-вторых, прекращение оттока перспективных специалистов из регионов в Москву, Санкт-Петербург и за пределы страны, иными словами «утечка мозгов».
Нерешенность этих проблем препятствует модернизации и инновационному развитию Российской Федерации и требует постоянного инвестирования в систему подготовки академических кадров, которые не дают своего эффекта из-за миграции талантливых молодых специалистов в крупные мегаполисы или за рубеж. Положение усугубляется еще и тем обстоятельством, что в настоящее время в современной отечественной науке практически отсутствуют именно комплексные научные исследования в этой области, знания, которые, по нашему мнению, обязательно должны носить междисциплинарный характер, ибо затрагивают предметные области разных наук: социологии, экономики, юриспруденции и политологии.
На наш взгляд, особую роль в удержании перспективных научных кадров в региональных научных центрах страны играет мотивационная привлекательность для талантливой российской молодежи в регионах выстраивания своей карьерной траектории в рассматриваемой сфере деятельности, не меняя место своего постоянного проживания Тем более что современные цифровые технологии во многом, как показала практика организации научных исследований в условиях пандемии, вызванной COVID-19, обеспечивают ее академическую мобильность без необходимости физического перемещения в ведущие наукограды страны.
Целью настоящего исследования является уточнение основных причин «утечки мозгов» из регионов России в Москву и Санкт-Петербург, а также за пределы нашей страны.
Чтобы достичь поставленной цели, в работе сделана попытка решить две задачи:
· определение различий в мотивационных предпочтениях талантливой молодежи, проживающей в Москве и Санкт-Петербурге, и их сверстников из регионов России;
· выявление причин, которые делают для талантливой молодежи привлекательность самой идеи переезда в Москву и Санкт-Петербург.
Первые попытки плодотворных и интенсивных научных исследований проблем молодежи и роли государства в их решении относятся к первой половине ХХ в. В первую очередь к их числу, по нашему мнению, следует отнести фундаментальный труд американского психолога Г. Стенли Холла [1] (Hall, 1906), немецкого социолога и биолога К. Грооса [2] (Groos, 2012) и австрийского психолога Ш. Бюлера [3] (Bühler, 1924).
К периоду наиболее активного научного интереса к формированию оптимальной государственной политики в области регулирования молодежного рынка труда можно отнести временной интервал с 1992 года по наше время. Как наиболее интересные с научной точки зрения публикации отечественных авторов по исследуемой нами проблеме, можно выделить работы М. Горшкова и Ф. Шереги [4] (Gorshkov, Sheregy, 2010), Ю. Зубок [5] (Zubok, 2020) и ряда других специалистов.
Некоторые из подобных научных публикаций содержат обобщения ранее проведенных другими специалистами эмпирических исследований, другие имеют значительные аспекты научной новизны и, как правило, включают формулировку новых концепций, значение и эффективность которых еще только предстоит оценить в обозримом будущем.
Современные отечественные научные публикации, связанные с формированием механизма эффективной государственной политики в области регулирования молодежного рынка труда в целом и его академического сегмента в частности, носят в основном нормотворческий характер. Последние 6–7 лет в системном аспекте данная тема не являлась предметом специального исследования, хотя и имеется целых ряд работ, касающихся узких проблем молодежной политики в нашей стране.
Все научные исследования в области формирования и реализации государственной молодежной политики обычно выполняются в трех обобщенных вариантах.
Во-первых, научные исследования с позиций классической социологии и экономики, наиболее интересной из которых является работа [6] (Protopopova, Borisova, 2017). Большое внимание уделено подобным проблемам и в целом ряде публикаций автора [7, 8, 9, 10] (Litvinyuk, Burov, Kuzub, 2019; Litvinyuk, Loginova, Kuzub, 2019; Litvinyuk, Melnikov, Kuzub, 2019; Litvinyuk, 2020).
Во-вторых, это научные разработки в области юриспруденции, которые чаще всего рассматривают и анализируют всевозможные формы социальной девиации в организационном поведении молодежи [11] (Merkulov, Eliseev, 2017) и [12] (Sayganova, 2017). Основной упор в них сделан на формирование правового механизма решения обозначенных в настоящей статье вопросов.
Третья группа работ в основном предметно ориентирована на регулирование участия современной российской молодежи в социально-экономической жизни общества [13] (Merkulov, Eliseev, Arnav, 2015) и [14] (Sheludyakova, 2016) и др. В их публикациях на основе имеющегося зарубежного и отечественного опыта делаются предложения по формированию механизмов социализации современной российской молодежи.
Чтобы иметь наглядное представление об актуальных и нерешенных проблемах молодежной политики в области удержания перспективных и талантливых специалистов в регионах РФ, нужно внимательно изучить опыт такой работы в субъектах Российской Федерации и за рубежом. Только комплексное, междисциплинарное научное исследование приведет нас к правильному пониманию молодежной политики в масштабе всей страны. В научных трудах, посвященных особенностям социально-экономического развития отдельных регионов РФ, молодежная политика, как правило, не вычленяется как отдельная тема исследования. Некоторое исключение составляют следующие работы [15] (Ilikova, 2017) и [16] (Simonyan, 2017), [17] (Litvinyuk, 2018), в которых в той или иной степени все-таки анализируются именно региональные аспекты трудового поведения молодежи и характерные особенности регулирования молодежного рынка труда на региональном уровне.
Из опыта других стран для нас представляют интерес разработки видных венгерских специалистов в этой области знаний [18] (Bencsik, Horváth-Csikós, Juhász, 2016), [19] (Urbánné Treutz, 2020), [20] (Tay, 2011), [21] (Törőcsik, Szűcs, Kehl, 2014) и [22] (Nagy, 2015).
Анализ результатов вышеперечисленных результатов научных исследований венгерских ученых наводит на интересную аналогию. В целом Венгрию можно рассматривать как небольшой и не самый процветающий регион Европейского союза (ЕС). Для нее, как и для регионов России, очень характерен отток талантливых молодых ученых и преподавателей университетов в ведущие научные центры Европы и США. Это процесс приводит к тому, что и большинство венгерских студентов в рамках академической мобильности пытаются получить образование за пределами своей страны, так как диплом, например, хорошего немецкого университета считается гораздо более престижным, чем диплом венгерского университета. Многие талантливые молодые специалисты, обустраиваясь в более развитых странах ЕС, в дальнейшем не планируют свое возвращение на родину, тем самым провоцируя снижения интеллектуального потенциала в Венгрии.
Но в отличие от России, эта тенденция не воспринимается в этой стране как негативная, так как, по мнению многих специалистов [19, 20] (Urbánné Treutz, 2020; Tay, 2011), это способствует росту эффективности научных исследований в ЕС в целом, результаты которых потом транслируются во все страны, входящие в Евросоюз.
Для России такая позиция в настоящее время является неприемлемой из-за огромной территории и многонационального населения. Резко усилившаяся в последнее десятилетие неравномерность развития отдельных регионов страны приводит к оттоку наиболее квалифицированных специалистов в крупные научные центры. Все это обескровливает отдаленные регионы Российской Федерации, что в политическом плане может усиливать сепаратистские настроения среди населения и переориентацию его политической мотивации с развития страны в целом на тесное сотрудничество с близлежащими соседями (КНР, Южная Корея, Турция и т.п.). В связи с этим необходимо исследовать глубинные причины оттока молодых и талантливых специалистов из регионов в Москву и Санкт-Петербург.
В качестве первого шага в выявлении этих глубинных причин рассмотрим основные отличия в структуре мотивационных профилей московских и региональных молодых ученых и талантливых студентов. В качестве методического обеспечения используем авторскую цифровую разработку «Тест-система определения структуры мотивационного комплекса человека», содержание и алгоритмы расчетов которой подробно описаны в работе [23] (Litvinyuk, Smirnova, Shirvanov, 2018).
В качестве респондентов выступили 157 молодых преподавателей, ученых и талантливых студентов ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова и 168 молодых ученых-преподавателей и талантливых студентов вузов Волгограда, Кемерово и Смоленска. Основным критерием отбора респондентов для молодых специалистов являлось мнение их непосредственных руководителей и показатели h-индекса. Для отбора талантливых студентов использовался средний балл в зачетной книжке (W), который должен соответствовать критерию W 4,5, курс их обучения не ниже третьего.
Рассчитанные нами усредненные мотивационные профили респондентов имеют следующий вид (табл. 1).
Таблица 1
Усредненные мотивационные профили московских и региональных молодых ученых и талантливых студентов (условные баллы) [1]
Наименование базовых групп мотивов [2]
|
Усредненные профили (Москва)
|
Усредненные профили (регионы)
| ||
Молодые ученые и преподаватели
|
Талантливые студенты
|
Молодые ученые и преподаватели
|
Талантливые студенты
| |
Мотивы приобретения
|
+3
|
+4
|
+4
|
+5
|
Мотивы удовлетворения
|
+2
|
+2
|
+1
|
+4
|
Мотивы безопасности
|
+3
|
+4
|
+3
|
+4
|
Мотивы подчинения
|
0
|
0
|
+3
|
0
|
Мотивы энергосбережения
|
0
|
-6
|
-2
|
-3
|
Качество мотивации
|
2.098
|
3,795
|
2,793
|
3,633
|
Источник:
составлено авторами.
|
Во-первых, молодые преподаватели и ученые, работающие в регионах, более психологически зависимы от дифференциации объемов их материального вознаграждения; испытывают меньше положительных эмоций от результатов и процесса их профессиональной деятельности; более склонны выполнять групповые нормы трудового поведения; более креативны, чем их московские коллеги, и менее удовлетворены используемой в их учебных заведениях системой мотивации трудовой деятельности.
Во-вторых, если сравнивать по тем же критериям мотивационные профили талантливых студентов Москвы и регионов, то различия в характере их организационного поведения носят следующий вид:
· на мотивацию региональных студентов также в большей степени влияют факторы материального уровня жизни;
· процесс получения образования приносит им большее эмоциональное удовлетворение, чем у московских сверстников;
· они в среднем показывают меньший уровень креативности, чем студенты московских вузов.
Общий вывод, который можно сделать из данных, приведенных в таблице 1: на трудовое поведение молодых ученых, преподавателей и талантливых студентов из регионов в большей степени действуют факторы, связанные с объемами получаемых ими материальных вознаграждений, чем на их московских сверстников.
Рассмотрим данные о возможной средней зарплате ученых по ряду регионов России (табл. 2).
Таблица 2
Средняя стоимость открытых вакансий в научных организациях и ее соотношения с прожиточным минимумом в регионе [3]
Наименование региона РФ
|
Средняя заработная плата по результатам актуальных
вакансий на 05.02.2020 (₽)
|
Соотношение предлагаемой заработной платы и
прожиточного минимума по регионам
|
Пять наиболее благополучных регионов по предложениям
в открытых вакансиях и Санкт-Петербург
| ||
Челябинская область
|
61630
|
5,81
|
Республика Карелия
|
58.162
|
4,71
|
Санкт-Петербург
|
47.595
|
4,26
|
Сахалинская область
|
63.300
|
3,87
|
Москва
|
63.392
|
3,14
|
Республика Саха (Якутия)
|
53.209
|
3,11
|
Пять наименее благополучных регионов
| ||
Ульяновская область
|
12.130
|
1,17
|
Смоленская область
|
12.533
|
1,20
|
Брянская область
|
13.000
|
1,26
|
Чеченская республика
|
14.463
|
1,33
|
Самарская область
|
15.719
|
1,49
|
Источник: составлено и рассчитано авторами по данным
электронных ресурсов: Сколько зарабатывают научные сотрудники в России: (Url:
https://newsland.com/user/4296636102/content/skolko-zarabatyvaiut-nauchnye-sotrudniki-v-rossii/7016995. (дата обращения: 13.11.2020) и Прожиточный минимум в 2020 году по
регионам РФ:
(Url: https://www.26-2.ru/art/355349-projitochnyy-minimum. (дата обращения: 13.11.2020). |
как видно из данных таблицы 2, Москва и Санкт-Петербург, хотя и не являются безусловными лидерами по показателям материального благополучия ученых и преподавателей вузов, если рассматривать не абсолютные, а относительные показатели соотношения материальных вознаграждений и прожиточного минимума, но как показывает реальная жизнь, достаточно привлекательны для трудоустройства молодых специалистов в рамках академического рынка труда. По данным экспресс-опроса 120 преподавателей в возрасте до 35 лет территориальных подразделений (филиалов) ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», помимо высокой заработной платы их привлекает переселение в Москву и Санкт-Петербург: возможность более быстрого карьерного роста в академической среде (84%); широкий круг научного общения (78%); наличие большого числа диссертационных советов, что значительно снижает материальные и временные затраты на получение ученой степени (74%); рост возможностей для «быстрых» научных публикаций (61%), территориальная близость федеральных структур государственного управления (52%) и др [4]. Возможности организации всех этих процессов без смены места жительства через использование современных онлайн-технологий, как показала уделенная работа в период пандемии COVID-19, не воспринимаются молодыми учеными как эффективные и успешно замещающие офлайн-контакты.
Следовательно, если не модифицировать систему мотивации трудовой деятельности ученых и преподавателей в Российской Федерации, мы будем и в дальнейшем иметь постоянный отток талантливых молодых специалистов из регионов в крупные научные центры нашей страны. И этот миграционный поток вряд ли можно будет перенаправить в регионы путем создания территориальных подразделений по типу инновационного научно-технологического центра «Сириус» и других подобных образований. [5] Для большинства молодых специалистов они будут служить только трамплином, где можно сформировать достаточно приемлемый для миграции в Москву или Санкт-Петербург научный статус.
Заключение
Какой же механизм государственного регулирования молодежной политики если не остановит, то хотя бы сократит миграцию талантливой молодежи из регионов России в Москву и Санкт-Петербург? По нашему мнению, имеет смысл изучить успешный мировой опыт решения этой проблемы.
В Китае, чтобы остановить «утечку мозгов», начиная с 90-х годов резко увеличили финансирование науки и высшего образования, что позволило удерживать молодых ученых от переезда в другие страны по материальным соображениям [25] (Shevtsova, 2010). Все это позволило Китаю стать одной и ведущих мировых держав в плане инновационного развития.
В Индии, которая также демонстрирует инновационный характер развития своей экономики, еще тридцать лет назад стали проводить политику роста зарплаты научных сотрудников и преподавателей университетов до уровня США, что в значительной мере снизило мотивацию талантливой молодежи к эмиграции в более развитые регионы и страны [6].
Следовательно, «подтягивание» материального уровня жизни региональных ученых и преподавателей вузов до уровня их коллег в Москве и Санкт-Петербурге может стать весомой причиной для удержания их на региональных сегментах академического рынка труда. Подобный взгляд на эту проблему поддерживают и обосновывают ряд региональных исследователей, например [26] (Isayeva, 2018).
Другим важным моментом удержания талантливых специалистов в региональных научных центрах является развитие цифровых технологий академического общения. Не секрет, что участие в научных конференциях и подобных мероприятиях, очень важное для научного развития ученых, осуществляется в большинстве случаев за счет личных средств академического персонала. Это порождает целую систему организации псевдонаучных мероприятий, где за сравнительно умеренную плату всем желающим публикуют тезисы их выступлений и выдают дипломы и сертификаты участников.
Перевод всех подобных мероприятий строго в онлайн-форму дал бы возможность региональным специалистам активно участвовать в научных мероприятиях при практическом отсутствии накладных затрат. Мешает развитию академического общения в онлайн-форме предрасположенность у возрастных и высокопрофессиональных специалистов к мотивационному сбою по типу «когнитивного диссонанса» [27, c. 225–226] (Litvinyuk, Moskvitin, Falko et al, 2018, р. 225–226). Данное обстоятельство еще раз подчеркивает важность омоложения кадров в академическом сообществе и внедрения в России опыта постдокторантуры, в рамках которой опытный специалист передает своему подопечному опыт, знания, связи и профессиональные компетенции, а молодой ученый (преподаватель) обеспечивает эффективное использование современных цифровых технологий в научно-преподавательской деятельности.
БЛАГОДАРНОСТИ: Авторы благодарят руководителей, научных работников, преподавателей, сотрудников, аспирантов и студентов ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова» и других высших учебных заведений Волгограда, Кемерово, Москвы и Смоленска за добровольную помощь и содействие в проведении опроса персонала и студентов для формирования усредненных мотивационных профилей респондентов. Особую благодарность выражаем старшему преподавателю базовой кафедры Торгово-промышленной палаты РФ «Развитие человеческого капитала» Кузуб Е.В. (РЭУ им. Г.В. Плеханова) за оказанное содействие в технической обработке первичных анкет респондентов. |
[1] Идеальный показатель силы действия мотивов и качества мотивации, согласно идеологии «Тест-системы определения структуры мотивационного комплекса человека» равен нулю. Все остальные показатели здесь трактуются как отклонения от идеальных параметров мотивации в большую или меньшую сторону [24, c. 230-233].
[2] Дефиниция базовых групп мотивов и алгоритмы анализа мотивационных профилей подробно изложены в работе [24, с. 215-237].
[3] Для тех, кто считает, что заработная российских учёных неконкурентоспособна на внутреннем рынке труда, приводим следующие данные: соотношение средней заработной платы венгерского учёного и прожиточного минимума составляет всего 1.19, что примерно соответствует уровню Смоленской области в РФ. См. Прожиточный минимум в Венгрии. Url: https://take-profit.org/statistics/living-wage-individual/hungary. Дата обращения 13.11.2020 и Средние доходы в Венгрии. Url: https://migrantvisa.ru/zarplata/srednie-dohody-v-vengrii. (дата обращения: 13.11.2020).
[4] Опрос проведен в сентябре 2020 г.
[5] Сириус. Инновационный научно-технический центр. Url: https://intc-sirius.ru/index.html (дата обращения: 13.11.2020).
[6] Higher Education. Url: https://www.india.gov.in/topics/education/higher-educationю (дата обращения: 13.11.2020).
Источники:
2. Groos k. Zur psychologie der reifezeit // intern. monatsschr. 1912 f. wiss., kunst u. techn. 412 p. (http://soc-mol.ru/encyclopaedia/researchers/131-groos-karl.html. Дата обращения 13.11.2020).
3. Bühler, Ch. Das Märchen und die Phantasie des Kindes. Leipzig: 1924, Barth. 82 p. (http://soc-mol.ru/encyclopaedia/researchers/5-byuler-buhler-sharlotta.html. Дата обращения 13.11.2020).
4. Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Молодёжь России: социологический портрет. — М.: ЦСПиМ, 2010. - 592 с. (https://www.isras.ru/publ.html?id=1674. Дата обращения 13.11.2020).
5. Зубок Ю.А. Теории молодёжи: Междисциплинарный анализ. М.: Канон + РООИ «Реабилитация, 2020. - 528 с. (http://soc-mol.ru/encyclopaedia/studies/24-teorii-molodezhi.html. Дата обращения 23.03.2020).
6. Протопопова Л.М., Борисова У.С. Анализ профессиональных ожиданий учащейся творческой молодёжи. // Современные исследования социальных проблем, 2017, т. 8, № 9, с. 102-110. (https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30508546. Дата обращения 13.11.2020).
7. Литвинюк А.А., Буров А.Н., Кузуб Е.В. Проблемы трудоустройства молодёжи в сфере науки, высоких технологий и высшего образования. // Экономика труда. 2019. Т. 6. № 3, с. 1105-1118. DOI: 10.18334/et.6.3.40820. (https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41243559. Дата обращения 13.11.2020).
8. Литвинюк А.А., Логинова А.В., Кузуб Е.В. Гендерные особенности HR-менеджмента в сфере науки, высшего образования и высоких технологий. // Лидерство и менеджмент, 2019. Т. 6. № 3, с.279-290. DOI: 10.18334/lim.6.3.40954. (https://www.elibrary.ru/item.asp?id=40087392. Дата обращения 13.11.2020).
9. Литвинюк А.А., Мельников В.А., Кузуб Е.В. О проблемах мотивации инновационно-активных специалистов к трудоустройству в сфере науки, высоких технологий и высшего образования // Креативная экономика. 2019. Т. 13. № 6, с. 1269-1278. DOI: 10.18334/ce.13.6.40790. (https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38509112. Дата обращения (13.11.2020).
10. Литвинюк А.А. Дифференциация личностных характеристик успешных научно-педагогических работников и молодых специалистов в российских вузах // Лидерство и менеджмент. 2020. Т. 7. № 3, с. 489-502. DOI: 10.18334/lim.7.3.110725. (https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44062767. Дата обращения 13.11.2020).
11. Меркулов П.А., Елисеев А.Л. Государственная молодёжная политика в России: от концепции к законодательному регулированию. Монография в 4 томах. Том 1. // Орёл: Издательство «Среднерусский университет управления - филиал РАНХиГС, 2017, 216 с. (https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28942047. Дата обращения 13.11.2020)/
12. Сайганова Е.В. Совершенствование государственной молодёжной политики посредством оптимизации нормативно-правовой базы. // Известия Саратовского университета. Серия: социология, политология. 2017, т. 17, № 1, с. 29-32. DOI: 10.18500/1818-9601-2017-17-1-29-32. (https://soziopolit.sgu.ru/ru/articles/sovershenstvovanie-gosudarstvennoy-molodezhnoy-politiki-posredstvom-optimizacii-normativno. Дата обращения 13.11.2020).
13. Меркулов П.А., Елисеев А.Л., Аронов Д.В. «Негативная молодёжная политика» как составляющая государственной политики в области молодёжи. // Власть, 2015, № 2, с. 141-145 (https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23203557. Дата обращения 13.11.2020).
14. Шелудякова Т.В. Молодёжная политика как часть государственной политики. // Конституциализм и государствоведение, 2016, № 2 (8), с. 27-34. (https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26587589. Дата обращения 13.11.2020).
15. Иликова Л.Э. Молодёжная политика республики Татарстан: управление талантами как государственная стратегия содействия формированию «успешных» траекторий молодых людей (исследовательский взгляд на проблему. // Управление устойчивым развитием, 2017, № 1 (08), с. 78-83. (https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28882211. Дата обращения 22.03.2020).
16. Симонян Р.Х. Миграционные настроения российской молодёжи: региональный аспект. // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 2017, № 6 (142), с. 313-326 (https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32290148. Дата обращения 13.11.2020).
17. Литвинюк А.А. Современные тенденции развития молодёжного рынка труда в Москве // Социогуманитарный вестник. 2018. № 1 (18), с. 68-74. (https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37091238. Дата обращения 13.11.2020).
18. Bencsik, A., Horváth-Csikós. G., Juhász, T. Y and Z Generations at Workplaces // September 2016. Journal of Competitiveness 6(3). Pp .90-106. DOI: 10.7441/joc.2016.03.06 (https://www.researchgate.net/publication/309021397_Y_and_Z_Generations_at_Workplaces. Дата обращения 13.11.2020).
19. Urbánné Treutz, Á. Transformation of Z-Generation in the context of globalization and place marketing: the case of Hungarian students // SocioEconomic Challenges, Volume 4, Issue 1, 2020. DOI:10.21272/sec.4(1).28-35.2020. (https://www.researchgate.net/publication/309021397_Y_and_Z_Generations_at_Workplaces. Дата обращения 13.09.2020).
20. Tay, A. Managing generational diversity at the workplace: expectations and perceptions of different generations of employees // African Journal of Business Management Vol. 5(2), pp. 249-255, 18 January, 2011. DOI: 10.5897/AJBM10.335. (https://academicjournals.org/journal/AJBM/article-abstract/2CD4D3B15906. Дата обращения 13.011.2020).
21. Tőcsik, M., Szűcs, K., Kehl, D. How generations think: research on generation z. // Acta Universitatis Sapientiae, Communicatio, 1 (2014). Pp. 23–45. (http://grupespsichoterapija.lt/wp-content/uploads/2017/09/comm1-3.pdf. Дата обращения 13.11.2020).
22. Nagy, A. Miből lehetne a cserebogár? Jelentés az ifjúságügyről // Nyomtatott kiadás: Budapest; [Kecskemét] : ISZT Alapítvány: ISZET: KF Iuvenis Ifjúságszakmai Műhely, 2015. (https://szoc.sze.hu/-mibol-lehetne-a-cserebogar-jelentes-az-ifjusagugyrol-2014-2015. Дата обращения 13.11.2020).
23. Литвинюк, А.А., Смирнова, М.Е. & Ширванов Р.А. О методике прогнозирования организационного поведения персонала организации // Инновации в менеджменте. - 2018. - 2 (16). - С. 42-57. (https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35214935. Дата обращения 13.11.2020).
24. Литвинюк А.А. Организационное поведение. / М.: Юрайт. 2019. - 505 с. (https://elibrary.ru/item.asp?id=42789873. Дата обращения 13.11.2020).
25. Шевцова Е.В. Сравнительный анализ миграционной политики и мер по борьбе с «утечкой мозгов» в странах Азии // Вестник Новосибирского государственного университета экономики и управления. - 2010. - 1. - С. 131-142. (https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15176845. Дата обращения 13.11.2020).
26. Исаева К.В. Факторы формирования эмиграционных установок преподавателей российских вузов // Миграция и социально-экономическое развитие. – 2018. – Том 3. – № 1. – с. 39-50. – doi: 10.18334/migration.3.1.41028. (https://creativeconomy.ru/lib/41028. Дата обращения 13.11.2020).
27. Литвинюк А.А., Москвитин Г.И., Фалько С.Г. и др. Контроллинг и аудит персонала. / м.: КноРус. 2018. - 296 с. (https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30182243. Дата обращения 13.11.2020)
Страница обновлена: 26.11.2024 в 18:18:40