Возможность применения моделей «спин-офф» и «спин-аут» при организации инновационных компаний
Скачать PDF | Загрузок: 19 | Цитирований: 18
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 5 (53), Май 2011
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=16038449
Цитирований: 18 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Рассмотрены спин-модели организации университетских инновационных компаний, преимущества их использования и перспективы применения в российских вузах и научных организациях.
Ключевые слова: вуз, малые инновационные предприятия, спин-офф компании, спин-аут компании, университетские инновационные компании, научная организация
Одним из приоритетных направлений развития экономики России является активизация инновационной деятельности на общегосударственном и региональном уровнях. Важность мер по усилению инновационной активности хозяйствующих субъектов в регионах обусловлена мировыми тенденциями к признанию инноваций как основы успешности и процветания экономики государства. В развитых западных странах вопросам создания и распространения инноваций уделяется значительное внимание, накоплен большой опыт в части доведения результатов научных разработок до рынка, т.е. их коммерциализации.
Инновации и вузы
Внедрение результатов научно-технической деятельности может осуществляться в различных формах.
В зарубежных странах основной формой коммерциализации научных разработок считается создание инновационных компаний. Новые высокотехнологичные инновационные компании представляют собой привлекательный канал коммерциализации и трансфера технологий за счет создания новых рабочих мест, притока налоговых поступлений, формирования привлекательности территорий и т.д.
Понимая перспективность указанной формы продвижения инноваций, правительство РФ осуществляет активные меры по развитию и поддержке инновационного предпринимательства, особенно в области продвижения новых технологий, научных разработок, создания наукоемких производств.
Одним из источников создания инновационных компаний такого рода является их организация на базе научных и образовательных учреждений, выступающих непосредственным поставщиком идей, научных разработок, технологий.
Принятый в 2009 году федеральный закон №217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» позволил высшим учебным заведениям и научно-исследовательским институтам самостоятельно создавать малые предприятия для практического внедрения результатов своей интеллектуальной деятельности. Целью данного закона не просто создание предприятий при вузах и НИИ, а создание предприятий, которые производили бы конкурентоспособную продукцию и приносили прибыль [6, с.13]. Для этого необходимо создавать работающие, универсальные и эффективные схемы организации инновационных компаний.
Опыт коммерциализации инноваций
Обратившись к европейскому опыту, накопленному в области создания инновационных фирм, можно выделить следующие схемы (модели) организации: спин-офф (spin-off) компании, спин-аут (spin-out) компании.
Спин-офф компании представляют собой фирмы-отпрыски, выделяющиеся из материнской компании с целью самостоятельной разработки, освоения и внедрения на рынок нового продукта или технологии. Фирмы такого рода чаще всего создаются посредством преобразования подразделения компании в самостоятельную фирму [4, с. 87].
Спин-компании основываются на базе технологии или разработки, созданной материнской компанией с одной целью – внедрить объект научно-исследовательской деятельности на рынок.
Обе модели организации спин-компаний основаны на акционерном механизме инвестирования в создаваемую фирму. Компания-учредитель располагает контрольным пакетом акций вновь созданного предприятия и в случае успешной работы новой компании может либо снова включить компанию в свою структуру либо выгодно ее продать. При этом, фирма, организованная по модели «спин-офф» выделяется из состава предприятия (научной организации) преобразуется в аффилированное предприятие с утратой управленческого контроля материнской фирмы над спин-офф компанией.
Спин-аут компании во многом перекликаются с моделью организации спин-офф компаний. Спин-аут фирмы «отпочковываются» от материнской компании, но сохраняют с ней тесные связи, в отличие от спин-офф компаний, которым предоставлена большая свобода действий, возможность самостоятельно производить новый продукт или же организовывать его производство.
Спин-аут компании сохраняют подконтрольность со стороны создавшего их предприятия (научной организации) в части финансовых и оперативных связей. Это может быть финансовый контроль, административное обслуживание, поддержка в области руководства, консультативная деятельность [3, с. 50].
Преимуществом создания таких компаний является возможность поддержки деятельности спин-компаний на ранних стадиях посредством прямой финансовой помощи, предоставления на льготных условиях помещений и специального оборудования материнской компании.
Спин-компании могут создаваться как на основе корпоративных структур – предприятий, активно занимающихся НИОКР и желающих выйти с результатами научно-исследовательских разработок на рынок, так и на основе академических структур – университетов, исследовательских институтов, научных организаций, стремящихся коммерциализировать результаты своей научной деятельности.
Важными результатами деятельности спин-компаний является коммерциализация результатов научной деятельности, дополнительный доход в бюджет материнской компании, а также усиление инновационной активности компании-учредителя [5, с. 4]. Последнее обстоятельство особенно важно для вузов и научных организаций, стремящихся к развитию своей инновационной деятельности.
Другие преимущества университетских спин-компаний…
Помимо возможности реализации и внедрения научных изобретений, университетские спин-компании предоставляют и другие социально-экономические преимущества, такие как создание рабочих мест, новые возможности для расширения исследовательской деятельности университета.
Все эти факторы можно считать преимуществами выбора спин-офф и спин-аут компаний как моделей организации инновационных компаний.
Создание университетских спин-компаний возможно с учетом принятого закона № 217-ФЗ, разрешающего вузам и НИИ создание хозяйственных обществ.
Для создания не просто очередного предприятия на базе университета, а организации работающей инновационной компании, предоставляющей все возможные преимущества вузу или НИИ, одного закона, разрешающего создание малых инновационных фирм при университетах и научных организациях, недостаточно.
Необходимо улучшение общей законодательной базы в области инновационной деятельности академических структур.
Значительным стимулом для активизации создания при университетах работающих инновационных компаний может стать законодательной базы в следующих направлениях:
• в части улучшения реализации прав на интеллектуальную собственность;
• предоставление прав собственности на интеллектуальную собственность, полученную в результате проведения исследований вузами и научно-исследовательскими организациями за счет государственных средств;
• внедрение нормативно-законодательных актов для государственно-частного партнерства в сфере инноваций;
• разработка нормативных актов стимулирующего характера в области регулирования государственно-частных партнерств в государственных НИИ и университетах в отношении создания спин-офф и спин-аут компаний [2, с. 25].
Кроме того, необходимо устранить противоречия законодательной базы в части регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства, а именно в части передачи имущества, специализированного оборудования, производственных площадей вновь создаваемым инновационным предприятиям.
Преимущества университетских спин-компаний
Очевидным преимуществом спин-компаний является то, что университетские исследовательские группы лучше понимают изобретения, технологии, научные разработки, которые необходимо продвинуть на рынок. В силу этого спин-компании часто состоят из изобретателей технологий и недавно дипломированных студентов. Однако, хорошее понимание изобретения не обязательно ученым для разработки инновационного продукта. Для продвижения на рынок необходимо изучить перспективы продуктов на основе изобретений или технологий и лишь затем строить вокруг них бизнес.
Пройдя этот этап, университетская спин-компания станет действующей фирмой, а не просто формой исследовательской группы.
Компетентная бизнес команда в составе вновь создаваемой компании способна преобразовать университетскую спин-компанию в работающую и приносящую результаты фирму.
Проблему организации эффективно работающих команд в создаваемых университетских спин-компаниях можно решить при помощи создания смешанных команд, состоящих из разработчиков, юристов, финансистов и менеджеров, способных управлять процессом коммерциализации разработок [5, с.3].
Обеспечение финансированием университетских спин-компаний возможно осуществлять частично за счет университетских фондов поддержки малых инновационных предприятий, за счет бюджетного финансирования, в частности за счет грантов, предоставляемых молодым ученым (СТАРТ, УМНИК), за счет привлечения венчурного финансирования [5, с. 5].
Опыт использования таких моделей организации инновационных компаний в российской практике уже существует. И возможны перспективы развития спин-компаний с условием реализации мер по стимулированию и поддержке процесса создания инновационных компаний.
Вывод
Предложенные мероприятия должны способствовать расширению применения «спин-аут» и «спин-офф» моделей организации университетских инновационных компаний.
Использование спин-моделей организации инновационных фирм поможет активизировать инновационную деятельность хозяйствующих субъектов, в частности высших учебных заведений и научно-исследовательских организаций, стремящихся к коммерциализации результатов своей научной работы.
За счет преимуществ, предоставляемых спин-офф и спин-аут компаниями университеты и исследовательские организации получат положительный экономический, социальный, инновационный эффект от деятельности таких компаний.
В конечном итоге, эффективно работающие модели организации инновационных фирм должны в значительной степени повысить уровень экономического и инновационного развития как отдельных хозяйствующих субъектов, так и регионов в целом.
Источники:
2. Коммерциализация результатов научно-технической деятельности: европейский опыт, возможные уроки для России / под ред. В.В. Иванова,С. Клесовой (Франция), О.П. Лукши, П.В. Сушкова. – М.: Центр исследований проблем развития науки РАН, 2006. – 264 с.
3. Котельников В.Ю. Ten3: Стратегическое управление. Принципиально новые подходы для эпохи быстрых перемен. / В.Ю. Котельников. – М.: Эксмо, 2007. – 96 с. – «Бизнес-коуч».
4. Кузнецова С. А. Инновационный менеджмент/ Кузнецова С. А., Кравченко Н. А., Маркова В. Д., Юсупова А. Т., М.: СО РАН – 2004. – 276 с.
5. Московкин В.М. Механизмы стимулирования университетского наукоемкого бизнеса на институциональном и региональном уровнях // Региональная экономика: теория и практика. 2008, № 10, с. 2-7.
6. Салмин А. Возможен ли инновационный бизнес в вузах и НИИ? // Регионы России. 2009, № 10, с.13.
7. Mustar P., Wright M., Clarysse B. University spin-off firms: lessons from ten years of experience in Europe // Science and Public Policy, 35(2), March 2008, pages 67-80 [Электронный ресурс]. URL: http://www.ingentaconnect.com/content/beech/spp.
Страница обновлена: 21.09.2024 в 13:42:11