О новом журнале «Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность»

Вовченко Н.Г.1, Андреева О.В.1
1 Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Россия, Ростов-на-Дону

Статья в журнале

Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность
Том 1, Номер 1 (Январь-март 2020)

Цитировать:
Вовченко Н.Г., Андреева О.В. О новом журнале «Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность» // Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность. – 2020. – Том 1. – № 1. – С. 9-12. – doi: 10.18334/social.1.1.110945.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44203474



«Социальные предприниматели значат для общества то же, что бизнесмены – для экономики. Это энергичные и креативные люди, которые ставят под сомнение существующее положение вещей, используют новые возможности, никогда не сдаются и меняют мир к лучшему».

Дэвид Борнштейн, журналист и писатель, автор книги «Как изменить мир: социальное предпринимательство и сила новых идей»

«Найти идеальный баланс между людьми, планетой и прибылью – в этом, по сути, и заключается миссия корпоративной социальной ответственности»

MVO Nederland

Уважаемые коллеги!

«Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность» – новый научно-практический рецензируемый журнал, в котором публикуются научные работы, отражающие результаты теоретико-методологических и прикладных исследований по экономическим наукам и смежным специальностям.

Это продолжение работы большого коллектива специалистов в этой сфере, но мы будем рады знакомству через страницы журнала и с другими исследователями, в сферу интересов которых входят вопросы социальной ответственности.

Тематическая область журнала затрагивает такие темы как теория социальной экономики, место социального предпринимательства и корпоративной социальной ответственности в современной экономике, в контексте концепции устойчивого развития человечества, социальной безопасности, вопросы теории и практики социальных инноваций, социального инвестирования, финансового обеспечения социальных проектов и деятельности, краудфандинга, социального государственно-частного партнерства, краудсорсинга, цифровизации, государственного регулирования и поддержки, влияния на качество жизни и человеческий капитал, другие направления исследований.

Социальное предпринимательство как общественно-экономический феномен, способствующий смягчению проблем социального характера, в последние годы привлекает внимание ученых, социальных активистов, политиков и представителей традиционного бизнеса.

Первые научные публикации о социальном предпринимательстве в России появились в 1999 году

В настоящее время уровень развития социального предпринимательства в России представляет собой непростой для освещения вопрос. Это в первую очередь, связано с тем, что в стране отсутствует четкое понимание сущности данного явления, его места и роли в социально-экономическом развитии страны и, следовательно, отсутствует официальная статистика социальных предпринимателей. Именно поэтому научный интерес представляют зарубежный опыт развития и государственной поддержки социального предпринимательства и некоммерческих организаций (НКО), а также российские особенности его становления, создания финансово-экономических и правовых механизмов взаимодействия бизнеса и власти, популяризации социального предпринимательства, примеры реализации реальных социальных бизнес-проектов, взаимодействия и обмена предпринимательскими идеями и знаниями. В территориальном аспекте (регионы, моногорода, малые города) указанные социально-экономические проблемы являются более выраженными, требующими поиска особых подходов для их решения.

С течением времени в России сформировалась тенденция исключения некоммерческих организаций из поля социального предпринимательства. Это подтверждается тем, что коммерческие и некоммерческие организации подпадают под разные системы налогообложения и отчетности, для них отличаются формы поддержки и регулирования. Именно поэтому в литературе встречается предложение считать социальное предпринимательство «четвертым» сектором экономики вслед за «третьим» – некоммерческими организациями, которые, в свою очередь, находятся между частным и государственным секторами.

Принятые в 2019 г. изменения в федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» вывели НКО из сферы социального предпринимательства. Некоммерческие организации получить статус социального предприятия не могут, а к тем НКО, которые оказывают услуги в социальной сфере, применяется понятие «социально ориентированные НКО».

Международный опыт показывает, что зачастую некоммерческие организации и социальные предприниматели могут осуществлять свою деятельность эффективнее различных коммерческих либо государственных структур и содействуют снижению нагрузки на бюджет государства и государственных расходов в тех направлениях деятельности, в которых они успешно функционируют.

В мире издается всего около 10 журналов, которые специализируются в этой области (по данным Scopus и Web of Science)

Именно социальные предприниматели и некоммерческие организации обеспечивают занятость населения, зачастую вовлекая незащищенные части общества. Они же рассматриваются в качестве источника социальных инноваций, так как современные методы социальной работы впервые были применены именно некоммерческим сектором, а затем они стали частью государственной и муниципальной политики.

Подобные тенденции отражают социальную направленность государственной политики в рыночной экономике – высшей стадии развития рыночной экономики, в которой рыночные методы хозяйствования сочетаются с государственным регулированием экономики на основе идей справедливости и приоритета общественных интересов. Центральное место в социально ориентированной экономике государства занимает деятельность по социальной поддержке всех слоев общества и по разработке стратегии эффективной социальной политики.

Среди главных задач государственной социальной политики в Российской Федерации в последнее время можно выделить ключевую – усиление значения некоммерческих организаций в различных сферах производства общественных благ и оказания социально значимых услуг. Именно НКО принадлежит особая роль в формировании структурно-организационных элементов социально-ориентированной рыночной экономики, обеспечении взаимопонимания и взаимодействия в российском обществе. Что, прежде всего, свидетельствует о формировании социально ориентированной концепции общественного развития, в которой чрезвычайно важной становится деятельность организаций «третьего» и «четвертого» секторов экономики.

Привлечение негосударственного сектора в социальную сферу, как доказывает зарубежный опыт, позволяет более гибко, оперативно учитывать запросы общества, сохраняя качество услуг на уровне, предоставляемом государственными учреждениями. Государство все чаще выбирает социальные предприятия в качестве поставщиков социальных услуг населению.

Актуальность проблемы развития «третьего» сектора в нашей стране подтверждается тезисами посланий Федеральному собранию Российской Федерации Президента РФ В.В. Путина, который на протяжении нескольких лет ставит задачи включения и расширения присутствия НКО в системе оказания услуг.

Корпоративная социальная ответственность позволяет транслировать ценности компании в общество через конкретизированные действия в самых широких областях, при этом наибольшее распространение получили сферы: экологии, образования, здравоохранения, спорта, культуры, и собственно самого производства. Требуется актуализировать подходы к определению корпоративной социальной ответственности, пониманию ее сущности и практического использования в современных экономических условиях стремительно меняющегося мира.

Корпоративная социальная ответственность – это практически такое же социальное предпринимательство, только когда ему посвящена не полностью цель деятельности компании, а только ее часть

На современном этапе экономического развития не только в производстве, но и в социальном секторе, требуются новые механизмы структурирования и организации деятельности, новое понимание проблем и новые подходы к их решению с помощью инструментов социального предпринимательства и корпоративной социальной ответственности. Именно их и может обсудить на страницах журнала научная и профессиональная общественность.

Появление журнала инициировано Первым экономическим издательством совместно с Ростовским государственным экономическим университетом (РИНХ) на базе Центра стратегических исследований социально-экономического развития Юга России, созданного в рамках сотрудничества с Федеральным исследовательским центром Южный научный центр Российской академии наук.

В журнале публикуются оригинальные научные статьи, аналитические обзоры, рецензии, резолюции научно-практических мероприятий, материалы других форматов в тематической области.

Приглашаем всех заинтересованных авторов к публикации материалов для продвижения идей социального предпринимательства и корпоративной социальной ответственности в научном и практическом аспектах. Выражаем надежду на плодотворное сотрудничество с профессиональным сообществом, готовым рассказать о лучших практиках социального предпринимательства и проектах корпоративной социальной ответственности и механизмах поддержки: торгово-промышленные палаты, агентства поддержки предпринимательства, центры инноваций социальной сферы, ассоциации социальных предпринимателей и некоммерческих организаций, фонды.


Страница обновлена: 26.04.2021 в 19:50:02