Корпоративная социальная ответственность химической, аграрной и финансовой отраслей: анализ нефинансовых отчетов компаний

Эркинбекова Ж.Э.1
1 Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, Россия, Новосибирск

Статья в журнале

Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 10, Номер 3 (Июль-сентябрь 2023)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54316201

Аннотация:
Корпоративная социальная ответственность имеет огромное значение в развитии бизнеса и в успехе компаний. С каждым годом всё больше компаний внедряют практику корпоративной социальной ответственности в свою деятельность, чтобы достичь положительных финансовых результатов и улучшить взаимоотношения с заинтересованными сторонами. Несмотря на то, что корпоративная социальная ответственность получила популярность еще в конце 80-х годов, очень мало научной литературы в области анализа корпоративной социальной деятельности компаний в различных отраслях – это было подтверждено проведенным библиометрическим анализом. Цель данной работы – проанализировать корпоративную социальную деятельность компаний химической, аграрной и финансовой отраслей. Анализ проводился на основе нефинансовых отчетов российских и зарубежных компаний из списка «200 крупнейших компаний» по версии журнала Forbes в сфере корпоративной социальной ответственности. В исследовании использовался контент анализ и описательная статистика. Результаты анализа могут быть полезны для будущих исследований, а также данное исследование вносит вклад в литературу в области корпоративной социальной ответственности.

Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность, КСО, нефинансовые отчеты, стейкхолдеры, Forbes

JEL-классификация: M14, M11, M21



Введение

Общество всё более остро реагирует на экологические и социальные проблемы в мире, их заботят последствия деятельности компаний. Поэтому растёт актуальность уделения компаниями повышенного внимания к КСО. В своём интервью для журнала Forbes, Хейвард Ч. [7] отметила, что большинство крупнейших компаний, используют КСО как способ выражения благодарности обществу и потребителям за их лояльность.

Эра корпоративной социальной ответственности (КСО) берёт своё начало с 1953 года, с момента публикации Боуэна Х. Р. «Социальная ответственность бизнесмена», как утверждает Кэрролл А. Б. [4, с. 497-505]. С тех пор концепция КСО поменялась, добавились новые группы заинтересованных сторон, акценты компаний постоянно смещаются с одного стейкхолдера на другой. Свыше 50 процентов компаний из рейтинга Forbes публикуют нефинансовые отчеты в области устойчивого развития. Каждая компания определяет для себя что они подразумевают под КСО. Так, например, компания Фосагро [13] под КСО подразумевает бережное отношение к природе и рачительное использование природных ресурсов, честную конкуренцию, продуктивный диалог с заинтересованными сторонами, выполнение нормативных требований, качественное управление и эффективность. А Русагро [12] считает, что КСО – это учет интересов общества, развитие сотрудников, создание безопасных и равных условий труда, содействие развитию регионов, экологичность производства. Nordea Bank [1] утверждает, что КСО — это обязательство бизнеса учитывать свое влияние на общество и окружающую среду и действовать ответственно. Дело не в том, чтобы быть идеальным, а в том, чтобы постоянно стремиться стать лучше.

Многие исследователи изучали КСО в различных отраслях, например, в работе Джидди Ф. Е. и Ибенриссоул А. [8, с. 1739-1759] собран анализ 131 публикации о КСО в туристической отрасли. Бруяка О. и др. [2, с. 45-65] исследовали КСО в фармацевтической отрасли, Бёрчелли Р. и др. [3, с.575-588] проанализировали КСО в лёгкой промышленности, Хартман М. [6, с.297-324] – КСО в пищевой промышленности, Канг К. Х. [9, с. 564-572] – КСО в отельном бизнесе, Дабик М. и др. [5, с. 250-273] – анализ публикаций КСО в различных отраслях.

Библиометрический анализ публикаций, отраженных в научной электронной библиотеке elibrary.ru показывает недостаточность подобных работ. При поиске по всем типам публикаций в период 1990 - 2000 гг. не было найдено никаких работ, которые имели бы в заглавии термин «корпоративная социальная ответственность компаний в отрасли». В период 2001 - 2010 гг. в фондах библиотеки содержалась только 1 публикация с термином «корпоративная социальная ответственность компаний в отрасли» в названии. За 2011 - 2020 гг. 77 публикаций имели термин «корпоративная социальная ответственность компаний в отрасли» в названиях исследовательских работ. А уже за 2021 г. и по настоящее время было найдено 46 работ. Тогда как в базе Scopus за период с 1990 – 2000 гг. было опубликовано 5110 работ с заглавием «корпоративная социальная ответственность компаний в отрасли». За 2001 – 2010 гг. уже 7947 исследований имели название «корпоративная социальная ответственность компаний в отрасли». В период с 2011 по 2020 гг в фондах Scopus содержалось 20742 работы. А за последние 3 года количество работ выросло до 9932 публикаций. Библиометрический анализ показывает недостаточность русскоязычных исследований в области анализа КСО компаний различных отраслей.

Цель данной работы – проанализировать корпоративную социальную деятельность компаний химической, аграрной и финансовой отраслей. Анализ проводился на основе нефинансовых отчетов российских и зарубежных компаний из списка «200 крупнейших компаний» по версии журнала Forbes в сфере корпоративной социальной ответственности. Автором была выдвинута гипотеза, что все исследуемые отрасли уделяют внимание наиболее значимым стейкхолдерам таким как: экология, общество и персонал. В исследовании использовался контент анализ годовых отчетов компаний, отчетов об устойчивом развитии, ESG отчетов и описательная статистика.

Научная новизна исследования заключается в создании перфокарты и в её использовании для анализа корпоративной социальной деятельности компаний.

Основная часть

КСО может включать ряд мероприятий и приоритетов, в зависимости от компании и сектора. Люди все больше обеспокоены тем, как функционирует бизнес, и в настоящее время общепризнано, что компании обязаны объяснять свои действия и подходы не только своим акционерам, но и другим своим «заинтересованным сторонам» — людям, на которых влияет бизнес.

В данной работе была проанализирована деятельность 227 компаний из 3 отраслей: аграрная, химическая, финансовая за 2016-2020 годы по следующим сферам КСО:

Ø Экология

Ø Потребители

Ø Поставщики

Ø Конкуренты

Ø Государство

Ø Персонал

Ø Общество

Ø Акционеры

Для этого было посчитано количество компаний в отрасли, которые имели деятельность в отношении стейкхолдеров по каждому году. На основе этих данных был рассчитан относительный показатель числа компаний, которые имели деятельность в определенной сфере КСО, к общему числу анализируемых компаний в отрасли. Полученная информация о КСО компаний была записана в таблицу в Excel в виде перфокарты. При наличии информации о КСО, в соответствующих строках были проставлены 1, при отсутствии информации – 0. Собранные данные были проанализированы с помощью простой описательной статистики. Итоговые данные активности в отрасли приведены ниже. Список компаний был сформирован из числа «200 крупнейших компаний» по версии журнала Forbes.

Каким проблемам/стейкхолдерам уделяют внимание?

Рассмотрим, каким стейкхолдерам уделяется больше внимания, и отобразим это в диаграммах. Для удобства - анализ проводился по отраслям. Для начала рассмотрим самую крупную отрасль из числа представленных – финансовую. В данную отрасль были отнесены – банки; страховые компании; компании, предоставляющие услуги проведения платёжных операций; лизинговые компании.

Количество публикаций нефинансовых отчетов растёт с каждым годом (рис.1). Так, например, количество компаний опубликовавших отчеты об устойчивом развитии на своих домашних страницах в 2016 году достигло отметки 85, а уже в 2020 году 99 компаний из 163 рассматриваемых представили отчеты КСО общественности.

Рисунок 1. «Динамика публикаций нефинансовых отчетов в финансовой отрасли»

Источник: составлено автором по данным перфокарты

Компании уделяют внимание таким проблемам, как сохранение экологии, равноправие всех клиентов, сотрудников и, в общем, всего населения. Уделяется внимание по финансовой безграмотности населения, а также проблемам, незащищенных, слабых граждан. Компании стремятся уделить внимание каждому стейкхолдеру это видно на рисунке 2.

Рисунок 2. «Количество активных компаний в сферах КСО по годам»

Источник: составлено автором по данным перфокарты

Больше всего компании этой отрасли уделяют внимание обществу, потребителям, экологии и персоналу. За анализируемый период времени количество упоминаний данных стейкхолдеров возросло. Если в 2016 году всего 77 компаний уделяли внимание экологии, то к 2020 году количество упоминаний в отчетах возросло на 19 и составило 96 компаний. Компании создают фонды по реализации сохранения экологии и стремятся снизить потребление энергии в своей деятельности. Существуют компании, которые являются углеродно-нейтральными и постоянно раскрывают информацию о выбросах углерода. Также большинство компаний придерживаются принципа ответственного потребления и производства, деятельность таких компаний направлена на минимальное воздействие на окружающую среду. Вместе с тем анализируемые компании реализуют проекты по очистке воды, разработке технологий для утилизации отходов

Что касается персонала, здесь тоже наблюдается положительная динамика. В 2020 году количество упоминаний достигло 59 процентов, что на 12 процентов больше по сравнению с 2016 годом. Все компании проводят активную кадровую политику, существуют системы мотивации и стимулирования персонала. Многие компании предоставляют своим сотрудникам социальные гарантии для защиты жизни и здоровья сотрудников, постоянно улучшают условия труда, отмечают личный вклад каждого сотрудника. Также компании стараются вести программы по повышению квалификации сотрудников, организовывают различные тренинги и профессиональные переподготовки работников. Большинство компаний соблюдают принцип гендерного равноправия внутри компании, а также стараются улучшить качество взаимоотношений сотрудников.

Потребители играют важную роль в данной отрасли, компании постоянно улучшают качество обслуживания клиентов, вместе с тем они отмечают способности быстро реагировать на изменение потребностей клиентов. Компании финансовой отрасли уделяют большое внимание доверию и лояльности своих клиентов и соблюдают информационную безопасность и защиту данных клиентов.

Конкурентам уделяют не так много компаний, из анализируемых 163 компаний в среднем 49 компаний каждый год уделяют им внимание. Компании придерживаются принципа добросовестной конкуренции, стремятся обмениваться опытом и поддерживать дружеские отношения с конкурентами, сотрудничая с ними.

Ещё одним популярным стейкхолдером является общество. Компании проводят мероприятия по поддержке развития местных сообществ, реализуются программы в интересах незащищенных граждан. Компании часто выступают спонсорами различных спортивных проектов и проектов по поддержанию культуры и искусства. Они стараются всячески поддержать организации, направленные на расширение прав и возможностей женщин, молодежи, пожилых людей. Многие компании принимают участие в благотворительных программах, ведут волонтерскую деятельность по поддержке детских домов, реабилитационных центров, а также финансируют проекты по поддержке неимущих слоев населения и образовательные учреждения для них.

Государству уделяют внимание 40 процентов анализируемых компаний. В своих отчетах они указывают такие пункты, как: содействие федеральным органам власти в совершенствовании банковского законодательства, борьба с коррупцией и т.д. Помимо этого реализуются программы по повышению уровня финансовой грамотности населения.

Многие компании данной отрасли направлены на улучшение качеств взаимоотношений с поставщиками. Работа с ними строится на базе взаимовыгодных длительных отношений, позволяющих обеспечить стабильность и качество поставок. Согласно базе данных, поставщикам уделяют внимание в среднем 66 процентов компаний каждый год.

В 2018 году произошел скачок в отношении акционеров, если до 2018 года всего 39 процентов компаний уделяли им внимание, то после 2018 года уровень внимание вырос на 11 процентов. Компании соблюдают следующие принципы: защита прав акционеров и повышение эффективности деятельности в интересах всех групп акционеров; контроль над активами компаний; информационная прозрачность. Компании постоянно улучшают систему управления рисками для устранения возможных проблем для успешного ведения деятельности компании.

Далее рассмотрим аграрную отрасль, всего в рейтинг попали 48 компаний, из них больше 50 процентов предоставляют отчеты об устойчивом развитии. На рисунке 3 видно, как в зависимости от года менялась картина публикаций нефинансовых отчетов. В целом наблюдается положительная тенденция публикационной активности, если в 2016 году всего 24 компании предоставили отчеты, то в 2020 году количество отчитывающихся компаний возросло составило 30.

Рисунок 3. «Динамика публикаций нефинансовых отчетов в аграрной отрасли»

Источник: составлено автором по данным перфокарты

Можно сделать вывод о том, что наибольшее внимание среди компаний в отрасли уделяется следующим группам стейкхолдеров: общество, экология, персонал, активны в этих сферах были больше 50% компаний в каждом году (рис.4). Немаловажной сферой КСО являются также потребители, число компаний, которые уделяют внимание им, превысило 50% в 2019 и 2020 годах.

Рисунок 4. «Количество активных компаний в сферах КСО по годам»

Источник: составлено автором по данным перфокарты

Популярность сферы экологии может быть объяснена как общим мировым трендом на обязательность заботы о природе, так и отраслевой спецификой - агропромышленность в принципе подразумевает тесное взаимодействие с природными ресурсами. Компании этой отрасли уделяют большое внимание снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, утилизации отходов, сокращению выбросов парниковых газов, очистке сточных вод, программам по воспроизводству водных биологических ресурсов, энергоэффективности и сокращению энергопотребления.

Также можно сказать о персонале - обычно на крупных агропромышленных предприятиях трудится много рабочих, от них в большей степени зависит успешная деятельность предприятия, поэтому компании уделяют много внимания поддержке работников и заботе об их благополучии.

Корпоративная социальная ответственность как фактор, влияющий на имидж бренда и удовлетворенность потребителей. В результате глубинных изменений рынка происходит переход от «рынка продавца» к «рынку потребителя», соответственно роль потребителя в последние годы возрастает это подтверждает наш анализ. Все больше агропромышленных компаний за 5 лет, начиная с 2016 года, выделяют потребителей, как важного стейкхолдера. У потребителей возрастают требования к качеству товара и прилагаемым к нему услугам. Для того, чтобы завоевать доверие к своему продукту, многие компании из рассматриваемой отрасли, стараются стать как можно ближе к потребителю, делая свою деятельность информационно прозрачной. Сейчас многие компании говорят об экологичности производства и своего продукта, делают экскурсии по производственным площадям, тем самым завоевывая себе репутацию и приверженность потребителей к компании.

Остальным группам стейкхолдеров внимание уделяют достаточно мало компаний, в среднем от 16 до 24% в каждом году периода соответственно.

Была проанализирована деятельность 16 компаний из химической отрасли, результаты публикаций нефинансовых отчетов можно увидеть на рисунке 5. В 2020 году 10 компаний из анализируемых 16 опубликовали отчеты об устойчивом развитии, что на 2 отчета больше, по сравнению с 2016 годом.

Рисунок 5. «Динамика публикаций нефинансовых отчетов в химической отрасли»

Источник: составлено автором по данным перфокарты

На рисунке 6 представлена динамика компаний, уделяющих внимание каждому стейкхолдеру. Можно заметить, что с 2016 года все их представленных компании заботятся об экологии, значит, в этой отрасли есть такая тенденция. На данный момент считается, что химпром - одна из самых влиятельных отраслей в ESG, особенно в экологии [10].

Рисунок 6. «Количество активных компаний в сферах КСО по годам»

Источник: составлено автором по данным перфокарты

Компании из этой отрасли стараются уделять как можно больше внимания экологии для развития более ресурсно-эффективной экологии. Это включает в себя устойчивый поиск сырья и химикатов, а также переработку ненужных и непригодных материалов. Компании постоянно занимаются мониторингом и измерением опасных отходов для понимания того, как можно уменьшить любое негативное воздействие, которое они оказывают на окружающую среду и окружающие сообщества [11].

Этот сектор активно участвует в производстве и транспортировке материалов - процессах, которые по своей природе выбрасывают значительное количество парниковых газов (ПГ). Шаги, предпринятые некоторыми компаниями для сокращения выбросов парниковых газов по всей цепочке поставок, такие как внедрение более энергоэффективных видов топлива и процессов, демонстрируют растущую приверженность отрасли решению проблемы изменения климата [11]. Не сложно заметить, что 2016 и 2018 годы стали скачками в росте упоминаний экологических мер по сохранению климата в интегрированных отчетах и ESG.

Акционеры, как и экология, являются для компаний химическо-промышленного сектора также важной. Начиная с 2016 года растет тенденция включения в годовые отчеты о корпоративной ответственности информации об акционерах, также все больше предоставляется информации о ведении дивидендной политики в рамках корпоративного управления.

Для того, чтобы обеспечить соответствующую ценность организации для акционеров, компании могут согласовывать с ними свои инновационные стратегии, пути развития, чтобы каждый держатель акций, в том числе потенциальный, всегда оставался в курсе дел внутри компании [17]. Также можно заметить, что тенденция к охвату группы акционеров в масштабе корпоративной социальной ответственности растет медленным темпом.

Внимание к развитию собственных сотрудников набирает популярность у компаний химического сектора. На рисунке 6 можно увидеть устойчивый рост количества компаний, включающих в масштаб КСО персонал. Все больше компаний отмечают у себя в годовых отчетах основные ценности для сотрудников и намечают целями своей деятельности в сфере персонала: формирование конкурентоспособной и справедливой оплаты труда; возможности для профессионального и творческого роста; рабочая среда, свободная от дискриминации; широкие социальные гарантии; объективная и эффективная система оценки личного вклада каждого сотрудника. У сотрудников также появляется запрос на то, чтобы компания вела социально ответственную деятельность. Это особенно характерно для молодых людей 20–30 лет. По оценкам экспертов на конец 2020 года, уже в вузах студенты делают социальные проекты, обсуждают социальные проблемы в своей среде и хотят продолжать благотворительные активности в работе [15].

Что касается потребителей и поставщиков, то по данным интегрированных отчетов и ESG отчетности в период с 2016 по 2020 количество компаний в отрасли, которые уделяли внимание в рамках устойчивого развития поставщикам и потребителям не изменилось. Из 10 компаний, с открытыми для просмотра и анализа данными, только 5 на протяжении 4 лет публиковали свои механизмы взаимодействия с потребителями, ценности, программы безопасного влияния и т.п. Также из 10 только 3 компании в четырехлетний период публиковали свою отчетность КСО по поставщикам. Данный факт может свидетельствовать о том, что компании химически-промышленного комплекса сейчас уделяют огромное внимание экологическим и социальным аспектам. Они обеспокоены влиянием химических отходов на природу и человека, на здоровье и благополучие своих работников. Все 10 компаний отмечают свою миссию в улучшении окружающей и социальной сред, а также установлению долгосрочных контрактов с поставщиками и безопасном сотрудничестве с потребителями.

Компании в Химпром секторе не считают конкурентов важной сферой в КСО, поэтому ни одна из компаний не занимается этим.

В рамках представленного анализа 2018 год стал скачком в росте социальных программ для населения, развития регионов присутствия. Компании стали все больше направлять часть своих инвестиций в социальный сектор, чтобы развивать заброшенные по инфраструктуре регионы, малообразованные местные сообщества, научно-исследовательскую и деятельность в химической промышленности, совершенствовать научно-техническую базу разработок. Например, что касается преимущественно российских компаний, то они все больше стараются сотрудничать с центрами НИОКР и научными лабораториями, чтобы делать продукты и их отходы более безопасными, повторно используемыми и инновационными.

Что касается ответственности компаний перед государственным сектором, увеличивается количество компаний открыто публикующих свою отчетность и ранее скрытую информацию о государственном участии в КСО. Компании рассекречивают выплаченные налоги, полученные субсидии, проектную деятельность. Также, образовательные центры, системы контроля и мониторинга, ранее упомянутые в разделах социальная ответственность и забота о персонале, создаются при непосредственной поддержке, которая возможна только при эффективном и законопослушном сотрудничестве бизнеса и государства. Таким образом, компании медленно, но, верно, стараются налаживать свою систему общения с государственными органами, соответствие национальной форме отчетности и прозрачность своих процессов в компаниях.

Анализ масштабов КСО

Масштаб КСО составил в абсолютном выражении по всем 10 компаниям в 2020 году 350 млрд. руб. по химической отрасли (рис.7), что по сравнению с другими годами намного превышает показатели. Следует учитывать, что данные КСО были представлены не всеми компаниями, поэтому тенденцию в явном виде представить нельзя, однако можно смоделировать примерную сумму инвестиций на 2020 год. Данные примерны, однако в действительности по оценкам ЮНЕСКО, топовые международные компании тратят на КСО в среднем более $1 млрд в год, а по компаниям из Fortune-500 этот показатель составляет $50 млн [16]. На рисунке представлен явный тренд увеличения масштабов КСО во времени.

Рисунок 7. «Расходы на КСО по отраслям, в млн.руб.»

Источник: составлено автором по данным перфокарты

Что касается затрат на КСО у компаний аграрной отрасли, то только у 15 компаний из 48 в базе данных есть какие-либо сведения о масштабах их затрат, они также представлены на рисунке 7. Если не брать в расчет 2018 год, то можно наблюдать в целом положительную динамику увеличения компаниями затрат на КСО. В 2018 же году увеличение затрат произошло из-за компаний Nestlé, Beluga Group и БЭЗРК-Белгранкорм - они значительно увеличили свои затраты на КСО.

В финансовой отрасли заметно плавное увеличение инвестиций в КСО. В данной отрасли больше отдают предпочтение инвестированию такому стейкхолдеру - как потребитель. Финансовая отрасль, а в частности банковский сектор, ставит целью работу на удержание и высокий интерес клиента, конечного пользователя. Большинство банков понимают, что сегодня любая преграда для пользователя - угроза его потерять, поэтому называют работу по устранению барьеров одной из главных задач.

Заключение

Исходя из проделанного анализа, можно сделать вывод что КСО как тренд очень хорошо развивается и представленная работа тому подтверждение. С годами наблюдается стабильный рост числа компаний всех отраслей, активных в каждой из сфер КСО. В связи с популяризацией и повсеместным распространением принципов этичного производства и потребления растет мотивация компаний к ежегодному развитию в сфере КСО. Компании имеют тенденцию к деятельности в рамках устойчивого развития, направленную на экологическую безопасность и корпоративное управление. Данный факт объясняется большим ростом упоминаний экологической и дивидендной политики в годовой отчетности, а также трендом в том числе российских компаний публиковать отчетность КСО в форме ESG. Ранее выдвинутая гипотеза частично подтвердилась, так например, компании химической отрасли видят свой приоритет в сохранении окружающей среды и привлечении акционерного капитала. А компании аграрной промышленности ставят в приоритет экологию и общество. Для финансовой отрасли характерны хоть и небольшие, но минимальные вложения в государство и поставщиков, также она очень много вкладывает в общество. Меньшей динамикой, но не менее важной является тенденция публикации в открытом виде обязательств перед персоналом и государством, характеризующихся финансовой отчетностью, налоговой отчетностью, открытой оглаской направленности инвестиций на модернизацию обучения сотрудников, информацией о среднем уровне заработной платы, программах дополнительного образования и т. п.


Источники:

1. Annual report of Nordea Bank. Nordea.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nordea.com/en/doc/nordeasustainabilityreport2017printable.pdf .
2. Bruyaka O., Zeitzmann H.K., Chalamon I., Wokutch R.E., Thakur P. Strategic corporate social responsibility and orphan drug development: insights from the US and the EU biopharmaceutical industry // Journal of Business Ethics. – 2013. – № 1. – p. 45-65. – doi: 10.1007/s10551-012-1496-y.
3. Burchielli R., Delaney A., Tate J., Coventry K. The Fair Wear campaign: an ethical network in the Australian garment industry // Journal of Business Ethics. – 2009. – № 4. – p. 575-588. – doi: 10.1007/s10551-010-0593-z.
4. Carroll A.B. A Three-Dimensional Conceptual Model of Corporate Performance // Academy of Management Review. – 1979. – № 4. – p. 497-505.
5. Dabić M., Colovic A., Lamotte O., Painter-Morland M., Brozovic S. Industry-specific CSR: analysis of 20 years of research // European Business Review. – 2016. – № 3. – p. 250-273. – doi: 10.1108/EBR-06-2015-0058.
6. Hartmann M. Corporate social responsibility in the food sector // European Review of Agricultural Economics. – 2011. – № 3. – p. 297-324. – doi: 10.1093/erae/jbr031.
7. Heyward С. The Growing Importance of Social Responsibility in Business. Forbes.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.com/sites/forbesbusinesscouncil/2020/11/18/the-growing-importance-of-social-responsibility-in-business/?sh=13a79b9f2283 (дата обращения: 23.05.2023).
8. Jiddi F.E., Ibenrissoul A. Mapping 20 Years of Literature on CSR in Tourism Industry: A Bibliometric Analysis // American Journal of Industrial and Business Management. – 2020. – № 11. – p. 1739-1759. – doi: 10.4236/ajibm.2020.1011109.
9. Kang K.H., Stein L., Heo C.Y., Lee S. Consumers’ willingness to pay for green initiatives of the hotel industry // International Journal of Hospitality Management. – 2012. – № 2. – p. 564-572. – doi: 10.1016/j.ijhm.2011.08.001.
10. Long P., Whitaker R., Patel B. Q&A: Why the Chemical Industry Is Leading the Way in ESG. Jpt.spe.org. [Электронный ресурс]. URL: https://jpt.spe.org/q-a-why-the-chemical-industry-is-leading-the-way-in-esg (дата обращения: 04.03.2023).
11. ESG performance is key focus for chemical and life science industries. Marsh. [Электронный ресурс]. URL: https://www.marsh.com/na/services/climate-change-and-sustainability/insights/esg-performance-key-focus-chemical-life-science-industries.html (дата обращения: 23.02.2023).
12. Годовой отчет Русагро. Rusagrogroup.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rusagrogroup.ru/fileadmin/files/reports/ru/pdf/AR20_RusAgro_RUS.pdf (дата обращения: 03.03.2022).
13. Годовой отчет Фосагро. Rspp.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://rspp.ru/download/f74f9dcee9cb6f1b741923927f7321d0/ (дата обращения: 04.03.2022).
14. Домашние страницы анализируемых компаний
15. Костарнова Н. Зачем российские компании вкладывают миллионы в корпоративную социальную ответственность. Forbes.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.ru/forbeslife/416541-zachem-rossiyskie-kompanii-vkladyvayut-milliony-v-korporativnuyu-socialnuyu (дата обращения: 04.04.2023).
16. Образцова И. Бизнес-модель добра. Plus.rbc.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://plus.rbc.ru/news/5ba06af97a8aa94be8518a92 (дата обращения: 04.04.2023).
17. Innovation for a sustainable world. Practical implications for the chemical industry. PwC. [Электронный ресурс]. URL: https://www.strategyand.pwc.com/gx/en/industries/chemicals/esg-driven-innovation-in-the-chemical-industry/strategyand-esg-innovation-chemicals.pdf (дата обращения: 04.02.2023).

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:54:41