Формирование организационно-экономического механизма воздействия на рынок гостиничных услуг в регионе
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 9 (57), Сентябрь 2004
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В современном представлении туризм как важная часть национальной экономики страны представляет собой межотраслевой социально-экономический комплекс, состоящий из совокупности взаимосвязанных отраслей и производств. Одной из предпосылок формирования туристского комплекса является тот факт, что каждая из входящих в комплекс отраслей целенаправленно удовлетворяет конкретные индивидуальные потребности туристов в различных услугах. Из-за множественности взаимосвязанных эффектов услуги данных отраслей в большей степени обладают взаимодополняемостью и взаимосвязанностью развития, чем взаимозаменяемостью.
Ключевые слова: туризм, организационно-экономический механизм, санаторно-курортный и туристический комплекс, туристические услуги
В современном представлении туризм как важная часть национальной экономики страны представляет собой межотраслевой социально-экономический комплекс, состоящий из совокупности взаимосвязанных отраслей и производств. Одной из предпосылок формирования туристского комплекса является тот факт, что каждая из входящих в комплекс отраслей целенаправленно удовлетворяет конкретные индивидуальные потребности туристов в различных услугах. Из-за множественности взаимосвязанных эффектов услуги данных отраслей в большей степени обладают взаимодополняемостью и взаимосвязанностью развития, чем взаимозаменяемостью.
Каждая отрасль туристского комплекса вносит свой вклад в повышение эффективности функционирования туризма как социально-экономического явления, обусловленный следующими отраслевыми особенностями: специфическим характером производимых услуг, технологий и организации их производства, а также экономических отношений между субъектами рынка, сложившихся условий регулирования и управления этой деятельностью.
В нашей стране регулирование и управление в туристском комплексе на национальном уровне осуществляется через определённые структуры, имеющие прямые и косвенные взаимосвязи. Прямые взаимосвязи обеспечивают
‑ Департамент туризма Минэкономразвития России;
‑ комитеты, департаменты, отделы по туризму в администрациях субъектов Российской Федерации;
‑ комитеты и комиссии в законодательных органах субъектов Российской Федерации.
В качестве косвенных структурных звеньев выступают
‑ Совет по физической культуре и спорту при Президенте Российской Федерации;
‑ Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и спорту (Госкомспорт России);
‑ Национальная туристская ассоциация (НТА);
‑ Российский союз туриндустрии (РАТА);
‑ Финансово-промышленная группа ‑ Национальная туристская корпорация (НТК).
Кроме того, существуют ассоциативные формы объединений предприятий в туристском комплексе, которые решают важные проблемы по улучшению организационно-экономической деятельности предприятий отрасли. Например, в сфере рынка гостиничных услуг в России действуют такие крупные объединения как:
‑ Государственное акционерное общество «Москва», занимающееся развитием гостиничного комплекса, поиском инвесторов для реконструкции, модернизации и строительства гостиниц, формированием страховой, аудиторской, банковской инфраструктуры гостиничного комплекса;
‑ Российская гостиничная ассоциация, деятельность которой направлена на развитие рынка гостиничных услуг, повышение качества гостиничного обслуживания, продвижение гостиничных услуг на международный рынок, участие в разработке региональных программ развития туризма.
В практической деятельности формирование организационно-экономического механизма регулирования развития рынка туристских услуг проявляется в централизации функций на уровне регионов. Значение данного механизма определяется тем, что он позволяет учитывать и согласовывать цели функционирования и развития субъектов различных уровней хозяйствования или управления, а также оптимизировать их соотношение. Рассматривая вопрос оценки эффективности организационно-экономического механизма, следует отметить, что при выборе критериев и показателей эффективности следует исходить из того, на какой ступени иерархии они будут применяться, так как локальные критерии и показатели эффективности часто не совпадают с показателями и критериями эффективности функционирования системы в целом. Считается, что существующая организационная система эффективна, если получено высокое значение результата, определяющего поставленную цель.
В зависимости от горизонта планирования меняется структура целевой системы развития рынка. На первый план выдвигаются основные цели рыночного механизма, т.е. экономические, а в направлении перспективного развития рыночной системы актуализируются социальные и экологические последствия принимаемых решений. Особенность исследования межотраслевого туристского комплекса заключается в том, что кроме основных целей, каждая из отраслей имеет собственную систему показателей, характеризующую её эффективность и применяемую как при ситуационном анализе отрасли, так и при её перспективном планировании.
В связи с этим, процесс определения целей развития рынка гостиничных услуг разбивается на два этапа: а) сопоставляются цели развития туризма и рынка гостиничных услуг; б) проводится иерархическая структуризация целей развития рынка гостиничных услуг с выделением наиболее значимых целей. Так, в США целями развития туризма выступают:
‑ экономия энергетических ресурсов;
‑ обеспечение полной занятости;
‑ обеспечение экономического роста с низким уровнем инфляции;
‑ улучшение деятельности федерального правительства;
‑ защита окружающей среды;
‑ рациональное использование ресурсов;
‑ экономическое развитие городов;
‑ сохранение национального богатства;
‑ защита прав потребителей туристских услуг;
‑ борьба с дискриминацией по национальному и другим признакам в сфере туристского потребления;
‑ улучшение физического и психического здоровья потребителей;
‑ покрытие отрицательного сальдо от внешней торговли;
‑ использование системы сбалансированного налогообложения;
‑ поддержка малого бизнеса;
‑ минимизация государственного вмешательства в частный бизнес;
‑ улучшение имиджа туристского региона или центра на международном рынке;
‑ рациональное использование национальной транспортной системы [1].
Среди целей развития туризма можно также выделить те из них, которые способствуют экономическому и социальному развитию региона за счет:
достижения стабильности экономической системы;
оптимизации вклада туризма и рекреации в экономическое процветание;
улучшения внешнеторгового баланса;
формирования имиджа территории, основанного на культурной и национальной уникальности региона;
активизации предпринимательской деятельности;
формирования стратегии полного использования трудовых ресурсов;
поддержки личностного роста и повышения уровня образования населения;
правового регулирования общественного благополучия;
рационального использования туристских ресурсов региона.
В процессе разработки направлений развития рынка гостиничных услуг, в регионе важным моментом является учёт факторов, влияющих на развитие рассматриваемого рынка, образующих внешнюю среду и условно разделяемых на две группы: а) факторы макросреды рынка, т.е. факторы, которые влияют на развитие как международного, так и национального и регионального рынка гостиничных услуг; б) факторы микросреды рынка, в существенной степени определяющие развитие именно регионального рынка гостиничных услуг.
Факторы макросреды рынка формируют следующие виды среды: социальную, технологическую, экологическую, политическую, экономическую.
В рамках конкретного региона на развитие рынка гостиничных услуг существенное влияние оказывают следующие факторы: а) туристский спрос или спрос на туристские ресурсы региона; б) уровень развития транспортной инфраструктуры; в) уровень деловой активности региона.
Наличие потенциального спроса на туристские ресурсы и туристская инфраструктура в регионе являются наиболее важными факторами развития туризма. Особо следует отметить, что оценка прогнозируемого спроса должна учитывать возможности строительства гостиниц и их эффективное функционирование, включающее экологические, экономические и социальные последствия принимаемых решений. В качестве туристских ресурсов немаловажное значение имеют природно-климатические условия региона (флора и фауна), архитектурные и исторические сооружения, музеи и выставки.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 11:04:34