Тенденции и перспективы устойчивого развития малого предпринимательства Кемеровской области

Баштанов А.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9 (57), Сентябрь 2004
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Окончание. Начало в № 7/2004. В целях ускорения темпов экономического развития нашего региона 22 марта 2004 года было принято Постановление Администрации Кемеровской области № 68 «Об основных приоритетах и задачах социально-экономического развития Кемеровской области в 2004 году». В качестве основного резерва ускорения темпов роста определены радикальные меры по усилению поддержки малого предпринимательства.

Ключевые слова: малое предпринимательство, государственная поддержка предпринимательства, Кемеровская область, Кузбасс, темп роста



Окончание. Начало в № 7/2004

В целях ускорения темпов экономического развития нашего региона 22 марта 2004 года было принято Постановление Администрации Кемеровской области № 68 «Об основных приоритетах и задачах социально-экономического развития Кемеровской области в 2004 году». В качестве основного резерва ускорения темпов роста определены радикальные меры по усилению поддержки малого предпринимательства.

Основные проблемы, возникающие на пути развития региона.

К общим проблемам развития относятся:

1) Нестабильность федерального налогового законодательства.

Частая смена налоговых условий вызывает необходимость постоянного повышения квалификации, переучивания работников как финансовых служб малых предприятий, так и налоговых органов городов. В результате увеличивается количество времени и средств, затрачиваемых на работу с фискальными службами. Повышается количество непреднамеренных ошибок как со стороны налогоплательщиков, так и со стороны налоговых инспекций. Существенно затрудняется возможность перспективного планирования бизнеса.

2) «Административные барьеры», в том числе и коррупционные действия, создаваемые территориальными подразделениями федеральных контролирующих органов, а также органами местного самоуправления.

Выдача соответствующих согласований органами санитарно-эпидемиологической службы, пожарной охраны, архитектуры и градостроительства, землеустройства и пр. зачастую обставляется противозаконными требованиями (об оказании услуг, благотворительной помощи и т.д.). Для малых предприятий, особенно тех, которые только начинают свою деятельность, величина подобного рода расходов зачастую сопоставима с объемом официально установленной фискальной нагрузки.

3) Недоступность длинных и дешевых кредитов коммерческих банков.

Большинство заимствований малому предпринимательству со стороны банков ‑ это краткосрочные кредиты, необходимые им для пополнения оборотных средств. Проблема заключается в том, что кредитование малого бизнеса сопряжено с более высокими рисками, чем кредитование крупных предприятий.

Как правило, основные условия, защищающие кредитные организации от рисков при выдаче кредитов, в частности, залог ликвидных активов, гарантии и поручительства, страхование кредитных рисков, являются трудновыполнимыми для субъектов малого бизнеса. Негативную роль для бизнеса играют высокие ставки, которые делают убыточными любые инвестиционные проекты в случае их финансирования за счет банковских кредитов.

Другой проблемой является ограниченность выбора финансовых организаций и услуг в малых городах. В таких муниципалитетах предприниматели сталкиваются с финансовым диктатом со стороны одного-двух банков и отсутствием конкуренции на локальном рынке кредитов.

4) Недостаток взаимопонимания бизнеса и муниципальных властей в вопросах аренды муниципального имущества.

От территориальных властных структур зависит решение ключевых для малых предпринимателей проблем, например, аренды или передачи в частную собственность земли и помещений. Сегодня повсеместно практикуется краткосрочный характер аренды. Конечно, так легче контролировать предпринимателей, повышать арендную плату при очередном перезаключении договоров, обставлять продление действующих договоров дополнительными условиями и т.д.

Отмечаются отдельные факты, когда с предпринимателями заключаются договора аренды помещений на полгода/год с включением условия проведения дорогостоящего ремонта. После выполнения оговоренных условий предприниматель лишается права на продление аренды, а подготовленное помещение передается другому лицу.

Подобные действия не лучшим образом сказываются на развитии малого предпринимательства ввиду отсутствия у предпринимателя стабильной перспективы и устойчивых условий для продолжения своего дела.

Перспективные направления поддержки развития предпринимательства.

Чтобы преодолеть зависимость от крупного бизнеса, малый бизнес должен стать самостоятельным сектором экономики. Как показывает опыт экономически развитых стран, этого можно достичь путем преимущественного развития высокотехнологичного и инновационного предпринимательства. Как же нам создать у себя наукоемкий и высокотехнологичный бизнес?

По мнению автора, надеяться на внешних инвесторов, которые наладят высокотехнологичное производство, не стоит. Иностранцы рассматривают наш регион только как сырьевой придаток. К сожалению, это следует из исключительно сырьевой специализации Кемеровской области в системе межрегиональных хозяйственных связей страны.

Поэтому рассчитывать нужно, прежде всего, на собственные силы. Это означает поддержку своих местных предпринимателей, создание им комфортных и стабильных условий для работы и развития на перспективу. Речь идет о стимулировании постепенного перехода малого предпринимательства от традиционных отраслей к высокотехнологичным.

Примеры, подтверждающие возможность действенного осуществления данного перехода, есть.

Так, в Юрге промышленная группа «Дион» (руководитель – Драгун Дмитрий Викторович) начинала с переработки цветных металлов и леса. А сегодня полным ходом идет подготовка к серийному производству скоростных водометных катеров, на которые уже имеются многочисленные заказы у нас в области и из других регионов.

Другой пример: ООО «Черниговский базальт», в г. Анжеро-Судженске, (руководитель – Косов Сергей Викторович) освоило, с помощью современной технологии переработки местного базальтового сырья, производство сверхтонкого волокна и, на этой основе, утеплителя, который находит применение на объектах электроэнергетики по всей России.

Думается, что подобные предприятия – это «первые ласточки» нового предпринимательства Кемеровской области в XXI веке. Мобильного, высокотехнологичного с агрессивными экспортными намерениями.

С учетом вышеизложенного, представляется целесообразным определить следующую стратегическую цель совершенствования поддержки малого предпринимательства региона: устранение территориальных диспропорций развития малого бизнеса посредством совершенствования его технологической структуры и создания инновационных производств. Важнейшим инструментом ее достижения является реализация программно-целевого подхода поддержки как на областном, так и на местном уровнях.

Основные положения такого подхода заключаются в переходе от продвижения отдельных проектов к внедрению комплексных программ социально-экономического развития региона и конкретных территорий, основанных на концепции устойчивого развития.

Дифференцированно мероприятия поддержки должны включать пять направлений:

1) Администрациям территорий необходимо обеспечить регулярную статистическую и аналитическую поддержку развития малого предпринимательства. Имеющаяся в настоящее время информационная база не позволяет объективно и достоверно оценивать его состояние на муниципальном уровне. Также не поддается достоверной оценке влияние осуществляемых муниципальными властями мер поддержки на количественные и качественные показатели развития предпринимательства в отдельных местностях. Без этого крайне трудно определить ключевые направления государственной поддержки малого предпринимательства и достичь эффективной концентрации административно-финансовых ресурсов в «точках» и направлениях устойчивого роста. В этом отношении показательна инициатива администрации г. Прокопьевска, которая на самостоятельной основе заказала в областном комитете статистики составление подробного отчета о состоянии малого бизнеса города по итогам 2003 года.

2) Необходимо скорректировать имеющиеся местные программы и мероприятия поддержки малого бизнеса. Следует определить, каким может и должен быть малый бизнес территории на основе учета индивидуальных особенностей (возможностей) каждого муниципалитета, что для этого необходимо сделать и в какие сроки.

В настоящее время степень влияния мер муниципальной поддержки на общее развитие малого бизнеса территорий довольно мала. Поэтому для достижения реальных результатов представляется целесообразным осуществлять предметное и адресное применение инструментов поддержки. Пока же их использование носит во многом размытый и стихийный характер.

Опыт ведущих зарубежных стран свидетельствует об эффективности ситуации, когда вектор государственной поддержки смещается в сторону инновационных, высокотехнологичных и экспортоориентированных предприятий. Развитие прочих секторов малого бизнеса может осуществляться по остаточному принципу, зачастую при помощи только развитой коммерческой инфраструктуры рыночной экономики.

3) Выборочный анализ территорий показывает необходимость повышения эффективности организационной работы местных администраций непосредственно с представителями малого бизнеса. Другими словами, у муниципальной власти зачастую отсутствует оперативный контакт с малыми предпринимателями. Под таким контактом подразумеваются регулярные «горячие линии», заседания комиссий по преодолению административных барьеров, проведение встреч главы города с представителями сферы бизнеса, организация специализированных коллегий, реальная деятельность советов по предпринимательству. Примером может служить работа администрации города Кемерово, где глава администрации поддерживает постоянный и прямой контакт с предпринимателями.

Территориально еще не везде введены отдельные должности заместителей по поддержке предпринимательства. Требует улучшения работа со СМИ и общественностью по вопросам освещения предпринимательской деятельности и содержания мероприятий поддержки.

4) Для успешного развития бизнеса территориям необходимо усилить работу по совершенствованию и развитию инфраструктуры поддержки. Здесь немалая роль отводится деятельности муниципальных фондов поддержки, на базе которых следует разворачивать комплексные структуры, имеющие возможность предоставлять полный круг финансовых, консультационных, обучающих и других услуг. Примерами могут служить фонды гг. Киселевска, Прокопьевска, Ленинск-Кузнецкого, а также фонд г. Кемерово.

Муниципалитетам нужно активнее принимать финансовое участие в формировании таких структур поддержки. В настоящее время доля территорий с финансовой поддержкой малого предпринимательства составляет всего около 8%.

Не везде в Кемеровской области на должном качественном и количественном уровнях организована работа кредитных союзов. Потребность в них со стороны предпринимательства существует в городах Анжеро-Судженск, Калтан, Кемерово, Киселевск, Лениск-Кузнецкий, Мариинск, Мыски, Новокузнецк, Осинники, Прокопьевск, Полысаево, Тайга, Таштагол.

Как правило, на местах отсутствует механизм участия субъектов малого предпринимательства в поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг для муниципальных нужд. Между тем, имеется успешный пример установления 15% квоты для малого бизнеса на региональном уровне.

5) Важным направлением является развитие бизнес-инкубаторов и технологических зон на производственных территориях бывших крупных предприятий, распространение субконтрактинга и аутсорсинга.

В настоящее время состояние инфраструктуры закрытых предприятий во многих случаях очень плохое. Малые предприниматели, намеревающиеся работать на площадях бывших крупных предприятий, зачастую вынуждены приобретать «одни стены». То есть, скажем, на заводе разрушены системы отопления, электричества, связи и т.д. Восстановление необходимых коммуникаций требует больших капиталовложений, которые не под силу малым предпринимательским структурам, только начинающим свой путь в бизнесе.

Между тем, идея организации таких инкубаторов и зон состоит в том, что инновационно и технологически перспективные, т.е. «прорывные» для местной экономики, но начинающие производства приходят на специально оборудованные для них площади, обеспеченные необходимыми коммуникациями и инфраструктурой.


Страница обновлена: 22.09.2024 в 01:14:28