Роль международных стандартов в становлении российского аудита

Суглобов А.Е.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7 (55), Июль 2004
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Окончание. Начало в № 6/2004. На основе действующих в настоящее время международных стандартов аудита разработан ряд соответствующих им отечественных нормативов. В целом эти стандарты можно разбить на несколько групп: 1) международные стандарты аудита, близкие к российским; 2) международные стандарты аудита, отличающиеся от российских аналогов; 3) документы МСА, не имеющие аналогов среди российских правил (стандартов); 4) стандарты аудиторской деятельности, не имеющие аналогов в системе МСА.

Ключевые слова: Россия, аудит, международные стандарты, нормативы



Окончание. Начало в № 6/2004

На основе действующих в настоящее время международных стандартов аудита разработан ряд соответствующих им отечественных нормативов. В целом эти стандарты можно разбить на несколько групп: 1) международные стандарты аудита, близкие к российским; 2) международные стандарты аудита, отличающиеся от российских аналогов; 3) документы МСА, не имеющие аналогов среди российских правил (стандартов); 4) стандарты аудиторской деятельности, не имеющие аналогов в системе МСА.

Международными стандартами аудита, близкими к российским, являются:

МСА № 200 «Цель и общие принципы аудита финансовой отчетности» (РСА «Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности»);

МСА № 210 «Условия договоренностей об аудите» (РСА «Письмо–обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита», РСА «Порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг»); МСА

№ 220 «Контроль качества аудиторской работы» (РСА «Внутрифирменный контроль качества аудита»);

МСА №230 «Документация» (РСА «Документирование аудита»);

МСА №250 «Учет законов и нормативных актов при аудите финансовой отчетности» (РСА «Проверка соблюдения нормативных актов при проведении аудита»); МСА №300 «Планирование аудита» (РСА «Планирование аудита»);

МСА №310 «Знание бизнеса» (РСА «Понимание деятельности экономического субъекта»);

МСА №320 «Существенность в аудите» (РСА «Существенность и аудиторский риск»);

МСА №400 «Оценка рисков и система внутреннего контроля» (РСА «Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита»);

МСА №401 «Аудит в условиях компьютерных информационных систем» (РСА «Аудит в условиях компьютерной обработки данных»);

МСА №510 «Первая аудиторская проверка - начальные сальдо»,

МСА №710 «Сопоставления» (РСА «Первичный аудит начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности»);

МСА №520 «Аналитические процедуры» (РСА «Аналитические процедуры»);

МСА №540 «Аудит оценочных значений» (РСА «Аудит оценочных значений в бухгалтерском учете»);

МСА №550 «Связанные стороны» (РСА «Учет операций со связанными сторонами в ходе аудита»);

МСА №560 «Последующие события» (РСА «Дата подписания аудиторского заключения и отражение в нем событий, произошедших после даты составления и представления бухгалтерской отчетности»);

МСА №580 «Заявления руководства» (РСА «Разъяснения, предоставляемые руководством проверяемого экономического субъекта»);

МСА №600 «Использование результатов работы другого аудитора» (РСА Использование работы другой аудиторской организации»);

МСА №610 «Рассмотрение работы внутреннего аудита» (РСА «Изучение и использование работы внутреннего аудита»);

МСА №620 «Использование работы эксперта» (РСА «Использование работы эксперта»);

МСА №720 «Прочая информация в документах, содержащих проверенную финансовую отчетность» (РСА «Прочая информация в документах, содержащих проаудированную бухгалтерскую отчетность»);

МСА №810 «Проверка прогнозной финансовой информации» (РСА «Проверка прогнозной финансовой информации»);

ПМАП №1007 «Контакты с руководством клиента» (РСА «Общение с руководством экономического субъекта»);

ПМАП №1008 «Оценка рисков и система внутреннего контроля – характеристики КИС и связанные с ним вопросы» (РСА «Оценка риска и внутренний контроль. Характеристика и учет среды компьютерной и информационной систем»);

ПМАП №1009 «Методы аудита с использованием компьютеров» (РСА «Проведение аудита с помощью компьютеров»).

Международными стандартами аудита, отличающимися от российских аналогов, являются:

МСА №110 «Глоссарий» (РСА «Перечень терминов и определений, используемых в правилах (стандартах) аудиторской деятельности»);

МСА №240 «Мошенничество и ошибки» (РСА «Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности»);

МСА №500 «Аудиторские доказательства» (РСА «Аудиторские доказательства»);

МСА №530 «Аудиторская выборка и другие процедуры выборочной проверки» (РСА «Аудиторская выборка»);

МСА №700 «Аудиторское заключение по финансовой отчетности» (РСА «Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности»);

МСА №800 «Отчет аудитора по специальному аудиторскому заданию» (РСА «Заключение аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям»);

МСА №920 «Задания по выполнению согласованных процедур» (РСА «Характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним»);

ПМАП №1005 «Особенности аудита малых предприятий» (РСА «Особенности аудита малых экономических субъектов»).

Документами МСА, не имеющими аналогов среди российских правил (стандартов), являются:

МСА №100 «Предисловие к международным стандартам аудита и сопутствующих услуг»;

МСА №120 «Концептуальная основа международных стандартов»;

МСА №402 «Аудит субъектов, пользующихся услугами обслуживающих организаций»;

МСА №501 «Аудиторские доказательства - дополнительное рассмотрение особых статей»;

МСА №910 «Задания по обзору финансовой информации»;

МСА №930 «Задания по подготовке финансовой информации»;

ПМАП №1000 «Процедуры межбанковского подтверждения»;

ПМАП №1001 «Среда КИС – автономные микрокомпьютеры»;

ПМАП №1002 «Среда КИС - интерактивные компьютерные системы»;

ПМАП №1003 «Среда КИС – системы баз данных»;

ПМАП №1004 «Взаимодействие инспекторов по банковскому надзору и внешних аудиторов»;

ПМАП №1006 «Аудит международных коммерческих банков»;

ПМАП №1010 «Учет экологических вопросов при аудите финансовой отчетности».

Российскими Правилами (стандартами) аудиторской деятельности, не имеющими аналогов в системе МСА являются:

‑ «Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита»;

‑ «Образование аудитора»;

‑ «Права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов»;

‑ «Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций»;

‑ «Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами».

На современном этапе развития аудита в его результатах заинтересованы не только собственники, но и сами экономические субъекты, нормальное развитие которых зачастую невозможно без привлечения средств инвесторов, спонсоров и кредиторов. Чтобы привлечь финансовые вложения, экономический субъект должен быть преуспевающим, а его финансовая (бухгалтерская) отчетность должна вызывать доверие у потенциальных инвесторов и кредиторов.

За последние десятилетия значительно повысились требования к организации системы учета и отчетности. Появились новые формы и методы ведения учета, в том числе с применением компьютерных систем. Бухгалтерская отчетность превратилась в основной источник информации, позволяющий оценить финансовое и имущественное состояние экономических субъектов. В этих обстоятельствах аудит финансовой отчетности превратился в важнейший инструмент, способствующий повышению качества бухгалтерской отчетности, ведущей составляющей которого является ее достоверность. Ни один солидный западный банк не предоставит кредита клиенту, не имеющему проверенную аудиторами бухгалтерскую отчетность, также как и ни один серьезный инвестор не будет иметь дела с организацией, отчеты которой за ряд лет не проверены авторитетным аудитором.

Пользователи бухгалтерской отчетности полагаются на квалификацию аудитора, его компетентность и объективность. Заключение аудитора является гарантом достоверности тех данных, которые содержатся в отчетности. Оно должно давать пользователям полную информацию о том, представляет ли отчетность подлинные и объективные сведения о финансовом положении и финансовых результатах, составлена ли она в соответствии с общепринятыми принципами бухгалтерского учета.

Определение цели аудита дано в Федеральном Законе РФ «Об аудиторской деятельности», которое заключается в выражении мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности экономического субъекта и соответствии ведения им бухгалтерского учета существующим законодательно-нормативным актам.

Однако недостаточно проверять отчетность на простое соответствие нормативным документам, регулирующим правила ведения бухгалтерского учета и подготовки отчетности. Следует также ревизовать механизм обеспечения способов отражения объектов бухгалтерского учета для данного предприятия и достоверности их отражения в бухгалтерской отчетности. В ходе проверки аудитор обязан дать оценку выбранным предприятием способам бухгалтерского учета, отрицательно влияющим на достоверность бухгалтерской отчетности.

С целью предоставления пользователям достаточно достоверной информации о деятельности соответствующих организаций необходимо, во-первых, совершенствовать национальные стандарты бухгалтерского учета, во-вторых, совершенствовать методику проведения аудиторских проверок достоверности бухгалтерской отчетности. Развитие и регулирование аудиторской деятельности в стране требует улучшения методики аудита, аудиторских стандартов и стандартов бухгалтерского учета. Крайне важно обеспечить четкое распределение полномочий между государственными органами, регулирующими аудиторскую деятельность, и общественными организациями.


Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:51:01