Социальный аудит как инструмент системы социального партнерства
Скачать PDF | Загрузок: 12 | Цитирований: 15
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 9 (33), Сентябрь 2009
Цитировать:
Осипова Т.В. Социальный аудит как инструмент системы социального партнерства // Креативная экономика. – 2009. – Том 3. – № 9. – С. 48-51.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=13085740
Цитирований: 15 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье анализируется взаимосвязь социального аудита и социального партнерства. Определяются основные задачи социального аудита, интегрированного в систему социального партнерства. Социальный аудит рассматривается как инструмент системы социального партнерства, направленный на социальную ответственность бизнеса перед обществом и социальными партнерами, на защиту прав трудящихся и регулирование социоэкономических отношений через механизмы системы социального партнерства.
Ключевые слова: социально-трудовые отношения, социальная ответственность, социоэкономика, социальное партнерство, социальный аудит
Целью социальной политики в России является последовательное повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ, соблюдения трудовых прав работников. В настоящее время мировой финансовый кризис отразился в первую очередь на социальной сфере общества, выразился в сокращениях, невыплате заработной платы. Так, в условиях такой нестабильности особенно важно не допустить нарушения прав граждан.
Для эффективного функционирования и развития социально-трудовых отношений необходимо определить форму взаимодействия всех партнеров данных отношений: работника, работодателя, государства. К такой форме взаимодействия между капиталом и трудом относится социальное партнерство. Например, В.В. Берви-Флеровский в 1869 г. в исследовании «Положение рабочего класса в России», сформулировавший концептуальные основы социально-трудовых отношений, призывал к солидарности между капиталом и трудом, говоря, что «между трудом и экономией должно быть равенство, между работниками и капиталом – товарищество» [1].
Социальное партнерство стало одной из основных закономерностей общественного развития в большинстве стран рыночной экономики. В России социальное партнерство получило свое развитие как общегосударственная практика лишь с середины 90-х гг. XX в., и в настоящее время только начинает свое становление. Формирование социального партнерства способствует повышению роли социального аудита в регулировании социально-трудовых отношений.
Согласно ст. 23 Трудового кодекса РФ, социальное партнерство – это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений [2].
В настоящее время российская действительность характеризуется глубокими преобразованиями в социальной, экономической, политической сферах. Социальное партнерство в сфере труда – является новым и важным социальным институтом, подчеркивающим большую ценность человеческого фактора и человеческого капитала.
Сегодня российское бизнес-сообщество рассматривает свою социальную ответственность лишь как своевременную уплату налогов и благотворительность, тогда как мерой социальной ответственности бизнеса является участие в регулировании социально-трудовых отношений на принципах социального партнерства, ответственное участие в выполнении различного уровня соглашений, в том числе коллективных договоров (сегодня в России коллективные договоры заключаются лишь в 4-6% российских предприятий и организаций) [3].
Интеграция социального аудита в систему социального партнерства является, с одной стороны, спецификой российской модели социального аудита, а, с другой стороны, – спецификой российского опыта социального партнерства [4]. Взаимосвязь социального партнерства и социального аудита становится особенной чертой российской практики регулирования социально-трудовых отношений.
Если развитие социального аудита отражается в интенсивном росте числа корпораций, организаций самых различных стран и регионов, использующих услуги социального аудита, то использование социального партнерства как важнейшего механизма регулирования социально-трудовых отношений стало одной из основных закономерностей общественного развития в большинстве стран рыночной экономики [4].
В основе социального партнерства и социального аудита лежат общие цели – это обеспечение социальной справедливости, социальной стабильности, социальной безопасности общества, улучшения качества жизни граждан российского общества.
Интегрированный социальный аудит в систему социального партнерства призван решить следующие задачи:
Таким образом, социальный аудит направлен на практическую реализацию основных принципов социального партнерства. Результаты социального аудита должны стать эмпирической базой для эффективного социального диалога в системе социального партнерства. Социальный аудит призван повысить эффективность участия в социальном партнерстве профессиональных союзов, как одного из важнейших субъектов системы социального партнерства.
Заинтересованность бизнес-сообщества в социальном аудите обусловлена пониманием того, что:
- инвестиции частного капитала в человеческий капитал могут стать самыми эффективными с точки зрения стратегического менеджмента;
- эффективное управление человеческими ресурсами является решающим фактором в достижении конкурентоспособности организаций;
- использование прозрачных результатов объективного аудиторского исследования может стать методом борьбы с теневой экономикой;
- социальная ответственность бизнеса перед обществом и социальными партнерами.
Заинтересованность трудящихся в социальном аудите состоит в том, что их участие в нем позволяет укрепить свои позиции в системе социального партнерства и эффективно осуществлять защиту служащих. Заинтересованность органов государственной власти и местного самоуправления в применении системы социального аудита состоит в возможности получения информации об общественных отношениях в сфере социоэкономики на всех уровнях; эффективного регулирования социоэкономических отношений через механизмы системы социального партнерства.
Социальный аудит должен стать формой цивилизованной взаимопроверки сторонами социального партнерства соблюдения принятых ими обязательств [5]. Таким образом, социальный аудит может быть использован в целях организации диалога между социальными партнерами как инструмент налаживания сотрудничества между гражданским обществом, бизнес-сообществом и государственной властью.
Источники:
2. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ.
3. Социальный аудит: учебное пособие / Под общ. редакцией д.э.н., проф. А.А. Шулса, д.э.н. Ю.Н. Попова. – М.: Издательский дом
«АТИСО», 2008. – С. 230.
4. Киселев В.Н. «Проблемы интегрирования социального аудита в систему социального партнерства». – http://www.globecsi.ru.
5. Свиридов А.К. «Социальный аудит – важнейший элемент взаимной ответственности участников социального партнерства». – http://www.globecsi.ru.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 01:05:11