Метод оценки уровня инновационности на микро- и мезоуровнях
Скачать PDF | Загрузок: 5 | Цитирований: 10
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 4 (52), Апрель 2011
Цитировать:
Глушак Н.В., Грищенков А.И. Метод оценки уровня инновационности на микро- и мезоуровнях // Креативная экономика. – 2011. – Том 5. – № 4. – С. 44-46.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=15619455
Цитирований: 10 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Предложен методический подход к оценке уровня инновационности новшеств на микро- и мезоуровнях. Методическое решение раскрыто через экономико-математическое решение и продемонстрировано применительно к национальному статистическому учету.
Ключевые слова: инновации, менеджмент, рынок, затраты, доход, проект, инновационность
Анализ научных решений по интерпретации состояния инновационных систем авторы основывали на теоретических работах рядах российских и зарубежных ученых. В обсуждениях можно выделить вполне устоявшуюся точку зрения: процессная, организационная система реализации нововведений характеризуется уровнем «инновационности». Под инновационностью понимается научно-техническая новизна продукта, который через рынок присваивается обществом [2].
Аналогичным образом данная характеристика понимается и в работе [1]: инновационность в рамках данного методологического направления рассматривается как свойство общественно полезного продукта обладать одновременно научно-технической новизной и рыночной востребованностью.
Количественное выражение инновационности продукции
В целом инновационность – это степень новизны результатов нововведения, принятая рынком научно-техническая новинка. Методически стоит задача количественной интерпретации, то есть экономико-математической логики выражения переменной «инновационность».
Именно поэтому авторами предложен научный подход к количественному выражению инновационности продукции применительно к логике и экономике контрактных отношений инновационной сферы. В его основе лежит понимание трех фаз инновационного проекта, сгруппированных стратегических функций сети:
А – формирование идеи и ее маркетинг, прединвестиционная фаза;
B – НИР, ОКР, технологическое внедрение – предпроизводственная фаза;
С – производственная фаза, тиражирование, распространение и потребление новшества.
Заявленная концепция «инновационности» продукта подразумевает оценку уровня научно-технической новизны продукта, которая идеологизируется в фазе «А», а в фазе «В» приобретает черты творческого актуального решения в стадии НИОКР и технологического воплощения в производстве.
Именно во второй фазе продукт обретает новые технико-технологические характеристики, воплощаемые производством и принимаемые потребителем как инновация. С позиций экономики инновационного менеджмента научно-техническая новизна изделия или процесса формируется при освоении субъектами в стратегических функциях следующих затрат:
• на разработку воплощения инновационной идеи в опытный образец инновационной продукции;
• на разработку опытно-конструкторской документации по формированию промышленного образца инновационной продукции;
• на приобретение права на репроду-цирование инновационной продукции, технологии, ноу-хау, покупки патента и других способов приобретения прав на использование результатов инновационной деятельности инноватора.
Затраты в их абсолютном выражении (сумма) не характеризуют уровень инновационности, поскольку не могут быть сопоставлены с абсолютными значениями затрат других новшеств, проектов. Сопоставить абсолютные суммы затрат данных проектов невозможно, равно и как сравнить формальный уровень «новизны» научно-технических решений. Необходима интерпретация абсолютного показателя в относительный – коэффициентная, индексная форма отображения переменной.
Уровень инновационности новшества
С экономической точки зрения понятно, что затраты воплощаются в результативном показателе инновационной сети – объеме выручки от реализации инновационной продукции. Именно поэтому инновационность следует понимать как относительный показатель: доля затрат на формирование научно-технической новизны продукции в структуре основного потока продажи инновации. В экономико-математической форме уровень инновационности новшества CS может быть представлен следующим выражением:
, (1)
где IFR3 – доход от продажи инновационного продукта эксплуатирующей организации потребителю или его коммерческому представителю; CFG4 – затраты на разработку воплощения инновационной идеи в опытный образец инновационной продукции; CFG5 – затраты на разработку опытно-конструкторской документации по формированию промышленного образца инновационной продукции; CFG8 – затраты на приобретение права на репродуцирование инновационной продукции, технологии, ноу-хау, покупки патента и других способов приобретения прав на использование результатов инновационной деятельности инноватора.
Рассчитываемый таким образом показатель носит относительный, индексный характер и интерпретируется как «объем проданной новизны в отгружаемой продукции». Переменная сопоставима как с другими проектами инновационной сети, так и со сторонними сетями и инновационными проектами. Более того, экономико-математическую интерпретацию переменной «инновационность» (ур. 1) авторы считают научно перспективным подходом, расширяющим современные представления инновационного менеджмента. Перспективность состоит и в том, что предложенные механизмы интерпретации переменной позволяют на основании стандартных бланков статистического учета Российской Федерации:
• оценить уровень инновационности отдельных видов деятельности (ОКВЭД), отраслей и комплексов;
• сопоставить уровень отдельного проекта инновационной сети со среднеотраслевым уровнем инновационности, сделать соответствующие выводы о потенциале новизны научно-технического решения для данного вида деятельности.
Вывод
Предложенный показатель и его экономико-математическая интерпретация обладают научной новизной с общетеоретической точки зрения инновационного менеджмента и являются обоснованным решением в рамках синтеза характеристики состояния инновационности как отдельных продуктов, так и отраслей, комплексов.
Источники:
2. Houston, Tom R. Why Models Go Wrong, Byte, October, 1985.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 09:49:15