Согласование спроса и предложения профессиональных кадров в рамках региональной политики занятости населения
Лаврентьев А.С.1
1 Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)
Скачать PDF | Загрузок: 1
Статья в журнале
Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 11, Номер 8 (Август 2024)
Цитировать:
Лаврентьев А.С. Согласование спроса и предложения профессиональных кадров в рамках региональной политики занятости населения // Экономика труда. – 2024. – Том 11. – № 8. – С. 1251-1266. – doi: 10.18334/et.11.8.121452.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=68644683
Аннотация:
В данной статье рассматриваются проблемы согласования спроса и предложе-ния профессиональных кадров в рамках региональной политики занятости на-селения. Осуществлена характеристика факторов и условий формирования и использования профессиональных кадров в современной Рос-сии.Проанализированы теоретические и методическиеподходы, направленные на оценку и согласование спроса и предложения профессиональных кадров на микро- и макроуровне и показаны особенности их применения при исследовании закономерностей региональных рынков труда в регионах РФ.На основании авторской методики оценки диспропорций спроса и предложения профессио-нальных кадров показаны условия типологизации регионов РФ. В результате проведенного количественного контент-анализа осуществлено сравнение ре-гиональных программ содействия занятости населения на предмет согласования спроса и предложения профессиональных кадров в документах каждой группы регионов. Выявленные закономерности позволяют говорить о неполноте управленческих решений в основной массе территорий, а также об имеющемся дисбалансе между группами регионов по степени управленческих усилий, направленных на согласование спроса и предложения профессиональных кадров
Ключевые слова: спрос, предложение, профессиональные кадры, дисбаланс
JEL-классификация: J21, J23, J44
Введение
Актуальность. Объектом современной политики занятости является все трудоспособное население, а основной целью – максимальное вовлечение населения в трудоспособном возрасте в процессы производства товаров и услуг. Политика занятости базируется на основе положений, отраженных в Конституции, Трудовом кодексе, Законе о занятости. Непосредственная реализация политики осуществляется в рамках Программы содействия занятости населения. Одной из задач данного документа является повышение эффективности регулирования процессов использования трудовых ресурсов. При этом сами трудовые ресурсы претерпевают значительные изменения как в количественном, так и в качественном отношении. В современной экономике достаточно большое количество людей обладает профессиональным образованием различного уровня. Неиспользование или недоиспользование их знаний и умений будет способствовать снижению производительности труда, сокращению валового продукта. Для исключения такой ситуации в нормативных документах должны быть отражены процедуры согласования спроса и предложения имеющихся профессиональных кадров.
В России большое количество регионов, имеющих сходные или отличные траектории, уровни развития и особенности рынков труда. То есть при проведении политики занятости профессионалов важно учитывать местные условия использования трудовых ресурсов, а также применять «лучшие практики», сформированные в том числе в территориях, имеющих идентичный характер развития экономики. Сформированные на этом основании управленческие решения позволят повысить качество согласования спроса и предложения профессиональных кадров и эффективность региональной экономики в целом.
Литературный обзор. Теоретическая и методическая основа изучения процессов согласования спроса и предложения профессиональных кадров в рыночной экономике была разработана зарубежными исследователями и состоит из двух базовых подходов: макро- и микроэкономического.
Макроэкономический подход к исследованию дисбаланса спроса и предложения профессиональных кадров впервые был введен в оборот Р. Фрименом [22] (Freeman, 1976). Его исследование было посвящено ситуации массового перепроизводства выпускников колледжей в США, большая часть из которых не могла устроиться на работу. К настоящему времени в рамках косвенного макроэкономического подхода сложился доминирующий способ измерения агрегированного спроса и предложения рабочей силы, когда квалификация работников оцениваются с учетом уровня образования, возраста, профессии и сектора экономики, а данные о предложении содержатся в информации о сфере и уровне образования рабочей силы, ее возрастной структуре [24] (Kriechel, Vetter, 2019). Показателями рассогласования спроса и предложения могут выступать уровень безработицы, количество вакансий или соотношения уровня квалификации (образования) конкретного работника с иными уровнями квалификации (максимальный, минимальный, средний, модальный, медианный) в профессии или профессиональной группе [25]. Несомненным преимуществом агрегированного подхода является доступность данных, предоставляемых официальной статистикой.
В начале XXI в. в связи с запросами фирм исследования согласования спроса и предложения распространяется на навыки работников, которые, в отличии от квалификации, не сертифицированы. Основными категориями данного микроэкономического прямого подхода являются соответствие/несоответствие, разрыв, дефицит и устаревание навыков. Методиками определения сбалансированности спроса и предложения выступают самооценка работников и оценка работников работодателями, а инструментами – опросы в различной форме. Так, например, в рамках проекта «ИКТ для работы: цифровые навыки на рабочем месте» работодатели из различных секторов экономики высказываются относительно требований к работникам по поводу владения и применения последними цифровых навыков [21] (Curtarelli, Gualtieri, Jannati, Donlevy, 2017). Самооценка работниками собственных навыков осуществляется через оценку способности выполнять задания и оценку конкретных навыков. Примером такой методики является проект «Исследование ИКТ в домашних хозяйствах и отдельными лицами» [26].
Значительное увеличение количества микроэкономических исследований и вовлечение в них большого количества респондентов в последнее время позволяет зарубежным ученым проводить на этой основе сравнительный анализ процессов согласования спроса и предложения профессиональных кадров между предприятиями, городами, регионами и даже странами.
Научный пробел. Процессы согласования спроса и предложения профессиональных кадров являются объектом исследования отечественных ученых. Внимание уделяется как страновому, так и региональному уровням. Но в связи с недостатком мезо- и микроэкономических данных территории чаще всего изучаются изолированно. Расширение исследований до всех регионов страны, выявление общих и специфических закономерностей использования профессиональных трудовых ресурсов позволит органам власти более обоснованно вырабатывать управленческие решения, направленные на повышение эффективности использования знаний и навыков работников в каждом субъекте федерации.
Цель данного исследования состоит в оценке региональных программ содействия занятости населения на предмет содержания, полноты и особенностей управленческих решений, направленных на согласование спроса и предложения профессиональных кадров.
Научная новизна состоит в использовании содержательного анализа программ содействия занятости населения всех регионов, дифференцированных на основании авторской методики по степени использования кадров с различным уровнем профессионального образования.
Авторская гипотеза состоит в том, что властные структуры субъектов РФ уделяют значительное внимание проблеме согласования спроса и предложения профессиональных кадров, что отражено в содержании программ содействия занятости населения территорий.
Методология. Методологической основой исследования является количественный контент-анализ и сравнительный анализ.
Факторы и условия использования профессиональных кадров
Эффективное использование профессиональных кадров зависит от согласования спроса, определяемого, как правило, через степень востребованности работников предприятиями, и предложения, представленного количеством располагаемых трудовых ресурсов, дифференцируемых по различным основаниям. При этом формирование спроса и предложения зависят от факторов различной природы.
Спрос опосредован такими факторами как валовый выпуск продукции, количество используемого капитала, инвестиции, технологические инновации, потребительский спрос. Представленные величины на протяжении последнего десятилетия демонстрируют рост. Так, например, уровень инновационной активности предприятий РФ вырос с 9,5% в 2010 г. до 11% в 2022 г. Объем инновационных товаров, работ, услуг, рассчитанный в постоянных ценах 2010 г., увеличился с 1243712,5 млн. руб. в 2010 г. до 2434343,1 млн. руб. в 2022 г. Этот же показатель, представленный в процентах от общего объема отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, вырос с 4,8 до 5,1% за период [13, с.74]. Также произошло увеличение используемых передовых производственных технологий с 203330 ед. в 2010 г. до 278 632 ед. в 2023 г. [12]. Все это должно способствовать росту производительности труда и сокращению спроса на рабочую силу. Однако, по мнению Д. Йоргенсена и др. [23] (Jorgenson, Goettle., Ho, Slesnick, Wilcoxen, 2008), некоторые технологические решения могут приводить к увеличению спроса на трудовые ресурсы.
Предложение профессиональных кадров зависит от демографических и миграционных тенденций развития общества, а также профессионально-квалификационных характеристик рабочей силы. Что касается демографической составляющей, то в ней наблюдаются следующие закономерности:
а) за период с 2010 по 2022 гг. общая численность населения РФ выросла с 142865 до 146447 тыс. чел. [16, с.90], а к 2046 г., согласно среднему варианту демографического прогноза Росстата численность населения составит 138771,3 тыс. чел. [5];
б) доля трудоспособного населения снизилась с 61,5% в 2010 г. до 57% в 2022 г., а в 2046 г. она составит 57,5%;
в) доля населения моложе трудоспособного возраста выросла с 16,2% в 2010 г. до 18,5% в 2022 г., а в 2046 г. она составит лишь 15,6%;
д) миграционный прирост на 1000 чел. населения снизился с 1,9 в 2010 г. до 0,4 в 2022 г., в 2046 г. составит 1,6.
То есть в будущем пропорции демографических групп сохраняются при общем снижении численности населения. Стоит заметить, что по данному показателю между регионами РФ существует значительная неоднородность, которая в обозримой перспективе не исчезнет. Об этом может свидетельствовать постоянная направленность миграционных потоков в три основные центра: г. Москва, г. Санкт-Петербург и Краснодарский край.
Рамочным условием, оказывающим существенное влияние на процессы использования трудовых ресурсов в России, является дифференциация территорий по уровню и характеру экономического развития, которую можно проиллюстрировать с помощью различных типологий экономик регионов. Так, например, типология, разработанная Фондом ИНДЕМ, базируется на идее о том, что разнообразие регионов проявляется как в стартовых условиях (природно-географических, культурно-исторических, социально-экономических), так и в результатах деятельности. Под эти два основные концепта подбирались переменные, охватывающие разные свойства регионов, а именно: ресурсы, люди, хозяйство, финансы. В итоге авторы сформировали девять типов регионов, выделив особенности политики Центра относительно каждого типа и собственно региональной политики [18]. В основе «Новой синтетической классификации регионов», предложенной авторским коллективом под руководством Л.М. Григорьева, лежит подход, основанный на сочетании ряда базовых принципов в подходе к классификации: уровень развития регионов, характер региональных институтов и характер удаленности рынков сбыта продукции ведущих предприятий. Анализ регионального развития осуществляется на основе показателей производства (душевой ВРП) и занятости. Также в рассмотрение включены четыре группы основных отраслей. В результате было выделено девять типов регионов, объединенных в четыре группы по уровню развития [15].
Таким образом в каждом регионе, или их группе, имеют место отличные условия функционирования рынка труда, обусловленные уровнем и характером развития экономик территорий, что должно быть учтено при формировании региональной политики занятости населения, в том числе и согласовании спроса и предложения профессиональных кадров.
Методические подходы к исследованию согласования спроса и предложения профессиональных кадров в РФ
Исследование процессов согласования спроса и предложения профессиональных кадров базируется на изучении характера и величины квалификационного дисбаланса и дисбаланса навыков. Использование последнего подхода в российских условиях затруднено вследствие затратности и неготовности субъектов экономики к проведению массовых опросов.
Стоит добавить, что в отечественных нормативных актах понятие «навык» не закреплено как самостоятельная категория. Основным понятием, характеризующим степень соответствия индивида выполняемой работе, в России является понятие профессионализма, закрепленное в Профессиональных стандартах. В рамках стандартов и приказов Минтруда определяются уровни квалификации работников, пути их достижения, раскрывается содержание обобщенной и дополнительной трудовых функций.
Российские исследователи уделяют внимание проблеме формирования и использования профессиональных кадров в регионах, рассматривая эту ситуацию с различных сторон и применяя разнообразный набор инструментов, однако основное внимание авторов сосредоточено на рынках труда отдельных территорий. Так из 15 статей по данной тематике, имеющихся в электронной библиотеке elibrary.ru, 10 работ посвящены ситуациям в отдельных регионах, 3 работы – ситуациям в ограниченной группе регионов, и лишь 2 работы – ситуациям во всех регионах РФ.
В рамках анализа ситуации на рынке труда отдельного региона авторы концентрируют свое внимание на дисбалансе спроса и предложения профессиональных кадров, дисбалансе рынка труда и образовательных услуг, разрывах между спросом и предложением профессиональных компетенций, потребностях экономики в профессиональных кадрах, в том числе по видам экономической деятельности и уровням образования. Используется методология как прямого, так и косвенного анализа: сопоставление информации о вакансиях и резюме [19] (Serova, Mazaeva, Fedorova, Garifullina, 2014), анализ коэффициентов напряженности по отдельным профессиям [2] (Vishnevskaya, 2016), сравнение структуры подготовки кадров и структуры занятости [1] (Byuraeva, 2015), социологический опрос о профессиональном самоопределении [3] (Vishnevskaya, 2019), имитационный анализ динамики спроса и предложения в разрезе специализаций и уровней образования [4] (Gajnanov, Gallyamov, Nagimov, 2012), прогнозирование кадровых потребностей [14] (Pituhin, Moroz, Astaf'eva, 2015).
В небольших группах субъектов РФ (4 и 13 регионов) рассматриваются проблемы дисбаланса рынка труда и образовательных услуг, а также дисбаланс спроса и предложения работников с ВПО (высшим профессиональным образованием). Используемые методы: социологический опрос выпускников, вузов и работодателей [17] (Sablina, 2011), статистический анализ [6] (Zharov, Shcheglova, 2013), сравнительный анализ выпуска специалистов с СПО (среднего профессионального образования) и величины их потребности на рынке труда [11] (Lomteva, Bedareva, Polushkina, 2021).
На всем пространстве территорий РФ исследуются проблемы дисбаланса спроса и предложения профессиональных кадров и соответствие выпуска специалистов с ВПО потребностям рынка труда. Используемые методы: статистический анализ [20] (Firsova, Preobrazhenskij, 2021), эконометрическое моделирование [10] (Korovkin, Dolgova, Korolev, 2016).
На основании анализа работ российских автором можно сделать вывод, что проблема дисбаланса спроса и предложения профессиональных кадров на региональных рынках труда исследуется преимущественно на уровне отдельных территорий с применением в том числе опросных методик. На уровне всех регионов рассматривается либо часть проблемы достижения равновесия спроса и предложения (подготовка кадров), либо отсутствует группировка регионов.
Вследствие этого авторами была предложена методика комплексной оценки диспропорций спроса и предложения профессиональных кадров на всем пространстве регионов РФ, включающая качественный [7] (Karpushkina, Lavrentyev, 2022) (нахождение доминирующего вида/типа дисбаланса в профессиональном/образовательном разрезе) и количественный [8] (Karpushkina, Lavrentyev, 2022) (оценка устойчивости/изменчивости дисбаланса) анализ с дальнейшей типологизацией регионов. Также в рамках регрессионного анализа [9] (Karpushkina, Voronina, Lavrentyev, 2023) выявляются возможные факторы влияния на согласование/рассогласование спроса и предложения в каждой группе регионов и предлагаются инструменты регулирования ситуаций использования профессиональных кадров, сложившихся на рынках труда.
В связи с тем, что информация о занятости и безработице в регионах, предоставляемая Росстатом, не отличается полнотой, базовые показатели носят косвенный характер, а именно: спрос измеряется количеством занятого населения в образовательном (высшее, среднее, начальное профессиональное образование) разрезе, предложение – численность рабочей силы в образовательном разрезе, а величина рассогласования спроса и предложения оценивается с помощью показателя уровня безработицы.
Типологизация регионов проводилась на основании показателя доли безработных с определенным уровнем профессионального образования в каждом регионе в определенном году, рассчитанном как соотношение численности безработных с определенным уровнем профессионального образования в регионе и общей численности безработных с профессиональным образованием. Далее определялась частота преобладания доли безработных с определенным уровнем образования в численности безработных с профессиональным образованием и частотность доминирования дисбаланса на навыки с ВПО, СПО или НПО (начальным профессиональным образованием).
В результате было выявлено три группы регионов, согласно уровням профессионального образования. В первой группе (ВПО) оказалось 14 регионов, во второй (СПО) – 22 региона, в третьей (НПО) – 43 региона. Данная ситуация свидетельствует о том, что, например, в первой группе востребованы работники со средним и начальным профессиональным образованием. То есть при проведении политики занятости в этих территориях необходимо уделять особое внимание трудоустройству безработных с высшим профессиональным образованием.
В рамках данного исследования осуществляется применение авторской методики оценки диспропорций спроса и предложения профессиональных кадров в регионах РФ для выявления существующих управленческих решений при проведении политики содействия занятости. То есть производится оценка наличия и различий целей, задач, приоритетов, набора мероприятий и результатов, присутствующих в нормативных документах групп территорий, что может способствовать выявлению «хороших практик» управления ресурсами труда.
В статье невозможно провести полноценное содержательное сопоставление всех программ содействия занятости. Для осуществления данной процедуры в первом приближении был выбран метод количественного контент-анализа на основе ключевых терминов, присутствующих/не присутствующих в том или ином разделе документа. Отбор ключевых терминов производился на основе различных научных работ, так или иначе характеризующих процессы использования профессиональных кадров. В результате был сформирован следующий перечень основных понятий: спрос, предложение, дисбаланс, сбалансированность, диспропорция, дефицит, несоответствие, профессия, квалификация, специальность, потребность, образование, высшее, среднее, начальное, рабочая сила, занятость, безработица. В процессе оценивания обращалось внимание не только на единичное использование терминов, но и на их сочетание.
Стоит заметить, что принятие любого управленческого решения включает определенную последовательность процедур. Наиболее часто встречается в литературе последовательность решения, состоящая из восьми процедур: анализ ситуации, идентификация проблемы, определение критериев выбора, разработка альтернатив, выбор наилучшей альтернативы, согласование решений, управление реализацией, контроль и оценка результатов. В рамках данного исследования и согласно логике программ содействия занятости населения регионов будут рассмотрены следующие элементы управленческих решений:
1. Стратегические приоритеты, включающие оценку текущего состояния, описание приоритетов, целей и задач программы.
2. Цели и задачи, отраженные в паспорте государственной программы.
3. Подпрограммы занятости, включая цели, задачи, основные мероприятия и результаты регулирования занятости.
Результаты
В результате проведенного анализа была сформирована таблица 1, в которой представлено распределение ключевых терминов, характеризующих спрос и предложение профессиональных кадров в первой группе регионов (ВПО). В связи с ограниченным объемом статьи дана характеристика 6 из 14 программ содействия занятости населения. В качестве идеального результата ожидается наличие одинаковых терминов во всех столбцах таблицы. Хорошим результатом может считаться наличие одинаковых понятий в каждом из трех разделов (стратегические приоритеты, паспорт государственной программы и подпрограммы программы содействия занятости населения).
Наиболее качественной программой, в рамках которой прослеживается взаимосвязь разделов в процессе регулирования рынка труда является программа, разработанная в г. Санкт-Петербург. Так, например, понятие «спроса» присутствует в 8 из 9 колонок. Термин «предложение» встречается 6 раз. Также наиболее часто используемыми понятиями являются «квалификация», «специальность», «образование» и «рабочая сила». Термин дисбаланс, встречающийся 3 раза, находится как в характеристике текущего состояния, стратегических приоритетов и целей, так и в ожидаемых результатах.
В программе Белгородской области также хорошо отражена взаимосвязь между стратегическими приоритетами, основными мероприятиями и ожидаемыми результатами подпрограмм.
Можно сказать, что программы содействия занятости населения, разработанные в г. Санкт-Петербург и Белгородской области, относятся к категории «хороших практик». Подробное изучение этих документов может позволить другим регионам формировать на более высоком качественном уровне собственные стратегии регулирования процессов использования профессиональных кадров.
В других группах регионах также можно встретить документы, где достаточно детально характеризуются процессы задействования профессиональных кадров в экономике. Так, например, во второй группе регионов с доминирующей безработицей с СПО такими территориями являются Тульская и Ульяновская области. В третьей группе регионов, с доминирующей безработицей с НПО, это Республика Бурятия, Еврейская АО, Республика Марий Эл, Омская область. Но при этом самым подробным и структурированным документом из всех действующих на текущий момент является программа содействия занятости г. Санкт-Петербурга.
Таблица 1
Фрагмент распределение ключевых терминов, характеризующих спрос и предложение профессиональных кадров в региональных программах содействия занятости населения (регионы группы 1)
Элементы программы
|
Стратегические приоритеты
|
Паспорт государственной программы
|
Подпрограммы программы содействия занятости
населения
| ||||||
Регионы
|
Текущее состояние
|
Приоритеты и цели
|
Задачи
|
Цели
|
Задачи
|
Цели
|
Задачи
|
Основные мероприятия
|
Ожидаемые результаты
|
Белгородская
область
|
1,2,7,8,9,10
11,12,14,16, 17,18 |
4,16,17,18
|
1,2,4,5,8,
9,11,12, 16,17,18 |
-
|
8
|
-
|
6,17
|
6,8,9,10,
11,17,18 |
1,2,3,4,6,8,
9,10,11,12, 13,14,16,17,18 |
г.
Санкт-Петербург
|
1,2,3,9,
10,12,16 |
1,2,3,5,
9,11,12,16 |
1,9,11,12
|
1,2
|
1,2,9
|
1,2,11,12
|
10,11,16
|
1,10,
11,16 |
1,2,3,6,9,10, 11,12,13,14,15,16
|
Республика
Татарстан
|
1,6,7,8,9,11,
12,16,17,18 |
4,16,17,18
|
9,17
|
17
|
8
|
0
|
0
|
8,9,12,13,
14,17 |
8,9,12,13,
14,17 |
Республика
Северная Осетия-Алания
|
1,2,7,8,9,
11,16,17 |
11,16,17
|
8,11,
16,17 |
12
|
8,12
|
8
|
8,11,13,
14,17 |
8,12,13,
14,17 |
8,9,12,13,
14,17 |
Карачаево-Черкесская
Республика
|
1,2,3,4,7,
8,9,12,13, 14,16 |
16
|
11,16
|
-
|
-
|
11,16
|
8,13,16
|
8,10, 11,
12,13,14, 16 |
8,13,14,16
|
Ставропольский
край
|
1,2,5,7,8,9,
11,12,13, 14,15,16,17,18 |
17,18
|
16,17
|
-
|
-
|
8
|
6,10,11
|
8,12
|
17
|
Примечания (числовые обозначения): 1-спрос, 2-предложение, 3-дисбаланс, 4-сбалансированность, 5-диспропорция, 6-дефицит, 7-несоответствие, 8-профессия, 9-квалификация, 10-специальность, 11-потребность, 12-образование, 13-высшее, 14-среднее, 15-начальное, 16-рабочая сила, 17-занятость, 18-безработица.
Для проведения обобщенного сравнительного анализа существующих программ содействия занятости населения по группам регионов с различными типами рассогласования спроса и предложения профессиональных кадров была составлена таблица 2. Сопоставление проводилось по частоте встречаемости основных терминов, характеризующих усилия региональных властей по оценке ситуации на рынке труда и вовлечению профессиональных работников в процессы производства товаров и услуг.
Таблица 2
Частота встречаемости терминов в программах содействия занятости населения в группах регионов, в %
Термины
|
Регионы с доминированием
безработицы с ВПО (группа 1)
|
Регионы с доминированием
безработицы с СПО (группа 2)
|
Регионы с доминированием
безработицы с НПО (группа 3)
|
1. спрос
|
5,23
|
5,34*
|
5,05
|
2. предложение
|
4,25
|
3,91
|
4,30*
|
3. дисбаланс
|
1,63
|
2,49
|
2,80*
|
4. сбалансированность
|
2,29*
|
1,07
|
1,94
|
5. диспропорция
|
0,98*
|
0
|
0,86
|
6. дефицит
|
1,96
|
5,34*
|
3,66
|
7. несоответствие
|
1,63*
|
1,07
|
0,86
|
8. профессия
|
12,09
|
16,37*
|
13,66
|
9. квалификация
|
6,54
|
5,69
|
9,03*
|
10. специальность
|
3,27*
|
0
|
1,29
|
11. потребность
|
8,82*
|
2,85
|
5,38
|
12. образование
|
8,50
|
13,52*
|
9,57
|
13. высшее
|
5,56*
|
3,56
|
4,95
|
14. среднее
|
5,56*
|
3,20
|
3,98
|
15. начальное
|
0,65*
|
0
|
0,22
|
16. рабочая сила
|
10,46*
|
7,83
|
8,06
|
17. занятость
|
13,73*
|
8,90
|
11,40
|
18. безработица
|
6,86
|
18,86*
|
13,01
|
Примечание: знаком (*) обозначены максимальные значения каждого термина по горизонтали
На основании данных, представленных в таблице 2, проанализировав их по горизонтали, можно выявить проблемные направления, характерные для каждой группы регионов. Так, например, «спросу» уделяется больше внимания в регионах с доминирование безработицы с СПО, а «предложению» - в регионах с НПО. Проблемы «несбалансированности» наиболее значимы для регионов ВПО и т.д.
Таблицу 2 можно проанализировать и по вертикали. В группе 1 доминирующими терминами с долей более 10% являются «занятость», «профессия», «рабочая сила». В группе 2 – «безработица», «профессия», «образование». В группе 3 – «профессия», «безработица», «занятость». При этом вопросы балансирования спроса и предложения во всех группах занимают далеко не ведущие позиции.
Кроме этого, можно провести сравнение групп регионов по средней степени насыщенности терминами программ содействия занятости. Для этого необходимо поделить общее количество употреблений всех терминов на число регионов в группе. В результате получается следующее: в группе 1 среднее количество терминов на одну программу составляет 21,9, в группе 2 – 12,8, в группе 3 – 21,6. То есть во второй группе регионов с доминированием безработицы с СПО в гораздо меньшей степени в программах содействия занятости населения рассматриваются проблемы согласования спроса и предложения профессиональных кадров.
Заключение
Повышение эффективности задействования профессиональных кадров в процессе производства товаров и услуг является объектом внимания во всех регионах России. Управленческие усилия региональных органов власти в этом случае должны быть направлены на согласование спроса и предложения работников с определенным уровнем профессионального образования. На основании проведенного количественного контент-анализа региональных программ содействия занятости населения, в рамках которых артикулируются основные направления, инструменты и цели регулирования рынков труда, можно сделать вывод, что проблема повышения эффективности использования профессиональных кадров отражена в документах недостаточно и со значительной степенью неоднородности. Данное заключение базируется на двух аргументах:
1. В очень небольшом количестве региональных программ содействия занятости населения характеристика процессов согласования спроса и предложения производится с использованием всех элементов процедуры принятия управленческого решения.
2. Имеет место значительный дисбаланс между группами регионов с доминирование различных типов безработицы по степени наполненности программ терминами, что может свидетельствовать о недостаточности усилий региональных властей по согласованию спроса и предложения профессиональных кадров во второй группе регионов.
Для разработки наиболее оптимального способа согласования спроса и предложения профессиональных кадров в каждом регионе можно использовать «лучшие практики», представленные в некоторых программах содействия занятости населения с учетом особенностей регионального развития. А для повышения качества использования «лучших практик», необходимо, по мнению автора, дополнить количественный контент-анализ качественным, что будет являться темой дальнейших исследований.
Источники:
2. Вишневская Н.Г. Конъюнктура регионального рынка труда: проблема дисбаланса профессий // Уровень жизни населения регионов России. – 2016. – № 3(201). – c. 55-66.
3. Вишневская Н. Г. Профессиональное самоопределение выпускников основного общего образования как фактор сбалансированности регионального рынка труда // Экономика и управление: научно-практический журнал. – 2019. – № 2(146). – c. 150-156.
4. Гайнанов Д.А., Галлямов Р.Р., Нагимов Р.М. Ретроспективный обзор профессионально-квалификационной сбалансированности региональных рынков труда и образовательных услуг: анализ и прогнозирование // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6. – c. 458.
5. Демография. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/ folder/12781 (дата обращения: 03.07.2024).
6. Жаров В. С., Щеглова А.Н. Региональные особенности развития выс-шего профессионального образования на севере России // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 4-1. – c. 198-201.
7. Карпушкина А.В., Лаврентьев А.С. Оценка изменчивости спроса и предложения профессиональных навыков в регионах России // Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». – 2022. – № 1. – c. 29–39. – doi: 10.14529/em220103.
8. Карпушкина А.В., Лаврентьев А.С. Оценка региональных дисбалансов спроса и предложения профессиональных навыков // Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». – 2022. – № 3. – c. 17–26. – doi: 10.14529/em220302.
9. Карпушкина А.В., Воронина С.В., Лаврентьев А.С. Детерминанты дис-балансов профессиональных навыков на региональных рынках труда // Вестник Вестник Южно-Уральского государственного университета Серия «Экономикаименеджмент». – 2023. – № 1. – c. 56–65. – doi: 10.14529/em230105.
10. Коровкин А. Г., Долгова И.Н., Королев И.Б. Согласование спроса на рабочую силу и ее предложения с учетом образовательных характеристик: региональный аспект // Научные труды: Институт народнохозяйственного про-гнозирования РАН. – 2016. – c. 501-523.
11. Ломтева Е. В., Бедарева Л.Ю., Полушкина А.О. Потребность региональных рынков труда в специалистах среднего звена и приоритеты выпускников СПО в вопросах трудоустройства // Управленческое консультирование. – 2021. – № 5 (149). – c. 122-129. – doi: 10.22394/1726-1139-2021-5-122-129.
12. Наука, инновации и технологии. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/science# (дата обращения: 02.07.2024).
13. Власова В.В., Гохберг Л.М., Дитковский К.А. Наука. Технологии. Инновации: 2024. / краткий статистический сборник ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: ИСИЭЗ ВШЭ, 2024.
14. Питухин Е.А., Мороз Д.М., Астафьева М.П. Прогнозирование кадровых потребностей региональной экономики в разрезе профессий // Экономика и управление. – 2015. – № 7(117). – c. 41-49.
15. Григорьева Л. М., Зубаревич Н. В., Хасаева Г. Р. Российские регионы: экономический кризис и проблемы модернизации. - М.: ТЕИС, 2011. – 357 c.
16. Российский статистический ежегодник. 2023. / Стат.сб. / Росстат. - М., 2023. – 701 c.
17. Саблина С. Г. Формирование квалификационных рамок: кристаллиза-ция кластеров компетенций на региональном рынке труда // Регион: Экономика и Социология. – 2011. – № 3. – c. 78-93.
18. Сатаров Г. А., Краснов М.А., Смирнягин Л.В. Региональная политика России: адаптация к разнообразию. - М.: Фонд ИНДЕМ, 2004. – 188 c.
19. Серова Л.М., Мазаева К.А., Федорова Е.А., Гарифуллина Н.Ю. Рабочие кадры Москвы - настоящее и будущее // Экономика и управление. – 2014. – № 7(105). – c. 37–44.
20. Фирсова А. А., Преображенский Ю.В. Конгруэнтность направлений подготовки студентов университетов потребностям регионального рынка труда: секторальный анализ // Университетское управление: практика и анализ. – 2021. – № 2. – c. 34-48. – doi: 10.15826/umpa.2021.02.013.
21. Curtarelli M., Gualtieri V., Jannati M., Donlevy V. ICT for work: Digital skills in the work-place // European Commission // Danish Technological Institute. Luxembourg, Publications Office of the European Union. 2017. – p. 195.
22. Freeman R. The Overeducated American. - New York: Academic Press, 1976. – 236 p.
23. Jorgenson D.W., Goettle R.J., Ho M.S., Slesnick D.T., Wilcoxen P.J. U.S. Labor Supply and Demand in the Long Run // Journal of Policy Modeling. – 2008. – № 4. – p. 603–618.
24. Kriechel B., Vetter T. Skills mismatch measurement in ETF partner countries // European Training Foundation. 2019. – p. 72.
25. Measurement of qualifications and skills mismatches of persons in em-ployment // 20th International Conference of Labour Statisticians, Geneva. – 2018. – 45 p
26. The OECD Model Survey on ICT Access and Usage by Households and Individuals / 2nd Revision // OECD Publishing. Paris, 2015. - 275 p
Страница обновлена: 03.09.2024 в 10:11:15