Развитие компетенций для Индустрии 4.0: квалификационные требования и решения

Шевякова А.Л.1, Петренко Е.С.2, Уразбеков А.К.3
1 ЧУ «Академия «Bolashaq», Казахстан, Караганда
2 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Россия, Москва
3 Карагандинский государственный технический университет, Казахстан, Караганда

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 10, Номер 1 (Январь-Март 2020)

Цитировать:
Шевякова А.Л., Петренко Е.С., Уразбеков А.К. Развитие компетенций для Индустрии 4.0: квалификационные требования и решения // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – Том 10. – № 1. – С. 85-102. – doi: 10.18334/vinec.10.1.100690.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=42676079
Цитирований: 13 по состоянию на 28.06.2023

Аннотация:
В статье раскрываются требования, предъявляемые вхождением мировой экономики в четвертую промышленную революцию и Индустрией 4.0 к компетенциям персонала. Индустрия 4.0 обещает новые цифровые решения для оптимизации всего потока создания ценности в производственных системах. Существующие производственные системы часто основаны на философии непрерывного совершенствования и бережливого управления, возрастающая цифровизация производственных процессов предъявляет новые требования к компетенции сотрудников. В статье обсуждаются и анализируются необходимые компетенции для успешной интеграции казахстанских и российских предприятий в Индустрию 4.0. В статье проведена систематизация специфических для компании компетенций и навыков сотрудников, также предложена авторская дорожная карта внедрения для развития компетенций в Индустрии 4.0 и на ее основе сформированы рекомендации и решения для предприятий.

Ключевые слова: Индустрия 4.0., компетенция, дорожная карта, четвертая промышленная революция, цифровизация, компании

JEL-классификация: D21, I26, J24, O30

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Успешный переход к Индустрии 4.0 в ближайшие годы определит конкурентоспособность и будущую жизнеспособность российской и казахстанской промышленности, а также создание добавочной стоимости в России и Казахстане как нового места для размещения бизнеса. Технологические возможности связывания объектов, данных и процессов открывают как возможности для повышения эффективности промышленных процессов, так и конструктивный потенциал для разработки новых бизнес-моделей. Это произведет революцию не только в продукции и производстве, но и в создании промышленной ценности. Ожидается, что Индустрия 4.0 принесет пользу как крупным компаниям, так и малым и средним предприятиям (МСП). В то же время Индустрия 4.0 преобразует мир труда устойчивым образом. Возрастающие сетевые связи, гибкость и сложность процессов предъявляют новые требования к квалификации компаний и их сотрудников. Кроме того, Индустрия 4.0 также изменяет структуры и формы организации на предприятиях и дизайн рабочих мест.

Однако цифровые изменения не следуют детерминистическому шаблону, а могут и должны быть сформированы. Существует множество различных сценариев развития, которые зависят от взаимодействия между технологиями, людьми и организацией и определяются решениями на уровне операционной, корпоративной стратегии и трудовой политики, а также преобладающими рамочными условиями.

Начало национальным программам «организованной» цифровой экономики положила Германия, приняв в 2012 году концепцию «Индустрия 4.0». На сегодняшний день подобные стратегии взяты на вооружение и обеспечены нормативными документами в почти двух десятках стран от локальной «Умной нации» в Сингапуре (2015 г.) до глобальной китайской концепции «Интернет+» (2015 г.) и запуска программы цифровой экономики России (2016 г.). Вопросы экономического развития, которые учитывают региональные особенности, особенности формирования экономических и политических объединений, неоднократно рассматривались в трудах экономистов и социологов [19, 10, 4, 15] (Tvaronavičienė, Grybaitė, 2009; Meņšikovs, Ignatjeva, Stankevičs, 2014; Boronenko, Lavrinenko, 2015; Petrenko, Shevyakova, 2019).

Ключевой задачей развития навыков для Индустрии 4.0 является избежание и (или) ликвидация двойственного цифрового разрыва: между крупными компаниями и малыми и средними предприятиями, с одной стороны, и между высоко- и низкоквалифицированными работниками – с другой. Важными рычагами в этом отношении являются рамочные условия для начального и непрерывного образования и подготовки в школах, колледжах и университетах, а также в компаниях.

Цель проведенного исследования на основе анализа необходимых компетенций для успешной интеграции казахстанских и российских предприятий в Индустрию 4.0 провести систематизацию специфических для компании компетенций и навыков сотрудников, разработать авторскую дорожную карту внедрения для развития компетенций в Индустрии 4.0, а также сформировать рекомендации и решения для предприятий

Большинство мировых компаний рассматривают Индустрию 4.0 как возможность. В то же время остается еще много вопросов, касающихся ее осуществления. Малые и средние предприятия, в частности, оценивают возможности четвертой промышленной революции гораздо более осторожно, чем крупные компании, и по сравнению с ними имеют большую потребность в развитии – как в реализации Индустрии 4.0, так и в повышении квалификации своего трудового коллектива.

Центральное значение в развитии компетенций для предприятий любого масштаба имеют темы оценки и анализа данных, межотраслевого «ноу-хау» и менеджмента процессов, междисциплинарного мышления и действий, а также управления отношениями с клиентами и лидерской компетентностью. Не менее важным для компаний представляется укрепление IТ-компетенций в смысле комплексных и междисциплинарных навыков в широком масштабе. Тем не менее крупные компании и малые и средние предприятия также имеют различные приоритеты, когда речь идет о квалификации для Индустрии 4.0. Например, крупные компании уделяют больше внимания технологиям и навыкам, ориентированным на данные, таким как искусственный интеллект. МСП, с другой стороны, уделяют особое внимание процессам и навыкам, ориентированным на клиента, а также навыкам, связанным с инфраструктурой и организацией, таким как социальные и коммуникационные навыки.

Успешная квалификация для Индустрии 4.0 не может быть получена исключительно посредством «традиционных» форматов обучения и повышения квалификации, таких как очное обучение в классической системе бакалавриата и магистратуры.

Развитие навыков для Индустрии 4.0

Индустрия 4.0 описывает изменение экономической парадигмы, которое несет в себе как возможности повышения эффективности процессов, так и потенциал для развития и трансформации создания добавочной стоимости и новых бизнес-моделей (промышленных) компаний. Цифровые изменения все больше разрушают жесткие производственно-сбытовые цепочки. Вместо них появляются гибкие сети с добавленной стоимостью, рынки платформ и инновационные интеллектуальные услуги. Сетевое взаимодействие продуктов, процессов и инфраструктур в режиме реального времени предвещает четвертую промышленную революцию, в ходе которой поставка, производство, обслуживание и доставка, а также обслуживание клиентов будут связаны друг с другом через интернет. Как повышение эффективности процессов в соответствии с Индустрией 4.0, так и разработка и внедрение новых бизнес-моделей в ходе оцифровки требуют новых или изменившихся навыков в области управления и рабочей силы.

Четвертая промышленная революция также ведет к устойчивым изменениям в мире труда. Новая степень гибкости и цифровые сети требуют инновационных квалификационных решений, которые доступны в зависимости от ситуации и делают поведение системы автономно действующих киберофизических систем прозрачным для человека. В настоящее время все еще не хватает систематических опросов о требованиях к компетентности российских и казахстанских компаний. В частности, о потребностях малых и средних предприятий пока мало что известно. Кроме того, не хватает подходящих квалификационных предложений, которые готовили бы как опытных сотрудников, так и новичков в этой профессии специально для Индустрии 4.0.

Отрасль исследования развития компетенций для Индустрии 4.0 основана на фундаментальном предположении о том, что:

- существует значительная потребность в развитии компетенций для Индустрии 4.0 на российских и казахстанских предприятиях;

- малые и средние предприятия устанавливают различные приоритеты в развитии компетенций по сравнению с крупными предприятиями;

- целенаправленные меры по повышению квалификации сотрудников необходимы как ключ к формированию цифровых изменений.

Четвертая промышленная революция – это не только изменение в долгосрочной перспективе существующих моделей добавленной стоимости и промышленного производства, но и мира труда, форм организации на предприятиях, а также требований к компетентности и квалификации рабочей силы. Однако перспективы развития работы в будущем, профили компетенций сотрудников и влияние на занятость оцениваются различными исследователями по-разному [1, 13, 8, 9, 3] (Abele, Metternich, Tisch, Chryssolouris, Sihn, ElMaraghy, Hummel, Ranz, 2015; Monostori, Kádár, Bauernhansl, Kondoh et al., 2016; Kagermann et al.,2013; Liker, 2004; Bauernhansl, Krüger, Reinhart, Schuh, 2016).

Дискуссия о требованиях к развитию компетенций и квалификации для Индустрии 4.0 в настоящее время находится в зачаточном состоянии. Четкий прогноз ожидаемого развития, а также четкое определение компетенций оказываются затруднительными. Например, оценки возможных будущих сценариев развития требований к рабочим местам и вытекающих из этого квалификационных требований существенно различаются, но при этом все исследователи схдятся во мнении, что повышение квалификации и компетентности будет играть центральную роль во внедрении Индустрии 4.0 и что требования к работникам будут возрастать [11, 17, 7, 12] (Metternich et al., 2017; Tisch et al.2013; Enke et al.2015; Meudt et al. 2017).

В настоящей статье не может быть представлен всесторонний анализ, но предпринимается попытка внести независимый вклад в создание общей картины и определить потребности в квалификации для Индустрии 4.0 на основе эмпирических данных. На основе этого будут выработаны рекомендации в отношении действий для компаний, политики и провайдеров образовательных услуг, а также будут определены методологические отправные точки для квалификационных решений.

Отправной точкой здесь является то, что цифровые изменения и внедрение Индустрии 4.0 не следуют детерминистической модели, а скорее существуют разнообразные технические и организационные альтернативы, на которые могут влиять и которые могут быть сформированы конкретными решениями компаний и трудовой политики. Как социально-техническая система Индустрия 4.0 фокусируется на взаимозависимых связях между всеми элементами производственной системы. При этом учитывается взаимодействие между технологиями, людьми и организацией, а также условия операционной и политической структуры, стратегические и нормативные спецификации, создание сетей и производственно-сбытовых цепочек (рис. 1).

Концептуальные спецификации

Рисунок 1. Индустрия 4.0 как социально-экономическая система

Источник: разработано авторами.

Реализация Индустрии 4.0 открывает широкий спектр вариантов развития. В то время как подходы, ориентированные на технологию, подчеркивают далекоидущую замену человеческих форм работы техническим оборудованием и системами, взаимодополняющие подходы фокусируются на взаимодополняющем распределении задач и взаимодействии между человеком и машиной. Поскольку можно предположить, что распространение цифровых технологий не будет происходить одновременно и что возникнут значительные трудности на кадровом, операционном и организационном уровне, то взаимодополняющие концепции проектирования, в частности, обладают большим технологическим и экономическим потенциалом для внедрения Индустрии 4.0.

Будущие квалификационные потребности и использование средств повышения квалификации

Решающим компонентом для успешного внедрения Индустрии 4.0 на предприятиях и расширения возможностей для будущего рабочего мира является квалификация сотрудников. Для этого необходимо, с одной стороны, определить будущие требования к компетенциям компаний (специфические для компании компетенции). Компания может удовлетворить эти потребности путем приобретения технологии, внешнего консалтинга, найма персонала, сотрудничества с внешними поставщиками услуг или обучения собственного персонала. С другой стороны, должны быть указаны ожидаемые навыки, которые важны для собственных сотрудников компании, а также их умения.

Изменение должностных инструкций предъявляет новые требования к навыкам, необходимым в компаниях, и к квалификации рабочей силы. Результаты проведенного исследования позволили систематизировать специфические для компании компетенции и навыки сотрудников (табл. 1):

1. Компетенции и навыки, ориентированные на технологии и данные, которые охватывают специальную компетенцию в области разработки, применения и овладения цифровыми технологиями.

2. Компетенции и умения, ориентированные на процессы и на клиента, описывают понимание взаимосвязей в сетях с добавленной стоимостью, включая организацию и координацию отношений с клиентами.

3. Компетенции и умения, ориентированные на инфраструктуру и организацию, относятся к работе с основными техническими компонентами на предприятии и мягким навыкам.

Таблица 1

Систематизация специфических для компании компетенций и навыков сотрудников

Инициативы, ориентированнные на
Компетенции, специфические для компании
Навыки сотрудника
Технологии / базы данных
Оценка и анализ данных
Безопасность информационных технологий
Облачные архитектуры
Искусственный интеллект
Технология поддержки/обслуживания пользователей
Междисциплинарное мышление и действие
Мастерство комплексного содержания работы
Умение взаимодействовать с машинами
Компетенция в решении и оптимизации задач
Процессы / клиентов
Управление процессами
Управление взаимоотношениями с клиентами
Анализ IT-бизнеса
Электронная коммерция / Е-маркетинг
Консультирование
Расширение ноу-хау процесса
Участие в инновационных процессах
Способность координировать рабочие процессы
Ориентация на услуги
Междисциплинарное мышление и действие
Мастерство комплексного содержания работы
Умение взаимодействовать с машинами
Компетенция в решении и оптимизации задач
Инфраструктуру / организацию
Обработка специфических IT-систем
Администрация сетевых баз данных
IT-архитектуры
Защита данных
Лидерская компетентность
Независимые решения
Социальная/коммуникационная компетентность

Источник: разработано авторами.

Описанные компетенции и навыки сосредоточены, прежде всего, на возможностях, предлагаемых Индустрией 4.0 для повышения эффективности процессов и производства. Вместе с тем в связи с разработкой и внедрением инновационных бизнес-моделей необходимы также новые и широкие компетенции. На это указывают, например, компетенции в области оценки и анализа данных, навыки междисциплинарного мышления или участия в инновационных процессах, но также включают, например, клиентский опыт.

Приоритеты компаний по целенаправленному развитию компетенций, специфичных для компании, в будущем также отражают выявленные потребности. Согласно ранее проведенным исследованиям, менее 25 % компаний имеют специальные программы обучения и повышения квалификации для Индустрии 4.0, причем закономерно крупные компании значительно опережают МСП. Тем не менее интервью с экспертами из науки и промышленности позволяют предположить, что отдельные модули и составные элементы существующих программ обучения и повышения квалификации косвенно затрагивают отдельные вопросы Индустрии 4.0.

Рекомендации к действию

Проведенное исследование подтверждает, что в российских и казахстанских компаниях существует значительная потребность в интенсивном продвижении вперед с развитием компетенций для Индустрии 4.0. Кроме того, необходимо учитывать конкретные потребности и приоритеты малых и средних компаний. Важно также, чтобы целевая квалификация сотрудников стала ключом к формированию цифровых изменений.

Решающей целью развития компетенций для Индустрии 4.0 на российских и казахстанских предприятиях и соответствующей квалификации уже работающих является избежание так называемого «цифрового разрыва», так как цифровизация является фундаментальной основой Индустрии 4.0. Однако успешное применение таких современных цифровых технологий не может быть достигнуто путем делегирования таких тем только IT-специалистам, но требует всестороннего понимания методов и концепций со стороны пользователей. Однако эти знания и опыт подвержены сложным и, в зависимости от целевой группы, ранее неизвестным взаимосвязям.

В связи с большим значением цифровизации важно противодействовать возможному разрыву между крупными компаниями, которые являются пионерами в реализации Индустрии 4.0, и мночисленными малыми и средними предприятиями, которые все еще находятся в позиции догоняющих по отношению к Индустрии 4.0. Для поддержки малых и средних предприятий при внедрении стандарта Индустрия 4.0 и в повышении квалификации своих работников необходимо прежде всего ознакомить компании с потенциалом и проблемами Индустрии 4.0. Это относится как к руководству, так и к персоналу.

Для содействия развитию компетенций для Индустрии 4.0 предпрятиям необходимо обратить внимание на следующие рекомендации:

Разработка рамочных условий и повышение осведомленности

Несмотря на то, что большинство компаний рассматривают Индустрию 4.0 как возможность для прорыва, малые и средние предприятия рассматривают эту тему неоднозначно. Для того чтобы уменьшить количество оговорок, необходимо создать понимание причин и революционную идею Индустрии 4.0. Предназначенное децентрализованное управление процессами не является самоцелью, а обеспечивает сохранение способности компании действовать и реагировать в будущих сложных и быстро изменяющихся рыночных условиях.

Для компаний, которые являются пионерами в области Индустрии 4.0, может быть целесообразно продвинуться в качестве пионеров для достижения конкурентных и имиджевых преимуществ. Например, внедрение программного обеспечения для цифровизации офисных и административных процессов может привести к быстрому успеху: повышение производительности и безопасности данных, более эффективное соблюдение требований стандартов и повышение удовлетворенности клиентов. Компании должны рассматривать понесенные в связи с этим расходы как инвестиции и оценивать их с точки зрения перспектив.

Дальнейшее развитие бизнес-моделей

Критический анализ текущей бизнес-модели непосредственно вытекает из понимания деструктивного характера Индустрии 4.0 для сложившихся и традиционных способов ведения бизнеса. Это может быть изменено в связи с внедрением новых технологий, например, цифровизация облегчает контакт с конечными потребителями и при необходимости прямую продажу продукции. Однокомпонентные технологии производства, такие как 3D-печать, изменят ландшафт поставок и повысят ожидания клиентов в отношении большей индивидуальности. Если бизнес-модель и, таким образом, технологический процесс на предприятии меняется, необходимо убедиться, что поставщики и другие партнеры также овладевают новыми требованиями.

Целевое управление изменениями

Цифровизация и внедрение Индустрии 4.0 обычно сопровождаются изменением организационной структуры (например, в виде сокращения иерархии в пользу усиления личной ответственности) и кадровой структуры (например, в смысле повышения квалификации рабочей силы), а также иногда совершенно другим пониманием бизнеса. По этой причине управление изменениями должно быть интегрировано как часть развития компетенций в компаниях – особенно среди менеджеров. Малые и средние предприятия, в частности, часто нуждаются во внешней поддержке при внедрении процессов управления изменениями, хотя следует иметь в виду, что для таких компаний часто экономически нецелесообразно обращаться к консультантам по вопросам управления. Кроме того, дальнейшая подготовка должна быть закреплена в качестве постоянной стратегической задачи в департаментах управления и кадров.

Разработка стратегии цифровизации

Использование новых и инновационных технологий является важным аспектом Индустрии 4.0, хотя концепции для Индустрии 4.0 также могут быть реализованы в небольшом масштабе. Масштабное использование современных технологий – от интеллектуальных мобильных устройств для сотрудника через облачные сервисы к автономным транспортным системам без водителя – это, как правило, неизбежно. Ключевым преимуществом (в соответствии с духом Индустрии 4.0) является то, что это позволяет компании оставаться гибкой и адаптивной. Цифровизация делает данные более полными, быстрыми и точными, обеспечивая прозрачный обзор производственной системы и всех других областей бизнеса.

С помощью стратегического форсайта можно выявить на ранней стадии возможности и риски для компании, а также сделать выводы для ориентации корпоративной стратегии. Малым и средним предприятиям, в частности, несмотря на их обычно краткосрочный горизонт планирования, следует регулярно использовать этот инструмент для повышения осведомленности об Индустрии 4.0 и возможных стратегиях ее реализации.

Повышение квалификации сотрудников

Для успешного внедрения Индустрии 4.0 сотрудники должны иметь соответствующую квалификацию. Это касается всех областей квалификации на предприятиях: обучение цифровизации контента так же важно для дуального обучения и квалифицированной работы, как и для всех форм повышения квалификации. Наиболее важными квалификационными темами являются оценка и анализ данных, управление процессами и управление взаимоотношениями с клиентами. Эта квалификация должна быть непрерывной во время постепенного внедрения Индустрии 4.0.

Для этого важно сделать квалификацию управленческой задачей. Рекомендуется использовать цифровые форматы для передачи контента. Они позволяют демонстрировать корреляции, используя реальные, доступные в цифровом виде данные процесса. Умные терминалы, подключенные к киберуровню, могут дать сотрудникам знания.

Развитие целостной компетенции для Индустрии 4.0 требует взаимодействия нескольких участников, которое происходит на разных этапах, которые обычно можно разделить на внедрение, разработку, консолидацию и устойчивую привязку. Важную роль в этом процессе играет уровень руководства компаний. Другими участниками являются университеты и государственные учебные заведения, частные учебные заведения, центры компетенции для МСП, неправительственные организации, ассоциации и профсоюзы. Их соответствующие задачи изложены в дорожной карте возможного осуществления (табл. 2), что и является одним из главных результатов проведенного исследования. Для того чтобы субъекты могли найти свою роль, необходима соответствующая комплексная информационная система.

Таблица 2

Дорожная карта внедрения для развития компетенций в Индустрии 4.0

Показатели
Корпоративный менеджмент
Вузы / государственные учебные заведения
Внешние частные учебные заведения
Центры компетенции Индустрии 4.0 на предприятиях
Государственное содействие
Ассоциации, палаты и союзы
Требования
Создание основ и рамочных условий для успешной реализации Отрасли 4.0
Использование новых и инновационных технологий
Разработка стратегии оцифровки
Повышение осведомленности о новых бизнес-моделях, платформенной экономике, цифровых рынках и массивах данных
Укрепление дуальной системы
Укрепление начальной и последующей подготовки преподавательского состава
Интеграция всех заинтересованных сторон
Укрепление научной поддержки
Интеграция средств массовой информации и оцифровывание содержания
Адаптация академической подготовки
Расширение подготовки и повышение квалификации преподавательского состава
Ориентация на оперативный уровень
Интеграция медийного и цифрового контента
Институционализация стратегического форсайта
Создание осведомленности о новых бизнес-моделях, платформенной экономике, цифровых рынках и больших массивах данных
Создание системы дополнительного образования
Укрепление двойной системы
Укрепление первоначальной и последующей подготовки преподавательского состава
Интеграция всех заинтересованных сторон
Укрепление научной поддержки
Интеграция всех заинтересованных сторон
Создание рамочных условий и повышение уровня информированности
Введение
Сделать понятным и привлечь внимание к масштабам и деловой актуальности Индустрии 4.0
Приобретение информации и состав проектной группы
Ориентация на оперативный уровень
Интеграция всех заинтересованных сторон
Институционализация стратегического прогностического подхода
Целевое управление изменениями
Обследование уровня образования и компетентности
Реализация инновационных решений в области преподавания-обучения
Опрос уровня образования и компетентности
Инициация нейтральной интернет-платформы для образовательных предложений в Индустрии 4.0
Посредничество в выполнении требований цифровой трансформации
Реализация инновационных решений в области преподавания-обучения
Создание рамочных условий и повышение осведомленности о развитии компетенций для Индустрии 4.0
Обмены между предприятиями
Повышение осведомленности путем информирования о содержании и преимуществах Индустрии 4.0
Создание демонстрационных центров, семинаров и специальных форматов мероприятий для руководителей предприятий
Информационная кампания
Инициация нейтральной брокерской платформы для образовательных предложений по отрасли 4.0
Стимулы посредством программ и мероприятий по поддержке (например, внедрение цифровых технологий или индивидуальные проекты по передаче)
Создание гибких рамочных условий для реализации отрасли 4.0
Информационная кампания
Создание сетей и помощь в получении информации
Создание семинаров и специальных форматов мероприятий для руководителей предприятий
Разработка
Инициализировать тему в масштабах всей компании и создать общее понимание задачи
Стартовое мероприятие с сообщением о предпринимательском видении
Разработка новых бизнес-моделей
Меры по обучению тренеров по содержанию и требованиям Индустрии 4.0
Повышение осведомленности и адаптации менеджеров посредством базовых семинаров
Сообщение о требованиях цифровой трансформации
Обмен между компаниями
Финансированные консалтинговые семинары для решения отраслевых проблем
Стимулы посредством программ и мер поддержки (например, консультативных мер или кампаний по повышению осведомленности)
Поддержка пилотных проектов и открытость к экспериментальным подходам
Активное содействие развитию и разработке концепций для интеграции людей в Индустрию 4.0
Консолидация
Интенсивное обучение специалистов и предоставление менеджерам проектов свободы в принятии решений
Сообщение о требованиях цифрового преобразования
Повышение квалификации сотрудников
Семинары и обучение сотрудников
Сообщение о требованиях цифрового преобразования
Предоставление специальных программ обучения для отдельных компаний
Сообщение о требованиях цифровой трансформации
Обмен между предприятиями
Финансированные консалтинговые семинары для решения отраслевых проблем
Стимулы посредством программ и мер поддержки (например, для целенаправленных мер по повышению квалификации и обучению).

Устойчивость
Информировать о текущем состоянии проекта и объяснять новые технологические разработки
Организация мероприятий в рамках предприятия
Обеспечение передачи знаний и навыков на протяжении всей жизни
Повышение квалификации сотрудников
Обеспечение передачи знаний и навыков на протяжении всей жизни
Адаптация академической подготовки
Обеспечение передачи знаний и компетентности на протяжении всей жизни
Регулярная информация об актуальных инновациях и технологических возможностях
Укрепление рамочных условий для обучения на протяжении всей жизни
создание возможностей для презентации передового опыта через сети и обмен опытом

Дальнейшие исследования могут, в частности, способствовать успешному внедрению цифровых предложений на практике.

Заключение

Области оценки и анализа данных, управления процессами и увеличения «ноу-хау» процессов, а также междисциплинарного мышления и действий рассматриваются предприятиями как центральные элементы квалификации персонала для Индустрии 4.0. Компетенции в области информационных технологий – прежде всего, как обширные знания – также рассматриваются как имеющие большое значение для осуществления четвертой промышленной революции. При расстановке приоритетов на будущее станут очевидны различия: в то время как крупные компании уделяют особое внимание темам, ориентированным на технологии и данные, малые и средние предприятия уделяют особое внимание процессам, ориентированным на заказчиков, а также областям компетенции, связанным с инфраструктурой и организацией.

Содержание Индустрии 4.0 и цифровизация должны быть интегрированы в обучение и повышение квалификации компаний, существующие предложения должны систематически увязываться друг с другом, а существующие программы должны целенаправленно развиваться. В этом контексте крайне важно укрепить все необходимые компетенции и навыки: те, которые актуальны для внедрения Индустрии 4.0 на производственно-технологическом уровне или при проектировании отношений с клиентами, а также те в менеджменте и трудовых коллективах, которые актуальны для разработки новых бизнес-моделей и понимания экономики интернета и платформ. В дополнение к традиционным инструментам развития компетенций, платформам партисипативного обучения должны использоваться и цифровые образовательные предложения, а также обучающие кейсы, симуляции или обучающие игры (ключевое слово: геймификация).

В целом в российских и казахстанских компаниях имеется значительный потенциал развития для дальнейшего внедрения цифровых технологий. Особенно это касается малых и средних предприятий. Как с точки зрения реализации, так и с точки зрения намерения развивать компании в цифровом формате.

На этом фоне очевидно, что необходимо повысить осведомленность о цифровых изменениях в малом и среднем бизнесе и донести до них не только преимущества Индустрии 4.0, но и четкие стратегии ее реализации. Важные импульсы для внедрения Индустрии 4.0 на МСП дают конкретные (успешные) примеры реализации, с одной стороны (чтобы иметь возможность оценить возможности оцифровки для своего бизнеса), а с другой стороны, чтобы уменьшить озабоченность по поводу высоких инвестиционных расходов и неопределенности в отношении амортизации инвестиций.

Для содействия и успешного формирования развития компетенций для Индустрии в ходе исследования выработаны следующие рекомендации для предприятий по действиям:

1. Разработать и внедрить стратегии для Индустрии 4.0: лица, ответственные за принятие решений в компаниях, должны выработать понимание деструктивных изменений, вызванных Индустрией 4.0. Важно, чтобы компании извлекали из этого понимания стратегии и меры по развитию компетенций сотрудников и внедрению новых продуктов, эффективных процессов и инновационных бизнес-моделей. Здесь особенно актуальна руководящая компетенция руководства (см. в частности, «дорожную карту» по осуществлению, приведенную в таблице 3).

2. Усилить управление квалификацией и изменениями: начальное и непрерывное профессиональное обучение на предприятиях должно быть адаптировано к Индустрии 4.0, а квалификация должна стать приоритетом. Новые цифровые методы предлагают для этого эффективные отправные точки. Кроме того, важна адаптация организации труда и процесса, а также создание соответствующих рамочных условий. Управление изменениями должно приниматься во внимание с самого начала.


Источники:

1. Abele E., Metternich J., Tisch M., Chryssolouris G., Sihn W., ElMaraghy H., Hummel V., Ranz F. 2015. Learning factories for research, education, and training, Procedia CIRP.
2. Abele E., Chryssolouris G., Sihn, Metternich W., et al. 2017. Learning factories for future oriented research and education in manufacturing, CIRP annals 66, 803-826.
3. Bauernhansl T., Krüger, G. Reinhart J., Schuh G. 2016. WGP-Standpunkt Industrie 4.0, Wissenschaftliche Gesellschaft für Produktionstechnik.
4. Boronenko V., Lavrinenko, O. 2015. Territorial development of Iceland: case study of social and economic interactions within global context. Social sciences for regional development in 2015: Proceedings of the X International scientific. Conf. (16-17 October 2015). Daugavpils University Latvia.
5. Brynjolfsson E. and Kahin B. (editors). 2000. Understanding the Digital Economy, The MIT Press, Cambridge, Massachusetts, and London, England, 2000, 408 p.
6. Dobrovolskienė N., Tvaronavičienė M. and Tamošiūnienė, R. 2017. Tackling projects on sustainability: a Lithuanian case study // Entrepreneurship and Sustainability Issues, 4(4), 477–488, doi: https://doi.org/10.9770/jesi.2017.4.4(6).
7. Enke J., Kraft K., Metternich J., Competency-oriented Design of Learning Modules. 2015. Procedia CIRP 32, 7-12.
8. Kagermann H., Wahlster W., Helbig J. 2013. Umsetzungsempfehlungen für das Zukunftsprojekt Industrie 4.0: Abschlussbericht des Arbeitskreises Industrie 4.0, Forschungsunion.
9. Liker J.K. 2004. The Toyota way: 14 management principles from the world’s greatest manufacturer. McGraw-Hill, New York u.a.
10. Meņšikovs V., Ignatjeva S., Stankevičs A. 2014. Higher education’s contribution into economic performance and innovativeness of Latvia: exploratory research. Available on the Internet:
11. Metternich J., Adolph S., Hambach J., Hertle C. et al. 2017. Lean 4.0: Durch Digitalisierung die nächste Stufe der Exzellenz erreichen - der Darmstädter Ansatz, Praxishandbuch Industrie 4.0: Branchen - Unternehmen - M&A.
12. Meudt T., Metternich J., Abele E. 2017. Value stream mapping 4.0: Holistic examination of value stream and information logistics in production, CIRP Annals-Manufacturing Technology 66, 413-416.
13. Monostori L., Kádár B., Bauernhansl T., Kondoh S. et al. 2016. Cyber-physical systems in manufacturing, CIRP Annals-Manufacturing Technology 65, 621-641.
14. Olefirenko O., Petrenko E., Shevyakova A., Zhartay, Z. 2016. Towards economic security through diversification: case of Kazakhstan, Entrepreneurship and Sustainability Issues 5(4): 509-518. doi: http://dx.doi.org/10.9770/jssi.2016.5.4(6)
15. Shevyakova, A., Petrenko E. 2019. Features and Perspectives of Digitization in Kazakhstan// Ubiquitous Computing and the Internet of Things: Prerequisites for the Development of ICT. Studies in Computational Intelligence// In: Popkova E. (eds). 2019, vol 826. Springer, Cham. doi: https://doi.org/10.1007/978-3-030-13397-9_91
16. Shevyakova A., Shalaev V., Vechkinzova E., Vatyukova O.2019. Innovative economy in the 21st century: contradiction and opposition of developed and developing countries // The 21st Century from the Positions of Modern Science: Intellectual, Digital and Innovative Aspects// In: Popkova E. (eds). ISC 2019. Lecture Notes in Networks and Systems, vol 91. Springer, Cham , pp.552-560. doi: 10.1007/978-3-030-32015-7_62
17. Tisch M., Cachay J., Abele E., Metternich J. et al. 2013. A Systematic Approach on Developing Action-oriented, Competency-based Learning Factories, Procedia CIRP 7, 580-585.
18. Tvaronavičienė M., Razminienė K., Piccinetti L. 2015. Cluster efficiency study through benchmarking. Entrepreneurship and Sustainability Issues, 3(2), 120-128, doi:: http://dx.doi.org/10.9770/jesi.2015.3.2(0).
19. Tvaronavičienė M., Grybaitė V., Tvaronavičienė, A. 2009. If Institutional Performance Matters: Development Comparisons of Lithuania, Latvia and Estonia, Journal of Business Economics and Management 10(3): 271–278. doi: http://dx.doi.org/10.3846/1611-1699.2009.10.271-278
20. World Bank. 2015. Kazakhstan: Adjusting to Low Oil Prices, Challenging Times Ahead. Available on the Internet: http://www.worldbank.org/en/country/kazakhstan/publication/economic-update-fall-20152.
21. Флорида Р. 2016. Креативный класс: люди, которые меняют будущее, Издательство: Манн, Иванов и Фербер, 384.

Страница обновлена: 18.03.2024 в 22:18:53