Квалифицированные трудовые мигранты на российском рынке труда
Антонова Г.В.1, Мирзабалаева Ф.И.2,1, Кураева Л.Н.1
1 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты РФ
2 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Скачать PDF | Загрузок: 11 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 7, Номер 2 (Февраль 2020)
Цитировать:
Антонова Г.В., Мирзабалаева Ф.И., Кураева Л.Н. Квалифицированные трудовые мигранты на российском рынке труда // Экономика труда. – 2020. – Том 7. – № 2. – С. 155-172. – doi: 10.18334/et.7.2.100413.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=42482121
Цитирований: 1 по состоянию на 26.03.2022
Аннотация:
Современные исследователи рассматривают трудовую миграцию как существенный источник решения накопившихся демографических проблем и важный источник восполнения дефицита квалифицированных кадров по востребованным профессиям и специальностям. Изменения, внесенные в нормативную базу в последнее время, облегчают доступ на рынок труда трудовых мигрантов, поэтому возникла необходимость рассмотреть проблемы соответствия привлекаемой рабочей силы потребностям экономики.
В статье авторами сделана попытка проанализировать основные нормативные документы в области привлечения квалифицированных мигрантов; оценить масштабы вовлеченности и профессионально-квалификационную структуру иностранных трудовых мигрантов в российской экономике; проанализировать различные точки зрения практиков и ученых на исследуемую проблему; обосновать собственное видение на проблему интеграции квалифицированных трудовых мигрантов в российский рынок труда с учетом реальных потребностей экономики страны.
Ключевые слова: трудовая миграция, квалифицированные мигранты, потребность в трудовых мигрантах, трудоустройство мигрантов
JEL-классификация: J44, J61, O15, F12
Источники:
2. Глущенко Г.И., Вартанян А.А. Социально-экономические детерминанты трудовой миграции высококвалифицированных специалистов. // Вопросы статистики. 2018. Т.25. №5. С.27-41.
3. Ивахнюк И. В. Предложения к миграционной стратегии России до 2035 года. М., Российский совет по международным делам; Центр Стратегических разработок, 2017. 82 с.
4. Клюев А.В., Немцова А.Н. Реальные и потенциальные перспективы включения трудовых мигрантов в рынок труда (на примере Санкт-Петербурга)// Управленческое консультирование. 2016. № 9 (93). С. 141-147.
5. Красинец Е.С. О миграционной политике России в области трудовой миграции // Миграция и социально-экономическое развитие. - 2016. - Том 1. - № 3. - С. 139-152.
6. Кязимов К.Г. Обучение и трудоустройство мигрантов как условие социально-экономического развития трудодефицитных регионов// Миграция и социально-экономическое развитие. - 2016. - Том 1. - № 3. - С.179-192.
7. Лузина Т.В., Елфимова О.С. Проблемы миграционной безопасности и региональные тенденции миграционных процессов. // Бизнес. Образование. Право. 2019. № 1 (46). С. 213-221.
8. Малышев Е.А. Способы защиты национального рынка труда. //Право и управление. XXI век. 2017. № 2 (43). С. 54-60.
9. Мукомель В.И. Мигранты на российском рынке труда: занятость, мобильность, интенсивность и оплата труда // Статистика и экономика. V. 14. - 2017. - № 6. С.69-79.
10. Нетеребский О. Привлекать мигрантов во благо россиян. // Служба занятости. 2012. №5. С.32-34.
11. Основные показатели по миграционной ситуации в Российской Федерации за январь - ноябрь 2019 года [Электронный ресурс]. – 2019. - URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/Deljatelnost/statistics/migracionnaya/item/19135667
12. Панькин П.В. Регулирование рынка труда с учетом особенностей трудовой миграции. Дисс….канд. экон. наук: спец. 08.00.05. - Экономика и управление народным хозяйством (5. Экономика труда). Елец. 2018 г. 215 с.
13. Постановление Правительства РФ от 03 декабря 2019 г. N 1579 «Об определении потребности в привлечении иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам, и утверждении квот на 2020 год». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_340046 (дата обращения 13.09.2019).
14. Постановление Правительства РФ от 14 ноября 2018 г. N 1365 «Об установлении на 2019 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности». - URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/55687.html.
15. Постановление Правительства РФ от 6 декабря 2018 г. N 1494 «Об определении потребности в привлечении иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам, и утверждении квот на 2019 год». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_312982
16. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 13 июля 2015 г. № 446н «Об утверждении перечня профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан и лиц без гражданства - квалифицированных специалистов, имеющих право на прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_183534
17. Приказ Минтруда России от 05.07.2019 N 490н "Об утверждении перечня профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан - квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии (специальности), на которых квоты на выдачу иностранным гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию на основании визы, разрешений на работу не распространяются" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.08.2019 N 55748) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_332415/
18. Проект приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Об утверждении перечня профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан и лиц без гражданства - квалифицированных специалистов, имеющих право на прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке» [Электронный ресурс]. – 2019. - URL: https://rosmintrud.ru/employment/migration/642 (дата обращения 07.09.2019).
19. Рязанцев С.В., Богданов И.Я., Храмова М.Н. Прогнозирование миграции в контексте формирования внешней миграционной политики России // Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. – 2017. – № 1. – С. 5–12.
20. Рязанцев С.В., Письменная Е.Е. Результативность внешней миграционной политики и подходы к оценке возможных объемов привлечения мигрантов //Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. – 2017. – № 2. – С. 7–13.
21. Указ Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. N 622 «Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы». - URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_310139 .
22. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями). - URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37868 .
23. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" – URL: http://www.consultant.ru/doc http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_36927
24. Численность и миграция населения Российской Федерации в 2018 году. Росстат [Электронный ресурс]. – 2019. - URL: https://www.gks.ru/bgd/regl/b19_107/Main.htm
25. Юрков Д.В. Социально-экономические эффекты квалификационной миграционной политики//Казанский экономический вестник. 2017. № 4 (30). С. 85-87.
26. Якшибаева Г.В., Назарова У.А. Сущность трудовой миграции как экономической категории и ее значение для социально-экономического развития региона//Уровень жизни населения регионов России. 2016. № 3 (201). С. 44-54.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 21:36:09