Роль институтов развития в формировании единого экономического пространства большой Евразии

Дорофеева Л.В.1
1 Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия, Санкт-Петербург

Статья в журнале

Экономика Центральной Азии (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 4, Номер 1 (Январь-Март 2020)

Цитировать:
Дорофеева Л.В. Роль институтов развития в формировании единого экономического пространства большой Евразии // Экономика Центральной Азии. – 2020. – Том 4. – № 1. – С. 9-14. – doi: 10.18334/asia.4.1.100601.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44649434

Аннотация:
Санкционная политика глобальных держав требует трансформации уже имеющихся международных институтов, таких как ВТО для повышения эффективности их деятельности. А также выработки единых для всех игроков правил ведения международной торговли. При усилении роли региональных надгосударственных союзов, с наделение их полномочиями по принятию решений обязательных для всех стран участников. Выстраивание системы расчетов в национальных валютах между странами позволит сформировать новые резервные валюты регионального значения, для ведения торговой деятельности в нутрии региональных объединений. В статье рассматривается поиск совместных точек роста, который возможен через реализацию совместных глобальных инфраструктурных проектов, таких как Шелковый Путь и Северный Морской Путь и др.

Ключевые слова: протекционизм, Евразийское пространство, международная торговля, региональная экономика, прикаспийские государства, Каспийское море

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Ситуационный анализ

Последние десятилетия интенсивность противоречий в глобальном социально-экономическом пространстве нарастает. Классическая концепция глобализма дошла до своего предела, и перед миром остро встал вопрос выбора пути развития – «интеграция vs. протекционизм». В мире обозначился тренд на сворачивание либеральной модели развития государства и переход к протекционизму или государственному эгоизму. Эти тенденции возвращают в актуальную повестку марксистскую модель политэкономии. Меры экономического давления, такие как санкции, показывают, что противостояние между странами обостряется, и институты, регулирующие международные коммуникации, становятся все более неэффективными. Участники дискуссии постарались раскрыть основные направления, в рамках которых возможно выстраивание международной коммуникации.

Острым вопросом остается тема развития, которая требует формирования новых институтов как внутри отдельных стран, так и в различного рода региональных союзах. При этом многие проблемы, политические и социально-экономические, связаны как раз с тем, что развитие происходит неравномерно и часто не может обеспечивать стабильность и благополучие людей в отдельных странах. В этом смысле институты развития становятся ключевыми элементами построения новой модели социально-экономического развития государства.

В ближайшее время нас ждет борьба национальных платформ развития, данный конфликт будет носить длительный структурный характер. В рамках данного конфликта важным будет понимание роли каждой страны. Для России требуется выстроить такую модель коммуникации, которая будет учитывать все открывающиеся возможности. Ключевыми экономическим противниками, скорее всего, будут выступать Китай и США совместно со странами ЕС, поэтому для России важно выстраивать максимальное количество союзов с различными партнерами, при этом учитывать те интересы развития, которые стоят перед страной.

Скорость изменений не позволяет адаптироваться к реальности системы управления, это делает невозможным эффективное стратегическое планирование для принятия решений.

Факторный анализ

Взаимозависимость стран вопреки развивающемуся тренду протекционизма нарастает, однако она меняет свой характер, от глобальных проектов мы переходим к региональным союзам, эти объединения создают наднациональные органы управления и позволяют координировать действия стран, придавая им больший вес на международной арене. В отличие от глобальных организаций региональные союзы чаще всего имеют в своем основании глубокие исторические и культурные корни, что делает их работу более успешной и взаимовыгодной для всех сторон – естественные платформы для интеграции.

Суть организации общества меняется, основным продуктом, производимым странами, становятся не товары, а знания. Это требует трансформации всей системы устройства общественной жизнедеятельности. Человек является интеллектуальным ресурсом, и больший успех будет у стран, способных конкурировать за самые лучшие умы.

Ядром интеграционным процессов становится образование и совместная научная деятельность. Коммуникации в развитии инноваций и формировании новых знаний представляют всем странам-участникам возможность получения выгоды от совместной работы. Единые образовательные стандарты также дают возможность большей мобильности населения и более легкой адаптации к жизни и работе внутри союзов.

Большой вызов стоит перед международной банковской системой: банки развития, созданные международными союзами, ищут возможности повышения собственной устойчивости – ключевым тут становится возможность работы с твердой валютой, однако такой тренд несет значительные риски из‑за значительной волатильности на рынках. Интересным направлениям развития становится разработка системы расчетов в национальных валютах, это во многом связано с тем, что резервная валюта из средства обслуживания финансовой мировой системы становится средством давления и шантажа. Если такая ситуация продолжится, то негативные последствия затронут в первую очередь те страны, которые сегодня осуществляют контроль за мировой финансовой системой.

Важной задачей на ближайшие пять лет становится: определение стратегических интересов отдельных стран и на этой основе выйти на возможность выработки взаимовыгодных договоренностей; при этом делать это значительно проще в рамках региональных союзов, нежели в двусторонних отношениях.

На замедление экономического роста в мире влияет активная санкционная политика, которая накладывает обременения примерно на 50 % экспорта в странах G20, это снижает показатели роста с 6 % до 2 %, для преодоления данного состояния требуется сконцентрировать мировое внимание на решении проблемы протекционизма, мир должен быть глобальным, только в таком варианте возможно выстраивание оптимальных глобальных цепочек поставок и другой необходимой инфраструктуры, особенно транспортной, обеспечивающей связанность стран между собой. Региональная интеграция не противоречит глобальной, а является звеном на пути всеобщего мирового объединения.

Политические решения будут оказывать решающую роль в дальнейшей интеграции, поэтому мировая торговая система будет зависеть от способности руководства стран к поиску компромиссов и пониманию собственных интересов.

Протекционизм не может остановить интеграцию, но он определенно меняет ее вектор, реальная безопасность лежит в поле взаимозависимости, без интеграции невозможно достижение амбициозных целей мирового масштаба.

Развитие дискуссии

Можно предложить 3 ключевые задачи, по которым следует активизировать работу:

1. Нужно быть уверенными, что наши действия дают нам возможность вести свободную торговлю.

2. Те проекты, которые сегодня реализуются, должны быть основаны на транспарентности и совместной работе.

3. Следует учитывать экологические аспекты.

Также хочется отметить, что большинство исследователей солидарны относительно невозможности дальнейшего глобального развития, основанного на устоявшихся мировых правилах. Именно выработка новых инструментов толкает страны к формированию принципиально иных институтов развития, и тут не стоит говорить исключительно о банковской сфере, а требуется более широкое обсуждение основ коммуникации и регулирования пространства. Каждое государство нуждается в определении национальных интересов, не зависимых от тех интеграционных объединений, частью которых они являются, так как для выстраивания моделей социально-экономического развития требуется диалог равных. Интеграционные процессы, конечно, продолжаются и будут концентрироваться в формировании региональных союзов, во многом это обусловлено неоднократно упомянутой потребностью взаимозависимости, однако уже становится понятно, что в общемировом масштабе она может строиться в первую очередь на политическом консенсусе.

Региональные объединения в этом плане являются наиболее удобной формой выстраивания диалога между макрорегионами. При нарастании противоречий и усилении экономических войн во всем мире главным вопросом станет поиск рынков сбыта. Российская Федерация стремится реализовать свою роль ключевого посредника в экономическом и социальном формировании евразийского пространства, имея в этом регионе исторический опыт интеграционных проектов.


Источники:

1. Аналитический доклад. Транспортные коридоры Шелкового пути: анализ барьеров и рекомендации по направлению инвестиций. Eabr.org. [Электронный ресурс]. URL: https://eabr.org/upload/iblock/304/EDB-Centre_2018_Report-50_Transport-Corridors_Barriers-and-Investments_RUS.pdf (дата обращения: 11.06.2019).
2. Аналитический доклад "Транспортный коридор "Север – Юг": реалии транзита и перспективы трансрегиональной интеграции". Pcsu.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://pcsu.ru/wp-content/uploads/2019/06/mtk-sever-yug-doklad.pdf (дата обращения: 11.06.2019).
3. Гринчель Б.М., Назарова Е.А. Методология построения типологий регионов России в контексте конкурентного потенциала // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. – 2015. – № 3. – c. 40-60.
4. Дорофеева Л.В. Инфраструктурный потенциал как фактор конкурентоспособности регионов России. / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Институт проблем региональной экономики Российской академии наук, 2016. – 21 c.
5. Дорофеева Л.В. Перспективы развития торговых отношений в каспийском регионе для Российской Федерации // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2019. – № 4. – c. 47-51.
6. Регионы России: социально-экономические показатели. 2018. Gks.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 20.07.2019).
7. Россия в Каспийском регионе. Перспективы развития международной торговли - Информационно-аналитическая система Росконгресс. Roscongress.org. [Электронный ресурс]. URL: https://roscongress.org/sessions/spief-2019-rossiya-v-kaspiyskom-regione-perspektivy-razvitiya-mezhdunarodnoy-torgovli/about/ (дата обращения: 11.01.2020).
8. Вечкинзова Е.А., Петренко Е.С., Раимбекова Г.А., Гелашвили Н.Н. Исследование развития информационной среды Республики Казахстан // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – № 4. – c. 1263-1278. – doi: 10.18334/vinec.9.4.41447.
9. Вечкинзова Е.А. Сравнительный анализ развития региональной индустриально-инновационной инфраструктуры России и Казахстана // Экономика. – 2019. – № 1. – c. 19-34. – doi: 10.18334/asia.3.1.40757.

Страница обновлена: 24.09.2023 в 19:52:46