The role of development institutions in forming a unified economic space of big Eurasia

Dorofeeva L.V.1
1 Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Russia

Journal paper

Journal of Central Asia Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 4, Number 1 (January-March 2020)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=44649434

Abstract:
The sanctions policy of global powers requires the transformation of existing international institutions, such as the WTO, in order to increase their effectiveness, as well as the development of uniform rules for all players in international trade. All this is happening in the conditions of strengthening the role of regional supranational unions, with empowering them to make decisions binding on all countries. Establishing a system of settlements in national currencies between countries will allow to form new reserve currencies of regional importance for conducting trading activity inside the regional associations. The article discusses the search for joint growth points, which is possible through the implementation of joint global infrastructure projects, such as the Silk Road and the Northern Sea Route, etc.

Keywords: protectionism, Eurasian space, international trade, regional economy, Caspian states, Caspian Sea



Ситуационный анализ

Последние десятилетия интенсивность противоречий в глобальном социально-экономическом пространстве нарастает. Классическая концепция глобализма дошла до своего предела, и перед миром остро встал вопрос выбора пути развития – «интеграция vs. протекционизм». В мире обозначился тренд на сворачивание либеральной модели развития государства и переход к протекционизму или государственному эгоизму. Эти тенденции возвращают в актуальную повестку марксистскую модель политэкономии. Меры экономического давления, такие как санкции, показывают, что противостояние между странами обостряется, и институты, регулирующие международные коммуникации, становятся все более неэффективными. Участники дискуссии постарались раскрыть основные направления, в рамках которых возможно выстраивание международной коммуникации.

Острым вопросом остается тема развития, которая требует формирования новых институтов как внутри отдельных стран, так и в различного рода региональных союзах. При этом многие проблемы, политические и социально-экономические, связаны как раз с тем, что развитие происходит неравномерно и часто не может обеспечивать стабильность и благополучие людей в отдельных странах. В этом смысле институты развития становятся ключевыми элементами построения новой модели социально-экономического развития государства.

В ближайшее время нас ждет борьба национальных платформ развития, данный конфликт будет носить длительный структурный характер. В рамках данного конфликта важным будет понимание роли каждой страны. Для России требуется выстроить такую модель коммуникации, которая будет учитывать все открывающиеся возможности. Ключевыми экономическим противниками, скорее всего, будут выступать Китай и США совместно со странами ЕС, поэтому для России важно выстраивать максимальное количество союзов с различными партнерами, при этом учитывать те интересы развития, которые стоят перед страной.

Скорость изменений не позволяет адаптироваться к реальности системы управления, это делает невозможным эффективное стратегическое планирование для принятия решений.

Факторный анализ

Взаимозависимость стран вопреки развивающемуся тренду протекционизма нарастает, однако она меняет свой характер, от глобальных проектов мы переходим к региональным союзам, эти объединения создают наднациональные органы управления и позволяют координировать действия стран, придавая им больший вес на международной арене. В отличие от глобальных организаций региональные союзы чаще всего имеют в своем основании глубокие исторические и культурные корни, что делает их работу более успешной и взаимовыгодной для всех сторон – естественные платформы для интеграции.

Суть организации общества меняется, основным продуктом, производимым странами, становятся не товары, а знания. Это требует трансформации всей системы устройства общественной жизнедеятельности. Человек является интеллектуальным ресурсом, и больший успех будет у стран, способных конкурировать за самые лучшие умы.

Ядром интеграционным процессов становится образование и совместная научная деятельность. Коммуникации в развитии инноваций и формировании новых знаний представляют всем странам-участникам возможность получения выгоды от совместной работы. Единые образовательные стандарты также дают возможность большей мобильности населения и более легкой адаптации к жизни и работе внутри союзов.

Большой вызов стоит перед международной банковской системой: банки развития, созданные международными союзами, ищут возможности повышения собственной устойчивости – ключевым тут становится возможность работы с твердой валютой, однако такой тренд несет значительные риски из‑за значительной волатильности на рынках. Интересным направлениям развития становится разработка системы расчетов в национальных валютах, это во многом связано с тем, что резервная валюта из средства обслуживания финансовой мировой системы становится средством давления и шантажа. Если такая ситуация продолжится, то негативные последствия затронут в первую очередь те страны, которые сегодня осуществляют контроль за мировой финансовой системой.

Важной задачей на ближайшие пять лет становится: определение стратегических интересов отдельных стран и на этой основе выйти на возможность выработки взаимовыгодных договоренностей; при этом делать это значительно проще в рамках региональных союзов, нежели в двусторонних отношениях.

На замедление экономического роста в мире влияет активная санкционная политика, которая накладывает обременения примерно на 50 % экспорта в странах G20, это снижает показатели роста с 6 % до 2 %, для преодоления данного состояния требуется сконцентрировать мировое внимание на решении проблемы протекционизма, мир должен быть глобальным, только в таком варианте возможно выстраивание оптимальных глобальных цепочек поставок и другой необходимой инфраструктуры, особенно транспортной, обеспечивающей связанность стран между собой. Региональная интеграция не противоречит глобальной, а является звеном на пути всеобщего мирового объединения.

Политические решения будут оказывать решающую роль в дальнейшей интеграции, поэтому мировая торговая система будет зависеть от способности руководства стран к поиску компромиссов и пониманию собственных интересов.

Протекционизм не может остановить интеграцию, но он определенно меняет ее вектор, реальная безопасность лежит в поле взаимозависимости, без интеграции невозможно достижение амбициозных целей мирового масштаба.

Развитие дискуссии

Можно предложить 3 ключевые задачи, по которым следует активизировать работу:

1. Нужно быть уверенными, что наши действия дают нам возможность вести свободную торговлю.

2. Те проекты, которые сегодня реализуются, должны быть основаны на транспарентности и совместной работе.

3. Следует учитывать экологические аспекты.

Также хочется отметить, что большинство исследователей солидарны относительно невозможности дальнейшего глобального развития, основанного на устоявшихся мировых правилах. Именно выработка новых инструментов толкает страны к формированию принципиально иных институтов развития, и тут не стоит говорить исключительно о банковской сфере, а требуется более широкое обсуждение основ коммуникации и регулирования пространства. Каждое государство нуждается в определении национальных интересов, не зависимых от тех интеграционных объединений, частью которых они являются, так как для выстраивания моделей социально-экономического развития требуется диалог равных. Интеграционные процессы, конечно, продолжаются и будут концентрироваться в формировании региональных союзов, во многом это обусловлено неоднократно упомянутой потребностью взаимозависимости, однако уже становится понятно, что в общемировом масштабе она может строиться в первую очередь на политическом консенсусе.

Региональные объединения в этом плане являются наиболее удобной формой выстраивания диалога между макрорегионами. При нарастании противоречий и усилении экономических войн во всем мире главным вопросом станет поиск рынков сбыта. Российская Федерация стремится реализовать свою роль ключевого посредника в экономическом и социальном формировании евразийского пространства, имея в этом регионе исторический опыт интеграционных проектов.


References:

Dorofeeva L.V. (2016). Infrastrukturnyy potentsial kak faktor konkurentosposobnosti regionov Rossii [Infrastructure potential as a factor of competitiveness of regions of Russia] Saint Petersburg. (in Russian).

Dorofeeva L.V. (2019). Perspektivy razvitiya torgovyh otnosheniy v kaspiyskom regione dlya Rossiyskoy Federatsii [Prospects of development of trade relations in the caspian region for the russian federation]. Bulletin of the Saint Petersburg State University of Economics. (4). 47-51. (in Russian).

Grinchel B.M., Nazarova E.A. (2015). Metodologiya postroeniya tipologiy regionov Rossii v kontekste konkurentnogo potentsiala [The methodology of construction of typologies of Russian regions in the context of competitive potential]. Scientific Journal «Economy of the North-West: Issues and Prospects of Development». (3). 40-60. (in Russian).

Vechkinzova E.A. (2019). Sravnitelnyy analiz razvitiya regionalnoy industrialno-innovatsionnoy infrastruktury Rossii i Kazakhstana [Comparative analysis of the development of the regional industrial-innovative infrastructure of Russia and Kazakhstan]. Economics. 3 (1). 19-34. (in Russian). doi: 10.18334/asia.3.1.40757.

Vechkinzova E.A., Petrenko E.S., Raimbekova G.A., Gelashvili N.N. (2019). Issledovanie razvitiya informatsionnoy sredy Respubliki Kazakhstan [The study of the development of the information environment of the Republic of Kazakhstan]. Russian Journal of Innovation Economics. 9 (4). 1263-1278. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.9.4.41447.

Страница обновлена: 13.04.2025 в 10:58:21