On the role of strategic planning in solving the problems of integrating Russia into the global economy and ensuring its economic security
Naumov S.N.1
1 Всероссийская академия внешней торговли, Russia
Download PDF | Downloads: 5
Journal paper
Economic security (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 1, Number 4 (October-December 2018)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=42691380
Abstract:
The authors vision on the role of strategic planning in solving the problems of integrating Russia into the global economy and ensuring its economic security is presented. In conclusion, it concluded that one of the working elements of the strategic planning system is state programs, each of which designed to solve the most important tasks of developing the corresponding sphere.
Keywords: strategic planning, Russia in the global economy, ensuring economic security
Система стратегического планирования должна решать задачи встраивания России в глобальную экономику и обеспечения ее экономической безопасности [6, с. 282]. Благодаря разумному сочетанию механизмов стратегического планирования с инструментарием рыночной экономики обеспечено ускоренное и сбалансированное развитие экономики многих развивающихся и промышленно развитых стран; наблюдается тенденция к увеличению их удельного веса и влияния в различных сегментах мирового рынка. «Политика разумного протекционизма в сочетании с эффективной системой целеполагания является залогом укрепления конкурентных позиций и гарантией их экономической безопасности» [1, с. 76].
В результате отказа от инструментария макроэкономического планирования и абсолютизации механизмов рыночной экономики Россия утратила свои конкурентные позиции на мировом рынке, а ликвидация реорганизации системообразующих производств и сокращение производства стратегически важной продукции привели к ухудшению состояния ее экономической безопасности.
Без построения эффективной системы стратегического планирования решение этих проблем не представляется возможным. К настоящему времени она не создана: не приняты стратегия социально-экономического развития, стратегия пространственного развития и ряд других ключевых документов. Это снижает эффективность системы стратегического управления и решения проблем обеспечения экономической безопасности.
«Одним из реально работающих элементов системы стратегического планирования являются госпрограммы, каждая из которых призвана решать наиболее важные задачи развития соответствующей сферы» [3, с. 369]. Основополагающим постулатом разработки и реализации госпрограмм является оценка их эффективности. Однако в реализуемых госпрограммах отсутствуют показатели экономической и социальной эффективности, соответствующие установленным требованиям. Критерии эффективности госпрограмм представляются недостаточными для решения по существу проблем встраивания России в глобальную экономику, улучшения ее конкурентных позиций на мировом рынке и обеспечения ее экономической безопасности. Требуется корректировка методики оценки эффективности реализации госпрограмм и их направлений на основе унифицированной системы индикаторов и показателей. «Оценка эффективности реализации госпрограмм соответствующего направления должна дополняться системой качественных показателей, отражающих долю России в соответствующем сегменте мирового рынка, уровень и динамику их инновационности, высокотехнологичности, импортозамещающего и экспортоориентированного потенциалов, социальной эффективности» [2, с. 133].
Система целевых индикаторов (показателей) госпрограммы должна дать возможность оценить по существу прогресс в достижении целей и решении задач госпрограммы и обеспечить возможность проверки и подтверждения достоверности их достижения. «Система показателей госпрограмм предполагает их взаимодополняемость, сводящую к минимуму возможности манипулирования макроэкономическими индикаторами и показателями, используемыми для формальной оценки эффективности реализации госпрограмм» [4, с. 51].
Предлагается дополнительно включить в систему показателей госпрограмм следующие показатели:
- насыщенности, характеризующие средний уровень обеспеченности
экономики (населения) продукцией, работами, услугами, ресурсами, предусмотренными данной госпрограммой;
- доступности услуг, характеризующие степень охвата населения
услугами, предусмотренными данной госпрограммой;
- уровня удовлетворения потребностей в продукции (работах, услугах),
производимых в рамках данной;
- социальной эффективности;
- инновационности;
- технологичности;
- импортозамещающего потенциала;
- экспортно-ориентированного потенциала;
- удельного веса России на мировом рынке;
- позиции России в специальных мировых рейтингах.
«С точки зрения встраивания России в систему мировой экономики и укрепления ее конкурентных позиций на мировом рынке особую значимость представляют показатели ее удельного веса на мировом рынке и рейтинговые показатели, отражающие ее позиции в специальных мировых рейтингах» [5, с. 15].
Для включения в различные госпрограммы могут быть рекомендованы позиции России в следующих мировых рейтингах:
- индекс человеческого развития;
- индекс готовности к будущему;
- по уровню социального развития, процветания, доходов на душу
населения, продолжительности жизни, прямых иностранных инвестиций и др.
References:
2. Kozlova O.Yu. Strategic state planning as a tool for ensuring economic security in the country. In the collection: Economic Security of Russia: Challenges of the 21st Century Materials of an International Scientific and Practical Conference. open ed. I.A. Sushkova. 2016. P. 133.
3. Kuznetsova E.I. On the issue of state strategic planning in ensuring economic security. National security. 2014. No. 3 (32). P. 369.
4. Naumov S. N., Ekaterinovskaya M. A., Gretchenko A. A. On the issue of assessing the social effectiveness of state programs of the Russian Federation. Scientific and analytical journal Science and Practice of the Russian University of Economics G.V. Plekhanov. 2018. No4. (32). P. 51.
5. Raevsky S.V., Belyaevskaya the carpenter L.A., Romashin A.A. The problem of the continuity of strategic planning documents after the entry into force of the «Strategy for Economic Security of the Russian Federation for the period until 2030». Economics and management: problems, solutions. 2017. V.7. No. 12. P. 15.
6. Akhapkin N.Yu., Bilyak S.A., Bukhvald E.M., Vilensky A.V., Voloshin V.I., Gelvanovsky M.I., Goland Yu.M., Gorodetsky A.E., Gubin B.V., Ivanov E.A., Kazantsev S.V., Karavaeva I.V., Kolpakova I.A., Kurnova N.V., Lev M.Yu., Medvedev G.B., Nikiforov L .V., Obukhov O.I., Odintsova A.V., Pavlenko Yu.G. and others. Socio-economic conditions for the transition to a new model of economic growth. Moscow, 2017. Ser. Scientific thought.
Страница обновлена: 21.03.2025 в 03:51:52