Особенности региональной промышленной политики в области поддержки малого и среднего предпринимательства

Мезенцева Е.С.1
1 Институт экономики УрО РАН

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 4, Номер 3 (Июль-Сентябрь 2014)

Цитировать:
Мезенцева Е.С. Особенности региональной промышленной политики в области поддержки малого и среднего предпринимательства // Экономика, предпринимательство и право. – 2014. – Том 4. – № 3. – С. 49-64. – doi: 10.18334/epp.4.3.411.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=24399976
Цитирований: 17 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Предложен системный подход к оценке эффективности государственной поддержки малого предпринимательства, включающий следующие направления: оценка показателей развития малого предпринимательства в обрабатывающих производствах на территории региона; оценка конкурентоспособности предприятий указанного сектора, на повышение которой направлена промышленная политика; оценка институциональной среды, способствующей развитию малого предпринимательства и формируемой в результате реализации промышленной политики, – на базе институциональных контуров; а также оценка эффекта от реализации отдельных инструментов промышленной политики в области поддержки малого предпринимательства. Проведен анализ динамики развития малого предпринимательства, анализ законодательной базы в сфере поддержки малого предпринимательства в Свердловской области в сравнении с РФ и регионами УрФО. Выявлены тенденции и сделаны рекомендации по совершенствованию государственной поддержки малого предпринимательства и формированию институциональной среды, которая будет способствовать повышению предпринимательского потенциала региона.

Ключевые слова: конкурентоспособность, малое и среднее предпринимательство, промышленная политика, эффективность, институциональный контур



Малое предпринимательство в современных условиях превращается, по нашему мнению, в особый сектор экономики, являющийся открытой сложной организационно-хозяйственной системой. Его стратегия развития должны быть составным элементом стратегии регионального экономического развития.

Положение малых предприятий в значительной мере определяется внешней средой. В совокупности важнейших для малых предприятий элементов внешней среды особое место занимают институциональные. Сложившаяся институциональная среда в разных регионах России имеет существенные особенности, влияющие на развитие малого предпринимательства. Такую среду в значительной мере определяют институты государственной и муниципальной поддержки малого предпринимательства. В своей работе мы рассматриваем вопрос поддержки малого предпринимательства в рамках промышленной политики, то есть исследования сосредоточены на производственном малом предпринимательстве.

Малые предприятия обладают рядом особенностей, которые определяют их роль в осуществлении экономических преобразований, и соответственно, важность промышленной политики в области малого предпринимательства. В частности, малый бизнес обладает большим адаптационным потенциалом по поводу использования новых технологий и производства новых товаров и услуг; высокая эффективность деятельности малого бизнеса обеспечивается благодаря научно-техническому прогрессу, в том числе, обуславливающему минимизацию средств производства; вследствие узкоспециализированного производства на малых предприятиях достигается более высокая производительность труда.

В развитых странах содействие развитию малого предпринимательства является важнейшим направлением государственной промышленной политики. Эти страны рассматривают малый бизнес не только с точки зрения трудоустройства значительной части населения (в отдельных случаях занятость в этой сфере составляет до 90% трудоспособного населения), но и с индикативных позиций. Так, состояние малого предпринимательства – это частный показатель общей ситуации в экономике, отражающий изменения хозяйственной конъюнктуры, характер банкротств и образования новых компаний. Уровень развития малого предпринимательства в России, и в частности, в УрФО, значительно уступает показателям развитых стран. Доля малого бизнеса в ВВП развитых стран составляет 50-60%. В РФ – не более 20%. Сектор малых предприятий является основой европейской промышленности. В нем создается около 60% добавленной стоимости всей промышленности [1].

В зарубежных странах государственные инициативы в области промышленной политики носят, в основном, межотраслевой характер, нацелены на решение общих для компаний разных отраслей проблем, имеют целью повышение их конкурентоспособности [2].

Формирование промышленной политики на федеральном и региональном уровнях является важнейшей составляющей современного этапа реформирования промышленности. В его процессе государство осуществляет управление как отдельными отраслями и предприятиями, так и рыночной средой, в которой они функционируют, целью чего является повышение коммерческой и бюджетной эффективности промышленного комплекса в целом и отдельных его элементов. Результатом промышленной политики должно стать формирование и эффективное функционирование элементов промышленного комплекса, необходимых для промышленного развития. Они включают в себя: конкурентную среду, институциональную инфраструктуру, а также промышленные предприятия, адаптированные к этой среде.

Применительно к малому предпринимательству речь будет идти об институциональной среде и инфраструктуре поддержки малого бизнеса. Ее мы предлагаем оценивать с помощью институциональных контуров. Важнейшей же характеристикой для малых предприятий становится их адаптивность. Промышленная политика направлена, в первую очередь, на формирование и развитие эффективных конкурентоспособных предприятий, способных вносить вклад в социально-экономическое развитие региона в соответствии со стратегическими направлениями, формируемыми государством. Применительно к сфере малого предпринимательства нами предлагается методика оценки конкурентоспособности предприятий, которая будет рассмотрена ниже.

Таким образом, системная оценка эффективности промышленной политики в сфере малого предпринимательства, по нашему мнению, должна включать следующие направления (рис.1):

- оценка институциональной среды развития малого производственного бизнеса;

- оценка конкурентоспособности малых производственных предприятий;

- обоснование системы показателей, характеризующих общую эффективность развития малого промышленного предпринимательства в регионе;

- оценка эффекта от реализации отдельных инструментов промышленной политики в области поддержки малого промышленного предпринимательства.

Рис. 1. Системная оценка эффективности промышленной политики в сфере малого предпринимательства

Нами предлагается подход к анализу институциональной среды развития системы малого предпринимательства, основанный на построении институционального контура. Для исследования влияния институциональных факторов на развитие малого бизнеса продуктивным, по мнению О.А. Романовой и Н.Н. Беспамятных [3], является использование концепции институциональных матриц, разработанной в рамках исследований Новосибирской экономико-социологической школы (Кирдина С.Г. [4]). Нами для оценки институциональной среды предлагается использовать понятие институционального контура, которое является развитием понятия институциональной матрицы. Институциональный контур, по нашему мнению [5], представляет собой совокупность трех групп институтов – экономических, политических и идеологических – в системе малого предпринимательства конкретной территории, которые способствуют интеграции малых предприятий в сети тесно взаимосвязанных промышленных и инновационных систем, и позволяют соотнести их с приоритетными целями социально-экономического развития региона.

В частности, нами сформирован институциональный контур функционирования и развития малого производственного предпринимательства г. Екатеринбурга (см. рис.2). Рис. 2. Институциональный контур функционирования и развития малого производственного предпринимательства г. Екатеринбург

Одним из важнейших вопросов, возникающих при формировании системы поддержки малого предпринимательства со стороны органов власти, является построение системы показателей, характеризующих общую эффективность развития малого предпринимательства в регионе. Следует отметить, что в настоящее время не осуществляется комплексная оценка вклада малого бизнеса в экономику регионов РФ. Некоторые сложности с оценкой обусловлены особенностями отчетности малых предприятий. Опыт получения оценок эффективности развития малого предпринимательства на основе реально доступной информации указывает на необходимость учета ряда дополнительных факторов:

- необходимость соответствия системы оценки специфике деятельности субъектов малого предпринимательства и предоставляемой ими отчетности;

- возможность измерения эффективности сектора в экономике региона.

Нами предлагается система основных показателей, характеризующих состояние малого предпринимательства региона, которая состоит из 4 групп (интегральные, усредненные, дифференциальные и удельные). Подробнее эта система описана в статье Татаркина А.И., Романовой О.А., Мезенцевой Е.С. (2010 г.) [6]. В системе показателей выделены показатели, которые могут быть рассчитаны на основе различных источников данных: официальной статистики; бухгалтерской отчетности малых предприятий; или из обоих источников.

Далее, следует оценить эффективность развития и вклад малого производственного бизнеса в экономику региона и в показатели развития малого предпринимательства в целом (см. табл.). Под производственным бизнесом понимаются предприятия, относящиеся к виду деятельности «обрабатывающие производства».

Табл. Основные показатели развития малого предпринимательства в обрабатывающих производствах региона

Группа
показателей
Класс показателей
Интегральные
Усредненные
Дифференциальные
Удельные
Показатели масштаба развития малых производственных предприятий (МП обр.пр.)
1. Количество МП в обрабатывающих производствах (МП обр.пр.):


Доля количества МП в обрабатывающих производствах в общем кол-ве МП региона
2. Суммарная выручка МП обр.пр. от реализации продукции, работ, услуг
Средняя выручка МП обр.пр. (в расчете на одно предприятие):
Распределение МП обр.пр. по выручке
Доля МП обр.пр. в общей выручке МП региона
3. Суммарная стоимость активов МП обр.пр.
Средняя стоимость активов МП обр.пр.
Распределение МП обр.пр. по стоимости активов
Доля МП обр.пр. в стоимости активов МП региона
4. Суммарная стоимость основных средств МП обр.пр.
Средняя стоимость основных средств МП обр.пр.
Распределение МП обр.пр. по стоимости основных средств
Доля МП обр.пр. в общей стоимости основных средств МП региона
Показатели эффективности функционирования малых предприятий
1. Суммарная валовая прибыль МП обр.пр.
Средняя валовая прибыль на 1 руб. выручки МП обр.пр.
Распределение МП обр.пр. по валовой прибыли на 1 руб. выручки
Доля МП обр.пр. в валовой прибыли МП региона
2. Суммарная прибыль от продаж МП обр.пр.
Средняя рентабельность продаж МП обр.пр.
Распределение МП обр.пр. по рентабельности продаж
Доля МП обр.пр. в прибыли от продаж МП региона
3. Суммарная налогооблагаемая прибыль МП обр.пр.
Средняя рентабельность продукции МП обр.пр.
Распределение МП обр.пр. по рентабельности продукции
Доля МП обр.пр. в налогооблагаемой прибыли МП региона
4. Суммарная чистая прибыль МП обр.пр.
Средняя рентабельность активов МП обр.пр.
Распределение МП обр.пр. по рентабельности активов
Доля МП обр.пр. в чистой прибыли МП региона
Средняя чистая прибыль на 1 руб. выручки МП обр.пр.
Распределение МП обр.пр. по чистой прибыли на 1 руб. выручки
5. Суммарные инвестиции МП обр.пр. в основной капитал
Среднее отношение инвестиций к основному капиталу
Распределение МП обр.пр. по величине отношения инвестиций к основному капиталу
Доля МП обр.пр. в объеме инвестиций МП региона
Показатели вклада малого предпринимательства в социально-экономическое развитие региона
1. Суммарная численность работников МП обр.пр.
Средняя численность работников МП обр.пр.

Доля занятых на МП обр.пр. в общей занятости на МП в регионе
2. Суммарный фонд заработной платы работников МП обр.пр.
Средняя зарплата работников МП обр.пр. (в расчете на 1 работника)
Распределение МП обр.пр. по доле фонда зарплаты в выручке
Доля МП обр.пр. в суммарном фонде зарплаты МП региона
3. Суммарный вклад МП обр.пр. в ВРП: ВРПМПобр.пр.
Средний вклад МП обр.пр. в ВРП
Распределение МП обр.пр. по вкладу в ВРП
Доля МП обр.пр. в ВРП
4. Суммы налоговых платежей МП обр.пр. в федеральный, региональный, местный бюджеты, во внебюджетные фонды
Средняя сумма налоговых платежей МП обр.пр. в бюджеты, во внебюджетные фонды

Доля МП обр.пр. в налоговых платежах МП региона в бюджеты, во внебюджетные фонды

Указанные показатели можно конкретизировать для отдельных видов деятельности раздела обрабатывающих производств и для сравнения вклада малого и крупного бизнеса в тот или иной вид экономической деятельности.

Для повышения эффективности развития малого предпринимательства необходимо выявление приоритетных направлений развития и разработка соответствующих мер государственной поддержки. Актуальной является разработка методики оценки эффективности деятельности предприятий, как со стороны самих предприятий в целях формирования более эффективной политики развития, так и со стороны областных органов власти в целях отбора приоритетных предприятий для оказания различных видов поддержки.

Активизация региональной промышленной политики возможна на основе дифференцированной поддержки в соответствии с группами классификации малых предприятий по уровню конкурентоспособности. За счет применения такой методики будет возможно проведение качественного анализа деятельности предприятия, его сильных и слабых сторон, определение рейтинга предприятия среди других предприятий региона, что позволит повысить эффективность управления развитием малых предприятий и предложить эффективную политику их государственной поддержки.

В целом, государственную поддержку малого предпринимательства можно оценить по следующим показателям:

- Расходы консолидированного бюджета на реализацию государственной поддержки малого предпринимательства в регионе в расчете на одного жителя;

- Доля малых предприятий, получивших поддержку в рамках реализации государственных программ развития субъектов малого предпринимательства, в общем количестве малых предприятий в регионе;

- Объем поручительств и гарантий фондов поддержки, специализированных гарантийных фондов, выданных малым предприятиям, в расчете на одно малое предприятие;

- Доля малых предприятий, пользующихся льготной арендой;

- Доля малых предприятий, реализовавших преимущественное право на выкуп помещений;

- Доля государственных и муниципальных закупок у субъектов малого предпринимательства;

- Удельное число проверок (плановых и внеплановых) на одно малое предприятие;

- Соотношение плановых и внеплановых проверок.

В рамках оценки результативности промышленной политики в отношении малого предпринимательства, следует оценивать указанные показатели для малых предприятий, чья деятельность относится к сфере «обрабатывающие производства».

Промышленную политику в отношении малого предпринимательства необходимо оценивать на предмет ее комплексности, т.е. реализации в регионе наиболее полного набора мер, ориентированных на поддержку малого производственного бизнеса. Система региональной поддержки малого производственного бизнеса должна включать следующие направления:

- поддержка производителей инновационной продукции, венчурного бизнеса;

- поддержка и развитие кооперации крупного и малого бизнеса;

- поддержка промышленных и инновационных кластеров;

- создание промышленных и технопарков;

- компенсация затрат, связанных с приобретением оборудования в целях модернизации производства;

- субсидирование лизинга;

- субсидирование части затрат на приобретение оборудования и на уплату процентов по инвестиционным кредитам;

- субсидирование части затрат на технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства, части затрат на повышение энергоэффективности производства.

Необходимо определить, существуют ли и в каком виде указанные направления поддержки малого производственного бизнеса в регионе.

Далее, для каждого инструмента государственной поддержки малого предпринимательства необходимо оценить эффект. Он выражается в объемных, денежных показателях, количестве поддержанных предприятий, проектов, созданных объектов инфраструктуры и так далее. То есть, например, для инструмента «льготные инвестиционные кредиты» – сколько, на какую сумму было выдано за год производственным предприятиям.

В рамках оценки элементов промышленной политики, осуществляемой в отношении малого предпринимательства в Свердловской области, был проведен анализ динамики развития малого предпринимательства, анализ законодательной базы в сфере поддержки малого предпринимательства в Свердловской области в сравнении с РФ и регионами УрФО, сформированы институциональный контуры малого предпринимательства Свердловской области.

Проведенные нами исследования показали, что развитие малого предпринимательства в УрФО с 2000 г. характеризовалось положительной динамикой по большинству экономических показателей. Наиболее эффективно малое предпринимательство развивается в Свердловской области (рис. 3-5 [7]).

Рис. 3. Число малых предприятий (юр.лиц) по регионам УрФО (на конец года), тысяч

Число малых предприятий с 2000 г увеличилось почти в 4 раза. В 2013 г. число малых предприятий в Свердловской области составило 81,7 тыс. Рост среднесписочной численности занятых на малых предприятиях Свердловской области (рис.4) наблюдается на протяжении всех последних лет, однако в 2013 г. он несколько замедлился и достиг 399,4 тыс. человек.

Рис. 4. Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), занятых на малых предприятиях (юр. лицах), тысяч человек

Рис. 5. Оборот малых предприятий (юр. лиц), млрд рублей

Более высокий уровень развития малого предпринимательства в Свердловской области по сравнению с другими регионами УрФО, по нашему мнению, объясняется, в том числе, развитой системой поддержки и ее комплексным характером.

Развитие малого предпринимательства в Свердловской области осуществляется на основе программно-целевого метода. Начиная с 2009 г., объем средств, выделенных из бюджета Свердловской области на развитие сферы малого предпринимательства в Свердловской области, увеличился в 1,66 раза (в 2009 году – 180,5 млн. руб.; в 2010 г. – 293,75 млн. руб.; в 2011 г. – 300,0 млн. руб., в 2014 г. планируется 350,6 млн. рублей). Это максимальное количество средств на реализацию программ поддержки малого предпринимательства среди всех субъектов РФ, входящих в УрФО.

В обрабатывающих производствах Свердловской области осуществляли деятельность в 2008 году 2637 субъектов малого предпринимательства, в 2009 году – 5841, в 2010 году – 5865, в 2011 году – 6700, в 2012 году – 7100. Таким образом, с 2008 года количество субъектов малого предпринимательства по виду деятельности «Обрабатывающие производства» возросло в 2,7 раза. При этом доля малых предприятий, занятых в обрабатывающих производствах остается довольно низкой – меньше 10% (рис. 6 [8]). Доля занятых на малых предприятиях обрабатывающих производств в 2012 г. Составляла 14,4%, доля оборота – 9,1%. Подавляющее количество малых предприятий сосредоточено в сфере оптовой и розничной торговли.

Рис. 6. Распределения числа малых предприятий по видам экономической деятельности в Свердловской области в 2012 г.

Несмотря на общую положительную динамику, в ближайшие годы, по мнению экспертов, высоких темпов роста малого предпринимательства ждать не следует. Кроме того, по ряду показателей эффективность деятельности малых предприятий не увеличивается. Так, мала их доля в объеме прибыли и инвестиций всех предприятия области, очень низкой остается инновационная активность малых предприятий. При росте количества малых предприятий стоит вопрос об их качестве. По нашему мнению, те факторы, по которым сегодня оценивается результативность и эффективность малого бизнеса – количественные показатели, указанные выше – являются недостаточными. Необходим качественный анализ. Для правильного понимания перспектив малых форм хозяйствования в регионе и формирования инструментов их поддержки важна правильная оценка такого качественного фактора, как степень зрелости малого бизнеса. Важность этого фактора в том, что осуществляемая политика поддержки должна быть перспективной, но не должна значительно опережать ту реальную стадию развития (зрелости) малого предпринимательства, на которой он находится.

Таким образом, методика оценки эффективности государственной промышленной политики в сфере малого предпринимательства имеет свои особенности, учитывающие специфику малого бизнеса и инструментов его поддержки. Она должна включать, по нашему мнению, несколько блоков: оценка показателей развития малого бизнеса в обрабатывающих производствах на территории региона; оценка конкурентоспособности предприятий указанного сектора, на повышение которой направлена промышленная политика; оценка институциональной среды, способствующей развитию малого предпринимательства и формируемой в результате реализации промышленной политики, – на базе институциональных контуров; а также оценка эффекта от реализации отдельных инструментов промышленной политики в области поддержки малого предпринимательства.

[1] Исследования Национального института системных исследований проблем предпринимательства. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nisse.ru/business/article/?curPos=0. (дата обращения 21.11.2013 г.)

[2]Кондратьев В. Государство и корпорации в стратегии глобальной конкурентоспособности // Международные процессы. Журнал теории международных отношений и мировой политики. URL: http://www.intertrends.ru/twelfth/002.htm (дата обращения 11.08.2014).

[3] Романова О.А., Беспамятных Н.Н. Региональный контур развития малого предпринимательства // Вестник УГТУ-УПИ. Серия «Экономика и управление». – 2004. – №4. – С.81-88.

[4] Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России. – М.: ТЕИС, 2000. – 213 с.

[5] Мезенцева Е.С. Особенности формирования институциональных контуров развития малого бизнеса на территориях Свердловской области // Экономика региона. – 2008. – №4. – С.204-212.

[6] Татаркин А.И., Романова О.А., Мезенцева Е.С. Адаптационные стратегии малого и среднего бизнеса в кризисных и посткризисных условиях // Экономика. Налоги. Право. – 2010. – №2. – С.45-56.

[7] Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012: Стат. сб. / Росстат. - М., 2013; 2013 г. – рассчитано по Институциональные преобразования в экономике. Официальная статистика Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/reform/#

[8] Расчет по данным Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012: Стат. сб. / Росстат. - М., 2013.


Источники:

1.Институциональные преобразования в экономике. Официальная статистика Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/reform/#(дата обращения 14.08.2014).
2.Исследования Национального института системных исследований проблем предпринимательства. [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.nisse.ru/business/article/?curPos=0. (дата обращения 21.11.2013 г.).
3.Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России. –М.: ТЕИС, 2000. –213 с.
4. Кондратьев В. Государство и корпорации в стратегии глобальной конкурентоспособности // Международные процессы. Журнал теории международных отношений и мировой политики[Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.intertrends.ru/twelfth/002.htm(дата обращения 11.08.2014).
5. Мезенцева Е.С. Особенности формирования институциональных контуров развития малого бизнеса на территориях Свердловской области // Экономика региона. –2008. –No4. –С.204–212.
6.Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012: Стат. сб. / Росстат. М., 2013.
7.Романова О.А., Беспамятных Н.Н. Региональный контур развития малого предпринимательства // Вестник УГТУ-УПИ. Серия «Экономика и управление». –2004. –No4. –С.81–88.
8. Татаркин А.И., Романова О.А., Мезенцева Е.С. Адаптационные стратегии малого и среднего бизнеса в кризисных и посткризисных условиях // Экономика. Налоги. Право. –2010. –No2. –С.45–56.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 17:04:56