Модель создания региональных фондов и других финансовых институтов для реализации региональной программы развития предпринимательства в сфере услуг

Санин И.И.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7 (43), Июль 2003
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Прямые региональные бюджетные дотации, направляемые на развитие предприятий малого предпринимательства в настоящее время практически невозможны, как из-за дефицитности региональных бюджетов, так и по причине значительной разнородности и слабой интеграции самой сферы малого предпринимательства. Даже дотации через фонд поддержки предпринимательства по мере их продвижения к непосредственному получателю чаще всего кончаются постепенным вымыванием средств. Возможно, более эффективным окажется финансирование через специальный банк поддержки малого бизнеса в виде кредитов на низкопроцентной или беспроцентной долгосрочной основе. Это, во-первых, повысило бы реальность использования каждого дотационного рубля (так как, поступив на баланс банка, каждый рубль будет учтен), во-вторых, сделало бы дотации более доступными для каждого малого предприятия (а не только для члена фонда), и, наконец, создало бы основу возврата бюджетных средств.

Ключевые слова: развитие предпринимательства, сфера услуг, региональная экономика



Прямые региональные бюджетные дотации, направляемые на развитие предприятий малого предпринимательства в настоящее время практически невозможны, как из-за дефицитности региональных бюджетов, так и по причине значительной разнородности и слабой интеграции самой сферы малого предпринимательства. Даже дотации через фонд поддержки предпринимательства по мере их продвижения к непосредственному получателю чаще всего кончаются постепенным вымыванием средств. Возможно, более эффективным окажется финансирование через специальный банк поддержки малого бизнеса в виде кредитов на низкопроцентной или беспроцентной долгосрочной основе. Это, во-первых, повысило бы реальность использования каждого дотационного рубля (так как, поступив на баланс банка, каждый рубль будет учтен), во-вторых, сделало бы дотации более доступными для каждого малого предприятия (а не только для члена фонда), и, наконец, создало бы основу возврата бюджетных средств.

Создаваемые в целях поддержки малого бизнеса фонды могут столкнуться с проблемами осуществления банковских операций как при выдаче кредитов и обязательств малым предприятиям ‑ членам фонда, так и при кредитовании с целью прибыльного размещения средств. По закону о банках и банковской деятельности на проведение отдельных видов банковских операций надо получать лицензию Центрального Банка. Это связано с тем, что проведение такого рода операций, во-первых, влечет за собой повышенный риск, отражающийся на ликвидности баланса, и, во-вторых, влияет на денежное обращение.

Создание специального регионального банка поддержки малого бизнеса потребует определенного времени. Поэтому для повышения вероятности получения малыми предприятиями льготных кредитов, целесообразно создать систему компенсаций высоких процентов по кредитам коммерческих банков, которая не должна быть унифицированной (т.е. доступной для всех предприятий) и безусловной (т.е. гарантировать получение компенсаций). Но в любом случае можно предвидеть некоторое снижение «сопротивляемости» малого предпринимательства при завышении коммерческими банками процентных ставок, так как получателями компенсационных сумм будут сами предприятия.

В настоящее время единственно реальным и во многом необходимым шагом на пути создания малому бизнесу определенных льгот при кредитовании является исключение из облагаемой налогом прибыли той ее части, которая связана с выплатой процентов по кредитам (в первый год работы).

Вообще же речь должна идти о выработке экономической стратегии создания не столько льготных, сколько равных условий для получения кредитов малыми предприятиями в коммерческих банках. Дело в том, что обращение за ссудой происходит чаще всего в начале деятельности малого предприятия. Коммерческий банк в этом случае волнует не статус предприятия или сумма запрашиваемого кредита, а гарантии возврата ссуды, т.е. наличие у заемщика каких-либо предварительных накоплений, исходного собственного капитала или других гарантированных источников дохода (помимо той деятельности, на развитие которой направлен кредит). Предоставление же кредита на «нулевом» этапе развития малого предприятия является для банка малопривлекательным.

Необходимо создать следующие финансовые институты, обеспечивающие поддержку предпринимательства:

1. Ипотечный банк малого предпринимательства.

Цель создания ‑ объединение материальных, трудовых, финансовых и интеллектуальных ресурсов для развития рынка кредитного (залогового) капитала и извлечение прибыли в порядке и на условиях, определяемых действующим законодательством.

Для реализации своих задач залоговое общество проводит следующую работу:

— аккумулирует залоговые обязательства юридических и физических лиц и на сумму этих обязательств осуществляет выпуск собственных ценных бумаг;

— выдает залогодателям ссуды в виде пакета собственных ценных бумаг;

— обеспечивает обращение собственных ценных бумаг и погашение их в соответствии с условиями выпуска;

— осуществляет консультационное, методическое и юридическое обеспечение общей технологии выпуска, обращения и погашения собственных ценных бумаг;

— гарантирует соблюдение прав залогодателя в соответствии с законодательством России;

— содействует созданию других кредитных обществ и объединению их в ассоциацию с единой программой действий.

2. Тендерный центр малого предпринимательства.

Цель создания — объединение материальных, финансовых и интеллектуальных средств для развития рынка движимого и недвижимого имущества, развития залогового механизма и извлечения прибыли в порядке и на условиях, определенных действующим законодательством.

Для достижения своих задач центр выполняет следующие мероприятия:

— устанавливает порядок оценки имущества залогодателей;

— оценивает недвижимое и другое имущество на основе существующих и создаваемых методик;

— проверяет наличие, состояние и условия хранения предмета залога, требует от залогодателя принятия мер, необходимых для сохранения предмета залога;

— определяет общий порядок проведения аукционов и торгов, условия участия в них покупателей, порядок расчетов, а также процедуру оформления прав собственности на продаваемые объекты в соответствии с действующим законодательством;

— проводит аукционы, торги по продаже имущества;

— создает сеть агентов по продаже движимого и недвижимого имущества;

— проводит всестороннюю рекламную политику для осуществления своих целей.

3. Страховая компания малого предпринимательства.

Цель создания — объединение материальных, трудовых, финансовых и интеллектуальных средств учредителей для развития сферы страховых услуг, повышающих надежность залогового механизма, а также извлечение прибыли в порядке и на условиях, определяемых действующим законодательством.

Страховая фирма осуществляет:

— повышение эффективности страховых операций;

— страхование предприятий негосударственного' сектора экономики на случай ликвидации предприятия;

— страхование имущества и имущественных интересов от отдельных рисков и по полному пакету рисков;

— страхование кредитного имущества (риск непогашения кредита заемщиком);

— страхование ценных бумаг (риск падения стоимости от номинала либо неполучения оговоренного в полисе дивиденда);

— страхование малых строительных организаций от консервации строящихся объектов;

— страхование ценовых рисков;

— оказание иных услуг в сфере страхования с учетом пожеланий клиента.

4. Депозитная компания малого предпринимательства.

Цель депозитария — создание необходимых условий для обращения ценных бумаг, позволяющих обеспечить учет безналичных выпусков кредитных билетов и других ценных бумаг.

Для осуществления этой цели депозитарий предоставляет следующие услуги:

— ведет по поручению эмитентов реестры владельцев ценных бумаг;

— открывает и ведет счета владельцев кредитных билетов и других ценных бумаг;

— ведет учет движения ценных бумаг на счетах клиентов при осуществлении ими сделок купли-продажи;

— предоставляет необходимую информацию по запросу клиентов малого предпринимательства об их счетах;

— осуществляет в интересах клиентов достоверную передачу информации в другие депозитарии, обеспечивая доступ к региональным рынкам ценных бумаг.

5. Инвестиционная компания малого предпринимательства.

Цель создания — объединение материальных, трудовых, финансовых и интеллектуальных средств для развития рынка ценных бумаг и извлечение прибыли в порядке и на условиях, определяемых действующим законодательством.

Инвестиционная компания проводит следующую работу:

— осуществляет функции посредника на рынке ценных бумаг, выполняет посреднические функции при купле-продаже ценных бумаг за счет и по поручению клиента;

— оказывает консультационные услуги по поводу выпуска и обращения ценных бумаг;

— организует выпуск ценных бумаг и выдает гарантии по их размещению в пользу третьих лиц;

— вкладывает средства в ценные бумаги, осуществляет куплю - продажу от своего имени и за свой счет, в том числе, путем котировки ценных бумаг (объявляет на кредитные билеты «цену продавца» и «цену покупателя», по которым инвестиционная компания обязуется их продавать и покупать);

— выполняет функции трастовой компании, осуществляет доверительное управление капиталами клиентов. С помощью менеджеров траст-отдела управляет имуществом и наследством, представляет интересы клиентов — держателей акций на собраниях акционеров;

‑ осуществляет подготовку и проведение санации предприятия.

6. Муниципальный банк малого предпринимательства.

Цель создания — объединение материальных, финансовых и интеллектуальных средств для обеспечения эффективной работы малых предприятий, создание финансовой инфраструктуры и извлечение прибыли в порядке и на условиях, определяемых действующим законодательством.

Муниципальный банк выполняет следующие функции:

— осуществляет финансовую поддержку предпринимательства;

— обеспечивает денежное обращение и предоставление услуг предприятиям малого предпринимательства;

— выпускает муниципальные займы и кредитует целевые социальные программы развития предпринимательства;

— работает по более низким кредитным ставкам, чем коммерческие банки;

— принимает к учету ценные бумаги и выполняет все операции с ними;

— поддерживает ликвидность кредитных билетов.

С целью повышения заинтересованности банка в кредитовании малого бизнеса необходимо создать соответствующую систему гарантий. Одним из главных гарантов по кредитам для малого бизнеса должны стать органы государственной власти регионов, а также органы местного самоуправления. Конкретным юридическим лицом, выдающим такого рода гарантии, может быть специальный банк, о котором сказано выше. Гарантом по кредитам для малых предприятий должен быть фонд поддержки предпринимательства.

Кроме таких банков и фондов, весьма эффективным представляется создание самими малыми предприятиями локальных обществ взаимного кредитования и страховых компаний. Целесообразно также организовать ипотечное кредитование. В создании центра такого кредитования могут участвовать органы государственной власти регионов, органы местного самоуправления, коммерческие банки (в том числе, банк малого предпринимательства), фонд поддержки предпринимательства. Однако для широкого развития ипотечного кредитования необходимы специальные федеральные законы.

Несомненно, большую роль в укреплении кредитной системы (не только в отношении предпринимателей) сыграло бы законодательное закрепление и развитие системы залогового права. Включение в ее состав всех возможных видов залога и прав (на аренду сооружений, зданий, оборудования и т.п., права на владение и пользование землей, права на использование научных и практических результатов открытий и изобретений и т.д.) позволило бы многим малым предприятиям на начальной стадии своей работы получать необходимые кредиты под залог имеющихся у них имущества и прав, которые в настоящее время еще не признаны в качестве одного из видов начального капитала.

Однако рассчитывать на рисковые кредиты со стороны коммерческих банков не приходится. Большинство предпринимателей не смогли бы решить свои проблемы с помощью заемного капитала даже при условии его достаточного объема, так как сама природа кредитных средств (в первую очередь, их возвратность и необходимость выплаты процентов уже в течение первого года) делает невозможным свободное маневрирование ими в целях развития данного предпринимательства.


Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:48:39