Совершенствование системы налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц на примере Амурской области
Шкарпеткина Е.Е.1, Шелепова Н.В.1
1 Амурский государственный университет, Россия, Благовещенск
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 16, Номер 7 (Июль 2022)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49231925
Аннотация:
В статье проведен анализ налогообложения доходов физических лиц в Амурской области и определены пути совершенствования налогообложения налога на доходы физических лиц на примере Амурской области. Проанализирована доходная часть областного бюджета 2019-2021гг., а также предоставляемые налогоплательщикам налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц. Налог на доходы физических лиц носит социальный характер, так как уплачивается с доходов населения и напрямую влияет на их благосостояние. Исходя из этого предложено увеличить некоторые налоговые вычеты. При этом налоговые доходы области будут продолжать расти благодаря росту поступлений от других налоговых платежей. Актуальность предложенного мероприятия заключается в том, что благодаря этому вырастет доля реальных доходов населения, и, как следствие, увеличится уровень жизни граждан.
Ключевые слова: налог на доходы физических лиц, доходы бюджета, налоговые вычеты, Амурская область
JEL-классификация: H21, H22, H24
Введение
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) уплачивается за счет доходов населения и является самым распространённым налогом в мировой практике [4; 10, с. 383-390]. Он находится в центре налоговой системы, так как является одним из главных источников формирования доходной части бюджетной системы [11, с. 559-574]. Следует заметить, что налог на доходы физических лиц носит социальный характер: он напрямую влияет на уровень реальных доходов населения, значит, оказывает влияние на уровень жизни граждан. В этом заключается актуальность данной темы.
На уровень поступлений от налога на доходы физических лиц влияют несколько факторов: размер налоговой базы, величина процентных ставок по различным видам доходов и налоговые льготы, применяемые для основной налоговой ставки по НДФЛ [8, с. 18-20].
Целью работы является оптимизация налогообложения доходов физических лиц в Амурской области путем совершенствования системы налоговых вычетов для обеспечения поддержки населения в связи со сложившейся экономической ситуацией в стране (последствия COVID-19, санкции и т. д.).
Объектом исследования является налогообложение доходов физических лиц в Амурской области, предметом – подходы к совершенствованию системы налоговых вычетов на данному виду налога.
Предоставляемые налогоплательщикам вычеты напрямую влияют на сумму уплачиваемого налога на доходы физических лиц, так как налог уменьшается на сумму вычетов [6, с. 40-42].
В данной статье предлагается изучить динамику и структуру налоговых поступлений в доходы бюджета Амурской области за последние три года, чтобы определить бюджетообразующие налоги в области. А также динамику сумм налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц и количество физических лиц, которым предоставлялись те или иные вычеты [5, с. 409-410] для выявления категорий вычетов, которые необходимо оптимизировать.
На основании темпов прироста трех предшествующих периодов находится средний темп прироста по каждому виду налоговых доходов области и прогнозируются доходы бюджета Амурской области на три последующих года. Таким же образом прогнозируются предоставляемые налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц (при прочих неизменных условиях – налоговой базы, ставки и самого размера вычета). Затем прогнозируются социальные налоговые вычеты на медицинские услуги и на социальные вычеты на взносы по договору негосударственного пенсионного страхования и дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию при увеличении данных видов вычетов со 120 000 рублей (максимальная сумма при этом составляет 15 600 руб.) до 200 000 руб. (максимальная сумма при этом будет равна 26 000 руб.) при прочих равных условиях. Таким образом, средний темп прироста физических лиц, которым предоставляются данные налоговые вычеты умножается на предполагаемую увеличенную сумму налоговых вычетов, которые в свою очередь отнимаются от поступления налоговых доходов от уплаты налога на доходы физических лиц.
1. Оценка динамики и структуры налоговых поступлений в доходы бюджета Амурской области в 2019-2021 гг.
Рассмотрим динамику и структуру доходной части Консолидированного бюджета Амурской области [1, с. 212]. Для анализа нагляднее всего рассчитанные показатели представить в табличном виде (таблица 1).
Таблица 1 - Анализ динамики налоговых поступлений в доходы бюджета Амурской области в 2019-2021гг.
Показатель
|
2019
год
|
2020
год
|
2021
год
|
Абсолютное
изменение, млн. руб.
|
Относительное
изменение, %
| ||
2020
к 2019
|
2021
к 2020
|
2020
к 2019
|
2021
к 2020
| ||||
налог на прибыль
организаций
|
13
195
|
15
318
|
15
883
|
+2
123
|
+565
|
+16,1
|
+3,69
|
налог на доходы с
физических лиц
|
24
524
|
26
841
|
22
220
|
+2
317
|
-4 621
|
+9,4
|
-17,22
|
акцизы по подакцизным
товарам (продукции)
|
3
455
|
3
463
|
3
946
|
+8
|
+483
|
+0,2
|
+13,95
|
налоги на совокупный
доход
|
3
319
|
3
274
|
3
127
|
-45
|
-147
|
-1,4
|
-4,49
|
налоги на
имущество
|
10
866
|
15
826
|
13
264
|
+4
960
|
-2 562
|
+45,6
|
-16,19
|
налоги, сборы и
регулярные платежи за пользование природными ресурсами
|
1
570
|
2
873
|
3
135
|
+1
303
|
+262
|
+83
|
+9,12
|
доходы от использования
имущества, находящегося в гос. и мун. собственности
|
1
354
|
1
468
|
1
277
|
+114
|
-191
|
+8,4
|
-13,01
|
платежи за
пользование природными ресурсами
|
331
|
293
|
343
|
-38
|
+50
|
-11,5
|
+17,06
|
безвозмездные поступления
|
22
168
|
34
012
|
41
102
|
+11
844
|
+7 090
|
+53,4
|
+20,85
|
Итого доходов:
|
83
459
|
105
151
|
104
297
|
+21
692
|
-854
|
+26
|
-0,81
|
Таким образом, из данных таблицы можно сделать вывод о том, что на протяжении исследуемого периода доходы консолидированного бюджета Амурской области изменялись разнонаправленно: в 2020 году по сравнению с 2019 годом увеличились на 26 % (21 692 млн. руб.), в 2021 году по сравнению с 2020 годом снизились на 0,81 % (854 млн. руб.).
Также можно заметить, что в 2020 году по сравнению с 2019 годом значительно увеличились поступления от налога на прибыль организаций - на 2 123 млн. рублей (16 %), от налога на доходы физических лиц – на 2 317 млн. руб. (9,4 %), от налогов на имущество – на 4 960 млн. руб. (45,6%), сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами на 1 303 млн. рублей (83 %). Безвозмездные поступления в этот период увеличились на 11 844 млн. рублей (53,4 %).
Налог на доходы с физических лиц в 2020 году по сравнению с 2019 годом увеличился на 2 317 млн. рублей (+ 9 %), в 2021 году по сравнению с 2020 годом снизился на 4 621 млн. рублей (- 17 %).
Далее (таблица 2) проведем анализ структуры доходов консолидированного бюджета Амурской области в 2019-2021 гг. [2]
Таблица 2 - Анализ структуры налоговых поступлений в доходы бюджета Амурской области в 2019-2021 гг.
Показатель
|
2019
год
|
2020
год
|
2021
год
|
Изменения
удельного веса, в %
| ||||
сумма,
млн. руб.
|
уд.
вес, в %
|
сумма,
млн. руб.
|
уд.
вес, в %
|
сумма,
млн. руб.
|
уд.
вес, в %
|
2020
г. к 2019 г.
|
2021
г. к 2020 г.
| |
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
налог на прибыль
организаций
|
13
195
|
15,81
|
15
318
|
14,57
|
15
883
|
15,23
|
-1,24
|
+0,66
|
налог на доходы с
физических лиц
|
24
524
|
29,38
|
26
841
|
25,53
|
22
220
|
21,30
|
-3,85
|
-4,23
|
акцизы по подакцизным
товарам (продукции)
|
3
455
|
4,14
|
3
463
|
3,29
|
3
946
|
3,78
|
-0,85
|
+0,49
|
налоги на совокупный
доход
|
3
319
|
3,98
|
3
274
|
3,11
|
3
127
|
3,00
|
-0,87
|
-0,11
|
налоги на
имущество
|
10
866
|
13,02
|
15
826
|
15,05
|
13
264
|
12,72
|
+2,03
|
-2,33
|
налоги, сборы и
регулярные платежи за пользование природными ресурсами
|
1
570
|
1,88
|
2
873
|
2,73
|
3
135
|
3,01
|
+0,85
|
+0,28
|
доходы от использования
имущества, находящегося в гос. и мун. собственности
|
1
354
|
1,62
|
1
468
|
1,4
|
1
277
|
1,22
|
-0,22
|
-0,18
|
платежи за
пользование природными ресурсами
|
331
|
0,4
|
293
|
0,29
|
343
|
0,33
|
-0,11
|
+0,04
|
безвозмездные
поступления
|
22
168
|
26,56
|
34
012
|
32,35
|
41
102
|
39,41
|
+5,79
|
+7,06
|
Итого доходов:
|
83
459
|
100,00
|
105
151
|
100,00
|
104
297
|
100,00
|
-
|
-
|
Из данных таблицы можно сделать выводы о том, что в структуре налоговых доходах консолидированного бюджета Амурской области наиболее значение имеет налог на доходы физических лиц: 29,38 %, 25,53 %, 21,30 % в 2019, 2020 и 2021 году соответственно.
Также значительную долю в структуре доходов занимают налог на прибыль организаций и налоги на имущество. Налог на прибыль организаций в 2019 году составил 15,81%, в 2020 году – 14,57%, в 2021 году – 15,23 %. Налоги на имущество в 2019 году занимали 13,02 % от общих доходов области, в 2020 доля доходов увеличилась до 15,05 %, в 2021 году снизилась до12,72 %.
Далее проведем анализ налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц.
2. Анализ налоговых вычетов, предоставляемых налогоплательщикам по налогу на доходы физических лиц в Амурской области в 2019-2020 гг.
Примечание: в расчетах приведен анализ за 2019-2020 гг., в то время как сами доходы бюджета проанализированы за период 2019-2021гг. Это связано с тем, что на сайте Федеральной Налоговой Службы РФ еще нет данной информации за 2021 год.
Таблица 3 - Динамика предоставленных налоговых вычетов в Амурской области в 2019-2020 гг. [3]
Показатель
|
Количество физических лиц, получивших доходы
(чел.)
|
Абсолютное отклонение, чел.
|
Относительное отклонение, %
| |
2019 год
|
2020 год
| |||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
сведения
о физических лицах, которым предоставлены стандартные налоговые вычеты, всего
|
95 905
|
159 167
|
+63 262
|
+65,96
|
сведения
о физических лицах, которым предоставлены социальные налоговые вычеты (пп.2
п. 1 ст.219 НК РФ – вычет на обучение), всего
|
82
|
90
|
+8
|
+9,76
|
сведения
о физических лицах, которым предоставлены социальные налоговые вычеты (пп.3
п. 1 ст.219 НК РФ – вычет за медицинские услуги и пп. 4 и пп.5 п.1 ст. 219 НК
РФ – вычет на взносы по договору негосударственного пенсионного страхования и
дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию)
|
148
+ 10 674 |
135
+ 82 |
-13
-10 592 |
-8,78
-99,23 |
сведения о физических лицах, которым предоставлены имущественные
налоговые вычеты (пп.3 п.1 ст.220 НК РФ - налоговый
вычет в размере расходов на новое строительство либо приобретение на
территории РФ жилых домов, квартир, комнат или доли (долей) в них, приобретение
земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для
индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей)
в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них),
всего
|
1 078
|
665
|
-413
|
-38,31
|
Таблица 4 -Динамика сумм налоговых вычетов в Амурской области в 2019-2020 гг.
Показатель
|
Сумма вычетов по физическим лицам,
получивших доходы (млн. руб.)
|
Абсолютное отклонение,
млн. руб.
|
Относительное отклонение,
%
| |
2019 год
|
2020 год
| |||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
сведения
о физических лицах, которым предоставлены стандартные налоговые вычеты, всего
|
1 935,9
|
3 654,9
|
+1 719
|
+88,80
|
сведения
о физических лицах, которым предоставлены социальные налоговые вычеты (пп.2
п. 1 ст.219 НК РФ – вычет на обучение), всего
|
3,3
|
3,3
|
-
|
-
|
сведения
о физических лицах, которым предоставлены социальные налоговые вычеты (пп.3
п. 1 ст.219 НК РФ – вычет за медицинские услуги и пп. 4 и пп.5 п.1 ст. 219 НК
РФ – вычет на взносы по договору негосударственного пенсионного страхования и
дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию)
|
7,6
+ 228,8 |
301,7
+ 0,9 |
+294,1
-227,9 |
+3 869,74
-99,61 |
сведения о физических лицах, которым предоставлены имущественные
налоговые вычеты (пп.3 п.1 ст.220 НК РФ - налоговый
вычет в размере расходов на новое строительство либо приобретение на
территории РФ жилых домов, квартир, комнат или доли (долей) в них,
приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для
индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли
(долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля
(доли) в них), всего
|
410,7
|
6,4
|
-404,3
|
-98,44
|
Всего налоговых вычетов:
|
2 586,3
|
3 967,2
|
+1 380,9
|
+53,39
|
Согласно данным таблиц 3 и 4, в исследуемом периоде стандартные налоговые вычеты увеличились на 63 262 млн. рублей (+ 66 %), социальные налоговые вычеты, предоставляемые за медицинские услуги, уменьшились на 13 млн. рублей (- 9 %), социальные налоговые вычеты на обучение увеличились на 8 млн. рублей (+ 10 %), социальные налоговые вычеты на взносы по договору негосударственного пенсионного страхования и дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию уменьшились на 10 592 млн. рублей (- 99 %).
В целом, налоговые вычеты в исследуемом периоде увеличились на 1 380,9 млн. рублей (+ 53 %).
На основании произведенных расчетов можно заметить, что снизилось количество физических лиц, которым были предоставлены налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц. Отрицательная динамика наблюдается и по большинству сумм самих налоговых вычетов. Это связано со сложной ситуацией в стране в период пандемии, что, по нашему мнению, доказывает недостаточную эффективность действующих налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц в Амурской области. Таким образом, необходимо решить данную проблему путем увеличения одной из групп налоговых вычетов.
В мировой практике уже встречается повышение эффективности налоговых вычетов путем их увеличения в условиях COVID-19 [12, с. 3041-3054].
3. Расчет прогнозного бюджета доходов Амурской области, увеличение некоторых налоговых вычетов, экономическая эффективность предложенного мероприятия
В связи со сложившейся ситуацией предлагается увеличить сумму социальных налоговых вычетов на медицинские услуги до 200 000 рублей (200 000*13 % = 26 000 руб.) и на социальные вычеты на взносы по договору негосударственного пенсионного страхования и дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию также до 200 000 рублей (200 000*13 % = 26 000 руб.).
Чтобы оценить экономическую эффективность изменений сумм имущественных и социальных вычетов, построим прогнозные доходы консолидированного бюджета Амурской области в двух вариантах. В первом варианте оставим сумму налоговых вычетов неизменной, во втором построим прогнозные доходы с учетом изменений социальных и имущественных налоговых вычетов.
Посчитаем прогнозные значения доходов консолидированного бюджета Амурской области без изменений налоговых вычетов. Для этого возьмем средний темп роста каждого показателя и умножим его на значение предшествующего периода.
Таблица 5 - Прогнозные значения поступлений доходной части бюджет Амурской области в 2022-2024 гг.
Показатель
|
2021
год
|
Прогнозный
период
|
Абсолютное
изменение, млн. руб.
| ||||
2022
год
|
2023
год
|
2024
год
|
2022
к 2021
|
2023
к 2022
|
2024
к 2023
| ||
налог на прибыль
организаций
|
15
883
|
19 088
|
21
631
|
24
746
|
+3
205
|
+2
543
|
+3
115
|
налог на доходы
физических лиц
|
22
220
|
23
337
|
23
219
|
22
236
|
+1
117
|
-118
|
-983
|
акцизы по подакцизным
товарам (продукции)
|
3
946
|
4 472
|
4
883
|
5
477
|
+526
|
+441
|
+594
|
налоги на совокупный
доход
|
3
127
|
3
207
|
3
130
|
3
085
|
+80
|
-77
|
-45
|
налоги на имущество
|
13
264
|
14
318
|
16
104
|
16
331
|
+1
054
|
+1
786
|
+227
|
налоги, сборы и регулярные
платежи за пользование природными ресурсами
|
3
315
|
5
173
|
7
728
|
10
679
|
+1
858
|
+2
555
|
+2
951
|
доходы от использования
имущества, находящегося в гос. и мун. собственности
|
1
277
|
1
314
|
1
307
|
1
261
|
+37
|
-7
|
-46
|
платежи за пользование
природными ресурсами
|
343
|
354
|
364
|
392
|
+11
|
+10
|
+28
|
безвозмездные поступления
|
41
102
|
59
147
|
82
447
|
111
067
|
+18
045
|
+23
300
|
+28
620
|
Итого доходов:
|
104
297
|
122
730
|
140
260
|
154
824
|
+18
433
|
+17
530
|
+14
564
|
На основании прогнозных данных консолидированного бюджета области (таблица 5) можно сделать вывод, что большинство показателей имеют положительную динамику. Налог на доходы физических лиц в прогнозных данных падает, но доходы бюджета продолжают расти благодаря положительной динамике других налоговых поступлений.
Далее посчитаем прогнозные значения доходов консолидированного бюджета Амурской области с учетом изменений налоговых вычетов.
Таблица 6 - Прогнозные изменения поступлений от НДФЛ и доходов консолидированного бюджета Амурской области в 2022 - 2024 гг.
Показатель
|
2022 год
|
2023 год
|
2024 год
| ||||||
без увеличения вычетов
|
с увеличением вычетов
|
абсолютное
изменение
|
без изменения вычетов
|
с увеличением вычетов
|
абсолютное изменение
|
без увеличения вычетов
|
с увеличением вычетов
|
абсолютное изменение
| |
налог
на доходы физических лиц, млн. руб.
|
23 337
|
23 333,7
|
-3,3
|
23 219
|
23 216
|
-3
|
22 236
|
22 233,5
|
-2,5
|
Итого
доходов, млн. руб.:
|
122 730
|
122 723,7
|
140 260
|
140 257
|
154 824
|
154 821,5
|
Таким образом, при проведении предложенных мероприятий, снизится поступления от уплаты налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет области. Однако, это хоть и отрицательно отразится на динамике доходов в целом, поступления от других видов налоговых доходов будут продолжать расти. Например, в значительной степени увеличатся поступления от уплаты налога на прибыль организаций, налогов на имущество, налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами. Также заметно увеличатся безвозмездные поступления.
Снижение поступлений от уплаты НДФЛ обусловлены увеличением социальных налоговых вычетов на медицинские услуги и социальных вычетов на взносы по договору негосударственного пенсионного страхования и дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию. Это положительно скажется на благосостоянии граждан [7, с. 247-250], а также позволит в некоторой степени решить проблему повышения доступности медицинских услуг, оказания помощи населению за счет увеличения реальных располагаемых доходов налогоплательщиков [8, с. 18-20].
Заключение
Подведем итоги проделанной работы.
В статье предложено оптимизировать систему налогообложения доходов физических лиц в Амурской области путем увеличения размера социальных налоговых вычетов. Проанализировав динамику и структуру налоговых поступлений в доходы консолидированного бюджета области, можно сделать вывод о том, НДФЛ хоть и занимает большую часть в структуре областного бюджета, сам бюджет растет и за счет других видов налоговых платежей. Сам же налог на доходы физических лиц напрямую влияет на уровень благосостояния населения – это зависит от налоговой ставки, налоговой базы и налоговых вычетов. Проведенное исследование показало, что предоставляемые в Амурской области социальные налоговые вычеты используются недостаточно эффективно. Увеличение размеров наиболее востребованных социальных налоговых вычетов, таких как социальный налоговый вычет на медицинские услуги, на взносы по договору негосударственного пенсионного страхования и дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, позволит обеспечить увеличение реальных доходов населения, при этом доходы бюджета Амурской области продолжают расти.
Источники:
2. Налог на доходы физических лиц. Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/actual/nalog/ndfl (дата обращения: 16.05.2022).
3. Отчет по форме № 7-НДФЛ за 2019 год. Федеральная налоговая служба. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn28/related_activities/statistics_and_analytics/forms/8857 796 (дата обращения: 05.05.2022).
4. Министерство финансов РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.minfin.ru (дата обращения: 20.05.2022).
5. Бирило К.А. Налог на доходы физических лиц: тенденции и проблемы развития (на примере Дальнего Востока России) // Молодежь ⅩⅩⅠ века: шаг в будущее: Материалы XXII региональной научно-практической конференции. Благовещенск, 2021. – c. 409-410.
6. Халимбекова А.М., Вагабова Д.С., Салимова Г.А. Переплаты налога на доходы физических лиц – причины и следствия // Теория и практика мировой науки. – 2021. – № 5. – c. 40-42.
7. Хасанова С.С., Джабраилова Х.М., Возкаева Д.С. Налог на доходы физических лиц: проблемы и пути совершенствования в России // Экономика и предпринимательство. – 2021. – № 9(134). – c. 247-250. – doi: 10.34925/EIP.2021.134.9.037.
8. Солярик М.А., Губанов Ю.В. Налог на доходы физических лиц // Калужский экономический вестник. – 2020. – № 1. – c. 18-20.
9. Мазур Л.В., Крюкова О.А. Формирование налогового потенциала сферы страхования в современных условиях // Среднерусский вестник общественных наук. – 2020. – № 3. – c. 98-111. – doi: 10.22394/2071-2367-2020-15-3-98-111.
10. Филиппенко М.А. Налогообложение доходов физических лиц // Трибуна ученого. – 2020. – № 5. – c. 383-390.
11. Куйкина С.Г., Ермакова Д.В. Методика оценки бюджетного процесса субъектов Российской Федерации // Экономические отношения. – 2020. – № 2. – c. 559-574. – doi: 10.18334/eo.10.2.100873.
12. Матыцын А.В., Колчин С.П. Меры финансовой и налоговой поддержки экономики и населения в период пандемии во Франции // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 12. – c. 3041-3054. – doi: 10.18334/epp.11.12.113963.
Страница обновлена: 29.11.2024 в 13:04:12