Влияние на бюджет Российской Федерации последствий коронавирусной инфекции

Деева Т.В.1
1 Институт проблем рынка РАН, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономика и социум: современные модели развития (РИНЦ)
опубликовать статью

Том 10, Номер 3 (Июль-сентябрь 2020)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=45706903
Цитирований: 2 по состоянию на 26.03.2022

Аннотация:
Цель статьи – рассмотрение вопросов влияния на Федеральный бюджет Российской Федерации негативных факторов, связанных с распространением коронавирусной инфекции и снижением цен на нефть. Результаты. Выделены три существенные проблемы, влияющие на экономику и государственный бюджет Российской Федерации, рассмотрены пути минимизации выделенных проблем. Выводы. В целом, в 2020 году появилась необходимость существенно изменить государственный бюджет, связано это с тремя основными проблемами: снижением цены на нефть, что влияет на ее доходы; необходимостью существенного увеличения затратной части бюджета, которая должна обеспечить систему здравоохранения необходимыми ресурсами для содержания и лечения больных коронавирусом; а также важно учитывать, что экономические процессы снизят доходы бюджета от налоговых поступлений, при этом необходимы финансовые средства на поддержку экономики и граждан в этот сложный период. Поэтому Правительство приняло экстренные меры по корректировки бюджета. Серьезность ситуации заставила Президента Российской Федерации принять закон, позволяющий перераспределять бюджетные ассигнования без внесения поправок в закон «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов». Это сделано для общей оперативности и повышения эффективности принятия различных мер и решений.

Ключевые слова: финансы, федеральный бюджет, управление государственными доходами и государственными расходами, государственный контроль



Введение

Современная международная и национальная ситуация ставит перед Российской Федерацией серьезные вызовы и угрозы, которые существенно влияют на сферу государственных финансов. В ближайшее время можно прогнозировать существенные трудности для Федерального бюджета, связанные с необходимостью существенных затрат для борьбы с развитием пандемии коронавируса и оказания помощи заболевшим данной инфекцией, с сокращением его налоговых доходов в связи с внутренней экономической ситуацией, которая во многом зависит от большого количества отраслей, на деятельность которых влияет пандемия, а также с существенным снижением нефтяных доходов государства.

Результаты исследования

В целом2020 год поставил перед Российской Федерацией ряд серьезных задач, от решения которых зависит благосостояние граждан, а также социально-экономическое развитие в ближайшей перспективе.

Можно выделить три существенные проблемы, влияющие на экономику и государственный бюджет Российской Федерации.

1. В качестве первой необходимо отметить именно снижение цен на нефть, а не пандемию коронавируса. Конечно, между существенным сокращением цены на нефть и развитием пандемии есть прямая связь, выражающаяся в меньшем потреблении данного ресурса в связи с уменьшением международных перелетов, сокращением использования транспорта и другими факторами. Но, тем не менее, именно существенное сокращение цен на нефть является главным вызовом экономики и Федеральному бюджету в ближайшей перспективе. Особенно с учетом существенного значения нефтяных доходов на бюджет. При этом необходимо сказать о том, что российская экономика уже встречалась с данными явлениями в недавнем прошлом, поэтому имеет существенный опыт преодоления таких кризисов с минимальными потерями. По нашему мнению, максимальный негативный эффект придется на 2020 год, а в будущем отрицательные последствия будут максимально сглажены политикой государственной власти в данной сфере.

2. В качестве второй проблемы можно определить необходимость существенных расходов на противодействие распространению коронавирусной инфекции, а также оказание необходимой медицинской помощи гражданам. В данной ситуации осуществляются большие бюджетные траты на сооружение новых больниц, расширение коечных мест в существующих учреждения здравоохранения, создание необходимой инфраструктуры для оказания помощи больным. Помимо этого бюджет несет расходы на оказание различной социальной помощи гражданам, которые оказались в неблагоприятном положении в связи с данной пандемией, на специальные выплаты врачам, работающим с пациентами, зараженными этим вирусом. Большие расходы тратятся на разработку новых лекарств, способных противостоять данной инфекции, на создание вакцины против нее, а в дальнейшем и на проведение вакцинации среди населения.

3. В качестве третьей основной проблемы необходимо отметить снижение экономической активности в государстве, что приведет к существенному снижению доходов от налоговых поступлений. В связи с развитием эпидемической ситуации государственные власти пошли во многом на существенные меры, которыми остановили работу индустрий туризма, фитнеса, существенно ограничили малый бизнес и торговлю, а также и достаточно крупные отрасли, имеющие важное значение для экономики. Все это приведет к существенному сокращению доходов данных отраслей, а, следовательно, и налоговых поступлений от их работы в бюджет. Помимо этого государство активно разрабатывает различные меры по оказанию помощи разным отраслям экономики, что потребует мобилизации большого количества финансовых ресурсов. Пострадавшим отраслям необходима государственная поддержка для того, чтобы пережить сложные времена с минимальными потерями.

Более того неизвестно насколько возобновится экономическая активность населения и потребления после снятия всех ограничений в регионах, осознание вирусной угрозы может привести к отказу населения от посещения фитнес-клубов, совершения большого количества покупок в торговых центрах, существенно снизит походы в рестораны, бары, кинотеатры.По словам министра финансов Антона Силуанова, «… Глобальное распространение коронавируса оказывает отрицательное влияние на уровень экономической активности практически во всех секторах экономики – не только нефтегазовом. Есть риски серьезного недопоступления налогов и других ненефтегазовых доходов бюджета – мы говорим про объемы свыше триллиона. Будем компенсировать это за счет других источников…» [2].

Поэтому можно сделать вывод о существенных проблемах, которые необходимо решить в экономике и в Федеральном бюджете.

Рассмотрим некоторые показатели исполнения федерального бюджета за январь-март настоящего и прошлого года в таблице 1.

Таблица 1

Основные параметры исполнения федерального бюджета за январь-март 2019 и 2020 гг. [5-8]


январь-март 2019 г.
январь-март 2020 г.
изменения
млрд руб.
% ВВП
кассовое исполнение, в %
млрд руб.
% ВВП
кассовое исполнение, в %
млрд руб.
% ВВП
Доходы
4590,0
18,4
22,7
4730,3
19,4
23,0
140,3
1,0
В том числе








Нефтегазовые
993,5
8,0
24,6
1787,9
7,3
23,8
-205,6
-0,7
Ненефтегазовые
2596,5
10,4
21,4
2942,4
12,1
22,5
345,9
1,7
Расходы
3924,0
15,7
21,5
4717,9
19,3
24,0
793,9
3,6

В целом можно увидеть, что за первый квартал 2020 года произошло увеличение доходов, по сравнению с показателями прошлого года, особенно это видно по росту нефтегазовых доходов, именно из‑за них и увеличился общий объем доходов. Однако эти данные не отражают реальную картину, так как в основном показывают эффективность окончания прошлого года [9-11], поэтому сокращение доходов Федерального бюджета будет уже заметно при анализе показателей за второй и последующие кварталы 2020 года.

При этом влияние современной экономической ситуации на бюджет можно проанализировать по его расходам. Из таблицы видно существенное увеличение расходов Федерального бюджета в первом квартале 2020 года по сравнению с прошлогодними показателями, они увеличились на 793,9 млрд руб. При более детальном анализе увеличения расходов можно увидеть, что существенная часть данного увеличения произошла из‑за роста затрат на здравоохранение (рисунок 1).

Рисунок 1 – Расходы на здравоохранение, млрд руб. [5-8]

В целом из рисунка 1 можно увидеть, что расходы на сферу здравоохранения в первом квартале 2020 года увеличились более чем вдвое по сравнению с показателем прошлого года, главным фактором этого стало распространение коронавирусной инфекции и необходимости принять все возможные меры для подготовки к ней в Российской Федерации.

На рисунке 2 продемонстрировано изменение расходов на здравоохранение и изменение расходов всего Федерального бюджета в первом квартале 2020 года по сравнению с предыдущим.

Рисунок 2 – Сравнение изменения расходов Федерального бюджета всего и непосредственно на здравоохранение в первом квартале 2020 года [5-8]

В целом можно сказать о том, что на рост расходов Федерального бюджета сильно повлияло именно увеличение расходов на здравоохранение, которое составило примерно 28 % в структуре увеличения всех расходов. Помимо увеличения расходов на здравоохранение они были увеличены на национальную оборону, социальную политику, общегосударственные вопросы (рисунок 3).

Рисунок 3 – Увеличение расходов бюджета в первом квартале 2020 года по сравнению с показателями 2019 [5-8]

Все эти сферы во многом связаны с борьбой с коронавирусной инфекцией, поэтому здесь тоже были увеличены расходы, при этом в остальных кварталах 2020 года, они могут еще существенно вырасти.

«…Следует отметить и дополнительные расходы бюджетов:

- дополнительные расходы непосредственно на здравоохранение;

- меры по поддержке бизнеса;

- меры по поддержке населения – увеличение размеров социальных выплат, повышение минимального размера оплаты больничных листов до уровня МРОТ (12130 руб.) и т.д.;

- и т.п.

В числе мер, направленных на поддержку бизнеса можно отметить:

- Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики»;

- Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 года № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции»;

- введение моратория на проверки, штрафы и т.д….» [1].

Однако самой важной проблемой Федерального бюджета в 2020 году является то, что он может быть существенно сокращен в доходной части из‑за снижения нефтегазовых доходов. По прогнозам министра финансов потери бюджета могут составить 1 трлн руб., а расходы при этом увеличиваются. Также министр говорит о необходимости финансирования бюджета из Фонда национального благосостояния, в размере примерно 2 трлн руб.

В целом отрицательное влияние на бюджет будет оцениваться текущими ценами на нефть. Предпринятые со стороны государств экспортеров нефти меры по снижению добычи помогли стабилизировать цены, которые доходили до 20 долл. за баррель и даже опускались еще ниже. Все это существенно снизит доходы Российской Федерации. При этом перед государством стоит необходимость увеличивать расходную часть бюджета, для обеспечения необходимых условий в здравоохранении, а также поддержки разным отраслям экономики в сложный период.

По слова Силуанова, «….Мы не режем расходы, даже наоборот, их увеличиваем, поэтому будем задействовать средства ФНБ и займы, чтобы профинансировать как текущие обязательства, так и антикризисные программы…» [2].

При этом еще в апреле Президент России Владимир Путин подписал закон, разрешающий правительству РФ перераспределять бюджетные ассигнования без внесения поправок в закон «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»» [4].

Созданные поправки в законодательство упростили вопросы по привлечению необходимых средств на борьбу с коронавирусной инфекцией. Внесение поправок было осуществлено «в целях своевременного финансового обеспечения мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции» [6].

Выделение дополнительных ресурсов в бюджет является важным действием, помогающим реализовывать обязательства государства перед гражданами и способствовать стабилизации экономики России в сложное время [16].

В Федеральный бюджет были заложены серьезные средства на оказание помощи различным отраслям экономики и гражданам государства, которые оказались в трудной жизненной ситуации в связи с пандемией. Привлечение данных средств должно положительно сказаться на преодолении экономических шоков.

По словам министра финансов, только на строительство различных инфекционных сооружений здравоохранения, расширение имеющихся коечных мест и формирования необходимой инфраструктуры для оказания помощи больным будет выделено более 500 млрд руб., что поможет пережить пандемию с минимальными потерями.

Принимая во внимание вышесказанное, можно сделать вывод о том, что необходимость существенных расходов в связи с действующей экономической ситуацией является обоснованной, при этом можно ожидать стабилизации ситуации уже в 2021 году, так как принятые меры на международном уровне будут способствовать удержанию цены на нефть.

При этом Правительство готово к корректировкам бюджета даже при сокращении цены на нефть до 20 долл., а основные прогнозы составлялись из расчета цена на нефть в районе 30 долл. Цена на нефть на начало лета находится на уровне 40 долл. за баррель [12-15].

Россия готова к вызовам в экономике и активно формирует эффективную политику, которая позволит противостоять негативным тенденциям в экономике. Думается, что возможен выход из кризиса с максимально низкими потерями, необходимо сказать о том, что сокращение негативного влияния пандемии, разработка лекарства от данного вируса или вакцинация населения позволят перейти к стабилизации и росту экономики.

Выводы

В заключение статьи можно сделать ряд выводов:

1. Существенное влияние на бюджет и необходимость его пересмотра оказывают следующие негативные факторы: снижение цены на нефть, что приводит к сокращению ее доходов; распространение пандемии коронавирусной инфекции, что существенно увеличивает затраты на здравоохранение; снижение активности экономики, что уменьшает налоговые доходы, а также увеличивает расходы в области оказания помощи пострадавшим отраслям.

2. Важным шагом повышения эффективности управления государственным бюджетом стало принятие закона, позволяющего Правительству перераспределять бюджетные ассигнования без внесения специальных поправок в закон о действующем бюджете на данный период.

3. Принятые меры и корректировки в государственном бюджете позволят реализовать все стоящие задачи в области здравоохранения, а также оказать помощь пострадавшим отраслям экономики и различным категориям граждан.


Источники:

1. Аналитический доклад: «Влияние коронавируса covid-19 на ситуацию в российском здравоохранении». Под общей редакцией академика РАН Стародубова В.И. Версия 1.0 (по состоянию на 26.04.2020 г.) [электронный ресурс] – режим доступа – https://mednet.ru/images/materials/news/doklad_cniioiz_po_COVID-19-2020_04_26.pdf
2. Как российский бюджет выдержит испытание пандемией [электронный ресурс] – режим доступа – https://rg.ru/2020/05/07/kak-rossijskij-biudzhet-vyderzhit-ispytanie-pandemiej.html
3. Краткая информация об исполнении федерального бюджета. Официальный сайт Минфин России [электронный ресурс] – режим доступа – https://www.minfin.ru/ru/statistics/fedbud/
4. Путин подписал закон о трате средств на борьбу с коронавирусом без поправок в бюджет [электронный ресурс] – режим доступа – https://tass.ru/ekonomika/8137225
5. Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2019 год (предварительные итоги) [Электронный ресурс] / Министерство финансов РФ. – Москва, Минфин, 2020. – 176 с. – URL: https://www.minfin.ru/common/upload/library/2020/03/main/Ispolnenie_FB_RF_za_2019_god_predv.itogi.pdf (дата обращения: 20.05.2020).
6. Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2018 год. Информационное иллюстрированное издание [Электронный ресурс] / Министерство финансов РФ. 30.09.2019. – Москва, Минфин, 2019. – 160 с. – URL: https://www.minfin.ru/common/upload/library/2019/09/main/2018_god.pdf (дата обращения: 20.05.2020).
7. Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2017 год Информационное иллюстрированное издание [Электронный ресурс] / Министерство финансов РФ. 09.08.2018. – Москва, Минфин, 2018. – 156 с. – URL: https://www.minfin.ru/common/upload/library/2018/09/main/Ispolnenie_federalnogo_budzheta_v_2017_godu.pdf (дата обращения: 20.05.2020).
8. Федеральный закон от 02.12.2019 N 380-ФЗ (ред. от 18.03.2020) "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" [Электронный ресурс] / Консультант-Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=348014&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.24615277505479027#09626399940897143 (дата обращения: 20.05.2020).
9. Смирнова Т.Л. Методологические подходы к оценке социально-экономического развития регионов на основе приоритетов бюджетной политики РФ // Экономические отношения. – 2019. – Том 9. – № 2. – С. 1125-1136. – doi: 10.18334/eo.9.2.40578.
10. Смирнова Т.Л. Тенденции бюджетного финансирования инфраструктуры в России // Экономические отношения. – 2019. – Том 9. – № 3. – С. 2093-2106. – doi: 10.18334/eo.9.3.40658.
11. Печенская М.А. О региональных бюджетных проблемах как угрозах обеспечения экономической безопасности // Экономическая безопасность. – 2019. – Том 2. – № 4. – С. 361-370. – doi: 10.18334/ecsec.2.4.110115.
12. Силуанов оценил общий объем антикризисной поддержки экономики / [Электронный ресурс] / РБК. 16.04.20. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/16/04/2020/5e987ebf9a7947f988c6d3b8
13. Стеркин Ф., Базанова Е. А. Силуанов: «Растратить ФНБ за два года было бы неправильно» [Электронный ресурс] / Ведомости. 05.05.2020. – Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/economics/characters/2020/05/05/829608-ne-hochetsya-dolgovuyu-spiral
14. Минфин России прогнозирует в 2020 году цену на нефть около $30 [Электронный ресурс] / Прайм. 06.05.2020. – Режим доступа: https://1prime.ru/energy/20200506/831390395.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=
15. Зубков И. Минфин потратит из Фонда национального благосостояния 2 трлн рублей [Электронный ресурс] / Российская газета. 16.04.2020. – Режим доступа: https://rg.ru/2020/04/16/minfin-potratit-iz-fonda-nacionalnogo-blagosostoianiia-2-trln-rublej.html
16. Караваева И.В., Бухвальд Е.М., Соболева И.В., Коломиец А.Г., Лев М.Ю., Иванов Е.А., Казанцев С.В., Колпакова И.А. Экономическая безопасность отдельных прогнозных параметров социально-экономического развития и бюджетной политики Российской Федерации на среднесрочную перспективу // Экономическая безопасность. – 2019. – Том 2. – № 4. – С. 273-334. – doi: 10.18334/ecsec.2.4.110112.

Страница обновлена: 27.11.2024 в 12:30:08