Влияние механизмов поддержки малого и среднего предпринимательства на источник экономического роста северных территорий Красноярского края
Москвина А.В.1, Каячев Г.Ф.1, Лихачева Т.П.1
1 Сибирский федеральный университет, Россия, Красноярск
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
Том 16, Номер 21 (Ноябрь 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Москвина А.В., Каячев Г.Ф., Лихачева Т.П. Влияние механизмов поддержки малого и среднего предпринимательства на источник экономического роста северных территорий Красноярского края // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 21. – С. 3765-3776. – doi: 10.18334/rp.16.21.2073.
Аннотация:
Проведен анализ механизмов поддержки малого и среднего предпринимательства в северных территориях Красноярского края в разрезе нормативно-правовой базы, имущественного, информационно-консультационного и финансового аспектах. Оценка их результативности дана составлением расходов консолидированного бюджета территорий на поддержку малого и среднего предпринимательства с количеством субъектов и налоговыми платежами как источниками экономического роста.
Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, эффективность, механизм поддержки, источники экономического роста, целевые показатели программ развития, направления поддержки
Введение
В 2014 году, по данным Федеральной службы государственной статистики, в Российской Федерации было зарегистрировано 2 103,78 тыс. малых предприятий (включая микропредприятия), а также 5 645,7 тыс. индивидуальных предпринимателей (табл. 1). За период с 2011 года прирост числа субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) составил: по малым предприятиям – 14,6%, индивидуальным предпринимателям – 3,5%, по субъектам среднего предпринимательства наблюдалось снижение. Численность занятых в этой сфере экономики в целом выросла за три года на 1,53%, оборот – на 15,5%.
Структура видов деятельности субъектов малого и среднего бизнеса приведена на рисунке 1.
Таблица 1
Основные экономические показатели деятельности
малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации
Год
|
Количество
предприятий, тыс. единиц |
Средняя
численность работников без внешних совместителей, тыс. чел.
|
Оборот
предприятий, млрд руб. |
Малые
предприятия, включая микропредприятия
| |||
2011
|
1836,4
|
10421,9
|
22610,2
|
2012
|
2003,0
|
10755,7
|
23463,7
|
2013
|
2063,1
|
10775,2
|
24781,6
|
2014
|
2103,8
|
10789,5
|
26392,2
|
Индивидуальные
предприниматели
| |||
2011
|
5453,1
|
2245,9
|
8057,2
|
2012
|
5647,1
|
2213,9
|
8707,4
|
2013
|
5429,5
|
2096,5
|
9732,9
|
2014
|
5645,7
|
2435,7
|
10447,5
|
Средние
предприятия
| |||
2011
|
15,9
|
1964,4
|
5150,4
|
2012
|
13,8
|
1719,5
|
4710,6
|
2013
|
13,7
|
1630,7
|
4717,5
|
2014
|
н/д
|
н/д
|
4515,8
|
Рисунок 1. Структура оборота по экономическим видам деятельности
малого и среднего предпринимательства в 2014 г.
Источник: составлено авторами по данным сайта Федеральной службы государственной статистики.
Характеризуя структуру деятельности, нужно отметить, что малые и средние предприятия – юридические лица занимаются, главным образом, оптовой и розничной торговлей, строительством и обрабатывающими видами производства. Индивидуальные предприниматели действуют преимущественно в сфере торговли.
Красноярский край – второй по площади субъект Российской Федерации. Численность населения Красноярского края, по данным Красноярскстата на 1 января 2014 года, составляет 2 852,810 тыс. человек. Экономика края ориентирована как на капиталоемкие, энергоемкие производства, основанные на использовании богатой ресурсно-сырьевой базы, так и на выпуск промежуточной продукции, предназначенной для поставок в другие регионы России и в страны ближнего и дальнего зарубежья.
По данным Красноярскстата, в 2014 году количество малых предприятий составило 4 671 ед., увеличившись по сравнению с 2011 годом на 11,6%. Численность индивидуальных предпринимателей выросла на 5,9% и достигла 47 725 чел.
Северные территории Красноярского края охватывают два из наиболее сложных и уникальных макрорайонов края. Северный макрорайон включает Таймырский Долгано-Ненецкий, Эвенкийский, Туруханский муниципальные районы и г. Норильск и характеризуется как территория с очень сложными и суровыми природно-климатическими условиями. Приангарский макрорайон включает Богучанский, Енисейский, Кежемский, Казачинский, Мотыгинский, Пировский и Северо–Енисейский муниципальные районы, гг. Лесосибирск, Енисейск и охватывает территорию Нижнего Приангарья с ее разнообразными минерально-сырьевыми ресурсами и невысокой транспортной доступностью.
Развитие Северного макрорайона определяется, прежде всего, федеральной политикой развития территорий Крайнего Севера и Арктики. В проекты федерального уровня, задающие пространственные приоритеты индустриального развития в рамках Северного макрорайона, включены все основные инвестиционные проекты крупных нефтегазовых, металлургических и энергетических компаний макрорайона. Ангарский макрорайон находится в стадии активного промышленного и инфраструктурного развития, связанного, прежде всего, с реализацией масштабного инвестиционного проекта Комплексного развития Нижнего Приангарья.
Общее количество субъектов малого и среднего предпринимательства в северных территориях Красноярского края в 2014 году, включая индивидуальных предпринимателей, составило 16 203 единицы, в том числе 3 744 ед. малых предприятий – юридических лиц, 58 средних предприятий и 12 401 индивидуальных предпринимателей. По количеству субъектов заметно лидирует Северный макрорайон, лидером является г. Норильск. Второе место держит г. Лесосибирск, третье – Богучанский район (рис. 2).
Общая численность занятых в секторе составила в 2014 году 55 670 человек, увеличившись с 2011 году всего на 0,75%. Лидерами являются г. Норильск, г. Лесосибирск, Богучанский район (рис. 3).
По оборотам субъектов малого и среднего предпринимательства северных территорий Красноярского края лидером также является город Норильск (рис. 4).
Рисунок 2. Динамика количества субъектов малого и среднего предпринимательства в северных территориях Красноярского края за 2011-2014 гг.
Источник: составлено авторами по данным Красноярскстата и АИС ММО
Рисунок 3. Структура среднесписочной численности работников
субъектов малого и среднего предпринимательства
по северным территориям Красноярского края в 2014 году
Источник: составлено авторами по данным АИС ММО
Рисунок 4. Структура оборота субъектов малого и среднего предпринимательства по северным территориям Красноярского края в 2014 году
Источник: составлено авторами по данным АИС ММО
27 января 2015 года Распоряжением № 98-р Правительства Российской Федерации был утверждён План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, нацеленный на обеспечение устойчивого развития экономики и социальной стабильности в период наиболее сильного влияния неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры. В числе ключевых направлений действий Правительства в ближайшее время включены и мероприятия по содействию развитию малого и среднего предпринимательства.
Во всех без исключения муниципальных районах созданы и функционируют Центры содействия малому и среднему предпринимательству, работающие по принципу «одно окно», работают координационные советы в области развития малого и среднего предпринимательства. В ряде районов работают общественные объединения предпринимателей Так, в г. Енисейске создана Некоммерческая организация «Союз поддержки и развития малого и среднего предпринимательства г. Енисейска и Енисейского района», в Казачинском районе – партнерство индивидуальных предпринимателей «Ладья», в Таймырском районе – региональное общественное объединение «Союз предпринимателей малого и среднего бизнеса».
Все без исключения муниципальные районы имеют или отдельную программу поддержки и развития малого и среднего предпринимательств,а или, что чаще, соответствующие подпрограммы в рамках программы социально-экономического района или программы поддержки инвестиционной и инновационной деятельности.
К числу наиболее важных критериев оценки программ поддержки субъектов МСП в первую очередь отнесены: количество созданных рабочих мест: их указывают в качестве критерия 8 муниципальных образований из 13; количество субъектов, получивших поддержку (7 муниципальных образований из 13); количество сохраненных рабочих мест (7 муниципальных образований из 13); объем привлеченных инвестиций; увеличение оборота предприятий, занимающихся обрабатывающим производством (рис. 5).
Рисунок 5. Рейтинг критериев оценки эффективности
муниципальных программ поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства северных районов Красноярского края
Источник: составлено авторами
Программами развития и поддержки субъектов МСП предусматривается помощь в трех основных направлениях:
1) имущественная поддержка субъектов МСП;
2) информационно-консультационная поддержка субъектов МСП;
3) финансовая поддержка субъектов МСП.
Имущественная поддержка осуществляется в виде передачи во владение и (или) в пользование имущества, находящегося в муниципальной собственности района и включенного в соответствующий перечень муниципального имущества (земельные участки, здания, строения, сооружения, нежилые помещения, оборудование, машины, механизмы, установки, транспортные средства, инвентарь, инструменты и другие объекты муниципальной собственности района).
Информационно-консультационная поддержка предусматривает оказание консультационной поддержки субъектов МСП по вопросам государственной и муниципальной поддержки субъектов МСП, оказание содействия субъектам МСП в получении государственной и муниципальной поддержки, проведение обучающих и информационных семинаров по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, трудового законодательства и пр.
На основании базовых положений теории и методологии управления, теории кризиса и анализа кризисной ситуации 2008–2010 гг., а также исследований состояния производительности труда и риск-факторов, в работе (Поносова, Стрельникова, 2013) представлена классификация факторов антикризисного управления, она может быть использована в качестве своеобразной матрицы для анализа состояния промышленного производства за рубежом и в России на современном этапе, а также для выявления организационно-экономических предпосылок преодоления кризисной ситуации на предприятиях промышленности в будущем.
Финансовая поддержка субъектов МСП направлена на развитие инвестиционной деятельности, развитие системы кредитования и снижения затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, возникающих в связи с привлечением финансовых ресурсов, в том числе субсидии на возмещение различных видов расходов (открытие собственного дела, выставочно-ярмарочная деятельность, лизинг и пр.)
В ходе проведенного исследования была изучена взаимосвязь между расходами консолидированного бюджета на развитие и поддержку субъектов МСП в расчете на одну малую и среднюю организацию (факторная переменная) и следующими переменными, заявленными изначально как критерии оценки эффективности соответствующих муниципальных программ поддержки (Дремина, 2009; Попов, 2013):
1) количество субъектов малого и среднего предпринимательства на 10000 человек населения;
2) налоговые платежи в расчете на одну малую и среднюю организацию, включая индивидуальных предпринимателей;
3) среднесписочная численность работников организаций малого (юридических лиц) и среднего бизнеса, с выделением среднесписочной численности работников организаций обрабатывающего производства;
4) доля среднесписочной численности работников малых и средних организаций в среднесписочной численности работников всех организаций;
5) оборот организаций малого (юридических лиц) и среднего бизнеса, с выделением оборота организаций обрабатывающего производства;
6) объем инвестиций в основной капитал организаций малого (юридических лиц) и среднего бизнеса.
Результаты расчетов и итоговый рейтинг муниципальных образований приведены в таблице 2.
Анализ показывает, что положительная корреляция расходов бюджета на поддержку субъектов СМП и количественных показателей наблюдается только в гг. Енисейске, Лесосибирске, Кежемском, Пировском, Таймырском и Эвенкийском районах. Из них значимой она является только для г. Лесосибирска, Кежемского, Пировского, Таймырского и Эвенкийского районов. Отрицательная взаимосвязь характерна для Норильска, Северо-Енисейского, Казачинского, Енисейского и Богучанского муниципальных районов. Несогласованность показателей наблюдается в Туруханском районе.
Положительная связь расходов бюджета и налоговых платежей в расчете на одну малую и среднюю организацию наблюдается в Пировском, Кежемском, Богучанском районах и г. Енисейск, а значимая связь – только в Пировском и Богучанском районах. Негативная – со всеми остальными.
Таблица 2
Оценка зависимости показателей-результатов от суммы расходов консолидированного бюджета на развитие и поддержку субъектов МСП в расчете на одну малую и среднюю организацию, ранг
Источник: составлено авторами
Заключение
Следует выделить несколько категорий территорий:
1) с положительной связью между расходами бюджета и количеством субъектов МСП и налоговыми поступлениями – четыре муниципальных района: г. Енисейск, г. Лесосибирск, Кежемский и Пировский районы; на этих территориях отдача от бюджетных мер поддержки положительна и очевидна;
2) отрицательная связь между расходами бюджета и количеством субъектов МСП и налоговыми поступлениями – три муниципальных района: Енисейский, Туруханский районы и г. Норильск, Казачинский и Северо-Енисейский районы;
3) рассогласованная взаимосвязь между расходами бюджета и количеством субъектов МСП и налоговыми поступлениями: все остальные.
Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, чтотолько в трех муниципальных субъектах можно признать программы поддержки эффективными.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 20:05:15